Учение 3. Фрейда о бессознательном и о человеке в толпе
С именем Фрейда связано основание психоанализа, как философской концепции. 3. Фрейд — австрийский врач-психиатр (1856 — 1939) возвел психоанализ в ранг философско-антропологического принципа.
1. Учение Фрейда о бессознательном основано на том положении психоанализа, что психологические переживания и травмы, аффекты, неисполненные желания и т. п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению в бессознательность, где продолжают активно воздействовать на психику человека, проявляясь часто в замаскированной форме в виде неврозов. Последние рассматриваются как своего рода компромиссы, возникшие из столкновения вытесненных влечений (бессознательного) с противостоящим им сознанием (“Я”). Невроз, по Фрейду, это защитная реакция организма, психики на травмирующую идею, которая вытесняется из сознания, но сохраняет свой аффективный заряд в бессознательном.
Фрейд считал значительным упущением всей предшествующей философии тот факт, что бессознательное не было предметом ее исследования.
Бессознательное, по Фрейду, отличается от сознания, но оно (как и сознание) может быть изучено. Подобно тому, как мы зажигаем свет в темной комнате и иначе видим все предметы, так и бессознательное оказывается связанным многими переходами с сознанием, деятельностью мозга и пр. Бессознательное проявляет себя в сновидениях, гипнотических состояниях, поведении. Оно может проявляться на разных уровнях — низшем и высшем. Последний связан с творческими процессами, в которых важную роль играют интуиция, воображение, как бы скрытое от сознания, вызревание замысла, идеи образа.
Учение о бессознательном дополнялось и разъяснялось терминами либидо (половое влечение), влечение к жизни и влечение к смерти. Либидо Фрейд толковал как психическую энергию человека. Она могла либо разряжаться в действии, либо вытесняться в бессознательное, либо сублимироваться (замещаться) благодаря воздействию морали или т. п.
Свое учение Фрейд подкреплял известными древнегреческими мифами которые иллюстрировали положения его теории. Так, “эдипов комплекс”, считал Фрейд, психологически присущ каждому ребенку примерно с 3 — 4 лет. Термин связан с именем древнегреческого царя Эдипа, который, не зная того, убил собственного отца и женился на собственной матери. Для мальчика (по Фрейду) характерен позитивный эдипов комплекс, т. е. любовь к матери и желание инцеста с ней и ревность и ненависть по отношению к отцу как к сопернику — негативный, т. е. любовь к отцу и ненависть к mатери.
У девочки тоже есть аналогичный психологический комплекс (любовь к отцу и ненависть к матери) и обращенный к нему “комплекс Электры”.
2. Учение Фрейда о человеке в толпе основано на учении о бессознательном.
Cогласно Фрейду, всякая культура для индивида есть насилие. Так, большое влияние на человека оказывает религия. “Религию можно было бы назвать общечеловеческим неврозом, навязчивой идеей, которая, как и детский невроз, происходит от эдипова комплекса, по отношению к отцу”.
Таким образом, религия, по Фрейду, бессилие, которое демонстрирует одиночество человека и его стремление преодолеть это одиночество.
Спасителeм человека Фрейд называет разум. Причём разум индивидуальный, ибо массовое сознание иррационально. Сознательная личность исчезает, воля, рассудок являются волей гипнотизера. “Массовая душа” идентифицируется у Фрейда с душой первобытного человека.
К сожалению, говорит Фрейд, философский разум здесь мало способен помочь индивиду, ибо философия не имела никогда непосредственного влияния на большие массы людей, она интересует лишь самую небольшую часть самого узкого верхнего слоя интеллектуалов, оставаясь для всех прочих малодоступной. Поэтому так влиятельна религия, которая когда-то охватывала вообще всю духовную жизнь человека. Религия выполняет три функции: удовлетворяет человеческую любознательность; умаляет страх перед судьбой и утешает; дает нравственные предписания. То есть она как бы соединяет “звездное небо над головой и нравственный закон в нас” (по Канту).
К большевизму Фрейд относился как к одной из очередных иллюзий, близкой к религии: “русский большевизм… есть зловещее подобие тому, против чего он борется”. Он создал запрет на мышление, как и религия.
Будущее Фрейд связывал с таким “новым общественным строем, который не только покончит с материальной нуждой масс, но и услышит культурные притязания отдельного человека”. Это должен быть отказ от иррациональных иллюзий.
Таким образом Фрейд, как он сам считал, продолжал в философии традиции рационализма, ибо стремился научно объяснить поведение людей и мотивы действий отдельного человека, заботясь именно о нем, а не о массе. Заслугой Фрейда было стремление дать научный анализ не только очевидному, но скрытому явлению, неосознанному, бессознательному.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Учение 3. Фрейда о бессознательном и о человеке в толпе
От 250 руб
Контрольная работа
Учение 3. Фрейда о бессознательном и о человеке в толпе
От 250 руб
Курсовая работа
Учение 3. Фрейда о бессознательном и о человеке в толпе
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Классический психоанализ 3.
Фрейда | Студент-СервисКлассический психоанализ 3. Фрейда. Фрейд начинает как медик, физиолог, увлекается гипнозом и физиотерапией как способами лечения истерии и в 1895 г. публикует результаты совместных с Йозефом Брейером «Исследований истерии», где делается вывод о преобразовании подавленных эмоций в физические истерические симптомы.
На основе наблюдений делается вывод о внутреннем конфликте психики как причине нервных заболеваний. В следующей работе «Толкование сновидений» (1899), сразу сделавшей Фрейда знаменитым, содержатся основные открытия психоанализа.
Прежде всего это открытие внутренней структуры психического его двух составляющих: сознательной и бессознательной части, и постановка проблемы исследования бессознательного. Именно бессознательное содержит болезненные желания, которые находятся под сознательным запретом, изгнаны из сознания и именно поэтому оказываются источником конфликта, который ведет к неврозу.
Описывая основные функции двух составляющих человеческой психики и говоря о факторе цензуры, Фрейду было важно то, что он сразу обнаружил способ проникнуть в сферу бессознательного это сны, которые он назвал «королевскими воротами в бессознательное», а также оговорки, ошибки и другие неосознанные выражения желаний.
По сути дела в этом состояло и другое открытие Фрейда, связанное с будущей терапевтической практикой психоанализа: выявление и осознание этих вытесненных желаний, этого внутреннего конфликта бессознательного с моим сознательным Я через его проговаривание само по себе оказывает лечебное воздействие, снимает внутренний конфликт, устраняет физические симптомы невроза.
Следом за «Толкованием…» выходят «Психопатология повседневной жизни», «Шутки и их связь с бессознательным» (1900), а в 1905 г. работа «Три очерка по теории сексуальности», которая представила два, еще более скандальных, открытия Фрейда выводы о сексуальной природе бессознательного и о поэтапном формировании психического, связанным с развитием детской сексуальности. Фрейд объясняет содержание бессознательного влечениями, прежде всего детскими.
Параллельно развивается теория либидо (от латинского «желание»), под которым Фрейд понимает исходную энергию, сексуальную по своей природе, лежащую в основе всех преобразований влечения. Это первое определение либидо рассматривает его как объектное, т. е. направленное на овладение определенной целью, и конечное, т. е. связанное с удовлетворением желания.
В качестве примера Фрейд рассматривает детскую игру Da-Fort Ближе-Дальше, суть которой состоит в том, что ребенок выбрасывает игрушку из манежа и требует, чтобы ее ему вернули, получив игрушку обратно, ребенок снова ее выбрасывает так, что сам достать не может и снова требует ее назад.
Интерпретация Фрейда состоит в том, что эта игра демонстрирует объектность желания ребенка: он стремится бесконечно повторять удовлетворение от момента овладения недоступной ранее игрушкой. Либидо, с точки зрения Фрейда, всегда будет количественным понятием, с помощью которого можно «энергетически» определенными характеристиками «сгущения», «смещения», «перемещения» объяснять психосексуальные явления.
Сначала, правда, у Фрейда либидо противопоставляется влечению к самосохранению, позже, когда самосохранение толкуется тоже из сексуального инстинкта, эта концепция трансформируется в относительное противопоставление влечения либидо и влечения к смерти. Даже когда эта энергия может быть десексуализирована, например, в процессе так называемой сублимации влечение, которое направлено на социально значимые объекты (например, художественное творчество), то Фрейд объясняет это как вторичный процесс отказа от собственно сексуальной цели.
В этой же работе рассматривается Эдипов комплекс как принципиально важный для формирования основных структур психического и завершения периода детской сексуальности: именно в период полового созревания (пубертатный) ребенок вынужден под влиянием социальных запретов (прежде всего табу на инцест кровосмесительные сексуальные отношения) изменить объект своего влечения с ближайшего родителя противоположного пола на внешний объект.
Решающим для мальчиков становится угроза кастрации со стороны отца, под влиянием которой они принимают запрет и преодолевают комплекс, вытесняя в бессознательное то двойственное отношение к отцу, которое связано с переживанием Эдипова комплекса. Если этой смены не произошло и ребенок не решил проблему выбора внешних возможных объектов влечения, то происходит конфликтное вытеснение влечения в сферу бессознательного, оставляя неразрешимым Эдипов комплекс как источник неврозов взрослой психики.
Позже в работе «О нарциссизме. Введение» (1914) Фрейд специально остановится на случае, когда новым объектом влечения становится сам субъект тогда возникает другой комплекс, комплекс Нарцисса. Одновременно чувство ревности по отношению к родителю того же пола сменяется стратегией создания модели, идеала по его образцу и на основании этих процедур формируется сознательное Я с моральными принципами, принятием социальных запретов.
Процесс формирования психического понимается, таким образом, как процесс социализации процесс принятия индивидом существующих в обществе запретов, норм, правил и ценностей. В 1913 г. в «Тотеме и табу» Фрейд рассмотрит миф-гипотезу об убийстве праотца и последующем одновременном введении культа тотема как образа праотца и табу на инцест как сыновней реакции раскаяния и стыда за это убийство. По мысли Фрейда, несмотря на проблематичность мифа, это момент начала человеческой истории.
Как потом подчеркнет К. Леви-Стросс, это момент отличия культуры от природы. Для Фрейда обращение к мифу означало прежде всего, что переживание Эдипова комплекса не связано с конкретным поведением родителей, а является универсальной необходимостью введения запрета для формирования полноценных структур психического.
С 1920 г. в работах «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923),
«Запреты, симптомы и беспокойство» (1926), «Очерк психоанализа» (1938) Фрейд вводит в структуру психического Сверх-Я как цензурирующую инстанцию, ответственную за самокритику, принятие социальных норм и законов, наличие Я-идеала.
Таким образом, картина так называемой первой топики, где бессознательное, которое в принципе не осознается, может оказаться в конфликте с вербализованным сознанием и тогда следует использовать потенциально осознаваемое предсознание, для того чтобы установить связь с бессознательным, изменяется. Ей на смену приходит тоже трехчленная структура: Оно, как главная характеристика бессознательного с господствующим принципом удовольствия, Я, модифицируемая как со стороны Оно, так и со стороны Сверх-Я, и Сверх-Я, инстанция, которая начинает формироваться с первого переживания Эдипова комплекса (то есть где-то с трех до пяти лет).
Однако все инстанции порождаются и включают в себя бессознательное. Концепция так называемого классического психоанализа Фрейда своеобразно продолжила традиции натурализма, представив определение сознания через внутренний конфликт основания поведения, страсти, и рациональной составляющей, мысли, пытаясь показать универсальность их общего основания психической энергии бессознательного.
Топ-5 психологических теорий Зигмунда Фрейда
Когда мы рассказываем нашим друзьям о сумасшедшем сне, который нам с ними приснился, или когда мы используем такие термины, как эго и свободные ассоциации, мы имеем в виду Зигмунда Фрейда.
Спустя более 80 лет после его смерти теории Фрейда о человеческом бессознательном и о том, как оно влияет на наше поведение, продолжают проникать в западную культуру. Новаторские теории Фрейда, представленные миру на рубеже 20-го века, изменили наши представления о человеческом разуме. Его теории повлияли не только на психологическую теорию, но и на то, как мы ведем себя в повседневной жизни, в семейной жизни и на работе.
Такие термины, как анализ сновидений, свободные ассоциации, Эдипов комплекс, оговорка по Фрейду и вечно присутствующее эго, а также ид и суперэго, вплетены во многое из того, что мы делаем, думаем и говорим.
1. Анализ сновидений
В современном обществе мы часто говорим о своих снах. Если вы погуглите «цитаты о мечтах», то, кажется, их бесконечный запас. От шутки автора бестселлеров Эрмы Бомбек: «Требуется много мужества, чтобы показать свои мечты кому-то другому» до слов американского рэпера и актера Тупака Шакура: «Реальность неверна. Мечты реальны». Но именно Фрейд раскрывает, что такое сон — альтернативная реальность, которую мы переживаем, когда спим.
«Толкование сновидений — это высший путь к познанию бессознательной деятельности ума», — пишет Фрейд.
Теории Фрейда о сновидениях и его книга «Толкование сновидений» были революционными. До его публикации в 1899 году ученые считали сны «бессмысленными». Фрейд считал, что сны были «замаскированным исполнением подавленных детских желаний».
В то время как массовая культура восприняла теории Фрейда и прикладные значения — например, когда вы видите во сне, что вы летите, вы подсознательно думаете об амбициях, — Фрейд никогда не писал словаря сновидений. На самом деле он уклонялся от такой конкретики. Он настаивал на том, что, хотя сны символичны, они специфичны для человека и не могут быть определены в целом для всего общества.
2. Свободные ассоциации
Теории сновидений Фрейда напрямую связаны с его теорией свободных ассоциаций. Основываясь на теории о том, что сны и их значения индивидуальны, Фрейд позволял своим пациентам самим интерпретировать сны, вместо того, чтобы высказывать им свое собственное мнение. Он назвал свой процесс свободной ассоциацией. С каждой новой особенностью сновидения во время сеанса психоанализа Фрейд предлагал своим пациентам расслабиться и, используя современный термин, выплюнуть то, что, по их мнению, означало. Пациенты выбрасывали идеи по мере их поступления, какими бы тривиальными они ни были.
3. Оговорка по Фрейду
Одной из самых популярных фраз из теорий Фрейда является оговорка по Фрейду. Он считал, что «оговорка» — произнесение чего-то, чего мы не собираемся говорить, — показывает, о чем мы думаем, подсознательно. Фрейд представил свою теорию оговорки по Фрейду в своей книге 1901 года «Психопатология повседневной жизни» и предположил, что эти словесные (а иногда и письменные) ошибки коренятся в «бессознательных побуждениях» и «невыраженных желаниях». Кроме того, Фрейд считал, что неспособность что-то вспомнить — например, чей-то адрес или имя — связана с нашей потребностью или желанием подавить это. Современной науке еще предстоит объяснить, почему случаются оговорки по Фрейду.
4.
Эдипов комплекс, зависть к пенису и зависть к маткеЭксперты считают Эдипов комплекс наиболее спорной теорией Фрейда. По Фрейду, это бессознательное желание, которое начинается на фаллической стадии развития, в возрасте от трех до шести лет. Ребенок испытывает сексуальное влечение к своему родителю противоположного пола и ревнует к своему родителю того же пола.
Популярная культура использует комплекс Эдипа в качестве общего термина для обозначения фазы как для мальчиков, так и для девочек. Но Фрейд постулировал, что мальчики испытывают Эдипов комплекс, а девочки — комплекс Электры. Это когда девочка бессознательно сексуально привязывается к отцу и враждебно относится к матери.
Фрейд считал Эдипов комплекс «центральным явлением сексуального периода раннего детства», но нет никаких научных доказательств, подтверждающих его теорию.
«Зависть к пенису» выросла из теории эдипова комплекса Фрейда, и Фрейд опубликовал ее в 1908 году. Фрейд считал, что осознание женщиной того, что у нее нет пениса, приводит к сильной зависти, лежащей в основе женского поведения.
«Фрейд утверждал, что единственный способ, которым они могли преодолеть эту зависть к пенису, — это завести собственного ребенка — даже до предположения, что они хотели ребенка мужского пола в своих усилиях получить пенис», — пишет British Psychological Общество. Психоаналитик Карен Хорни, современница Фрейда, чьи теории привели к движению феминистской психологии, считала зависть к пенису чисто символической.
Хорни постулировал, что зависть не к самому фаллосу, а к пенису больше связана с положением женщины в обществе и «стремлением к социальному престижу и положению, которые испытывают мужчины. Таким образом, женщины чувствовали себя неполноценными из-за свободы и социального статуса, которых им не хватало из-за их пола, а не из-за буквального отсутствия у них фаллоса», — пишет Британское психологическое общество.
Кроме того, Хорни вводит термин «зависть к матке» и объясняет, что на мужчин негативно влияет их неспособность иметь детей и они завидуют «биологическим функциям женского пола», включая грудное вскармливание и беременность.
5. Эго, Ид и Суперэго
Некоторые считают человеческую психику самой устойчивой теорией карьеры Фрейда. Фрейд опубликовал свою теорию личности в 1923 году, в которой выдвигается гипотеза о том, что человеческая психика делится на три части — Эго, Ид и Суперэго. И все они развиваются на разных этапах нашей жизни. Важно отметить, что Фрейд считал, что это не физические объекты в нашем мозгу, а скорее «системы».
В то время как слово «эго» используется в популярной культуре гораздо чаще, чем «ид» и «суперэго», эти три понятия связаны между собой. Согласно Фрейду, Ид — самая примитивная часть человеческой психики. Именно здесь основаны наши сексуальные и агрессивные влечения. Супер-эго — это наш моральный компас, а эго — судья, если хотите, между притяжениями Ид и Супер-Эго.
Фрейд остается в нашем подсознании и сознании
В следующий раз, когда вы проснетесь от странного сна, который вы можете подробно рассказать своему лучшему другу, он ответит: «О, змеи? Этот сон полностью о зависти к пенису». Или ваш босс кричит на вас, а вы бормочете себе под нос: «Слишком эгоистично». Или вы убиваете время в долгой поездке на машине и выбрасываете слова и свободные ассоциации — вы должны благодарить Фрейда. И, если вы ищете повод воздать должное Фрейду и всему его вкладу в нашу народную поп-культуру и терапию, подумайте о том, чтобы поднять тост за отца психоанализа. Он родился 6 мая 1856 года.
Полное собрание сочинений Зигмунда Фрейда по психологии, том 3 Зигмунда Фрейда
Ранние психоаналитические публикации (1893–1899)
- Зигмунд Фрейд
Купить у…
Нил Могучая обезьяна Пруд для разведения рыбы Уитколлс Склад Бумага ПлюсНайдите местных розничных продавцов
Том 3 стандартного издания Полное собрание сочинений по психологии Зигмунда Фрейда — Ранние психоаналитические публикации (1893–1899)
Ранние психоаналитические публикации (1893–1899)
Эта коллекция Двадцать четыре тома — первое полное издание в мягкой обложке стандартного издания The Complete Psychological Works of Sigmund Freud на английском языке
Включает:
О психическом механизме истерических явлений: лекция (1893)
Нейропсихозы защиты (1894)
Навязчивые идеи и фобии: их психический механизм и их этиология (1894)
Сексуальность в этиологии неврозов (1898)
Физический механизм забывчивости (1898)
Экранные воспоминания (1899)
Об авторе
Зигмунд Фрейд
Зигмунд Фрейд (1856-1939) родился в Моравии; в возрасте от четырех до восьмидесяти двух лет его дом находился в Вене: в 1938 Вторжение Гитлера в Австрию вынудило его искать убежища в Лондоне, где он умер в следующем году. Его карьера началась с нескольких лет блестящей работы по анатомии и физиологии нервной системы. Ему было почти тридцать, когда после периода обучения у Шарко в Париже его интересы впервые обратились к психологии, а еще через десять лет клинической работы в Вене (сначала в сотрудничестве с Брейером, более старшим коллегой) родилось его творение. , психоанализ. В жизни Фрейда не было никаких событий, но его идеи сформировали не только многие специальные дисциплины, но и весь интеллектуальный климат двадцатого века.
Также Зигмунд Фрейд
Просмотреть все
Похвала Полному собранию психологических трудов Зигмунда Фрейда, том 3
Обладал исключительным литературным даром. Не может быть сомнения в том, что он был великим писателем: читать его — значит быть им обманутым… Его влияние на всех нас было огромно, и вернуться к дофрейдовскому образу мышления было бы так же невозможно, как вернуться к догелиоцентрической теории Солнечной системы
Таймс