Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Барьеры общения это в психологии: Психологический барьер в общении, в отношениях, как преодолеть

Содержание

Психологический барьер в общении, в отношениях, как преодолеть

Психологический барьер – это особое состояние психики, при котором индивид не может реализовать определенные действия. Такие состояния происходят из-за неадекватно острых отрицательных психологических переживаний относительно актуальных проблем или конкретных ситуаций. Субъективно, психологические барьеры переживаются человеком, как непреодолимые трудности в установлении взаимоотношений и коммуникативных связей и сопровождаются самонеудовлетворенностью, самонеприятием, заниженной самооценкой, низким уровнем притязаний.

Наличие подобных характеристик приводит к внутриличностным психологическим конфликтам, страху, чувству вины, тревоге, различным комплексам, в частности комплекса неполноценности.

Виды психологических барьеров: барьеры общения, индивидуальные психологические и социально психологические барьеры личности.

В общении выделяют психологические барьеры коммуникации и смысловые барьеры личности. Психологические барьеры коммуникации непосредственно связаны с трудностями, возникающими у человека при организации его коммуникативного взаимодействия.

Смысловой психологический барьер происходит из-за взаимонепонимания людей, которые наполняют одно событие различным смыслом. В каждой сфере взаимодействия людей существует возможность возникновения психологических смысловых барьеров. Можно выделить те взаимоотношения, в которых они чаще всего возникают – это смысловой психологический барьер в отношениях детей и родителей, жены и мужа, руководителя и подчиненного.

Индивидуальные психологические барьеры человека проявляются в его неуверенности в себе, чрезмерной застенчивости, зажатости, страхах, тревожности.

Преодоление психологических барьеров происходит с помощью психолога, прохождения специальных тренингов или саморазвития.

Социально психологические барьеры личности являются особенным состоянием, которое зависит от психологических особенностей самой личности, но в большей мере от конкретной ситуации ее жизни. Так, плохое настроение человека, вызвано негативным стечением обстоятельств, может стать психологическим барьером, которое деформирует внимание человека и его понимание в определенной ситуации общения с партнером.

Психологические барьеры общения

Психологический барьер – это состояние пассивности субъекта, которое препятствует выполнению им необходимых действий. Такое состояние усиливает отрицательные переживания и установки (чувство вины, страха, переживание тревоги, низкая самооценка, чувство стыда).

Барьер общения обозначается, как столкновение противоположных ориентированных тенденций в сознании одного индивида, в межличностных взаимоотношениях индивидов или целых групп, связанные с негативными эмоциональными переживаниями.

Психологический барьер в отношениях обуславливает неэффективное взаимодействие людей и сопутствующее ему конфликты. Психологические факторы возникновения подобных конфликтов кроются в индивидуальных характеристиках человека, таких, как темперамент, манера общения, различие эмоциональных состояний собеседников.

Барьер темперамента появляется при встрече двух личностей с совершенно противоположными типами нервной системы, разными способами реагирования на окружающую среду. Коммуникация людей с разными темпераментами может сформировать психологический барьер в отношениях или привести к конфликту.

Еще одна причина формирования психологических барьеров в отношениях – акцентуации личности. Акцентуации содержат в себе позитивные и отрицательные качества и определяют стиль поведения человека. Поскольку акцентуации – это крайние выражения черт характера человека, то каждый тип способен порождать конфликты.

Способ поведения и манера общения, сформированные на основе темперамента, характера и акцентуации могут создавать психологические барьеры общения между людьми с различными манерами общения. Поэтому, каждый человек должен знать о различных типах субъектов общения, и уметь себя правильно с ними вести.

Субъект доминантного типа всегда обращается к человеку, не задумываясь о целесообразности общения. Для него главным является то, что он стал инициатором общения, оказывает влияние на других и подавляет активность партнеров коммуникативного процесса. Это наблюдается в повышении голоса, перебивании, многократном повторении одной информации. В общении с таким человеком необходимо спокойно придерживаться независимой точки зрения.

Недоминантный тип субъекта общения в противоположность доминантному типу боится брать на себя инициативу разговора или даже высказать свое мнение, поделиться знаниями. Недоминантный тип чересчур уступчив, он никогда не перебьет партнера и будет чувствовать себя виноватым, если это произойдет. В общении с таким типом нужно быть внимательным, стимулировать его к открытости, предоставлять ему возможность самовыражаться.

Мобильный тип субъекта общения живо вступает в контакт, легко переключает внимание, его речь тороплива, он лично задает темп общения, перебывает собеседника. В ходе разговора такой человек активно выражает свое мнение насчет того, что говорит собеседник, вставляет свои реплики и высказывания. Общаясь с мобильным типом нужно помнить, что с ним очень тяжело обсуждать длительное время серьезные темы с анализом сути затрагиваемых вопросов.

Ригидный тип субъекта общения характеризуется тем, что он не сразу включается в общение. Сначала он изучает партнера, пытается понять его намерения. Он всегда очень внимателен, подробно излагает мысли, его речь неспешна, он тщательно подбирает выражения. Он не терпит, когда его перебивают или спешат. Нетерпеливым личностям очень трудно общаться с ригидным типом. В общении с ним необходимо избегать торопливости и невнимательности. Желательно придерживаться норм этикета, если общение с этим человеком действительно имеет значение.

Экстравертированный тип субъекта расположен к взаимодействию. Независимо от настроения, он всегда направлен на общение. Экстравертированный тип очень любознательный, он всегда заинтересован своим собеседником, проявляет к нему внимание и симпатию, и в свою очередь, ждет ответного отношения. Общение с экстравертированным типом организовывается очень легко, поскольку он сам задает положительной настрой коммуникации.

Интровертированный тип субъекта отношений характеризуется отсутствием инициативности внешнего диалога, он сосредоточен на аутообщении. Такой человек застенчив, он не любит говорить в больших компаниях. С ним лучше разговаривать тет-а-тет, тогда появляется возможность его немного разговорить, но для интенсивного общения лучше постепенно вводить такого человека в разговор.

Ориентируясь в характеристиках различных типов субъектов отношения и зная подход к каждому из них, человек обеспечивает себе тыл от возникновения возможных психологических барьеров в отношениях.

Эмоциональное состояние личности также имеет большое влияние на эффективность процесса общения, поскольку эмоции являются регулятором психической деятельности человека и его поведения. Эмоции могут быть, как положительными, так и отрицательными. Могут возникать различные виды психологических барьеров, вызванные отрицательными эмоциями.

Барьер страдания – вызывается трагическими событиями, болью, заниженной самооценкой или неудовлетворенностью самим собой. Из-за переживания страданий у человека снижается уровень общительности.

Барьер гнева возникает из-за переживания человеком эмоций гнева. Такой человек способен вести себя неадекватно, говорить оскорбительные слова или проявлять агрессивные действия. Естественно, агрессивного человека боятся или стараются избегать общения с ним, поскольку не знают чего от него можно ожидать.

Барьер отвращения появляется в результате нарушения человеком базовых норм этичного поведения или от не восприятия человеком внешности собеседника. Отвращение и брезгливость могут спровоцировать: грязная одежда, обувь, небрежные действия и жестикуляция партнера, отталкивающие акты (пальцы во рту, носу, ушах, сморкание), нарушение личностного пространства, запах алкоголя, неприятные запахи от тела собеседника и тому подобное. Если у человека есть определенные физические дефекты, изменить или скрыть которые он не может, то люди со временем к нему привыкают, но принять нарушение правил гигиены тела, люди так быстро не могут, поэтому они часто даже не вступают в общение с таким человеком.

Барьер презрения возникает в том случае, если собеседник своим поведением вызывает отрицательные эмоции. Такое поведение – это аморальные поступки, предрассудки, трусость, предательство, скупость и другие.

Барьер страха появляется в результате общения с человеком, вселяющим чувство страха. Такого человека избегают, особенно стараются не очутиться с ним наедине или не попасться ему на глаза.

Барьер стыда или вины образуется в результате понимания неуместности происходящего и, как реакция на неумеренную похвалу, критику, лесть, как страх показаться неловким от осознания своей вины. В таких случаях у человека краснеет лицо, меняется голос, он уходит от взгляда и от общения собеседника.

Барьер плохого настроения возникает в результате отсутствия настроя одного из собеседников. Отрицательный настрой человека влияет на его собеседника и отбивает охоту общаться с ним.

Барьер речи образуется вследствие допущения человеком речевых ошибок в разговоре. Постоянное искажение слов, допущение речевых ошибок в построении сообщения, неправильный подбор слов, слабая аргументация сказанного – эти факторы способны заглушить смысл слов говорящего, потому что собеседник будет ориентироваться только на «помехи».

Социально психологические барьеры личности – это состояния человека, при которых блокируются духовно-психические ресурсы и реализация их в процессе жизнедеятельности. В качестве личностного свойства социально-психологический барьер является постоянным признаком, сформировавшимся в результате особенностей характера человека. Повышенная настороженность, подозрительность, недоверие к другим являются социально-психологическим барьером в процессе общения.

Социально психологические барьеры личности исполняют функцию защиты от разрушительного воздействия. Впервые понятие защитных механизмов было введено Зигмундом Фрейдом, позже он описал их, как средства ослабления внутреннего психологического конфликта, порожденного столкновением инстинктивных импульсов и требований социальной среды.

Еще до описания Зигмундом Фрейдом механизмов, его дочь, Анна Фрейд попыталась создать целостную теоретическую систему защитных механизмов. В ее толковании эти механизмы направлены на ослабление психологических конфликтов личности, повышение ее адаптации к окружающей среде и саморегуляции, обеспечение психологической защиты личности от влияния стресогенных факторов, способных расстроить внутреннюю уравновешенность. Они также являются психологическими барьерами в адекватном восприятии и понимании личностью сущности травмирующих факторов.

Вытесняя или подавляя сигналы об угрозе, поддерживая тем самым внутреннюю стабильность, эти механизмы являются психологическими барьерами, поскольку они мешают формированию у человека адекватной оценки этих угрожающих сигналов и сопутствующей ситуации, которая требует перестройки поведения и психического состояния личности. Эти барьеры также являются средством контроля степени соответствия или несоответствия намерений индивида относительно социальных норм.

Система защиты психики понимается, как механизм поддержания психологической цельности и стабильности модели мира, которым блокируется информация, не соответствующая представлениям личности о мире. Иногда этот механизм мешает формированию новых решений, если они будут противоречить существующим представлениям.

Социально-психологические барьеры больше нужны тому индивиду, у которого слабая нервная система, повышенная впечатлительность и чувствительность.

Психологический барьер защищает мир человека от перепадов его внутреннего состояния и внешних условий жизни, от разрушительных стрессовых ситуаций и воздействия опасных соблазнов.

Действие психологического барьера имеет две стороны. С одной он защищает мир человека от внутренних конфликтов и негативных внешних влияний, но с другой тормозит, сдерживает эмоциональную реактивность, умедляет скорость интеллектуальных процессов и общую подвижность личности, что в свою очередь приводит к ограничению взаимодействия с социальным окружением.

Как преодолеть психологический барьер

Ориентируясь в теоретической основе характеристики психологического барьера, человеку становится легче придумывать и разрабатывать различные варианты выхождения из ситуации, создаваемой барьером. Существует также общая стратегия преодоления психологических барьеров и вызванных ими конфликтов.

Преодоление психологических барьеров имеет схему, в которой есть несколько шагов. Первым делом необходимо оценить сложившуюся ситуацию, определить ее направленность и всевозможные последствия. Далее нужно выявить ориентиры причин возникновения, рассматривать и изучать предполагаемые пути выхода из ситуации относительно ее причин. И напоследок определить необходимые аффективные действия для решения выхода из проблемной ситуации, вызванной психологическим барьером.

Действия, направленные на устранение психологических барьеров, налаживают процесс общения и приводят к аффективной совместной деятельности. Большую роль в преодолении психологических барьеров имеет мотивационная направленность человека.

Преодоление психологических барьеров в отношениях, в первую очередь нуждается в оценке ситуации, выяснении причин возникновения психологического барьера, а потом в действиях согласно намеченной стратегии. При этом должен использоваться главный принцип: сотрудничества и взаимопонимания, учитывая индивидуально-психологические особенности собеседников. Поскольку психологические барьеры способны порождать эмоциональное состояние, при котором тяжело мыслить, делать выводы, творчески решать проблемы, необходимо разрешать возникающие конфликтные ситуации.

Преодоление психологических барьеров не будет эффективным, если не придерживаться следующих правил. Необходимо помнить, что во время конфликта человек руководствуется не разумом, а эмоциями, что часто приводить к аффекту, а в состоянии аффекта сознание отключается, и человек становится не способным отвечать за свои действия.

Чтобы не возникали психологические барьеры общения, нужно придерживаться многоальтернативного подхода, настаивать на своем предложении, но не отвергать идею партнера, представить ему выгодные позиции своей идеи и понять его предложение.

Чтобы предотвратить психологический коммуникативный барьер нужно осознать насколько значимым является разрешение конфликта, и подумать, что может быть в случае, если решение так и не найдется. Таким образом, основной аспект перенесется с отношений между партнерами на возникший между ними проблемный вопрос.

Если собеседник раздражен или агрессивный, нужно снизить внутреннее напряжение. Если теряется контроль над ситуацией, нужно сделать то, что возможно в любой ситуации и не требует лишних затрат – замолчать. В скором времени партнер перестроится, успокоится, и можно будет далее вести спокойный разговор.

В процессе общения нужно ориентироваться на положительные черты человека, на лучшее, что в нем есть. Если человек видит к себе внимательное отношение с признаками симпатии, тогда ему в ответ хочется также быть вежливым, и он настраивается на позитивную волну. Создавая благоприятную положительную атмосферу, личность тем самым минимизирует возможность возникновения психологического коммуникативного барьера.

Чтобы понимать намерения человека, необходимо пробовать ставить себя на его место. Не нужно обвинять другого субъекта в сложившейся проблемной ситуации, которая касается обеих личностей, необходимо признавать свою долю ответственности. Нежелательно преувеличивать свои заслуги или демонстрировать превосходство над собеседником, это лишь настроит его более агрессивно, тогда о результативной беседе можно забыть.

Если психологический барьер в общении невозможно преодолеть, тогда нужно, хотя бы постараться сберечь сносные отношения с собеседником.

В преодолении социально-личностных психологических барьеров лучше всего может помочь психолог. Он проведет индивидуальную консультацию и независимо от вида психологического барьера подберет грамотный подход.

Если в нужный момент нет возможности пообщаться с психологом, тогда необходимо заняться самоанализом. Нужно проанализировать свой режим дня, подумать, если ли в нем действия, направленные на решение давних проблем, воспоминания которые вызывают негативные ассоциации. Если действительно существуют подобные проблемы, тогда следует заняться отвлекающей деятельностью.

Очень хорошо помогают занятия йогой. Они приводят разум в спокойствие, очищают мышление. Научившись расслабляться и владеть собой, человек обеспечивает себя психологической защитой от стрессов.

В распорядок дня нужно включить действия, направленные на решение конфликтов, которые мешают жить дальше, расстаться с ними раз и навсегда, а не нести эту ношу с собой на протяжении всей жизни. Возможно, причина кроется в том, что человек боится встретиться с этими проблемами, особенно, если ранее у него был неприятный опыт, относительно этой ситуации.

В таком случае необходимо вообразить себе насколько положительными могут быть результаты от решения этой проблемы. Следует научиться видеть ситуацию с разных сторон, не давать отрицательным эмоциям и помыслам овладеть своим сознанием.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Барьеры общения в психологии 🍋 виды, типы, уровни

Автор Лемондэй в . Опубликовано Психология

Межличностное общение – важное составляющее социальной жизни человека. Каждый день мы взаимодействуем с другими людьми и устанавливаем с ними

социальные контакты. Кто-то испытывает постоянную необходимость в этих контактах и в обмене информацией, для кого-то социально активная жизнь является утомительной и изматывающей задачей.

Чаще всего желание или нежелание налаживать социальные связи зависит от характера того или иного индивида.

Но иногда возникают факторы или условия вызывающие конфликты и делающие взаимодействие людей неэффективным. Такие факторы в психологии называют «барьерами в общении».

Содержание

Общение

Для того чтобы лучше разобраться в понятии «барьеры в общении», следует для начала выяснить что же такое общение. Самой распространённой трактовкой термина общение является следующее определение: общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (

межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности.

Таким образом, установление социальных связей является фактически необходимостью для большинства людей. Невозможность установить эти связи часто пагубно сказывается на ментальном состоянии человека.

Теперь перейдем непосредственно к факторам, препятствующим установке социального взаимодействия – барьеры в общении. Выделяют несколько видов барьеров общения. Мы рассмотрим самые распространенные из них.

Виды барьеров общения

Барьеры коммуникации

Это барьеры, возникающие непосредственно во время социального взаимодействия. Выделяют несколько подвидов барьеров коммуникации:

  • Личностный барьер.
    Один из самых часто встречаемых барьеров. Каждый человек обладает уникальным набором качеств и характеристик. Каждый имеет свой индивидуальный характер. Иногда случается так, что собеседники в силу абсолютно противоположных характеров просто не могут понять друг друга. Например, очень активного человека будет настолько раздражать и выводить из равновесия медлительная манера речи собеседника, что он будет не способен воспринимать то, о чем ему говорят. Таким образом, возникает личностный барьер.
  • Семантический барьер. Возникает между собеседниками в результате несовпадений значений одного и того же понятия у партнеров по общению. Например, представители различных субкультур могут совершенно по-разному трактовать одно и то же слово, вследствие чего возникнет недопонимание и барьер в общении.
  • Фонетический барьер. Возникает из-за дефектов речи одного из собеседников. Сюда же можно отнести общение людей из разных языковых групп, или наличия у одного из оппонентов сильного акцента, препятствующего восприятию.
  • Стилистический барьер. Неумение грамотно выстраивать свои мысли одного из собеседников, постоянное употребление им жаргонных слов или слов-паразитов, излишних междометий может привести к стилистическому барьеру.

Социально-психологические барьеры

  • Пассивное поведение. Если у одного из собеседника явно выражено безучастие в процессе общения, нежелание взаимодействовать возникает барьер пассивного поведения.
  • Барьер самооценки. Объективно завышенная или заниженная самооценка собеседника может также послужить препятствием к установлению контакта и вызвать нежелание продолжать разговор.
  • Социальный барьер. Зачастую представителям из разных социальных групп очень сложно найти точки соприкосновения и выстроить диалог, поэтому социальный барьер является очень распространенным явлением.
  • Эстетический барьер. Возникает чаще всего на подсознательном уровне, может быть неосознанным и неконтролируемым. Выражается в нежелании продолжать общение с собеседником, который не соответствует каким-то определенным стандартам во внешности или же просто выглядит неряшливо, непривлекательно.

Идеологические барьеры

  • Барьеры, возникающие из-за разных политических взглядов.
  • Барьеры из-за религиозных убеждений.
  • Барьеры из-за разных морально-этических установок.

Другие формы барьеров общения: как понять, что появился барьер

Очень часто возникают барьеры, которые сложно отнести к какому-то определённому виду, например:

  • Барьер отрицательных эмоций.
    Эмоции человека являются одним из главных регуляторов его психического состояния и способности взаимодействовать с людьми. Зачастую негативные эмоции мешают выстраивать социальные связи и затрудняют общение. К барьеру отрицательных эмоций можно отнести: барьер гнева, барьер страха, барьер неприязни.
  • Физиологический барьер. Возникает из-за ментальных или физических проблем одного из собеседника. Это может быть головная боль, депрессия, маниакальная фаза, стресс.

Очень важно вовремя понять, когда и как именно появился барьер в общении. Это может случиться как в начале разговора, так и в его середине.

Возникновение барьера очень часто сопровождается чувством неловкости и дискомфорта. Основными сигналами появления барьера в общении являются:

  1. Зрительный контакт. Он либо практически отсутствует, либо слишком навязчив и неотрывен.
  2. Поза собеседника. «Закрытые позы» часто служат сигналом о чувстве дискомфорта у собеседника, что впоследствии может вызвать возникновение барьера.
  3. Жесты. Слишком интенсивные и резкие жесты могут свидетельствовать о напряженности собеседника. Желание чем-то занять руки или спрятать их, хруст пальцами, могут также быть признаком появления барьера в общении.

Пути преодоления барьеров в общении

Конечно, все пути выхода из социально-неловких ситуаций являются строго индивидуальными. Поэтому невозможно подобрать четкой тактики по преодолению барьеров в общении. Но следование этим советам, возможно, поможет вам избежать напряжения в общении.

  • Развивайте в себе эмпатию. Старайтесь проявлять заинтересованность в общении с собеседником и в нем самом. Попытайтесь понять и прочувствовать настроение и эмоции своего партнера по общению.
  • Умейте адаптироваться к ситуации.
  • Старайтесь понимать и принимать людей такими, какие они есть.
  • Старайтесь не нарушать личных границ человека и следить за ощущением собственного комфорта. Это очень важно.
  • Просто будьте самими собой!

Причины психологических барьеров – определение и примеры

Хотя ожидается, что коммуникация будет цикличной, существует элемент, называемый барьером, который относится к любой помехе, влияющей на весь процесс. Эффективному общению могут препятствовать различные виды коммуникативных барьеров, таких как языковые барьеры, психологические барьеры, физические барьеры, культурные барьеры и т. д.

Источник: pathdoc/Adobe Stock

Каковы психологические барьеры в общении?

Психологические барьеры в общении относятся к любому психологическому состоянию, влияющему на эффективность общения. Это относится к различным внутренним состояниям людей, которые препятствуют общению.

Такие ситуации, как невнимательность, недосыпание, интоксикация, стресс, психические заболевания и многие другие факторы, могут мешать хорошему общению. Их называют психологическими барьерами.

Например, Макс плохо успевал по математике, потому что, когда Пол учил Макса уравнениям, он с трудом понимал то, чему его учили, так как был уставшим и сонным.

Психологические барьеры охватывают множество различных психологических ситуаций, препятствующих эффективному общению. Они следующие.

1. Защитность и страх

Защитность относится к тревожному состоянию человека, когда он бросает вызов критике или избегает ее. Такое поведение человека направлено на то, чтобы защитить или, скорее, защитить себя. Они занимают оборонительную позицию, чтобы скрыть свои предполагаемые недостатки и слабости. Они проявляют такое поведение, как язвительные замечания, сарказм и агрессия, и эти ответы влияют на эффективность общения.

Например, когда Сара попыталась исправить Саманту из-за минутной технической ошибки, Саманта открыла ей ответный огонь, попросив не заниматься своими делами.

2. Система отсчета

«Система отсчета» определяется как система стандартов и ценностей с неявным или лежащим в основе и в некоторой степени контролирующим действием.

Опыт, который человек приобретает в жизни, особенно в детстве, а также культурная среда, в которой он растет, оказывают более значительное влияние на его систему взглядов. Система отсчета является решающим фактором в ограничении или искажении восприятия людей, событий и обстоятельств. Это прокладывает путь для предвзятых представлений, которые изменяют восприятие.

3. Подозрение

При низком уровне доверия между отправителем и получателем ретранслируемое содержимое ужасно терпит неудачу. Этот вид недоверия возникает, когда отправитель или получатель кажутся предвзятыми или враждебными по отношению друг к другу. Из-за этого подозрения сообщение полностью неверно истолковывается или иногда игнорируется.

Например, когда человек, которого вы считаете мошенником, ведет кампанию или поддерживает благое дело. Мы пытаемся судить о кампании из-за этой личности.

4. Фильтрация

Это когда отправитель манипулирует сообщением, которое он хочет передать так, чтобы получатель благосклонно отнесся к нему. Это происходит довольно часто в организационной структуре, когда подчиненные хотят общаться с руководителем. Они отфильтровывают свои обиды и другую важную информацию, чтобы избежать излишней информации и раздражения.

Например, когда Майкл пришел обсудить со своим боссом проблемы, происходящие среди сотрудников, он изложил суть, опустив детали, полагая, что это его разозлит.

5. Отвлечение внимания и невнимательность

Невнимательность или озабоченность различными факторами, такими как усталость, стресс, беспокойство, сонливость, интоксикация и т. д., могут сделать человека психически недоступным для сознательного наблюдения за разговором. Кроме того, он не будет знать о своем окружении.

Например, когда человек поссорился дома перед встречей с клиентом, его разум будет занят стрессовыми мыслями и он не сможет сосредоточиться на ходе встречи.

Предполагаемое сообщение искажается, и качество разговора страдает, если информация перегружена. Это также может отвлекать слушателя.

Например, просмотрев огромное количество деталей проекта, Сара больше не могла воспринимать лишнюю информацию, так как чувствовала себя истощенной и подавленной.

6. Дефектное запоминание

Это способность человека вспоминать содержимое, накопленное в мозгу. Этот контент сохраняется в памяти с частотой, с которой этот контент вызывается. Из-за этого часть контента иногда теряется во времени, и интерпретация сообщения сильно зависит от сохранившихся фрагментов, что, в свою очередь, влияет на декодирование сообщения.

Например, Вы должны были встретиться с клиентом месяц назад. Но в последний момент вас заставляют послать одного из ваших коллег со всеми подробностями. Но все, что вы можете вспомнить, это название его компании и характер его бизнеса. Вы не в состоянии вспомнить его имя.

7. Избирательное восприятие

Любой контент, передаваемый по умолчанию, воспринимается отправителем. Хотя получатель не всегда относится к контенту одинаково, всегда полезно определить мнение отправителя. Люди живут в своем мышлении, наполненном своими взглядами и мнениями, и становится трудно проникнуть в этот круг и передать содержание.

Например, человек, высказывающий мнение по поводу вопроса, которым пренебрегает большинство окружающих его людей, не будет воспринят в правильном духе. Даже если он начнет объясняться, его заклеймят мнением, которое он отстаивал изначально.

8. Предпосылки и предубеждения

Иногда люди склонны делать предположения еще до того, как они участвуют в разговоре. В таких случаях они считают свои предположения верными, быстро судят и принимают решения, которые в конечном итоге окажутся неуместными в ситуации.

Получатель не пытается понять все аспекты, такие как культурное, социальное и экономическое происхождение. Это может нарушить истинное намерение отправителя и, следовательно, повлиять на эффективность коммуникации.

Например, каждый раз, когда руководитель отдела продаж подходит к Саре для обсуждения, она предполагает, что он здесь только для того, чтобы пожаловаться на нее, и выставляет защитный фасад.

9. Эмоциональные состояния

Различные эмоции могут вызывать у нас разные реакции и поведение. Следовательно, на способность понимать сообщение, как предполагалось, может влиять характер и интенсивность переживаемых эмоций. Некоторые из эмоций, которые манипулируют содержанием, — это гнев, страх, тревога, беспокойство, замешательство, недоверие и т. д.

Сильные эмоции, такие как гнев и ревность, могут испортить качество разговора, поскольку мешают рационально и логично обрабатывать информацию.

Например, если человека, у которого случился приступ паники, внезапно вытащит на сцену для выступления, он начнет заикаться, и у него может случиться нервный срыв, поскольку его разум отключится, думая о том, что сказать.

10. Оценка

Человеку свойственно оценивать человека перед собой и торопиться с суждениями об его образе жизни, поведении и профиле. Это известно как преждевременная оценка, поскольку мы склонны предполагать, что говорящий и когда он не является таковым, поэтому мы в конечном итоге делаем неправильные выводы еще до того, как сообщение будет передано. Это также происходит, когда получатель спешит и сам заполняет информацию, не слушая должным образом отправителя.

Например, вы собираетесь сесть на поезд, и ваш друг, как обычно, звонит, чтобы предупредить вас, что он не приедет. А ты торопишься, берешь трубку и говоришь да, я уже сел в поезд, можно начинать и тебе вешать трубку.

11. Нытье или жалобы

Хотя выплескивание переполняющих вас эмоций помогает избавиться от них, существует большая пропасть между выплескиванием и нытьем. Выпускание делается в основном для облегчения и обретения ясности, и это происходит несколько раз. Однако нытье случается очень часто, и человек, который хнычет, на самом деле не ищет решения, а просто участвует в том же цикле разговора.

Например, каждый раз, когда Сара встречает Паркера, он начинает ныть о том, что еда, подаваемая в столовой, несвежая и имеет затхлый запах. Он делает это почти каждый день; Сара не может с собой поделать, но чувствует раздражение по этому поводу.

12. Сопротивление изменениям

Сопротивление изменениям относится к нежеланию человека адаптироваться к изменениям. Люди, которые сопротивляются изменениям, имеют определенные устоявшиеся мнения о конкретных вещах или социальных обычаях и не любят их менять. Эта поведенческая ригидность вообще мешает общению.

Интенсивное изменение, вызванное изменением, может привести к конфликту, отказу и даже конфронтации. Такое поведение приводит к тому, что общение становится менее эффективным и, таким образом, становится барьером для общения.

Вышеперечисленные категории являются основной причиной возникновения психологических барьеров в общении. Они действуют по отдельности или в комбинации, создавая отклонение в процессе коммуникации. Поэтому его необходимо преодолевать индивидуально и постепенно пытаться довести уровень его воздействия на процесс общения.

Стратегии эффективного общения
  1. Активное слушание: Наиболее важной частью эффективного общения является активное прослушивание отправляемого сообщения. Активное слушание означает сознательное стремление слушать и понимать то, что человек хочет сказать. Этот шаг может увеличить потенциал эффективного общения.
  2. Невербальное общение: Телесные жесты имеют такое же значение, как и словесные высказывания во время разговора. Неотъемлемо следить за жестами тела других людей, чтобы разговор прошел гладко и эффективно.
  3. Предметно-ориентированная речь: Общение с целью решает многие проблемы и значительно облегчает жизнь. Вместо того, чтобы ходить вокруг да около, общение для отправки необходимого сообщения экономит много времени и проблем.
  4. Уверенность: Иногда бывает трудно найти баланс между агрессивным общением и пассивным общением. Напористое общение имеет место, когда человек пытается изложить свои идеи и мнения, не задев чувства других.
  5. Эмпатия: Это ключевой навык, который следует развивать во время общения. Эмпатия может помочь понять даже некоторые невысказанные слова другого человека. Это также обеспечивает чувство комфорта и, таким образом, прокладывает путь к подлинному общению.
Стратегии преодоления психологического стресса на рабочем месте
  • Обучение эффективному управлению временем может помочь уменьшить стресс.
  • Хотя физическая активность может показаться трудоемкой, исследования показывают, что физические упражнения могут способствовать выработке эндорфина, который очень эффективно снижает уровень стресса.
  • Медитация — отличный инструмент для естественного успокоения беспокойного ума. Несколько минут, чтобы сосредоточиться на дыхании и внутренних ощущениях, могут творить чудеса.
  • Также очень важно поговорить о стрессовых факторах с друзьями и семьей, поскольку это очищает разум, и если это не окажется полезным, может быть полезно обратиться к терапевту.
Преодоление психологических барьеров в общении
  • Убедитесь, что слушатель физически и психически готов к общению.
  • Признание мыслей и идей говорящего, чтобы они чувствовали себя обоснованными.
  • Выражение своей неготовности обращать внимание на говорящего и принимать слушателя, когда высказывается такая озабоченность.
  • Общение в месте, где нет отвлекающих факторов.
  • Язык и содержание должны быть простыми и четкими.
  • Обеспечение понимания содержания слушателем и прояснение сомнений.
  • Будьте непредвзяты и избегайте предположений о том, что говорящий намеревается сказать.

Психологические барьеры и эмоциональные барьеры в общении: Pharmaguideline

Недостаток внимания, Плохое удержание, Недоверие и защита, Восприятие, точки зрения, отношения и мнения, Эмоции, Умственные ограничения.

Психологические барьеры в общении

Психологические состояния коммуникаторов (отправителей и получателей) влияют на их отношение к общению, тем самым ограничивая их способность эффективно общаться. Когда люди страдают от психических расстройств, на их общение сильно влияет психическое состояние, в котором они находятся. Поэтому люди, которые участвуют в общении, должны быть эмоционально стабильными, чтобы иметь возможность общаться эффективно.

Связь между машинами и числами неодинакова. У каждого человека уникальный ум. Чтобы общение было эффективным, все участники процесса должны доверять друг другу, например, если ваш начальник не доверяет вам, он будет предоставлять только выборочную информацию.

Ниже перечислены несколько причин возникновения психологических барьеров:

Недостаток внимания

Общение будет сталкиваться с трудностями и станет неэффективным, когда ум человека занят или отвлечен. Помимо того, что они не могут понять, что говорят другие, они не будут слушать, правильно понимать сообщение или реагировать соответствующим образом. Во время трагедии, например, человек может не захотеть услышать совет от других. Люди могут быть озабочены проблемами в своей профессиональной или личной жизни, что влияет на все аспекты их жизни

Плохое запоминание

Запоминание информации — это способность памяти мозга хранить информацию и то, как мозг удерживает информацию. В отличие от других органов, мозг хранит не всю получаемую информацию, а только ту, которую он считает полезной для использования в будущем. Другими словами, половина информации теряется.

Кроме того, мозг теряет информацию, которая со временем устаревает или не воспринимается так серьезно, как раньше. Затем, в процессе формирования сообщения, информация должна быть извлечена из мозга. На этом этапе мозг пытается вспомнить необходимую информацию из уже забытых фрагментов.

Скажем, например, вам сказали, что друг собирается встретиться с вами, прежде чем прошел месяц, и вы получили имя человека, адрес, номер телефона и т. д. Однако теперь вы должны сообщить об этом кому-то другому. Когда вы были молоды, вы помнили только имя и адрес человека, но не номер его телефона. Истина может быть искажена или изменена из-за плохой памяти, что является препятствием для общения.

Недоверие и оборона

Когда коммуникаторы доверяют друг другу, общение проходит успешно. Отсутствие доверия заставляет их негативно интерпретировать сообщение и игнорировать его. Когда человек отстаивает свою точку зрения, получатель не принимает информацию во внимание. Получатели не будут слушать, если предоставленное сообщение не соответствует им или если они думают, что это угроза. Связь также завершается сбоем, когда сообщение не доставляется получателю. В случае с другом я буду сообщать им только те подробности о том, что происходит в моей личной жизни, которые я считаю безобидными.

Восприятие, точки зрения, отношения и мнения

Восприятие — это образ мышления, который люди принимают, когда оценивают, понимают и интерпретируют все. Мы воспринимаем реальность по-разному в зависимости от наших точек зрения и опыта, которые формируются нашими мыслями и чувствами. Кроме того, точка зрения также может быть определена как способ смотреть на мир. Может существовать точка зрения отправителя, которую получатель не разделяет. Эта точка зрения не объясняется, но принимается отправителем как должное. Это приводит к барьеру для эффективного общения, поскольку получатель не понимает сообщение так, как оно должно быть понято. Наше отношение к вещам и идеям формирует наш мыслительный процесс и создает психологический барьер для общения. Восприятие человека может заключаться в том, что женщины слабы. Они говорят тому, кто так не думает о женщинах. Это вызывает недопонимание между ними. После этого все, что они сообщают, становится неэффективным, потому что точка зрения человека уже сформирована.

Эмоции

Если кому-то нехорошо, он, скорее всего, будет говорить меньше или говорить негативно. Люди, которые озабочены, не могут хорошо общаться. Например, когда кто-то злится, он может сказать то, о чем позже пожалеет. Злой человек может легко неверно истолковать то, что говорит другой, даже если он его слушает.

Помимо страха, нервозности, растерянности, недоверия и ревности существуют и другие эмоции, влияющие на общение. Если человек чувствует себя очень счастливым, например, он будет смеяться над всем, что вы говорите. И наоборот, тот, кому грустно, может плакать или сильно расстраиваться из-за тривиальных вещей.

Эмоциональные барьеры в общении

Создание эмоциональных барьеров происходит из-за умственных ограничений, которые человек создал. Среди многих барьеров, относящихся к категории внутриличностных барьеров, эмоциональные барьеры являются одними из наиболее распространенных.

Только в контексте индивидуальной психологической системы координат отправители и получатели могут кодировать и декодировать сообщения. Это включает в себя ценности, ожидания, восприятие, опыт и личности каждого человека. Существует также агент, известный как фильтрация, который играет здесь важную роль.

На протяжении всей жизни мы фильтруем информацию, исходя из собственных потребностей и интересов, которые влияют на то, как мы слушаем. Когда отправитель и получатель имеют разные системы отсчета, это может затруднить общение. На общение сильно влияет эмоциональное состояние человека.

Способ кодирования или передачи информации зависит от личного опыта, восприятия и ожиданий. Сообщения человека будут отражать состояние его ума на момент отправки сообщения.

На общение также могут влиять эмоции получателя. Расстроенному получателю будет трудно понять, что вы говорите, если его разум затуманен стрессом. Результаты исследований показывают, что люди с высоким эмоциональным интеллектом (ЭИ), как правило, гораздо более эмоционально стабильны и менее подвержены влиянию этих эмоциональных барьеров, чем люди с более низким эмоциональным интеллектом или люди с низкой эмоциональной стабильностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *