Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Самоопределение подростка: Особенности личностного самоопределения в подростковом возрасте

Особенности личностного самоопределения в подростковом возрасте

В педагогической науке понятие самоопределения предстает как центральный механизм, оказывающий влияние на развитие личности. Самоопределение в данном контексте предполагает совершение индивидом осознанного выбора своего места в жизни и в социальном обществе. Индивид определенно испытывает потребность в самоопределении, что свидетельствует о достижении определенного уровня зрелости, в котором человек стремится к определенной позиции в профессии, социуме, отношениях с другими людьми.

С точки зрения психологии самоопределение определяется учеными как процесс и результата выбора человеком своих целей, жизненной позиции, норм поведения в определенных обстоятельствах его жизни. Например, И.С. Кон говорил о том, что факторы самоопределения и отношения с людьми, окружающими индивидами, непременно связаны [5, с. 89]. По мнению автора, самоопределение находится в прямой зависимости от внутренних факторов человека и от внешних жизненных периодов.

Исследователи выделяют следующие виды самоопределения, помимо личностного:

  • социальное
  • профессиональное
  • семейное и другие [1].

Однако, именно личностное самоопределение играет важнейшую роль в становлении человека, его характера, отношениях к окружающему миру и взаимоотношениях с людьми.

Очевидно, что процесс личностного самоопределения наиболее ярко проявляется именно в подростковом возрасте. Подростковый возраст представляет собой время принятия самого себя, собственного «я» и ответственности за свою судьбу и судьбу близких, а также означает начало подлинно взрослой жизни. В этом возрасте происходит адаптация к жизни, ее трудностям, подростки начинают понимать социальные нормы, нормы поведения и роли поведения [2, c. 65]. Подростковый возраст является важнейшим этапом становления личности, в том числе, для осознания самого себя, выработки ценностных ориентаций и жизненных смыслов, формирования самостоятельности и активности в достижении целей и развития чувства ответственности.

Именно в этот период общество актуализирует проблемы, связанные с проектированием подростками своего будущего, построения своей собственной жизни, поиска своего места в обществе. Особую остроту тема приобретает в связи с глубокими и быстро протекающими социальными изменениями, резко возросшим количеством самых разнообразных факторов, влияющих на психологическое состояние подростков.

Безусловно центральным процессом старшего подросткового возраста представляется понимание и осознание подростков собственного «я». Подростки обретают самосознание, познают рефлексию, которые становятся важными видами психологической деятельности. Отсюда вытекает большой интерес подростков к познанию нового, узнаванию себя и открытия в себе каких-либо новых способностей и умений [6, с. 89].

Проанализировав подходы и понимание самоопределение в трудах зарубежных и отечественных авторов, в нашей работе, вслед за М.Р. Гинзбургом под личностным самоопределением мы будем понимать создание индивидом своего собственного жизненного поля, содержащего совокупность ценностно-смысловых и пространственно-временных аспектов.

Важно понимать, что сама основа самоопределения в подростковом возрасте определяется ценностно-смысловыми характеристиками личности [4]. Самоопределение таким образом в данном возрастном периоде содержит определенную позицию индивида по отношению к происходящему и окружающему миру, а также понимание и определение смысла своей жизни и деятельности.

Личностное самоопределение в подростковом возрасте появляется как психологический процесс. Подростки приходят к мыслям о том, кто они в этой жизни, как их жизнь будет строиться дальше, какие у них существуют ценности, каково их мировоззрение. Исследователи дают следующие характеристики личностному самоопределению в подростковом возрасте:

  • личностное самоопределение подростков формируется в смысловой системе индивида, в которой объединяются представления человека об окружающем мире и о самом себе;
  • личностное самоопределение подростка носит дальновидный продолжительный характер – оно ориентировано на то, что будет происходить в дальнейшей жизни;
  • подростки в большинстве связывают личностное самоопределение с выбором будущей профессии, однако, оно не всегда напрямую связано с ней [7].

Подростки в силу своих психологических особенностей ставят перед собой определенные цели, к которым они будут стремиться. Часто эти цели имеют точную постановку и определенность продолжительности (то есть возраст, к которому цель необходимо достигнуть). В связи с этим, можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение подростков неотделимо от личностного.

Исследователь Л.И. Божович выдвигает интересную мысль о том, что личностное самоопределение является «двуплановым». С одной стороны, личностное самоопределение проявляется в построении определенной структуры дальнейшей жизни, выборе профессии и постановке точных целей с временными ограничениями. С другой стороны, подростки испытывают трудности и ищут свое предназначение, пытаются ответить на вопросы о себе, о смысле своей жизни. Также по мнению автора, к концу подросткового возраста эта двуплановость исчезает [2, с. 248].

Здесь опять же нельзя не упомянуть важность связи профессионального и личностного самоопределения. С этой стороны вопроса очень важным является помощь подростку со стороны взрослых в выборе будущего занятия, поиска интереса, раскрытия возможных талантов, навыков и умений. Такую помощь могут оказывать подростку и родители, и педагоги.

Многие исследователи отмечают, что современные подростки остро нуждаются в том, чтобы найти и определить точные перспективы свой жизни. Подростки строят планы на будущее и это затрагивает и личностную сферу, и профессиональное самоопределение. Как известно, зачастую этот процесс не завершается в тот момент, когда подростков заканчивает школу и продолжается далее с поступлением в колледж или институт. Интересно мнение И.В. Дубровиной, которая предполагает, что, когда подростки заканчивают школу, у них сформирована только психологическая готовность к личностному самоопределению – это связано с тем, что у подростков уже сложились какие-то представления об обязанностях и их выполнении, о жизненных принципах, морали, ответственности. Подростки умеют анализировать свой жизненный опыт, однако, еще не обладают сформированной личностью.

Безусловно, готовность к личностному самоопределению как психологический процесс происходит в несколько этапов:

  • на первом этапе подростков начинает понимать действительность и ее реалии и сопоставляет ее с собственными ценностями. Начинается осмысление себя в социуме;
  • на втором этапе подросток сравнивает себя и требования объективной действительности, выделяет сходства и различия, анализирует происходящее и собственную точку зрения;
  • на третьем этапе подростков оценивает самого себя, свои жизненные стремления, установки, мировоззрение;
  • на четвертом этапе подростком понимает необходимость выбора социальной роли в обществе. Формируется жизненная позиция, которая уже является устойчивой;
  • на заключительном этапе подросток проявляет свои стремления и установки во внешнем взаимодействии и деятельности, а также вводит в жизни свои социальные установки [7].

В связи с вышесказанным, можно сказать о том, что самой важной целью работы по личностному самоопределению в подростковом возрасте является подготовка индивида к осознанию себя, своей сущности в реальном мире. Необходимо помочь подростку оформить готовность к осуществлению выбора ориентиров в жизни, понимания норм поведения и социальных отношений в обществе, осознания жизненных перспектив. Подросток должен осознавать и ощущать себя в социуме, в обществе, понимать, какие цели он ставит перед собой на будущее в плане как личностного, так и профессионального развития.

Таким образом, процесс личностного самоопределения представляется очень важным в подростковом возрасте. Как родителям, так и педагогам необходимо обратить особое внимание на нормализацию субъективной картины времени подростков, гармонизацию ценностной сферы, нормализацию уровня самооценки подростков и их представлений о себе, своих способностях и перспективах.

Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения // Психолого-педагогические исследования — 2014. Том 6. № 3

Аннотация

Профессиональная самоопределение – часть общего процесса социализации подростков, необходимое условие их успешности и конкурентоспособности в современных социально-экономических реалиях – на протяжении многих лет остается одной из актуальных тем психологической теории и практики. В данной статье проблемы профессионального выбора рассматриваются в трех аспектах: в контексте социальной ситуации, в которой находятся современные подростки; с позиции самих подростков, выбирающих профессию; с учетом особенностей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков на современном этапе. Отмечается, что хотя в настоящее время профессиональной ориентацией занимаются многие структуры и организации, проводится множество соответствующих мероприятий, эффективность этой работа невысока. Анализируются причины такого положения и сама модель профориентационной деятельности. Обсуждаются возможные пути решения исследуемых проблем. Обосновывается необходимость построения новой модели профориентационной работы.

Ключевые слова: подростковый возраст, личностное и профессиональное самоопределение, выбор профессии, профориентация, психолого-педагогическое сопровождение

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi. org/10.17759/psyedu.2014060324

Для цитаты: Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 3. С. 255–263. DOI: 10.17759/psyedu.2014060324

Фрагмент статьи

Психологические исследования направлены на изучение самого процесса самоопределения, его внутренних механизмов и факторов, на него влияющих. А.Н. Леонтьев подчеркивал активную позицию личности в самоопределении и говорил о том, что на каждом жизненном этапе человек не только подвергается влиянию среды, но и сам должен что-то делать, что-то утверждать в себе и от чего-то освобождаться. Самоопределение он понимает как индивидуальное преломление ценностей и норм окружающего мира, вследствие чего личность избирательно относится к миру и выбирает те деятельности, которые делает своими [5].

Литература

  1. Ильина О.Б. Методика исследования осведомленности старшеклассников о мире профессий: опыт проведения // Актуальные проблемы психологии образования: Сб. науч. статей / Под ред. Н.В. Нижегородцевой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. С. 38–43.
  2. Исследовательский центр Superjob. Социологические опросы. Образование [Электронный ресурс] // URL: http://www.superjob.ru/community/pervyj_poisk_raboty_vybor_professii/56660/?utm_source=&utm_medium=&utm_campaign= (дата обращения: 25.03.2014).
  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 304 с.
  4. Кузнецова О.В. Представления старшеклассников о профильной школе // Современная психология: теория и практика: Материалы I международной научно-практической конференции, 29-30 июня 2011 г. М.: Институт стратегических исследований, 2011. С. 113–117.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: Учеб. пособие: 2-е изд., стереотип. М.: Смысл; Издат. центр «Академия», 2005. 352 с.
  6. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда: электронный учебник [Электронный ресурс] // URL: http://www.ido.rudn.ru/psychology/labour_psychology/11.html (дата обращения: 25.03.2014).
  7. Пряжникова Е.Ю., Егоренко Т.А. Проблема профессионального становления личности // Современная зарубежная психология. 2012. № 2. С. 111–122.
  8. Резапкина Г.В. Москва. Профориентация. Новый век // Материалы городской научно-практической конференции «Профессиональная ориентация в современном социально-экономическом и информационно-технологическом пространстве» / Отв. редактор Л.Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2010. С. 44–49.

Ильина Оксана Борисовна, педагог-психолог, Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский», аспирант кафедры возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: ilinoks@mail. ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5036
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 35

Скачиваний

Всего: 3332
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 10

PlumX

Метрики публикации

Самоопределение | Пляжный центр

Самоопределение

Дети

Маленькие дети могут начать проявлять самостоятельное поведение в раннем возрасте при поддержке своих семей и учителей. Хотя маленькие дети зависят от других в вопросах заботы и поддержки, они могут начать приобретать и использовать такие навыки, как выбор, простое решение проблем и принятие нескольких поддерживаемых решений, связанных с деятельностью, соответствующей возрасту, прежде чем они смогут стать самостоятельными в более позднем возрасте. жизнь. Взрослые в жизни маленьких детей могут укреплять основы самоопределения, способствуя автономии и саморегулированию в безопасных условиях дома, в школе и в обществе.

— Руководство для родителей по модели самостоятельного обучения для учащихся начальной школы (PDF)

— Руководство для учителя по внедрению SDLMI для учителей начальной школы (PDF)

— Десять шагов к самоопределению: (PDF)

Transition

В подростковом возрасте молодые люди становятся более самостоятельными. Это означает, что они развивают навыки, отношения и способности, которые позволяют им быть «причинными агентами» в своей собственной жизни. Под «причинным агентом» мы подразумеваем создание или заставление вещей происходить в жизни человека, а не других или что-то еще, заставляющее их действовать другими способами. Исследователи из Beach Center разработали вмешательства и оценки, которые предоставляют учителям и семьям проверенные методы поддержки молодых людей в саморегулировании обучения, постановке и достижении ценных целей, самоадвокации, регулировании собственного поведения и, как правило, в том, чтобы действовать так, как которые позволяют им быть каузальными агентами в своей жизни и создавать или вызывать события в своей жизни. Исследование, проведенное исследователями Beach Center, ясно показывает, что молодые люди с инвалидностью, которые бросают школу как более самостоятельные молодые люди, достигают более положительных результатов во взрослом возрасте (лучшая работа и результаты жизни в обществе, более высокое качество жизни), и что учащиеся, которых учат самостоятельно — регулировать обучение и быть более самостоятельным, иметь лучшие результаты, связанные со школой, включая лучшее достижение академических и переходных целей и более широкий доступ к общеобразовательной программе. Некоторые из материалов, доступных в Beach Center, касающихся самоопределения в подростковом возрасте и переходном периоде, включают:

— Руководство для учителя по внедрению SDLMI — Версия для подростков (PDF)

— Самоотчет по шкале самоопределения

— Шкала самоопределения The Arc — версия для подростков (PDF)

— Шкала самоопределения The Arc — Версия для подростков: Процедурные рекомендации (PDF)

Взрослые

Многие взрослые с нарушениями интеллекта и развития имели ограниченные жизненные возможности, которые позволили им стать более самостоятельными. Они слишком часто посещали школы, которые изолируют их и ограничивают возможности участия в действиях (постановка целей, решение проблем, саморегуляция и т. д.), укрепляющих их самоопределение. Часто сами системы, созданные для обслуживания людей с нарушениями интеллекта и развития, порождают зависимость, подчеркивают сегрегацию и обособленность и ограничивают возможности людей выражать предпочтения и делать выбор. Количество молодых людей, находящихся под опекой и, следовательно, ограниченных возможностей участвовать в принятии решений, влияющих на их жизнь, утроилось за последние десятилетия. Исследователи из Beach Center участвуют в исследованиях и разработке моделей для достижения таких результатов, как более позитивные результаты в сфере занятости или здоровья, активное участие в планировании жизни и поддержку принятия решений, а также аналогичные пути к полному участию и гражданству путем поощрения и усиления самоопределения и позволяя людям стать причинными агентами в своей собственной жизни. Некоторые из материалов, доступных в Beach Center, касающихся продвижения более позитивных жизненных результатов через самоопределение для взрослых с ограниченными возможностями, включают:

— Это мое будущее (PDF)

— Что такое самоопределение и почему оно важно (PDF)

— Шкала самоопределения Арки — Версия для взрослых (PDF)

— Шкала самоопределения Арки — Версия для взрослых: Процедурные рекомендации (PDF)

Продолжительность жизни

Beach Center on Disability является одним из центров в рамках Schiefelbusch Center on Life Sligence Studies, поэтому неудивительно, что исследователи Beach Center сосредоточены на улучшении и продвижении самопомощи. решительность на протяжении всей жизни. Исследование, проведенное исследователями Beach Center, начиная с детства и заканчивая взрослой жизнью, показало, что поощрение самоопределения является важнейшим компонентом, позволяющим и расширяющим возможности людей с нарушениями интеллекта и развития улучшать качество своей жизни и удовлетворенность жизнью, а также жить богатой и полной жизнью в своей жизни. сообщества. Некоторые из материалов, доступных на веб-сайте Beach Center, которые посвящены продвижению самоопределения на протяжении всей жизни, включают:

— Самоопределение и люди с отклонениями в интеллектуальном развитии: что говорят нам исследования? (PDF)

— SD на протяжении всей жизни (PDF)

— Самоопределение и люди с нарушениями интеллекта и развития (PDF)

Шкала самоопределения АРО — версия для подростков

Обзор

Шкала самоопределения The Arc (SDS; Wehmeyer & Kelchner, 1995) представляет собой самооценку учащегося, измеряющую его самоопределение. Это нормативный инструмент, предназначенный для (а) оценки сильных и слабых сторон самоопределения подростков с ограниченными возможностями, (б) облегчения участия учащихся в планировании образования и обучения для продвижения самоопределения как результата обучения, (в) развития цели и задачи самоопределения, и (d) оценить навыки самоопределения учащихся в исследовательских целях. ARC SDS дает общий балл самоопределения, а также четыре балла поддоменов в следующих областях: автономия, саморегуляция, психологические возможности и самореализация. Руководство пользователя и весы доступны бесплатно на веб-сайте Zarrow Center for Learning Enrichment при Университете Оклахомы под сводной таблицей.

Возраст: 12–18 лет

Время введения: 30–60 минут

Метод введения: неспособность к обучению для измерения сильных и слабых сторон в самоопределении; 72 предмета в различных форматах; учащиеся могут читать тест самостоятельно или его можно читать вслух
Дает необработанные баллы, которые конвертируются в нормированные процентные баллы

Подшкалы: Общий балл: Общее самоопределение
Баллы поддоменов: Автономия, Саморегуляция, Психологическая сила, Самореализация

Исследования, связанные с аутизмом

White, Flanagan, & Nadig (2018)

Возрастной диапазон: 18-29 лет

Размер выборки: 30

Темы Адрес:

Сравнение SDS и AIR Self- Шкала определения качества жизни (КЖ) для лиц с РАС

Результат: White, Flanagan, & Nadig (2018)

Корреляционный анализ показал, что показатели в значительной степени связаны с качеством жизни. Регрессионный анализ показал, что люди с более высокими показателями самоопределения сообщили о более высоком восприятии удовлетворенности жизнью. Таким образом, было обнаружено, что самоопределение, оцениваемое двумя взаимодополняющими показателями, положительно связано с качеством жизни.

Вывод: услуги и поддержка, ориентированные на самоопределение, могут быть эффективным методом улучшения качества жизни путем поощрения приобретения большего самоопределения и возможностей для молодых людей с РАС по мере их перехода во взрослую жизнь.

Чоу и др. (2017a)

Возрастной диапазон: 13–21 год

Размер выборки: 95

Адресованные темы:

Надежность, валидность и факторная структура шкалу самоопределения AIR и шкалу самоопределения ARC. Шкала определения (SDS)

Результат: Chou et al. (2017a)

Результаты этого исследования показывают, что (а) две меры в этом исследовании демонстрируют надежность и достоверность измерения глобального самоопределения у учащихся с РАС и (б) оценки параметров и статистика соответствия модели подтверждают предполагаемая факторная структура обоих инструментов (с небольшой вариацией для SDS).

Вывод: оба показателя потенциально могут способствовать измерению общего уровня самоопределения учащихся с РАС, хотя в будущем необходима работа с более крупными и репрезентативными группами населения, с особым вниманием к измерению самореализации и психологических возможностей.

Чоу и др. (2017b)

Возрастной диапазон: 13–22 года

Размер выборки: 222

Адресованные темы:

Различия в самоопределении между учащимися с РАС, ИД и ЛР на Arc’s SDS

Результат: Chou et al. (2017b)

У учащихся с РАС уровень автономии был значительно ниже, чем у учащихся любой другой группы; учащиеся с ИД имели значительно более низкий уровень саморегуляции, чем учащиеся с РЛ, но существенно не отличались от учащихся с РАС; учащиеся с РАС и учащиеся с ИД имели значительно более низкие уровни психоэмоциональных возможностей, чем учащиеся с РЛ; а студенты с ИД имели более низкий уровень самореализации, чем студенты с РЛ, но существенно не отличались от студентов с РАС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *