Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Безусловные рефлексы в отличие от условных рефлексов: Безусловные рефлексы в отличие от условных являются 1) приобретенными 2) индивидуальными 3) временными 4) врожденными

Условный рефлекс — Блог Викиум

    • Алина Панченко

      Автор Викиум

Условные рефлексы  формируются и закрепляются на протяжении жизни человека. В проявлении условных рефлексов участвует кора головного мозга, однако, согласно теории И. П. Павлова, условный рефлекс — универсальный физиологический процесс, в котором кора не обязательно должна принимать участие.

Содержание:

  • 1 Выработка условного рефлекса
  • 2 Особенности условных рефлексов
  • 3 Правила образования условного рефлекса
  • 4 Отличия условных рефлексов от безусловных

Выработка условного рефлекса

В коре больших полушарий замыкаются связи, благодаря чему образуются рефлекторные дуги. По этим рефлекторным дугам протекают условные рефлексы. Вызываются они  раздражителями, которые перед замыканием никакой реакции не вызывали.

Ответная реакция организма происходит всякий раз, когда внешний нейтральный раздражитель несколько раз совпадает по времени с безусловным раздражителем. В качестве примера можно привести тарелку с едой, которую только поставили на стол. Если это незнакомое блюдо, оно не вызовет повышенного слюноотделения. Если же человек многократно его пробовал, это приведет к повышенной выработке слюны. Лучшая выработка условного рефлекса происходит, когда нейтральный раздражитель предшествует безусловному.

Особенности условных рефлексов

Условные рефлексы имеют свои особенности:

  1. Они представляют временную связь между внешним раздражителем и реакцией организма. Нервные связи образуются в коре больших полушарий. Они со временем ослабевают или могут вовсе исчезнуть. Чтобы поддерживать необходимый уровень, нужно через определенные промежутки подкреплять связи, соединяя условный раздражитель с тем, который способствовал возникновению рефлекса.
  2. Не являются врожденными, но они приобретаются на протяжении всей жизни.
  3. Условные рефлексы являются индивидуальными и могут отличаться даже у представителей одного вида.
  4. Обладают сигнальным значением. Обязательным условием для возникновения какой-либо реакции является временное совпадение безусловного и нейтрального раздражителя. Такое совпадение является неким сигналом для организма об ожидаемом событии.
  5. Могут выступать в качестве основы для более сложных рефлексов, что способствует образованию рефлексов первого, второго порядка и далее. Если у собаки условные рефлексы вырабатываются лишь до третьего ряда, то у человека этот показатель может достигать самых высоких отметок благодаря обучению на протяжении всей жизни.

Существуют положительные и отрицательные условные рефлексы. При положительных в организме проявляется активность, при отрицательных — угнетаются двигательные или секреторные реакции. Например, если человек слышит команду остановиться, то мышцы начинают удерживать тело в вертикальном положении на одном месте.

Правила образования условного рефлекса

Для возникновения рефлекса:

  1. Будущий условный раздражитель должен быть достаточно сильным, чтобы вызвать в организме ответную реакцию.
  2. Условный раздражитель должен обязательно опережать безусловный.
  3. Не должно присутствовать никаких других отвлекающих раздражителей.
  4. В организме не должно быть никаких патологических процессов.

Отличия условных рефлексов от безусловных

Основные отличия:

  1. Условные рефлексы могут приобретаться на протяжении всей жизни, а безусловные передаются по наследству и являются врожденными.
  2. Условные рефлексы являются индивидуальными, безусловные — нет.
  3. Безусловные рефлексы являются постоянными, в отличие от условных.
  4. Безусловные рефлексы являются ответом на какие-либо внешние раздражители, а условные вырабатываются при помощи безусловных.
  5. Безусловные рефлексы обладают постоянными рефлекторными дугами, а при условных рефлексах для их формирования необходимо попадание в одно время.
  6. В ходе многих исследований было доказано, что процесс при условном рефлексе происходит благодаря коре больших полушарий, а безусловные рефлексы относятся к нервным центрам, которые расположены в спинном мозге.

Чтобы условные рефлексы вырабатывались правильно, необходимо поддерживать мозговую активность, держать мозг в тонусе. Этому способствуют когнитивные тренажёры Викиум.

Безусловные рефлексы | Понятия и категории

БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС (от лат. reflexus — отраженный). Форма рефлекса, систематически исследованная И. П. Павловым, которая представляет собой врожденную реакцию организма, характерную для определенного биологического вида, возникающую в ответ на воздействие биологически значимого стимула, адекватного для определенного поведения. Безусловный рефлекс связан с жизненно важными биологическими потребностями, на основе удовлетворения которых осуществляется уравновешивание среды и организма (гомеостаз). Возникает при появлении специфического раздражителя, независимо от случайных условий среды…

Tags: 

Психология

БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС (лат. reflexus — отражение) — наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или изменения внутренней среды организма. Этот термин, введенный И. П. Павловым, обеспечивает приспособление к относительно постоянным условиям. В чистом виде безусловный рефлекс не существует. Общепринятой классификации не имеет. Среди важнейших рефлексов этого типа выделяют пищевой, половой, оборонительный, ориентировочный и др.

Tags: 

Психология

БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ — врождённые ответные реакции организма на к.-л. воздействия среды, осуществляемые при посредстве нервной системы по определённым (врождённым) анатомическим путям. Деление рефлексов на безусловные и условные было введено И.П. Павловым в связи с открытием им условных рефлексов. В названии безусловных рефлексов подчёркивается, во-первых, относительное постоянство возникновения этих рефлексов всякий раз, когда на тот или иной рецептор воздействует соответствующий раздражитель, и, во-вторых, отсутствие необходимости в специальных условиях для их возникновения (в отличие от условных рефлексов). Биологическая роль безусловных рефлексов состоит в приспособлении человека и животных к постоянным факторам среды.

Многочисленные безусловные рефлексы, которыми обладает организм высших животных и человека, обеспечивают относительное постоянство внутренней среды организма, его постоянные связи с внешней средой и функции продолжения рода…

Tags: 

Психология

УСЛОВНЫЕ И БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ — приспособительные реакции животных и человека, обусловленные раздражением рецепторов и деятельностью центральной нервной системы. Безусловные рефлексы — врожденные ответные реакции организма, одинаковые у особей данного вида. Они характеризуются постоянной и однозначной связью между воздействием на тот или иной рецептор и определенной ответной реакцией, обеспечивающей приспособление организмов к стабильным условиям жизни. Безусловные рефлексы  осуществляются, как правило, с помощью спинного и низших отделов головного мозга.

Tags: 

Биология

Объяснение условной реакции

| Собака Павлова | Условный ответ против безусловного ответа | Примеры | Угасание условного ответа |

Что такое условная реакция?

Условная реакция (CR) запускается условным раздражителем (CS) после кондиционирования. Перед кондиционированием CS является нейтральным стимулом (NS), который не может вызвать целевую реакцию. После неоднократного сопряжения с безусловным стимулом (УС) НС становится КС, который может вызвать ПР.

CR не встречается в природе. Они усваиваются с течением времени посредством ассоциативного обучения с использованием классического условного рефлекса или оперантного условного рефлекса. Процесс кондиционирования обычно включает предъявление нейтрального стимула непосредственно перед или одновременно с безусловным стимулом ​1​ .

Собака Павлова

Русский физиолог Иван Павлов разработал концепцию условных реакций. Повторяющаяся ассоциация между поведением и стимулами может вызвать поведение посредством классического обусловливания, которое также известно как обусловливание Павлова или обусловливание респондента.

Его исследования сосредоточены на классической обусловленности и лучше всего иллюстрируются «собакой Павлова». Еда — это естественный раздражитель, а слюноотделение в ответ на еду — безусловная реакция. Эта рефлекторная реакция вызывается автоматически без внешней помощи, условностей или предшествующего опыта.

Однако звук колокольчика не вызывает слюноотделения у собак естественным образом.

В своих экспериментах по выработке условного рефлекса Павлов неоднократно сочетал звон колокольчика с едой, чтобы вызвать одинаковую биологическую реакцию. Затем собак обучали выделять слюну при звуке колокольчика, что является условной автоматической реакцией.

Условная реакция в сравнении с безусловной реакцией

Основное различие между безусловной реакцией и условной реакцией заключается в том, что безусловная реакция является естественной реакцией, вызванной безусловным раздражителем, тогда как условная реакция является выученным поведением путем многократного предъявления нейтрального раздражителя. с безусловным раздражителем 3 .

Например, у собаки выделяется слюна при виде еды — это безусловная реакция. Это биологически мощная реакция, которая не требует обучения. Слюноотделение при звуке колокольчика является условной реакцией, потому что обычно звук колокольчика не вызывает слюноотделения. Только после процедуры условного рефлекса он становится условным раздражителем, а выделение слюны при прослушивании звонка становится условной реакцией.

Этот звон начинался как нейтральный раздражитель (НС) и в конечном итоге стал условным раздражителем (УС). В следующем разделе исследуются другие примеры этого фантастического явления.

Примеры условных реакций

Собака Павлова — один из самых известных классических экспериментов на условные рефлексы в современной психологии. Вот еще примеры реальных условных реакций.

Страх и фобии

Обусловливание страхом — это классический процесс обусловливания, необходимый для обнаружения опасности, запуска механизмов самозащиты и обеспечения выживания вида.

Однако ошибочное обусловливание страха может трансформировать изначально безобидные стимулы в угрожающие и вызывающие страх стимулы, что приводит к неадекватному поведению или расстройствам (КР), таким как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), фобии или паническое расстройство 4 .

При обусловливании страха одной пары CS-US часто бывает достаточно, чтобы вызвать сильное чувство страха. Это аверсивное обучение является мощным, и нежелательные условные реакции могут существенно влиять на человека на протяжении всей жизни.

Например, ребенка удерживали во время вакцинации (США). Он узнал, что парная ассоциация игла плюс врач (CS) равняется боли и дистрессу (UR). Возвращение в эту ситуацию (обусловливающая ситуация) вызывает дистресс (КР), заставляя страдающих вообще избегать его. При тяжелой фобии игл пациенты могут не обращаться за помощью даже в самых тяжелых обстоятельствах 5 .

Управление классом

Модификация поведения — это тип оперантного обусловливания, который часто используется для управления поведением учащихся в классе ​6​ .

Например, учителя могут давать баллы (поощрения) учащимся, демонстрирующим желательное поведение (CR) в классе ​7​ .

Дрессировка животных

Люди — не единственный вид, который можно обучить. Животных можно научить принимать желаемое поведение в качестве условных реакций 8 .

Например, когда собака выполняет трюк в качестве правильной реакции (CR), для закрепления поведения дается лакомство.

Угасание условной реакции

Условная реакция не является естественной. Они индуцированы и изучены с течением времени. В результате некоторые условные реакции могут со временем исчезнуть, особенно из-за отсутствия подкрепления. Этот процесс называется угасанием.

Если собаке Павлова неоднократно не давать еду после звонка в колокольчик, ассоциация между звуком и едой может со временем исчезнуть. Поведение считается вымершим.

Однако некоторые условные реакции, такие как реакция страха на иглы, сложнее устранить после того, как они выучены ​9​ .

Ссылки

  1. 1.

    Павлов ИП. Условные рефлексы: Исследование физиологической деятельности коры головного мозга. ОТВЕТ . Опубликовано в сети 1 июня 2010 г. doi:10.5214/ans.0972-7531.1017309

  2. 2.

    Кларк Р.Э. Классические истоки условности Павлова. Интегральное психическое поведение . Опубликовано в Интернете в октябре 2004 г .: 279–294. дои: 10.1007/bf02734167

  3. 3.

    Дэвис М., Шлезингер Л.С., Соренсон, Калифорния. Временная специфичность кондиционирования страха: влияние различных интервалов между условным стимулом и безусловным стимулом на эффект испуга, потенцированный страхом. Журнал экспериментальной психологии: процессы поведения животных

    . Опубликовано в Интернете 1989: 295-310. дои: 10.1037/0097-7403.15.4.295

  4. 4.

    Sehlmeyer C, Schöning S, Zwitserlood P, et al. Обусловливание человеческого страха и угасание в нейровизуализации: систематический обзор. Гендельман Х.Э., изд. ПЛОС ОДИН . Опубликовано в сети 10 июня 2009 г.: e5865. doi:10.1371/journal.pone.0005865

  5. 5.

    Дженкинс К. II. Боязнь иголок: психологическая перспектива. Британский журнал анестезии . Опубликовано в Интернете в июле 2014 г .: 4–6. doi:10.1093/bja/aeu013

  6. 6.

    Кристоферсон М., Салливан А.Л. ОБУЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО УПРАВЛЕНИЮ КЛАССОМ: ОБЗОР ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ, СООБЩЕННОГО САМИ, СОДЕРЖАНИЕ И ГОТОВНОСТЬ. Психол Схс . Опубликовано в Интернете 12 января 2015 г .: 248–264. doi:10.1002/pits.21819

  7. 7.

    Filcheck HA, McNeil CB, Greco LA, Bernard RS. Использование жетонной экономики всего класса и обучение учителей навыкам в дошкольном классе для управления деструктивным поведением. Психол Схс . Опубликовано в Интернете 2004: 351-361. doi:10.1002/pits.10168

  8. 8.

    МакКинли С., Янг Р.Дж. Эффективность метода «модель-соперник» по сравнению с оперантным обусловливанием при обучении домашних собак выполнению задачи поиска-отбора. Прикладная наука о поведении животных . Опубликовано в Интернете, май 2003 г . : 357–365. doi:10.1016/s0168-1591(02)00277-0

  9. 9.

    Барад М., Гин П.В., Лутц Б. Роль миндалевидного тела в угасании условного страха. Биологическая психиатрия . Опубликовано в Интернете в августе 2006 г .: 322–328. doi:10.1016/j.biopsych.2006.05.029

О Памеле Ли, MS, MBA

Памела Ли — автор бестселлеров. Она является основателем и главным редактором Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше

Просмотреть все сообщения Памелы Ли, MS, MBA | Веб-сайт

Классическое обусловливание — ассоциативное обучение

Классическое обусловливание, тип ассоциативного обучения, происходит, когда соответствующая реакция на стимул становится обусловленной реакцией на другой связанный стимул.

Классическое обусловливание  – это форма обучения, при которой условный стимул (CS) связывается с несвязанным безусловным стимулом (US), чтобы вызвать поведенческую реакцию, известную как условная реакция (CR). Условная реакция — это выученная реакция на ранее

нейтральный стимул . Безусловный раздражитель обычно представляет собой биологически значимый раздражитель, такой как пища или боль, который с самого начала вызывает безусловную реакцию (НП). Условный раздражитель обычно нейтрален и сначала не вызывает особой реакции, но после обусловливания вызывает условную реакцию.

Самый известный из экспериментов Павлова связан с изучением слюноотделения собак. Первоначально Павлов изучал слюну собак, связанную с пищеварением, но, проводя свои исследования, он заметил, что у собак начиналось выделение слюны каждый раз, когда он входил в комнату, даже если у него не было еды. Собаки ассоциировали его вход в комнату с кормлением. Это побудило Павлова разработать серию экспериментов, в которых он использовал различные звуковые объекты, такие как зуммер, для состояние  реакция слюноотделения у собак.

Он начал с включения зуммера каждый раз, когда собакам давали еду, и обнаружил, что у собак начинается слюноотделение сразу после того, как они услышат зуммер, даже до того, как увидят еду. Через некоторое время Павлов начал бить зуммером, вообще не давая еды, и обнаружил, что у собак продолжало выделяться слюноотделение при звуке зуммера даже в отсутствие еды. Они научились ассоциировать звук зуммера с кормлением.

Если мы посмотрим на эксперимент Павлова, мы сможем выделить четыре фактора классического обусловливания в действии:

– Необусловленной реакцией было естественное слюноотделение собак в ответ на то, что они увидели или понюхали пищу.
— Безусловным раздражителем был вид или запах самой пищи.
– Условным раздражителем был звон колокольчика, ранее не имевший связи с пищей.
. Таким образом, условным рефлексом было слюноотделение собак в ответ на звон колокольчика, даже когда еды не было.

Павлов успешно связал безусловную реакцию (естественное слюноотделение в ответ на пищу) с условным раздражителем (зуммер), в конечном итоге создав условный ответ (слюноотделение в ответ на звуковой сигнал). Этими результатами Павлов создал свою теорию классической обусловленности.

В классическом обусловливании начальный период обучения известен как приобретение , когда организм учится связывать нейтральный стимул и безусловный стимул. Во время усвоения нейтральный раздражитель начинает вызывать условную реакцию, и, в конце концов, нейтральный раздражитель становится условным раздражителем, способным вызывать условную реакцию сам по себе. Время важно для кондиционирования происходит. Как только мы установили связь между безусловным раздражителем и условным раздражителем, как нам разорвать эту связь и заставить собаку, кошку или ребенка перестать реагировать? В терминах классического обусловливания вы бы давали условный раздражитель, а не безусловный. Павлов исследовал этот сценарий в своих экспериментах с собаками: озвучивать тон, не давая собакам мясного порошка. Вскоре собаки перестали реагировать на тон. Угашение  это снижение условной реакции, когда безусловный раздражитель больше не предъявляется вместе с условным раздражителем. При предъявлении одного условного раздражителя собака, кошка или другой организм давали бы все более и более слабый ответ и, наконец, не реагировали бы. В терминах классического обусловливания происходит постепенное ослабление и исчезновение условной реакции.

Что происходит, когда обучение какое-то время не используется — когда то, что было изучено, остается бездействующим? Как мы только что обсуждали, Павлов обнаружил, что при многократном предъявлении звонка (условный раздражитель) без мясного порошка (безусловный раздражитель) происходило угашение; собаки прекратили слюнотечение к звонку. Однако после пары часов отдыха от этой тренировки на вымирание у собак снова началось слюноотделение, когда Павлов позвонил в колокольчик. Поведение собак Павлова иллюстрирует концепцию, которую Павлов назвал спонтанное восстановление : возвращение ранее погашенной условной реакции после периода отдыха.

Это кривая приобретения, угасания и спонтанного восстановления. Восходящая кривая показывает быстрое усиление условной реакции за счет многократного сочетания условного и безусловного раздражителей (приобретение). Затем кривая снижается, что показывает, как ослабевает условная реакция при предъявлении только условного раздражителя (угашение). После перерыва или паузы в обусловливании вновь появляется условная реакция (спонтанное восстановление).

Приобретение и угасание связаны соответственно с усилением и ослаблением изученной ассоциации. Два других процесса обучения — различение стимула и обобщение стимула — участвуют в различении того, какие стимулы вызовут выученную ассоциацию. Животные (включая людей) должны различать раздражители — например, звуки, которые предсказывают угрожающее событие, и звуки, которые этого не делают, — чтобы они могли реагировать соответствующим образом (например, убегать, если звук угрожающий). Когда организм учится по-разному реагировать на различные сходные раздражители, это называется0007 различение стимулов . В терминах классического обусловливания организм демонстрирует условный ответ только на условный раздражитель. Собаки Павлова различали основной тон, который звучал перед тем, как их покормили, и другие тона (например, звонка в дверь), потому что другие звуки не предсказывали приход еды.

С другой стороны, когда организм демонстрирует условную реакцию на стимулы, сходные с условным раздражителем, это называется генерализацией стимула , противоположность различению стимулов. Чем больше раздражитель похож на условный раздражитель, тем больше вероятность того, что организм даст условный ответ.


Практические вопросы

Академия Хана

Изучение клинического применения классического обусловливания

Tickle me Nim. Говорят ли приматы на языке?

Кошки и собаки и кондиционирование

Официальная подготовка к MCAT (AAMC)

Онлайн-карточки Психология Вопрос 18

Образец теста P/S, раздел 5, вопрос 30

Образец теста, P/S, раздел 5, вопрос 31

Практический экзамен 1, P/S, раздел 2, вопрос 9

Практический экзамен 2, P/S, раздел 9, вопрос 48

Практический экзамен 2 P/S, раздел 9, вопрос 49

Практический экзамен 4, P/S, раздел 6, вопрос 32


Ключевые моменты

• Иван Павлов известен своим знаменитым экспериментом с обусловливанием реакции слюноотделения в собак, что привело к классическому обусловливанию.

• Классическое обусловливание — это форма обучения, при которой условный стимул ассоциируется с несвязанным с ним безусловным стимулом, чтобы вызвать поведенческую реакцию, известную как условная реакция.

• Обучая собак ассоциировать звук зуммера с кормлением, Павлов установил принципы классического обусловливания.

• На основе работы Павлова были разработаны различные поведенческие терапии для управления страхом и тревогой, такие как десенсибилизация и затопление.

• В классическом обусловливании начальный период обучения известен как приобретение, когда организм учится связывать нейтральный стимул и безусловный стимул.

• Угасание — это снижение условной реакции, когда безусловный раздражитель больше не предъявляется вместе с условным раздражителем.

• Когда организм учится по-разному реагировать на различные сходные стимулы, это называется распознаванием стимулов.

• Когда организм демонстрирует условный ответ на стимулы, сходные с условным стимулом, это называется генерализацией стимула.


Ключевые термины

состояние : Формировать поведение человека или животного.

овладение: период начального обучения классическому обусловливанию, когда человек или животное начинает связывать нейтральный и безусловный стимулы таким образом, что нейтральный раздражитель начинает вызывать условную реакцию

классическое обусловливание: обучение в котором стимул или опыт возникают до поведения, а затем объединяются или ассоциируются с поведением

условная реакция (CR): реакция, вызванная условным раздражителем

условный раздражитель (CS): раздражитель, вызывающий реакцию благодаря сочетанию с безусловным раздражителем

снижение условной реакции когда безусловный раздражитель больше не сочетается с условным раздражителем

нейтральный раздражитель (NS)   раздражитель, который изначально не вызывает реакции

Спонтанное восстановление Возврат ранее погашенного кондиционированного ответа

Дискриминация стимула по -разному реагировать на сходные стимулы

Обобщение стимула .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *