как бессознательные процессы формируют нашу личность
Рубрики : Нейронаука, Переводы, Психология
Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.
О силе бессознательного психологи говорят уже более века, в то время как научное сообщество занимается поиском экспериментальных доказательств существования этого пласта психики. Рассказываем вам об одном недавнем исследовании, авторы которого, профессор психологии Дэвид Оукли и профессор нейропсихологии Питер Халлиган, провели ряд экспериментов с использованием фМРТ и пришли к выводу, что сознание не просто не контролирует эмоции, чувства и мысли, оно, наоборот, идет на поводу у них и постфактум создает для этих чувств и мыслей объяснения, создавая таким образом нашу персональную историю. Это проливает новый свет на то, как могут взаимодействовать между собой сознательное и бессознательное и в очередной раз ставит вопрос о мере нашей свободы как мыслящих существ.
Часто мы полагаем, что наше поведение, убеждения или мнение о чем либо, – все это результат обстоятельного размышления. Нам кажется, что внутри нашей головы заседает некий «исполнительный комитет», который думает, строит планы, приходит к заключениям и спускает нам готовые решения, которые мы претворяем в жизнь. Эта модель исполнительного контроля «сверху вниз» десятилетиями превалировала в умах и устраивала не только обывателей, но и ученых.
Сегодня большинство экспертов рассматривают человеческое сознание как комбинацию двух различных феноменов. Первый — это личное сознание, которое мы переживаем от одного момента к другому и которое является источником знания о том, кто мы есть в реальном мире и где находимся. Оно помогает в распознавании явлений объективной реальности и позволяет видеть возможности и угрозы. А второй — это содержание сознания: наши мысли, чувства, впечатления, намерения и воспоминания.
В статье «Погоня за радугой: бессознательная природа бытия», опубликованной в ноябре 2017 года во Frontiers of Psychology, приводится «революционное» утверждение о том, что на самом деле наши мысли и чувства не есть результат работы привычной логики, а являют собой производное быстрых бессознательных процессов, и что «сознание» не подразумевает исполнительной, причинной или контролирующей связи с любым из привычных нам психологических процессов, обычно приписываемых ему. Исследователи отмечают, что опыт сознания — это пассивное сопровождение бессознательных процессов «внутреннего вещания» и создание личного повествования.Проще говоря, мы не сознательно выбираем наши мысли или чувства — мы всего лишь осознаем их и встраиваем в собственную историю (о дополнительных исследованиях в этой области можно почитать в этом материале — Прим. ред.).
Психоаналитики, опираясь на свой клинический опыт, говорят об этом уже целый век, но использование магнитно-резонансной томографии мозга во время сессий гипноза позволило привести еще несколько аргументов в пользу главенства бессознательных механизмов нашего мозга в формировании личности человека.
Исследование организовали Дэвид Оукли, почетный профессор психологии университетского колледжа в Лондоне, и Питер Халлиган, профессор нейропсихологии из Университета Кардиффа в Уэльсе. Они использовали метод гипнотического воздействия, который применялся для лечения нейропсихологических и нейропсихиатрических расстройств, и параллельно вели регистрацию активности мозга испытуемых, чтобы проследить наличие сигналов между мозгом и телом.
В результате экспериментов удалось выявить закономерность, показывающую, что в чрезвычайно суггестивных (внушаемых) состояниях люди могут менять свои убеждения, настроение и восприятие. К примеру, участники исследования поднимали руку, даже когда мозг не получал сознательный сигнал об этом, и это выглядело как непреднамеренное действие, а исследователям удавалось внушить испытуемым, что инопланетяне заставляли их делать это.
«В одном эксперименте исследователи записывали мозговую активность участников в трех ситуациях: когда они поднимали руку преднамеренно, когда она была поднята рычагом, и когда она двигалась в ответ на гипнотическое внушение о том, что его поднимает рычаг. Одни и те же области мозга были активны во время непроизвольного и предполагаемого «чуждого» движения, тогда как активность мозга для преднамеренного действия была иной. Таким образом, гипнотическое внушение можно рассматривать как средство передачи идеи или убеждения, которое, когда оно принято, способно изменять восприятие или поведение человека».
The Conversation
Ученые пришли к выводу, что наш мозг в меньшей степени создан для генерации выводов и заключений, а в большей — для распознавания того, что мы чувствуем. Авторы статьи отмечают, что «содержание сознания» не полностью происходит из «опыта сознания», а берет начало в «неосознаваемой деятельности мозга».
Хорошо объясняет данное утверждение метафора радуги:
«Индивидуальное сознание подобно радуге, которая сопутствует физическим процессам в атмосфере, но не оказывает на них никакого влияния».
Английский биолог и популяризатор науки Томас Генри Хаксли (Гексли) сравнивал сознательную часть психики с чем-то вроде парового гудка на поезде, сопровождающего работу двигателя, но не обладающего внутренним влиянием или контролем над ним (Хаксли, 1874).
Таким образом, личная осознанность реальна, она присутствует одновременно с неосознаваемыми процессами жизнедеятельности нашего мозга (или психической сферы), но не является причинной и не оказывает никакого влияния на наши психологические процессы.
Авторы пишут, что бессознательная деятельность генерирует практически все содержание нашего сознания посредством такого механизма, как «непрерывное самореферентное личное повествование ⓘСамореференция (самоотносимость) — явление, которое возникает в системах высказываний в тех случаях, когда некое понятие ссылается само на себя.». За кулисами сознательной деятельности наши мысли, чувства и эмоции относительно того или иного опыта взаимодействуют достаточно быстро и весьма эффективно, экономя наш сознательный ресурс, что необходимо для нашего выживания.
Чем же собственно является непрерывное «самореферентное индивидуальное повествование»? По мнению авторов — это сумма накопленного опыта и тех впечатлений, которые он когда-то вызвал.
Этот «банк данных» не статичен, он постоянно обновляется по мере воздействия на нас нового жизненного опыта. Это скорее процесс, у него текучий и изменчивый характер, поэтому лучше называть это повествованием или нарративом.
Читайте также Какова ваша история? Психологическая сила нарратива
В связи с вышенаписанным возникает вопрос: так насколько же мы ответственны за наше поведение, а в какой степени оно находится вне контроля нашего сознания?
Учитывая, что большая часть мыслей и чувств не подлежит нашему контролю, можем ли мы быть полностью ответственны за выбор, который делаем, за свое мнение, убеждения или поведение? И если мы не в полной мере за это отвечаем, то кто разделит с нами эту ответственность?
В своем интервью TheConversation исследователи говорят, что считают «свободу воли и личную ответственность идеями, инсталлированными в нас общественным устройством».
Эти идеи лишь выражают общепринятое мнение о том, как все устроено, но могут способствовать ошибочному пониманию того, как и почему мы себя ведем тем или иным образом и по какому пути развивается наше общество.
C другой стороны, такая инсталляция идеи о свободной воле помогает нам говорить о себе как о личности, передавать наш нарратив Другому, обогащать опыт и формировать более тесные связи, способствуя общественной кооперации и эволюции.
Подборка по теме
— Проблема сознания в психологии и философии: кто управляет нашими мыслями
— Как возникают эмоции, о существовании которых мы не подозреваем?
— Проблема свободы воли: философия против нейронауки
По материалам: The Conversation, Big Think
Обложка: Hypnos / British museum / Wikimedia Commons
«Моноклер» – это независимый проект. У нас нет инвесторов, рекламы, пейволов – только идеи и знания, которыми мы хотим делиться с вами. Но без вашей поддержки нам не справиться. Сделав пожертвование, вы поможете нам остаться свободными, бесплатными и открытыми для всех.
Donate
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
бессознательноеисследованиянейронаукапсихологиясознание
Модель функционального разделения сознания и бессознательного. Введение / Хабр
В последние время на хабре по теме ИИ начали появляться сильно легковесные статьи, это точнее даже не про ИИ, а про философию ИИ. Причем такую философию, которая не ставит НИ КАКИХ принципиальных вопросов перед исследователями. Ну, скажем так это просто трёп за жизнь. И что удивительно такие статьи набирают некоторое количество плюсов.
Какие статьи я имею введу? Дам только названия, без ссылок т.к. не рекомендую их читать (Еще одна попытка разобраться в проблеме искусственного интеллекта, О возможности ИИ к самопознанию и познанию создателя, Об эмоциях, программах и искусственном интеллекте, Искусственному интеллекту быть, Взгляд хорошо информированного скептика на искусственный интеллект)
Понятно, что такие статьи писали те кто даже близко не имеет соответствующего образования. Но не это главная причина появления подобных статей. Ведь они действительно публикуя такие статьи думают, что это может хоть как то направить исследователя, который имеет соответствующие образование. Я их разочарую — нет не направит, т.к. в статьях нет ни одной идеи куда. А происходит это (появление подобного трепа) от того, что им кажется, что исследователи сами не знают куда им развиваться. И это порой выглядит именно так. Даже в профессиональной среде ИИ-специалистов часто нет понимания какие задачи надо решать, нет так сказать «списка нерешенных ИИ-проблем», в отличии от математики. Книги часто содержат лишь методы решения задач, и практически ничего не говорят о задачах которые надо еще решить. Подрастающему поколению сложно поставить себе задачу, и они начинают фантазировать исходят только из слова «интеллект». Но все наверное забыли/(не знают?), что название «Искусственный интеллект» — это провокация, рекламный трюк — серьезные ученые не занимаются «сильным ИИ», и не потому, что его нельзя сделать, а потому как это не имеет технической постановки.
Здесь я дам отрефакторинную версию одной моей научно-популярной статьи 2006 года, которая как я думал стоит в том же ряду по смысловой нагрузке, как те которые выше я критиковал. Но теперь я все же вижу, что стилистика хоть и такая же, но за моей статьей может стоять (и стоит) четкая техническая постановка. О ней мы поговорим позже, а пока так сказать лирическое вступление. Но важно то, что я лирически подвожу к одной существенной нерешенной проблеме из области ИИ.
Вначале необходимая теория. Кто знаком с перцептроном Розенблатта, может лишь подивится его лирическому описанию для публики. И уделить основное внимание лишь одному важному аспекту описаному в разделе «Проблема обучения от двух и более учителей» — это не решенная по сей день проблема ИИ.
Модель памяти
Вначале читателю нужно отказаться от того мнения, что память человека, сходна с компьютерной, т.е. то что записывается, то потом можно считать в неизменном виде. И кроме того, что запись в памяти имеет четко локализованное место. Это все далеко не так!
Итак, первое, распределенность – основная характеристика памяти. Имеет ряд следствий:
1. Память не статична, она динамична. Конкретный факт распределен в памяти и постоянно меняет места;
2. Так как факт не имеет точно локализованного места, то такая память более надежна (и не обязательно избыточна). Потеря какого-либо элемента памяти ухудшает лишь качество запомненных фактов, но не приводит к полной потери факта.
Вторая характеристика – ассоциативность. Рассмотрим вначале вырожденные случаи, когда модель памяти имеет одну характеристику, но не имеет другой:
1. Распределенная, но не ассоциативная память. Известна в программировании как распределенная база данных.
2. Не распределенная ассоциативная память. Известна как прямой (или обратный) логический вывод, используемый в экспертных системах.
Что же добавляет ассоциативность к свойствам распределенности:
1. Объединяет распределенные элементы в единое целое;
2. Позволяет объединить распределенные элементы в такой комбинации, которая ранее не была предусмотрена;
3. Новые комбинации могут объединяться в ответ на ранее неизвестный стимул, т.е. как бы предугадывая ответ (прогнозирование).
Таким образом, распределенность является необходимым условием, а ассоциативность достаточным условием для возникновения эффекта предвидения (прогнозирования).
Эффект предвидения можно считать проявлением интуиции. Он считается необходимой частью интеллектуальной деятельности. И относиться скорее к проявлению бессознательного, чем сознания.
Осознанное прогнозирование имеет другие проявления – оно не может быть основано на распределенности и ассоциативности. Оно имеет детерминированный характер и конкретную направленность. Такое прогнозирование основано на четких аналитических формулах.
Здесь же мы далее будем говорить о бессознательном прогнозировании, которое является одним из эффектов возникающих в распределенной и ассоциативной памяти.
Мозг человека способен осознать только простые линейные закономерности. Мы ни когда не работаем со сложными системами, мы раскладываем их на простые системы и отдельно рассматриваем отношения между этими простыми системами. Весь объектно-ориентированный анализ построен на этом принципе.
Мы не способны оперировать характеристиками, которые в сложных комбинациях дают один тип явлений, а в других сложных комбинациях дают другой тип явлений. Мы можем рассуждать лишь в терминах – если присутствует эта и эта характеристика, то явление такое-то. В реальности же такой простоты не существует, если бы мы не смогли бы найти механизм абстрагирования от сложности нам пришлось бы рассуждать так – если есть эта и эта характеристика, и отсутствует эта и эта, то в данном конкретном случае это такой-то тип явления. Но такое рассуждение не может быть обобщенно, а это означает, что теряется любая надежда на прогнозирование.
Но память человека и здесь постаралась, и предъявила нам принцип двухслойности – третья характеристика памяти. 16) линейно разделимо.
Итак, в чем же проявляется эта третья характеристика памяти – двухслойность:
1. Мы уже упоминали, возможность абстрагирования от сложности;
2. Благодаря этой характеристики, мы смотрим на мир в “розовых очках”. Мы не видим его непосредственной сложности, мы не видим того хаоса, который здесь присутствует – весь хаос уже убран и предстает перед нами уже как осознанный миропорядок. Многие захотели бы снять эти “очки”, увидеть жизнь во всей ее сложности, но эту функцию взял за нас наш организм – он занимается всеми частностями – сколько таких-то и таких-то веществ нам нужно, это и есть функция бессознательного и инстинктов. И если мы вынесем это на уровень сознания (хоть это и не возможно) мы деградируем, и не только потому, что у нас не будет времени на творчество, а потому что мы не сможем возвыситься над частностями, сложность не позволит нам видеть дальше. Но зато мы вынуждены видеть мир искаженным, т.е. правильным как он пред нами предстает;
3. К сожалению, эта характеристика проявляет себя также отрицательно. Необходим больший на порядок объем памяти, чем воспринимаемый мир стимулов. Правда это объем более простого устройства, чем те взаимоотношения между входными стимулами среды. Точнее элементы памяти непосредственно не связанны между собой, между ними нет взаимоотношений, поэтому сами по себе они просты. Именно их объем позволяет разложить сложные взаимоотношения между воспринимаемыми стимулами. Ведь известно, математическое правило, согласно которому число промежуточных вычислений зависит и сильно больше числа входов/выходов. Т.е. чтобы вычислить задачу требуется большой объем промежуточной памяти.
Модель обучения (условный рефлекс)
При обучении происходит запись на распределенную память. Этот процесс записи сильно отличается от мгновенной записи в локализованное место памяти, как это имеет место быть при записи информации на диск компьютера. Заранее не известно в какие элементы нужно записать различные части записываемого факта. Неизвестно даже как нужно этот факт поделить.
С одной стороны, принято говорить, что стимул (факт) вызывает определенную активность в элементах памяти. Это следствие реакции, которая появляется как внешнее проявление процесса перехода от нелинейности к линейности. Если реакция была бы простой линейной — мы имели бы безусловный рефлекс. А так как мы хотим реагировать на нелинейный мир мы биологически вынуждены использовать память, с описанными выше харакетристиками. С другой стороны, сам обучаемый или «учитель» определяет какую реакцию нужно ждать от возникновения определенного стимула. Другими словами, при обучении указывается ( в более серьезных моделях прогнозируется) какому типу явлений (классу) принадлежит данный факт (стимул).
Таким образом, соотнесение активности памяти с получаемыми указаниями является сутью обучения.
Возникаемая активность памяти (псевдослучайно, т.к. подчиняется все-таки определенному закону формирования, но для конкретного стимула выбирается случайно) указывает на каких элементах нужно записать факт – на активных элементах памяти.
Далее остается вопрос как распределить информацию о факте? Математически это вопрос решения системы уравнений – большого числа уравнений, которые требуется между собой согласовать.
Проблема обучения от двух и более учителей
Другой важный момент в теории обучения, состоит в способности вырабатывать свое мнение на основе обучения от нескольких разных учителей. Помним, что в более сложном случае это не внешний учитель, а собственная интуиция, но она не однозначно может прогнозировать, а указывать, что это может быть 2 и более подходящих ответа, и все они правильны, но даны с разных точек зрения.
Аппроксимация, нахождение среднего между мнениями разных учителей еще нельзя назвать выработкой своего мнения. Свое мнение появляется когда за основу выбирается некоторое общее положение, которое в принципе объединяет два или более мнения учителей хотя бы в ограниченной области. Т.е. происходит подменна стимулов инициированных учителями на собственные стимулы, которые и берутся за основу. Если удается при этом обучиться и получить результат сходный с результатом учителей, то можно говорить о выработке своего мнения.
Или в более сложном случае, находится некоторый закон, который объединяет правильные ответы, но это происходит путем больших умственных усилий и как правило не используется в повседневной жизни, а попадает на страницы статей или учебников. Вот это и есть проявление интеллекта — это и только это, остальное же затрагиваемое здесь — есть лишь элементы органической жизни.
При этом при обучении могут выявится противоречия, которые имеются в картине предлагаемой одним и тем же учителем. Это указывает на то, что по мнению обучаемого картина предлагаемая учителем не точна, и здесь может применяться аппроксимация, но не между мнениями разных подходов (учителей), а между одним и тем же подходом, но в разных ситуациях. Т.е. по мнению обучаемого учитель поступает по разному в одинаковых ситуациях, но только не видит, что ситуации разные. Такой эффект происходит из-за того, что обучаемый изначально выбрал несколько другие основные положения, и при обучении подменял стимулы учителя своими. Описанный процесс обучения полезен как формирование новых знаний, появление различных углов зрения на один и тот же процесс … и главное, такое обучение может быть промоделировано и автоматизировано.
Получается как-то много текста, поэтому разделю на две части. В следующей части мы непосредственно перейдем к определению сознания и тому, что это означает для искусственных нейронных сетей. Т.е. продолжение следует…
Без сознания | Психология сегодня
Отзыв от Psychology Today Staff
Бессознательное — это обширная сумма операций ума, происходящих ниже уровня сознательного осознания. Сознательный разум содержит все мысли, чувства, знания и воспоминания, которые мы признаем, в то время как бессознательное состоит из более глубоких психических процессов, недоступных для сознательного разума.
Большая часть обучения, особенно распознавание сложных паттернов, происходит вне сознательного понимания. Точно так же многие элементы, которые входят в суждения и принятие решений, обрабатываются вне сознания. Интуиция также является продуктом бессознательных умственных операций, набором предположений, быстро собранных из накопленных знаний и опыта. Большая часть человеческой мотивации и межличностного влечения также формируется за пределами сознательного осознания.
Содержимое
- Что находится в бессознательном уме
- Как работает подсознание
- Как терапевты работают с бессознательным
Что находится в бессознательном уме
Хотя трудно измерить то, что существует в бессознательном, ученые знают, что даже мимолетные восприятия — слишком быстрые, чтобы их можно было зафиксировать в сознании — могут оставить неизгладимые отпечатки в бессознательном. Сознание требует внимания, но информация может фиксироваться в отсутствие направленного внимания. Бессознательное — это хранилище автоматических навыков, источник сохраненных воспоминаний, фантазий и снов.
Почему у нас вообще есть бессознательное?
Мозг — очень загруженный орган, он управляет телом, постоянно получает информацию через органы чувств, принимает решения — и все это одновременно. Бессознательное — это двигатель обработки информации, и в нем происходит большая часть человеческого функционирования. Более важно, чтобы мозг воспринимал информацию, чем знал, как он ее получил.
Кто первым заговорил о бессознательном?
Зигмунд Фрейд был первым, кто обратил внимание на важность влияния бессознательного на повседневную деятельность. Однако его взгляд на бессознательное как на вместилище сексуального влечения, деструктивных импульсов и подавленных воспоминаний о неприятных переживаниях был обойден более новым пониманием того, что находится в бессознательном и как оно работает.
Является ли бессознательное 90 процентами мозга, которым мы не пользуемся?
Это устойчивый миф, что люди используют только 10 процентов своего мозга. Кроме того, вы на самом деле используете многое из того, что знаете, бессознательно. Например, как только мозг овладевает сложными навыками, такими как набор текста, он относит их к бессознательному; вы выполняете их автоматически, без необходимости собирать информацию о том, где находится каждая буква на клавиатуре, и кропотливо решать, как нажать нужную клавишу.
Мое бессознательное что-то скрывает от меня?
Принято считать, что подсознание таит в себе темные желания и мысли, которые смутили бы нас — или того хуже — если бы они были произнесены или по ним поступили. Эта вера является наследием Фрейда, который первым осознал важность бессознательного. То, что он считал бурлящим резервуаром сексуальных влечений и неправильных импульсов, современная наука указывает на то, что это скорее высокоэффективный процессор информации.
Сны приходят из бессознательного?
Никто точно не знает, откуда берутся сны, почему мы видим сны и имеют ли сны вообще какое-либо значение. Хотя кажется, что сны каким-то образом связаны с опытом, неясно, что связывает многие, казалось бы, случайные элементы, которые появляются в снах. Многие нейробиологи утверждают, что сны, необходимые для долговременного хранения памяти, представляют собой свалку бесполезной информации.
Как работает подсознание
Исследователи знают, что бессознательное выполняет львиную долю работы мозга, но они не знают точно, как все это делается, и оно активно изучается. Например, одной из основных областей исследований является то, как эмоции формируются в бессознательном. Информация хранится ассоциативно в мозгу, который в основном представляет собой пучки ассоциативных путей — их слишком много, чтобы запомнить, но обычно они реагируют на активацию, когда это необходимо.
Какое поведение исходит из бессознательного?
Люди автоматически склонны подражать физическому поведению других, в том числе их эмоциональным проявлениям. Эта реакция генерируется бессознательно и считается важным фактором, влияющим на наследственную человеческую потребность в социальной сплоченности. Многие исследования показывают, что чувства возникают в бессознательном, поскольку повседневные события стимулируют сеть ассоциаций, и хотя мы можем осознавать эти чувства, мы часто не знаем, как они возникли.
Бессознательное умнее сознательного?
Бессознательный разум обрабатывает информацию быстрее, чем сознательный разум, а интуиция — это пример А. Но он не умнее и не глупее сознательного разума. Это неотъемлемая часть наших нормальных умственных операций, поскольку большая часть человеческого поведения представляет собой смешанный продукт как сознательной, так и бессознательной деятельности мозга. Возьмем, к примеру, езду на велосипеде: движение мотора автоматическое, но руль должен быть очень осознанным!
Заставит ли мое бессознательное делать или говорить саморазрушительные вещи?
Бессознательное возникло как способ помочь нам выжить. Оно не направлено на чье-либо уничтожение. Иногда его называют «тенями разума», потому что считалось, что это тень «настоящего» разума. Хотя это не черная дыра неприемлемых импульсов, она может быть источником скрытых убеждений, предубеждений — так называемых неявных предубеждений — страхов и установок, влияющих на повседневное мышление и поведение.
Как терапевты работают с бессознательным
Психотерапия — это форма решения проблем, когда эксперт знает, где найти источник проблемы. В конце концов, трудно избавиться от проблемы, если вы не знаете, почему она у вас возникла. Большинство форм психотерапии направлено на то, чтобы довести до сознания скрытые убеждения и страхи, часто приобретенные в детстве, чтобы их можно было критически изучить и определить их текущую ценность. Цель состоит в том, чтобы заставить людей осознать более глубокие причины их поведения и чувств, чтобы дать возможность измениться на более удовлетворительные способы.
Почему терапевты интересуются бессознательным?
Неприятные эмоции, нежелательные мысли, скрытые убеждения, которые тем не менее влияют на поведение, непродуктивные модели поведения, страхи — все это проблемы, которые люди могут принести на терапию в надежде на облегчение. Большинство проблем сопротивляются простому желанию перемен, потому что они имеют некоторый компонент, который имеет смысл с воспоминаниями или убеждениями, хранящимися на уровне ниже сознательного.
Какие проблемы можно решить, работая с бессознательным?
Бессознательные убеждения и чувства могут быть скрытым источником страданий, приводящих к таким распространенным проблемам, как саморазрушительные мысли, гнев, расточительные траты и многие формы компульсивного поведения у людей. Те же источники дистресса могут вызывать болезненные модели взаимодействия между партнерами в отношениях и членами семьи, которые часто проявляются в поведенческих проблемах у ребенка.
Как терапия делает бессознательное сознательным?
В психотерапии нет фокусов. Терапевты умеют слушать, как люди рассказывают свои истории, и, основываясь на твердом знании того, как работает разум, и особенно на моделях ассоциаций, различают ключи к их мотивам, убеждениям и чувствам. Они также являются экспертами в вопросах, которые помогают людям понять значение прошлого опыта и распознать триггеры непродуктивного поведения. Все прокладывает путь к позитивным изменениям.
Основные материалы для чтения
Последние сообщения
Тайны разума
Тайны разумаENGL 2210 Всемирная литература II
Загадки разумаВаше бессознательное принимает повседневные решения
Марианна Сегеди-Масзак
US News and World Report
http://www. usnews.com/usnews/issue/050228/health/28think.htm
Скоропостижный приговор. Песня, которая постоянно крутится у вас в голове всякий раз, когда вы закрываете дверь своего офиса. Желание пить кока-колу, а не пепси, или водить Мустанг, а не Приус. Выражение лица вашего супруга, которое необъяснимым образом вызывает у вас либо влюбленность, либо ярость. Или как насчет теперь уже непонятных причин, по которым вы вышли замуж за своего супруга?
Добро пожаловать в доказательство вашего надежного бессознательного в действии.
Хотя все эти события внешне не связаны между собой, каждое из них раскрывает аспект богатой внутренней жизни, которая не является частью сознательного, а тем более рационального мышления. Сегодня, спустя много времени после того, как Зигмунд Фрейд открыл миру тот факт, что многое из того, что мы делаем, определяется таинственными воспоминаниями и эмоциональными силами, глубины разума и мозга исследуются заново. «Большая часть того, что мы делаем каждую минуту каждого дня, происходит бессознательно», — говорит нейробиолог из Висконсинского университета Пол Уилан. «Жизнь была бы хаосом, если бы все было на переднем плане нашего сознания».
Благодаря мощной технологии нейровизуализации ответы на вопросы о том, как мы принимаем поспешные решения, почему мы чувствуем себя некомфортно без видимых причин, что нас мотивирует и что нас удовлетворяет, не лежат на диване и исследуют отдельные детские страдания, а смотрят на нейроны активируются в определенных частях нашего мозга. Не проходит и недели без публикации результатов нового исследования такого рода процессов. А популярная культура настолько увлечена нейронаукой, что Блинк, исследование журналиста Малкольма Гладуэлла о «мышлении без мышления», остается в списках бестселлеров в течение четырех недель.
Большинство из нас может оценить тот факт, что наше мнение о вещах основано на мыслях, происходящих где-то вне пределов нашей досягаемости. Но сегодня ученые находят нейронные корреляты этих процессов, части мозга, которым мы никогда не уделяли должного внимания, общающиеся с другими частями, запускающие нейротрансмиттеры и управляющие нашими действиями. Клинтон Килтс, профессор кафедры психиатрии и поведенческих наук в Эмори, говорит: «Вы ничего не делаете, у вас нет мыслей, нет осознания, нет недостатка осознания, нет ничего, что знаменовало бы вас». ваше повседневное существование, не имеющее нейронного кода. Самая большая проблема для нас — выяснить, как разработать исследование, которое раскроет эти коды».
Растущее понимание нашего бессознательного имеет глубоко личное, а также увлекательное медицинское значение. Осознание того, что наши действия могут не быть чистыми результатами наших высокоуровневых рассуждений, может поколебать нашу веру в силу таких заветных ценностей, как свобода воли, способность выбирать и чувство ответственности за этот выбор. Мы никогда не сможем контролировать ритм сердцебиения или хореографию нашей лимбической системы. И тем не менее, Гладуэлл пишет, что «наши поспешные суждения и первые впечатления можно обучить и контролировать… [и] задача осмысления себя и своего поведения требует, чтобы мы признавали, что в мгновение ока может быть не меньше ценности, как в месяцы рационального анализа».
….
По мнению когнитивных нейробиологов, мы осознаем только около 5 процентов нашей когнитивной деятельности, поэтому большинство наших решений, действий, эмоций и поведения зависят от 95 процентов мозговой активности, которая выходит за рамки нашего сознательного восприятия. От биения наших сердец до толкания тележки с продуктами и того, чтобы не разбить кошачий туалет, мы полагаемся на то, что называется адаптивным бессознательным, которое представляет собой все способы, которыми наш мозг понимает мир, о котором разум и тело должны договориться. Адаптивное бессознательное позволяет нам, скажем, повернуть за угол в нашей машине без необходимости выполнять сложные вычисления для определения точного угла поворота, скорости автомобиля, радиуса поворота автомобиля. Это то, что может заставить нас понять правильное значение утверждений вроде «проститутки обращаются к папе» или «дети готовят сытные закуски», не веря, что они означают, что папа ведет незаконную жизнь, а каннибалы жуют детей.
Поглощение мыслей.Джеральд Зальтман использует подобные примеры во многих своих беседах. Он может быть почетным профессором Гарвардской школы бизнеса, но он думает о слоях сознания, как нейробиолог. Он также является партнером-основателем Olson Zaltman Associates, консалтинговой фирмы, которая предоставляет рекомендации предприятиям, стремящимся лучше понять умы — и в данном случае это в буквальном смысле умы — потребителей. Как профессор маркетинга, Залтман, очевидно, очень интересовался выяснением того, что заставляет людей покупать одно, а не другое. В мире неврологии это лежит в основе глубоких вопросов мотивации. В мире бизнеса это идет к нижней строке.
Пытаясь исследовать умы потребителей, Залтман задался вопросом, есть ли способ выйти за рамки часто ненадежной фокус-группы, чтобы добраться до истинных желаний потребителей, не отягощенных другим шумом, что в конечном итоге привело бы к более эффективным продажам и маркетингу. .
Его решение стало патентом США № 5 436 830, также известным как метод извлечения метафор Зальтмана, который, согласно патенту, представляет собой «метод выявления взаимосвязанных конструкций, влияющих на мышление и поведение». От открыток Hallmark до бродвейских спектаклей, от батончиков Nestle’s Crunch до дизайна новой детской больницы в Питтсбурге, ZMET использовался для выяснения того, как создать сообщение, чтобы потребители ответили важным 95 процентов их мозга, которые мотивируют многие из их решений. Как? Через доступ к глубоким метафорам, которые люди, даже не подозревая об этом, ассоциируют с определенным продуктом, чувством или местом.
Язык ограничен, говорит Залтман, «и его нельзя спутать с самой мыслью». Образы, однако, приближаются к захвату фрагментов богатых и противоречивых областей бессознательных чувств. Участники его исследований вырезали картинки, отражающие их мысли и чувства по поводу того или иного предмета, даже если они не могли объяснить, почему. Он обнаружил, что когда люди делают это, они часто обнаруживают «ядро, глубокую метафору, одновременно встроенную в уникальную обстановку». Их привлекают сезонные или героические мифы, например, или такие образы, как кровь, огонь и мать. Они также вовлечены в такие глубокие понятия, как путешествие и трансформация. Его работа по всему миру убедила его в том, что набор этих бессознательных метафор ограничен и универсален, подобно человеческим эмоциям, таким как надежда и горе.
…..
Волны колы.Залтман, очевидно, не единственный, кто заглядывает в сознание потребителя. В неврологическом подходе к проверенному временем слепому дегустационному тесту Coca-Cola и Pepsi снова сошлись во мнениях. В «Блинке» Гладуэлл описывает, как Coca-Cola Co. совершила дорогостоящую ошибку, используя данные слепых дегустационных тестов между кока-колой и пепси — в которых большинство любителей колы решительно отдавало предпочтение пепси — для изменения рецепта и создания маркетингового фиаско. это была новая кока-кола. Тем не менее, даже с менее предпочтительным вкусом, кока-кола остается № 1 в мире безалкогольных напитков. Более поздние исследования, опубликованные после того, как книга Гладуэлла была закончена, могут объяснить, почему.
Исследователи из Медицинского колледжа Бейлора предложили 67 любителям кока-колы и пепси сделать выбор, и в ходе слепого тестирования они предпочли именно пепси. Однако, когда им показывали логотипы компании перед тем, как выпить, 3 из 4 предпочли кока-колу. Исследователи просканировали мозг участников во время теста и обнаружили, что этикетка «Кока-кола» вызывала дикую активность в той части мозга, которая связана с воспоминаниями и представлением о себе, в то время как «Пепси», хотя и казалась большинству вкуснее, мало что давала этим людям, испытывающим хорошее самочувствие. центры в головном мозге. П. Рид Монтегю, директор лаборатории нейровизуализации человека Фонда Брауна в Бейлоре, объяснил, когда исследование было опубликовано в октябре прошлого года: «Ярлык кока-колы оказывает огромное влияние на активность мозга, связанную с контролем действий, извлечением воспоминаний и образ самого себя». Простое красно-белое изображение колы сделало гиппокамп, хранилище воспоминаний нашего мозга, и дорсолатеральную префронтальную кору, которая отвечает за многие из наших высших функций человеческого мозга, такие как рабочая память и то, что называется исполнительной функцией или контролем поведения. , загораться. Дело в том, говорит Монтегю, что «в мозгу возникает реакция, которая приводит к поведенческому эффекту». И что любопытно, это не имеет ничего общего с сознательным предпочтением.
Собака подходит и начинает нюхать. Если она вас помнит, и вы были хорошим человеком, то моментально виляет хвостом, может быть, даже соизволит лизнуть вам запястье. Это может избежать вас. Это может ассоциироваться у вас с едой или с быстрым пинком. И все эти образы, все эти ассоциации вызываются одним здоровым дуновением.
Если не считать базового запрета на то, чтобы подойти к кому-нибудь и обнюхать, люди ничем не отличаются. «Запах — это не просто название, это целый контекст», — говорит психиатр Долорес Маласпина из Психиатрического института штата Нью-Йорк и Медицинского центра Колумбийского университета. Обонятельная информация является «привилегированной», объясняет Маласпина, поскольку это единственное из наших пяти чувств, которое не делает короткой остановки на ретрансляционной станции мозга, таламусе, прежде чем отправиться в очень интеллектуальную префронтальную кору. Запах является непосредственным, нефильтрованным, и он поражает префронтальную кору с силой. Исследователи обнаружили, что запах играет важную роль в нашем выборе брачного партнера, даже если мы этого не осознаем. И когда соседки по комнате синхронизируют свои менструальные циклы, это происходит потому, что бессознательное восприятие запаха активирует эндокринную систему. Наш мозг, говорит Маласпина, «начиная с внутриутробного развития устроен так, чтобы отдавать предпочтение обонятельному восприятию».
…..
Для поврежденного мозга и для здоровых, несмотря на доказательства преобладания бессознательного в нашей повседневной жизни, даже такой пылкий верующий, как Залтман, призывает к некоторой осторожности. «Я не думаю, что мы знаем, каков средний результат по чисто рациональным причинам или по причинам, прикрытым таким образом, или по причинам, прикрытым чистой интуицией. И то, и другое может доставить нам неприятности — часто так и бывает. И то и другое служит нам хорошо».