3. Фрейд (1856–1939). Психология в лицах
3. Фрейд (1856–1939)
В интеллектуальной истории взрыв, произведенный Фрейдом, может быть сравним лишь с открытиями Дарвина, сделанными несколькими поколениями раньше. Интеллектуальный воздух, которым мы дышим, насыщен категориями учения Фрейда.
Поль Розен
Только с появлением психоанализа впервые начала устанавливаться настоящая психология.
Жорж Политцер
Психоанализ, представляемый в качестве нового метода лечения некоторых неврозов, на самом деле лишь опошляет, унижает, разрушает. Бессознательное являет собой лишь поле руин, где откладываются все нечистоты разума. Такова доктрина еврея Фрейда, которая может быть принята лишь нацией ненормальных и произвести фурор только в обществе, где все помыслы разума угасли и жизнь разворачивается между двумя полюсами: от борделя до дома умалишенных, проходя через биржу.
Альфонса Петруччи
Таковы лишь некоторые из множества противоречивых суждений и оценок, которых удостоился психоанализ и его создатель — Зигмунд Фрейд.
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в Фрейберге, провинциальном городке на окраине Австро-Венгерской империи (ныне г. Пршибор в Чехии). Он был первенцем Якоба и Амалии Фрейд. После него в семье родились еще четыре девочки, Анна, Роза, Адельфина и Паула, и двое мальчиков — Юлиус, не доживший до года, и Александр.
Якоб Фрейд — еврейский торговец среднего достатка, уроженец Галиции, в 1855 г. женился на Амалии Натансон, которая была на 20 лет младше его. Это был уже третий брак Якоба, так что Зигмунд оказался на год младше своего племянника, отцом которого был Эмануэль, сын Якоба Фрейда от первого брака.
При рождении мальчик был по традиции наряду со светским именем Зигмунд наречен еврейским именем Шломо (Соломон). В семье его долгое время звали Сигизмундом или сокращенно — Сиги, однако это имя ему не нравилось, и в 1878 г.
он остановил свой выбор на имени Зигмунд, под которым и получил впоследствии известность.В письме от 25 октября 1931 г. мэру Пршибора, где Фрейд благодарил за открытие мемориальной доски на его родном доме, он вспоминал о годах своего раннего детства: «Глубоко во мне все еще живет счастливый ребенок из Фрейберга, первенец молодой матери, получивший свои первые неизгладимые впечатления от земли и воздуха тех мест».
Согласно еврейскому обычаю, на восьмой день после рождения мальчика подвергли обрезанию. В первых строках своей автобиографии Фрейд подчеркивает: «Мои родители были евреями, и я сам всегда оставался евреем». Впоследствии, находясь на стажировке во Франции, ему пришлось столкнуться с германофобией в связи с его немецким акцентом. В качестве оправдания Фрейд публично провозгласил: «Я не немец, я — еврей».
Однако семья Фрейда не придерживалась ортодоксальных иудаистских традиций. Еще до рождения сына отец перестал посещать синагогу и, по воспоминаниям знавших его людей, был человеком вполне светским. Амалия Фрейд разделяла взгляды мужа.
В Фрейберге Зигмунд прожил недолго. Коммерческие начинания Якоба Фрейда успеха не имели, что поставило семью на грань финансового краха. К тому же процветавший в Моравии антисемитизм заставлял задуматься о перемене места жительства. В октябре 1859 г. семья покинула Фрейберг и после нескольких месяцев, проведенных в Лейпциге в бесплодных поисках новых доходов, наконец обустроилась в Вене. Этому городу и суждено было впоследствии стать цитаделью психоанализа. Здесь Фрейд прожил около 80 лет. Здесь он получил образование. В гимназии он был первым учеником и, по собственному признанию, пользовался известными привилегиями: его даже переводили из класса в класс без экзаменов. Родители ценили успехи сына, заметно превосходившего своими способностями других детей. Для приготовления уроков ему была выделена керосиновая лампа, тогда как остальным приходилось довольствоваться свечами.
В возрасте 17 лет Зигмунд с отличием окончил гимназию и решил посвятить себя науке. Он испытывал в тот период «непреодолимую потребность разобраться в загадках окружающего мира и по возможности сделать что-либо для их решения». Но осуществлению его замыслов препятствовала государственная политика Австро-Венгрии, ограничивавшая сферу деятельности евреев коммерцией, юриспруденцией и медициной. Известное влияние на Фрейда оказала его дружба с Генрихом Брауном, который позднее стал одним из видных деятелей социал-демократического движения, основал совместно с К. Каутским и К. Либкнехтом журнал «Новое время». Под его влиянием Фрейд склонялся к изучению права, но вскоре оставил этот замысел. Не чувствовал он особой склонности и к карьере врача, но тем не менее выбрал медицину как сферу, наиболее близкую его интересам.
В 1873 г. он поступил на медицинский факультет Венского университета. Учебные занятия Фрейд совмещал с работой в Институте физиологии при университете, руководимом Эрнстом Брюкке. Сотрудничество с этим выдающимся ученым укрепило научный склад мышления Фрейда. Под руководством Брюкке он осуществил несколько оригинальных исследований, способствовавших оформлению теории нейронов.
Работая в институте Брюкке, Фрейд не мог оставаться в стороне от острых научных дискуссий своего времени. Революция, совершавшаяся в естествознании, требовала мировоззренческого осмысления научных открытий, и это дало толчок его интересу к философии. Однако к тому времени, когда он поступил на медицинский факультет, курс философии был упразднен, и свою склонность к философии Фрейд удовлетворял лишь посредством самообразования. С этой целью в 1874–1875 гг. он прослушал цикл лекций немецкого философа Ф. Брентано. Учение Брентано о психических актах как направленных действиях души, его полемика с английским психиатром Г. Модели по проблемам бессознательного вызвали живой интерес Фрейда. Брентано не разделял идею бессознательного, но благодаря его работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874) Фрейд смог познакомиться с существовавшими в истории философии трактовками этой проблемы.
По-видимому, общение с Брентано не ограничивалось стенами университетской аудитории, поскольку именно благодаря его рекомендации Фрейд получил заказ на перевод сочинений английского философа Джона Стюарта Милля. В ходе этой работы Фрейд приобщился, в частности, к философии Платона, о которой Милль был весьма высокого мнения. Платоновская идея воспоминания произвела на Фрейда глубокое впечатление и впоследствии была использована им при разработке техники психоанализа.В 1881 г., закончив медицинский факультет Венского университета, Фрейд получил ученую степень по медицине. Он намеревался стать профессиональным научным работником. Однако осуществить намерение не представлялось возможным. Вакансий в институте Брюкке не было, а на перспективные вакансии претендовали Другие его ассистенты, начавшие работу раньше Фрейда. Это положение усугублялось тяжелым материальным положением семьи, едва сводившей концы с концами после финансового кризиса 1873 г. К тому же в 1882 г. Фрейд познакомился и тайно обручился с двадцатилетней Мартой Бернайс, также происходившей из небогатой семьи.
Ему было известно непреложное условие матери невесты: замуж Марта выйдет только за человека, способного ее обеспечить. В отчаянии писал он невесте: «Ежедневно и ежечасно одни и те же вопросы: в доме нет денег, нет дров, мать больна и нуждается в свежем воздухе». Единственным выходом из создавшегося положения была частная практика. Пройдя стажировку в Венской народной больнице, Фрейд открыл врачебный кабинет и занялся лечением неврозов.Однако вскоре он обнаружил, что не располагает ни исчерпывающей теорией, ни эффективными методами для борьбы с этим распространенным, но малоизученным заболеванием. Психология, делавшая свои первые шаги, мало чем могла ему помочь. Лишь в 1879 г. В. Бундтом был создан первый в мире Институт психологии и издан официальный документ, определявший ее статус в системе наук. Психология в ту пору не располагала теорией, способной пролить свет на феномен невроза. «Психология, — писал Фрейд, — могла предложить нам очень мало, а для наших целей совсем ничего, нам пришлось заново открывать как наши методы, так и теоретические гипотезы, на которых эти методы основывались».
Страстное желание как можно быстрее отыскать новое терапевтическое средство, энтузиазм и нетерпение Фрейда отражает история с кокаином. В 1883 г. по заказу химической фабрики Мерка в Дармштадте он предпринял экспериментальное исследование свойств кокаина, причем эксперименты осуществлял главным образом на себе и своих близких. На основании этих исследований его друг Карл Коллер ввел кокаин в офтальмологию в качестве анестезирующего средства. Однако эксперименты Фрейда нанесли серьезный ущерб здоровью некоторых его добровольных испытуемых. Разразился скандал. В медицинских кругах за Фрейдом надолго закрепилась репутация авантюриста и шарлатана.
В этот нелегкий период жизни произошли и некоторые позитивные события, сыгравшие важную роль в становлении научного мировоззрения Фрейда. В 1885 г. по рекомендации Брюкке он занял место приват-доцента неврологии в Венском университете. Новая должность дала возможность отправиться на стажировку в Париж, во всемирно известную клинику Сальпетриер, которую возглавлял крупнейший невропатолог своего времени Жан Мартен Шарко, признанный «Наполеоном неврозов».
Возможность блестящей стажировки окрылила Фрейда. В письме невесте от 20 июня он писал: «Я поеду в Париж, стану великим ученым и вернусь в Вену, окруженный великой, огромной славой, мы сразу поженимся, и я вылечу всех неизлечимых нервнобольных…»Парижские впечатления несколько охладили его энтузиазм. Стипендия была невелика, и жить приходилось чрезвычайно скромно. К тому же разговорным французским Фрейд владел не блестяще, мешал сильный акцент. Коллеги встретили его корректно, но весьма прохладно. Тем не менее молодой венский врач присоединился к большой толпе ассистентов, практикантов и стажеров, которая постоянно сопровождала Шарко во время обходов больных и при сеансах их лечения гипнозом. Случай помог Фрейду сблизиться с Шарко, к которому он обратился с предложением перевести на немецкий язык его лекции. Шарко был очень доволен предложением, хотя впоследствии выразил неудовольствие в связи с многочисленными сносками и комментариями, которыми Фрейд снабдил перевод.
Фрейд благоговел перед Шарко, и не будет преувеличением сказать, что влияние на него французского мэтра было исключительным. «Мне случалось, — писал он Марте 24 ноября 1885 г., — выходить с его лекций с таким ощущением, словно я выхожу из Нотр-Дам, полный новыми представлениями о совершенстве». «Ни один человек не имел на меня такого влияния», — утверждал он.
Основное внимание Шарко привлекали функциональные психические расстройства, в частности истерия и истерический паралич. Он считал, что истерия — психогенное заболевание, то есть протекает без изменения в тканях и вызывается чисто душевными причинами, которые нельзя обнаружить с помощью микроскопа. (Надо отметить, что до Шарко понятие психогенного заболевания было медицине совершенно чуждо.) Мысль Шарко о том, что причины функциональных психических расстройств следует искать не в анатомии, а в психологии, глубоко запала в сознание Фрейда.
Кроме того в одной из бесед с Фрейдом Шарко заметил, что источник странностей в поведении невротика таится в особенностях его половой жизни. Впоследствии эта идея, развитая Фрейдом, послужила краеугольным камнем психоанализа.
В Вену Фрейд вернулся окрыленным. Однако коллеги встретили его прохладно. Его доклад о стажировке был встречен скептически. Предстояли еще годы становления собственной концепции, которая должна была принести ему признание.
В 1886 г. Фрейд женился на Марте Бернайс, с которой прожил до конца своих дней (она пережила его на 12 лет). Она родила ему шестерых детей: Матильду, Жана (назван в честь Шарко), Оливера, Эрнста (назван в честь Брюкке), Софью и Анну — единственную из детей, продолжившую дело отца.
Несколько лет Фрейд продолжал без особого успеха испытывать различные фармакологические и физиотерапевтические средства лечения больных. Пациентов ему в основном направлял его старший коллега и друг Йозеф Брейер, взявший его под свое покровительство и порой оказывавший ему даже материальную помощь.
В 1888 г. Фрейд познакомился с книгой ученика Шарко — доктора Ипполита Бернгейма — «Внушение и его применение в качестве терапии», в которой описывались результаты лечения невротиков методом гипнотического внушения. С целью освоить технику гипноза Фрейд в 1889 г. отправился в Нанси, где работал Бернгейм. Метод гипноза произвел на него большое впечатление. В ряде случаев гипнотическое внушение вело к полному исчезновению у больных истерических симптомов. Особенно поразил Фрейда эксперимент Берн-гейма с пациенткой, которой в состоянии гипнотического сна было приказано по пробуждении раскрыть стоявший в углу зонтик, что она и сделала. На вопрос, зачем понадобилось раскрывать зонт в помещении, пациентка смущенно ответила, что хотела удостовериться, ее ли это зонтик. Факт гипнотического внушения не отложился в ее памяти. Это натолкнуло Фрейда на мысль, что работа мозга не всегда осознается, что в основе поведения могут лежать бессознательные мотивы, которые можно обнаружить с помощью специфических приемов, например гипноза.
Однако собственная практика лечения гипнозом продемонстрировала ограниченные возможности этого метода. Пытаясь из разрозненных наблюдений и гипотез построить целостную картину невротического заболевания, Фрейд вспомнил случай, рассказанный Брейером и впоследствии ставший широко известным как «случай Анны О. ». Пациенткой Брейера (установлено, что ее подлинное имя — Берта Паппенгейм) была молодая женщина, страдавшая расстройством мышления и речи, нервным кашлем и параличом ног. С помощью гипноза Брейеру удалось добиться воспроизведения больной тревоживших ее образов и фантазий. Оказаось, что травмировавшие ее психику переживания были связаны с болезнью и смертью отца. По мере того как пациентка заново переживала травмировавшую ее ситуацию, болезненные симптомы постепенно исчезали. На этом основании Брейер сделал вывод, что болезненный симптом является заменителем подавленного импульса. Суть предложенного им нового метода лечения истерии, названного катарсическим (от гр. «катарсис» — очищение), состояла в том, чтобы заставить больного вспомнить, осознать и тем самым разрядить подавленный психический импульс.
Фрейд решил проверить этот метод и вскоре уже мог привести несколько аналогичных случаев из собственной практики. В 1895 г., обобщив накопленный опыт, Брейер и Фрейд опубликовали совместную работу «Этюды по истерии» (в русском издании «Очерки истерии»). Книга вышла тиражом всего 800 экземпляров и не привлекла внимания специалистов, хотя в ней впервые была предпринята попытка установить связи неврозов с неудовлетворенными влечениями. В дальнейшем из-за разногласий соавторов по поводу механизмов истерии, роли сексуального фактора и по другим причинам произошел разрыв их почти пятнадцатилетней дружбы.
Последующий этап научной деятельности Фрейда проходил, по его собственному признанию, «в блестящей изоляции». Коллеги фактически бойкотировали его, поскольку развиваемая им теория сексуальности слишком далеко выходила за рамки привычных воззрений. Но именно в этот период были разработаны основные положения психоанализа — новаторского учения, перевернувшего традиционные представления о душевной жизни.
Понятие «психоанализ» Фрейд впервые употребил в 1896 г. в докладе «Этиология истерии». Первоначально он называл так метод терапии, направленный на выявление скрытых причин психических отклонений. Позднее так стали называть всю систему теоретических воззрений Фрейда.
Пытаясь раскрыть механизмы возникновения неврозов, Фрейд обратил внимание на болезненные последствия неудовлетворенных влечений и неотреагированных эмоций. Эти разрывающие единство сознания стремления и аффекты, о существовании которых сам больной и не подозревал, были восприняты Фрейдом как главное свидетельство существования бессознательного — столь же и даже более влиятельной сферы психики, сколь и сознание. Поскольку содержанием бессознательного в большинстве случаев оказывалось нечто неприятное для больного, неприемлемое с точки зрения социальных и нравственных норм, Фрейд предположил, что бессознательный характер этих психических сил обусловлен особым защитным механизмом, получившим название «вытеснение».
Согласно Фрейду, механизм вытеснения подобно плотине ограждает сознание от потрясений, вызванных столкновениями с тягостными воспоминаниями, недопустимыми влечениями и импульсами. Поив бессознательном состоянии эти влечения сохраняют заряд психической энергии и потому могут прорываться в виде патологических симптомов. Таким образом, на первом этапе развития теории психоанализа бессознательное представлялось как тождественное вытесненному. По мере развития психоанализа представления Фрейда о бессознательном уточнялись и усложнялись. Из случайного чужеродного фактора бессознательное превратилось в неотъемлемую часть психического аппарата всякого человека. Бессознательное — это кипящий котел страстей и инстинктов, рвущихся наружу с целью получения разрядки. В замаскированном виде бессознательное обнаруживает себя то в патологических симптомах, то в таких проявлениях обыденной жизни, как сновидения, шутки, обмолвки и т. п., то в преобразованном творческом виде «как культурные, художественные и социальные ценности человеческого духа».
Еще в 1897 г. Фрейд приступил к систематическому самоанализу сновидений и принял решение написать работу о снах и сновидениях. Книга «Толкование сновидений» увидела свет в 1900 г. Публикация этой работы не вызвала интереса в научных кругах (тираж 600 экземпляров был распродан за 8 лет; ныне столько же экземпляров этой книги продается в США и Европе ежемесячно). Но сам Фрейд считал ее «поворотным пунктом».
В 1898 г. Фрейд начал разработку проблемы юмора, которую исследовал на основе собственной коллекции еврейских анекдотов. Впоследствии результаты его изысканий воплотились в работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905).
В 1901 г. Фрейд опубликовал книгу «Психопатология обыденной жизни» — наиболее популярную и известную работу по психоанализу. В ней на основе теории вытеснения он показал, что неосознаваемые мотивы обусловливают поведение человека в норме и патологии, а различного рода ошибочные действия (оговорки, описки, забывание имен и названий и т. п.) свидетельствуют о наличии бессознательных мотивов и могут быть использованы в целях диагностики и терапии.
В 1902 г. Фрейду было присвоено звание профессора. В том же году, стремясь преодолеть бойкот и изоляцию, он организовал «Общество психологических сред», призванное обеспечить обмен идеями и консолидацию сторонников психоанализа. Первоначально это был дискуссионный кружок, который лишь через несколько лет обрел статус научного общества. В 1903 г. у Фрейда наконец появились первые ученики — Пауль Федерн, Вильгельм Штекель и др., которые сыграли значительную роль в исторической судьбе психоанализа. В 1904 г. идеи Фрейда привлекли внимание группы швейцарских психиатров: Э. Блейлера, М. Эйтингона, К. Абрахама, К. Г. Юнга, — которые обратились к ним как к перспективному учению и психотерапевтическому методу. В 1907 г. состоялись первые встречи Фрейда со швейцарскими коллегами, положившие начало слиянию венской и цюрихской школ психоанализа. В 1908 г. в Зальцбурге состоялся I Международный психоаналитический конгресс, объединивший сторонников психоанализа. В 1909 г. начал выходить первый психоаналитический журнал. Его издателями выступали Блейлер и Фрейд, редактором — Юнг.
В том же году по случаю двадцатилетнего юбилея Университета Кларка в Вустере (штат Массачусетс, США) Фрейд был приглашен его президентом Стэнли Холлом принять участие в торжествах и прочитать ряд лекций. Вместе с ним в Америку отправился Юнг, а также еще один аналитик — Шандор Ференци. Трое путешественников прибыли в Нью-Йорк в воскресенье 27 сентября 1909 г. и были встречены американским коллегой А. Бриллом. Ступив на американскую землю, Фрейд произнес знаменитую фразу: «Они и не подозревают, что я привез им чуму!»
Групповой портрет пионеров психоанализа. Слева — 3. Фрейд
В Вустере Фрейд прочитал на немецком языке пять лекций перед аудиторией, которая слушала его очень внимательно, несмотря на то, что многие были разочарованы отсутствием пикантных откровений на сексуальную тему. В лекциях Фрейд кратко обрисовал историю происхождения психоанализа, основные результаты исследований сновидений, остроумия и ошибочных Действий, теорию сексуальности и психотерапевтические методы. Текст лекций был опубликован год спустя в «Американском психологическом журнале». Среди наиболее характерных отзывов на эту публикацию показательно высказывание декана университета Торонто: «Обычный читатель может подумать, что Фрейд защищает свободные браки, призывает отбросить всякое стеснение и вернуться к первобытному состоянию». Впрочем, на протяжении многих последующих лет обыденному сознанию была присуща именно такая трактовка концепции Фрейда.
Более обнадеживающей была встреча с Уильямом Джемсом, который произвел на Фрейда большое впечатление и вместо прощания сказал ему: «Будущее психологии зависит от вашей работы».
Университет Кларка присвоил Фрейду звание почетного доктора, что глубоко тронуло его, поскольку явилось первым официальным признанием его работы.
Последующие годы характеризовались противоречивыми тенденциями. Консолидации психоаналитического сообщества сопутствовали начавшиеся распри, приведшие к отходу от психоанализа некоторых недавних сподвижников Фрейда. В 1911 г. последовал разрыв с А. Адлером, который Фрейд очень болезненно переживал. Вскоре ряды психоаналитического движения покинул Юнг. Теоретические расхождения и впоследствии порождали постоянные противоречия в стане психоаналитиков.
Фрейду и самому приходилось вносить коррективы в свою теорию. События Первой мировой войны продемонстрировали ограниченность объяснительных принципов психоанализа. Военные, вернувшиеся из окопов, терзались совсем иными переживаниями, чем венские буржуа конца XIX в. Фиксация новых пациентов Фрейда на психических травмах, связанных с тем, что им пришлось заглянуть в глаза смерти, послужила основанием версии об особом влечении, не менее сильном, чем сексуальное, — влечении к смерти. Это влечение Фрейд обозначил древнегреческим понятием Танатос — как антипод Эросу — силе любви.
Наряду с социальными обстоятельствами у Фрейда имелись и личные мотивы обращения к этой проблеме.
3. Фрейд с внуком
Страстный курильщик, выкуривавший до 20 сигар в день, он был поражен раком гортани. Но, мужественно перенося одну операцию за другой, он продолжал упорно работать. Его идеи обретали все большее признание, к ним с интересом относились многие выдающиеся деятели культуры, с которыми Фрейд часто встречался, вел оживленную переписку.
В 1926 г. Фрейд встретил свой семидесятилетний юбилей. Официальная Вена проигнорировала торжество, что, однако, было скрашено приветствиями А. Эйнштейна, Р. Роллана, С. Цвейга и многих других деятелей науки и культуры.
После прихода в Германии в 1933 г. к власти нацистов началось свертывание психоаналитического движения в Европе. Во время печально известного книжного аутодафе в Берлине труды Фрейда как «еврейская порнография» были подвергнуты публичному сожжению «во имя благородства человечества». Получив известие об этом, он горько пошутил о прогрессе человечества:
«В прежние времена они сожгли бы меня, а теперь сжигают лишь мои книги».
Впрочем, там, где жгут книги, как правило, кончают тем, что сжигают людей. Именно такая судьба постигла впоследствии сестер Фрейда.
В первый же день после присоединения Австрии к нацистской Германии Фрейд был заключен под домашний арест, его квартира подвергнута обыску, а дочь Анна вызвана на допрос в гестапо. Казалось, судьба ученого предрешена. Однако стараниями влиятельных последователей после уплаты выкупа в 100 000 австрийских шиллингов Фрейду вместе с женой и дочерью Анной было разрешено покинуть Австрию. Семья обосновалась в Лондоне, где, несмотря на прогрессировавшую болезнь, Фрейд продолжал напряженно работать, встречался с деятелями науки и искусства, в частности с Сальвадором Дали. Однако мучения становились нестерпимыми. 23 сентября 1939 г. личный врач Фрейда Макс Шур по его просьбе оборвал его страдания двумя отравляющими уколами.
Концепция Фрейда по сей день вызывает противоречивые суждения и оценки. Однако не подлежит сомнению та исключительная роль, которую венский мыслитель сыграл в становлении наук о человеке.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Зигмунд Фрейд (1856–1939) и развитие психоанализа
Зигмунд Фрейд (1856–1939) и развитие психоанализа Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года во г. Фрайберге, Моравия (ныне, г. Прибор, Чешская Республика). В 1990 году одна из центральных площадей этого города была переименована из площади Сталина в площадь Фрейда. Отец Фрейда торговал
Лета Стеттер Холлингворт (1886–1939)
Лета Стеттер Холлингворт (1886–1939) Лета Стеттер родилась в штате Небраска. В 1906 году она закончила университет этого штата с отличием «Фи — Бета — Каппа». После этого в течение двух лет она преподавала в колледже Барнарда в Нью — Йорке, пока ее жених, Гарри Холлингворт,
Зигмунд Фрейд (1856–1939) Отец психоанализа
Зигмунд Фрейд (1856–1939) Отец психоанализа Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года во Фрайберге, в Моравии (теперь это Чешская Республика). Его мать, вторая жена отца, была на двадцать лет моложе мужа. У Зигмунда было двое сводных братьев, тоже на два десятка лет старше его.
Фрейд
Фрейд Согласно Фрейду (23), впервые постулировавшему психологическое значение процесса рождения, организм при рождении переходит из относительно спокойного и мирного окружения в сокрушающую ситуацию. На новорожденного обрушивается поток стимулов, а он не обладает
Зигмунд ФРЕЙД (1856–1939)
Зигмунд ФРЕЙД (1856–1939) Наука не иллюзия. Иллюзией была бы вера, будто мы ещё откуда?то можем получить то, что она не способна нам дать.Иллюзии привлекают тем, что спасают от страданий и предлагают взамен суррогаты удовольствий. Поэтому не следует и роптать, что порою они
Гражданская война в Испании 1936–1939 годов
Гражданская война в Испании 1936–1939 годов Но самым ярким эпизодом «войны до войны» стала Guerra Civil Espanola – Гражданская война в Испании июля 1936 – апреля 1939.Испания раскололась на два лагеря. С одной стороны действовали приверженцы радикальных социальных реформ, входившие в
Книга первая Годы формирования и великие открытия (1856–1900)
Книга первая Годы формирования и великие открытия (1856–1900) Зигмунд Фрейд в 1891 году в возрасте 35
Глава 1 Первые годы жизни (1856–1860)
Глава 1 Первые годы жизни (1856–1860) Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в 6. 30 вечера на Шлоссергассе, 117, во Фрайберге[6], в Моравии, и умер 23 сентября 1939 года на Мэрсфилд-Гарденс, 20, в Лондоне. С тех пор Шлоссергассе была переименована в его честь в улицу Фрейда.В краткой
Книга третья Последний период (1919–1939)
Книга третья Последний период (1919–1939)
3. Фрейд (1856–1939)
3. Фрейд (1856–1939) В интеллектуальной истории взрыв, произведенный Фрейдом, может быть сравним лишь с открытиями Дарвина, сделанными несколькими поколениями раньше. Интеллектуальный воздух, которым мы дышим, насыщен категориями учения Фрейда. Поль Розен Только с
ГЛАВА 32. БЕРЛИН, НИДЕРЛАНДЫ, 1939–1945 гг
ГЛАВА 32. БЕРЛИН, НИДЕРЛАНДЫ, 1939–1945 гг Он — «почти Альфред». Розенберг почти сумел стать ученым, журналистом, политиком — но только почти. Иозеф Геббельс Почему мир льет крокодиловы слезы над совершенно заслуженной судьбой маленького еврейского меньшинства? Я спрашиваю
Основные позиции психоаналитической традиции 3. Фрейда
3. Фрейд предположил, что основанием развития психики человека как в процессе филогенеза, так и онтогенеза является некоторая энергия. Эта энергия связана с жизнеобразованием и проявляет себя в инстинктах. Человек, по своей природе имеющий биологический организм, так, как и животное, свободно проявляет часть инстинктивных потребностей. Однако реализация таких инстинктивных потребностей, как либидо (сексуальный инстинкт, потребность в организмическом удовольствии, стремление к жизни) и мортидо (стремление к смерти, проявляющееся в агрессивном поведении), ограничивается моральными требованиями человеческого сообщества. Эти два ограничиваемых инстинкта 3. Фрейд объединил в одну витальную потребность — стремление к удовольствию, двумя сторонами которого являются либидо и мортидо. Стремление к удовольствию является основной энергией, мотивирующей поведение человека. Таким образом, психоанализ 3. Фрейда объясняет проявление любой деятельности человека (моторной, социальной, психической) с точки зрения преобразования энергии стремления к удовольствию.
Базисные черты человека (либидо и мортидо) и его базисная потребность (стремление к удовольствию) при взаимодействии с внешним миром способствуют формированию определенной личностной структуры. 3. Фрейд описал две такие модели личности человека.
Согласно первой модели, существуют три уровня психической жизни: а) сознание, б) предсознание, в) бессознательное.
Сознание определяется как состояние, в котором человек себя осознает как противоположность состоянию сна, наркоза или комы. ‘)то структура, в которой протекает сознательная психическая деятельность, сформированная под влиянием социального окружения. ( о знание, в отличие от бессознательного, способно оперировать понятиями пространства и времени.
В предсознательном содержатся психические явления, которые в конкретный момент являются неосознаваемыми, но они не вытеснены и без особого напряжения могут быть извлечены из памяти и стать осознанными.
В бессознательном кроется основной энергетический потенциал человека — погребность в удовлетворении основных инстинктов — стремления к жизни (либидо) и стремления к смерти (мортидо). В связи с тем, что сознание человека формируется в соответствии с социальными правилами, психические явления индивида, формируемые его либидо и мортидо, могут быть вытеснены и стать бессознательными, т.е. скрытыми от человека. По мнению 3. Фрейда, эта скрытая бессознательная часть личности человека занимает основную и доминирующую часть психического мира человека.
Образно он представлял психический мир в виде айсберга. Та небольшая его часть, которая выступает над поверхностью воды и которую можно рассматривать, является аналогом сознания. Большая его составляющая, скрытая под водой и неразличимая глазами, составляет основную массу айсберга. Она является аналогом бессознательного, насыщенного либидо и мортидо.
Во второй модели личности содержатся следующие три элемента: а) супер-эго (сверх-Я), б) эго (Л), в) ид (оно).
Супер-эго — это та часть эго, в которой развивается самонаблюдение, самокритика и другие виды рефлексивной деятельности. В этой части психического находятся родительские назидания и интериоризированные социальные установки. Супер-эго требует от эго, осуществляющего действия в реальности, чтобы оно подчинялось его правилам. Энергетический потенциал супер-эго находится в бессознательном в виде стремления к удовольствию, а его содержание определяется обществом.
Ид — понятие, аналогичное бессознательному. Это наиболее примитивная инстанция, охватывающая все прирожденное, генетически первичное, связанное с жизнью тела и подчиненное принципу удовлетворения биологических потребностей. Ид ничего не знает ни о реальности, ни об обществе, оно иррационально и аморально. Его контролирует, согласно интериоризированным социальным установкам, субстанция супер-эго. Ид требует от эго, связанного с реальностью, чтобы оно подчинялось его требованиям.
Эго выделилось в психическом пространстве человека под влиянием реальности. 3. Фрейд связал его с умом и здравым смыслом. Эго следует принципу реальности, вырабатывая механизмы, позволяющие адаптироваться к среде и справляться с ее требованиями. Чтобы выбрать те или иные действия в окружающем мире, эго оценивает среду, потребности организма и свое собственное состояние и поведение. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание устрашающих влияний, контроль над требованиями инстинктов, исходящих от ид.
Сознание и бессознательное, а также супер-эго и ид являются антагонистическими структурами личности и находятся в состоянии конфликта. Если эго примет решение или совершит действия в угоду ид, но в противовес супер-эго, оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести. Если эго будет подчиняться требованиям только супер-эго и блокировать реализацию потребностей, исходящих от ид, то их энергетическое давление вызовет личностное напряжение и тревогу.
Поскольку требования к эго со стороны ид, супер-эго и реальности не совместимы, то неизбежно пребывание эго в ситуации конфликта и напряжения, от которого личность спасается с помощью специальных защитных механизмов. Наиболее значимыми из и пяти описанных 3. Фрейдом защитных механизмов являются: а) вытеснение, б) регрессия и в) сублимация. Они определяют общие черты поведения и причины расстройств личности.
Вытеснение — это защитный процесс, посредством которого неприемлемые с точки зрения супер-эго импульсы становятся бессознательными. Перемещаясь в область бессознательного (ид), они продолжают мотивировать поведение и переживаются в виде тревоги, психических расстройств и соматических заболеваний.
При использовании защитного механизма регрессии сознание и поведение индивида возвращается к различным детским состояниям и стадиям психосексуального развития, и при этом он, соОтветственно, сталкивается со всеми проблемами инфантильного состояния. Под регрессией понимается также соскальзывание человека на более примитивный уровень поведения или мышления (опьянение, использование мата и порча вещей в состоянии агрессии, увлечение бульварными романами, вера в мистификаторов, распространение сплетен и др. ).
Сублимация — механизм, посредством которого энергия запретных импульсов (либидо и мортидо), вытесняемых в ид, преобразуется в приемлемое для супер-эго индивида поведение. Реальное поведение при этом становится десексуализированным и деаг-рессифицированным. Считается, что сублимация, хотя и является защитным механизмом, все же присуща нормальному поведению.
По мнению 3. Фрейда, если либидо, как сексуальная энергия, связано с первичным инстинктом стремления к жизни, то оно должно иметь свои проявления и у детей, несмотря на то, что они не имеют сексуальных переживаний. Он обнаружил на теле детей на разных этапах их развития зоны удовольствий, соответствующие эрогенным зонам взрослого человека. Стадии развития человека, на которых имеет место проявление этих зон удовольствия, он назвал стадиями психосексуального развития: а) оральная стадия, б) анальная стадия, в) фаллическая стадия, г) латентный период, д) генитальная стадия.
На фаллической стадии у ребенка обнаруживаются два комплекса: кастрационный и эдипалъный. На инфантильной фаллической стадии ребенок обнаруживает свою половую принадлежность по присутствию или отсутствию пениса. Наличие пениса в сознании мальчика связывается с чувством превосходства над девочками, которых природа «обделила» этой частью тела. Это дает основание для формирования кастрационного комплекса мальчиков — страх потерять данное преимущество. По мнению 3. Фрейда, кастрационный комплекс мальчиков формирует в дальнейшем страх взрослых мужчин потерять как пенис, так и связанные с ним функции (сексуальную потенцию) и привилегии, связанные с мужским ролевым поведением (власть, сила, доминирование, автономность и др.).
Кастрационный комплекс девочек связан с осознанием своего подчиненного положения по отношению к мальчикам. У взрослых женщин он проявляется или в стремлении копировать мужчин, проявляя маскулинные формы поведения (авторитарность, властность, жесткость), или в стремлении завладеть мужским пенисом посредством секса или через овладение мужчиной через флирт и обольщение.
Эдипалъный комплекс (у девочек он называется комплексом Электры) проявляется в неосознанном желании овладеть родителем противоположного пола и устранить родителя своего пола. Регрессия на эдипальную фазу проявляется в выборе сексуальных партнеров, которые явно напоминают по внешности и поведению родителей.
В связи с трехкомпонентной структурой личности 3. Фрейд выделил три вида тревожности: а) тревожность, вызванная реальностью, б) тревожность, вызванная давлением ид; в) тревожность, вызванная давлением со стороны супер-эго.
Однако данные виды тревог являются естественными. Менее естественным и менее благоприятным для личностного развития человека 3. Фрейд считает использование защитных механизмов для снижения тревожности. Практически все виды защитных механизмов могут стать причиной неадекватной адаптации человека и кризиса личности. Однако в развитии невротических расстройств ведущее значение имеет механизм вытеснения.
3. Фрейд считал, что вытесненные из сознания в бессознательное неприемлемые мысли и импульсы не теряют своей активности. Для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии, которая могла бы быть использована личностью для своего развития и творческого поведения. Более того, вытесненные импульсы обладают энергетическим потенциалом, способным по механизму «закрытого парового котла» привести к невротическим расстройствам или функциональному и органическому поражению организма в виде психосоматических заболеваний.
В психоанализе, как и в других психодинамических подходах, целью диагностики является анализ содержания бессознательного. Вытесненные в бессознательное мысли и импульсы по определению не осознаются человеком. Однако они обладают энергетической активностью и способны направлять деятельность человека, его мысли, чувства, сновидения в требуемом для ид направлении. Таким образом, вытесненное может быть проявлено и обнаружено или посторонним наблюдателем, или самим индивидом, сознание которого направляется психоаналитиком в нужное русло. Интерпретация обнаруженных проявлений бессознательной деятельности осуществляется с позиций принадлежности их к либидо, мортидо или регрессии сознания на определенную стадию психосексуального развития.
Теория развития Фрейда — StatPearls
Определение/Введение
Теория развития психосексуального развития Фрейда была одной из первых попыток подвести психологию под ту же научную структуру и методологию, что и медицина. Это объединение было достигнуто путем первого определения нормативного полового развития человека. Фрейд разделил психосексуальное созревание на пять отдельных фаз. Каждая стадия символизирует концентрацию либидо или инстинктов на различных участках тела (т. е. эрогенных зонах). Чтобы созреть и стать хорошо функционирующим взрослым, нужно последовательно пройти каждую из вышеупомянутых психосексуальных стадий. Когда либидинальные влечения подавлены или не могут быть должным образом разрешены, ребенок остается неудовлетворенным и неудовлетворенным. Фрейд определил эту неудовлетворенность как фиксацию. Фиксация на любой стадии вызывала бы тревогу, сохраняющуюся во взрослом возрасте в виде невроза. Эта динамика легла в основу психоаналитической теории полового влечения Фрейда. [1]
Вопросы, вызывающие озабоченность
Основной принцип психосоциального развития Фрейда вращается вокруг причинно-следственной связи между сексуальным конфликтом и последующим психоневрозом. Этот принцип с самого начала вызывал споры. Противники Фрейда утверждали, что неврозы могут развиваться независимо, без психосексуального импульса.[2]
Предвзятость экспериментатора — еще одна распространенная критика Фрейда. Фридман и Дауни в своей статье «Биология и Эдипов комплекс» исследуют вероятность того, что Эдипов комплекс — это просто ошибочное «игровое поведение», основанное на эволюции, которое проявляется через соревнование.[3]
Несмотря на эти проблемные области, психоанализ остается влиятельным в современной психиатрической помощи.
Клиническое значение
Каждая из пяти стадий фрейдовской теории психосексуального развития связана с соответствующим возрастным диапазоном, эрогенной частью тела и клиническими последствиями фиксации.
Стадия I: 0–1 год, орально, рот: Оральное желание — это центр удовольствия для новорожденного. Самая ранняя привязанность ребенка — к тому, кто удовлетворяет его оральные потребности, обычно к матери. Если оптимальное количество стимуляции недоступно, либидинозная энергия фиксируется на оральном способе удовлетворения, что приводит к последующим скрытым агрессивным или пассивным тенденциям.
Стадия II : 1-3 года, анальное отверстие, кишечник и мочевой пузырь: Приучение к туалету является особенно деликатной задачей в этот период. Стремление родителей к адекватной работе смещает либидинозную энергию из оральной в анальную область. Ребенок сталкивается с повышенными шансами получить выговор, чувствовать себя неадекватным и с повышенной способностью воспринимать негативную оценку со стороны опекуна, если он не выполняет свои обязанности должным образом. Фиксация на этой стадии может проявляться в анальной ретентивности (постоянная упорядоченность) или анальной вытесняемости (причудливая дезорганизация).
Стадия III: 3-6 лет, фаллический, гениталий: Это, пожалуй, самая противоречивая стадия психосексуального развития Фрейда. Это стадия, на которой ребенок начинает испытывать удовольствие, связанное с его гениталиями. В этот период примитивного полового развития ребенок может установить корни фиксации с родителем противоположного пола, эдиповым комплексом.
Стадия IV: 6-12 лет, латентность, дремлющие сексуальные чувства: В это время либидо относительно подавлено или сублимировано. Фрейд не выделял никаких эрогенных зон для этой стадии. Теперь ребенок начинает действовать в соответствии со своими импульсами косвенно, сосредотачиваясь на таких занятиях, как школа, спорт и построение отношений. Дисфункция на этом этапе приводит к неспособности ребенка формировать здоровые отношения во взрослом возрасте.
Стадия V: 13-18 лет, половые органы, зрелые сексуальные чувства: Эго ребенка становится полностью развитым на этой стадии, и впоследствии он стремится к независимости. Их способность создавать значимые и длительные отношения конкретна, а их сексуальные желания и активность здоровы и основаны на обоюдном согласии. Если ребенок или молодой взрослый испытывает дисфункцию в этот период, они не смогут развивать значимые здоровые отношения.[2]
Чтобы объяснить теорию развития Фрейда, нужно обратиться к его структурной теории сознания. Последнее предполагает, что психика (личность) включает в себя три психические структуры: ид, эго и суперэго.
Ид — это инстинктивный аспект психики, состоящий из сексуальных и агрессивных влечений. По сути, это биологическое, инстинктивное, бессознательное стремление человека, связанное с удовлетворением. Поведение новорожденного определяется исключительно врожденными инстинктами (ИД). По мере взросления ребенка эго дифференцируется от ид. Эго — это аспект личности, принимающий решения. В отличие от Ид, которое действует по принципу удовольствия и немедленного удовлетворения, эго действует по принципу реальности, стремясь к удовлетворению с помощью практических стратегий. Эго в конечном итоге опосредует взаимодействие между Ид и «реальным» миром. Оно рационально по своей природе, тогда как Ид иррационально. [4][5] Последней психической структурой, которая должна развиться, является суперэго, которое включает в себя мораль и ценности общества. Эта конструкция развивается на фаллической стадии и аналогична моральному компасу человека. Эти структуры могут помочь объяснить патологическое поведение и источники беспокойства.
Теории развития Фрейда составляют основу психоанализа и последующих производных, составляющих современную психотерапию.[7][8][9]
Сестринское дело, союзническое здравоохранение и межпрофессиональные групповые вмешательства
Один из примеров того, как дисфункция в психосексуальном развитии Фрейда может влиять на уход за пациентами, обсуждается в статье 2008 года, в которой исследуется изменение ритуала передачи смены между психиатрическими медсестрами. Переход от одной медсестринской смены к другой соответствует всем критериям ритуала, как это определено психоаналитической теорией. На этот ритуал влияют тревоги медсестры и их результирующее восприятие пациента. Предполагается, что передача действует как ритуал, с помощью которого медсестры могут контролировать свои тревоги и продолжать непрерывную практику ухода за пациентом. [Уровень 5]
Каталожные номера
- 1.
Sauerteig LD. Потеря невинности: Альберт Молл, Зигмунд Фрейд и изобретение детской сексуальности около 1900 года. Med Hist. 2012 г., апрель; 56 (2): 156–83. [Бесплатная статья PMC: PMC3381499] [PubMed: 23002291]
- 2.
Купферсмид Клинические теории Дж. Фрейда тогда и сейчас. Психодинская психиатрия. 2019 Весна;47(1):81-97. [PubMed: 30840557]
- 3.
Friedman RC, Downey JI. Биология и Эдипов комплекс. Психоанальный Q. 1995 апреля; 64(2):234-64. [PubMed: 7652101]
- 4.
Боуг С. Эго, влечения и динамика внутренних объектов. Фронт Псих. 2014;5:666. [Бесплатная статья PMC: PMC4076885] [PubMed: 25071640]
- 5.
Де Соуза А. Фрейдистская теория и сознание: концептуальный анализ**. Мужская Сана Моногр. 2011 Январь; 9 (1): 210-7. [Бесплатная статья PMC: PMC3115290] [PubMed: 21694972]
- 6.
Żechowski C. Теория влечений и эмоций — от Зигмунда Фрейда до Яака Панксеппа. Психиатр Пол. 2017 30 декабря; 51 (6): 1181-1189. [PubMed: 29432512]
- 7.
STENGEL Э. Влияние Фрейда на психиатрию. Br Med J. 1956 May 05;1(4974):1000-3. [Бесплатная статья PMC: PMC1979763] [PubMed: 13304407]
- 8.
Мессиас Э. Стоя на плечах Пинеля, Фрейда и Крепелина: историометрическое исследование истории психиатрии. J Нерв Мент Дис. 2014 ноябрь; 202(11):788-92. [Бесплатная статья PMC: PMC4334561] [PubMed: 25268155]
- 9.
Равитц П. Современная психиатрия, психоанализ и психотерапия. Can J Психиатрия. 2017 май; 62(5):304-307. [Бесплатная статья PMC: PMC5459234] [PubMed: 28525733]
- 10.
Эванс А.М., Перейра Д.А., Паркер Дж.М. Дискурсы тревоги в сестринской практике: психоаналитический пример ритуала передачи смены. Нур Инк. 2008 март; 15(1):40-8. [PubMed: 18271789]
Фрейд – Сезон 1 Эпизод 3 Резюме и обзор
Грег Уилер
Фрейд просыпается в 3 серии Фрейда и оказывается в доме Флер. Когда он поднимает с земли карманные часы, он выпрыгивает из окна, из-за чего Марта просыпается от своего кошмара, тяжело дыша.
Приближается рассвет, и Кисс и Георг начинают свою дуэль. Кисс решает не стрелять в голову своему противнику, а вместо этого стреляет Георгу в бедро. Когда он истекает кровью, учитывая перерезанную артерию, Георг шепчет: «Талтос придет за тобой». и умирает. Затем Кисс возвращается домой и тепло приветствует свою семью, особенно после победы над демонами, отягощающими его.
Флер принимает ванну, пока ей рассказывают о сеансе для наследного принца Рудольфа. Графиня приветствует доктора Фона, но ей удается загипнотизировать его, приказывая доктору Фону убить себя и, по-видимому, контролируя его действия.
Тем временем Фрейд продолжает развивать свои навыки вместе со своим помощником Йозефом, которому удается заставить парализованную Элиз шевелить пальцами ног в постели. Однако его отвлекает то, что он видит доктора Фон, который целенаправленно уходит от него в трансе. Прежде чем Фрейд успевает исследовать это дальше, профессор ругает его за то, что он приблизился к Кларе, и отвлекает его внимание от своего коллеги.
Доктор Вон подходит к Кларе с ножом в руке, но не может заставить себя перерезать себе горло. Вместо этого он звонит достаточно, чтобы Фрейд последовал за ним в местный бар некоторое время спустя, где проблема с Георгом выплеснулась наружу. Доктор Фон раздражает группу, и когда они начинают петь, Фрейд поспешно покидает бар.
Наследный принц прибывает в дом Софии, где они узнают, что Георг скончался. Тем не менее, София по-прежнему оптимистично настроена по поводу сеанса, поскольку она и Виктор контролируют Флер, чтобы она выступила без сучка и задоринки. После нескольких пугающих видений окровавленной певицы она падает на пол и теряет сознание.
Флер уводят наверх, чтобы отдохнуть, но когда через некоторое время к ней приходит наследный принц, ее нигде не видно.
Фрейд возвращается и говорит Йозефу о загипнотизированном докторе Фоне. Продолжая говорить, они обмениваются идеями друг с другом. После этого Ленор купает Фрейда и комментирует, как ему нужно завести жену. Когда она уходит, появляется Флер и говорит ему загипнотизировать ее.
Когда она снова уходит ко дну, Фрейд помогает ей обойти пугающее видение, которое она видела ранее в этом эпизоде. Именно здесь она видит возродившееся окровавленное существо, поднимающееся из-под земли. Она говорит Фрейду, что в прошлом произошло что-то плохое, когда она возвращается к реальности.
Фрейд прибывает с Флер в своей конной повозке и убеждает Кисс поехать с ним. Они вместе направляются к дому оперного певца, где находят его окровавленным и стоящим, слегка раскачивающимся взад и вперед, бормоча «Сохраняй спокойствие».
Когда он видит Флер, он бросается на нее, но другие офицеры сбивают его с ног. К счастью, Фрейду удается вырубить его инъекцией, предотвращая возникновение новых проблем.
После этого Фрейд и Флер обсуждают гипнотическое состояние, в котором она недавно оказалась, и размышляют о том, что это состояние влечет за собой. Пока Фрейд пытается собрать воедино фрагменты улик, которые он должен продолжить, Флер возвращается домой и угрожает Софии, говоря ей, чтобы она больше не подходила к ней.
Вместо этого София обращает внимание на Фрейда и навещает его в кабинете, жалуясь на травму руки. Он смотрит, чтобы осмотреть ее порез, но вместо этого она наклоняется вперед и велит ему спать. Под своим заклинанием она шепчет ему, чтобы он покончил с собой и поддался искушению, оставив Фрейда одного в своей комнате и задаваясь вопросом, как он туда попал. Он подходит к окну и выглядит готовым к прыжку, отражая ту же сцену, которую мы видели в начале эпизода, когда драма остается на большом клиффхэнгере.