Оргии Джигана, сын Петросяна, видео Дзюбы: Ксения Собчак комментирует светские итоги-2020
Новости
Эксклюзив
Уходящий год для светской индустрии оказался безрадостным. Браки разваливались один за другим, звезды порой вели себя неадекватно, попадая то под суд, то под горячую руку друг другу. Мы собрали своеобразный светский пазл 2020-го и попросили прокомментировать все это дело эксперта по шок-контенту — Ксению Собчак.
28 декабря 2020 21:30019 472
Ксения Собчак
До Нового года осталось всего три дня. Но, безусловно, мы еще долго будем вспоминать добрым словом уходящий 2020-й. Несмотря на пандемию и затишье во всех сферах жизни, он все равно оказался богат на события. «СтарХит» выбрал самые яркие моменты и светские потрясения, и попросил прокомментировать все это дело эксперта по шок-контенту — Ксению Собчак.
Пара года — Киркоров и Дава
Так как год был очень нестандартным, то и пара у нас тоже — не совсем традиционная. Музыкальная. Тем более новых семейных союзов в карантин почти не сложилось. Филипп и Давид же удачно заколлабились летом, выпустив трек «Ролекс». И с тех пор практически неразлучны, активно обмениваются… аудиториями и, говорят, готовят еще что-то новенькое.
Ксения Собчак: «Что поделать, мода такая: в этом году каждый приличный артист обзавелся молодым тиктокером. Вон хотя бы на Даню Милохина с Колей Басковым посмотреть».
Филипп Киркоров и Дава спелись летом
Ребенок года — Петросян Ваган Евгеньевич.
Пополнение произошло во многих звездных семьях, но этот малыш стал, наверно, главным сюрпризом. В марте «СтарХит» первым сообщил о рождении ребенка в семье Евгения Петросяна и Татьяны Брухуновой — сама пара тщательно скрывала данный факт и подтвердила новость лишь в сентябре. Многие сомневались в «естественности» появления наследника юмориста, но тот недавно заверил: как мужчина он еще функионирует.
Ксения Собчак: «Рождение детей — это всегда счастье, только вот, уж извините, бесячий хэштег #мамашавагаши подкачал. Кстати, тут подоспела информация от старых друзей Татьяны — оказывается, артист нравился девушке еще в 10 классе. У — упорство».
Полгода Петросян и его жена скрывали рождение наследника
«Семьянин» года — Джиган
За перипетиями в этом звездном семействе мы следили с начала года, не забывая пополнять запасы попкорна. Рэпер так обрадовался рождению сына, что натурально потерял голову и пустился во все тяжкие. Оксана Самойлова даже подала на развод, устав терпеть его измены и пьянки, но, в конце концов, снова простила. Надолго ли хватит многодетную маму?
Ксения Собчак: «Судя по переписке Тимати и Джигана в комментариях Instagram (запрещенная в России экстремистская организация), Джиган уже готов к Майами. А вот мы и Оксана Самойлова к версии Майами 2.0 вряд ли».
Самойлова смогла простить Джигану его неверность и гулянки
Алиментщик года — Дмитрий Тарасов
Сейчас футболист всячески демонстрирует, что он образцовый отец семейства — вместе с женой Анастасией Костенко он воспитывает двух дочерей. А вот о существовании еще одного своего ребенка Дмитрий, кажется, хотел бы забыть. Несколько лет Тарасов боролся за снижение выплат бывшей супруге Оксане и дочери Ангелине, пришлось даже прибегнуть к хитростям. И в итоге добился-таки своего.
Ксения Собчак: «Не сказать, что сильно слежу за личной жизнью Димы, но алименты еще до развода (поплюем через плечико) — стратегия интересная, женам некоторых персонажей можно взять на карандаш».
С нового года Тарасов еще и официально безработный
Батл года — Пригожин против Шнура.
Пандемия, похоже, освободила у многих артистов время не только для общения с близкими, но и для публичного хейта друг друга в Интернете. Поругаться успели, кажется, все — кому, конечно, не лень. Активнее всех вступал в перепалки Сергей Шнуров — досталось и Басте, и Стасу Михайлову, и Лозе, и Собчак. Но самый пламенный и долгоиграющий конфликт, который длится до сих пор, у лидера «Ленинграда» случился с Иосифом Пригожиным. Все началось, разумеется, с извечного — нужно ли артистам помогать деньгами.
Ксения Собчак: «Ой, даже комментировать не буду, не дай Бог у Сергея опять поэтическое настроение возникнет. Но вообще лучше бы батл «Шнуров против Путина» победил — провальный абсолютно, но обсуждали активнее».
Пригожин и Шнуров продолжают обмениваться колкостями
Процесс года — суд над Михаилом Ефремовым
Вместо того, чтобы утром 9 июня, как и все москвичи, выйти из жесткой самоизоляции, актер ступил в свой личный ад. Вечером накануне, будучи в нетрезвом состоянии, он устроил ДТП в центре столицы, в результате погиб человек. Суды над Ефремовым больше напоминали съемки какого-то фантасмагоричного сериала… И только, когда прозвучало воображаемое «Стоп, снято» — то бишь приговор, Михаил, кажется, понял, как далеко зашел, доверившись адвокату Эльману Пашаеву. Сейчас артист отбывает наказание в ИК-4 в Белгородской области, а новые защитники готовят кассационные жалобы.
Ксения Собчак: «Очень трагичная история. А еще история о том, что не надо слушать всех, кто обещает помочь».
Отчасти благодаря действиям Пашаева актер получил срок 8 лет
Сериал года — «Ход Королевы»
Хоть кинопроизводство в какой-то момент тоже уходило в спячку, контентом нас не обделили. Русские производители порадовали «Чиками», «Психом» и «Перевалом Дятлова», зарубежные — «И повсюду тлеют пожары», «Отыграть назад». Создатели семисерийного «Хода Королевы» взяли за основу историю сироты-вундеркинда Бет Хармон, которая, стремясь стать лучшей в мире, преодолевает кучу психологических проблем.
Ксения Собчак: «Действительно, неплохой мини-сериал с Аней Тейлор-Джой, у которой, кажется, большое будущее в Голливуде. Хотя, конечно, с декабрьским сериалом «Берлинский пациент» может посоревноваться».
Актриса с необычной внешностью сразу запомнилась миллионам зрителей
Скандал года — секс-видео Артема Дзюбы
Слитый в Сеть ролик, на котором нападающий сборной России по футболу занимается самоудовлетворением, разделил Интернет на два лагеря. Помимо поддержек и осуждений Дзюба в результате поплатился капитанской повязкой на несколько матчей и был вынужден публично извиняться перед поклонниками.
Ксения Собчак: «Была надежда, что этот бред до нас не дойдет, но, увы. Моя позиция неизменна: каждый дрочит как хочет. Даже Владимир Владимирович, считай, заступился (хоть и не смотрел)».
Дзюба в этом году запомнился не только своими забитыми голами
Развод года — Павел Прилучный и Агата Муцениеце
Страсти в паре кипели всегда, но во время карантина, похоже, достигли пика. Так или иначе, из самоизоляции супруги вышли уже с приставкой экс. Павел долго не грустил, уже через месяц, особо не скрываясь, проводил время с новой избранницей — Мирославой Карпович. Актрису в общем-то и называют причиной распада одного из самых красивых киносоюзов.
Ксения Собчак: «Считаю, главная мысль прозвучала в интервью Агаты «Осторожно, Собчак»: главное при разводе — остаться хорошими родителями».
Павел и Агата продолжают воспитывать двоих общих детей
Событие года — карантин
Наверно, все мы прошли пять стадий принятия неизбежного и, в конце концов, осознали: коронавирус — это надолго. И, хочешь – не хочешь, он продолжит вносить свои коррективы и правила. Будем разумно к ним относиться!
Ксения Собчак: «Жизнь действительно очень изменилась, и светская жизнь в том числе, ее почти не осталось. Но радует, что мы оказались круче Европы: пока там закрыто реально все, в Москве удалось избежать жесткого локдауна».
Человек года — врач, волонтер
Тут излишни какие-либо пояснения. «СтарХит» много пишет о том, как медики самоотверженно сражаются с заразой, взявшей мир в заложники. Мы общаемся со всеми, кто находится в самой гуще пандемии. Врачам чудом удалось поставить на ноги, в том числе, и многих звезд — помните, весной доктора буквально спасли Надежду Бабкину и Льва Лещенко? Пусть наши итоги и светские, но «Мужчина года», «Женщина года» и «Герой года» 2020-го — все они, однозначно, в белых халатах.
Ксения Собчак: «Без вопросов. Спасибо!»
Фото: Instagram (запрещенная в России экстремистская организация).com, пресс-служба Мосгорсуда, Legion-Media, Netflix, Сандурская Софья/Агентство «Москва»
Автор текста:Ольга Плетенёва
Проигранный раунд. Как конфликт рэперов и власти очертил транзит в постпутинскую Россию
Кремлю действительно было бы выгодно заключить сделку с новыми звездами, но ему абсолютно нечего дать им в обмен на лояльность. Вся популярная молодежная культура возникла вопреки политике властей и в пику любой культуре, которая существует в Государственном Кремлевском дворце или на новогодних огоньках телеканалов
Рэперам блокируют клипы в ютьюбе и срывают концерты. Одни представители власти сажают их в тюрьму; другие, оценив масштабы фанатского гнева, наоборот, приказывают отпустить. В Госдуме силовики и депутаты устраивают с рэперами круглые столы, а на сначала запрещенные, но потом разрешенные концерты выстраиваются очереди чуть ли не километр длиной.
То, о чем совсем недавно многие и не подозревали, российские власти своими неуклюжими действиями сделали очевидным всего за несколько недель. Русский рэп сегодня – такая же культурная сила, какой был русский рок в конце 1980-х. А мощь такого уровня легко можно превратить в политическую. Так что оставаться в стороне Кремль просто не мог, поэтому вмешался так, как умеет.
Произошедшее столкновение российских властей и рэперов (а на самом деле – всех молодых популярных музыкантов) можно рассматривать под множеством углов и делать из него самые разные выводы, но в основе все равно останется банальный конфликт отцов и детей, где отцы сталкиваются с культурным миром отпрысков как с чем-то страшным, но неизбежным. И все, что происходит дальше, легко укладывается в теорию о пяти стадиях принятия неизбежного.
Отрицание
То, что русский рэп – явление гигантское, было ясно еще лет десять назад. Та же песня Басты «Моя игра», которую рэперы исполнили хором на концерте в поддержку арестованного Хаски, была издана в 2007 году. В том же 2007 году вышел первый номер российского издания Billboard – с рэперами на обложке и в качестве главной темы номера. Издание о музыкальной индустрии для старта в России выбрало ту субкультуру, в которой индустрия реально есть.
Можно считать, что Oxxxymiron лишь недавно начал собирать целый «Олимпийский», но уже в 2012 году его песня «Не от мира сего» обгоняла в том же ютьюбе свежие синглы Филиппа Киркорова. Другое дело, что популярность в интернете совсем не приравнивалась тогда к популярности в телевизоре, поэтому позиции как легенд русского рока, так и великанов российской эстрады считались прочными.
Собственно, вся вторая половина нулевых и начало десятых в российской культуре – это закрепление разрыва между культурой официальной (той, которая есть на радио и в телевизоре) и маргинальной (из интернета). Попытки пробиться на радио и ТВ даже для тех молодых музыкантов, кто собирал полные залы в небольших клубах, всегда были тщетными – и в конечном счете люди просто перестали пытаться.
Поняв, что миром большого шоу-бизнеса правит непотизм, молодые решили в него не соваться, и все развитие современной российской музыки происходило в стороне от официоза. Не назло властям, но и не под их присмотром – фактически в условиях полной анархии. Поэтому молодые музыканты и в первую очередь рэперы всегда уходили из поля зрения властей, когда те пытались присмотреться к молодежной политике.
В 2005 году, после оранжевой революции, когда украинские рокеры выступали на Майдане в поддержку Ющенко, Кремль на всякий случай пригляделся к рокерам российским. Тогдашний замглавы президентской администрации Владислав Сурков созвал рок-музыкантов на тайный круглый стол, о котором все равно узнала пресса. Точное содержание беседы официально никому не известно, но, судя по рассказам очевидцев, рокеры лоббировали свои интересы (проблема пиратства и инфраструктурные трудности с гастролями), а власти просто приглядывались к музыкантам – и сделали вывод, что те не представляют опасности.
Вывод, в общем, был правильный, а к составу участников встречи (Борис Гребенщиков, Земфира, Сергей Шнуров из «Ленинграда», группа «Би-2») на тот момент претензий не было. Но когда пять лет спустя президент Медведев уже официально встречался с теми же русскими рокерами, возрастная и культурная пропасть между тем, что власть считает актуальной музыкой, и тем, что об этом думает сама молодежь, стала очевидной.
Какие-то попытки заигрывать с интернет-культурой, конечно, были. Самая яркая – шоу «Вечерний Ургант», придуманное в 2012 году (как раз после протестов) и до сих пор идущее на Первом канале. Если задача шоу была в том, чтобы привлечь отошедших от официальной культуры молодых обратно к телевизору, то она провалена с треском: вместо этого «Вечерний Ургант» оказался проводником в мир интернета для взрослого поколения. Что, впрочем, тоже неплохо: полчаса в день, посвященные теме «а вот чем занимаются ваши дети» – это полезные полчаса.
Гнев
По информации, гонения на молодых артистов этой осенью начались после случая в Керчи, когда проблемный школьник взорвал и расстрелял своих одноклассников и застрелился сам. Примерно тогда же в Архангельске подросток взорвал себя у входа в местное отделение ФСБ. Начав изучать аккаунты молодых террористов, сотрудники центра «Э» обнаружили одних и тех же музыкантов среди интересов подростков.
Эта версия выглядит убедительно: не зная ничего о Хаски и других исполнителях и увидев их записи в профилях всех трудных подростков, легко сделать вывод, что это все совсем не случайно. Другое дело, что в центре «Э» не подумали сравнить профили сторонников Навального, анархистов и потенциальных террористов с профилями других, не трудных подростков – там бы они обнаружили все те же записи.
Среди многочисленных интерпретаций столкновения властей и рэперов самая очевидная почему-то оказалось самой непопулярной: а что, если власти действительно обеспокоены молодежной культурой? Наблюдатели настолько привыкли объяснять все происходящее в России битвой башен, что любая теория об искренних действиях властей кажется им абсурдной. Тем не менее, если посмотреть на список групп, попавших под раздачу, то вырисовывается довольно четкая картина, которая куда больше связана с общими вопросами нравственности, чем с протестными настроениями среди молодежи.
Заблокированный в ютьюбе клип Хаски «Иуда» иллюстрировал посыл самой песни, где рэпер сравнивает свое творчество с тяжелыми наркотиками, а Иуды – это собственно его слушатели, которых общество воспринимает как наркоманов. То есть да, говоря государственным языком, пропаганда наркотиков среди молодежи.
Главный хит группы «Френдзона» песню «Бутылочка» можно назвать еще более свободной и смелой интерпретацией хита «Я сошла с ума» группы «Тату». То есть та самая пропаганда гомосексуализма, которой бредят российские законодатели.
Практически все творчество группы IC3PEAK можно свести к мысли, что «жизнь в России – это медленная и мучительная смерть», ну и до пропаганды суицида так совсем недалеко. А на рэпера Элджея достаточно просто посмотреть, чтобы понять, почему родителям страшно.
В то же время попавший под арест Хаски известен своей поддержкой политики России в Донбассе, а среди современных рэперов и рокеров есть куда более оппозиционно настроенные исполнители – именно что в политическом смысле.
В общем, это действительно битва башен, только не кремлевских, а из слоновой кости – в одной сидит власть и построенный ею мир официоза, в другой – молодежь, сбежавшая от этого мира в интернет. В той костяной башне, куда входят все кремлевские башни разом, свои представления о культуре и массовости. Когда министр культуры Мединский называет поклонников группы «Гражданская оборона» маргиналами, на самом деле он прав. Другое дело, что для них и он сам маргинал.
Торг
События, последовавшие за арестом Хаски, показали, что наверху решили сменить тактику. Сообщение Маргариты Симоньян, что в президентской администрации возмущены случившимся, и попытки разных ведомств спихнуть ответственность друг на друга – все это говорило о неразберихе, к которой привел такой резкий разворот курса властей.
Отмена концерта Элджея в Якутске настолько переполошила местные власти, что комментировать ее пришлось лично главе республики Айсену Николаеву: «Никакого запрета не было. Все-таки он, оценив якобы ему поступавшие, скажем так, письма, угрозы и так далее, решил не проводить концерты. Это было его самостоятельное решение, мы никоим образом не запрещали». Ответ губернатору пришел в воскресном эфире центрального телеканала. «Чье поражение?» – очень строго спросил Николаева глава агентства «Россия сегодня» Дмитрий Киселев.
Ситуации с рэпом Киселев посвятил целых 15 минут «Вестей недели». Без особой шифровки Киселев раздавал новые установки как артистам, так и властям на местах. Если вкратце, то рэп – это хорошо. Но только когда он про патриотизм. А когда про наркотики – плохо. Мат и прочие хулиганства можно простить, потому что это такая фаза у подростков. У Есенина и Маяковского тоже была фаза. Современные артисты тоже могут быть как Есенин и Маяковский, но только когда эту фазу пройдут.
После передачи Киселев объявил, что лично организует рэп-фестиваль в Крыму, но истории с отменой концертов не прекратились. Обсуждение вышло уже на новый уровень. Первый пряник в дополнение к запретительному кнуту принес замглавы комитета Госдумы по информполитике Андрей Свинцов. Он предложил разрешить рэперам нецензурную брань на концертах с возрастными ограничениями «18+».
Еще через два дня в молодежном парламенте при Госдуме состоялся круглый стол, в рамках которого депутаты встретились с рэперами. От рэперов присутствовали артисты Птаха и Рома Жиган, которые и раньше были лояльны властям, но все равно отметили, что со своим визитом в Госдуму «очень рискуют».
В целом сложилось впечатление, что идеальным вариантом для властей было бы повторение истории Ленинградского рок-клуба. Созданный в начале 1980-х, клуб с самого начала курировался КГБ, что позволяло советским властям держать под контролем всю деятельность, связанную с рок-музыкой. Тексты песен заверялись у цензоров, правила были сравнительно мягкие (главное – никакой антисоветчины), в обмен рокеры получали доступ к концертным площадкам и студиям.
Если бы СССР не рухнул по совсем не связанным с рок-музыкой причинам, эта схема прожила бы еще долго, на радость всем участникам. Тогдашние кагэбэшники тоже снисходительно смотрели на «Кино» и «Аквариум», сравнивая их со стилягами 1960-х, и тоже, наверное, думали, что это фаза и что те перебесятся.
Ошибались те, ошибаются и эти. Кажется, единственным действенным результатом нынешнего торга властей с рэперами стала замена слов «секс, наркотики» на «кекс, компотики» в песне рэпера Jah Khalib.
Депрессия
Современная ситуация оказалась несравнимой с СССР начала 1980-х по одной важной причине: в этом торге власти не могут предложить рэперам и прочим молодым музыкантам ничего существенного.
Во время круглого стола в Госдуме депутаты пытались разговаривать с рэперами с позиции сильнейших. В их руках, как они считали, телеэфир и концертные площадки, а взамен они просят всего лишь немного контроля – казалось бы, беспроигрышный расклад. Только телеэфир современным артистам давно не нужен, у них миллионная аудитория в интернете, которая заигрывание с телевизором сочтет за предательство.
По концертам же все еще проще: будут продолжаться отмены, будут продолжаться и протесты; списать вину на самих артистов не получится, и власть только сильнее отдалится от молодежи. Разговаривать сторонам вообще оказалось не о чем. Так посреди беседы сказал и сам рэпер Жиган и, хлопнув Птаху по плечу со словами «Ни о чем разговор, братан», покинул зал.
Кремлю действительно было бы выгодно заключить сделку с новыми звездами, но ему абсолютно нечего дать им в обмен на лояльность. Вся популярная молодежная культура возникла вопреки политике властей и в пику любой культуре, которая существует в Государственном Кремлевском дворце или на новогодних огоньках телеканалов.
Когда депутат Свенцов предлагает разрешить рэперам материться, он не понимает, что они и без него это делают, и именно благодаря запрету на мат в СМИ их творчество стало популярно в альтернативных источниках информации. Когда депутат Дегтярев предлагает позвать рэперов на новогодние огоньки, он не понимает, что для тех это страшнейшее наказание. А когда модные артисты приходят в эфир «Вечернего Урганта», уже неясно, кто кому делает одолжение.
Единственное, что сейчас можно сделать – купировать нелояльность на ранней стадии, пока она с дальнейшими запретами и ограничениями не перешла в нелояльность активную. К этому, в общем, все и идет.
Принятие
В администрации президента отмену концертов списали на «перегибы на местах» и обещают вмешаться, чтобы этого больше не было, сообщил «Дождь» со ссылкой на источники, близкие к Кремлю. Министр культуры Владимир Мединский назвал отмену концертов «анекдотом» – правда, где именно там смеяться, он не пояснил. Замглавы президентской администрации Сергей Кириенко был несколько смелее и определил отмену концертов как «глупость».
Можно предположить, что на этом активная фаза истории закончилась. Власти теперь могут брать пример с некоторых звезд эстрады, которые разобрались в ситуации чуть раньше. Если в ютьюбе поискать клипы Филиппа Киркорова, то в первой пятерке с десятками миллионов просмотров будут те, которые он за последний год сделал в сотрудничестве с Тимати, Егором Кридом и другими рэперами, активно заигрывая с молодежными трендами. Киркоров раньше других понял, что для артистов эстрады это уже вопрос выживания.
В Кремле наверняка уже разрабатываются программы и выделяются деньги на гранты по работе с молодежью. Лояльные власти рэперы вроде того же Тимати, который давно строит мосты между культурой официальной и маргинальной, эти гранты получат. Лучшим для Кремля сценарием будет тот, где в результате удастся создать более-менее популярную официозную культуру в противовес самозародившейся – и все равно это будет в условиях жесткой и нерегулируемой конкуренции с последней.
История с рэпом в итоге стала первой в путинской России ситуацией принятия неизбежного. Переход в постпутинскую Россию уже начался, и мы начинаем видеть ее очертания. И если транзит в других областях пройдет так же в целом безобидно (пусть и не без «перегибов на местах»), как сейчас это происходит в популярной культуре, то это не самый худший сценарий.
следующего автора:
- Георгий Биргер
Фонд Карнеги за Международный Мир как организация не выступает с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды автора, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир.
Смерть и умирание — версии психологии OpenStax
[латексная страница]
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Обсуждать уход в хосписе
- Опишите пять стадий горя
- Определить завещание и DNR
У каждой истории есть конец. Смерть знаменует собой конец истории вашей жизни ([ссылка]). Наша культура и индивидуальное происхождение влияют на то, как мы относимся к смерти. В некоторых культурах смерть воспринимается как естественная часть жизни и приветствуется. Напротив, примерно 50 лет назад в Соединенных Штатах врач мог не сообщать кому-либо, что он умирает, и большинство смертей происходило в больницах. В 1967 эта реальность начала меняться с Сисели Сондерс, которая создала первый современный хоспис в Англии. Цель хосписа — помочь обеспечить достойную смерть и обезболивание в гуманной и комфортной обстановке, которая обычно находится за пределами больничных условий. В 1974 году Флоренс Уолд основала первый хоспис в США.
В некоторых культурах тела людей могут после смерти хоронить на кладбище. (кредит: Кристина Рутц)
Исследования показали, что уход в хосписе полезен для пациента (Brumley, Enquidanos, & Cherin, 2003; Brumley et al., 2007; Godkin, Krant, & Doster, 1984) и для семьи пациента (Rhodes, Mitchell, Miller, Коннор и Тено, 2008; Годкин и др., 1984). Пациенты хосписа сообщают о высоком уровне удовлетворенности хосписным уходом, потому что они могут оставаться дома и не полностью зависят от незнакомцев в вопросах ухода (Brumley et al., 2007). Кроме того, пациенты хосписа, как правило, живут дольше, чем пациенты, не проживающие в хосписе (Connor, Pyenson, Fitch, Spence, & Iwasaki, 2007; Temel et al., 2010). Члены семьи получают эмоциональную поддержку и регулярно информируются о лечении и состоянии своего близкого человека.
Бремя заботы о члене семьи также уменьшается (McMillan et al., 2006). Как пациент, так и члены его семьи сообщают об усилении поддержки со стороны семьи, социальной поддержки и улучшении самочувствия при получении услуг хосписа (Godkin et al., 19).84).Как вы думаете, как бы вы отреагировали, если бы вам поставили диагноз неизлечимой болезни, такой как рак? Элизабет Кюблер-Росс (1969), работавшая с основателями хосписной помощи, описала процесс принятия человеком собственной смерти. Она предложила пять стадий горя: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Большинство людей проходят эти стадии, но стадии могут происходить в разном порядке, в зависимости от человека. Кроме того, не все люди проходят все стадии. Также важно отметить, что некоторые психологи считают, что чем больше умирающий борется со смертью, тем больше вероятность того, что он застрянет в фазе отрицания. Это может помешать умирающему достойно встретить смерть. Однако другие психологи считают, что не встречаться со смертью до самого конца для некоторых людей является адаптивным механизмом выживания.
Будь то из-за болезни или старости, не все, кто сталкивается со смертью или потерей любимого человека, испытывают негативные эмоции, описанные в модели Кюблера-Росса (Nolen-Hoeksema & Larson, 1999). Например, исследования показывают, что люди с религиозными или духовными убеждениями лучше справляются со смертью из-за их надежды на загробную жизнь и из-за социальной поддержки со стороны религиозных или духовных ассоциаций (Hood, Spilka, Hunsberger, & Corsuch, 1996; McIntosh, Сильвер и Вортман, 19 лет93; Палуциан, 1996; Самарель, 1991; Вортман и Парк, 2008).
Ярким примером человека, создающего смысл через смерть, является Рэнди Пауш, всеми любимый и уважаемый профессор Университета Карнеги-Меллона. В возрасте около 40 лет с диагнозом неизлечимый рак поджелудочной железы, которому оставалось жить всего 3–6 месяцев, Пауш сосредоточился на том, чтобы жить полноценной жизнью в то время, которое у него осталось. Вместо того, чтобы разозлиться и впасть в депрессию, он представил свою теперь уже знаменитую последнюю лекцию под названием «Настоящая реализация ваших детских мечтаний». В своем трогательном, но юмористическом выступлении он делится своими мыслями о том, как видеть хорошее в других, преодолевать препятствия, испытывать невесомость и многое другое. Несмотря на смертельный диагноз, Пауш прожил последний год своей жизни с радостью и надеждой, показывая нам, что наши планы на будущее по-прежнему имеют значение, даже если мы знаем, что умираем.
Смерть знаменует собой конец нашей жизни. Есть много способов, как мы можем реагировать, когда сталкиваемся со смертью. Кюблер-Росс разработал пятиступенчатую модель горя, чтобы объяснить этот процесс. Многие люди, которым грозит смерть, выбирают хоспис, который позволяет провести свои последние дни дома в комфортной и поддерживающей обстановке.
Кто создал самый первый современный хоспис?
- Элизабет Кюблер-Росс
- Сисели Сондерс
- Флоренс Вальд
- Флоренс Найтингейл
B
Каков порядок стадий в пятистадийной модели горя Кюблер-Росс?
- отрицание, торг, гнев, депрессия, принятие
- гнев, депрессия, торг, принятие, отрицание
- отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие
- гнев, принятие, отрицание, депрессия, торг
С
Опишите пять стадий горя и приведите примеры того, как человек может реагировать на каждой стадии.
Первый этап — отрицание. Человек получает известие о том, что умирает, и либо не воспринимает его всерьез, либо пытается уйти от реальности ситуации. Он может сказать что-то вроде: «Рак никогда не мог случиться со мной. Я хорошо забочусь о себе. Это должно быть ошибкой». Следующий этап — гнев. Он понимает, что времени мало, и у него может не быть шанса добиться того, чего он хотел в жизни. «Это нечестно. Я пообещал своим внукам, что мы поедем в Диснейуорлд, и теперь у меня никогда не будет возможности взять их с собой». Третий этап – торг. На этом этапе он пытается отсрочить неизбежное, торгуясь или умоляя о дополнительном времени, обычно с Богом, членами семьи или медицинскими работниками. «Боже, просто дай мне еще один год, чтобы я мог отправиться в это путешествие со своими внуками. Они слишком молоды, чтобы понять, что происходит и почему я не могу их взять». Четвертая стадия – депрессия. Он грустит о своей скорой смерти. «Я не могу поверить, что вот так я умру. Мне так больно.
Какова цель хосписа?
Хоспис — это программа услуг по оказанию медицинской, социальной и духовной поддержки умирающим и их семьям.
Вам когда-нибудь приходилось справляться с потерей близкого человека? Если да, то какие понятия, описанные в этом разделе, обеспечивают контекст, который может помочь вам понять ваш опыт и процесс скорби?
Если бы у вас диагностировали неизлечимую болезнь, вы бы выбрали хоспис или традиционную смерть в больнице? Почему?
- хоспис служба
- , обеспечивающая достойную смерть; обезболивание в гуманной и комфортной обстановке; обычно за пределами больницы
5 стадий преодоления последствий травматического повреждения
Независимо от того, пережили ли вы травму сами или находились рядом с кем-то еще, вы, вероятно, более чем знакомы с мучительным эмоциональным напряжением, которое оно сопровождает. Хотя травматические повреждения вызывают в уме физическую боль, к сожалению, невозможно избежать эмоциональной и психической боли, синонимичной такого рода ситуации.
Каждый переживает травму по-разному. Все мы индивидуальны и обладаем уникальными мыслями, личным опытом и предпочтениями; и нам нравится справляться с травмирующими событиями по-своему. Несмотря на наши различия, при переживании травмы многие ученые в области психологии и консультирования, такие как доктор Глен Джонсон, отмечают сходные результаты, которые можно разделить на этапы преодоления.
Хотя названия стадий немного различаются, в основе этой статьи лежит наиболее уважаемая и широко читаемая классификация эмоциональных стадий горя и выздоровления, предложенная Элизабет Кюблер-Росс из ее книги под названием 9.0088 О смерти и умирании . Хотя это относится к горе от смерти, мы можем отнести это к горе от личной травматической травмы.
Все это разумные и ожидаемые реакции, и никто на самом деле не знает, как реагировать на ситуацию травматического опыта, особенно когда это происходит с ними. Многие люди чувствуют слабость при выполнении такого диапазона движений. Однако естественно и фактически является частью процесса исцеления активное переживание всех болезненных эмоций, которые сопровождают такие травматические травмы.
Следующие эмоции представляют собой пять стадий преодоления последствий травматического повреждения.
Отрицание
Первая стадия сочетает в себе различные чувства и эмоции и, пожалуй, самая бурная, так как непосредственно следует за травмой. Растерянность, волнение и отрицание могут быть обнаружены в короткие сроки после травматического повреждения. Это может заставить людей реагировать необычным для них образом, например, интроверт становится чрезвычайно откровенным и агрессивным, или, возможно, наоборот.
Пациенты могут чувствовать шок, недоверие или полное отрицание ситуации, в которой они оказались. Это то, что может вызвать возбуждение, основанное на тревоге. Они могут испытывать такое замешательство, что входят в состояние такого отрицания, что человек может закрыться от других людей, пытаясь убедить себя, что он не пережил эту травму. Это происходит из-за отказа принять факты.
Гнев
Эта стадия может возникать одновременно с отрицанием , но часто наступает позже, когда человек начинает осознавать, какую травму он пережил. Хотя некоторые травмы головного мозга могут вызвать у пациента гнев, некоторые люди могут медленно осознать, как много они потеряли. Они могут пройти через волну обвинений, будь то на себя или на других.
Как и во всем этом, гнев людей проявляется по-разному. У некоторых может быть молчаливый гнев, который они держат при себе; снова и снова размышляя об этом. Они могут злиться на других из-за того, что не смогли им помочь, или, возможно, из-за зависти к другому человеку, который не пострадал.
Если кто-то пострадал, скажем, в автокатастрофе, он может испытывать непреодолимую злость по отношению к тому, кто стал причиной аварии. В зависимости от того, чем была вызвана их травма, и их прогноза, они могут быстро достичь этой стадии или пройти более длительный период времени, чтобы выйти из шока и тревоги.
Торг
Хотя это действительно означает некоторое подобие принятия, на этом этапе люди все еще будут торговаться, чтобы выздороветь, например: «Я бы сделал все, чтобы все было так, как раньше». Они могут отчаянно пытаться избежать причины горя и верить, что, если поторговаться, они смогут вернуться к своей прежней жизни до травмы.
Это может помочь удержать кого-то на позитиве, однако иногда это может рассматриваться как дезинформация. Близким может быть трудно увидеть это, так как элемент отрицания все еще может присутствовать, из-за чего трудно сказать пострадавшему человеку, что торг не поможет.
Депрессия
Эта фаза может привести к тому, что люди направят свой гнев и неудавшиеся переговоры внутрь себя; обвиняя себя и чувствуя мысли «в чем смысл?» Со временем человек (хотя ему это может не нравиться) постепенно начнет принимать или, по крайней мере, осознавать, что с ним произошло.
Осознание того, какой будет жизнь отныне, может привести к тому, что человек потеряет веру в свое будущее и начнет оплакивать свою прежнюю жизнь. Возможно, их мечты и стремления теперь придется пересмотреть, и это может быть по понятным причинам болезненным для тех, кто переживает это.
Люди могут, в зависимости от результата травматического повреждения, испытать паралич или подобное изнурительное повреждение, которое, по их мнению, делает их «бесполезными» или «бесполезными». Люди нередко хотят побыть одни и проявляют типичные симптомы депрессии. В это время для пациента как никогда важно получать любовь и поддержку от своих друзей, семьи и опекунов, чтобы показать им, что они не одиноки.
Приемка
Этот заключительный этап ни в коем случае не является концом пути для тех, кто перенес травму. Есть много способов, которыми человек находит признание, и это зависит от каждого человека и от того, как на него повлияла его травма. Например, некоторые люди достигают точки, когда они перестают «бороться» и начинают использовать подход «ну, я не могу это изменить, так что я мог бы извлечь из этого максимум пользы». Это принятие неизбежного и осознание того, что вы не можете изменить то, что произошло.
Некоторые люди достигают этой стадии, изучая свои «ограничения»; что они могут и не могут делать. Это может указывать на своего рода эмоциональную отстраненность от ситуации; представление об объективности. Со временем люди обычно достигают этой стадии, хотя вы не можете поставить на нее время. Каждый имеет право на свои эмоции, в своем собственном темпе и таким образом, который лучше всего подходит для их физического и эмоционального восстановления.
Уникальные этапы вашего преодоления
Хотя эти этапы получили широкое признание в полевых условиях, они остаются общими и голыми в классификации горя и травмы. Они охватывают общие эмоции, которые вы ожидаете испытать в этих ситуациях, но нет правильного или неправильного способа чувствовать.