Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Барьеры общения это в психологии: Барьеры общения в психологии

Содержание

Как преодолеть психологический барьер в общении?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР — это внутреннее препятствие психологической природы человека, мешающее ему успешно выполнять определённые действия. Психологические барьеры общения часто возникают в деловых и межличностных отношениях людей. Такие психологические барьеры препятствуют установлению между людьми открытых и доверительных отношений.

Подробнее про доверие в отношениях

Психологические барьеры общения выступают причиной возникновения различных конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, а нередко и противоположные желания, взгляды, стремления, установки, характеры, манера общения или самочувствие.

 

Почему возникают психологические барьеры в общении?

Психологические барьеры в общении возникают в следствие индивидуально — психологических особенностей людей, которые вступают в процессе общения, такие как скрытность, скромность, стеснительность, различия в типах темперамента, а также в результате особенностей отношений между собеседниками, например, недоверие к человеку, антипатия и другие причины.

Конкретными психологическими причинами возникновения психологических барьеров  в общении могут быть:

— нереальные цели;

— неадекватная оценка собеседника, его способностей и интересов;

— неверное представление о своих собственных возможностях;

— непонимание характера оценки и отношения партнера;

— использование неправильных способов общения с конкретным партнером.

Личностные психологические барьеры в общении

Определяющим для возникновения психологических барьеров и непродуктивного общения становятся личностные аспекты. В связи с тем, что каждый человек воспринимает события и явления окружающего мира достаточно субъективно и оценивает их с точки зрения своего индивидуального опыта, ему иногда бывает сложно понять собеседника, у которого может быть абсолютно противоположная точка зрения на фоне индивидуальных особенностей восприятия.

Какие бывают психологические барьеры в процессе общения?

Эстетические барьеры – возникают в ситуации, когда человеку не нравится внешний вид собеседника.

Интеллектуальные барьеры в общении – заключаются в отличиях особенностей мышления (например, общение оптимиста и пессимиста), скорости выполнения и решения мысленных операций, а также в различиях уровня интеллектуального развития между людьми.

 

Мотивационные психологические барьеры в общении – проявляются, когда у собеседников разные цели. Такого рода психологические барьеры общения приводят к взаимному непониманию, искаженному восприятию информации.

Моральные или этические барьеры в общении – это несовместимость нравственных ценностей и принципов. В чём заключается порядочность?

Психологические барьеры установки возникают тогда, когда у человека есть определённая негативная установка по отношению к своему партнеру по общению, в результате предыдущего опыта общения или на основе оценки других людей.

Барьеры отрицательных эмоций или плохого самочувствия. Такого рода барьеры относятся к ситуативным психологическим барьерам.

Как преодолеть психологический барьер в общении?

Для начала необходимо понять с каким психологическим барьером в процессе общения вы столкнулись, определиться со своими установками и убедиться, что они не влияют на сам процесс общения. Также преодолеть возникающие психологические барьеры в любом общении помогают позитивные навыки общения, которые развиваются у человека в течение всей жизни и благодаря позитивному коммуникативному опыту. Навыки позитивного общения

Чтобы преодолеть психологический барьер в общении необходимо использовать разнообразные средства психологической саморегуляции — это воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов. Например, элементарные способы успокоить себя в ситуации возникновения конфликта или недоразумения. 

Простой способ сохранить нервы

Знание основ психологии общения и развитие навыков коммуникации. Понимание себя и другого человека также помогают преодолеть психологические барьеры в отношениях.

 

Что ещё поможет преодолеть психологический барьер в общении?

Интонирование речи, возможности невербальных проявлений. Спокойный голос, интонационное выделение наиболее важных мыслей, структурных элементов и этапов беседы. Доброжелательное и внимательное выражение лица, периодический и как можно более продолжительный контакт глаз, сдержанные не интенсивные жесты, открытая поза — все эти способы вербальной и невербальной коммуникации способствуют тому, чтобы преодолеть психологические барьеры в общении.

Возникающие психологические барьеры в интимных отношениях помогает преодолеть не только доверие к партнёру, но и чувство юмора. 

Другие способы невербального общения

В преодолении психологических барьеров в системе «начальник — подчинённый» способствует создание оптимального социально-психологического климата в коллективе.

Также руководитель должен понимать, что чем лучше у него сложатся отношения с подчинёнными, тем эффективнее будет производство, а основной характеристикой отношений между руководителем и подчинённым является их непосредственное деловое общение. Поэтому этика делового общения в управлении является основополагающей для преодоления психологических барьеров общения.

Психологические барьеры в системе «начальник- подчинённый»

Как преодолеть такие психологические барьеры?
Несомненный интерес представляют девять способов преодоления психологических барьеров в процессе делового общения, сформулированные Д. Карнеги в 1990

 

Если вам необходимо упрекнуть человека, то начинайте с похвалы и искреннего одобрения. «Всегда легче выслушать неприятные вещи после того, как вы выслушали похвалу в адрес ваших положительных сторон». Например: «Вы же умный, исполнительный работник, как же вы до сих пор не выполнили это задание?».

Обращая внимание подчинённого на его ошибки, не делайте это «в лоб». Замечание можно сделать косвенно. Пример такого замечания приводит Карнеги: «Директор одного универмага заметил одиноко стоящего у прилавка покупателя, а в это время продавцы беззаботно разговаривали и шутили в стороне. Он, не сказав ни слова, спокойно зашел за прилавок и сам обслужил покупателя на глазах смутившихся продавцов»   Как стать лидером в коллективе?

Перед тем как критиковать человека, упомяните вначале о своих ошибках в аналогичных ситуациях.

Тот, на кого направлена критика, гораздо быстрее признает свои ошибки, если знает, что и критикующий не идеален.  Овладение искусством критики

Отдавая приказание, делайте это в форме вопроса. Такое отношение к подчинённым поможет преодолеть любые психологические барьеры в системе «начальник — подчинённый»

Уважайте гордость собеседника и не критикуйте в присутствии других людей.

Хвалите человека за каждое его, пусть даже самое незначительное, достижение. При этом будьте искренни в выражении своего одобрения. Заслуженная похвала побуждает человека реализовывать скрытые в нем возможности.

Создайте человеку доброе имя, чтобы он мог жить в соответствии с ним. Человек будет стремиться доказать окружающим справедливость вашей высокой оценки его качеств, и постепенно новая для него социальная роль станет привычной.

«Если хотите развить у человека определенные черты, ведите себя так, как будто эти черты уже присущи ему… Подарите человеку хорошую репутацию» ©Дейл Карнеги

Покажите человеку, что его ошибки и промахи легко устраняются, а дело, которым вы хотите его увлечь, нетрудно выполнить.

Основные причины конфликтов в организации

«Одобрите человека… дайте ему понять, что у него даже есть интуиция, которую необходимо только развить, — и он будет работать до рассвета, чтобы добиться той цели, веру в которую вы в нем разбудили»
«Старайтесь, чтобы людям было приятно делать то, что вы предлагаете. Любой человек охотнее выполняет те просьбы, поручения, которые приятны, интересны и полезны ему самому» ©Дейл Карнеги

Таким образом, чтобы преодолеть психологические барьеры общения не только в системе «начальник — подчинённый» надо научиться прощать и правильно вести в конфликтной ситуации, Следуя такому поведению и преодолению психологических барьеров общения можно добиться наилучших последствий как для себя, так и для оппонента.

Как преодолевать психологические барьеры в межличностном общении

Автор admin На чтение 10 мин Опубликовано

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога! Как вы уже знаете из статьи о коммуникационных навыках, человек – существо социальное, и общение играет существенную роль в его развитии, успехах, достижениях и вообще, жизни. Но иногда что-то происходит, и становится сложно налаживать контакт с окружающими, достигать взаимопонимания и вообще строить отношения. Готовность есть, а возможности нет. И сегодня предлагаю вам рассмотреть варианты этих сложностей, так называемые барьеры в общении поподробнее, а также пути их преодоления.

Содержание

  1. Какие бывают виды барьеров
  2. 1.Коммуникативные
  3. Логический барьер
  4. Семантический
  5. Фонетический
  6. Эмоциональный
  7. 2.Перцептивные
  8. 3.Психологические
  9. Модальность
  10. Боязнь контакта
  11. Ожидание непонимания
  12. Неготовность слушать и слышать
  13. Проэкция или перенос
  14. Возрастной
  15. Эффект первичности
  16. Стремление сделать преждевременное заключение о личности другого
  17. Каким образом определить?
  18. Как преодолеть?
  19. Заключение

Какие бывают виды барьеров

Сам по себе барьер в общении часто называют «невидимой стеной», которая возникает между партнёрами и мешает им понимать друг друга, «видеть» другого таким, какой он есть, а порой и себя. Барьеры бывают коммуникативные, то есть, связанные с обменом информацией, перцептивные, отвечающие за восприятие и понимание, и личностные.

1.Коммуникативные

Любой разговор имеет такие составляющие: тот, кто передаёт информацию, кто получает и непосредственно, сам канал связи, с помощью которого этот процесс становится возможным. Знаете игру «испорченный телефон»? В этой игре участники по очереди пересказывают друг другу какую-то, к примеру, историю. В процессе передачи информации эта история может исказиться до неузнаваемости, когда теряется весь смысл сказанного первым участником. Обычно последний в цепи игрок выдаёт совсем нелогичный и запутанный вариант.

Поиграться весело, но если вдуматься, сколько ценного мы теряем? Когда самое главное искажается, то становится грустно и даже страшно. Итак, сложности, которые возникают во время коммуникации:

Логический барьер

Это неумение формулировать свои мысли, выражать их более ясно и понятно. Порой, человек просто не способен подобрать слов, путает понятия. В его речи просто отсутствует причинно-логическая связь, когда собеседнику становится совсем непонятно, что и для чего он говорит. Монолог может быть длинным и сложным, к которому теряется интерес. В таком случае энергия идёт на спад и в дальнейшем приводит к тому, что он не предпринимает попытки внимательно слушать и переосмысливать сказанное.

Семантический

Когда каждый вкладывает свой смысл в понятия, порой совсем противоположный мнению партнёра. Так случается в силу жизненного опыта, внутренних качеств, уровня развития и образа жизни каждого человека. И если изначально не прояснять, что именно значит такое то понятие для другого, то вполне могут возникнуть сложности в процессе взаимодействия.

К примеру, самое банальное, что такое любовь? Для одной женщины её проявлением станет постоянные признания, нежности и романтические подарки, в то время как для другой женщины это, как ни странно, ревность с проявлением насилия. И тогда, общаясь на тему любви, возникнут неточности в диалоге, вплоть до конфликта, если обе стороны не попробуют прояснить различия во внутренней картине мира и смысл, вкладываемый в обычные и вроде всем ясные понятия. Особенно сложно из-за микрокультур, которые используют в речи жаргоны и сленг, ясные только для их носителей.

Фонетический

Возникает из-за нарушений в технике речи, когда она слишком быстрая, скороговоркой, либо с особенностями, вследствие чего становится сложным её распознавание. Иногда мешает большое количество звуков-паразитов.

Эмоциональный

Когда, получив какую-либо информацию, человек больше придаёт значение своим чувствам. Из-за этого упускает реальные факты и вообще смысл сказанного, из-за чего процесс взаимодействия усложняется.

2.Перцептивные

Они связаны с восприятием друг друга и формированием оценки к другому или ситуации, вследствие чего и устанавливается взаимопонимание.

  • Эстетический – если не нравится, как выглядит собеседник, просто его внешность или неряшливость, то это будет очень сильно влиять на наше понимание его и того, что он говорит.
  • Существует эффект оценки, когда на наше мнение о собеседнике влияет ранее полученная негативная информация, которая перечёркивает сложившееся мнение о нём, даже если она неправдива. Очень сложно потом разглядеть истину, и реальный характер человека. Всё сказанное им порой обесценивается и считается ложью.
  • Отрицательные эмоции. Случалось ведь, что «плохое настроение» мы считывали как отношение к нам, хотя на самом деле причины могли быть совсем не связанны с нашей личностью и поведением? К примеру, нового начальника коллектив воспринял как агрессивного или «сухого». Хотя на самом деле у него возникли сложности в семье, из-за чего в первые рабочие дни он был в подавленном состоянии. Или подруга резко стала не такой близкой и внимательной к вам, по причине возникновения внутреннего кризиса. Но вы расценили как непонимание и нежелание продолжать отношения. Потому что отрицательные эмоции многие воспринимают на свой счёт. Даже грубость незнакомого продавца порой глубоко ранит, если соотнести непосредственно как восприятие вашей личности, игнорируя тот факт, что вас он не знает, и просто не в духе из-за предыдущего клиента, который нахамил.
  • Социальный. Существенным препятствием для верного восприятия также является социальный статус собеседников. Когда кто-то предвзято относится к мнению низшего по званию, или наоборот, не поддаёт оценке и сомнению слова руководителя, считая по определению его мнение более верным из-за страха ослушаться, низкой самооценки и прочее.

3.Психологические

Это особенности личности, которые влияют на процесс коммуникации. Чаще всего они незаметны, но негативно воспринимаются окружающими. А если человек замечает своё отличие и сложности в поддержании разговора, то это часто приводит к развитию комплексов.

Модальность

Мы получаем информацию извне с помощью пяти органов чувств, и у каждого человека преобладает один вид. Существуют аудиалы, они лучше воспринимают на слух, кинестеты – с помощью ощущений, а визуалам проще запомнить увиденное. Поэтому при разговоре представителей разных модальностей могут возникнуть сложности.

Боязнь контакта

Сама мысль о том, что придётся завязать разговор с незнакомым человеком, вызывает много тревоги, которая впоследствии помешает формулировать свои мысли, а впоследствии только усилит комплексы.

Ожидание непонимания

Человек, исходя из предыдущего травматичного опыта, начинает предвосхищать события, то есть становится заранее убеждённым, что его не поймут. Такое прогнозирование впоследствии мешает адекватно оценить обстановку. Это потому что зацикленность на своём убеждении не даёт увидеть реальную обстановку.

Обращали внимание, как порой люди активно спорят и настолько увлечены своей идеей, что не замечают, что говорят об одном и том же?

Неготовность слушать и слышать

То есть, когда человек полагается только на свои суждения, отстаивает их и не может приспосабливаться к переменам. Это очень серьёзное препятствие на пути межличностного общения. Потому что неспособность прислушиваться к другим людям, нежелание узнавать и познавать их со временем приведёт к ухудшению даже самых близких отношений, и нежеланию контактировать.

Проэкция или перенос

Это виды барьеров и психологической защиты. Когда человек приписывает другому качества или эмоции, которые испытывает и имеет сам. Порой происходит наоборот, что-то в себе он не принимает, к примеру, агрессивность, и тогда часто замечает её в других, но отрицает наличие у себя. А вот добрый и отзывчивый человек не способен замечать реалии мира, что окружающие могут предать, обмануть и быть жестокими к нему, живя, как говорится, в «розовых очках».

Иногда кто-то может напомнить внешне или типом поведения какого-то знакомого или родственника. Тогда на него будут переноситься чувства, совсем не связанные с ним настоящим. К примеру, начальник внешне напоминает сотруднице деспотичного отца, хотя на самом деле очень лояльный и поддерживающий. Но она каждый раз будет испытывать страх в его присутствии и ожидать, что сейчас он будет ругаться и критиковать её работу.

Возрастной

Встречается очень часто в обыденной жизни между людьми разных поколений. Я писал в статье о теории поколений. Он является причиной непонимания и конфликтов в системе детско-родительских отношений, предвзятого восприятия молодых сотрудников, которые могут быть более развитыми, но обесцениваются из-за недостаточности опыта.

Эффект первичности

Вы ведь слышали о том, что первое мнение самое верное? И порой из-за этого убеждения человек будет готов опровергать происходящее далее, придерживаясь суждений о первом впечатлении. Это очень мешает налаживать контакт, ведь собеседнику постоянно придётся наталкиваться на уже созданный образ, где не будет места ему настоящему и на его преодоление придётся затратить максимум усилий.

Стремление сделать преждевременное заключение о личности другого

Происходит по разным причинам, чаще всего из-за страха разочароваться или «порадовать свою нарциссическую часть». То есть когда человек считает, что много чего знает и хорошо разбирается в людях. Например, женщина, которая очень хочет семью и встречает понравившегося мужчину, то при первой же встрече понимает, что именно с ним согласна прожить жизнь. Всего лишь потому, что по каким-то параметрам он ей напомнил человека, который способен любить и заботиться о семье.

Не зная о нём толком ничего, и потом впоследствии будет испытывать разочарование, или всё-таки игнорировать ситуации, в которых он не соответствует преждевременно созданному образу.

Каким образом определить?

Во время вербального общения, помимо внутреннего ощущения, что происходит что-то не то, и вы или вас не понимают, существуют ещё невербальные признаки, по которым также можно заметить наличие сложностей. Чтобы лучше в них разбираться, рекомендую прочитать эту статью.

  • Мимика. Если лицо партнёра напряжено или он выражает противоречивые эмоции. То есть, улыбка напоминает оскал, ведь при искренности в уголках глаз появляются маленькие морщинки, так называемые «гусиные лапки».
  • Поза. Закрытая поза, когда скрещённые ноги или руки, человек вовсе отворачивается от вас или демонстрирует чрезмерную расслабленность – маячки того, что следует задуматься о том, что происходит.
  • Жесты. Когда резкие, слишком быстрые движения, или руки сжаты в кулаки, спрятаны под столом – задумайтесь, вдруг стоит взять перерыв или сменить тактику.
  • Взгляд. Он может быть пустым, то есть отсутствующим, на вас смотрят как-бы сквозь. Слишком длительным, или наоборот, «бегающим».

Как преодолеть?

Основные способы, с помощью которых возможно наладить коммуникацию, я подробно описал в статье о развитии коммуникативных навыков. Здесь немного дополню непосредственно о том, как преодолеть возникшие препятствия.

  1. Не бойтесь быть почемучкой. Если что-то не совсем понятно или для вас нелогично, задавайте вопрос. Помните, понятия самых простых вещей у всех разные? Также отслеживайте, насколько вы просты для понимания. Если вы формулируете слишком сложные предложения, просто задумайтесь, зачем вам нужно быть запутанным и сложным для восприятия окружающих? Что вам это даёт? Уточняйте, поняли ли вас в данный момент? При вопросах добавляйте, что хотите его верно услышать, поэтому переспрашиваете.
  2. При разной семантике и сленге, используйте такие же слова и выражения, этот приём поможет наладить контакт и расположить к себе.
  3. Если вы заметили препятствия со стороны собеседника, используйте технику активного слушания, о ней я писал в этой статье.
  4. Тренируйте свою эмпатию и учитесь принимать инаковость. Многим важно просто почувствовать поддержку и принятие, а не совет или рекомендации к действиям. Умение сопереживать и ставить себя на место другого значительно упрощает процесс взаимодействия. Уважайте мнение другого человека, оно имеет право быть, ведь в одной и той же ситуации истина у каждого своя.
  5. Не ожидайте от партнёров многого, и также позволяйте себе быть собой. Ведь страх несоответствия ожиданиям провоцирует злость и тревогу, впоследствии вызывает разочарование, а эти все чувства совсем не способствуют живым и близким отношениям.
  6. Получая информацию, следует иногда делать разграничения, то есть отделять эмоции от фактов, оставляя эмоции и оценку в стороне, тогда возможно добиться объективности и верной интерпретации сказанного.
  7. По поводу модальности, обращайтесь к партнёру в зависимости от его типа, к примеру: «послушай», «посмотри», «ощущаешь?». Понять его принадлежность несложно, просто внимательно слушайте, какие слова он чаще всего использует в речи и на что больше обращает внимание.

Заключение

На этом всё, уважаемые читатели! Как видите, пути преодоления препятствий порой сложны, но уж точно стоят того, чтобы вложить в них энергию и силы, ведь комфортный, приятный разговор, понимание, и отношения без конфликтов – залог успешности и качественной жизни.

Подписывайтесь на мой блог, чтобы не упустить новые статьи о саморазвитии. Успехов вам и вдохновения!

Психологические барьеры в общении — Businesstopia

Цитируйте эту статью как: businesstopia, «Психологические барьеры в общении», в Businesstopia , 6 января 2018 г., https://www.businesstopia.net/communication/psychological-barriers.

Барьер — это любое препятствие, которое мешает нам достичь нашей цели. Любое препятствие для общения не позволяет намеченному смыслу нашего сообщения достичь нашей аудитории.

Некоторые из этих барьеров очевидны, напр. физические недостатки, такие как глухота, в то время как некоторые из них более тонкие и их трудно определить.

Психологические барьеры относятся ко второй группе, и может показаться, что их невозможно преодолеть, если мы не поймем их глубинные причины.

Определение психологических барьеров

Психологический барьер общения – это влияние психологического состояния коммуникантов (отправителя и получателя), которое создает препятствие для эффективного общения.

На общение сильно влияет психическое состояние, в котором находятся коммуникаторы, и оно нарушается психическим расстройством. Если люди, участвующие в общении, эмоционально нездоровы, они не смогут нормально общаться.

Разум каждого человека уникален, и общение не работает так, как в машинах или числах. Люди, участвующие в коммуникации, имеют такое же значение, как и само сообщение. Если ваш начальник вам не доверяет, он/она будет посылать только выборочную информацию, что делает общение неэффективным.


Причины психологических барьеров

Недостаток внимания

Когда ум человека отвлекается или занят другими вещами, человек не в состоянии сформировать правильное сообщение, слушать то, что ему говорят другие, интерпретировать сообщение по мере необходимости и дайте надлежащую обратную связь. Общение столкнется с проблемами и станет неэффективным.

Человек, переживший трагедию, например, не хочет слушать советы других людей. Человек может быть озабочен проблемами своей профессиональной или личной жизни, что затрагивает и тех, и других.


Плохое запоминание

Запоминание информации — это способность памяти мозга хранить информацию и то, как мозг хранит информацию в памяти. Мозг хранит не всю информацию, с которой он сталкивается, а только ту, которую он считает полезной для будущего. Таким образом, половина информации теряется в процессе хранения.

Точно так же мозг теряет информацию, которая со временем устаревает и не считается полезной. Извлечение информации также является процессом формирования сообщения. Здесь мозг пытается вспомнить нужную информацию, фрагменты которой уже утеряны.

Например, вам сообщили о том, что друг пришел встретиться с вами за месяц до этого, и вам дали имя этого человека, адрес, номер телефона и т. д. Теперь вам нужно передать информацию кому-то еще. В то время вы помните только имя и адрес и забываете номер телефона. Истина может измениться или исказиться из-за плохой памяти, которая действует как барьер для общения.


Недоверие и защита

Коммуникация успешна, когда коммуникаторы доверяют друг другу.

Недостаток доверия заставляет их воспринимать сообщение негативно и игнорировать его. Когда человек пытается навязать свои собственные идеи и мнения, получатель не слушает. Если получатель не согласен с предоставленным сообщением или считает его угрозой, он не станет его слушать.

Аналогичным образом, если сообщение не передается получателю, связь невозможна. Я, например, другу не доверяю, сообщу только подробности того, что происходит в моей личной жизни, которые считаю безобидными.


Восприятие, точка зрения, отношения и мнения

Восприятие — это образ мышления, с помощью которого люди судят, понимают и интерпретируют все. У каждого человека свое восприятие действительности, которое формируется на основе психических и сенсорных переживаний.

Точно так же и точка зрения — это способ смотреть на мир. Отправитель может иметь определенную точку зрения, не разделяемую получателем. Отправитель не объясняет точку зрения, а принимает ее как должное. Сообщение не понимается получателем так, как должно было быть понято, что создает барьер для эффективного общения.

Отношение – это установившийся способ мышления и чувствования вещей и идей, который также создает психологический барьер для общения.

Например, человек считает женщин слабыми, что является его восприятием. Он/она рассказывает это тому, кто так не думает. Это вызывает недопонимание между ними. Все, что они общаются после этого, становится неудачным, что мнение человека уже задано.

Цитируйте эту статью как: businesstopia, «Психологические барьеры в общении», в Businesstopia , 6 января 2018 г., https://www.businesstopia. net/communication/psychological-barriers.


Эмоции

Любой, кто не в хорошем настроении, скорее всего, будет меньше говорить или говорить негативно. Занятый ум не годится для общения. Например, когда человек злится, он может сказать то, о чем позже пожалеет. Даже слушая чью-то речь, разгневанный человек может легко неправильно истолковать сообщение.

Различные другие эмоции, такие как страх, нервозность, растерянность, недоверие и ревность, влияют на процесс общения. Например, человек в крайнем настроении от счастья будет смеяться над всем, что ему скажут. Тот же человек, когда ему грустно, будет плакать или злиться из-за незначительных ситуаций.


Замкнутый разум и фильтрация

Человек эгоистичен по своей природе и ставит свои нужды и проблемы превыше всего. Иногда это заставляет людей фильтровать информацию, которую кто-то пытается им донести. Это может быть связано с недоверием, конкуренцией, ревностью или мнением о том, что сообщение не имеет значения.

Например, старший в компании не хочет, чтобы младший работал лучше, человек фильтрует информацию и не предоставляет важную информацию, которая могла бы помочь младшему. Таким образом, младший не сможет выполнить работу должным образом и продвинуться в звании. Точно так же, когда человек недалекий, у него будут фиксированные мнения по многим вещам, в которые он твердо верит. Любую информацию человек воспримет негативно.

Например, сексист не принимает предложений коллеги-женщины на собрании, которые влияют на ход общения на собрании. С такими недалекими людьми сложно спорить и давать нужную информацию.


Преждевременная оценка

Некоторые люди всегда спешат по привычке. Такие люди, скорее всего, делают быстрые суждения и делают поспешные выводы. Они не учитывают все аспекты информации, такие как социальные, культурные, экономические и т. д., и часто принимают поспешные и неверные решения.

Важно услышать все сообщение целиком, чтобы сделать правильное суждение, потому что его нелегко изменить после того, как оно однажды было сделано.

Например, человек спешит и разговаривает по телефону, человек не слушает половину сообщения и принимает решение, которое является неверным в данной ситуации.

Психологические барьеры больше влияют на общение, так как информация формируется в мозгу и передается людьми с различным психологическим состоянием, которое отличается от момента к моменту. Информация настолько эффективна, насколько ее делают вовлеченные люди.

Точно так же психологическое состояние получателя имеет не меньшее значение, чем состояние отправителя. Коммуникация неэффективна, если барьером для общения выступает психологический аспект общения.

[ Связанное Чтение: Навыки эффективного общения]

Психологический барьер в общении: определение и причины

Суджан

Page Contents

Что такое психологический барьер в общении?

Психологический барьер в общении относится к любым барьерам, которые возникают из-за психологических состояний отправителя и получателя, т. е. общающихся сторон.

Физическое и психическое состояние людей оказывает существенное влияние на эффективность общения. Например, если вы не спали прошлой ночью и вам предстоит презентация, вам будет трудно понять ее, потому что вы устали.

Отношения, эмоции, сознание, мнения, восприятие и т. д. — все это влияет на поведение человека и способ его общения. Психически или эмоционально нездоровый человек не может эффективно общаться, состояние общения человека во многом зависит от его психического состояния.

В организационных условиях психологические барьеры возникают, когда менеджеры и сотрудники, а также между сотрудниками конфликтуют какие-либо психологические элементы. Такие барьеры также снижают заинтересованность и мотивацию сотрудников, что приводит к снижению производительности.

Причины психологических барьеров в общении

Ниже перечислены причины психологических барьеров в общении, которые распространены на рабочем месте.

Отсутствие интереса

Интерес людей во многом определяет, что они могут делать, а что нет. Из-за отсутствия интереса к общению многие люди не уделяют должного внимания общению, в результате чего общение становится неэффективным.

Разница в восприятии

Разница в восприятии между двумя людьми также является основной причиной психологического барьера. Восприятие — это то, как кто-то интерпретирует и понимает вещи. У двух людей может не совпадать восприятие. Таким образом, когда восприятие двух общающихся сторон конфликтует, это становится препятствием для эффективного общения.

Влияние эмоциональных факторов

Эмоциональные факторы, такие как гнев, ненависть, страх, ревность, любовь и т. д., также влияют на общение. Из-за этих эмоциональных факторов интересы, инициатива и приоритеты людей могут измениться.

Сопротивление общению

Нежелание людей общаться также является серьезным препятствием для общения. Когда менеджер не хочет предоставлять надлежащую информацию своим подчиненным, им приходится работать с меньшим количеством информации. Наряду с плохой коммуникацией это также снижает качество работы.

Отсутствие доверия

Доверие между отправителем и получателем необходимо для эффективного общения. Когда они не доверяют друг другу, они оба — получатель не хочет слышать сообщение отправителя, и отправитель тоже не хочет с ним общаться. Несмотря на то, что они общаются, они не работают над общими вопросами.

Комплекс превосходства

Комплекс превосходства распространен в организациях. Руководители считают разговоры и общение со своими подчиненными ниже своего достоинства и избегают этого. Это приводит к плохим отношениям между ними, и, следовательно, общение ухудшается.

Преждевременная оценка

Многие люди склонны быстро делать выводы и принимать поспешные решения без полного взвешивания фактов. Люди, которые нетерпеливы и используют выборочное слушание, часто делают это. Моральный дух отправителя страдает в результате такой поспешной интерпретации информации, которая служит барьером для эффективного общения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *