Арктический адаптивный тип
⇐ Предыдущая1234
Различия
· Адаптивные типы человека не специализированы и могут существовать и в других экологических нишах, в других ландшафтно-климатических зонах (благодаря хозяйственно-культурной деятельности по преобразованию среды).
· В отличие от млекопитающих, человеку более свойственны активные адаптации.
Лекция №3. Тема: Адаптивные типы человека.
Морфофункциональная адаптация человеческих популяций приурочена к экологическим зонам. Попытки выделить у современного человека варианты экологической дифференциации — региональные «адаптивные типы», были сделаны Т.И. Алексеевой (1993).
Адаптивный тип человека – норма биологической реакции на комплекс условий окружающей среды, обеспечивающий состояние равновесия с этой средой и отражающийся в определенных морфофункциональных особенностях популяций, не зависящий от расовой и этнической принадлежности, конвергентно возникающий в одинаковых геоклиматических условиях у групп разного происхождения.
Общая адаптивная реакция человека – повышение сопротивляемости неблагоприятным условиям среды.
Выделяю следующие адаптивные типы:
Расы и народы: преимущественно монголоиды.
Морфофункциональные особенности: Арктическим аборигенам присущи такие особенности, как высокая плотность сложения (телосложение массивное, брахиморфия и мезоморфия, особенно в верхней части туловища, туловище удлиненное, а ноги относительно короткие), крупная цилиндрическая грудная клетка, объемная костномозговая полость длинных костей, при относительно небольшой толщине компакты. Повышена частота мускульного типа телосложения и увеличение толщины жировых складок, при крайней редкости астенических форм. Характерен повышенный уровень жирового и белкового обмена (вместе с этим — холестерина крови, гамма-глобулинов и т.п.).
Усилены энергетические процессы: высока теплопродукция и скорость оксигенации; выше температура тела; ткани сильнее наполнены кровью; быстрее кровоток; метаболизм в условиях холода более стабилен. В крови меньше гемоглобина и эритроцитов, больше белка (особенно гамма-глобулинов) и остаточного N (из-за характера питания). Уровень холестерина повышается к северу (но у ненцев, манси, хантов он низок, т.к. у европейцев избыток холестерина приводит к атеросклерозу, а у арктических народов – расходуется на энергетические процессы). Нехватка витамина D (из-за недостатка инсоляции) ослабляет костную ткань; но бедность диеты микро- и макроэлементами компенсируется высоким уровнем минерализации скелета (больше, чем в умеренных и континентальных популяциях). Недостаток витамина С и большая скорость окислительно-восстановительных реакций (при холоде) вызывает гипоксический синдром. Усилено кроветворение костного мозга.
Все это создает высокую теплопродукцию и низкую поверхность теплоотдачи, что может рассматриваться как приспособление к ведущему фактору среды — холоду.
Для арктических популяций характерно: ускорение процессов роста, развития и старения, некоторое укорочение жизненного цикла человека, снижение изменчивости антропологических признаков по сравнению с населением умеренной зоны.
Жители арктики
Питание: Мясо морского зверя, оленина. Белково-жировой тип питания. Высококалорийная мясная пища, избыток белков и жиров, недостаток углеводов, витаминов и остеобразующих элементов.
⇐ Предыдущая1234 |
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Аборигены. Физиологические механизмы их приспособления к среде. Адаптивные типы и среда
Е.П. Гора
Экология человека
Учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2007. – 540 с.
Предыдущая | Оглавление | Следующая |
Содержание статьи:
- 1 Глава 1. Взаимодействие организма со средой обитания
- 1.1 1.3. Эффективность адаптации. Кратковременная и долговременная адаптация
- 1.1.1 1.3.5. Аборигены. Физиологические механизмы их приспособления к среде. Адаптивные типы и среда
- 1.1 1.3. Эффективность адаптации. Кратковременная и долговременная адаптация
1.3.5. Аборигены. Физиологические механизмы их приспособления к среде. Адаптивные типы и среда
Наиболее приспособленными к жизни в регионах с неблагоприятной окружающей средой являются коренные жители – аборигены. В результате длительной истории приспособления у них сформировался целый комплекс морфологических, физиологических, психологических и биохимических механизмов адаптации к тем или иным специфическим условиям жизни.
Адаптивные черты аборигенов необратимы. Установлена наследственная природа этого комплекса, который выработался путем приспособительной изменчивости в результате действия биологически обусловленного и социального естественного отбора.
Большую роль в выживании и сохранении здоровья аборигенов в суровых условиях играют демографические, этнографические и другие социально обусловленные факторы. Следует отметить, что такие народности завоевали эти механизмы слишком дорогой ценой. У них чрезвычайно высока детская смертность, распространены эндемические заболевания, существенно сокращена продолжительность жизни. Для малых популяций характерны генетические аномалии.
Так называемые морфофункциональные комплексы неодинаковы у коренного населения различных географических зон и поясов. Так, аборигены Севера и аборигены тропиков отличаются по внешнему виду, строению тела, характеристике внутренней среды организма, включая механизмы обмена веществ. В связи с этим Т. И. Алексеевой (1972) была предложена гипотеза адаптивных типов.
Адаптивный тип – это норма биологической реакции на комплекс условий окружающей среды, обеспечивающей состояние равновесия популяций с этой средой и находящей внешнее выражение в морфо-функциональных особенностях популяций.
Популяции могут относиться к единому адаптивному типу независимо от расовой и этнической принадлежности. Их объединяет именно адаптивный комплекс.
Т. И. Алексеева выделила четыре основных адаптивных типа: арктический, континентальный, экваториальный и предгорный.
• Арктический адаптивный тип характеризуется усилением газообмена, высоким содержанием холестерина и иммунных белков в сыворотке крови, усиленной минерализацией скелета. Он представлен данными по саамам, лесным ненцам, чукчам и эскимосам.
• Предгорный адаптивный тип, данные по которому получены на основе изучения предгорных таджиков, отличается понижением газообмена и обезжиренной массы тела, уменьшением содержания холестерина в сыворотке крови, высоким содержанием иммунных белков, сильно минерализованным скелетом. В первом случае адаптивный тип сформировался как реакция на влажный и холодный климат, во втором – на недостаток кислорода.
• Континентальный адаптивный тип охарактеризован на основе морфофизиологических особенностей бурят и отличается понижением удельного веса обезжиренной массы тела, значительным жироотложением, слабой минерализацией скелета, усилением белковых фракций сыворотки крови.
Своеобразным признаком этого типа с морфологической точки зрения является относительная коротконогость. В целом весь комплекс представляет собой сумму адаптаций к континентальному климату.• Аналогичную сумму адаптаций, но к тропическому климату представляет собой экваториальный адаптивный тип, выраженный у бушменов, банту и индийских народностей. Его характерные черты – относительное увеличение поверхности испарения наряду с высоким содержанием иммунных и строительных белков в сыворотке крови, т. е. определенная адаптация к влажной жаре.
• Наконец, в дополнение к уже перечисленным адаптивным типам, на наш взгляд, стоит выделить и адаптивный тип умеренного пояса, представленный центральноевропейскими и восточноевропейскими популяциями и характеризующийся средним развитием всех упоминавшихся выше свойств. Такой нейтральный комплекс соответствует относительно оптимальным условиям умеренного пояса.
Гипотеза адаптивных типов наметила перспективный путь классификации тех признаков, которые ответственны за адаптивный статус популяции. Это путь дальнейшего изучения конкретных адаптивных механизмов в различных популяциях и их сведения к сравнительно небольшому числу адаптивных видов.
Однако следует учитывать, что людские популяции неоднородны. Разнообразие конституций людей, входящих в ту или иную популяцию, обусловлено соответствующими климато-географическими и социальными условиями их жизни. В соответствии с этим Н. А. Агаджаняном (1981) было введено понятие «экологический портрет» человека [2]. Экопортрет человека необходимо учитывать при миграциях населения, так как это позволяет в той или иной мере прогнозировать адаптационный эффект.
Экопортрет человека – это совокупность генетически обусловленных свойств и структурно-функциональных особенностей индивидуума, характеризующих специфическую адаптацию к конкретному набору особых факторов среды обитания.
Предыдущая | Оглавление | Следующая |
арктических адаптаций | Национальное географическое общество
1. Познакомить с понятиями поведенческой и биологической адаптации.
Спросите: Что такое адаптация животных? Выяснить у учащихся, что эта черта помогает животному адаптироваться и выживать в окружающей среде. Объясните учащимся, что существуют поведенческие и биологические адаптации. Примером биологической адаптации является густой мех белого медведя, защищающий его от низких температур. Толстоклювая кайра, которая ныряет глубоко в арктические воды в поисках рыбы и кальмаров, демонстрирует поведенческую адаптацию. Попросите учащихся привести другие примеры каждого типа адаптации.
2. Предложите учащимся просмотреть видеоролик «Северный Ледовитый океан».
Покажите учащимся видеоролик National Geographic «Северный Ледовитый океан» и попросите их обратить особое внимание на то, что в этом фрагменте видео рассказывается о жизни животных в этом регионе. Скажите им, чтобы они искали примеры поведенческой и биологической адаптации во время просмотра. После просмотра видео проверьте понимание учащимися. Спросите:
- Что делает окружающую среду такой суровой и кажущейся негостеприимной? (толстый лед; отрицательные температуры; темная вода)
- Какие животные живут в этой среде? (белые медведи, кольчатые нерпы, белухи, нарвалы, гренландские киты, арктические птицы, моржи)
- Что угрожает животному миру Арктики? Как? (глобальное потепление; от таяния льда и снега зависят животные и люди)
3. Предложите учащимся исследовать арктических животных и заполнить рабочий лист.
Разделите учащихся на небольшие группы или пары. Раздайте рабочий лист «Адаптации арктических животных». Предложите учащимся использовать веб-сайт National Geographic Animals и библиотечные ресурсы. Попросите их исследовать конкретное арктическое животное, обитающее в море Бофорта и прилегающих арктических регионах, а также то, как животное адаптировалось к такой суровой среде. Поручите небольшим группам или парам одно из следующих животных исследовать и попросите их заполнить рабочий лист.
- альбатрос
- Песец
- Полярный заяц
- белухи
- морской слон
- морской котик
- нарвалы
- белые медведи
- кольцевые уплотнения
- толстоклювые кайры
- моржей
4. Обсудите всем классом адаптацию арктических животных .
Пусть небольшие группы или пары представят информацию, которую они нашли в ходе исследования. Попросите их назвать хотя бы один способ, которым их животное адаптировалось к суровым условиям. Перечислите эти адаптации на доске и обсудите любые общие стратегии адаптации у разных видов.
Предметы и дисциплины
- Биология
- География
- Физическая география
Цели обучения
Учащиеся:
- приведут примеры поведенческих и биологических адаптаций
- описывают арктическую среду и животных, которые там обитают
- объяснить адаптацию конкретного арктического животного
Подход к обучению
- Обучение для использования
Методы обучения
- Обсуждения
- Исследования
- Визуальная инструкция
Сводка навыков
Это задание предназначено для следующих навыков:
- Навыки критического мышления
- Анализ
- Понимание
- Географические навыки
- Анализ географической информации
- Организация географической информации
Связь с национальными стандартами, принципами и практиками
Национальные географические стандарты
- Стандарт 8: Характеристики и пространственное распределение экосистем и биомов на поверхности Земли
Национальные стандарты естественнонаучного образования
- (5–8) Стандарт C-5: Разнообразие и приспособления организмов
Что вам понадобится
Материалы, которые вы предоставляете
- Карандаши
- Ручки
Требуемая технология
- Доступ в Интернет: Требуется
- Техническая установка: 1 компьютер на небольшую группу, проектор, динамики Плагины
- : Flash
Физическое пространство
- Класс
Группа
- Обучение в больших группах
- Обучение в малых группах
Исходная информация
Арктика является домом для жизни, которой нет больше нигде на Земле. Белые медведи, нарвалы, гренландские киты и другие существа могут жить и процветать в суровом климате Арктики благодаря своим биологическим или поведенческим адаптациям.
Предыдущие знания
- Нет
Рекомендуемая предшествующая деятельность
- Арктика
Словарь
адаптация
Существительное
модификация организма или его частей, делающая их более пригодными для существования. Адаптация передается из поколения в поколение.
Арктика
Существительное
регион на крайнем севере Земли, окруженный Полярным кругом.
поведенческая адаптация
Существительное
способ действий организма для выживания или процветания в окружающей среде.
биологическая адаптация
Существительное
физическое изменение в организме, которое со временем приводит к реакции на окружающую среду.
Веб-сайты
- Институт биологии сохранения морской среды: от моря к сияющему морю
- NOAA: Тематическая страница Арктики
арктических адаптаций | National Geographic Society
Учащиеся узнают о поведенческих и биологических адаптациях животных, смотрят видео об Арктике и исследуют, как конкретные животные адаптировались к этой суровой среде.
Классы
6-8
Предметы
Биология, география, физическая география
Содержание
1 видео, 1 PDF, 1 ссылка
Обзор
Учащиеся узнают о поведенческих и биологических адаптациях животных, смотрят видео об Арктике и исследуют, как конкретные животные адаптировались к этой суровой среде.
Проезд
1. Познакомить с понятиями поведенческой и биологической адаптации.
Спросите: Что такое адаптация животных? Выяснить у учащихся, что эта черта помогает животному адаптироваться и выживать в окружающей среде. Объясните учащимся, что существуют поведенческие и биологические адаптации. Примером биологической адаптации является густой мех белого медведя, защищающий его от низких температур. Толстоклювая кайра, которая ныряет глубоко в арктические воды в поисках рыбы и кальмаров, демонстрирует поведенческую адаптацию. Попросите учащихся привести другие примеры каждого типа адаптации.
2. Предложите учащимся просмотреть видеоролик «Северный Ледовитый океан».
Покажите учащимся видеоролик National Geographic «Северный Ледовитый океан» и попросите их обратить особое внимание на то, что в этом фрагменте видео рассказывается о жизни животных в этом регионе. Скажите им, чтобы они искали примеры поведенческой и биологической адаптации во время просмотра. После просмотра видео проверьте понимание учащимися. Спросите:
- Что делает окружающую среду такой суровой и кажущейся негостеприимной? (толстый лед; отрицательные температуры; темная вода)
- Какие животные живут в этой среде? (белые медведи, кольчатые нерпы, белухи, нарвалы, гренландские киты, арктические птицы, моржи)
- Что угрожает животному миру Арктики? Как? (глобальное потепление; от таяния льда и снега зависят животные и люди)
3. Предложите учащимся исследовать арктических животных и заполнить рабочий лист.
Разделите учащихся на небольшие группы или пары. Раздайте рабочий лист «Адаптации арктических животных». Предложите учащимся использовать веб-сайт National Geographic Animals и библиотечные ресурсы. Попросите их исследовать конкретное арктическое животное, обитающее в море Бофорта и прилегающих арктических регионах, а также то, как животное адаптировалось к такой суровой среде. Поручите небольшим группам или парам одно из следующих животных исследовать и попросите их заполнить рабочий лист.
- альбатрос
- Песец
- Полярный заяц
- белухи
- морской слон
- морской котик
- нарвалы
- белые медведи
- кольцевые уплотнения
- толстоклювые кайры
- моржей
4. Обсудите всем классом адаптацию арктических животных .
Пусть небольшие группы или пары представят информацию, которую они нашли в ходе исследования. Попросите их назвать хотя бы один способ, которым их животное адаптировалось к суровым условиям. Перечислите эти адаптации на доске и обсудите любые общие стратегии адаптации у разных видов.
Цели
Предметы и дисциплины
- Биология
- География
- Физическая география
Цели обучения
Студенты будут:
- привести примеры поведенческих и биологических адаптаций
- описывают арктическую среду и животных, которые там обитают
- объяснить адаптацию конкретного арктического животного
Подход к обучению
- Обучение использованию
Методы обучения
- Обсуждения
- Исследования
- Визуальная инструкция
Обзор навыков
Это задание нацелено на следующие навыки:
- Навыки критического мышления
- Анализ
- Понимание
- Географические навыки
- Анализ географической информации
- Организация географической информации
Национальные стандарты, принципы и практика
Национальные географические стандарты
- • Стандарт 8:
- Характеристики и пространственное распределение экосистем и биомов на Земле's поверхность
Национальные стандарты научного образования
- • (5–8) Стандарт C-5:
- Разнообразие и приспособления организмов
Подготовка
Что вам понадобится
Материалы, которые вы предоставляете
- Карандаши
- Ручки
Требуемая технология
- Доступ в Интернет: Требуется
- Техническая установка: 1 компьютер на небольшую группу, проектор, динамики
- Плагины: Flash
Физическое пространство
- Класс
Группировка
- Обучение в больших группах
- Обучение в малых группах
Предыстория и словарный запас
Исходная информация
Арктика является домом для жизни, которой нет больше нигде на Земле. Белые медведи, нарвалы, гренландские киты и другие существа могут жить и процветать в суровом климате Арктики благодаря своим биологическим или поведенческим адаптациям.
Предыдущие знания
[]Рекомендуемые предыдущие действия
- Арктика
Словарь
Срок | Часть речи | Определение |
---|---|---|
приспособление | сущ. | Модификация организма или его частей, делающая их более пригодными для существования. Адаптация передается из поколения в поколение. |
Арктика | сущ. | регион на крайнем севере Земли, окруженный Полярным кругом. |
поведенческая адаптация | сущ. |