Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Звуки твердые и мягкие звонкие и глухие таблица: Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило

Содержание

таблица. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме

Содержание

  1. Твердые и мягкие согласные
  2. Как научить ребенка различать звуки
  3. Как определить мягкий согласный?
  4. Две согласных подряд
  5. Запись звуков
  6. Парные и непарные по твердости-мягкости звуки
  7. Ещё одна полезная таблица звуков и букв
  8. Вспомогательные признаки твердых и мягких согласных
  9. Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных
  10. Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы
  11. Звонкие и глухие
  12. Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные
  13. Сонорные согласные
  14. Шумные согласные звуки
  15. Шипящие согласные звуки
  16. Свистящие согласные звуки
  17. Примеры заданий для детей
  18. Советы родителям

Твердые и мягкие согласные

Как научить ребенка отличать мягкие звуки от твердых? Начать надо с того, что мягкость и твердость — это характеристика только для согласных звуков. Гласные здесь на подпевках. Хотя твердость и мягкость для них не характерна, именно их близкое соседство в некоторых словах может повлиять на эти свойства согласных звуков. Основное отличие между мягкими и твердыми звуками заключается в особенностях их произношения.

Если человек произносит мягкие согласные звуки, то середина его языка приподнимается к небу и перекрывает проход, по которому движется воздух, а кончик слегка выдвигается вперед к зубам. Это дополнительная артикуляция. Сам процесс называется палатализацией.

Малышам знать такие сложности ни к чему, но родителям для расширения кругозора подобный термин может пригодиться. Во время произношения твердых звуков подобное не происходит.

Чтобы самому понять разницу, достаточно произнести на пробу слово, в котором один и тот же звук выступает в роли твердого и мягкого.

Для примера возьмем «перерыв». Произношение первого согласного звука [р’] заставляет язык во рту плясать и подниматься к небу, а вот для второго согласного звука [р] эти кульбиты не нужны.

Родителям легко понять разницу, но как объяснить это ребенку на пальцах? Мы предлагаем пустить в ход фантазию и использовать интересные истории, шпаргалки и простые игры, которые помогут малышам запомнить согласные твердые и мягкие звуки.

Как научить ребенка различать звуки

Дети лучше всего воспринимают информацию, если она подается в игровой форме. Придумайте вместе с ребенком интересную историю, которая поможет объяснить сложные взаимоотношения между твердыми и мягкими согласными звуками.

Когда-то твердые и мягкие звуки жили они дружно. Не было между ними ни вражды, ни ссор, пока однажды амбициозная группа гласных, в которую вошли Е, Ё, Я, Ю и И, не захотела получить власть над всеми. Началась война, которая длилась долгие годы. А, О, У, Э и Ы сохраняли нейтралитет и предпочли держаться в стороне, потому что никак не могли принять чью-то сторону. Война затягивалась, поэтому гласные решили воспользоваться хитростью. Они обратились за помощью к мягкому знаку, который собственного звука вообще не имеет, но любит стравливать других между собой.

Эта вредная буква рассказала гласным о месте, в котором прятались согласные, а взамен потребовала ряд привилегий после успешного завершения военной компании. В результате согласные попали в окружение. Группа воинственно настроенных гласных выдвинула им ультиматум и согласным пришлось принять их условия. Война была проиграна и победители с помпой отметили свой успех.

Небольшая группа гласных получила безраздельную власть. Теперь они определяют, каким будет согласный звук: мягким или твердым. Точно такие же права получил и мягкий знак. Он теперь тоже может помыкать побежденными. Хотя в рядах согласных были и те, кто не захотел мириться с обстоятельствами. Все шипящие вместе с парочкой соратников не подняли белый флаг и ушли партизанить в леса. Покладистые согласные теперь строго подчиняются законам гласных, а несколько мятежников продолжают вести диверсионную деятельность, хотя и без особых результатов.

Эта незамысловатая история ярко демонстрирует особенности взаимоотношений гласных и согласных звуков. Имена бунтарей, которые мы упомянем дальше, стоит сразу же внести в черный список. За непокорность их до сих пор разыскивают гласные. Табличку с подписью «Разыскиваются» можно закрепить на холодильнике или возле рабочего стола маленького ученика.

Эта подсказка должна постоянно находиться перед глазами ребенка. Остальные согласные, которые подчинились победителям, теперь вынуждены становиться то мягкими, то твердыми в зависимости от своих соседей. Если за ними стоят гласные буквы Е, Ё, Я, Ю, И или Ь, то они становятся мягкими, потому что теряют волю перед победителями. Если же к ним на хвост села другая гласная (А, О, У, Э или Ы) или согласная, то они становятся твердым, так как чувствует поддержку.

Как определить мягкий согласный?

Кроме осо­бо­го зву­ча­ния, мяг­кий соглас­ный мож­но опре­де­лить в пись­мен­ной речи. На мяг­кость соглас­но­го ука­зы­ва­ют сле­ду­ю­щие признаки:

После мяг­ких соглас­ных пишут­ся бук­вы «е», «ё», «и», «ю», «я»:

  • лес [л’ э с]
  • пёс [п’ о с]
  • мир [м’ и р]
  • плюш­ка [п л’ у ш к а]
  • мята [м’ а т а].

Исключение состав­ля­ют заим­ство­ван­ные сло­ва, в кото­рых соглас­ные зву­чат твёр­до даже перед бук­вой «е»:

  • дель­та [д э л’ т а]
  • ате­лье [а т э л’ й ‘э]
  • тен­нис [т э н’ и с]
  • каба­ре [к а б а р э]
  • кафе [к а ф э]
  • энер­гия [э н э р г’ и й’ а]

Мяг­кость соглас­ных выра­жа­ет осо­бый зна­чок, кото­рый не обо­зна­ча­ет зву­ка, — «ь»:

  • косьба [с’]
  • восемь [м’]
  • якорь [р’]
  • скользкий [л’]

Соглас­ные смяг­ча­ют­ся перед неко­то­ры­ми после­ду­ю­щи­ми мяг­ки­ми соглас­ны­ми [з’], [л’], [н’], [с’], [т’], [ч’], [щ’]:

  • жизнь [ж ы з’ н’]
  • после [п о с’ л’ э]
  • мостик [м о с’ т’ и к]
  • зонтик [з о н’ т’ и к]
  • бето́нщик [б’ и т о н’ щ’ и к]
  • ворчу́н [в а р’ ч’ у н].

Этот фоне­ти­че­ский про­цесс пере­да­чи мяг­ко­сти одно­го зву­ка дру­го­му назы­ва­ет­ся упо­доб­ле­ни­ем, или асси­ми­ля­ци­ей (лат. assimilatio — «упо­доб­ле­ние»).

Имеем в виду, что эта при­об­ре­тён­ная мяг­кость соглас­ных не пере­да­ёт­ся в пись­мен­ной речи.

После букв, обо­зна­ча­ю­щих мяг­кие соглас­ные зву­ки, мяг­кий знак не пишет­ся в соче­та­ни­ях нч, нщ, чк, рч, рщ и др.

Две согласных подряд

В случае с последующими согласными мы разобрались без труда, но что делать тогда, когда две согласных стоят подряд и как определить характеристику звука в данном случае? Здесь действует уже другое правило. Такие случаи всегда означают то, согласный всегда будет твердым. Только мягкие согласные звуки не фигурируют в этом правиле.

  1. Как пример, можно взять слово “ручка”. После “ч” следом идет звук “к”, и ребенок обязан понять, что “ч” автоматически станет твердым звуком, так как следующая “к” и есть согласная.
  2. Не спешите, когда будете объяснять ребенку эти несложные, но важный и порой запутанные правила. Следите за тем, понятно ли ребенку, задавайте вопросы и не ленитесь объяснять по нескольку раз.

Запись звуков

В транскрибировании мягкость согласного звука обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘. Это апостроф, который встречается в некоторых заимствованных словах.

Например, чтобы обозначить мягкость звука Р в транскрипции необходимо написать [р’]. Твердость звука не обозначается.

В этом нет ничего сложного. Предложите ребенку простое задание. Ему необходимо выписать из группы слов только те, в которых присутствуют мягкие согласные, а затем сделать их транскрипции с апострофом. Всего несколько таких упражнений, и он быстро запомнит, как обозначается мягкость.

Парные и непарные по твердости-мягкости звуки

Согласные создают 15 пар, каждая из которых состоит из мягкого и твердого звука.

[б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [п] – [п’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [с] – [с’], [х] – [х’].

Согласные, которые могут образовывать подобные тандемы, называют парными. Непарные звуки — это те самые непокорные мятежники, которые могут быть либо только мягкими, либо только твердыми.

Ещё одна полезная таблица звуков и букв

Вспомогательные признаки твердых и мягких согласных

За произнесение каждого звука отвечает определенная комбинация органов артикуляционного аппарата. Детям можно подсказать, как легко распознавать твердость и мягкость согласных по положению губ.

Если, произнося слог, говорящий улыбается, то есть уголки его губ расходятся в стороны, то такой слог содержит в себе мягкий звук. Если же при произнесении слога «веселиться» не хочется, то наоборот — твердый. Так изучать сложную тему станет проще и веселее.

Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными.

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

  • По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
  • Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
  • * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
  • Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
  • Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.

Важное условие! Систематичность и спокойствие.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Звонкие и глухие

Звонкими называют звуки, состоящие из голоса и шума, а глухими, состоящие только из шума. Звонкий согласный производится за счёт вибрации голосовых связок. Если дотронуться до шеи в области горла и издать «ЗЗЗЗЗЗЗ….», можно почувствовать эту вибрацию. Если делать то же самое, произнося «ССССССС…» — никакой вибрации не будет.

Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные

В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.

Сонорные согласные

Сонорные согласные звуки — это звонкие непарные согласные.

Всего существует 9 сонорных звуков: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

Шумные согласные звуки

Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’], а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Шипящие согласные звуки

Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: [ж], [ч’], [ш], [щ’]. Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.

Свистящие согласные звуки

Свистящие согласные звуки [з] [з’] [с] [с’] [ц] являют по своему произношению  переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков [з], [c] и [ц] зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.

При артикуляции мягких звуков [с’] и [з`] происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.

При произнесении звонких звуков [з] и [з`] голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.Другие статьи по теме Русский язык

Примеры заданий для детей

Задания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):

Задания на различие пары согласных Г/К

Советы родителям

Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.

Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.

Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка. Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков. Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.

Еще один важный шаг на пути к пониманию природы звуков – это создание соответствующих условий для учебной деятельности. Часто именно этот фактор не позволяет детям вообще учиться, не то что начать разбираться в звуках.

Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий. Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу. За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения.

Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.

Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!

Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.

Источники

  • https://orechi.ru/razvitie-rechi/tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-pravila-tablitsy
  • https://RusskiiYazyk.ru/fonetika/myagkie-soglasnye-zvuki.html
  • https://razvitieiq.ru/podgotovka-k-shkole/slova-v-kotoryih-vse-soglasnyie-zvuki-myagkie.html
  • https://russkii-po-tablicam.ru/mjagkie-soglasnye-zvuki/
  • https://www.rastut-goda.ru/junior-student/8657-kak-nauchit-rebenka-razlichat-tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass.html
  • https://malchishki-i-devchonki.ru/kak-nauchit-rebenka-harakterizovat-zvuki-glasnye-i-soglasnye-tverdye-i-myagkie.html
  • https://russkii-po-tablicam. ru/soglasnye-zvuki/

 

 

404

AB GLOBAL

Северная Америка

  • Канада (английский)
  • Канада (французский)
  • США (английский)
  • Соединенные Штаты (Испания)

Южная Америка

  • Бразилия
  • Латинская Америка

Европа

  • Австрия
  • Бельгия (голландский)
  • Бельгия (французский)
  • Чехия [Дистрибьютор]
  • Дания
  • Финляндия
  • Франция
  • Германия
  • Венгрия [Дистрибьютор]
  • Италия
  • Литва [Дистрибьютор]
  • Нидерланды
  • Норвегия
  • Польша
  • Португалия [Дистрибьютор]
  • Румыния [Дистрибьютор]
  • Россия / Украина
  • Сербия [Дистрибьютор]
  • Словения [Дистрибьютор]
  • Испания
  • Швеция
  • Швейцария (немецкий)
  • Соединенное Королевство (Великобритания)

Азиатско-Тихоокеанский регион

  • Австралия
  • Китай 中国
  • Индия
  • Индонезия
  • Япония 日本
  • Корея 한국어
  • Малайзия [Дистрибьютор]
  • Новая Зеландия
  • Сингапур
  • Южная Африка [Дистрибьютор]
  • Вьетнам

Ближний Восток

  • Израиль
  • Ближний Восток — арабский — اللغة العربية

 

404

Страница, которую вы ищете, отсутствует!
Вместо этого попробовать что-нибудь из этого?


Основная информация : Ответы по охране труда

Что такое звук и шум?

Звук — это то, что мы слышим. Шум – это нежелательный звук. Разница между звуком и шумом зависит от слушателя и обстоятельств. Рок-музыка может быть приятным звуком для одного человека и раздражающим шумом для другого. В любом случае, это может быть опасно для слуха человека, если звук громкий и если он подвергается длительному и достаточно частому воздействию.

Звук создается вибрирующими объектами и достигает ушей слушателя в виде волн в воздухе или других средах. Когда объект вибрирует, это вызывает небольшие изменения давления воздуха. Эти изменения давления воздуха распространяются в виде волн по воздуху и производят звук. Для иллюстрации представьте, что вы ударяете палочкой по поверхности барабана. Поверхность барабана вибрирует вперед и назад. Когда он движется вперед, он толкает воздух, соприкасающийся с поверхностью. Это создает положительное (более высокое) давление за счет сжатия воздуха. Когда поверхность движется в противоположном направлении, она создает отрицательное (более низкое) давление за счет декомпрессии воздуха. Таким образом, когда поверхность барабана вибрирует, она создает чередующиеся области более высокого и более низкого давления воздуха. Эти колебания давления распространяются по воздуху в виде звуковых волн (рис. 1).

Рисунок 1

В таблице 1 приведены приблизительные значения скорости звука в воздухе и других средах. В газах чем выше скорость звука, тем выше будет высота звука (помните звук «Микки Мауса», когда люди разговаривают после вдоха газообразного гелия?).

Table 1
Approximate Speed ​​of Sound in Common Materials
Medium Sound
Velocity
(ft/s)
m/s
Air, dry (0°C and 760 mm Hg ) 1,100 330
Wood (soft — along the fibre) 11,100 3,400
Water (15°C) 4,700 1,400
Concrete 10,200
3,100
Steel 16,000 5,000
Lead 3,700 1,200
Glass 18,500 5 500
Водород (0°C и 760 мм рт. ст.) 4 100 1 260

Слуховой аппарат уха воспринимает звуковые волны и преобразует их в информацию. Мозг интерпретирует информацию как звук. Даже очень громкие звуки вызывают колебания давления, которые чрезвычайно малы (1 на 10 000) по сравнению с давлением окружающего воздуха (т. е. атмосферным давлением). Слуховой механизм в ухе достаточно чувствителен, чтобы обнаруживать даже небольшие волны давления. Он также очень деликатный: поэтому громкий звук может повредить слух.


Почему шум представляет собой важную опасность на рабочем месте?

Шум является одной из наиболее распространенных опасностей для здоровья на рабочем месте. В тяжелых промышленных и производственных условиях, а также в других ситуациях, таких как фермы, кафетерии или бары. Постоянная потеря слуха является основной проблемой для здоровья. Раздражение, стресс и помехи в речевой коммуникации являются основными проблемами в шумных офисах, школах и компьютерных классах.

Для предотвращения неблагоприятных последствий воздействия шума уровень шума должен быть снижен до приемлемого уровня. Наилучшим методом снижения шума является использование инженерных модификаций самого источника шума или рабочей среды. Если технология не может адекватно решить проблему, можно использовать средства индивидуальной защиты органов слуха (например, наушники или затычки). Однако средства индивидуальной защиты следует рассматривать как временную меру, пока изучаются и внедряются другие средства снижения шума на рабочем месте.

В качестве первого шага в борьбе с шумом на рабочих местах необходимо определить зоны или операции, где происходит чрезмерное воздействие шума.


Как узнать, слишком ли громко на моем рабочем месте?

Если вы ответите утвердительно на любой из следующих вопросов, на рабочем месте может быть проблема с шумом.

  • Должны ли люди повышать голос?
  • Есть ли у людей, работающих в шумных условиях, звон в ушах в конце смены?
  • Обнаруживают ли они, что, вернувшись домой с работы, им приходится увеличивать громкость автомобильного радиоприемника выше, чем когда они шли на работу?
  • Есть ли у человека, много лет проработавшего на шумном рабочем месте, проблемы с пониманием разговоров на вечеринках, в ресторанах или в толпе, где много голосов и «конкурирующих» шумов?

Если на рабочем месте есть проблема с шумом, необходимо провести оценку или обследование шума, чтобы определить источники шума, уровень шума, кто подвергается воздействию и как долго.


Какие свойства шума можно измерить?

Свойства шума, которые важны на рабочем месте:

  • частота
  • звуковое давление
  • мощность звука
  • распределение во времени

Что такое высота тона и частота?

Частота – это скорость, с которой источник производит звуковые волны, т. е. полные циклы областей высокого и низкого давления. Другими словами, частота — это количество раз в секунду, когда вибрирующее тело совершает один цикл движения. Единицей измерения частоты является герц (Гц = 1 цикл в секунду: на рисунке 1 показан один цикл от сжатия воздуха до минимального давления и обратно до максимального давления).

Гарвардский музыкальный словарь определяет высоту тона как «участок звука, частота которого достаточно четкая и стабильная, чтобы его можно было услышать как не шум». Оксфордский словарь определяет высоту тона как «качество звука, определяемое частотой производимых им вибраций; степенью высокого или низкого тона». Поскольку высота звука в основном определяется частотой, ее обычно отождествляют с ней. Высота тона зависит также, в меньшей степени, от уровня звука и от физиологии слуховой системы.

Низкие или басовые звуки имеют низкие частоты. Высокие или высокие звуки имеют высокие частоты. Здоровый молодой человек может слышать звуки с частотами примерно от 20 до 20 000 Гц. Звук человеческой речи в основном находится в диапазоне от 300 до 3000 Гц.


Что такое звуковое давление?

Звуковое давление — это количество колебаний давления воздуха, создаваемое источником шума. Мы «слышим» или воспринимаем звуковое давление как громкость. Если в нашем примере (рис. 1) ударить по барабану очень легко, поверхность сдвинется на очень короткое расстояние и произведет слабые колебания давления и слабый звук. Если по барабану ударить сильнее, его поверхность отойдет дальше от исходного положения. В результате давление увеличивается больше. Для слушателя звук громче.

Звуковое давление также зависит от среды, в которой находится источник, и расстояния слушателя от источника.

Звук, издаваемый барабаном, громче в двух метрах от барабана, если он находится в маленькой ванной, чем если бы в него ударили посреди футбольного поля. Как правило, чем дальше от барабана, тем тише он звучит. Кроме того, если есть твердые поверхности, которые могут отражать звук (например, стены в комнате), звук будет казаться громче, чем если бы вы слышали тот же звук с того же расстояния на открытом пространстве.

Звуковое давление обычно выражается в единицах, называемых паскалями (Па). Здоровый молодой человек может слышать звуковое давление до 0,00002 Па. При нормальном разговоре звуковое давление составляет 0,02 Па. Газонокосилка с бензиновым двигателем производит около 1 Па. Звук болезненно громкий при уровне около 20 Па. обычные звуки, которые мы слышим, имеют звуковое давление в широком диапазоне (0,00002–20 Па).


Что такое уровень звукового давления?

Трудно работать с широким диапазоном обычных звуковых давлений (0,00002 Па — 20 Па).

Чтобы преодолеть эту трудность, мы используем децибел (дБ или десятую часть (деци) бела)). Шкала в децибелах или дБ более удобна, потому что она сжимает шкалу чисел до управляемого диапазона.

Децибел назван в честь Александра Грэма Белла, канадского первооткрывателя телефона, который проявлял большой личный интерес к проблемам глухих или людей с потерей слуха.

Звуковое давление, переведенное в децибелы, называется уровнем звукового давления (Lp). Приложение А дает подробное объяснение децибел и уровней звукового давления. На рис. 2 сравниваются значения звукового давления в паскалях и уровни звукового давления в децибелах (дБ). Ноль шкалы децибел (0 дБ) соответствует звуковому давлению 0,00002 Па. Это означает, что 0,00002 Па является эталонным звуковым давлением, с которым сравниваются все остальные звуковые давления по шкале дБ. По этой причине децибелы звука часто обозначаются как дБ относительно 0,00002 Па.

Рисунок 2


Что такое звуковая мощность?

Звуковая мощность — это звуковая энергия, передаваемая в секунду от источника шума воздуху. Источник шума, такой как компрессор или барабан, имеет заданную постоянную звуковую мощность, которая не меняется, если источник помещается в другую среду.

Мощность выражается в единицах, называемых ваттами (Вт). Средний шепот генерирует звуковую мощность 0,0000001 Вт (0,1 микроватт (мкВт)), звуковой сигнал грузовика — 0,1 Вт, а турбореактивный двигатель — 100 000 Вт.0003

Как и звуковое давление, звуковая мощность (в Вт) обычно выражается в виде уровней звуковой мощности в дБ. Приложение B содержит примеры расчетов уровня звуковой мощности.

На рис. 3 звуковая мощность в ваттах соотносится с уровнем звуковой мощности в децибелах. Обратите внимание, что хотя мощность звука варьируется от одной триллионной долей ватта до ста тысяч ватт, эквивалентные уровни звуковой мощности находятся в диапазоне от 0 до 170 дБ.

Рисунок 3


Какая связь между звуковым давлением и звуковой мощностью?

Поскольку звуковая мощность источника шума постоянна и специфична, ее можно использовать для расчета ожидаемого звукового давления. Для расчета требуется подробная информация об окружающей среде источника шума. Обычно источник шума с более низкой звуковой мощностью создает меньшее звуковое давление. Например, по звуковой мощности компрессора можно рассчитать ожидаемое звуковое давление и уровень звукового давления в определенном месте и на определенном расстоянии. Эта информация может быть полезна для определения возможного воздействия шума и сравнения его с рекомендациями по шуму.

Изготовитель часто может предоставить данные об уровне шума, такие как уровни звукового давления в стандартных условиях и звуковая мощность оборудования. Существует ряд международных стандартов для маркировки машин и оборудования с указанием их уровня шума. В Канаде стандарт CSA Z107.58-15 Декларации об уровне шума для машин предоставляет производителям средства для определения и создания деклараций об уровне шума для машин, которые они производят. Кроме того, Министерство здравоохранения Канады выпустило уведомление для заинтересованных сторон, рекомендуя включить эти данные о шуме в техническую литературу по продажам и инструкции по использованию оборудования, предназначенного для рабочего места.


Какие бывают шумы?

Шум может быть непрерывным, переменным, прерывистым или импульсивным в зависимости от того, как он изменяется во времени. Непрерывный шум — это шум, который остается постоянным и стабильным в течение заданного периода времени. Шум котлов в электростанции относительно постоянен и поэтому может быть классифицирован как непрерывный.

Большинство производственных шумов непостоянны или прерывисты. Различные операции или разные источники шума вызывают изменения звука с течением времени. Шум считается прерывистым, если чередуются периоды относительной тишины и шума. Импульсный или ударный шум представляет собой очень короткий всплеск громкого шума, который длится менее одной секунды. Оружейный огонь или шум, производимый штамповочными прессами, являются примерами такого шума.


Что такое децибелы, взвешенные по шкале А?

Чувствительность человеческого уха к звуку зависит от частоты или высоты звука. Некоторые частоты люди слышат лучше, чем другие. Если человек слышит два звука с одинаковым звуковым давлением, но разной частотой, один звук может казаться громче другого. Эта разница возникает из-за того, что люди слышат высокочастотный шум гораздо лучше, чем низкочастотный шум.

Показания измерения шума можно настроить в соответствии с этой особенностью человеческого слуха. Фильтр A-взвешивания, встроенный в прибор для измерения звука, уменьшает выделение низких частот или высоты тона. Децибелы, измеренные с помощью шумомера, оснащенного этим фильтром, взвешиваются по шкале А и называются дБ(А). Законодательство о шуме на рабочем месте обычно указывает пределы воздействия в дБ(А). В Таблице 2 приведены примеры типичных уровней шума.

А-взвешивание служит двум важным целям:

  1. дает однозначную меру уровня шума путем интегрирования уровней звука на всех частотах
  2. дает шкалу уровня шума, воспринимаемого или воспринимаемого человеческим ухом
Таблица 2
Типовые уровни шума
Источник шума дБ(А)
пневматическая рубильная машина на расстоянии 1 м0152 115
chainsaw, leaf blower, snowmobile 106-115
ATV, motorcycle 96-100
subway, shouted conversation 90-95
power lawn mower на высоте 1 метр 92
дизельный грузовик 50 км/час на высоте 20 метров 85
легковой автомобиль 60 км/час на высоте 20 метров 5 62 39
разговор на расстоянии 1 метра 55
тихая комната 40

Каковы основные правила работы с единицами измерения децибел (дБ)?

Децибел [дБ, а также дБ(А)] представляет собой логарифмическую шкалу. Для математических расчетов с использованием единиц дБ мы должны использовать логарифмическую математику (см. Приложение A). Однако в нашей повседневной работе такие расчеты не нужны.

Использование единиц дБ упрощает работу с данными об уровне шума на рабочем месте при условии, что мы используем набор простых правил, как показано в таблице 3.

Table 3
Decibel (dB) basics
Change in dB Change in sound energy
3 dB increase Sound energy doubled
3 dB decrease Sound energy halved
Увеличение на 10 дБ Звуковая энергия увеличивается в 10 раз
Уменьшается на 10 дБ Звуковая энергия уменьшается в 10 раз
Увеличение на 20 дБ Звуковая энергия увеличивается в 100 раз
Уменьшается на 20 дБ Звуковая энергия уменьшается в 100 раз

Как добавляются уровни шума?

Уровни звукового давления в децибелах (дБ) или децибелах, взвешенных по шкале А [дБ(А)], основаны на логарифмической шкале (см. Приложение А). Их нельзя складывать или вычитать обычным арифметическим способом. Если одна машина издает звук уровнем 90 дБ, а вторая идентичная машина стоит рядом с первой, суммарный уровень звука составляет 93 дБ, а не 180 дБ.

В таблице 4 показан простой способ добавления уровней шума.

Таблица 4
Сумма в децибелах
Численная разница между
двумя уровнями шума [дБ(А)]
0 3,0
0,1 — 0,9 2.5
1.0 — 2.4 2.0
2.4 — 4.0 1.5
4.1 — 6.0 1.0
6.1 — 10 0.5
10 0,0
Шаг 1 : Определите разницу между двумя уровнями шума и найдите соответствующую строку в левом столбце.
Шаг 2 : Найдите число [дБ или дБ(А)], соответствующее этой разнице, в правом столбце таблицы.
Шаг 3 : Добавьте это число к большему из двух уровней децибел.

Например, на примере двух машин с уровнем шума 90 дБ каждая:

  • Шаг 1: Числовая разница между двумя уровнями составляет 0 дБ (90-90=0), используя первую строку .
  • Шаг 2: Число, соответствующее этой разнице 0, взятой из правого столбца, равно 3.
  • Шаг 3: Добавьте 3 к самому высокому уровню, в данном случае 90. Таким образом, результирующий уровень шума составляет 93 дБ.

Когда разница между двумя уровнями шума составляет 10 дБ(А) или более, сумма, которую необходимо добавить к более высокому уровню шума, равна нулю. В таких случаях поправочный коэффициент не требуется, потому что добавление вклада более низкого уровня в общий уровень шума не дает заметной разницы в том, что люди могут слышать или измерять. Например, если уровень шума на вашем рабочем месте составляет 95 дБ(А), а вы добавляете еще одну машину, производящую шум 80 дБ(А), уровень шума на рабочем месте все равно будет 9. 5 дБ(А).

Приложение A – Расчеты уровня звукового давления

Уровень звукового давления в децибелах определяется следующим образом:

дБ = 20 log (звуковое давление/эталонное давление)

«Лог» или логарифм числа является математическим манипулирование числом на основе числа, кратного 10. Это показатель степени, который указывает степень, в которую возводится число 10 для получения данного числа. Например, логарифм 10 равен 1, так как 10 умножается на себя только один раз, чтобы получить 10. Точно так же логарифм 100 равен 2, поскольку 10 умножить на 10 равно 100. Логарифм 1000 равен 3, поскольку 10 умножить на 10 умножить на 10 равно 1000.

Поэтому

log(1) = 0 Так как 10 в показателе степени 0 = 1,

log(10) = 1 так как 10 в показателе степени 1 = 10,

log(100) = 2 так как 10 в показателе степени 2 = 100,

log(1000) = 3, поскольку 10 в степени 3 = 1000

Логарифмическая шкала просто сжимает большой диапазон чисел в управляемый диапазон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *