Викторина по русским народным сказкам «Сказки водят хоровод» | Материал (1 класс) на тему:
Викторина по русским народным сказкам
«Сказки водят хоровод»
Цели:
- Расширить знания учащихся о сказках;
- Создать условия для пропаганды здорового образа жизни;
- Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;
- Развивать речь учащихся, читательский интерес, память;
- Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества.
Оборудование: выставка книг со сказками, иллюстрации русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, выполненные с ошибками, листы ватмана и фломастеры, два набивных мяча, фишки спортивные, два ведра, два веника, грамоты.
Ход викторины
Итак, друзья, начнем программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
– А почему они волшебные?
– Да потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои
(Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший), происходят чудеса – лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят. )
– Сказки бывают народные, а бывают авторские. Посмотрите, ребята, на верхнюю часть нашей выставки. Это русские – народные сказки. Называются они так потому, что их придумал народ. А на нижней части выставки представлены авторские сказки. Сказки, которые придумал и записал какой-то определенный человек-автор. Например, вы все знаете сказку “ О мертвой царевне и 7 богатырях”, “ О рыбаке и рыбке”. Это сказки А. С. Пушкина. Или “ Мойдодыр” – это сказка К.И. Чуковского.
– А мы сегодня собрались, чтобы провести викторину по русским – народным сказкам между двумя командами.
– Каждая команда будет получать свое задание. Если команда не справится с заданием, то вопрос переходит к другой команде. Все ваши ответы будет оценивать жюри и после каждого конкурса объявлять результат.
– Итак, начнем!
Конкурс 1. “Хорошо ли ты знаешь сказки”
(По иллюстрациям участники называют сказки: Колобок, Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Царевна-лягушка, Теремок, Волк и козлята, По-Щучьему веленью, Лиса и волк. )
– Молодцы! Давайте послушаем жюри.
Конкурс 2. “Ушки на макушке”
(Команды слушают внимательно отрывки из сказок и определяют название.)
- Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
- Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
- Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и козлята)
- На окошке он студился
Взял потом и укатился
На съедение лисе. (Колобок)
- Что за чудо, что за диво
Едут сани без коней? (По-Щучьему велению)
- Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)
Конкурс 3. Эстафета “Юный художник”
– Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:
На сметане мешан, на окошке стужён
Круглый бок, румяный бок
Покатился ……. . (колобок)
– Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но рисовать будете всей командой. Послушайте как. Команды строятся в 2 колонны. Первый участник бежит и рисует голову, 2 участник – одну ножку, 3 участник – другую ножку, 4 участник – одну ручку, 5 участник – другую ручку, 6 участник – глазки, 7 участник – ротик, 8 участник – дорожку, по которой бежит колобок.
(Листки для рисования прикрепляют на доске, а первые участники команд получают по фломастеру.)
Конкурс 4. Эстафета “Колобок”
– Посмотрите, какие извилистые дорожки у нас получились на рисунках? От кого приходилось уворачиваться Колобку в сказке? Давайте поможем нашему Колобку избежать неприятностей. А колобком у нас будет набивной мяч. Ребята обводят фишки на полу, по серпантину катя мяч одной рукой по полу.
Конкурс 5. “Угадай-ка”
1 – Какую песенку пел Колобок?
2 – Что пела коза своим козлятам?
3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
6 – Что говорила в это время лиса?
7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
Конкурс 6. Эстафета “Полёт Бабы-Яги”
– Непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа и метла. В эстафете в качестве ступы используется простое ведро, а в качестве метлы – веник. Участник встает одной ногой в ведро, рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке держит веник. А теперь в таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать “ступу” и “метлу” следующему.
Конкурс 7. “Телеграмма”
– Ребята, я сегодня шла в школу и встретила почтальона. Он передал нам телеграммы, потому что сам не может догадаться от кого они пришли. Помогите ему.
- “Спасите, нас съел серый волк” (козлята)
- “ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)
- “Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)
- “Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)
- “Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)
- “Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)
- “Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)
- “ Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)
Вот закончилась игра,
Расходиться нам пора.
Викторина по русским народным сказкам «В царстве сказок». 2-й класс
- Полтавец Татьяна Михайловна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа
Класс: 2
Ключевые слова: русские народные сказки
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»
Василий Сухомлинский
Цель: обобщить знания учащихся по изученным сказкам; развивать творческие способности детей, фантазию, наблюдательность; прививать интерес к чтению.
Ход викторины
Звучит песня «В мире много сказок» муз. В.Шаинского, сл. Ю.Энтина
— Вот сказка в класс приходит к нам. А вы садитесь по местам.
— Ребята, вы любите сказки? А какие сказки бывают? (Ответы учащихся)
Назовите ваши любимые сказки.
— Чем сказка отличается от других произведений?
Сегодня мы посмотрим на сколько хорошо вы знаете сказки. Для этого вам надо разделиться на 4 команды. Каждая команда придумывает себе название. Викторина состоит из 5 конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, то отвечать имеет право другая команда.
1 конкурсЯ буду называть сказку, если она авторская, то нужно присесть, если она народная, то встать.
— Три медведя (Н)
— Сказка о рыбаке и рыбке (А)
— Красная шапочка (А)
— Крошечка-Хаврошечка (Н)
— Кот в сапогах. (А)
— Василиса Прекрасная (Н)
— Айболит (А)
— Лиса и журавль (Н)
2 конкурс. «Знатоки сказок»- Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
- Без которого основного продукта, солдату не удалось бы сварить кашу в сказке «Каша из топора»? Ответ: Без крупы.
- Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
- В чем журавль подал на стол окрошку в русской народной сказке «Лиса и журавль»? Ответ: Кувшин.
- Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
- Какой продукт питания помог курочке спасти жизнь петушку в русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко»? Ответ: Масло.
- Что пела коза своим козлятам?
- Что обещали купить родители дочке в сказке «Гуси-лебеди»?
Налетел сказочный ветер все события в сказках перепутал…
Задание: Восстанови последовательность событий в сказке. Что пропущено? Дополни.
«Журавль и лиса»
Журавль пригласил лису в гости.
Лиса пригласила журавля в гости.
Лиса с журавлем подружились.
Лиса угощает журавля.
С тех пор дружба врозь.
Журавль угощает лису.
«Петушок и бобовое зернышко»
Кузнец дал хозяину новую косу.
Коровушка дала молочко.
Подавился петушок бобовым зернышком.
Хозяюшка дала маслица курочке.
Смазала курочка петушку горлышко.
Петушок вскочил и во все горло закричал.
«Гуси-лебеди»
Гуси-лебеди унесли братца.
А тут и отец с матерью пришли.
Яблоня, матушка, спрячь меня!
Нашла избушку Бабы-Яги, схватила брата и побежала.
Поешь моего лесного яблочка скажу.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика.
«У страха глаза велики»
- Бабушка, внучка, курочка и мышка ходили за водой.
- У каждой было свое ведерце.
- Как-то возвращались они домой с полными ведрами и увидели под яблоней зайца.
- Испугались его, побросали ведра и убежали домой.
- И дома уже каждый жаловался, какого страшилища они увидали.
- Бабушке привиделся медведь, внучке показался волк, курице лиса, а мышке кот.
Каждая команда получает конверт с пазлами.
Задания:
- Надо составить картинку.
- Вспомнить название сказки.
- Подобрать к сказке подходящую пословицу, пояснить свой выбор.
«У страха глаза велики»
- На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся.
- У страха глаза велики.
- На ловца и зверь бежит.
- Плох неряха в строю, а еще хуже — в бою.
- Солнце, воздух и вода — лучшие доктора.
«Лиса и Журавль»
- Как аукнется, так и откликнется.
- Что есть в печи, всё на стол мечи.
- За пустой стол гостей не сажают.
- Гостю щей не жалей, а побольше лей.
- Не корми меня тем, чего я не ем!
«Каша из топора»
- Глупый киснет, а умный мыслит.
- Иногда не нужен ученый, а нужен смышленый.
- За пустой стол гостей не сажают.
- Не корми меня тем, чего я не ем!
- Как аукнется, так и откликнется.
«Гуси-лебеди»
- Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй.
- Плох неряха в строю, а еще хуже — в бою.
- У страха глаза велики.
- На ловца и зверь бежит.
- Как аукнется, так и откликнется.
Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов.