Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

3 вида мышления: Виды мышления

7.6.Понятие о мышлении. Виды. Формы. Операции.

Мышление в психологии определяют как процесс познавательной деятельности человека, представляющий собой опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Виды мышления выделяют по различным признакам. Основная принятая классификация различает следующие три вида: 1) наглядно-действенное мышление; 2) наглядно-образное мышление; 3) словесно-логическое (или понятийное) мышление. Именно в таком порядке виды мышления развиваются в процессе фило – и онтогенеза.

Наглядно-действенное мышление – это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Решение задачи в его рамках осуществляется в ходе реального, физического преобразования ситуации, в процессе действий с предметами. Путем физического контакта с предметами происходит постижение их свойств. В процессе филогенеза люди решали встающие перед ними задачи сначала именно в рамках практической, предметной деятельности.

Только потом из нее выделилась деятельность теоретическая. Это касается и мышления. Лишь по мере развития практической деятельности теоретическая мыслительная деятельность выделяется как относительно самостоятельная. Аналогичный процесс наблюдается не только в ходе исторического развития человечества, но и в онтогенезе. Формирование мышления у ребенка происходит постепенно. Сначала оно развивается внутри практической деятельности и в большой степени определяется тем, как развивается умение обращаться с предметами.

Следующий вид мышления, появляющийся в онтогенезе, – наглядно-образное мышление. Для этого вида характерна уже опора на образы предметов, на представления об их свойствах. Человек представляет себе ситуацию, представляет изменения, которые хочет получить, и те свойства объектов, которые позволят ему в ходе деятельности прийти к желаемому результату. В этом виде мышления действие с образом предметов и ситуаций предшествует реальным действиям в предметном плане.

Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы. Образ может заключать в себе разностороннее видение предмета. Поэтому данный вид мышления дает более полное представление о свойствах предмета, чем наглядно-действенное мышление.

Переход на понятийную стадию сопряжен с формированием следующего вида мышления – словесно-логического. Оно представляет собой наиболее поздний этап развития мышления в фило – и онтогенезе. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Понятия же формируются на основе языковых средств. Предтечей словесно-логического мышления является внутренняя речь.

Понятие – это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений, их общих и специфических признаков, выраженное словом или группой слов. Понятие представляет собой высший уровень обобщения, присущий только словесно-логическому виду мышления. Понятия бывают конкретные и абстрактные.

Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи. Например, «человек», «осень», «праздник» – конкретные понятия; «истина», «красота», «добро» – понятия абстрактные.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые также всегда имеют словесную форму. Суждение – это установление связей между понятиями о предметах и явлениях или об их свойствах и признаках. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих утверждается что-либо относительно всех объектов некоторой группы, например: «Все реки текут». Частное суждение относится лишь к некоторым из объектов группы: «Некоторые реки являются горными». Единичное суждение касается только одного объекта: «Волга – крупнейшая река в Европе». Суждения могут образовываться двумя способами. Первый – непосредственное выражение воспринятой взаимосвязи понятий. Второй – образование суждения опосредованным путем при помощи

умозаключений. Таким образом, умозаключение – это выведение нового суждения из двух (или более) уже существующих суждений (предпосылок). Наиболее простой формой умозаключения является силлогизм – вывод, сделанный на основе частного и общего суждения. Любой процесс доказательства, например, математической теоремы, представляет собой цепочку силлогизмов, последовательно вытекающих один из другого. Более сложной формой умозаключений являются умозаключения дедуктивные и индуктивные. Дедуктивные – следуют от общих посылок к частному суждению и от частных к единичному. Индуктивные, напротив, из единичных или частных посылок выводят общие суждения. На основе подобных способов рассуждения можно сопоставлять друг с другом те или иные понятия и суждения, которыми пользуется человек в ходе своей мыслительной деятельности. Таким образом, для продуктивного протекания мыслительной деятельности необходимы логические формы мышления. Ими обусловливаются убедительность, непротиворечивость, а, следовательно, и адекватность мышления. Представление о логических формах мышления перешло в психологию из формальной логики. Эта наука также изучает процесс мышления.
Но если предметом формальной логики являются прежде всего структура и результат мышления, то психология исследует мышление как психический процесс, ее интересует, как и почему возникает и развивается та или иная мысль, каким образом этот процесс зависит от индивидуальных особенностей человека, как он связан с другими психическими процессами.

Мышление, его сущность и особенности. Аналитико-синтетический характер мыслительной деятельности. Виды мышления


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации


Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Колледж связи № 54

Реферат по дисциплине «Психология»

на тему


«Мышление, его сущность и особенности.

Аналитико-синтетический характер мыслительной деятельности.

Виды мышления».

Работу выполнила

Преподаватель английского языка

Климова Ирина Владимировна

Москва

2016

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение .

1.Психологическая сущность мышления и его особенности .

2. Аналитико-синтетический характер мыслительной деятельности.

3.Виды мышления.

4. Индивидуальные характеристики мышления.


5. Формы мышления.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

Мышление — психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира. Однако в психологии существует множество определений.

Например: высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.

В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается как деятельность, имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.

Мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений). Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно, психологии и физиологии. 

Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей.

На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

Мышление — опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.

В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.

Например, Фалес из Милета узнал высоту египетской пирамиды благодаря переносу отношений между сторонами одних объектов на отношение таких же сторон других объектов — он измерил ее тень в полдень.


Специфичность мышления заключаются в том, что мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования; лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира; мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.

Именно по этой причине изучение и знание этой темы так актуально сегодня практически во всех сферах человеческой деятельности.

-3-

Каталог: images

images -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
images -> Информация об опыте 2
images -> Секция «Психология труда и эргономика» 3
images -> Методическое пособие «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения»
images -> Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов 19. 00. 13 психология развития, акмеология
images -> Московский городской
images -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
images -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология


Скачать 42,79 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Три типа мышления и почему все они важны

Понимание • 6 ноября 2019 г.

Криста Герхард

Как часто вы думаете о мышлении? Для большинства из нас ответ, вероятно, будет «не очень». В качестве мы управляем своей жизнью и выполняем свою работу, мы склонны использовать разные подходы к думать, не осознавая этого. По большей части это работает.

Однако времена меняются, и становится для нас все более важно лучше осознавать, как мы думаем, и развивать наши мыслительные способности. Это особенно важно, если вы работаете в должности Learning & Development (L&D) потому что вы также отвечаете за развитие этих навыков у других и помогаете они преуспевают в этом меняющемся мире.

В этой статье мы определим три очень важных типа мышления: критическое, стратегическое и Предпринимательский. В последующих статьях мы более подробно рассмотрим, как L&D может использовать и обучать всем трем формам. мышления.

Различные типы мыслительных навыков становятся все более важными

В своем Докладе о будущем рабочих мест, Всемирном экономическом форуме делится своим 2022 Перспективы навыков. Это список главные навыки, которые будут востребованы работодателями в мировой экономике в 2022 году.  Давайте посмотрим на 10 самых растущих навыки:

  1. Аналитическое мышление и инновации
  2. Активные стратегии обучения и обучения
  3. Творчество, оригинальность и инициатива
  4. Технологический дизайн и программирование
  5. Критическое мышление и анализ
  6. Комплексные проблемы
  7. Лидерство и социальное воздействие
  8. .
  9. Рассуждения, решение проблем и формирование идей
  10. Системный анализ и оценка

Интересно, что в минимум 7 из 10 лучших основаны на одной или нескольких упомянутых формах мышления выше. Для многих ролей люди будут должны быть опытными критическими, стратегическими и предприимчивыми мыслителями.

Критическое, стратегическое и предпринимательское мышление: в чем разница?

Критическое мышление

Мы уже писали о критическом мышлении, включая связь между критическим мышлением и уверенностью. Однако мы не дали определения. Ну вот:

Критическое мышление настойчивый и непрерывный анализ и пересмотр своих мыслительных процессов и вывод для рассуждений и логики, а также для устранения предвзятости, чтобы увеличить вероятность желаемого результата. 1

Вау! Это полный рот. Это в основном означает, что критически мыслящие активно думают о том, как они думают! Они собирают, синтезируют, и оценивать информацию для принятия решений; однако они делают это в способ, который использует логику и разум. Плюс, они сознательно работают над тем, чтобы не стать жертвой различных когнитивных искажений, которые может затуманить их суждение. В его сердце, критическое мышление аналитическое и логическое.

Стратегическое мышление

Стратегическое мышление — это умственный процесс, который применяется, когда человек пытается достичь какой-либо цели или набора целей. В то время как критическое мышление связано с анализом, логикой и разумом, стратегическое мышление связано с планированием. Это включает в себя способность понимать причину и следствие и видеть на несколько шагов вперед, чтобы достичь желаемого результата.

Стратегическое мышление не существует в вакууме. Стратегические мыслители обычно должны использовать твердые навыки критического мышления, чтобы анализировать и понимать их текущие ситуации, а затем проложите стратегическое мышление, чтобы проложить путь вперед. При стратегическом мышлении человек должен также используйте критическое мышление, чтобы определить вероятные результаты одного запланированного действия против другого.

Предпринимательское мышление

Предпринимательское мышление также можно назвать творческим мышлением. Это включает в себя видение вещей иначе, чем большинство других людей. Предприимчивые мыслители способны определить возможности, которые другие могут упустить. Они также могут видеть проблемы и разрабатывать решения, которые другие могут счесть «нестандартными».

Предпринимательское мышление тоже не существует в вакууме. Предприниматель должен думать критически относится к идеям, которые он или она генерирует. В противном случае они рискуют развить «кричащие» идеи, которые не работают в реальном мире. Они также должны мыслить стратегически, когда работает над воплощением в жизнь лучших предпринимательских идей.

Вот еще один важный момент: критический, стратегический и предпринимательский. навыкам мышления можно научить. Конечно, у большинства людей будут разные естественные способности к разным видам деятельности. мышление. Например, Человек А может быть более «предприимчивым» в свое мышление, в то время как человек Б может быть более склонен думать критически. Однако люди могут научиться использовать все три типа мышления.

Далее…

В следующих статьях мы рассмотрим два различных аспекта все это будет иметь отношение к профессионалам L&D. Во-первых, мы посмотрим, как L&D может использовать критическое, стратегическое и предпринимательское мышление, чтобы улучшить L&D взаимодействует со своими заинтересованными сторонами и повышает свою эффективность. Во-вторых, мы углубимся в то, как L&D может помочь улучшить навыки критического, стратегического и предпринимательского мышления учащихся.

Примечания:
  1. Халперн, Д. Ф. (2014). Мысль и знание: введение в критическое мышление. Новый Йорк: Психология Press. Примечание: это определение представляет собой компиляцию различных определений со страниц 8 и 9 в источник указан, включая один, полученный на основе консенсуса среди 500 политик производители, работодатели и педагоги.

Подпишитесь по номеру на нашу ежемесячную рассылку по электронной почте, чтобы получать подобные статьи прямо на свой почтовый ящик.

3 способа мышления – Zippia

  • Какие существуют способы мышления?
  • Конвергентное мышление
  • Дивергентное мышление
  • Процесс латерального мышления
  • Изменение границы мыслительного процесса
  • Как ответить на вопрос интервью

    Как вы решаете проблемы? Это вопрос, который может возникнуть на собеседовании при приеме на работу и заставить вас задуматься о том, что они спрашивают. Ты хорошо их решаешь, да? Но это не то, что они хотят знать. Интервьюер интересуется вашим подходом к решению проблемы и тем, как работает ваш мозг.

    Основные выводы:

    • Три режима мышления — это конвергентное мышление, дивергентное мышление и латеральное мышление.

    • Конвергентное мышление — это процесс поиска единственного ответа простым и логическим способом.

    • Дивергентное мышление — это процесс рассмотрения нескольких ответов на проблемы.

    • Латеральное мышление — это непрямой процесс, сочетающий конвергентное и дивергентное мышление.

    Каковы способы мышления?

    Интересно, что концепции различных способов мышления и решения проблем были созданы Джой Пол Гилфорд, лидером американской психологии. Первоначально он разработал теорию творчества в 1950-х годах, расширил ее, включив в нее свою концепцию дивергентного мышления, а затем включил ее в свою идею творчества в 1970-х.

    Итак, идея трех способов мышления все еще довольно нова, она развивалась и продолжает развиваться сегодня. На данный момент режимов:

    • Конвергентное мышление

    • Дивергентное мышление

    • Нестандартное мышление

    Каждый режим рассматривается как отдельный подход и заслуживает более подробного рассмотрения.

    Конвергентное мышление

    Самый простой способ объяснить конвергентное мышление — это рассмотреть простую математическую задачу, такую ​​как 2 + 2 = 4. Идея состоит в том, что есть только один правильный ответ, и вы используете логику, чтобы получить его. Если бы вам задали вопрос о 2 + 2, вы бы представили два предмета, стоящих с одной стороны, а затем к ним присоединяются еще два предмета. Ответ, конечно же, четыре.

    Это стало очень рутинным, и мы даже не думаем об этом больше, но когда мы только начали учиться, это был яркий пример конвергентного мышления. Нам пришлось использовать логику, чтобы узнать, что произойдет, когда два элемента присоединятся к другим двум элементам, и сколько их будет.

    В деловом мире большинство ситуаций, с которыми вы столкнетесь, будут не такими простыми. Вы также можете обнаружить, что в поиске решений участвует несколько человек, и поэтому это может стать немного сложнее. Но если все используют конвергентное мышление, то ответ всегда должен быть одним и тем же, потому что есть только один ответ.

    Бухгалтеры и другие специалисты в мире финансов часто сталкиваются с ситуациями конвергентного мышления. У них могут быть разные подходы к бухгалтерской ситуации, но если вы наберете несколько профессионалов и определите, как вы хотите, чтобы они находили ответ, все они придут к одному и тому же ответу. Это конвергентное мышление.

    Конвергентное мышление также может называться критическим мышлением, вертикальным мышлением, аналитическим мышлением и линейным мышлением.

    Дивергентное мышление

    Согласно Гилфорду, дивергентное мышление — это способ мышления, который генерирует творческие идеи, исследуя множество решений. В сериале Рот расходящийся человек демонстрирует характеристики более чем одной фракции.

    Давайте попробуем выполнить небольшое упражнение на дивергентное мышление. Возьмем нашу простую конвергентную математическую задачу 2 + 2. Как мы можем превратить ее в нечто, не равное четырем? Немного раскройте разум и попытайтесь разработать способ, при котором две вещи с двумя другими не будут создавать четыре вещи.

    Что, если бы было два кролика-самца, а вы добавили бы двух кроликов-самок? За очень короткий период у вас может быть намного больше, чем четыре кролика. Или что, если вы смешаете две капли воды с двумя другими каплями воды? Если бы они объединились, у вас была бы одна большая капля воды, а не четыре отдельных.

    При дивергентном мышлении существует много разных ответов или возможных решений на вопрос.

    Иногда в деловом мире эта способность выйти за пределы очевидного и «единственного» ответа и придумать «что, если» чрезвычайно важна. Это может привести к решению проблемы еще до ее возникновения. Это также приводит к творческим идеям для решения проблем.

    Дивергентное мышление иногда называют творческим мышлением или горизонтальным мышлением.

    Процесс латерального мышления

    Наконец, мы подошли к латеральному мышлению, в котором используются процессы как конвергентного, так и дивергентного мышления. Многим людям нравится связывать латеральное мышление с фразой «нестандартное мышление», что может быть хорошим способом его представить.

    Готовые решения — это логичные способы решения проблем с одним правильным ответом. Нестандартный процесс решения проблем открывает поле ответов для многих других концепций и возможностей.

    Латеральное мышление — это не концепция, введенная Гилфордом. Эдвард де Боно создал его в 1967 году, и это пример того, как идеи о том, что такое мыслительный процесс и как он работает, все еще развиваются.

    Это было включено в обзор решения проблем и мозгового штурма, что делает его отдельной категорией, но он по-прежнему в значительной степени зависит от конвергентного и дивергентного мышления. Его сравнивают со способностью использовать как конвергентные, так и дивергентные процессы, но он больше склоняется к дивергентному мышлению.

    При использовании латерального мышления человек должен уметь видеть правильный ответ, который даст конвергентное мышление. Нестандартный мыслитель также может увидеть расходящиеся ответы. Они могут не только найти правильное решение или решение «что, если», но и свести их все воедино.

    Это очень полезно во многих деловых ситуациях, потому что они верят, что эти люди более разносторонние и продвинутые в процессе формирования мыслей и могут видеть идеи более развитым образом.

    Изменение границы мыслительного процесса

    В прошлом и до сих пор существовала тенденция классифицировать людей. Они так или иначе. Они либо конвергентные, либо дивергентные мыслители. Затем люди, как правило, ставили одну категорию выше другой и давали им своего рода ранжирование.

    Итак, когда появились концепции конвергентного и дивергентного мышления, люди думали, что конвергентные мыслители «хуже», чем дивергентные. Они не были всесторонне развиты, они не видели других решений, они не были изобретательны. Но это не обязательно так, и разве умение найти единственное правильное решение тоже не является хорошим навыком?

    С другой стороны, некоторые нестандартные мыслители считались высокомерными и рассеянными, не способными найти правильные ответы, но невероятно способными к творчеству. Опять же, у такого образа мыслей есть как хорошие, так и плохие стороны.

    Возможно, поэтому возникла идея объединить конвергентное и дивергентное мышление и создать латеральную модель. Это конец дискуссии о мыслительном процессе? Точно нет.

    Всегда будут люди, копающиеся в мозге и пытающиеся определить, как он работает. Что, кажется, вышло из исследования до сих пор, так это понимание того, что не существует абсолютов, и большинство людей используют комбинацию мыслительных процессов.

    Как ответить на вопрос интервью

    Это возвращает нас к тому вопросу интервью, где вас спросили, как вы решаете проблемы. Ну как решать проблемы? Вы тот, кто ищет правильный ответ, используя все знания, которые вы накопили? Или вы тот, кто ищет множество разных ответов, чтобы увидеть, какой из них может быть правильным?

    Возможно, вы даже не ищете ответ. Может быть, вам нравится брать вопрос и разбивать его на множество различных возможных решений, а затем дополнительно изучать все решения и их потенциальные результаты.

    Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно много знать о себе и о том, как работает ваш собственный мозг. Но интервьюер может не захотеть, чтобы вы так углублялись в собеседование.

    Если вы можете сосредоточиться и дать им знать, в какую сторону вы склоняетесь; сходящийся, расходящийся или латеральный, вероятно, это достаточно хороший ответ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *