Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Биографические кризисы: Тема 11. «Биографические кризисы»

биографические кризисы по академику Е.А. Климову

«Существует несколько основных вариантов «биографических кризисов». Рассмотрим их вкратце.

 

Кризис нереализованности. Он возникает в тех случаях, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены реализованные связи событий жизни. Человек не видит или недооценивает свои достижения, успехи, и в своем прошлом не усматривает существенных событий, достаточно полезных с точки зрения настоящего и предстоящего («моя-де жизненная программа не выполнена», «не удалась», «не повезло»).

Одной из причин этого рода кризиса может быть новая социальная среда, в которую человека «забросило», с которой он считается и которая может не ценить его специфический опыт, подготовленность, квалификацию («…А! Пять лет учился, с кафедры языком болтать можешь, а деньги делать не можешь!.. Вот подметай теперь за мной…» и пр.). В таком случае нужно или сменить среду, или хотя бы найти в её рамках приемлемую «субкультуру» — кружок понимающих тебя людей, или (и) не слишком близко принимать навязываемые средой ценностные представления, расходящиеся с общечеловеческими, или вносить лепту в облагораживание данной малокультурной среды, или «приналечь» на работу во имя дальнейших очевидных достижений («бегство в работу»), что уж совсем неплохо.

Кризис опустошённости. Он возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены актуальные связи, ведущие от прошлого и настоящего в будущее. Несмотря на то что человек сознаёт наличие у себя к данному времени важных, значимых достижений, у него доминирует переживание, что он — «уже выкуренная сигарета» и у него нет заметно привлекающих его в будущем конкретных целей, «сил нет» и т.п.

Одной из причин может быть некоторая душевная усталость после длительного периода самозабвенной и упорной работы, «штурма высот» в жизни, в профессии. В этом случае оправданны существенная передышка, отхода от утомившего образа жизни и деятельности. Другой вариант — при резкой смене социальной, производственной ситуации, жизненных обстоятельств у всякого возможна затруднённость ориентировки в сложном потоке внешних явлений, переживание большой неопределённости, непредсказуемости будущего: «не знаешь, за что ухватиться… ». Здесь, как и всегда, полезна ориентация на общечеловеческие, а не ситуативные ценности, поиск единомышленников, «родственных душ» и обсуждение с ними действительно непростых проблем существования в неопределенном мире.

Кризис бесперспективности. Он возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в сознании слабо представлены потенциальные связи событий, проекты, планы, мечты о будущем. Дело здесь не в самой по себе неопределённости будущего (оно может казаться и вполне определенным — картина безнадежного застоя, гарантированной скуки впереди или отсутствия перспектив профессионального роста, утверждения себя в основных жизненных ролях, уместных для данного возраста), а в переживании, обозначаемом словами типа «впереди ничего не светит». У человека есть и достижения, и активность, и ценные личные качества, но он затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей самоопределения, совершенствования, реализации себя в возможных ролях.

Подчёркиваем, что речь идет о некоторой «оперативной обстановке» и, быть может, «войне» внутри субъекта в такой реальности, как его внутренний мир. И это ничуть не снижает остроты и практической значимости проблемы биографических кризисов.

Реальностью являются и психосоматические взаимодействия, выражающиеся, в частности, в том, что затянувшиеся душевные переживания кризисного типа закономерно вызывают отклонения телесного здоровья.

Компетентные и добрые люди, друзья должны помогать друг другу в ситуациях кризисов, исходы из которых одновременно означают дальнейшее развитие человека и как личности, и как профессионала.

Указанные выше основные кризисы могут встречаться в разных сочетаниях. А именно: «опустошённость и бесперспективность», «не-реализованность и бесперспективность», «нереализованность и опустошённость», «нереализованность, опустошённость и бесперспективность». Это могут быть весьма трудные случаи, когда человек, лишённый компетентной помощи, способен пойти и на суицид.

Нет смысла строго «привязывать» типы кризисов к календарному возрасту. Их возникновение и протекание очень индивидуально. Самое главное — своевременно, в зародыше их усматривать и рационально из них «выруливать».
И это тоже развитие».

Климов Е.А., Психология профессионального самоопределения, М., «Академия», 2004 г., с. 245-246.

 

 

От академика Российской академии образования (РАО) можно было ожидать более тщательной проработки кризисов личности и знания литература по теме: так, ещё в середине 1980-х были опубликованы работы Генриха Сауловича Альтшуллера о 88 (!) ходах / кризисах Творческой личности…

Ахмеров Рашад Анварович — Психологическая газета

Скоро

2 ноября
Online

Международная конференция «Развитие научного наследия профессора Н.Н.Обозова в работах его коллег и учеников»

9 — 11 ноября
Москва, online

Всероссийская конференция по юридической психологии с международным участием «Коченовские чтения 2022. Психология и право в современной России»

11 — 12 ноября
Москва

III Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии памяти Ф. Е.Василюка

15 — 17 ноября
Online

Международный конгресс «Л.С.Выготский и А.Р.Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»

15 ноября
Москва, online

IV Международная научно-практическая конференция «Психология одаренности и творчества»

16 — 18 ноября
Москва

Международная юбилейная научная конференция «История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской академии наук»

23 — 24 ноября
Рязань

Международная студенческая олимпиада по клинической психологии «Психология и медицина» (финал)

23 — 24 ноября
Рязань, online

IХ Международная конференция студентов и молодых ученых «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия»

24 — 25 ноября
Ярославль

Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одарённости»

26 — 27 ноября
Online

Всероссийский онлайн форум с международным участием «Супервизия в России (психологическая и непсихологическая практика)»

23 — 24 марта

Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (К 95-летию Юрия Федоровича Полякова)»

Весь календарь

Ахмеров Рашад Анварович, Набережные Челны

Кандидат психологических наук, доцент.

Доцент кафедры педагогики и психологии им. З.Т. Шарафутдинова Набережночелнинского государственного педагогического университета. Психолог семейной клиники «Танар».

Председатель Регионального отделения Федерации психологов образования России в Республике Татарстан.
Сопредседатель Международной ассоциации каузометристов.

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2009-2015, 2019-2023).

Окончил факультет психологии Ленинградского государственного университета (1986). Защитил кандидатскую диссертацию в Институте психологии РАН (Москва, 1994) по теме «Биографические кризисы личности».

Один из создателей каузометрического подхода в психологии.

Принимал участие в реализации программы «Медико-психологическая помощь детям Чернобыля» в Киеве, в разработке и организации психологических служб.

Автор более 100 публикаций, в том числе монографии «Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути»,  книги «Психология музыкальных предпочтений».

Победитель Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2008 года в номинации «Проект года в психологической науке» — проект «Каузометрия в исследованиях психологического времени и жизненного пути личности: прошлое, настоящее, будущее».

Экзистенциальное интервью:

1. Как бы Вы определили миссию психологии в современном мире?

Помогать людям найти истинного себя и обрести душевный покой. В целом способствовать миру в социуме.

2. Что бы Вы могли посоветовать молодому психологу?

Найти себя в нашей профессии с пользой и для других. Это возможно помогая другим. Только тогда начинаешь понимать себя и других. Это как в анекдоте: «десятый раз объясняю студентам. Сам понял, а они не понимают…». Индивидуация возможна лишь в зрелом возрасте, через жизненный опыт (К.Юнг).

3. Что такое любовь для Вас (в широком смысле)?

Необходимый иррациональный регулятор человеческой жизни.

«Жить без любви, быть может, просто, но, но, но, но,
Но как на свете без любви прожить?» (Н.Доризо).

4. Как Вы относитесь к смерти?

По разному. В целом, в философском аспекте нет страха. В конкретных опасных ситуациях возникает инстинкт самосохранения.

5. Сформулируйте, пожалуйста, главное, что Вы поняли в этой жизни?

Трудно быть самим собой. Личный опыт важнее, чужого опыта.

«Чтоб тебя на земле не теряли, постарайся себя не терять» (Н.Добронравов).

В связи с этим стихи А.А.Кроника, посвященные (хоть это и не скромно приводить) мне, после того как он прочел мое эссе «Времена года в жизни нашей Души». Думаю, что это стихотворение можно посвятить многим:

Смешались времена,
как игроки в оркестре;
кто в лес, кто по дрова,
живут все люди вместе.

Вчера был рамадан,
а завтра — рош-хаша’на,
потом и христиан
отметим под шампана.

Нo трудно, братцы, жить
в сей суете кромешной;

пора собою быть,
хоть и смешно, конечно.

А кто я? Без времён,
календарей и басен
с природой обручён;
ужасен иль прекрасен,
того не знаю я,
но чую, что судьба!

Статьи и интервью в «Психологической газете»

  • Событие как элемент субъективной картины жизненного пути
  • Субъективная картина жизненного пути в структуре самосознания
  • Р.А. Ахмеров. Экзистенциальное интервью

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

  • Психологическое время и жизненный путь: о конференции к 40-летию каузометрии
  • Автостратегические способности как основа общей одаренности личности

Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

  • «КАМАЗ — МОЯ СЕМЬЯ И Я!», профориентационный альбом-путеводитель по инженерно-техническим специальностям (в номинации «»Психология – людям!», или Просветительский психологический проект года», 2017 г. ), номинант
  • «Психолого-педагогическая психобиографическая программа «Мой путь в будущее» для формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников», программа, альбомы-путеводители (в номинации «Проект года в психологической практике», 2014 г.), номинант
  • «Каузометрия в исследованиях психологического времени и жизненного пути личности: прошлое, настоящее, будущее», международная конференция и печатные издания, посвященные 25-летию каузометрического подхода (в номинации «Проект года в психологической науке», 2008 г.), победитель

Отправить личное сообщение

Вернуться к списку

2 ноября 2022 , среда

В этот день

Ольга Валентиновна Кузьменкова празднует юбилей! Поздравить!

Лилия Александровна Холодкова празднует день рождения! Поздравить!

126 лет назад родился(ась) Соломон Григорьевич Геллерштейн.

81 год назад родился(ась) Николай Николаевич Обозов.

Скоро

2 ноября
Online

Международная конференция «Развитие научного наследия профессора Н.Н.Обозова в работах его коллег и учеников»

9 — 11 ноября
Москва, online

Всероссийская конференция по юридической психологии с международным участием «Коченовские чтения 2022. Психология и право в современной России»

11 — 12 ноября
Москва

III Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии памяти Ф.Е.Василюка

15 — 17 ноября
Online

Международный конгресс «Л.С.Выготский и А.Р.Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»

15 ноября
Москва, online

IV Международная научно-практическая конференция «Психология одаренности и творчества»

16 — 18 ноября
Москва

Международная юбилейная научная конференция «История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской академии наук»

23 — 24 ноября
Рязань

Международная студенческая олимпиада по клинической психологии «Психология и медицина» (финал)

23 — 24 ноября
Рязань, online

IХ Международная конференция студентов и молодых ученых «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия»

24 — 25 ноября
Ярославль

Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одарённости»

26 — 27 ноября
Online

Всероссийский онлайн форум с международным участием «Супервизия в России (психологическая и непсихологическая практика)»

23 — 24 марта
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (К 95-летию Юрия Федоровича Полякова)»

Весь календарь

2 ноября 2022 , среда

В этот день

Ольга Валентиновна Кузьменкова празднует юбилей! Поздравить!

Лилия Александровна Холодкова празднует день рождения! Поздравить!

126 лет назад родился(ась) Соломон Григорьевич Геллерштейн.

81 год назад родился(ась) Николай Николаевич Обозов.

Скоро

2 ноября
Online

Международная конференция «Развитие научного наследия профессора Н.Н.Обозова в работах его коллег и учеников»

9 — 11 ноября
Москва, online

Всероссийская конференция по юридической психологии с международным участием «Коченовские чтения 2022. Психология и право в современной России»

11 — 12 ноября
Москва

III Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии памяти Ф.Е.Василюка

15 — 17 ноября
Online

Международный конгресс «Л.С.Выготский и А.Р.Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»

15 ноября
Москва, online

IV Международная научно-практическая конференция «Психология одаренности и творчества»

16 — 18 ноября
Москва

Международная юбилейная научная конференция «История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской академии наук»

23 — 24 ноября
Рязань

Международная студенческая олимпиада по клинической психологии «Психология и медицина» (финал)

23 — 24 ноября
Рязань, online

IХ Международная конференция студентов и молодых ученых «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия»

24 — 25 ноября
Ярославль

Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одарённости»

26 — 27 ноября
Online

Всероссийский онлайн форум с международным участием «Супервизия в России (психологическая и непсихологическая практика)»

23 — 24 марта
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (К 95-летию Юрия Федоровича Полякова)»

Весь календарь

Кризис, который едва не стоил Чарльзу Диккенсу его карьеры

Чарльз Диккенс принимал холодный душ и подолгу гулял. Его обычное расстояние ходьбы составляло двенадцать миль; в некоторые дни он ходил двадцать. Кажется, он никогда чем-то не занимался. Он написал пятнадцать романов и сотни статей и рассказов, выступал с речами, редактировал журналы, ставил и играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, давал публичные чтения и руководил двумя благотворительными организациями: одна для борющихся писателей, другая для бывших проституток.

У него и его жены Кэтрин было десять детей и много друзей, большинство из которых были писателями, актерами и художниками, с которыми Диккенсу нравилось развлекаться и путешествовать. Он давал деньги родственникам (в том числе своим финансово беспомощным родителям), сиротам и людям, которым не повезло. Томас Адольф Троллоп назвал его «пожалуй, самым большим сердцем из всех, кого я когда-либо знал». К двадцати пяти годам он стал литературной знаменитостью и никогда не терял своих читателей. Его книги читали рабочие, королева тоже. Люди снимали шляпы, когда видели его на улице.

Он был самым коммерчески успешным из главных писателей Викторианской эпохи. Все свои романы он продал дважды. Во-первых, они выпускались девятнадцатью ежемесячными «частями» — 32-страничными выпусками с рекламой, в бумажном переплете и по цене шиллинга. (Последняя часть была «двойной» и стоила два шиллинга.) Затем романы были изданы в виде книг тиражами, рассчитанными на разные рынки. Исключение составляли романы, которые он еженедельно публиковал в журналах, которые он редактировал и часть которых принадлежал ему.

Спрос был огромным. Части последнего незаконченного романа Диккенса «Тайна Эдвина Друда» на момент его смерти продавались тиражом пятьдесят тысяч экземпляров в месяц. Напротив, части «Миддлмарча» Джорджа Элиота и «Ярмарки тщеславия» Уильяма Мейкписа Теккерея — не то чтобы второстепенные произведения не совсем неизвестных авторов, обе они использовали метод публикации, впервые примененный Диккенсом, — продавались в среднем по пять тысяч экземпляров в год. месяц.

Диккенс отдавал всю свою энергию и внимание всему, что делал. Люди, которые видели, как он выполняет фокусы, или играет на сцене, или читали его книги, были поражены его подготовкой и щегольством. Он любил театр, и многие думали, что он мог бы стать профессиональным актером. На его публичных чтениях при переполненных залах зрители плакали, падали в обморок и аплодировали.

Ни одна из его фотографий и портретов не показалась его друзьям верной, потому что они не могли передать подвижность его черт лица или его смех. Одевался он стильно, даже кричаще, но лично в нем не было ни жеманства, ни претенциозности. Он избегал общения с аристократией и долгое время отказывался встречаться с королевой. Он не любил споров и никогда не доминировал в разговоре. Он верил в веселье и хотел, чтобы все было как можно лучше. «Он усердно делал даже свои пустяки», — сказал один из его ближайших друзей. «У него было самое светлое лицо, самая легкая походка, самое приятное слово». Дочь Теккерея Энн вспоминала, что, когда Диккенс входил в комнату, «все загорались». Его жизненная сила казалась безграничной.

Нет, конечно. У него были проблемы с сердцем и почками, и он преждевременно постарел. Когда он умер от кровоизлияния в мозг в 1870 году, ему было всего пятьдесят восемь лет. Он договорился, что его похоронят без церемонии на сельском кладбище, но, поскольку он не указал кладбище, его друзья сочли уполномоченным организовать его похороны в Вестминстерском аббатстве.

Никто не возражал. «Этот человек был явлением, исключением, особым произведением», — писал после смерти Диккенса британский политик лорд Шефтсбери, и почти все, кажется, чувствовали то же самое. Диккенс прозвал себя Неподражаемым. Он был полушутливым, но это было правдой. Не было никого похожего на него.

Можно сказать, что Диккенс жил, как один из его собственных персонажей, — всегда активный Кролик-Энерджайзер сопереживания и удовольствия. Достаточно хорошо никогда не было достаточно хорошо. Где бы он ни был и чем бы ни занимался, жизнь была театральной, будь то вечеринка по случаю дня рождения или похороны. И когда вы читаете воспоминания его современников и отклики на его книги читателей девятнадцатого века, вы не можете сомневаться в его харизме или в том влиянии, которое оказали его произведения. Двадцатичетырехлетний Генри Джеймс познакомился с Диккенсом в 1867 году, во время второй поездки Диккенса в Америку, и он вспомнил, «как ужасно было возложено на молодых людей нашего поколения чувствовать Диккенса до подошвы наших туфель. ”

Но даже Кролик рано или поздно выбегает из комнаты, ударяется о стену или падает с края стола, а у Диккенса случился кризис. Это было в картах.

Роберт Дуглас-Фейрхерст описывает свою новую книгу о Диккенсе «Поворотный момент» (Knopf) как «медленную биографию». Дуглас-Фейрхерст преподает в Оксфорде, и это его вторая книга о Диккенсе. «Становление Диккенса», исследование ранних лет, вышло в 2011 году. В этой книге он берет один год из жизни Диккенса и проводит нас через него практически неделя за неделей. 1851 год Дуглас-Фейрхерст называет «поворотным моментом для Диккенса, для его современников и для романа как формы». Он никогда не прибивает претензию. Не совсем понятно, почему 1851 год является ключевой датой в британской истории или почему «Холодный дом», книга, которую Диккенс начал писать в том же году, является ключевым произведением в истории романа.

Но Дуглас-Фейрхерст реализует свое намерение, которое состоит в том, чтобы обогатить наше представление о социальных, политических и литературных обстоятельствах, в которых Диккенс задумал «Холодный дом». И, как рекламируется, «Поворотный момент» детализирован. Вы многое узнаете о жизни в Англии середины века, рассказывая о таких вещах, как повальное увлечение шароварами — мода на короткие юбки с «турецкими» брюками, которые носят женщины, — и месмеризм. (Диккенс был заинтригован месмеризмом как формой терапии и, естественно, стал искусным гипнотизером.)

Тем не менее, Диккенс начал писать «Холодный дом» только в ноябре 1851 года, и это означает, что большая часть «Поворотного пункта» состоит из крупных планов Диккенса, редактирующего свой журнал « Домашние слова»; поставил пьесу под названием «Не так уж и плохо, как нам кажется», которая, по-видимому, была довольно плохой; управляет приютом для «падших женщин» «Урания Коттедж» вместе с его благодетельницей, наследницей банковского дела Анджелой Бердетт-Куттс; покупка и ремонт большого дома на Тависток-сквер в Лондоне.

Был ли 1851 год «поворотным моментом» для Соединенного Королевства? 18-40-е годы были трудным десятилетием в политическом и экономическом плане. Были массовые протесты в Англии, голод в Ирландии, революционные восстания на континенте. После 1850 года экономика восстановилась, инакомыслие пошло на убыль, и Англия пережила два десятилетия процветания, эпоху, известную как «викторианское полдень». Но было бы трудно определить что-то из 1851 года, что заставило европейский мир свернуть с этого угла. Роберт Томбс в своей занимательной и иногда противоречивой книге «Англичане и их история» (2014) предполагает, что это было открытие золота в Калифорнии и Австралии в 1849 году.что вызвало бум. Внезапно денег стало намного больше, а значит и ликвидности намного больше.

В карьере самого Диккенса поворотный момент в некотором смысле наступил раньше, в 1848 году, с коммерческим успехом «Домби и сына». После этого он понял, что может распоряжаться большими суммами, и больше никогда не беспокоился о деньгах. «Холодный дом», опубликованный пятью годами позже, представляет собой более амбициозную книгу, но она основана на тезисе, который Диккенс впервые изложил в главе «Удар молнии» в «Домби»: спросите, что такое природа, и как люди работают, чтобы изменить ее, и не естественно ли быть неестественным в вызванных таким образом искажениях».

Это знаменует момент, когда литературное воображение Диккенса обрело социологическое измерение. Мы ведем себя бесчеловечно не из-за нашей природы, а из-за того, как система заставляет нас жить. Современник и ближайший сосед Диккенса Карл Маркс думал так же. «Как люди работают, чтобы изменить ее» — как мы превращаем природу в нужные нам товары — это то, что Маркс называл «средствами производства».

«Холодный дом» — роман о состоянии Англии. Эта фраза была придумана писателем, которого Диккенс знал и любил, Томасом Карлайлом, чей стиль — смесь ветхозаветной серы и немецкого романтизма с частым обращением к читателю — Диккенс иногда перенимал. Половина глав в «Холодном доме» написана в историческом настоящем, в том времени, которое Карлейль использовал во «Французской революции» — книге, которую, по словам Диккенса, он читал пятьсот раз.

Романы о состоянии Англии, такие как «Холодный дом», обычно воспринимаются в связи с тем, что Джон Раскин назвал «болезнью». Болезнь — это обратная сторона богатства, ущерб, который оставляют за собой изменения, человеческая цена прогресса. Романы показывают, что статистика упускает или скрывает: какой на самом деле была жизнь многих людей в самой развитой экономике мира.

Диккенс был социальным критиком. Почти вся его художественная литература высмеивает институты и социальные типы, порожденные этим драматическим преобразованием средств производства. Но он не был революционером. Его герои даже не реформаторы. Это обычные люди, взявшие на себя простое обязательство вести себя прилично. Джордж Оруэлл, который, вероятно, стремился привлечь Диккенса к делу социализма, неохотно пришел к выводу, что Диккенса интересовали не политические реформы, а только нравственное совершенствование: «Бесполезно менять институты без изменения взглядов — вот, по сути, то, чем он является. всегда говорю».

На самом деле главная цель диккенсовской сатиры — либерализм. Мы связываем либерализм с заботой о бедных и рабочем классе, что, очевидно, и делал Диккенс. Но в Англии девятнадцатого века типичным либералом был утилитарист, считавший, что ценность социальной программы можно измерить с помощью анализа затрат и выгод, и, весьма вероятно, мальтузианец, считавший необходимым снизить уровень рождаемости, чтобы население не превысит запасов продовольствия.

Такова была идея закона, известного как Новый закон о бедных, последствия которого Диккенс незабываемо высмеивает в первых главах «Оливера Твиста». Новый закон о бедных был прогрессивной мерой социального обеспечения. Это была реформа. Возьмем другой пример: мистер Грэдграйнд в «Тяжелых временах» не капиталист и не фабрикант. Он утилитарист. Он думает, что людей сдерживают народная мудрость и суеверия. Диккенс на стороне народной мудрости.

Одной из запоминающихся карикатур Диккенса в «Холодном доме» является миссис Джеллиби, и ее тоже легко понять неправильно. Мы видим ее дома, одержимо преданной своему проекту «Африка», почти преступно пренебрегая собственными детьми. (В мире Диккенса жестокое обращение с ребенком — худший грех, который вы можете совершить.) Но Диккенс не высмеивает миссис Джеллиби за заботу об африканцах. Как рассказывает нам Дуглас-Фейрхерст, она была основана на женщине, с которой Диккенс познакомился, Кэролайн Чизхолм, которая руководила благотворительной организацией под названием «Общество семейного колонизационного займа», которая помогала бедным англичанам эмигрировать. И у миссис Джеллиби тот же проект: она собирает деньги для семей, которые переедут в место под названием Борриобула-Гха, «на левом берегу Нигера», чтобы в Англии было меньше ртов, которых нужно кормить. Она мальтузианка.

Дуглас-Фейрхерст выбрал 1851 год как поворотный момент из-за Великой выставки, и он прав, что «Холодный дом» лучше всего понимать как ответ Диккенса на это событие. Великая выставка произведений промышленности всех наций была всемирной ярмаркой. Более сорока стран прислали свои изобретения и природные сокровища — всего сто тысяч — для демонстрации в здании, известном как Хрустальный дворец, сооружении из стекла и чугуна, похожем на гигантскую оранжерею, 1848 футов в длину и 456 футов в ширину. , спроектированный и возведенный для выставки в Гайд-парке.

Выставка была памятником викторианской вере в прогресс и свободную торговлю и прошла с огромной помпой. Принц Альберт, энтузиаст больших технологий, был организатором. За пять с половиной месяцев работы выставки, с мая по октябрь 1851 года, Хрустальный дворец посетили шесть миллионов человек. Поступления составили сто восемьдесят шесть тысяч фунтов стерлингов, что сегодня эквивалентно двадцати семи миллионам фунтов стерлингов.

Такое тщеславное самомнение вызывало отвращение у Диккенса. Когда люди страдают на вашем собственном заднем дворе, как вы можете расхаживать, поздравляя себя с вашими последними изобретениями или с тем, сколько чугуна вы производите? Он вообразил себе «еще одну выставку — для великого показа грехов и небрежностей Англии». . . эта мрачная демонстрация дурных результатов наших дел!» Его контрвыставка этому дворцу из хрусталя была бы унылой. Холодный дом в романе не является несчастливым местом. Это прилично и неприхотливо. И это то, к чему, по его мнению, должна стремиться Англия.

В «Холодном доме» Диккенс хотел показать Лондон с изнаночной стороны, а изнанку он знал хорошо. До того, как стать писателем, он был репортером, а позже многие из его прогулок были на улицах Лондона, иногда ночью и часто в самых живописных кварталах. В 1851 году Лондон был крупнейшим городом мира, политическим и финансовым центром нации, чьи владения простирались от Новой Зеландии до Южной Америки, империи, над которой никогда не заходило солнце, и чей валовой внутренний продукт был самым высоким в мире. Но на улице это было не то место, которое вы видите в «Театре Шедевров».

Диккенса всегда обвиняют в преувеличении. Гробницы в книге «Англичане и их история» жалуется на то, что у нас искаженное представление об условиях жизни в викторианскую эпоху, потому что мы видим их через призму романов Диккенса. Но то, что в «Холодном доме» выглядит как преувеличение, — это не просто литературное тщеславие. Роман открывается:

Лондон. . . . На улицах столько грязи, как будто вода только что сошла с лица земли. . . . Пешие пассажиры, толкающие зонтики друг друга в общей заразе дурного настроения и теряющие опору на углах улиц, где десятки тысяч других пешеходов скользят и скользят с рассвета (если этот день вообще когда-нибудь наступит) , добавляя новые отложения к корке за коркой грязи, прочно прилипая в этих местах к мостовой и накапливаясь под сложные проценты.

Читатели когда-нибудь задумывались, откуда взялась вся эта грязь? Ответ заключается в том, что в Лондоне было двадцать четыре тысячи лошадей, и вы не можете приучить лошадь к туалету. Люди передвигались на конной тяге. А лошадь производит сорок с лишним фунтов навоза в день. Был также оптовый мясной рынок в центре Лондона, на который ежегодно прогоняли по улицам 1,8 миллиона голов крупного рогатого скота, свиней и овец. Когда люди, жившие в сельской местности, впервые посетили Лондон, они были удивлены, обнаружив, что весь город пахнет конюшней.

«Вау, звезды сегодня очень организованы».

Cartoon by Michael Maslin

Переход улицы мог быть приключением, особенно для женщин в платьях в полный рост и нижних юбочках, которые они носили в путь в надежде на чаевые. (Это также может объяснить помешательство на шароварах.) Уличная грязь называлась «грязь», но это был эвфемизм. Четыре пятых лондонской грязи было дерьмом.

Население переросло пространство. В 1800 году в Лондоне проживало миллион человек; к 1850 году их было более 2,6 миллиона, и еще двести тысяч каждый день ходили в город на работу. Тротуары были забиты. Немецкий посетитель жаловался, что лондонец «побежит против вас и заставит вас вращаться вокруг своей оси, даже не оглянувшись, чтобы посмотреть, как вы себя чувствуете после удара». Слова Диккенса о том, что «десятки тысяч других пешеходов скользят и скользят с рассвета» — это не преувеличение.

Как и «если этот день когда-нибудь наступит». Это другое начальное изображение, туман:

Туман повсюду. Затуманить реку, где она течет среди зеленых полей и лугов; туман вниз по реке, где он катится, оскверненный среди ярусов кораблей и прибрежных загрязнений большого (и грязного) города. Туман на болотах Эссекса, туман на Кентишских высотах. Туман сползает в камбузы угольных бригов; туман, лежащий на реях и висящий на снастях больших кораблей; туман опускается на планширы барж и небольших лодок.

Темза долгое время была открытым коллектором, забитым отбросами, тушами мертвых животных и человеческими останками — «прибрежными загрязнениями большого (и грязного) города». В Лондоне не было нормально функционирующей канализационной системы. Человеческие отходы накапливались в двухстах тысячах выгребных ям, многие из которых годами не очищались. Даже в подвалах Букингемского дворца пахло фекалиями. Отходы попали в грунтовые воды. Холера передается через зараженную питьевую воду, и между 1831 и 1866 годами в Лондоне было три крупных вспышки холеры. Десятки тысяч погибли.

Участок Темзы, на котором расположен Лондон, естественно покрыт туманом, но туман девятнадцатого века представлял собой смесь водяного пара и дыма от угольных пожаров и окутывал город. Вы могли видеть это издалека. «Собственный черный венок Лондона», — назвал это Вордсворт. Туман пах серой; грязь на улицах стала черной; и он оставил слой сажи на каждой поверхности. Людям приходилось умываться после того, как они вышли на улицу. Термин «смог» — дым плюс туман — был придуман для описания лондонского воздуха.

Образы, которые Диккенс выбрал для начала своего романа, — это образы буквального осквернения, но они также являются метафорами морального осквернения, испорченности человеческой природы тщеславием, жадностью и этической слепотой. Если вы замените «грязь» на «навоз», как викторианцы называли отходы животноводства, вы получите метафору, и «сложные проценты» дадут ключ к разгадке. Деньги портят все. «Грязная прибыль» — это выражение используется в Библии короля Иакова. Джарндис против Джарндиса, дело Канцелярии в центре романа, которое разрушает жизни нескольких его персонажей, представляет собой спор о завещании — спор о деньгах. Поэтому, когда в суде адвокат обращается к лорду-канцлеру «Млуд», он называет его куском дерьма.

Лондон «Холодного дома» — это помойка зависимости, болезней и смерти. Один персонаж изуродован оспой; другой инвалид из-за инсульта. Персонаж спонтанно сгорает от алкоголизма, а один умирает от передозировки опиума. У бедной женщины умирает ребенок; ребенок рождается глухим и немым; и четыре персонажа преждевременно умирают от болезни, истощения или отчаяния. Один персонаж убит.

Центральным персонажем книги, соответственно, является дворник по имени Джо. Нам дают понять, что он заболевает холерой в трущобах, где он спит, называемых Томом-Одиноким, и его смерть является главным проявлением в «мрачной выставке» Диккенса. Первоначально Диккенс хотел использовать «Том-один-одинешенек» в качестве названия книги.

Однако романы Диккенса — это не только социальная критика. Учитывая, что его метод публикации не позволял ему пересматривать, замечательна тематическая и образная сложность книг. Каждый из крупных романов построен вокруг учреждения — богадельни в «Оливере Твисте», канцелярии в «Холодном доме», тюрьмы в «Крошке Доррит», — что дает Диккенсу образный язык, который он использует на протяжении всей истории. Подобным же образом сочинял Шекспир: слепота в «Короле Лире», кровь в «Макбете». Как только вы начнете искать эти тропы, вы обнаружите, что они вплетены во все.

В «Холодном доме» Диккенс использует двух рассказчиков, которые делят главы между собой — нововведение, которое современные рецензенты, похоже, полностью упустили из виду. На самом деле все более поздние романы Диккенса, начиная с «Холодного дома», в значительной степени игнорировались или отвергались рецензентами. Они жаловались, что книги бесформенные, вымученные, слишком темные. Они хотели больше ранних, забавных вещей.

Рецензенты во времена Диккенса, как правило, не жаловались на то, что современным читателям трудно воспринять: на мелодраматизм, риторическое излишество, ошеломляющее количество сентиментальности. Комические персонажи по-прежнему удивительно живы. Вы получаете их сразу. Они могли бы выйти из фильма Pixar. И именно в мимолетных сценах, комических эпизодах, не имеющих особого драматического значения, мы видим то, что делало Диккенса неподражаемым — например, в «Холодном доме», когда клерк мистер Гуппи берет двух друзей на обед. Это братья викторианской эпохи, чванливые и невежественные, типичный молодой мужчина, который так любил Диккенс. Любой писатель сегодня убил бы, чтобы создать такую ​​сцену. Диккенс сделал десятки.

Но, возможно, из-за потребности в серийных публикациях комические персонажи Диккенса при каждом появлении прокручивают весь свой репертуар тиков, а сюжеты, сильно надуманные с самого начала, растягиваются на теорию «Опасностей Полины». заставить аудиторию с нетерпением ждать следующей части, далеко за пределами романного правдоподобия или читательского терпения. И автор проповедует свободно. «Мертв, ваше величество», — произносит рассказчик в «Холодном доме» о смерти Джо, дворника на перекрестке. — Мертв, милорды и джентльмены. Мертвые, досточтимые и неправильные достопочтенные любого ордена. Мертвые, мужчины и женщины, рожденные с небесным состраданием в ваших сердцах. И умирать таким образом вокруг нас каждый день».

Все подчеркнуто, обычно дважды. Тем не менее, именно это любили викторианцы. Взрослые мужчины оплакивали судьбу Флоренс Домби и смерть Маленькой Нелл в «Старой лавке древностей».

Утопия диккенсовской прозы, тоже до невозможности устаревшей сегодня, может быть, даже устаревшей в 1850 году, — это домашняя идиллия. Нуклеарная семья — это пробный камень «естественности» в его книгах, а ее якорем является женщина, которая олицетворяет все буржуазные добродетели — как Эстер Саммерсон в «Холодном доме». Падшие женщины, такие как леди Дедлок, родная мать Эстер, наказаны, обречены, в ее случае, умереть на кладбище для нищих, распластавшись на могиле своего возлюбленного.

В жизни мало свидетельств того, что Диккенс был, в контексте своего времени и места, женоненавистником или ханжой. Он действительно думал, что большинство женщин были счастливы дома, но с уважением относился к «падшим женщинам», которых поддерживал он и Бердетт-Куттс, отказывался допускать в доме религиозные учения и не ожидал, что женщины выразят сожаление или раскаяние. . Он просто хотел, чтобы они могли вести обычную жизнь. Дженни Хартли в «Чарльзе Диккенсе и доме падших женщин» (2008) подсчитала, что за те годы, что Диккенс управлял домом, он успешно реабилитировал сотню женщин. Он никогда не обнародовал свою связь с ним.

Диккенс считал, что для талантливых женщин идеально подходит карьера. Его старшая сестра Фанни, которую он обожал, была профессиональной музыкантшей. Он опубликовал романы Элизабет Гаскелл «Крэнфорд» и «Север и Юг» в Household Words . Он восхищался работой Джорджа Элиота и, кажется, был первым, кто догадался, что она написана женщиной. И он работал со многими актрисами в театре. Одной из них была Эллен Тернан.

Единственное, что имеет смысл в истории Эллен Тернан, это то, что, когда они встретились, Диккенсу было сорок пять лет, и он был знаменит; ей было восемнадцать, она была неизвестна и относительно беззащитна; и он влюбился в нее. Такие вещи случаются. Но остальное — головоломка.

Диккенс мог бы подружиться с Нелли (как все ее называли) без излишнего скандала. Были бы разговоры, но он был Чарльзом Диккенсом, а понятно, что актрисы играют по другим правилам. Великая английская актриса Эллен Терри ушла со сцены, чтобы жить с женатым мужчиной и родила от него двоих детей, затем вернулась и возобновила успешную карьеру. В собственном кругу Диккенса было много нетрадиционных аранжировок. У писателя Уилки Коллинза, его хорошего друга и коллеги по драматургии, в жизни было две женщины, ни на одной из которых он не был женат. Иллюстратор Диккенса Джордж Круикшанк содержал две семьи. Джордж Элиот жил с мужчиной, Джорджем Генри Льюисом, который был в открытом браке с другой женщиной, и моральная серьезность была торговой маркой Джорджа Элиота.

Или у Диккенса и Эллен Тернан мог быть просто тайный роман. Вместо этого он превратил все дело в зрелище. В письме, которое его агент просочился в прессу и которое он впоследствии опубликовал в Times , он обвинил свою жену Кэтрин в психических расстройствах и заявил, что ее дети никогда не любили ее, а он — защищался таким возмущенным языком, что полностью выдавал игру, чистоту женщины, с которой слухи уже связали его.

Он достиг мирового соглашения (не без великодушия) с Кэтрин, а затем запретил их детям видеться с ней. Тем временем он поселил Нелли в ее собственном доме, недалеко от своего дома, Гэдс-Хилл, в Кенте, и тайно ускользал, чтобы увидеть ее. Есть веские основания полагать, что Нелли забеременела; что Диккенс изолировал ее во Франции, нанося ей частые тайные визиты; и что там родился ребенок, который либо умер в младенчестве, либо был отдан на усыновление.

Так продолжалось тринадцать лет, пока Диккенс не умер. Нелли пережила его почти на сорок четыре года. Она вышла замуж и родила двоих детей. Но она, кажется, не говорила своему мужу, по крайней мере сначала, и она никогда не говорила своим детям, что когда-то была любовницей Чарльза Диккенса.

Почти никто не думал, что Диккенс вел себя хорошо, и он потерял некоторых друзей, в том числе Бердетт-Куттс. Но именно его обращение с Кэтрин, а также связь с Нелли заставляли людей бросать его. Клэр Томалин, написавшая биографии Тернана и Диккенса, предполагает, что Нелли настаивала на разлуке, что если бы она была немного непослушнее и дала ему то, что он хотел, все не вышло бы из-под контроля.

Однако кажется вероятным, что именно Диккенс настаивал на притворстве «просто друзей» и на обмане. Любил ли он действительно Кэтрин или Нелли, — а он был страстный человек; нет основания предполагать, что он их не любил, — одно он любил больше, что-то, что он принес в мир и что принадлежало ему одному, — свою читательскую аудиторию. Он называл это «особыми отношениями (лично нежными и не похожими ни на какие другие мужчины), которые существуют между мной и публикой». Он не мог показать читателям, что Чарльз Диккенс, которого они знали по книгам, не был настоящим Чарльзом Диккенсом. Он, должно быть, чувствовал, что его единственная игра заключалась в том, чтобы обвинить жену в распаде своего брака, и на этот раз он просчитался. Но это был выбор между предательством своих чувств к Нелли и предательством своих поклонников. Он пытался, безумно, сохранить оба. Стресс, возможно, убил его.

Всерьез он начал свои публичные чтения в 1858 году, когда он расстался с Екатериной. И с тех пор и до самой смерти он был в бесконечном турне. Он распродал арены в Англии, Ирландии, Шотландии и Соединенных Штатах. Его здоровье пошатнулось, но он отдавал каждому чтению свою последнюю театральную унцию. Иногда, когда все заканчивалось, ему приходилось помогать уйти со сцены. Но он продолжал, даже после того, как его друзья и врачи умоляли его замедлиться. Это было маниакально. По оценкам, он провел четыреста семьдесят два публичных чтения.

Отчеты, оставленные людьми, которые присутствовали на них, ясно показывают, что они не были похожи на большинство авторских чтений, где внимание может легко отвлечься. Это был театр. Вот описание:

В свете газовых горелок, падавших на него с подвесного экрана прямо над его головой, его индивидуальность, так сказать, исчезла совсем, и вместо этого мы увидели перед собой, как и случаем может оказаться мистер Пиквик, или миссис Гэмп, или мистер Мэриголд, или малыш Поль Домби, или мистер Сквирс, или Сэм Уэллер, или мистер Пегготи, или кто-нибудь из этих бессмертных персонажей.

И это, в некотором роде, решение проблемы чтения Диккенса. Как однажды объяснил Раскин, Диккенс «предпочитает говорить в кругу сценического огня». Причина, по которой книги мелодраматичны, заключается в том, что они мелодрамы. Если вы ищете что-то еще, почитайте Энтони Троллопа. Лучший родовой аналог Диккенса — бродвейский мюзикл, где чувства переливаются красками, где люди танцуют и начинают петь, где любое осложнение можно волшебным образом решить, показав маленькое сердце, и все берутся за руки на последнем занавесе. Каким бы фальшивым это ни казалось при холодном свете дня, зрители Бродвея приостанавливают свой скептицизм ради удовольствия исполнителей и зрелища.

Некоторые люди хотели бы, чтобы жизнь была похожа на бродвейский мюзикл. Кое-кто может даже поверить, что жизнь по сути — это бродвейский мюзикл, или, по крайней мере, что мы можем сделать ее таковой, если посвятим себя тому, чтобы жить так изо дня в день. Кажется, таким человеком был Диккенс. Он пытался сделать жизнь фееричной, как шоу. Когда чары начали сворачиваться, когда возникли осложнения, которые нельзя было решить на занавесе, он сам вышел на сцену. И там, поверив в их бессмертие, в их неподвластность времени и переменам, он растворился в собственных творениях. ♦

Внезапное заболевание и биографическое течение в рассказах о восстановлении после инсульта

. 2004 март; 26(2):242-61.

doi: 10.1111/j.1467-9566.2004.00388.x.

Кристофер А. Скатерть 1 , Крейг Бойлштейн, Мод Риттман, Мэри Эллен Янг, Джабер Губриум

принадлежность

  • 1 Исследовательский центр результатов реабилитации, Медицинский центр NF/SG VA, Гейнсвилл, Флорида 32608, США. christopher.
    [email protected]
  • PMID: 15027986
  • DOI: 10.1111/j.1467-9566.2004.00388.x

Бесплатная статья

Christopher A Faircloth et al. Социальное здоровье Illn. 2004 9 марта0003

Бесплатная статья

. 2004 март; 26(2):242-61.

doi: 10.1111/j.1467-9566.2004.00388.x.

Авторы

Кристофер А. Скатерть 1 , Крейг Бойлштейн, Мод Риттман, Мэри Эллен Янг, Джабер Губриум

принадлежность

  • 1 Исследовательский центр результатов реабилитации, Медицинский центр NF/SG VA, Гейнсвилл, Флорида 32608, США. [email protected]
  • PMID: 15027986
  • DOI: 10.1111/j.1467-9566.2004.00388.x

Абстрактный

Концептуальная основа биографического нарушения доминировала в исследованиях повседневного опыта хронических заболеваний. Биографический срыв предполагает, что болезнь вызывает у человека острый кризис, независимо от других смягчающих факторов. Однако наши данные свидетельствуют о том, что жизнь людей, страдающих определенным заболеванием, для которого характерно внезапное начало, не обязательно нарушается. Были проведены обширные качественные интервью с выборкой ветеранов-неиспаноязычных белых, афроамериканцев и латиноамериканцев из Пуэрто-Рико, переживших инсульт, через один, шесть и двенадцать месяцев после выписки из больницы домой. Представлены выдержки из повествования, чтобы описать конкретные дискурсивные ресурсы, которые эти люди используют, чтобы компенсировать разрушающие коннотации инсульта. Наши результаты предполагают биографический поток, а не биографическое нарушение конкретных хронических заболеваний, если принять во внимание определенные социальные индикаторы, такие как возраст, другие проблемы со здоровьем и предыдущие знания о болезни. Это различие в биографическом конструировании прожитого «я» в значительной степени игнорируется в литературе. Отношение ко всему опыту выживших как к универсальному затушевывает некоторые важные аспекты опыта выживания, что приводит к плохо разработанным вмешательствам и, в свою очередь, к низким результатам для конкретных людей.

Похожие статьи

  • «Это обременяет меня»: последствия инсульта в центральной части провинции Ачех, Индонезия.

    Норрис М. , Аллоти П., Барретт Г. Норрис М. и др. Социальное здоровье Illn. 2012 июль; 34 (6): 826-40. doi: 10.1111/j.1467-9566.2011.01431.x. Epub 2011 21 ноября. Социальное здоровье Illn. 2012. PMID: 22103934

  • Конструирование инсульта: внезапные рассказы выживших после инсульта.

    Faircloth CA, Boylstein C, Rittman M, Gubrium JF. Faircloth CA и др. Качество здоровья Res. 2005 Сентябрь; 15 (7): 928-41. дои: 10.1177/1049732305277842. Качество здоровья Res. 2005. PMID: 16093371

  • Метафорические сдвиги в восстановлении после инсульта.

    Бойлштейн С., Риттман М., Инохоса Р. Бойлштейн С. и соавт. Община здоровья. 2007;21(3):279-87. дои: 10.1080/10410230701314945. Община здоровья. 2007. PMID: 17567259

  • Нарративная терапия оцениваемое вмешательство для улучшения социальной и эмоциональной адаптации выживших после инсульта.

    Чоу ЭО. Чоу ЭО. Клиника реабилитации. 2015 апр; 29(4):315-26. дои: 10.1177/0269215514544039. Epub 2014 20 августа. Клиника реабилитации. 2015. PMID: 25142279 Обзор.

  • Понимание эпизодических повседневных разрушенных жизней: обзор литературы по трудотерапии.

    Милборн Б.Т., Макнамара Б.А., Бьюкенен А.Дж. Милбурн Б.Т. и др. Может ли J занять Ther. 2014 июнь;81(3):144-53. дои: 10.1177/0008417414533315. Может ли J занять Ther. 2014. PMID: 25154128 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Тревожный опыт: качественное исследование рассказов молодых людей о диагностике распространенных кожных заболеваний в Соединенном Королевстве.

    МакНивен А., Райан С. МакНивен А. и др. Фронт Псих. 2022 15 сент.; 13:968012. doi: 10.3389/fpsyg.2022.968012. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36186350 Бесплатная статья ЧВК.

  • Биографические отчеты о влиянии усталости на молодых людей с серповидно-клеточной анемией.

    Поку Б.А., Пильник А. Поку Б.А. и соавт. Социальное здоровье Illn. 2022 июнь;44(6):1027-1046. дои: 10.1111/1467-9566.13477. Epub 2022 29 апр. Социальное здоровье Illn. 2022. PMID: 35488415 Бесплатная статья ЧВК.

  • Как пожилые люди, живущие с ВИЧ, рассказывают о своем качестве жизни: противоречия с количественными подходами к исследованию качества жизни.

    Розенфельд Д., Андерсон Дж., Каталан Дж. , Делпеш В., Ридж Д. Розенфельд Д. и соавт. Здоровье SSM в качественном разрешении. 2021 Декабрь;1: Нет. doi: 10.1016/j.ssmqr.2021.100018. Здоровье SSM в качественном разрешении. 2021. PMID: 34977852 Бесплатная статья ЧВК.

  • «Мы не говорим о его сердце»: осмысление повествования и долгосрочная адаптация среди пожилых людей, переживших остановку сердца вне больницы, и их супругов.

    Дженсен А.Н., Боннен К.Б., Кристиансен М. Дженсен А.Н. и соавт. Реанимация Плюс. 2020, 16 сентября; 3:100024. doi: 10.1016/j.resplu.2020.100024. электронная коллекция 2020 сен. Реанимация плюс. 2020. PMID: 34223307 Бесплатная статья ЧВК.

  • Невидимая болезнь, скрытые разрушительные переживания хронической болезни в невзгодах.

    Эстеча Керол С.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *