Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Человек лицемер: Почему в современном обществе лицемерие стало нормой

Как распознать лицемера: 3 главных признака

67 726

Человек среди людей

Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Нас учили с детства: лицемерие — это плохо. Может, оно и не входит в число семи смертных грехов, но во всех религиях однозначно осуждается. Однако жизнь исправно предлагает нам ситуации, в которых приходится иметь дело с лицемерами. Хуже только то, что мы можем обнаружить эту черту и в себе.

Как психотерапевт я нередко сталкиваюсь со случаями, в основе которых лежит потрясение от лицемерия и его последствий. В клиентских запросах это понятие обычно трактуется в двух вариантах: 

  1. когда в глаза говорят одно, а за глаза — другое; 

  2. когда говорят одно, а делают другое. 

В обоих случаях человеку, ставшему жертвой лицемерия, приходится несладко.

Как распознать лицемера?

Первые вопросы, которыми задается человек, столкнувшийся с лицемерием, характерны до банальности. Например: неужели это специально сделано? Неужели люди делают это осознанно? Скажу крамольное. На самом деле тем, кто столкнулся с подобным поведением, все равно, сознательно или нет это сделано, осознанна и целенаправленна ли эта неискренность. 

Слово «осознанность» я использую неслучайно: проблема лицемерия часто гнездится именно в уровне осознанности. В очень, прямо скажем, невысоком уровне. В одной среде человек неосознанно может поддержать некую позицию, а в другой — уже иную. Так же неосознанно и с той же мерой искренности.

Простой пример. Клиент — уже взрослый человек, на которого повлияла ситуация из детства, — рассказывает, как впервые столкнулся с лицемерием. Родители когда-то провозглашали безусловную любовь и приятие ребенка, хвалили его, громогласно высоко оценивали достоинства… Но все это на словах. Потому что именно в поведении демонстрировали другое отношение. Острокритичное, непрощающее, требовательное.

Вот только во взрослой жизни вычислить лицемера не так просто — потому что все не так очевидно

Нам нравится слышать мнения, близкие нашим собственным. Нам нравится ощущать общность и заручаться согласием. И порой нас искушает это чувство близости — а как же, ведь человек говорит именно то, что для нас важно и принципиально, мы одной крови, мы на одной волне. И именно поэтому потом бывает так больно — когда мы понимаем, что верили зря и что твердыня наших общих взглядов оказалась обманчивой болотной топью.

Не счесть числа героев литературы и кино, которые сталкивались с лицемерием. В каждом романе Диккенса, например, ему уделена целая сюжетная линия. Маленькая, а потом и взрослеющая Джен Эйр на собственном опыте постигает разницу между декларациями авторитетных людей и их реальными поступками. Саня Григорьев в каверинских «Двух капитанах» почти всю свою молодую жизнь посвящает сражению с лицемерием, в буквальном смысле сгубившим нескольких очень хороших людей. 

Великая пьеса Мольера «Тартюф» и вовсе подарила миру нарицательный образ негодяя, виртуозно управляющего людьми именно благодаря своему феноменальному лицемерию

Литература и кино — лишь «костыли», которые помогают нам в нужный момент угадать, почувствовать опасность. А как в реальной жизни распознать лицемера? По сути, это то же самое, что распознать ложь. Ведь именно она лежит в основе лицемерия, какими бы предпосылками и намерениями оно ни оправдывалось.

Первое и главное — это принципиальное несовпадение сигналов. Когда не сочетаются слова и невербальные проявления. Вам знакомо это — когда улыбка собеседника не касается его глаз? Буквально не достигает их, и глаза на лице живут как бы отдельно, а улыбка словно принадлежит кому-то другому? Человек говорит комфортные для нас вещи с напряженным лицом. 

Или его выдает тембр. Кстати, это один из самых ярких признаков, которые даже матерому лицемеру сложно контролировать. Человек с отличными способностями к «замыливанию глаз» тем не менее часто не может выглядеть натурально — выдает напряженный голос.

Лицемерие, по большому счету, всегда формально, и именно поэтому человек «с хорошим слухом» способен его быстро вычислить

Формальные интонации. Формальные конструкции. Общепринятые социально одобряемые высказывания, подобающая случаю утрированная мимика и жесты. «Ты прекрасно выглядишь!» — но позвольте, я точно знаю, что это не так, я видела себя в зеркало, зачем же обманывать? «Ты так похудела!» — да зачем же так в лоб, я вчера взвешивалась, 10 кг в плюс. «Бесконечно соболезную, это был такой человечище, добрый, порядочный, честный!» — что-что, мы об одном и том же человеке говорим?!

Лицемерие: добро или зло?

Лицемерие не всегда проявляет глубоко закоренелый порок вроде лживости. Причин для него может быть много, в том числе вполне уважительных. Скажем, есть система воспитания, характерная для общества, и актуальные правила приличия. Согласно им, на поминках действительно лучше бы говорить о хороших сторонах ушедшего и хвалить в гостях даже невкусное блюдо, зная, что хозяйка приложила немало усилий в готовке. 

Если в социуме принято давать позитивный отклик, даже явно и очевидно не совпадающий с действительностью, то система настраивает человека на это как на норму. В конце концов, кому от этого будет хуже? А что, если наоборот, и кому-то от этого станет даже лучше? Да, женщина знает, что купила неудачное платье, и все же она расцветает от неуклюжих комплиментов, веря, что ей идет…

Но одно дело, когда от общепринятого способа камуфлирования действительности никому не больно, и совсем другое, когда последствиями такого двуличия становится реальный крах доверия.

Почему человек лицемерит?

Что вообще движет лицемером? Для чего он разыгрывает эти спектакли перед обществом, притворяясь другой, много более лучшей и приятной личностью и произнося слова, которые другим комфортно слышать?

За лицемерием на самом деле всегда стоит страх. Страх высказать мнение — допустим, потому, что оно непопулярное и даже опасное, или потому, что кажется, что его никто не примет в расчет. Или страх собственной незначительности, ощущение своей низкой ценности, подразумевающей, что твое мнение ни для кого не имеет значения, а значит, им и делиться не стоит. Значит, для безопасности и налаживания прочной связи и чувства «свойскости» проще использовать общепринятые банальности. 

Это говорит о том, что лицемер тоже своего рода жертва: весь его прошлый опыт диктует, что быть «Капитаном Очевидностью» — гораздо более социально одобряемый и простой способ приобщения к среде

Но делает ли человека лицемером разовое повторение расхожих истин, которые на самом деле он не разделяет до конца? Вопрос тут именно в количестве. Это разовая акция? Или человек постоянно говорит другим то, что тем нравится слышать?

А может быть, дело вообще в общепринятых и даже общепризнанных этических нормах? Вот очень хорошо знакомый мне пример из не такого уж далекого прошлого. Еще совсем недавно врачебной нормой было не говорить больному о реальной опасности его положения. Информировать только родственников. Это было не просто одобряемо, это было правилом без исключений. 

Все эти пресловутые «все в порядке, разрезали и зашили, ничего такого там нет, не беспокойтесь и поправляйтесь, крепкий сон и нормальная диета все поправят». Причем врачу мало было сказать это все в глаза, ему нужно было быть, вообще-то, неплохим актером, не прятать взгляд, выглядеть достоверно, так, чтоб сам Станиславский вскричал «верю!» Это лицемерие? Или этическая норма своего времени? 

Сейчас правила другие, их диктует расширение представлений о правах человека, считается, что человеку нужно дать возможность знать о происходящем с ним в деталях и самому распоряжаться остатком своей жизни. Это его право. Этическая норма ушла, а ведь еще недавно была абсолютно одобренной и приемлемой. Сегодня тех врачей назвали бы лицемерами. Но кто думает о том, чем именно было продиктовано их поведение?

Клинический психолог, управляющий партнер Центра образовательной кинесиологии, эксперт федеральных телеканалов по вопросам отношений в семье и бизнесе, автор книги «Как попасть во дворец, если ты не Золушка».

Новое на сайте

Неосторожный пост в соцсетях может погубить вашу репутацию. Вот несколько правил безопасности

«Похудела до 31 кг»: 25-летняя девушка вынужденно села на диету из одних печенек

Как сделать день лучше: 3 техники от КПТ-терапевта

«Люди избегают общения со мной из-за моей категоричности»

Что делать, если ребенка обижают в школе: пошаговая инструкция

Правильно или выгодно: как лучше вести себя руководителю — советы для бизнеса

«Мама страдала алкоголизмом, а отец — неконтролируемым гневом. Теперь я боюсь отношений»

«Так хорошо знаю свою подругу, что стала раздражаться из-за ее предсказуемости»

Считается ли человек лицемером, если совершает грех, и в то же время запрещает совершать его другим людям?

Хвала Аллаху.

Просим Аллаха укрепить Вас и нас в религии и удалить от нас козни сатаны, который является явным врагом, вводящим в заблуждение. Знайте, что призыв совершать одобряемое и запрещение совершать порицаемое является одним из признаков верующего. Всевышний Аллах сказал:

وَالْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاءُ بَعْضٍ يَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنْكَرِ

Верующие, как мужчины, так и женщины, — друзья друг другу: они призывают к одобряемому и отговаривают от порицаемого (сура ат-Тауба, аят 71).

Однако слова призывающего к одобряемому и запрещающего порицаемое не должны противоречить его действиям. Он должен призывать к одобряемому и следовать этому призыву, отговаривать от порицаемого и удерживать себя от совершения этого. Всевышний Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لِمَ تَقُولُونَ مَا لَا تَفْعَلُونَ * كَبُرَ مَقْتًا عِنْدَ اللَّهِ أَنْ تَقُولُوا مَا لَا تَفْعَلُونَ

О вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Ненавистнее всего Аллаху, когда вы утверждаете то, чего не делаете (сура ас-Сафф, аяты 2-3).

Всевышний Аллах упомянул слова Шу‘айба, мир ему:

وَمَا أُرِيدُ أَنْ أُخَالِفَكُمْ إِلَى مَا أَنْهَاكُمْ عَنْهُ

Я не хочу отличаться от вас и совершать то, что я запрещаю совершать вам (сура Худ, аят 88).

Сообщается, что Усама ибн Зайд, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Будет человек, которого в День Воскресения приведут и бросят в Огонь. Его кишки вывалятся в Огонь, и он будет крутиться, подобно ослу, вращающему [жернова] мельницы. Обитатели Огня соберутся вокруг него и скажут: „Что с тобой, о такой-то? Разве ты не побуждал нас к одобряемому и не удерживал от предосудительного?!“ Он скажет: „Да, я побуждал вас к одобряемому, но сам не делал этого, и я удерживал вас от предосудительного, а сам совершал его“ (аль-Бухари № 3267 и Муслим № 2989).

Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал:

Действовать в соответствии с призывом – это качество, которое должно быть в призывающем. Среди качеств, которые также должны присутствовать в нём, — быть примером в том, к чему он призывает. Он не должен призывать к чему-то, а после оставлять выполнение этого, или запрещать совершать что-то, а после совершать его. Подобное положение – это положение пропащих людей, прибегаем к Аллаху от подобного. Что же касается преуспевших верующих, то они призывают к истине, действуют в соответствии с ней, спешат совершать (праведные дела) и отдаляются от того, что запрещают сами (Маджму‘ фатауа Ибн Баз. Т. 1. С. 346).

Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: В соответствии с этикой поведения мусульманина человек, призывающий к совершению одобряемого и запрещающий совершать порицаемое, должен быть первым, кто следует этому призыву и отдаляется от порицаемого (Шарх рийад ас-салихин. С. 202).

Если кто-то увещевает брата по вере оставить грех, который он сам же совершает, то, несмотря на то, что мусульманину не пристало поступать подобным образом, это не является лицемерием или показухой.

Постоянный комитет по выдачам фетв был спрошен: Считаюсь ли я лицемером, если я призывают братьев и увещеваю их оставить некоторые грехи, но в то же время сам совершаю их?

Постоянный комитет ответил: «Вы должны покаяться в совершенных грехах и (продолжать) увещевать братьев по вере оставить грехи. Не дозволено совершать грехи и оставлять увещевание своих братьев. Таким образом Вы совершите два греха. Вам следует покаяться Аллаху в грехах и увещевать своих братьев. Вы не станете лицемером, но совершаете поступок, который Аллах осуждает и порицает:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لِمَ تَقُولُونَ مَا لَا تَفْعَلُونَ * كَبُرَ مَقْتًا عِنْدَ اللَّهِ أَنْ تَقُولُوا مَا لَا تَفْعَلُونَ

„О вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Ненавистнее всего Аллаху, когда вы утверждаете то, чего не делаете“ (сура „ас-Сафф“, аяты 2-3).

А также в Своих словах:

أَتَأْمُرُونَ النَّاسَ بِالْبِرِّ وَتَنْسَوْنَ أَنْفُسَكُمْ وَأَنْتُمْ تَتْلُونَ الْكِتَابَ أَفَلَا تَعْقِلُونَ

„Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению свои [деяния], ведь вы же [сами] умеете читать Писание? Неужели вы не хотите призадуматься?“ (сура „аль-Бакара “, аят 44)» (Фатауа аль-ляджна ад-даима. Т. 12. С. 268).

Поэтому, Вам следует продолжать призывать к совершению одобряемого и отговаривать от совершения порицаемого, а то, что Вы сами совершаете грех, не запрещает Вам отговаривать других от его совершения. Однако Вы должны стараться оставить этот грех, оставить совершение каких бы то ни было грехов. Человека, ослушивающегося Аллаха и Его посланника, постигнут тяжелые последствия в этом мире и в мире дольнем. Также Вы должны обратить внимание на то, что если каждый обязан оставить совершение грехов, то человек, призывающий людей к этому, обязан сделать это и подавно, он должен поступать в соответствии со своим призывом в первую очередь. Так как Аллах порицает тех, чьи слова расходятся с делами, как об этом уже было сказано.

Несомненно, что упрек себя (в совершении греха), — похвальное качество. Используйте это, верьте в прощение Аллаха, не отчаивайтесь в Его милости и боритесь со своей душой в оставлении греха.

Знайте, что борьба с собой ради избавления от показухи и совершение дела ради Аллаха, является благочестивым делом.

Однако, если человек предполагает, что совершает показуху, а после борется с сатаной, который посеял это предположение, не является благочестивым делом. Так как в этом состоит метод сатаны, который внушает человеку, что он совершает показуху, чтобы тот в свою очередь оставил совершение благих дел. Человек не должен обращать внимание на это.

Ибн Мубарак в аз-Зухд передал слова аль-Хариса ибн Кайса: Если ты решил совершить какое-либо благое дело, то не откладывай его на завтра. Если ты совершаешь дело для следующей жизни (т. е. поклонение – прим. пер.), то удлиняй его настолько, насколько ты сможешь. Если ты совершаешь молитву, а сатана скажет тебе, что ты совершаешь ее из показухи, то удлини ее (Ибн Мубарак. Аз-зухд. С. 12).

Ибн Муфлих, да помилует его Аллах, сказал:

«Иногда человека, который желает совершить поклонение, постигают наущения, что толкают его оставить совершение этого дела из-за боязни совершить его неискренне. Но он не должен обращать на это внимание. Человек должен совершать то, что велел ему Всевышний Аллах, и то, к чему Он его побуждает, обращаясь к Нему за помощью, уповая на Него в том, чтобы совершить его так, как это положено по Шариату.

Шейх Мухъйи-д-дин ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: „Нет необходимости оставлять поминания Аллаха, что говорятся языком и сердцем, из боязни, что подобное поминание будет совершаться неискренне. Напротив, человеку следует поминать Аллаха вместе: и языком, и сердцем, делая это ради Аллаха, Великого и Всемогущего“» (Аль-адаб аш-шар‘и. Т. 1. С. 333).

Вам следует быть твердой и решительной и не обращать внимания на наущения сатаны. Каждый раз, когда сатана будет внушать Вам наущения о показухе и неискренности, будьте решительны, поспешите совершить своё дело и не откладывайте его. (И тогда) наущения покинут Вас, если пожелает Аллах. Сатана, увидев, что каждый раз, когда он наущает человека о неискренности и показухе, человек упорствует, активно совершает дело и не придает значение наущениям, отчается и оставит свои наущения. Потому что его действия приводят к противоположному результату.

Если же человек следует наущениям, то сатана будет увеличивать их, чтобы отвратить человека от благих дел.

А Аллаху ведомо лучше.

Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос № 22293.

4 способа не быть лицемером

Я не считаю себя лицемером, но мои дети доказали, что я не прав. Дело в том, что я люблю чистоту. В частности, беспорядок убивает меня. Для меня нет ничего хуже, чем пытаться пройти через комнату и следить за своим шагом. Одна из моих самых больших повторяющихся проблем встречает меня у входной двери. У нас есть корзина, в которой хранится самая популярная обувь наших детей. Это сделано для того, чтобы мы могли быстро двигаться, когда мы в пути, без необходимости проводить массовый поиск обуви. Как бы я ни был непреклонен и последователен, напоминая нашим детям класть обувь в корзину, кажется, что этому невозможно научиться. Таким образом, гостиная обычно усеяна обувью, как поле для гольфа усеяно мячами для гольфа.

Однажды ночью перед сном, когда мы делали ежедневную уборку, мне надоели туфли. — Я устал видеть твои туфли на полу, — сказал я. Мой сын ответил: «Папа, почему ты оставляешь свою обувь посреди комнаты, а мы нет?» Он указал через комнату, и вот они, пара лицемерных кожаных насильников. Хуже того, в тот момент я понял, что оставлял их там все время. Я хотел сказать: «Потому что я взрослый. Я могу делать что хочу!» Но я ожидал, что мои дети будут поддерживать стандарты, которых я не смог достичь сам. Что такое лицемерный папа? Я был, и это нужно было изменить. Вот 4 способа не быть лицемерным отцом.

1. Кричать на детей, потому что они слишком шумные или дерутся.

В громком шуме есть что-то, что вызывает у меня тревогу. По иронии судьбы и лицемерию, эта тревога часто исходит из меня громко. Я рецидивист, особенно в машине. Хотя мне и нужно повышать голос, чтобы меня услышали, я продолжаю кричать еще долго после того, как привлек их внимание. После этого трудно научить их спокойно решать свои проблемы. Изменив свой подход, я заметил, что, когда меня контролируют более низким голосом, они более склонны слушать и подчиняться.

2. Шлепать детей за то, что они бьют.

Я знаю, что это может вызвать споры. Существует много взглядов на шлепки и веские аргументы как за, так и против. Мы использовали этот метод дисциплины в нашем доме, и я не против этого. Тем не менее, я сделал это однажды, когда мой сын ударил свою сестру, и это было немного не так. Я верю, что есть большая разница между ударами и дисциплинарной поркой, и я думаю, что дети могут заметить эту разницу. Однако мне лично было трудно сказать ему, что мы не бьем друг друга после этого. В итоге я использовал его только для худших нарушений без ударов и с тех пор полностью отказался от него.

3. Моя грязная комната.

Этот похож на разбросанные туфли. Каждую ночь я заставляю своих детей убирать свои комнаты. Однажды ночью я зашла посмотреть, почистил ли мой сын свою, и увидела, что несколько предметов лежат не на своем месте. Я заставил его попробовать еще раз. Затем я воспользовался возможностью, чтобы рассказать о том, как делать что-то с совершенством и о последствиях срезания углов. После того, как мы закончили, я прошла мимо своей спальни, которая выглядела так, будто на нее обрушился торнадо, сделанный из моих вещей. Сторона моей жены выглядела великолепно. Позже я показал своему сыну, что мне нужно следовать собственному совету.

4. Быть закоренелым неудачником.

Мой сын очень конкурентоспособен, и когда он проигрывает, он закатывает истерику. У меня было несколько разговоров с ним о том, что быть конкурентоспособным и желать победы — это нормально. Я сказал ему, что нормально быть немного расстроенным после поражения, но важно быть хорошим спортсменом и сохранять правильную перспективу. Затем я заметил свою реакцию на проигрыши моей любимой футбольной команды по воскресеньям, которых было много. Я был так эмоционально вовлечен, что мог испортить весь мой день, и это повлияло бы на остальных членов семьи.

Если я не буду моделировать то, что говорю, я потеряю доверие своих детей.

Это были унизительные откровения. Если я не буду моделировать то, что говорю, я потеряю доверие своих детей. Я был честен с ними и извинился, когда я не попал в цель. Я дал им разрешение вызывать меня, когда они чувствуют, что я не последовательна. К счастью, они были добры ко мне — возможно, даже более добры, чем я был к ним, что еще раз заставляет меня задуматься.

Без звука: В чем вы были лицемерны как отец?

23 способа распознать лицемера — Фрэнк Зонненберг Онлайн

Знаете ли вы кого-нибудь, кто так же фальшив, как трехдолларовая купюра? Они говорят одно, а делают другое; они устанавливают правила, но не следуют им; и они живут так на публике, так и наедине. Они настолько нечестны, что их можно назвать профессиональными лжецами. На самом деле, многие лицемеры лгут даже самим себе. Вы лицемер?

Иногда люди не осознают, что ведут себя двулично, но часто они точно знают, что делают. Они пытаются манипулировать правдой, скрыть смущение или компенсировать слабую аргументацию. В любом случае, лицемеры знают настоящую правду, но боятся, что раскрытие ее может иметь негативные последствия — вот и вводят в заблуждение.

Лицемеры знают правду, но не раскрывают ее.

Как распознать лицемера

Лицемерие проявляется по-разному. Вот 23 способа распознать лицемера. Лицемеры:

  1. Говорите одно, а делаете другое.
  2. Обращайтесь с власть имущими иначе, чем с подчиненными.
  3. Давать советы, но не следовать собственным указаниям.
  4. Проповедуйте терпимость, но осуждайте тех, кто не соответствует их образу мыслей.
  5. Добровольно другие, но редко поднимают свою руку.
  6. На публике живи так, а наедине иначе.
  7. Притворитесь кем-то, кем они не являются , просто , чтобы получить признание.
  8. Создавать правила, но не следовать им самим.
  9. Проповедуй нравственность, но живи постыдно.
  10. Требовать от других того, чего они не хотят делать сами.
  11. Говорите кому-то в лицо одно, а за его спиной другое.
  12. Притворяются богатыми, даже если их банковский счет пуст.
  13. Изменить свое мнение, чтобы добиться признания от людей с разными точками зрения.
  14. Осуждать действия других, даже если они сами совершают такие же действия.
  15. Продвигайте образ святости просто , чтобы компенсировать безрассудное поведение.
  16. Помогайте людям только когда это в их личных интересах.
  17. Делать вид, что заботятся, когда их мотивы на самом деле корыстны.
  18. Требуйте строгости от других, но щедро вознаграждайте себя.
  19. Имитировать возмущение, даже если они не собираются ничего с этим делать.
  20. Наказывайте одних людей за проступки, но не обращайте внимания на других.
  21. Читать людям лекции о морали, но прикрывать их друзей.
  22. Осуждайте других, но называйте людей нетерпимыми, когда их судят лично.
  23. Действуйте в одну сторону, когда люди смотрят; наоборот, когда их нет.

Будьте верны себе и другим

Лицемерие — это зависимость. Вы обманываете людей один раз и думаете, что вам это снова сойдет с рук. Но хотя вы можете думать, что обманываете мир, вы только обманываете себя. Люди следят за вами, и последствия хуже, чем вы думаете.

Как вы можете быть надежным другом, уважаемым родителем, заслуживающим доверия образцом для подражания или эффективным лидером, если вы живете во лжи? Как говорится: «Некоторые люди как копейки. Двуличный и бесполезный.

Аутентичные люди искренни — они уверены в своих убеждениях и верны себе. Люди, у которых есть сила убеждения, не препятствуют правде. Они не боятся того, что люди могут подумать, что люди могут сказать, или того, что некоторые люди могут бросить вызов или отвергнуть их взгляды. Они верны своим принципам, владеют своими действиями и, самое главное, они верны себе. Период!

Будь настоящим собой. Слушай свою совесть. Сформируйте собственное мнение. И прожить свою жизнь достойно. Одной из лучших наград за достижение успеха является осознание того, что вы заработали свои достижения упорным трудом, преданностью делу и честностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *