Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Абстракция в обществознании это: Что такое абстрагирование в обществознании. Абстрагирование как процесс познания

Абстрагирование | это… Что такое Абстрагирование?

Абстра́кция, или абстра́кт, (от лат. abstractio — «отвлечение», введённого Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) — мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для выделения существенных признаков.

Слово «Абстракция» используется в двух смыслах:

  • Абстракция — процесс, то же что и «абстрагирование»
  • Абстракция — «абстрактное понятие», «абстракт», результат абстрагирования.

Абстрактное понятие — мысленная конструкция, представляющая собой некий концепт, или идею, способную олицетворять некие предметы или явления реального мира, но при этом отвлеченная от конкретных их воплощений. Абстрактные конструкции могут и не иметь прямых аналогов в физическом мире, что характерно, например, для математики (вообще, вероятно, являющейся наиболее абстрактной наукой).

Абстрагирование — это форма познания, представляющая собой мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других его свойств и связей, признаваемых «частными», несущественными. Это теоретическое обобщение позволяет отразить основные закономерности исследуемых объектов или явлений, изучать их, а так же прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления — понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.

Потребность в абстракции определяется ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности. В такой ситуации человек пользуется, например, возможностью восприятия и описания горы как геометрической формы, а движущегося человека — в качестве некой совокупности механических рычагов.

Некоторые типы абстракции, по видам несущественного:

  • обобщающая абстракция — даёт обобщённую картину явления, отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике.
  • идеализация — замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой, отвлечённой от реальных недостатков. В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ», «абсолютно чёрное тело», «прямая», «сферический конь в вакууме» (из анекдота про идеализацию) и др.)
  • изолирующая абстракция — вычленение исследуемого явления из некоторой целостности, отвлечение от не интересующих вариантов.
  • абстракция актуальной бесконечности — отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные.
  • конструктивизация — отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».

По целям:

  • формальная абстракция — вычленение свойств, важных для теоретического анализа;
  • содержательная абстракция — вычленение свойств, имеющих практическое значение.

Понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному (конкретное мышление — абстрактное мышление).

См. гносеологический закон «Восхождение от абстрактного к конкретному».

Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), что можно считать более развитым уровнем мыслительной деятельности по сравнению с конкретным мышлением, всегда имеющим дело с конкретными объектами и процессами («брат Вася», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, судя по всему, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать числом «три вообще», не имея для него определенного языкового знака — «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т.

 п.).

В европейской философии и логике абстрагирование трактуется, как правило, как способ поэтапного продуцирования понятий, которые образуют все более общие изображения реальности (иерархию абстракций). Наиболее развитой системой абстракций обладает математика. Степень отвлечённости обсуждаемого понятия называется Уровень абстракции. Например, в зависимости от целей и задач, можно рассуждать об одном и том же объекте на разных уровнях абстракции: от конкретного Петра Ивановича, например, можно абстрагироваться до сантехника вообще, можно — до технаря, до мужчины, до млекопитающего, до живого существа, до единицы, и т. п.

Определение через абстракцию — способ описания (выделения, «абстрагирования») не воспринимаемых чувственно («абстрактных») свойств предметов путём задания на предметной области некоторого отношения типа равенства (тождества, эквивалентности). Такое отношение, обладающее свойствами рефлексивности, симметричности и транзитивности, индуцирует разбиение предметной области на непересекающиеся классы (классы абстракции, или классы эквивалентности), причём элементы, принадлежащие одному и тому же классу, неотличимы по определяемому таким образом свойству.

Например, число, свойство, качество, количество, Математика, Философия, Мифология, Парапсихология, Метафизика, Информация
  • В диалектической логике понятие абстракция часто употребляется в негативном смысле: как нечто одностороннее, неразвитое, слишком оторванное от жизни, в отличие от конкретного.
  • Разг. неодобрит. Неясное, туманное выражение мысли. Например, У него получилась такая абстракция, что никто ничего не понял.

Вид абстрактного искусства. См. Геометрическая абстракция, Постживописная абстракция.

  • В области математического обеспечения, абстракцией называют алгоритм и метод упрощения и отделения деталей для сосредоточения на некоторых понятиях одновременно.

См. также

  • Слой абстрагирования (уровень абстракции) в программировании
  • Аксиома выбора
  • Система отсчёта
  • Иерархия
  • Уровни организации живого

Ссылки

  • Абстракция

5.

Термины — Обществознание

Абсолютные обязанности граждан – это обязанности, которые возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств. 

Абстракция (от лат. термина abstractio – отвлечение) – одна из сторон, форм познания, которая заключается в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо одного свойства или отношения.

Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) – система власти, основанная на единоличном правлении. Обычно сочетается с личной диктатурой, но может иметь и умеренно демократический облик. При любых формах авторитарное государственное устройство характеризуется сильной (практически абсолютной) личной властью, ограничением или значительным ослаблением оппозиции, иерархическим типом управления, требованием беспрекословного подчинения и др. 

Агностицизм (греч. а – отрицание и gnosis – знание) – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира.

Термин введен английским естествоиспытателем Гексли. Возникнув в форме скептицизма в древнегреческой философии, агностицизм получил классическое оформление в философии Юма и Канта.

 Административная дееспособность – это практическая способность собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять или прекращать их, то есть реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административных отношений.

Аксиома (гр.) – научное положение, которое в силу своей очевидности принимается без доказательств и является исходным пунктом познания. 

Акт гражданского состояния – события и действия, влияющие на правовое положение конкретного человека, которые регистрируются государственными органами записи актов гражданского состояния в книгах установленного образца. 

Акцепт

– принятие предложения о вступлении в договорные отношения.

 Акцептант – сторона, принявшая предложение о заключении договора.

 Аналогия закона – это решение дела на основании наиболее близкой по содержанию нормы, то есть применение права к случаям, которые прямо нормой не регулируются, но аналогичны предусмотренным этой нормой случаям. 

Аналогия права – это применение к рассматриваемому случаю общих начал и принципов правового регулирования отрасли права или правового института. 

Анархия (в переводе с греч. – безвластие, безначалие) – отсутствие государственной власти, порядка и организованности в обществе. 

Анимизм (от лат. anima, animus – душа, дух) – вера в души и духов. В научный оборот термин введен английским этнологом Э. Тейлором для обозначения первоначальной стадии в истории развития религии. 

Анимистические образы – это духи умерших предков, души живых людей, олицетворение сил природы. 

Антагонизм – неразрешимое при данных условиях противоречие; острая, непримиримая борьба (противостояние) двух противоположных сторон. 

Антиинфляционная политика – совокупность мер, предпринимаемых правительством, с целью сдерживания роста цен или их снижения; включает в себя меры по регулированию денежной массы, а также по сокращению дефицита бюджета.  

Антиномия – противоречие между двумя, в равной степени логически доказуемыми суждениями. См. Антиномии разума. 

Антропологизм – философская концепция, согласно которой понятие “человек” представляет собой важнейшую мировоззренческую категорию, служащую отправной точкой для философского анализа любых сфер бытия (природы, общества, мышления, истории и др.). Любые другие философские категории (дух, материя, сознание, идея и т.д.) по отношению к категории “человек” играют подчиненную роль. 

Антропология (греч. antropos – человек) – наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Антропология философская – философское учение о природе (сущности) человека, его специфике как биологического и духовного существа, способного создавать мир культуры и являющегося (по современным представлениям) продуктом определенного образа (стиля) жизни. 

Антропоморфизм – очеловечивание природы, когда разного рода биологические и физико-химические процессы наделяются человеческими свойствами. Способ объяснения явлений окружающего мира, распространенный прежде всего в первобытных культурах. 

Антропоцентризм – философское воззрение, согласно которому человек является центром мира и целью всех совершающихся в нем событий. 

Апартеид – крайняя форма расизма по отношению к отдельным народам и этническим группам, лишение их политических, гражданских и социально-экономических прав, вплоть до территориальной изоляции. Был основой государственной национальной политики в ЮАР. С точки зрения современного международного права, апартеид является тяжким преступлением против человечества, и все виновные в нем должны привлекаться к уголовной ответственности.

 Априорное, априори (лат. a priori – от предыдущего) – предшествующий опыту, независимый от опыта. Характеристика суждений, полученных независимо от обращения к опытным данным. Априорный характер имеют врожденные идеи в трактовке Лейбница, формы постижения мира, изначально присущие человеческому сознанию, в трактовке Канта.

 Архе – термин древнегреческой философии, обозначающий первоначало, первооснову, первопричину (мира).

 Атрибут, атрибутивный (от лат. attribuo – придаю, наделяю) – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. Термин “атрибут” встречается уже у Аристотеля, отличавшего постоянный атрибут от случайных, преходящих состояний (акциденций). 

Базис и надстройка – понятия, выработанные в рамках марксистско-ленинской философии. 

Базис – это совокупность производственных отношений, т.е. отношений, в которые вступают люди в процессе своей материально-производственной деятельности. На основе базиса, как некоего экономического каркаса общества, вырастает надстройка, под которой имеются в виду чувства, настроения, идеи, теории, а также различные общественные учреждения и организации.

 Банковская гарантия – предоставление банком или иным кредитным учреждением либо страховой организацией по просьбе другого лица (принципала) письменного обязательства уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по предоставлению бенефициаром письменного требования о ее уплате.

 Безвестное отсутствие – это признание судом факта продолжительного отсутствия в месте своего постоянного жительства гражданина, в отношении которого не удалось получить сведений о мете его пребывания.

Вещи – материальные объекты внешнего мира, которые являются важнейшей составляющей имущества, затрагиваемого гражданским оборотом.

 Вина – это психическое отношение лица к совершенному и общественно опасному действию или бездействию и его последствиям, выраженному в форме умысла или предосторожности. 

Власть – это способность известных классов, социальных групп либо индивидов проводить свою волю через некую социальную среду, используя при необходимости принуждение.

Государственная администрация – система федеральных органов исполнительной власти. 

Государственная Дума – одна из палат Федерального Собрания РФ, которая формируется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права.

 Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.  

Государственное казначейство – государственный орган, образующий всеобъемлющую денежно-проводящую систему страны, через которую осуществляется движение, перевод большей части финансов государства. 

Государственно-подобные образования – вольные города и Ватикан, которые наделяются соответствующим объемом прав и обязанностей, обладают территорией, суверенитетом, имеют свое гражданство, законодательное собрание, правительство, международные договоры. 

Государственные границы – это линии, точно обозначенные на карте и на местности, определяющие пределы государства и устанавливаемые по договору между сопредельными государствами.

Глоссарий социальных исследований

 

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Главная 15

Ссылка для цитирования: Harvey, L. , 2012-23, Глоссарий социальных исследований , Quality Research International, http://www.qualityresearchinternational.com/socialresearch/

Это динамический глоссарий, и автор будет приветствовать любые предложения по электронной почте о дополнениях или поправках. Страница обновлена 11 ноября 2022 г. , © Ли Харви, 2012–2023.

 

 

________________________________________________________________

Абстракция

основное определение

Абстракция обычно понимается как разложение чувственного восприятия мира объектов на концептуальные категории.

пояснительный контекст

То есть мы начинаем с (буквально) объективного мира и выбираем повторяющиеся или кажущиеся ключевыми или определяющими черты до тех пор, пока не будет сформулировано абстрактное понятие (по крайней мере, в нашем уме, если не в прямом смысле). коммуникабельная форма). Этот процесс выделения некоторых признаков из набора наблюдаемых объектов лежит в основе большинства систем классификации. Например, мы разрабатываем абстрактное понятие дерева, исследуя ряд различных форм деревьев и выделяя те аспекты, которые присущи абстрактному понятию «дерево».

 

Этот процесс принят в феноменалистских (не феноменологических) подходах к знанию, которые предполагают имплицитное предположение, что наука начинается с фактических наблюдений и абстрагируется от них.

 

Другая точка зрения состоит в том, что абстракция — это концептуализация без ссылки на конкретные сущности. В этом смысле абстракция есть идентификация или концепция сущности идеи или объекта.

 

Более прагматичный взгляд на абстракцию состоит в том, чтобы рассматривать ее как неотъемлемую часть практического применения. То есть мы абстрагируемся, используя что-то. Например, мы постигаем абстрактную структуру партитуры, когда используем ее при обучении игре на музыкальном инструменте.

 

Абстракция в критическом социальном исследовании

Однако критическое социальное исследование обращает вспять обычный процесс дистилляции абстрактного мышления. Фактическое наблюдение не является отправной точкой, поскольку факты не существуют независимо от их теоретического контекста. Факты, основанные на каком-либо чувственном восприятии (сокращенно на наблюдении), не имеют смысла, если они не связаны с другими фактами, т. е. объединены в теоретическую структуру. Наблюдение нагружено теорией. Таким образом, объекты наблюдения только кажутся конкретными, а на самом деле являются абстракциями, основанными на теории.

 

Критическое социальное исследование движется от абстрактного к конкретному. Он начинается с абстрактного обобщения. Однако такие абстракции не должны толковаться как конкретные факты сами по себе, напротив, они должны рассматриваться как понятия, лишенные эмпирического содержания. Абстрактное понятие рассматривается как тема исследования само по себе, а не само собой разумеющееся. Критический подход к абстракции не просто обеспечивает основу для упорядочивания явлений и их овеществления, а использует их для проникновения под поверхность явлений.

 

Например, процесс абстракции Маркса в «Капитале» предполагает отказ от само собой разумеющегося исходного пункта буржуазной экономики, т. е. денежной формы обмена. Маркс исследовал сущность капиталистических отношений. Поэтому он не начал с денежных стоимостей, а исследовал основы производства и обмена, чтобы увидеть, что стоит за затемнением денежных стоимостей. Товар был сущностью, которую он раскрыл. Он показал, что капитализм по существу связан с производством и обменом товаров.

 

Харви (без даты) утверждал, что критическая абстракция лежит в основе науки, которая ограничена приверженностью к позитивизму.

 

Абстракция и классификация

Абстракция в смысле выделения некоторых признаков из набора наблюдаемых объектов лежит в основе большинства систем классификации.

 

На более поверхностном уровне абстракцию можно рассматривать как простое игнорирование нерелевантных признаков (независимо от их отношения к абстрагируемой категории) и просто концентрацию на классифицирующем признаке. Это упрощенное представление вызывает вопросы о происхождении схемы классификации.

 

Абстрактное искусство

Абстракция в искусстве относится как к процессу абстракции, так и к движению абстрактного искусства.

 

Общее понятие абстракции заключается в представлении объектов в живописи, скульптуре и т. д. с помощью приемов, которые буквально представляют объект внимания. Возможно, вся живопись, будучи двухмерной, абстрагируется от трехмерных объектов, которые она представляет. (То самое, что делает абстрактное искусство).

 

Однако абстракция в искусстве обычно имеет более конкретную направленность и относится либо к процессу абстрагирования от внешнего вида, либо к созданию объектов искусства, имеющих абстрактную (т. е. нерепрезентативную) форму. (Мюррей и Мюррей, 1968; Осборн, 1970)

Движение абстрактного искусства можно было бы точнее назвать нерепрезентативным искусством. Обычно это относится к движению 20-го века, которое отреагировало на традиционный европейский натурализм.

 

Однако термин «абстрактное искусство» сбивает с толку и вызывает споры. По существу, абстрактное искусство использует один из следующих подходов:

Во-первых, эссенциализм, то есть изображение существенных или родовых форм вещей, устранение частностей или случайных аспектов. Таким образом, такие движения, как импрессионизм, упрощают мир, создавая впечатление о его характерных чертах. Предшественники абстрактного искусства (такие как кубизм и экспрессионизм) иногда рассматриваются как абстрагирующие несколько простых элементов от мира. Этот эссенциалистский подход иногда ошибочно называют стилизацией или искажением.

 

Во-вторых, создание конструкции форм и цветов, полученных из сцены или объекта, но не имеющих идентифицируемых конкретных ссылок на исходные объекты реального мира, на которых была основана картина (например, Биссьер, Бранкузи, Хитченс).

 

В-третьих, создание самостоятельной конструкции форм, цветов, линий, не имеющих прямого отношения к вещам мира, т. называют геометрическими формами). Этот способ рисования иногда называют чистой абстракцией, но на самом деле он не абстрагируется от внешнего вида.

 

Этот третий тип абстракции принимает органическую форму (например, Кандинский, Миро, Арп, Клайн), классическую форму, которая имеет тенденцию быть более геометрической (например, Мондриан, Бен Джонсон, Малевич, Габо и Махоли-Надь) и абстрактная экспрессионистская форма (например, Поллок, Ротко). Между этими формами нет строгого разделения.

аналитический обзор

Гудмен (2009) описал абстракцию как: (т. е. абстрагироваться), а также для описания некоторых произведений, которые лишь частично, если вообще подпадают под то, что обычно понимается как репрезентативное. Различные идеи и проявления абстракции появлялись в работах художников в последовательных современных движениях 20 века. Поскольку понятие абстракции во втором смысле всегда зависит от того, какими считаются параметры репрезентации, эти два термина могут быть смежными по определению, что поднимает интересные вопросы для общей теории референции. Например, абстрактное произведение часто определяется как произведение, которое ничего не представляет, но не всякое произведение, которое ничего не представляет, обязательно является абстрактным. Картина с вымышленным сюжетом, например картина с изображением Дон Кихота или Камелота, ничего не изображает (поскольку такого лица или места нет), но, следовательно, не является абстрактной.

 

Галерея Тейт (без даты) относится к абстрактному искусству:

Абстрактное искусство — это искусство, которое не пытается представить точное изображение визуальной реальности, а вместо этого использует формы, цвета, формы и знаки жестов.

Строго говоря, слово абстракция означает отделить или вывести что-то из чего-то другого.

Этот термин может применяться к искусству, основанному на объекте, фигуре или пейзаже, где формы были упрощены или схематизированы.

Он также применяется к искусству, в котором используются формы, такие как геометрические фигуры или знаки жестов, которые вообще не имеют источника во внешней визуальной реальности. Некоторые художники этой «чистой» абстракции предпочитали такие термины, как «конкретное искусство» или «необъективное искусство», но на практике слово «абстрактное» используется повсеместно, и различие между ними не всегда очевидно.

Абстрактное искусство часто считается носителем нравственного аспекта, поскольку оно символизирует такие добродетели, как порядок, чистота, простота и духовность.

С начала 1900-х годов абстрактное искусство стало центральным направлением современного искусства.

Связанные выпуски

Связанные области

См. Также

«Абстракция», изначально, но больше не доступна на http://www.moma.org/collection/theme.php?theme_id=109.46, по состоянию на 28 января 2013 г.

Harvey, L., без даты, The Nature and Growth of Science , мимео.

Мюррей, П. и Мюррей, Л., 1968, Словарь искусства и художников (второе издание). Хармондсворт, Пингвин.

Осборн, Х. (ред.), 1970, The Oxford Companion to Art. Оксфорд, Кларендон Пресс.

Галерея Тейт, без даты, «Абстрактное искусство», доступно по адресу https://www.tate.org.uk/art/art-terms/a/abstract-art, по состоянию на 21 ноября 2019 г.


copyright Lee Harvey 2012–2023



Top

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Home

Как написать реферат для статьи по общественным или гуманитарным наукам? Editage Insights

  • Популярный
  • Заголовок, реферат и ключевые слова

Подробный вопрос —

Пожалуйста, дайте мне несколько советов по написанию реферата для статьи по общественным или гуманитарным наукам. Информация о том, как структурировать реферат, часто встречается для медицинских и технических областей, но не для социальных и гуманитарных наук.

1 Ответ на этот вопрос

Ответ:

Аннотация к статье по гуманитарным или общественным наукам, как правило, неструктурирована, то есть не разделена на определенные разделы, такие как Введение, Методы, Результаты и т. д. Обычно состоит из одного абзаца, в котором дается обзор содержания и объема исследования. Обычно длина аннотации может составлять от 150 до 250 слов, поэтому вы должны убедиться, что включаете только то, что необходимо и актуально.

Хотя аннотация написана в виде одного абзаца, она должна обобщать информацию обо всех разделах вашего исследования, включая ваш тезис, цели, подход, основные результаты и выводы.

Лучше всего писать аннотацию в конце, после того, как вы закончите написание статьи, чтобы у вас было четкое представление о содержании и объеме вашей работы и вы могли представить ее сжатую версию в своем аннотации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *