Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Барьер непонимания это: Барьеры коммуникации

Содержание

Коммуникативные барьеры как фактор повышения риска непонимания в межличностных отношениях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

ного мнения о влиянии склонности к риску на мотивацию достижения: одни исследователи говорят о том, что чем выше склонность к риску, тем меньше мотивация достижения, другие утверждают обратное. Бесспорным остается том факт, что мотивация достижения и риск — взаимозависимые понятия. А. Г Ниазашвили приводит данные о том, что мотивация достижения напрямую зависит от склонности к риску: чем выше склонность к риску, тем в большей степени выражен мотив достижения11.

Возвращаясь к результатам нашего исследования, мы можем сказать, что мотивация достижения напрямую зависит от склонности к риску. Испытуемые, показывающие высокую склонность к риску, обладают выраженной мотивацией достижения.

Подведем некоторые итоги: анализ данных, полученных по методике личностной креативности, показал, что наибольшее предпочтение по всем шкалам испытуемыми было отдано склонности к риску. критерия обнаружена достоверная разница

у мужчин и женщин по шкалам «склонность к риску» и «воображение». Установлено, что мужчины в большей степени готовы к принятию риска, а женщины — склонны к риску. Готовность к риску у женщин напрямую связана с такими качествами, как воображение и любознательность. У мужчин готовность к риску предполагает прежде всего экстремальный риск, в отличие от женщин, у которых готовность к риску представлена в первую очередь в структуре личностной креативности.

Мотивация достижения напрямую зависит от склонности к риску: испытуемые, показывающие высокую склонность к риску, обладают выраженной мотивацией достижения. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют, что мотивация достижения связана, в первую очередь, с такими группами ценностей, как ценности профессиональной самореализации, индивидуалистические, интеллектуальные ценности. Кроме того, установлено, что рискованность и расчетливость как ценности также положительно связаны с мотивацией достижения.

Примечания

1 Словарь психолога-практика / сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. Минск, 2003. С. 308.

2 См.: Шумакова Н. Б., Щебалнова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников // Вопр. психологии. 1991. № 1. C. 27-32.

3 См.: Диагностика личностной креативности (Е. Е. Туник) // ФетискинН. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. C. 59-64.

4 См.: Словарь психолога-практика. С. 741.

5 Психологический толковый словарь // Московский психологический журнал. URL: http://magazlne.mospsy.ru/ dictionary/dictionary.php?term=152 (дата обращения: 20.02.2011).

6 Словарь психолога-практика. С. 137.

7 См.: Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб., 2006.

8 См.: Atkinson J. W. An Introduction to Motivation. N.Y, 1964.

9 См.: Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса // Розанова В. А. Психология управления. М., 1999. С. 105-106.

10 См.: McClellandD. C. Assessing Human Motivation. N.Y, 1971.

11 См.: Ниазашвили А. Г. Развитие стремления к успеху у менеджеров в условиях экономических рисков // Знание. Понимание. Умение : научный журнал Московского гуманитарного ун-та. 2007. № 1. С. 199-203.

УДК 316.6

И. В. ЗУБКОВА

Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: [email protected]

Коммуникативные барьеры как фактор повышения риска непонимания в межличностных отношениях

В статье обсуждаются проблема коммуникативных барьеров и их влияние на возникновение и повышение риска непонимания между людьми в процессе общения. Рассматриваются группы и виды коммуникативных барьеров общения. Также обсуждаются техники и приемы профилактики и коррекции лингвистических проблем и психологического напряжения с целью повышения эффективности коммуникации.

Ключевые слова: коммуникативный барьер, риск непонимания, лингвистический барьер, психологический барьер, лингво-психологический барьер, психологическое напряжение.

© Зубкова И. В., 2011

I. V. ZUBKOVA

Communication Barriers as a Factor of Increasing of Risk of Misunderstanding in Interpersonal Relations

In the article the problem of communication barriers and its influence on appearance and increasing of risk of misunderstanding between persons in communication process are discussed. The blocks and kinds of communication barriers are considered. Techniques and methods of prevention and correction of linguistic problems and psychological tension for the purpose of increasing communication’s efficiency are also discussed.

Key words: communication barrier, risk of misunderstanding, linguistic barrier, psychological barrier, lingvo-psychological barrier, psychological tension.

Коммуникативное взаимодействие представляет собой сложный многоплановый процесс установления, поддержания, развития отношений между людьми на различных этапах их социального развития. Коммуникацию в более узком значении можно определить как «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанную на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц»1.

В широком значении коммуникация определяется как передача информации между собеседниками, осуществляемая с помощью разнообразных средств. Но это только внешняя сторона явления, поскольку процессы зарождения, формирования, формулирования, дешифровки и понимания сообщения являются внутренними, и часто человек не задумывается над тем, как эти процессы протекают. Частичное осознание данных процессов возможно при условии возникновения трудностей на любых этапах коммуникации, в ситуации повышенного интереса к сообщаемой и воспринимаемой информации или высокой ситуативной значимости сообщения.

И в процессе коммуникации, и в процессе коммуникативного взаимодействия возникают различного рода трудности и проблемы, которые принято называть барьерами. В общем виде коммуникативный барьер представляет собой препятствие, возникающее на пути передачи смысла сообщения от коммуникатора к реципиенту. Проанализировав

литературу по проблеме коммуникативных барьеров и их влиянию на повышение риска возникновения непонимания между людьми, мы определили три группы коммуникативных барьеров: лингвистические; психологические; лингво-психологические.

В каждой из них можно выделить виды коммуникативных барьеров (таблица).

Лингвистические, или языковые барьеры обусловлены различиями в уровне владения языком, они возникают как при взаимодействии носителей одного языка, так и при межъязыковой коммуникации. Рассмотрим более подробно виды лингвистических барьеров и их влияние на возникновение риска непонимания между людьми.

Фонетический барьер возникает вследствие недостатков произношения собеседника, темпа, интонации речи, непро-говаривания слов, отсутствия пауз или их чрезмерности и длительности, перегруженности речи междометиями, дефектов речи и т. д. Фонетический барьер возникает и тогда, когда участники коммуникативного процесса разговаривают на разных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, фонетически искажают высказывание. Он также имеет место при невыразительности речи (бедная эмоциональная окрашенность), чрезмерности фонетических ударений, злоупотреблении звуками-паразитами, при очень высокой или очень низкой громкости.

Виды коммуникативных барьеров

Лингвистические Психологические Лингво-психологические

1. Фонетический 2.Технический 3. Межъязыковой 4. Барьер понимания 5. Барьер говорения 1. Социальный 2. Социально-перцептивный 3. Физиологический 4. Барьер различий в уровне психологического развития 5. Барьер несоответствия вербальной и невербальной информации 6. Пространственно-временной 7. Гендерный 1. Этнокультурный 2. Семантический 3. Барьер понимания при письменном общении 4. Стилистический 5. Возрастной

Технический барьер выражается в виде шумов и помех в искусственных коммуникационных каналах. Шумы (noises) имеют естественное происхождение, а помехи создаются умышленно, из-за воздействия и тех, и других уменьшается различимость сигналов и возникает задача их распознавания, которая актуальна для радиосвязи, видео-, звукозаписи, компьютерного воспроизведения.

Межъязыковой барьер возникает вследствие незнания языковой системы как таковой (общение с иностранцем), ограниченности словарного запаса, тезауруса (совокупности понятий из определенной области знаний).

Барьер понимания может быть как при общении с иностранцем, так и при коммуникации на родном языке вследствие незнания или искаженного знания значения слова (слов), фразы или смысла предложения. Этот барьер тесно связан с семантическим и стилистическим, которые относятся к линг-во-психологической группе и речь о которых пойдет ниже.

Барьер говорения при обучении иностранному языку часто возникает как на начальном этапе обучения, так и на уровне продвинутых студентов. Проявляется он в сложности или невозможности выразить свои мысли, т. е. оформить высказывание с использованием доступных языковых средств. Барьер говорения существует также в коммуникации на родном языке и часто называется «синдромом собаки» (когда оформленную мысль говорящий не может сформулировать доступными языковыми средствами).

Причины возникновения психологических барьеров в общении разнообразны. Они могут быть связаны с особенностями функционирования социально-перцептивной системы собеседников, различиями в их социальном уровне, с особенностями психологического развития каждого из участников коммуникации и др. Если давать описательную характеристику данному понятию, то психологический барьер — это непонимание между собеседниками вследствие психологического искажения воспринимаемой информации. Мы выделили семь видов психологических барьеров.

Социальный барьер обнаруживается между людьми, говорящими на одном языке, но имеющими социальные различия, такие как: различия в социальном статусе, материальном положении, принадлежность к разным социальным группам и др. Указанные

различия приводят к несовпадению интересов, непониманию мотива, цели и содержания сообщения и неадекватному восприятию информации.

Социально-перцептивный барьер наличествует вследствие искажений в восприятии другого человека, неизбежно сопровождающих коммуникацию. Социальная перцепция является важным составным компонентом любого общения и, следовательно, может внести значимые коррективы в процесс понимания или непонимания поступающей информации. Результатом социальной перцепции является образ другого человека, формирующий отношение к нему собеседника: при формировании негативного образа воспринимаемая информация проходит через этот «фильтр» и повышает риск возникновения недоверия и непонимания. Если в сознании формируется позитивный образ собеседника, это также искажает восприятие поступающей от него информации: поскольку велик уровень доверия к нему, ошибочная информация может быть принята как истинная. Кроме того, причинами непонимания могут стать неприязнь, слабая мотивация общения, зависть, страх, комплексы неполноценности,стереотипизация, ассоциации, манипуляции.

Физиологический барьер может возникнуть вследствие плохого самочувствия, усталости, стресса, депрессии как отправителя сообщения, так и его получателя. Поскольку внимание сосредоточивается на источнике дискомфортного состояния, сообщение находится в поле невнимания, и между собеседниками возникает непонимание.

Различия в уровне психологического развития. Причиной непонимания в данном случае могут быть значительные различия в интеллектуальном, культурном, духовном развитии собеседников. Кроме того, непонимание при действии данного барьера появляется в связи с особенностями мыслительной деятельности собеседников, например, при взаимодействии коммуникатора с доминирующим словесно-логическим мышлением с реципиентом, у которого развито наглядно-образное мышление.

Несоответствие вербальной и невербальной информации. Для понимания сообщения его получатель опирается и на содержание сообщения, и на невербальные сигналы, которые его сопровождают. Если вербальная и невербальная информация дополняют друг друга, сообщение воспринимается лучше.

Если же содержание сообщения и сопровождающая его невербальная информация противоречат друг другу, могут быть рассогласования при его дешифровке. Например, если радостная новость сообщается с трагическим лицом, непонятно, как это сообщение трактовать — как хорошую новость или как плохую.

Пространственно-временные барьеры. Данные барьеры возникают вследствие неправильной организации пространства общения, несоблюдения дистанции (например при общении на деловом уровне вторгаться в личное пространство собеседника), неверного выбора времени, общения в условиях нехватки времени у одного из собеседников и т. п.

Гендерный барьер обнаруживается при взаимодействии мужчины и женщины вследствие гендерных различий в мыслительной деятельности и особенностях мировоззрения.

Третья группа коммуникативных барьеров — лингво-психологические, их можно определить как помехи и препятствия в общении вследствие как лингвистических, так и психологических причин, их пять видов.

Этнокультурный барьер возникает при взаимодействии людей, принадлежащих к разным этносам, национальностям, религиям и культурам. В каждой национальной культуре существуют традиции и нормы, которые часто не совпадают с нормами и традициями другого этноса. Человек усваивает данные нормы в процессе воспитания с раннего детства, поэтому для него следование этим традициям является естественным. При взаимодействии с собеседником, принадлежащим к другой культуре и ведущим себя «иначе», может присутствовать непонимание его действий, его речи, он способен вызвать неприязнь. Примером такого рода взаимодействия является общение японцев (для которых норма — сдержанность и немногословность) и американцев (для них нормой поведения будет открытость и напористость). При взаимодействии с носителями другого языка неизбежно возникает этнокультурный барьер, поскольку приходится сталкиваться с понятиями и стереотипами, которые отсутствуют в родном языке. Это касается как непосредственно языковых стереотипов, так и культурных.

Семантический барьер появляется вследствие несовпадений в системах лингвистических значений понятий партнеров по коммуникации, т. е. тогда, когда партнеры

по общению пользуются одними и теми же словами и выражениями для обозначения совершенно разных предметов и понятий, например при использовании жаргона, сленга, профессионализмов, специальной терминологии. Кроме того, такой барьер возникает при ограниченности лексикона одного из собеседников и вследствие социальных, психологических, национальных, религиозных, профессиональных, групповых о других особенностей общения.

Т. Дридзе для обозначения семантического барьера использует название «эффект смысловых ножниц» и рассматривает коммуникативные ситуации, при которых этот эффект возникает:

явное несоответствие между языковыми средствами, которые использует коммуникатор, и языковыми ресурсами реципиента;

расхождение возникает еще раньше — на этапе перевода мысли в слова;

взаимопониманию мешают определенные индивидуальные особенности реципиента, прежде всего способность оперировать языком как средством мышления. Вместе с тем из того, что каждый человек имеет неповторимый опыт, определенное образование, свой круг общения, а следовательно, и неповторимый тезаурус, совсем не обязательно делать вывод, что взаимопонимание невозможно2.

Возрастной барьер иначе можно назвать «конфликтом отцов и детей». Риск непонимания в данном случае повышается вследствие несоответствия в степени пластичности психики у людей разных поколений. Кроме того, взрослым не всегда понятен молодежный сленг (а это уже относится к семантическому барьеру).

Барьер понимания при письменном общении. В последние десятилетия значительно возросло количество и качество техники, используемой для общения, поэтому все больше людей предпочитают общаться, используя технические изобретения в ущерб «живому» общению. Как результат, общение становится преимущественно письменным (Интернет, социальные сети, этв). При письменном взаимодействии речь обедняется вследствие отсутствия невербального компонента общения. Читая сообщение, не всегда можно оценить и понять эмоциональное состояние писавшего, его отношение к написанному, поэтому данный барьер часто при-

водит к возникновению непонимания между собеседниками.

Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния получателя сообщения. Стиль сообщения может быть неуместным, слишком трудным, не соответствовать времени, месту и целям общения. Также коммуникатор может использовать речевые обороты: «Вам нужно», «Вы должны», «Вы обязаны», которые могут вызывать у реципиента ощущение давления и явное или скрытое сопротивление. Стилистический барьер может возникнуть и тогда, когда форма коммуникации не соответствует ее содержанию, например, при взаимодействии, предполагающем диалог, один из участников общения монополизирует ситуацию и произносит монолог. Это приводит к возникновению напряжения, появлению негативных эмоций, которые мешают сосредоточиться и воспринять услышанное.

Все перечисленные выше коммуникативные барьеры повышают риск возникновения непонимания между собеседниками, и увеличивается вероятность неэффективности межличностных отношений. Для снижения риска непонимания между собеседниками необходимо следовать ряду профилактических и коррекционных мер. Существуют способы профилактики и коррекции лингвистических проблем и психологического напряжения с целью улучшения процесса коммуникации и повышения уровня взаимопонимания между людьми в процессе общения:

обеспечение релевантности сообщений: общение облегчается, когда сообщение содержит информацию, ценную именно для адресата, и у последнего появляется интерес к ней; уменьшение и упрощение сообщения; его построение из последовательных простых частей;

повтор ключевых моментов; «идти от партнера», т. е. пытаться понять, как он строит свои умозаключения и в чем заключаются ваши различия;

четкая, не очень громкая, без скороговорок речь;

если собеседник говорит громко, быстро или возбужденно, эффективнее будет использовать вербальные средства и сказать, например: «Если вы будете говорить медленнее, тише и спокойнее, то я вас лучше пойму». Такая фраза дает возможность партнеру перестроиться;

преодолению семантического барьера помогает понимание особенностей другого человека и использование понятной для него лексики. При этом слова, которые имеют разное значение, следует объяснять: в каком смысле вы понимаете то или иное слово. Кроме того, языковые нормы, специфика нашего языка должны изменяться в зависимости от того, кому направлено сообщение;

при попытке давления необходимо использовать парадигму возможного: «Возможно», «Желательно, чтобы вы», «Можно» и др.;

при коммуникации необходимо придерживаться основных приемов структурирования информации: правил «рамки» и «цепи». Сущность первого заключается в том, что начало и конец (цели, намерения, перспективы, результаты и выводы) любого разговора следует четко очерчивать, ведь они в информационном ряду запоминаются лучше. Второе определяет «внутреннее» структурирование коммуникативного процесса. Речь идет о том, что необходимая для анализа проблемы информация должна образовывать цепь, в которой сообщения объединены по определенным признакам. Очень важным является и последовательность изложения всей информации: сообщение лучше всего строить по следующему принципу: «от внимания к интересу» — «от интереса к основным положениям» — «от основных положений до возражений и вопросов» — «формулировка ответов, выводов» — «резюме беседы».

Пользуясь описанными выше рекомендациями, можно повысить эффективность общения и снизить риски возникновения непонимания, напряжения и недоверия между собеседниками.

Примечания

1 См.: Сепир Э. Коммуникация // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

2 См.: Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 2002.

Семантический барьер однин из наиболее распространенных препятствий в понимании субъектами друг друга

Введение

Почему семантический  барьер является одним из наиболее распространенных препятствий в  понимании субъектами друг друга? Что бы ответить на данный вопрос, нужно знать следующие понятия:

Коммуникация – процесс  двухстороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию.

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие, возникающее на пути адекватной информации между партнерами по общению.

Семантика — наука, изучающая  способ использования слов и значений, передаваемых словами.

Семантический барьер возникает при вербальной форме общения (устной и письменной речи). Этот язык выработан человеком при общественно-социальном развитии.

 

 

Основная  часть

Итак, эффективное  общение должно включать в себя понимающие и директивные приемы реагирования и по возможности исключать агрессивные и принижающее уступчивые реакции при взаимодействии с другими людьми.

Коммуникация  – процесс двухстороннего обмена информацией, ведущий к взаимному  пониманию. Если не достигнуто взаимопонимание  – коммуникация не состоялась. Коммуникация предполагает наличие обратной связи, создание коммуникативных сетей, тем выше его коммуникативная компетентность. Коммуникативная сторона общения имеет внутреннюю сторону.

Коммуникативная сеть, направленная на одного собеседника (оппонента), это аксиальное ( от латинского «axis» — ось) направление коммуникации – сигналы общения направлены на одного.

Когда коммуникативная  сеть строится с несколькими и  более субъектами, это ретиальное ( от латинского rete – сеть) направление коммуникации – сигналы направлены на множество людей.

В процессе построения коммуникативных сетей могут  возникать определенные трудности. Они, как правило, обусловлены коммуникативными барьерами.

Речь, выступающая  в качестве информации, всегда была и является способом внушения, то есть суггестией. Однако оппонент зачастую выступает источником встречной психологической активности, называемой противовнушением, то есть человек стремится защищаться от воздействия речи другого человека. Механизм противовнушения воздвигает на пути речевой информации коммуникативные барьеры.

Коммуникативные барьеры

  • Стереотипов
  • Отсутствия интереса
  • «Предвзятых препятствий»
  • Ошибок в построении высказываний
  • «Плохих отношений»
  • «Авторитет»
  • Пренебрежения фактами
  • «Избегание»
  • Неверного выбора стратегии и тактики общения
  • «Непонимания»

Барьеры в общении, как правило, не являются результатом  сознательной, произвольной и направленной защиты воздействия информации.

Их действие противоречиво. В определенной степени они играют позитивную роль, поскольку система барьеров является своего рода автоматизированной охраной, которая, срабатывая, закрывает доступ к мозгу и психике человека излишних потоков информации.

С другой стороны, барьеры  выполняют и отрицательную роль. Например, нужная, но тяжело изложенная информация не воспринимается или воспринимается с искажением и неполно. Человек, знающий решение, но не имеющий авторитета, может быть не услышан. Разрешить это противоречие позволяет знание социально – психологических особенностей коммуникативных барьеров, а также способов их преодоления.

Барьер «непонимание» — источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем). Различают несколько видов барьера непонимания, таких как фонетический, стилистический и семантический.

Семантический барьер возникает ввиду отсутствия совпадений в системах значений партнеров по коммуникации — тезауруса, т. е. лингвистического словаря языка, с полной смысловой информацией. Другими словами, он имеет место тогда, когда партнеры пользуются одними и теми же знаками (и словами тоже) для обозначения совершенно разных вещей.

Семантический барьер — это, во-первых, проблема в жаргоне и сленге; во-вторых, он вызывается ограниченным лексиконом у одного из собеседников; в-третьих, его причинами могут быть социальные, культурные, психологические, национальные, религиозные, профессиональные, групповые и другие особенности общения.

Т. Дридзе, доктор психологических наук, использует название «эффект смысловых ножниц» для обозначения семантического барьера и рассматривает коммуникативные ситуации, при которых этот эффект возникает:

  • явное несоответствие между языковыми средствами, которые использует коммуникатор, и языковыми ресурсами реципиента;
  • расхождение возникает еще раньше — на этапе перевода мысли в слова;
  • взаимопониманию мешают определенные индивидуальные особенности реципиента, прежде способность оперировать языком как средством мышления.

Вместе с  тем, из того, что каждый человек  имеет неповторимый опыт, образование, свой круг общения, а следовательно, и неповторимый тезаурус, совсем не обязательно делать вывод, что взаимопонимание  невозможно.

Чтобы преодолеть семантический барьер, необходимо понять особенности другого человека и использовать в разговоре с ним понятную для него лексику. При этом слова, которые имеют разное значение, следует объяснять: в каком смысле вы принимаете то или иное слово. Необходимо также помнить о том, что языковые нормы, специфика вашего языка должны изменяться в зависимости от того, к кому направлено сообщение.

Семантический барьер отличается от коммуникативного барьера тем, что коммуникация –  это когда достигнуто взаимопонимание, то есть препятствий в понимании между субъектами не существует. А вот семантический барьер полная противоположность коммуникативного барьера, так как семантика относится к барьеру «непонимания», когда между субъектами возникло некое препятствие.

Семантический барьер является одним из наиболее распространенных препятствий в понимании субъектами друг друга, так как он относится к барьеру «непонимания». Такой барьер возникает у людей в зависимости от настроения, характера, поведения и т.д.

Например, барьер «непонимания» часто возникает, когда у одного из субъектов плохое настроение, когда у людей разные взгляды на жизнь вследствие чего возникает спор. Бывает и такое, что у людей настолько разные характеры, моральные принципы, чувство юмора и т.п., что они просто друг друга не понимают.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Семантический барьер часто становится причиной непонимания  между субъектами. Он может возникнуть как при первом знакомстве, так и у давно общающихся людей. Этот барьер является одним из наиболее распространенных препятствий в понимании субъектами друг друга, так как на это влияют: во-первых, проблема в жаргоне и сленге; во-вторых, ограниченный лексикон у одного из собеседников; в-третьих, его причинами могут быть социальные, культурные, психологические, национальные, религиозные, профессиональные, групповые и другие особенности общения.

Семантический барьер так же может возникнуть, когда партнеры пользуются одними и теми же знаками и словами для обозначения совершенно разных вещей.

Так как все  люди разные и между ними часто возникает непонимание, семантический барьер является одним из наиболее распространенных препятствий в понимании субъектами друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1. Основы психологии  и педагогики: учебно–методический  комплекс для студентов очной и заочной форм обучения / авт.- сост. И. Т. Кавецкий и др.; кафедра юридической психологии МИУ. – Мн.: Изд-во МИУ, 2005.-284с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как предотвратить недопонимание в общении | Малый бизнес

Автор Chron Contributor Обновлено 13 октября 2020 г.

Общение имеет решающее значение в любом бизнесе, и даже простое недопонимание может нанести серьезный ущерб вашему малому бизнесу. Искаженные инструкции и несвоевременные ответы отнимают у вас время, создают угрозу безопасности или вызывают неприязнь между вами и вашими сотрудниками. Чтобы избежать недоразумений на рабочем месте, ваши указания должны быть четкими и не мешать вашим эмоциям.

Сделайте ваши цели ясными

Ваши работники не могут читать ваши мысли и часто ваши подразумеваемые значения. Четко сформулируйте, что вы хотите сделать, чтобы не оставалось места для вопросов. Спросите, нужна ли вашему сотруднику дополнительная информация, ответьте на его вопросы, а затем подтвердите, что вы оба согласны. Используйте вопросы, чтобы избавиться от любых предположений, которые могут возникнуть у вас или у вашего работника. Четкие инструкции особенно важны, когда речь идет о безопасности на рабочем месте.

Записывайте вещи

Если есть время или ваши инструкции сложны, запишите ключевые моменты того, что вам нужно сделать, прежде чем обращаться к своему сотруднику. Обращайтесь к своим заметкам, когда даете инструкции. Таким образом, вы сможете оставаться на месте, не мутя воды. Также попросите вашего сотрудника делать заметки. Для получения особо сложных или важных инструкций отправьте запрос в примечании или по электронной почте.

Повторите свои инструкции

Один из основных эффективных методов делового общения — попросить вашего сотрудника повторить то, что вы сказали, дословно или пункт за пунктом. Убедитесь, что она понимает, что вы говорите. Делайте это без снисходительного отношения и следите за своим тоном, когда спрашиваете. Вы пытаетесь донести инструкции, а не быть самым умным человеком в комнате.

Использовать активное слушание

Хотя вы хотите убедиться, что ваш сотрудник слушает, вам нужно сделать то же самое. Не давайте инструкций, когда печатаете или просматриваете документы, советует TechRepublic. Если ваш разум разделен между несколькими вещами, ваши инструкции не будут такими четкими. Если вы менее чем полностью вовлечены, ваш сотрудник воспримет это как признак того, что ему тоже не нужно быть таким.

Уменьшите количество отвлекающих факторов в офисе

Найдите тихое место, чтобы дать указания. Отойдите от шумного офиса или работающих машин. Шум отвлекает, и вы посылаете неверное сообщение, если вам нужно кричать, чтобы вас услышали. Используйте незанятый офис или комнату отдыха или вынесите вещи на улицу.

Заметки и электронная почта

Если вы даете инструкции по электронной почте или запискам, вы особенно хотите быть ясными. Прямота имеет решающее значение. Старайтесь излагать свои намерения и инструкции не более чем в пяти предложениях, рекомендует журнал Entrepreneur. Если это невозможно сделать, используйте маркеры. Держите ваше общение серьезным и по существу. Ваш сотрудник не может видеть вас и может не знать, когда вы шутите. Тон особенно важен; перечитайте свои инструкции или попросите кого-нибудь еще просмотреть их, прежде чем отправлять их.

Горячий момент

Хотя скорость в общении имеет значение, если вы расстроены, вам придется подождать. Не давайте указаний, если вы устали, расстроены или злы. Подождите, пока вы не сможете общаться, не добавляя личных чувств. Ваш сотрудник будет слышать только ваше настроение, а не инструкции.

Ссылки

  • Harvard Business Review: как избежать (и быстро восстановиться) недоразумений
  • Tech Republic: более 10 способов избежать недоразумений на работе
  • Предприниматель: Спасатель продуктивности — Электронное письмо из 5 предложений

Как возникают недоразумения и что с этим делать — Коучинг по прогнозированию карьеры

Wahoo! Этот пост знаменует собой завершение мини-сериала «Женское предвидение» о непонимании. За последние несколько недель мы рассмотрели так много важных тем, чтобы понять участников, которые заставляют нас чувствовать неправильно понятых . Вот список постов, если вы хотите их проверить.

И помните, на каждую тему также есть видео и подкасты!

  • Что такое иллюзия прозрачности и как она приводит к непониманию?

  • Почему вы думаете, что люди обращают на вас больше внимания, чем есть на самом деле

  • Как произвести хорошее первое впечатление, чтобы вас поняли, и почему это стоит всех усилий

  • Гражданские разговоры в напряженные времена

Теперь, когда мы знаем некоторых из основных причин, из-за которых США чувствуют себя непонятыми, давайте посмотрим, что на самом деле происходит, когда происходит недопонимание.

Сегодня все может стать немного техническим, но оставайтесь со мной!

Понимание анатомии недопонимания

Джулиана Хаус — лингвист и ученый, обладающая обширными знаниями о том, как и почему возникают недоразумения. У нее есть простое определение непонимания, которое я считаю полезным:

«Непонимание возникает, когда попытка общения оказывается неудачной, потому что то, что намеревается выразить говорящий, отличается от того, что, по мнению слушающего, было высказано». (Непонимание в социальной жизни, 2014)

Хотя непонимание может показаться одной из тех вещей, которые не требуют определения, я считаю, что в этом есть польза. Например, это напоминает нам, что недоразумения происходят на улице с двусторонним движением. Так часто, когда мы чувствуем себя неправильно понятыми, это создает чувство изоляции. Мы склонны отступать, потому что чувствуем себя неизвестными или невидимыми.

Это может показаться безопасным вариантом, но это не исправит недоразумение. Чтобы разрешить недоразумение, обе стороны должны согласовать различия между тем, что было задумано, и тем, что, как предполагалось, имело место.

Согласно Хаусу, есть два основных типа недоразумений и три основных способа их возникновения.

Давайте разберем их. Сначала это может показаться механическим, но я считаю, что понимание разрушения непонимания — один из лучших инструментов, которые у нас есть, чтобы исправить это.

Поехали!

Два основных типа непонимания

  1. Говорящий не осознает, что его неправильно понимают.

  2. Слушатель не подозревает, что не понимает, что было задумано.

Дорога идет в обе стороны, когда дело доходит до непонимания.

Вы когда-нибудь слышали, чтобы кто-то произносил следующие утверждения?:

  • «Извините, если вы неправильно поняли»

  • «Мне жаль, что вы обиделись на то, что я сказал»

  • «Я не несу ответственности за ваше отношение к тому, что я сказал или сделал»

дней, чтобы возложить бремя понимания на слушателя. Но является ли непонимание чем-то, что «принадлежит» только слушателю или аудитории? Или ответственность несут и говорящий, и слушающий?

В соответствии с приведенным выше определением ответ заключается в том, что обе стороны играют роль!

Какие причины непонимания?

И говорящий, и слушающий в разговоре несут ответственность за истинное понимание. Ниже приводится разбивка того, как каждая сторона может внести свой вклад в недопонимание.

Триггеры непонимания, исходящие от говорящего:

Такое часто случается, когда кто-то высказывается, расстроен или подавлен. Мысли исходят из их уст впервые, и часто говорящий выясняет, что они имеют в виду, когда говорят. Вполне вероятно, что возникнет непонимание, если между говорящим и слушающим еще нет прочной основы отношений, понимания и сопереживания.

Я попал в беду из-за того, что слишком рано доверился новому коллеге. Я делился личной историей о моей семье и динамике наших отношений. Дело было не в том, что ситуация была особенно примечательной или что моему коллеге нельзя было доверять информацию, которой я поделился, что произошло недоразумение.

Скорее, из-за того, что наши отношения были такими свежими, ее восприятие моих слов сильно отличалось от того, что я имел в виду. Ее реакция на мою историю и то, как она говорила о моей семье в будущем, ясно дали понять, что я не сообщил то, что собирался. Волновой эффект этого недоразумения длился месяцами!

Это может проявляться по-разному. Это может выглядеть как неловкость, резкость, отсутствие эмоций, противоречивый язык тела, чрезмерное или недостаточное использование слов, запутанное расположение слов или понятий, использование слов, не подходящих для аудитории (непонятные слова, аббревиатуры или жаргон), или пропуск важных слов. информация.

Прекрасный пример в профессиональной среде: кто-то, кто отлично разбирается в чем-то (например, в математике), но «паршивый учитель». Ошибка не в их способности понять тему, им просто сложно четко общаться со своей аудиторией.

  • Говорящий может организовать и выразить свои мысли, но по какой-то причине предпочитает сдерживаться. Это может произойти из-за того, что человек пытается быть вежливым, боится показаться невежественным, «задавая глупые вопросы», или даже из-за намеренного сокрытия информации от кого-то, кто может использовать ее против него позже.

Иногда это мотивируется культурными нормами. В других случаях это может быть симптомом гордыни или манипуляции. Подумайте: газлайтинг.

Эти источники непонимания со стороны говорящего очень полезны, если вы часто чувствуете, что ваши слова неправильно истолковывают. Вы можете использовать эти знания, чтобы избежать недоразумений или исправить их.

В примере, который я рассказал о своем коллеге, мне удалось исправить недоразумение в более позднем разговоре. Я сказал: «Помнишь, у нас был тот разговор о моей семье? Я думаю, что то, что я сообщил, отличалось от того, что я намеревался. Кажется, что понимание, с которым вы пришли, было _______ Но то, что я хотел сообщить, было ______».

Далее поговорим о том, какое непонимание вызывает у слушателя!

Триггеры непонимания, исходящие от слушателя

  • Слушатель когнитивно неспособен обработать информацию, переданную говорящим, по целому ряду причин: трудности с пониманием иностранного акцента или даже плохая связь, если разговор происходит по телефону или в Интернете.

Например, это жалоба многих людей при обращении в компанию за технической поддержкой.

Это также может происходить в повседневных разговорах, когда действуют следующие факторы:

  • Ложные убеждения (Иметь неверные факты/информацию, но верить в их истинность)

  • Незнание или пробелы в объективных знаниях . (Не недостаток интеллекта)

  • Предвзятость. (Например, коннотация слова, такого как «феминистка» или «иммигрантка»)

  • Отсутствие опыта или узкое мировоззрение. (Неспособность или нежелание рассматривать другие точки зрения)

Эти триггеры определенно полезно осознавать, когда вы слушаете и говорите.

Как проявлять инициативу, чтобы избежать недопонимания

Для говорящего:

  1. Знайте свои намерения, прежде чем говорить , написав или опубликовав свое сообщение «там». Вы как-то двусмысленно? Достаточно ли хорошо вы знаете свою тему или свое намерение, чтобы сообщить об этом, и результаты, которых вы хотите достичь, передавая свое сообщение?

  2. Вы пытаетесь учить, обучать, продавать товары или услуги, устанавливать отношения, помогать кому-то от всего сердца или заручиться поддержкой ? Хорошо иметь ясное представление не только о предмете, но и о ваших мотивах и намерениях.

  3. Задавайте вопросы, чтобы уточнить собственное сообщение . Что вам нужно знать сначала , прежде чем высказать свое сообщение? У вас достаточно данных? Нужно ли прикреплять к сообщению какое-либо «отказ от ответственности»? Вы проверили свои мотивы?

Для слушателя:

  1. Практикуйте активное слушание. Ваш язык тела может либо создать среду, в которой люди чувствуют себя в безопасности, чтобы выразить себя, либо почувствовать, что им нужно быть осторожными рядом с вами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *