Бихевиоризм в психологии – что такое кратко и понятно
Бихевиоризм – это психологическая теория, основанная на поведении человека, которое является совокупностью реакций на различные стимулы извне. Датой рождения концепции считается 1913 год, когда ее основоположник, Дж. Уолтер, опубликовал первую статью о психологии с точки зрения бихевиориста. Представители теории трактуют научение как основу развития человека, а предметом психологии рассматривают поведение человека и животных. Они проводили множество экспериментов, которые показывали возможность научения той или иной стратегии поведения. При этом, многие из них проводились на животных, а выводы распространялись и на людей. Так как бихевиористы не выделяли особых различий между поведением животных и человека.
Содержание
- Определение понятия
- Основатель бихевиористического подхода
- Исследования Павлова и Торндайка
- Суть подхода
- Основные положения бихевиористического подхода
- Мотивы возникновения
- Направления бихевиоризма
- Плюсы и минусы бихевиоризма
- Заключение
Определение понятия
Теория бихевиоризма – это, если говорить кратко и понятно, направление в психологии, представители которого в качестве предмета психологии рассматривали поведение человека. Главной мыслью его основателей было предположение о том, что человек с рождения представляет собой «чистый лист», а свои психические особенности приобретает в течение жизни в результате различных реакций на те или иные стимулы из внешней среды.
Основатель бихевиористического подхода
Основателем бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Своей целью он называл переустройство психологии как науки в более точную и объективную, в которой дается качественная и количественная оценка свойств психики. Также он создал основополагающую схему усвоения поведения, которое является предметом изучения в бихевиоризме: стимул вызывает реакцию. То есть, он говорил о том, что поведение любого человека зависит только от того, с какими стимулами он сталкивается и каким образом на них реагирует. Кроме того, он был уверен, что из любого младенца с помощью данной схемы можно вырастить такого человека, который будет наиболее востребован в обществе.
youtube.com/embed/Gz3yHuNbRoU?feature=oembed&wmode=opaque» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Исследования Павлова и Торндайка
И.П. Павлова, можно сказать, был предшественником теории бихевиоризма, так как на основе его теории о рефлексах и создана концепция о поведении. Он работал с животными и выяснил, что у них есть определенные безусловные рефлексы, заложенные в форме инстинктов и определяющие поведение существа. Также он выявил возможность искусственного развития условных рефлексов, на базе которых выстраивается и поведение животного в целом.
Э. Торндайк считал, что исходная точка формирования реакции – это не просто внешний стимул, а проблемная ситуация, которая вызывает у человека дискомфорт или удовольствие. Она заставляет его двигаться в нужном направлении и выполнять необходимые действия для избавления от дискомфорта или получения приятных ощущений. Если же стимул не вызывает у индивида ни позитивных, ни негативных эмоций, то реакция может и не последовать. Взгляды Торндайка значительно дополнили теорию бихевиоризма, но из классической концепции его идеи были исключены, так как ее основоположники не могли допустить, чтобы при исследовании человека ученые брали во внимание субъективные и физиологические особенности личности.
Суть подхода
Суть бихевиористического подхода заключается в изучении и формировании поведения человека посредством различных стимулов. Они могут быть обусловлены средой – пример из жизни – пережитое «голодное» время делает человека чрезмерно запасливым; или быть искусственными – например, эксперимент с маленьким Альбертом, которого искусственно заставили бояться всего белого и пушистого. Кроме того, стимулы могут быть как ощутимыми физически – сильная жара или мороз, физические наказания, частые объятия; так и словесными, исходящими от окружения – порицание или похвала. Субъективные переживания – эмоции, чувства, состояния, в бихевиоризме не отрицаются, но считается, что они лишь зависят от внешних воздействий, а не определяются ими.
Основные положения бихевиористического подхода
К основным положениям теории можно отнести следующие тезисы:
- Предметом теории бихевиоризма является изучение поведенческих реакций животных и людей на различные стимулы и поведение в целом.
- Изучение поведения и поведенческих реакций производится путем наблюдения.
- Все субъективные аспекты человека со стороны физиологии и психики определяются только его поведением.
- Поведение человека или животного – это совокупность реакций на внешние раздражители.
- Если известен характер предъявляемого стимула, то возможно практически точно предсказать реакцию, которая на него последует. Это основная задача бихевиоризма.
- Поведение живых существ успешно поддается внешнему регулированию и контролю.
- Поведение или передается по наследству в виде безусловных рефлексов, либо приобретается – в виде условных.
- Поведение является результатом обучения за счет многократного повторения стимулов и закрепления реакции.
- Навык – результат формирования условных рефлексов. Мышление и речь в бихевиоризме также считаются навыком, а память – механизмом, позволяющим удерживать уже приобретенные навыки.
- Психические реакции формируются на протяжении всей жизни, то есть, обучение можно начинать в любом возрасте и продолжать неограниченное количество времени.
- Эмоции – это также реакции на внешние стимулы.
Мотивы возникновения
Теория бихевиоризма как науки о поведении формировалась на фоне критики наиболее распространенного в XIX веке предшествующего ему метода интроспекции, основанного на самодиагностике и самоанализе. Сомнения в точности такой науки вызывал низкий уровень объективности измерений и сильная разрозненность в получаемых сведениях. Дж. Уотсон хотел создать такое направление психологии, данные в котором можно было бы точно измерять и объективно исследовать. Философской основой бихевиоризма была теория Дж. Локка, который считал, что человек рождается с чистым сознанием, а в течение жизни получает весь необходимый опыт, определяющий его состояние.
Направления бихевиоризма
Изначально существовал только классический бихевиоризм, рассматривающий поведение как совокупность стимулов и реакций. Но со временем стало понятно, что этого недостаточно для создания полноценного направления психологии. В результате возникли разные направления, уточняющие и дополняющие основную схему бихевиоризма. Основные теории можно рассмотреть в таблице.
Направление | Описание |
---|---|
Целевой бихевиоризм | Его представителем является Э. Толмен, который включил в схему недостающее звено, в результате чего получилось следующее выражение: стимул – мыслительная деятельность – реакция. Так, в лабиринтах мыши добирались до цели не тем путем, которым их учили, а просто бежали к ней произвольными путями. Значит, цель для них была более приоритетной, чем выученный путь, они бежали той дорогой, которая казалась им наиболее удобной для достижения цели, а значит – перед тем, как действовать, успевали на примитивном уровне обдумать свою траекторию. |
Социальный бихевиоризм | Наиболее известное лицо в этом направлении бихевиоризма – А. Бандура. Здесь в формуле «стимул-реакция» стали браться во внимание социальный опыт и индивидуально-психологические особенности, которые реакцию на стимул. А. Бандура проводил эксперименты с тремя группами детей, которым в разных условиях показывали видеозапись «издевательств» другого ребенка над тряпичной куклой. В результате те, кому показывали последующее наказание за агрессию, к кукле не прикасались. А те, кто видел, что такие действия не порицаются или поощряются, проявили к ней агрессию так же, как и ребенок на представленном им видео. |
Необихевиоризм (Радикальный бихевиоризм) | Основателями этого направления стали Б. Скиннер – автор концепции оперативного бихевиоризма, и К. Халл. Здесь схема «стимул-реакция» расширяется за счет включения разных промежуточных переменных, которые оказывают значительное влияние на формирование поведения. Например, такими переменными можно считать поощрение, игнорирование и наказание за ту или иную реакцию. |
Плюсы и минусы бихевиоризма
Преимущества бихевиористического подхода заключаются в том, что для своего времени он был новым и очень прогрессивным течением в психологии. В его эпоху было сделано большое количество новых открытий и проведено много значимых для развития науки экспериментов. На базе бихевиоризма и с использованием некоторых его идей возникли другие направления психологии и психотерапии, также некоторые тезисы бихевиоризма используются в педагогике.
При этом рассмотрение человека в бихевиоризме было однобоким: он делает упор только на изучение внешних проявлений. Представители этого направления отрицали влияние на поведение субъективных данных – особенностей психики, эмоционального состояния, собственных желаний и стремлений, а также – влияние общества и социальных установок. Также они утверждали, что могут влиять на поведение любого человека, нужно лишь найти подходящие стимулы и закрепить реакцию. Кроме того, критика бихевиоризма была в том, что он не видел особой разницы между поведением человека и животных.
Заключение
Бихевиоризм – это основное направление психологии в XIX веке, которое возникло, когда возникли сомнения в интроспекции. Его основоположником был Дж. Уолтер – американский психолог. Главной категорией бихевиоризма является поведение человека. Центральной идеей теории в психологии является утверждение о том, что поведение любого человека можно регулировать внешними стимулами. Основная формула бихевиоризма – «стимул-реакция», предполагает, что поведение представляет собой совокупность раздражителей и ответных реакций на них. Плюсы теории заключаются в том, что она дала начало другим течениям психологии, подтвердив многие идеи экспериментами. Главный минус – в том, что бихевиористы рассматривают только внешние проявления, не принимая во внимание внутренние аспекты и влияние социума на человека.
Бихевиоризм 💡 Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен
Бихевиоризм — это направление в психологии ХХ века, основателем которого является Дж. Уотсон, рассматривающее поведение человека как реакцию на воздействие различных факторов внешней среды.
Основные представители бихевиоризма: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен.
Методами исследования в бихевиоризме считаются наблюдение и поведенческий эксперимент.
Содержание
- Бихевиоризм в психологии
- Классический бихевиоризм Дж. Уотсона
- Исследования Э. Торндайка в рамках бихевиоризма
- Исследования Б. Скиннера в рамках бихевиоризма
- Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена
Бихевиоризм в психологии
Датой рождения бихевиоризма (от англ. behavior — поведение) считают публикацию в 1913 г. статьи Дж.Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» в научном психологическом журнале «Психологическое обозрение».
До того момента, как бихевиоризм стал популярным направлением в психологии, активно использовался метод интроспекции, суть которого заключалась в наблюдении субъекта за процессами в своем сознании. Но данный метод перестал быть востребованным. Бихевиористы в своем учении отвергали представление о сознании, а так же полагали, что любые психологические структуры и процессы, не наблюдаемые объективными методами, либо не существуют (так как нельзя доказать их существование), либо недоступны для научного исследования. Поэтому критики этой парадигмы часто называют бихевиоризм теорией «пустого организма». Естественно, что при таком представлении интроспекция не считалась действенным и достоверным методом.
Представители бихевиористического направления в психологии считали, что поведение каждого человека определяется не какими-то внутренними процессами, а механическими воздействиями окружающей среды. Причем, данный процесс происходит по принципу «стимул-реакция»(S →R) .
Под реакциями (R) бихевиористы понимают движения человека (мышечная, сосудистая, железистая реакция и др.), совершаемые при выполнении того или иного действия. Под стимулами (S) — доступные внешнему наблюдению раздражения внешнего мира, вызывающие у человека те или иные реакции.
Рассмотрим данный принцип на примере.
Допустим, гуляю по городу, мы находим бродячую собаку. Чтобы скрасить ее участь, мы отдаем ей лежащий у нас кусочек печенья. Собака сразу же завиляла хвостом, почувствовав запах пищи. И у нее началось слюноотделение.
В данном случае, печенье, которое мы дали собаке, является стимулом (S), а слюноотделение является реакцией на стимул (R). Получается, что поведение собаки (слюноотделение) было вызвано воздействием внешней среды (печеньем), а не внутренними процессами. Значит, реакция собаки является следствием воздействия из внешней среды (S →R).
Изучая данное явление, бихевиористы пришли и к другому выводу. Если между стимулом и реакцией есть взаимосвязь, значит, зная причины этой связи и изучив, какие стимулы вызывают те или иные реакции, можно добиваться определенного поведения от человека или животного, воздействуя на них определенным образом (т.е. должен быть определенный стимул, который даст соответствующую реакцию). В таком случае, нет необходимости обращать внимание на внутреннее психическое состояние людей.
Предмет психологии, с точки зрения бихевиоризма, — поведение, понимаемое как совокупность наблюдаемых мышечных, сосудистых, железистых реакций (R) на внешние стимулы (S).
Задача психологии состоит в том, чтобы выявить закономерности связей между стимулами и реакциями (S →R), а цель — предсказание поведения субъекта и управление им.
Данное направление исследует только внешне наблюдаемое поведение, а все психические явления сводит к реакциям организма. Бихевиористы рассматривают поведение человека и животного как сходного, считая, что в них нет различий.
Несмотря на все достижения психологов-бихевиористов, данное направление подвергалось критике. Под сомнения ставились моменты, касательно отказа от внутреннего мира человека, т.е. сознания, чувственных и душевных переживаний; трактовки поведения как совокупности ответных реакций на раздражители, которые опускали человека до уровня робота; неспособности объяснить яркие творческие достижения в науке и искусстве и др.
Классический бихевиоризм Дж. Уотсона
Джон Уотсон — американский психолог, основатель бихевиоризма. Он пытался сделать психологию естественной наукой, которая пользовалась бы объективными методами.
Уотсон уделял огромное внимание классическому научению, при котором организм ассоциирует разные стимулы (звук колокольчика — условный раздражитель, а слюноотделение у собаки в ответ на звук этого колокольчика — условный рефлекс). Такой вид научения ориентирован на непроизвольные, автоматические действия.
Организм как человека, так и животного приспосабливается к своему окружению посредством врождённого и приобретённого набора актов, т.е. поведения. Всю психическую деятельность Уотсон трактовал как поведение. Он рассматривал его как совокупность реакций организма на стимулы, т.е. поведение по принципу «стимул-реакция» (S →R). Дж. Уотсон считал, что подобрав верный стимул, можно формировать нужные навыки и качества в человеке или животном.
На работы Уотсона и основные идеи бихевиоризма сильно повлияло открытие русским физиологом И. П. Павловым классических условных рефлексов. Во многом под влиянием работ Павлова, хотя сам Павлов полагал, что они поняли его неверно, Уотсон заявил, что наблюдение над поведением может быть описано в форме стимулов (S) и реакций (R).
В доказательство правоты бихевиористической теории, Джон Уотсон и Розали Рейнер ставят эксперимент, который стал известен под названием «маленький Альберт».
Уотсон и Рейнер выбрали для экспериментов 11-месячного младенца «Альберта Б.», который был вполне нормально развитым ребенком. Сначала экспериментаторы проверили реакции маленького Альберта, показывая ему белую крысу, маски, горящую газету и хлопковую пряжу. Ничего из этого не выявило страха у мальчика.
Затем они приступили к формированию реакции страха. Одновременно с тем, как Альберту давали поиграть с белой крысой, экспериментатор бил молотком по стальной полосе так, чтобы малыш не видел молотка и полосы. Громкий звук пугал Альберта. Таким образом, ребенок стал пугаться и самой крысы (без удара). На данном этапе условный рефлекс страха на крысу закрепился у маленького Альберта.
Через пять дней Альберт снова оказался у экспериментаторов. Они проверили его реакцию: обычные игрушки не вызывали негативной реакции. Крыса же всё еще пугала малыша. Экспериментаторы проверили, не случился ли перенос реакции страха на других животных и похожие предметы. Выяснилось, что ребенок действительно боится некоторых животных и предметов, не связанных с крысой (например, кролика (сильно), собаки (слабо), мехового пальто и др.).
Исследования Э. Торндайка в рамках бихевиоризма
Эдвард Торндайк – выдающийся американский психолог, основатель теории научения, автор таких трудов как «Интеллект животных», «Основы обучения», «Педагогическая психология» и др.
Торндайк не считал себя бихевиористом, хотя его законы и исследования часто характеризует его как сторонника этого направления.
Еще в Гарвардском университете, под присмотром своего наставника У. Джеймса, Э. Торндайк занялся опытами над животными. Он стал обучать цыплят навыкам прохождения лабиринта, причем это происходило в подвале дома Джеймса, т.к. в университете не было место для лаборатории. Фактически это была первая в мире экспериментальная лаборатория по зоопсихологии.
В своих экспериментах в Колумбии он изучал закономерности адаптации организма к необычным условиям, с которыми он не может справиться, когда располагает только набором программ поведения. Для исследования он изобрел специальные «проблемные ящики», которые представляют собой экспериментальные устройства различной степени сложности. Животное, помещенное в такой ящик, должно было, преодолевая различные препятствия, самостоятельно найти выход и решить проблему.
Опыты ставились в основном над кошками, но имелись также ящики для собак и обезьян. Помещенное в ящик животное могло выйти из него и получить угощение, лишь приведя в действие специальное устройство — нажав на пружину, потянув за петлю и т. п. Результаты исследований отображались на графиках, которые он назвал «кривые научения». Таким образом, целью его исследования было изучение двигательных реакций животных.
В результате эксперимента выяснилось, что поведение животных было однотипным. Они совершали множество беспорядочных движений — бросались в разные стороны, царапали ящик кусали его и т.д., пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. При последующих пробах число бесполезных движений уменьшалось, животному требовалось все меньше времени чтобы найти выход, пока оно не начинало действовать безошибочно. Данный вид обучения стал называться обучением по принципу «проб и ошибок».
Далее Торндайк сосредоточился на изучении зависимости связей, которые лежат в основе научения, от таких факторов, как поощрение и наказание. На основе полученных материалов он вывел основные законы научения.
1. Закон повторяемости (упражнения) — чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее.
2. Закон эффекта — из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения. (Связи в сознании устанавливаются более успешно, если реакция на стимул сопровождается поощрением).
3. Закон готовности — образование новых связей зависит от состояния субъекта.
4. Закон ассоциативного сдвига — если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию. То есть нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение.
Торндайк сформулировал концепцию «распространения эффекта». Эта концепция подразумевает готовность усвоить сведения из областей, смежных с теми областями, которые уже знакомы. Он также заметил, что научение одному виду деятельности может даже препятствовать овладению другим («проактивное торможение»), а вновь освоенный материал способен иногда разрушать что-то уже выученное («ретроактивное торможение»).
Эти два вида торможения связаны с феноменом памяти. Забывание какого-то материала связано не только с течением времени, но и с влиянием иных видов деятельности.
Исследования Б. Скиннера в рамках бихевиоризма
Беррес Скиннер — американский психолог, писатель, продолжатель идей Дж. Уотсона, который разработал теорию оперантного научения.
Он считал, что человеческий организм — это «черный ящик». Все, что наполняет этот ящик (эмоции, мотивы, влечения), нельзя объективно измерить, поэтому их следует исключить из сферы эмпирического наблюдения. А вот поведение можно объективно измерить, собственно, этим Скиннер и занимался.
Он не принял идею о личности, которая направляет или стимулирует поведение. Скиннер считал, что поведение порождается не силами, которые находятся внутри человека (например, чертами, потребностями, мыслями, чувствами), а силами, которые лежат вне человека. Это значит, что поведение человека регулируется не изнутри, а снаружи (окружающей средой). Изучение личности по Скиннеру — это нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами этого поведения, которые и подкрепляют его в последствии. Этот подход фокусируется на прогнозировании и контроле наблюдаемого поведения.
Б. Скиннер, также как и Дж. Уотсон, интересовался таким явлением как научение. Он даже разработал концепцию оперантного научения, которая базировалась на законе эффекта, который был открыт Э. Торндайком.
Оперантное научение — это метод обучения, который включает в себя систему поощрений и наказаний с целью усилить или прекратить определенный тип поведения. При этом организм ассоциирует свое поведение с последующим результатом. Такое научение направлено на подкрепление контролируемого индивидом поведения.
Например, человек пытается научить собаку выполнять команду. Когда собака успешно справляется (т.е. выполняет команду), она получает поощрение (похвалу, лакомство). Когда собака не справляется с заданием, она не получает поощрение. В итоге, у собаки устанавливается связь между определенным поведением и возможностью получить награду.
Подобным образом, можно и отучить собаку, например, делать «свои дела» на ковер. Только использовать придется систему наказаний (например, отругать пса). Получается своеобразный метод «кнута и пряника».
По этому поводу советую прочитать интереснейшую книгу Карен Прайор, которая называется «Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя «.
Скиннер проводил эксперименты над голодными животными (крысы, голуби), которых помещал в ящик, который получил название «ящик Скиннера». Ящик был пуст, внутри находился лишь выступающий рычаг, под которым стояла тарелка для еды. Оставленная одна в ящике, крыса передвигается и исследует его. В какой-то момент, крыса обнаруживает рычаг и нажимает на него.
После установления фонового уровня (частота, с которой крыса вначале нажимает на рычаг) экспериментатор запускает в действие кассету с пищей, расположенную снаружи ящика. Когда крыса нажимает на рычаг, небольшой шарик пищи выпадает в тарелку. Крыса съедает его и вскоре снова нажимает на рычаг.
Пища подкрепляет нажатие на рычаг, и частота нажатий растет. Если кассету с пищей отсоединить, так что при нажатии на рычаг пища больше не подается, частота нажатий будет уменьшаться.
Таким образом, Скиннер заметил, что оперантно обусловленная реакция при неподкреплении угасает точно так же, как и классически обусловленная реакция. Исследователь может установить критерий дифференцировки, подавая пищу только тогда, когда крыса нажимает на рычаг при горящей лампочке, и тем самым вырабатывая условную реакцию у крысы путем избирательного подкрепления. Свет тут служит стимулом, который контролирует реакцию.
Скиннер также добавляет положения о двух видах поведения: респондентное и оперантное поведение.
Респондентное поведение — это характерная реакция, вызываемая известным стимулом; стимул, при этом, всегда предшествует реакции. В качестве примера можно привести сужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, подергивание колена при ударе молоточком по коленному сухожилию и дрожь при холоде.
Оперантное поведение — это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Вызванное оперантным научением такое поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. Т.е. за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем.
Например, катание на роликах, игра на гитаре, написание собственного имени – это образцы оперантной реакции (или операнты), контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением.
Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена
Эдвард Толмен — американский психолог, представитель необихевиоризма, автор концепции «когнитивных карт» и создатель когнитивного бихевиоризма.
Он отвергал закон эффекта Э. Торндайка, считая, что вознаграждение (поощрение) оказывает слабое воздействие на научение. Вместо этого Э. Толмен предложил когнитивную теорию научения, предполагая, что повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает создаваемые связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма.
Толмен предположил, что поведение является функцией пяти основных независимых переменных: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст.
Онсчитал, что бихевиористская модель S-R должна быть дополнена. По его мнению, формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) — промежуточные переменные (организм) — зависимая переменная (реакция), т.е. S-O-R.
Промежуточными переменными является все, что связано с организмом (О), и формирует данную поведенческую реакцию на данное раздражение. Таким образом, средним звеном являются недоступные прямому наблюдению психические моменты (например, ожидания, установки, знания и др.). Примером промежуточной переменной может являться голод, который невозможно увидеть у подопытного (животного или человека). И тем не менее голод можно объективно и точно связать с экспериментальными переменными, например с длительностью того отрезка времени, на протяжении которого организм не получал пищу.
Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Главный вывод из этих опытов свелся к тому, что, опираясь на строго контролируемое экспериментатором и объективно им наблюдаемое поведение животных, можно достоверно установить, что этим поведением управляют не те стимулы, которые действуют на них в данный момент, а особые внутренние регуляторы.
Поведение предваряют своего рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) «карты».
Когнитивная карта — это субъективная картина, имеющая пространственные координаты, в которой локализованы отдельные воспринимаемые объекты.
Эти «карты» животное строит само. Они и ориентируют его в лабиринте. По ним животное, запущенное в лабиринт, узнает, куда и как ему нужно добраться.
Положение о том, что психические образы служат регулятором действия, было обосновано гештальттеорией. Учтя ее, Толмен разработал собственную теорию, названную когнитивным бихевиоризмом.
Психотерапия и консультационная терапия: в чем разница?
Психотерапия и консультирование — это два вида лечения психических заболеваний, но с некоторыми различиями. Психотерапия больше фокусируется на долгосрочных проблемах и росте, а консультирование направлено на то, чтобы помочь людям решить текущие проблемы.
Психотерапия и консультирование — это виды терапии, которые могут помочь улучшить психическое состояние.
Психотерапия, как правило, представляет собой более глубокий, долгосрочный процесс, который фокусируется на чувствах и прошлом опыте человека. Это может привести к личностному росту.
Консультирование, тем временем, чаще относится к краткосрочной разговорной терапии. Он направлен на то, чтобы помочь человеку найти решение текущих проблем. Человек может использовать его для разработки стратегий, действий и моделей поведения, которые помогут сделать повседневную жизнь более управляемой и приятной.
Однако во многих случаях может помочь любой из них, и человек может также пройти оба типа терапии.
В этой статье обсуждаются различия между психотерапией и консультированием, как выбрать между ними и как подготовиться к приему.
Поделиться на PinterestDesign от MNT; Фотография Алексея Сыроткина/Stocksy & VISUALSPECTRUM/StocksyПсихотерапия и консультирование тесно связаны и имеют много общего, но есть и различия.
В следующей таблице показаны некоторые различия между психотерапией и консультированием.
Психотерапия | Консультирование |
Сосредоточен на повторяющихся или хронических проблемах. | Сосредоточен на краткосрочных или текущих проблемах. |
Психотерапия опирается на применение лечения в соответствии с руководствами и протоколами. | Маловероятно, что консультант будет проводить терапию с помощью руководства по лечению. |
Терапия, скорее всего, будет основываться на теории, такой как когнитивно-поведенческая или юнгианская. | Менее вероятно, что они основаны на теории. |
Типы психотерапии могут включать беседу, когнитивно-поведенческую, художественную, театральную, музыкальную, анималистическую и двигательную. | Включает разговорную терапию. |
Терапия может сосредоточиться на укоренившихся и давних моделях мышления и поведения человека. | Терапия может быть направлена только на определенные виды поведения или ситуации. |
Терапия может быть долгосрочной и может проводиться в течение многих лет. | Терапия может быть краткосрочной. |
Терапию проводит специалист-психолог. | Обычно консультирование проводит специалист-психолог, хотя консультации могут предлагать и люди, например волонтеры или пастырские советники. |
Терапия может быть сосредоточена на психологическом расстройстве или проблеме с психическим функционированием. | Может иметь дело с функционирующими людьми, которые испытывают трудности в своей текущей ситуации. |
Терапия может основываться на переживаниях и чувствах. | Терапия может быть сосредоточена на поведении и действиях. |
Терапия может быть направлена на личностный рост, а не на углубленное внимание к основным проблемам. | Терапия может быть направлена на поддержку, руководство и решение текущих проблем. |
В чем разница между психотерапией и психиатрией?
Психотерапия может помочь людям с эмоциональными трудностями и психическими заболеваниями. Это может улучшить самочувствие человека и дать ему возможность лучше функционировать в повседневной жизни.
Психотерапия может помочь человеку справиться с застарелыми и сложными проблемами. Индивидуум и терапевт вместе определяют цели лечения.
Согласно исследованиям, около 75 % людей, получающих психотерапию, получают некоторую пользу. Они могут лучше функционировать и испытать некоторое облегчение симптомов.
Человек может обратиться к терапевту для лечения ряда психических заболеваний, включая:
- тревожные расстройства
- депрессию
- расстройства пищевого поведения
- биполярное расстройство
- шизофрению
- постпограничное расстройство личности (10106
- ) травматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
- обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
Существует несколько различных видов психотерапии. Некоторые из них могут быть более полезными при определенных заболеваниях.
Виды психотерапииВиды психотерапии включают следующие.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Терапевты могут использовать КПТ для лечения различных состояний, таких как депрессия, тревога, шизофрения и расстройства пищевого поведения.
КПТ исследует взаимосвязь между чувствами, мыслями и поведением. Терапевт поможет человеку определить нездоровые модели мышления и то, как они способствуют разрушительному поведению и убеждениям.
После того, как терапевт и человек определили эти паттерны, терапевт может помочь разработать новые, конструктивные способы мышления, убеждения и поведение.
Может ли КПТ помочь людям с шизофренией?
Диалектическая поведенческая терапия (ДПТ)
Терапевты впервые разработали ДПТ для лечения людей с пограничным расстройством личности, которые рассматривают возможность самоубийства. Это основной метод лечения ПРЛ, но он также может лечить другие психические расстройства.
DBT основан на CBT и очень похож. Тем не менее, ДПТ побуждает людей принимать и смиряться с неприятными мыслями, чувствами и поведением.
Как ДПТ может помочь людям с пограничным расстройством личности и какие еще существуют варианты?
Экспозиционная терапия
Терапевты могут использовать экспозиционную терапию для лечения фобий, ОКР и посттравматического стрессового расстройства. Это может помочь человеку определить триггеры тревоги в безопасном месте и изучить методы, позволяющие избежать беспокойства при встрече с этими триггерами в повседневной жизни.
Терапевт может давать человеку небольшое количество триггерного стимула и постепенно увеличивать его, или он может «затопить» человека своим триггером.
Как экспозиционная терапия может помочь людям с боязнью высоты?
Психодинамическая терапия
Психодинамическая терапия может помочь в лечении различных состояний, таких как ПРЛ, тревога и депрессия.
Он основывается на идее о том, что детские переживания, неуместные повторяющиеся чувства и бессознательные мысли влияют на психическое благополучие и поведение человека.
Терапевт помогает человеку изменить нездоровые привычки и улучшить самосознание.
Терапия десенсибилизации и переработки движениями глаз (EMDR)
Терапевты могут использовать EMDR для лечения людей с посттравматическим стрессовым расстройством.
Пока человек сосредотачивается на травматических воспоминаниях, терапевт будет использовать двустороннюю стимуляцию — например, движения глаз вперед-назад, жужжание ручных сенсоров или воспроизведение звуковых тонов, чередующихся между ушами.
Эта техника направлена на переработку воспоминаний и установку позитивного убеждения, которое заменит предыдущее негативное убеждение или травматическое воспоминание.
Какую роль может играть EMDR в лечении посттравматического стрессового расстройства?
Межличностная терапия
Межличностная терапия может помочь в лечении депрессии и других состояний. Он фокусируется на отношениях человека с другими людьми. Это помогает людям оценивать свои социальные взаимодействия, выявлять негативные модели и изучать стратегии, позволяющие понимать других и позитивно взаимодействовать с ними.
Каковы преимущества групповой терапии?
Консультирование включает целенаправленный разговор между консультантом и клиентом. Дискуссия будет направлена на размышление и решение текущей проблемы.
Это происходит в благоприятной, конфиденциальной обстановке. Консультант стремится поддерживать человека и помогать ему либо решать проблемы, либо управлять ими более эффективным способом.
Психотерапевт или консультант обычно направляет разговор на такие темы, как мысли, чувства, отношения и текущие трудности. Затем они попытаются помочь человеку установить связи и дать полезную информацию.
Консультирование может помочь человеку развить свои собственные ресурсы и укрепить свои механизмы выживания. Эти навыки могут помочь им работать лучше и преодолевать конкретные и текущие проблемы.
Каковы преимущества семейного консультирования?
Различные факторы могут повлиять на выбор между психотерапией и консультированием. Они включают в себя личные предпочтения, доступ к каждому типу, а также страховое покрытие и доступность.
Как консультирование, так и психотерапия могут помочь людям с депрессией и другими состояниями. Однако люди с длительными эмоциональными проблемами или тяжелыми психическими заболеваниями могут получить больше пользы от психотерапии.
Психотерапия может быть лучшим вариантом для тех, кто:
- имеет диагностированное психическое заболевание, такое как ПРЛ, депрессия или посттравматическое стрессовое расстройство
- пробовал консультирование и нашел его неэффективным
- испытывает хронические или повторяющиеся эмоциональные или психические трудности ситуации
- имеет проблемы с эмоциональным или психическим здоровьем, которые влияют на их повседневную жизнь и отношения
Консультирование может быть более подходящим для тех, кто:
- испытывает краткосрочную специфическую проблему
- ищет руководства и поддержки в вопросах, которые они хотят решить
- справляется с зависимостью от психоактивных веществ или алкоголя
- ищет возможность научиться справляться со стрессом потеря любимого человека или развод
Какие существуют 14 видов терапии?
Перед первым приемом человеку может быть полезно определить, чего он хочет достичь с помощью психотерапии или консультирования.
Это может включать перечисление:
- вопросов, которые нужно задать терапевту или консультанту
- проблем, которые они хотели бы решить в ходе терапии
- недавних изменений в своей жизни
- возможных триггеров текущих эмоциональных или психических трудностей
- симптомов психического заболевания или эмоциональный стресс
- лекарства, которые они принимают
Психотерапия и консультирование имеют некоторые общие черты. Обе эти терапии направлены на решение эмоциональных проблем или проблем с психическим здоровьем.
Психотерапия — это, как правило, длительный процесс, направленный на изучение чувств и переживаний человека, помогая ему развиваться и расти лично.
Это может быть полезно для людей с прошлой травмой, диагностированным психическим заболеванием или давними или хроническими проблемами, которые они хотят решить.
Консультирование часто является краткосрочным процессом. Это может включать совместное обсуждение текущих проблем человека, чтобы направлять и поддерживать его в направлении решения. Это может привести к тому, что человек изменит свое поведение и действия.
Может подойти человеку, стремящемуся справиться с определенной проблемой или ищущему решение проблемы, которая затрагивает его эмоционально.
Нейронаука: обзор, история, основные разделы
Нейробиологи сосредотачиваются на мозге и его влиянии на поведение и когнитивные функции или на то, как люди думают.
Они также исследуют, что происходит с нервной системой, когда у людей есть неврологические, психические расстройства и расстройства развития нервной системы.
Нейробиолог может специализироваться в самых разных областях, от нейроанатомии до нейропсихологии. Исследования в этой области могут улучшить наше понимание как мозга, так и тела, того, как они работают, и проблем со здоровьем, которые на них влияют.
Поделиться на PinterestНеврология фокусируется на нервной системе, которая влияет на каждую часть тела и разума.Неврология — это междисциплинарная наука, которая тесно сотрудничает с другими дисциплинами, такими как математика, лингвистика, инженерия, информатика, химия, философия, психология и медицина.
Нейробиологи изучают клеточные, функциональные, поведенческие, эволюционные, вычислительные, молекулярные, клеточные и медицинские аспекты нервной системы. Существуют различные области, которые сосредоточены на разных аспектах, но они часто пересекаются.
Исследователи могут изучить активность мозга у людей с такими заболеваниями, как болезнь Альцгеймера. Используемые инструменты включают сканирование МРТ и компьютеризированные 3-D модели. Они могут проводить эксперименты с использованием образцов клеток и тканей.
Результаты могут привести к разработке новых лекарств. Некоторые нейробиологи занимаются лечением пациентов.
Нейронаука влияет на многие, если не на все, функции человека, но она также способствует лучшему пониманию широкого спектра распространенных заболеваний.
These include:
- Down syndrome
- autistic spectrum disorders (ASD)
- ADHD
- addiction
- schizophrenia
- Parkinson’s disease
- brain tumors
- epilepsy
- the effects of stroke, for example, language loss
- расстройства иммунной системы, такие как рассеянный склероз
Более глубокое понимание неврологических факторов может помочь в разработке лекарств и других стратегий лечения и профилактики этих и многих других проблем со здоровьем.
Древние греки были одними из первых, кто начал изучать мозг. Они пытались понять роль мозга и то, как он работает, и объяснить нервные расстройства.
Согласно статье в Scientific American, Аристотель, греческий философ, выдвинул теорию о том, что мозг является механизмом охлаждения крови.
Пьер Поль Брока (1824-1880) был французским врачом, хирургом и анатомом. Он работал с пациентами с повреждениями головного мозга. Он пришел к выводу, что разные области мозга участвуют в определенных функциях.
Часть мозга, известная как зона Брока, отвечает за некоторые речевые и другие функции. Повреждение этой области при инсульте может привести к афазии Брока, когда человек уже не может производить точную или связную речь.
В 19 веке фон Гемгольц, немецкий врач и физик, измерил скорость, с которой нервные клетки производят электрические импульсы.
В 1873 году Гамильо Гольджи, итальянский врач, патолог и ученый, использовал соль хромата серебра, чтобы увидеть, как выглядят нейроны.
В начале 20-го века Сантьяго Рамон-и-Кахаль, испанский патолог, гистолог и нейробиолог, выдвинул гипотезу о том, что нейроны представляют собой независимые единицы нервных клеток.
В 1906 году Гольджи и Кахаль совместно получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине за свою работу и классификацию нейронов в головном мозге.
С 1950-х годов исследования и практика в современной неврологии достигли больших успехов, что привело к развитию методов лечения инсульта, сердечно-сосудистых заболеваний, рассеянного склероза (РС) и других заболеваний.
Научные разработки позволили нейробиологам изучить структуру, функции, развитие, аномалии и способы изменения нервной системы.
Аффективная неврология : Исследования показывают, как нейроны ведут себя по отношению к эмоциям.
Поведенческая неврология : Это исследование того, как мозг влияет на поведение.
Клиническая неврология : Медицинские специалисты, такие как неврологи и психиатры, изучают расстройства нервной системы на основе базовых данных неврологии, чтобы найти способы их лечения и предотвращения. Они также ищут способы реабилитации тех, кто подвергся неврологическим повреждениям. Клинические нейробиологи рассматривают психические заболевания как расстройства головного мозга.
Когнитивная неврология : изучает то, как мозг формирует и контролирует мысли, а также нейронные факторы, лежащие в основе этих процессов. Во время исследований ученые измеряют активность мозга, пока люди выполняют задания. Эта область объединяет неврологию с когнитивными науками психологии и психиатрии.
Вычислительная неврология : Ученые пытаются понять, как мозг вычисляет. Они используют компьютеры для имитации и моделирования функций мозга, а также применяют методы математики, физики и других вычислительных областей для изучения функций мозга.
Культурная неврология : В этой области изучается взаимодействие между культурными факторами и геномными, нейронными и психологическими процессами. Это новая дисциплина, которая может помочь объяснить различия в показателях здоровья между разными группами населения.
Выводы также могут помочь ученым избежать культурных предубеждений при разработке экспериментов.Нейронаука развития : Здесь рассматривается, как мозг и нервная система растут и изменяются с момента зачатия до взрослой жизни. Собранная информация помогает ученым лучше понять, как развиваются и развиваются неврологические системы. Это позволяет им описывать и понимать ряд нарушений развития. Это также дает представление о том, как и когда регенерируются нервные ткани.
Молекулярная и клеточная неврология : Ученые изучают роль отдельных молекул, генов и белков в функционировании нервов и нервной системы на молекулярном и клеточном уровне.
Нейроинженерия : Исследователи используют инженерные методы, чтобы лучше понять, заменить, восстановить или улучшить нервные системы.
Нейровизуализация
Нейроинформатика : Эта область предполагает сотрудничество ученых-компьютерщиков и нейробиологов. Эксперты разрабатывают эффективные способы сбора, анализа, обмена и публикации данных.
Нейролингвистика : Специалисты исследуют, как мозг позволяет нам усваивать, сохранять, понимать и выражать язык. Он помогает логопедам разрабатывать стратегии помощи детям с нарушениями речи или людям, которые хотят восстановить речь, например, после инсульта.
Нейрофизиология : Здесь рассматривается, как мозг и его функции связаны с различными частями тела, а также роль нервной системы, от субклеточного уровня до целых органов. Это помогает ученым понять, как работает человеческое мышление, и дает представление о нарушениях, связанных с нервной системой.
Нейронаука — это новая и важная область, затрагивающая все аспекты того, как люди двигаются, думают и ведут себя.