Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Человек природа тест: Тест Климова на профориентацию — 5 ТЕСТОВ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Содержание

Тест Климова на профориентацию — 5 ТЕСТОВ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова покажет в какой из 5 основных сфер деятельности вы будете наиболее успешны:

  • человек-человек
  • человек-техника
  • человек-знаковая система
  • человек-художественный образ
  • человек-природа

Инструкция: В каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выберите тот, который вам наиболее подходит. Время выполнения 5-10 минут. Пройти тест Климова онлайн вы можете на нашем сайте. Это бесплатно и не требует регистрации.

Начать тест

О тесте

Методика Климова основана на предположении о том, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли? Тест состоит из 20 вопросов, которые представляют из себя пары разных профессий или видов деятельности. В каждой паре вы выбираете наиболее предпочтительную для себя работу. На основе ваших выборов происходит ранжирование по 5 сферам деятельности.

Результаты

Не смотря на то, что тест опросник был создан Евгением Александровичем Климовым еще в прошлом столетии, он является актуальным. Хотя с того времени появилось множество новых профессий, все они относятся к одной из 5 перечисленных сфер. Так что тест в любом случае поможет вам определиться с предпочтительными сферами деятельности.

Давайте подробнее поговорим о результатах и о том, как их можно интерпретировать. Тест Климова на профориентацию включает пять областей деятельности. Их соотношение вы получите после прохождения ДДО по методике.

Человек — природа

Любовь и интерес к природе — определяющие качества для людей этой сферы. Это геологи, биологи, географы, физики и другие ученые в разных областях науки о природе. Здесь важно уметь ставить эксперименты, изучать, наблюдать, но большая часть работы в сфере «человек-природа» носит практический характер. Это уход за животными, охрана экологии и так далее, область довольно разнообразна:

  • охрана природы (эколог, инспектор, лесничий)
  • научно-исследовательская деятельность (геолог, микробиолог, ботаник, генетик, химик и т. д.)
  • живая природа (ветеринар, зоолог, зоотехник, цветовод)
  • сельское хозяйство (агроном, рыбак, птицевод, животновод, овощевод)

Человек — техника

Сюда относится все профессии, которые связаны с техникой. Например: инженер, строитель, машинист. Из современных профессий это программисты, разработчики, системные администраторы и т.д. Естественно, что человек технической профессии должен быть внимательным и точным, необходим аналитический склад ума, интерес к различным механизмам и их работе. Какие здесь варианты?

  • строительство и монтаж (строитель, инженер, слесарь, монтажник, отделочник, сварщик, электрик)
  • транспорт (машинист, водитель, экспедитор, специалист технического обслуживания, механик)
  • машиностроение (инженер, конструктор)
  • IT-сфера (программист, разработчик ПО и мобильных приложений и т.д.)

Некоторые из профессий могут быть связаны с повышенными физическими нагрузками, шумом и сложными условиями работы.

Человек — человек

Это довольно обширная сфера, куда входят все профессии, основанные на взаимодействии с людьми. Врачи, учителя, продавцы — самые яркие примеры. Человек, выбравший для себя работу с людьми должен уметь общаться и управлять своими эмоциями, обладать эмпатией, развитой речью, терпением и отзывчивостью. Самые распространенные виды деятельности в рамках «человек-человек»:

  • обучение и воспитание (учитель в школе, преподаватель в вузе, воспитатель в дошкольном учреждении, репетитор, экскурсовод)
  • оказание медицинской помощи (врач, медсестра)
  • политика и право (адвокат, политик, полицейский, судья, следователь)
  • сфера обслуживания (продавец, менеджер, администратор, консультант)
  • гуманитарные науки (психолог, социолог, библиотекарь)

Человек — знаковая система

Эта группа включает профессии, связанные с обработкой информации: бухгалтер, лингвист, диспетчер и другие. Для таких специальностей важны внимание и память, усидчивость и терпение, острый ум. Возможные варианты работы:

  • расчеты и ведение учета (бухгалтер, экономист, статистик)
  • языкознание (лингвист, филолог, переводчик)
  • документоведение (нотариус, архивариус, делопроизводитель)
  • гуманитарные науки (историк, математик)
  • тексты (корректор, редактор, наборщик)

К этой же группе относится множество новых современных профессий: таргетолог, SSM-специалист, вебмастер и другие.

Человек — художественный образ

Самая творческая группа профессий, куда можно отнести всех, кто работает с художественными образами. Это актеры, певцы, дизайнеры, Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда, например литература, музыка, театр, изобразительное искусство.

  • изобразительное искусство (дизайнер, фотограф, архитектор, модельер, художник, оформитель)
  • музыка (певец, композитор, музыкант, дирижер,
  • кино (актер, режиссер, продюсер, ведущий)
  • литература (писатель, автор, критик)

Для работы в таких творческих специальностях необходимы следующие качества: креативность, наглядно-образное мышление, творческое воображение и талант.

Количество баллов

Максимальное количество баллов, которое можно набрать по одной сфере — 8, но такой чистый результат в ДДО Климова встречается редко. Обычно главная область — это 6-7 баллов.

У вас может быть не одна ведущая сфера, а две или даже три. Так происходит если вы набрали равное количество баллов либо несколько сфер отличаются всего на 1 балл. В этом случае можно говорить о том, что вы разносторонняя личность, таким людям сложнее выбрать профессию. Обычно какие-то интересы перерастают в профессиональные, а другие остаются на уровне хобби.

Если разрыв составляет 2 и более баллов, то это уже существенная разница и предпочтение стоит отдать области, которая набрала максимум. Для наглядности можно представить результаты в процентном соотношении:

Об авторе

Автор теста — Евгений Александрович Климов (1930-2014) — доктор психологии, один из основоположников психологии труда и профориентации в нашей стране. Тест Е.А. успешно используется для профориентации человека и отбора на различные профессии в школах. Методика Климова по профориентации долгое время не имела конкуренции и помогала в выборе специальности.

Бланк, вопросы и ответы теста

Если вы не хотите пройти тест Климова онлайн, то можете скачать и сохранить бумажный вариант опросника совершенно бесплатно. Он включает вопросы, ответы (результаты) теста и удобный бланк для подсчета. Тест поможет вам в выборе сферы деятельности и для определения будущей профессии.

Пройти тест Климова онлайн

В каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выберите тот, который вам наиболее подходит.

1.Что бы Вы предпочли?

Ухаживать за животными

Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2.Что бы Вы предпочли?

Помогать больным

Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3.Что бы Вы предпочли?

Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток

Следить за состоянием, развитием растений

4.Что бы Вы предпочли?

Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.)

Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

5.Что бы Вы предпочли?

Обсуждать научно-популярные книги, статьи

Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6.Что бы Вы предпочли?

Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7.Что бы Вы предпочли?

Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8.Что бы Вы предпочли?

Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т. д.)

Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9.Что бы Вы предпочли?

Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10. Что бы Вы предпочли?

Лечить животных

Выполнять вычисления, расчеты

11.Что бы Вы предпочли?

Выводить новые сорта растений

Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12.Что бы Вы предпочли?

Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13.Что бы Вы предпочли?

Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

Наблюдать, изучать жизнь микробов

14.Что бы Вы предпочли?

Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.

15.Что бы Вы предпочли?

Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16. Что бы Вы предпочли?

Делать лабораторные анализы в больнице

Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17.Что бы Вы предпочли?

Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18.Что бы Вы предпочли?

Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т. п.

Играть на сцене, принимать участие в концертах

19.Что бы Вы предпочли?

Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20.Что бы Вы предпочли?

Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

Работать на клавишных машинах (пишущей машинке и др.)

Тест Человек и природа по окружающему миру онлайн

Последний раз тест пройден более 24 часов назад.

Для учителя

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Акулинкиной Татьяной Николаевной.

Опыт работы преподавателем — более 48 лет.

  1. Вопрос 1 из 10

    Без какого природного ресурса человек сможет прожить?

    • Вода

    • Нефть

    • Солнечный свет

    • Воздух

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    Для полноценной жизни человеку нужен воздух, вода, пища и свет. Без такого природного ресурса как нефть человечество способно просуществовать без особых потерь.

    В вопросе ошибка?

  2. Вопрос 2 из 10

    С какого момента человек начала влиять на окружающую среду?

    • Строительство фабрик и заводов

    • Создание первых орудий труда

    • Развитие прямохождение

    • Эпоха великих географических открытий

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    С тех пор, как человек смог создавать примитивные орудия труда, началась эра его воздействия на окружающую среду. Поначалу это были лишь робкие попытки изменить внешние условия под свои нужды. Но со временем, когда на планете становилось все больше людей, масштабы хозяйственной деятельности возрастали.

    В вопросе ошибка?

  3. Вопрос 3 из 10

    Что относится к положительному влиянию человека на природу?

    • Создание заповедников и национальных парков

    • Распахивание земель

    • Выпас скота на лугах

    • Уничтожение насекомых-вредителей

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    Из всего перечисленного к положительному влиянию человека на природу относят создание заповедников, заказников, национальных парков, где растения и животные обитают в естественных условиях и находятся под охраной.

    В вопросе ошибка?

  4. Вопрос 4 из 10

    Для чего нужны заповедники?

    • Развлечение людей

    • Охрана редких видов растений и животных

    • Выращивание определенных видов

    • Размножение животных и их продажа в зоопарки

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    Создание заповедников позволяет уберечь от полного исчезновения редкие виды, а также расширить биологическое разнообразие видов на Земле.

    В вопросе ошибка?

  5. Вопрос 5 из 10

    Какая деятельность человека не несет угрозу природе?

    • Вырубка лесов

    • Загрязнение рек мусором

    • Создание национальных парков

    • Распашка плодородных земель

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    Создание национальных парков не только не несет угрозу окружающей среде, но, напротив, позволяет сохранить природу в ее первозданном виде.

    В вопросе ошибка?

  6. Вопрос 6 из 10

    К чему может привести негативное воздействие человека на природу?

    • Глобальная экологическая катастрофа

    • Ухудшение состава воздуха

    • Загрязнение рек

    • Уменьшение численности животных

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    Вырубка лесов, загрязнение рек и распашка плодородных земель – примеры негативного влияния человека на природу, которое в кратчайшие сроки может привести к глобальной экологической катастрофе.

    В вопросе ошибка?

  7. Вопрос 7 из 10

    Что послужило причиной внедрения новых технологий в сельском хозяйстве?

    • Выращивание новых культур

    • Контроль над урожаем

    • Увеличение роста населения на планете

    • Избавление от насекомых-вредителей

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    Быстрые темпы роста населения на планете привели к тому, что для его обеспечения пищей потребовалось внедрение новых технологий в сельском хозяйстве.

    В вопросе ошибка?

  8. Вопрос 8 из 10

    Что нужно менять на производстве для снижения вреда окружающей среде?

    • Внедрять мощные системы очистки

    • Использовать дешевое природное сырье

    • Использовать синтетическое сырье

    • Снизить темпы производства

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    Любые отрасли производства должны быть оснащены высокотехнологическими методами очистки, которые будут наносить минимальный вред окружающей среде.

    В вопросе ошибка?

  9. Вопрос 9 из 10

    Что не относится к альтернативным источникам энергии?

    • Солнце

    • Каменный уголь

    • Биогаз

    • Ветер

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    В качестве альтернативных источников энергии успешно используют энергию ветра, солнца, биогазов. Использование таких источников в быту и на производстве позволяет существенно снизить потребление природного сырья (каменный уголь, газ, нефть).

    В вопросе ошибка?

  10. Вопрос 10 из 10

    Из-за чего происходит снижение плодородия почв?

    • Безостановочное их использование

    • Применение химикатов

    • Глубокая распашка земель

    • Недостаточный полив

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    Еще совсем недавно плодородным почвам давали некоторое время на восстановление. Теперь же их эксплуатация происходит непрерывно, в результате чего существенно снижаются показатели плодородия.

    В вопросе ошибка?

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Наталья Жебурёнок

    10/10

  • Татьяна Пескова

    8/10

  • Дарья Якимова

    10/10

  • Валерия Сташкина

    10/10

  • Роман Потапов

    10/10

  • Алла Герман

    9/10

  • Мирослав Реутов

    10/10

  • Светлана Жигалова

    7/10

  • Любовь Костюк

    10/10

  • Залина Гусова

    9/10

Рейтинг теста

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 1344.


А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.

Тестирование — это человеческая природа

Неудивительно (во всяком случае, для меня), что мои 5-летние племянники-близнецы снова поставили меня на паузу в это Рождество, когда я наблюдал, как они играют с одной из своих новых игрушек. У каждого из них есть рыба-робот, которая автоматически включается, когда чувствует, что находится в воде (ах, дни игрушек для ванн!). Конечно, бабушки такие, какие они есть, и моя свекровь принесла им миску с водой, чтобы они попробовали их, прямо там, на полу в гостиной, посреди рождественской вечеринки. Пока близнецы наблюдали, как рыбки плавают кругами по периметру чаши, один из взрослых небрежно спросил: «Они тоже плавают по прямой?»

Не поднимая глаз, один племянник выхватил свою рыбу из воды и тихо и серьезно ответил: «Я собираюсь проверить это». Затем он начал путь своей рыбы в разных точках аквариума и в разных направлениях, интуитивно зная, что «проверить это» не значит попробовать что-то одно.

Так как же эта идея так естественно слетела с уст пятилетнего ребенка, переживающего рождественское волнение? Просто: человеку свойственно испытывать.

Давным-давно тестирование было инстинктом выживания (Это еда? Будет ли это больно?), поэтому мы к этому готовы. Мы не только понимаем природу тестирования с очень небольшим количеством подсказок, мы также врожденно ориентированы на разработку тестовых случаев, чтобы получить более полное представление не только о вопросе, на который мы пытаемся ответить, но и ответы, которые мы собираем . Мой племянник инстинктивно знал, что ему нужно попробовать разные способы размещения рыбы в воде, чтобы ответить на этот простой вопрос. А на самом деле дальше стало сложнее…

Каждый робот похож на отдельный вид рыбы, поэтому у них разные формы, вес и размер хвоста. Каким-то образом мой племянник почти сразу включил все эти данные и использовал их в своем тестировании. Чтобы проверить обе рыбы, ему пришлось заручиться помощью своего брата. Прежде чем вы это узнали, они начали процесс парного тестирования и деловито болтали обо всех различных вещах, которые им нужно было попробовать, чтобы выяснить, может ли рыба плавать по прямой.

Они обнаружили, что могут плавать прямо, но останавливаются на кругах, как только ударяются о стенку круглой чаши, что вполне логично. Они были ограничены размером и формой чаши, и они знали это в течение нескольких минут, требуя наполнить ванну и протестировать ее в более подходящей тестовой среде.

(Конечно, мы этого не сделали — как и в большинстве тестовых ситуаций, был предел тому, что мы могли предоставить в то время и в том месте)

Наблюдение за этим разворачиванием напомнило мне кое-что, что я знал, когда мои дети были маленькими. – дети от природы отличные тестировщики. Как утверждает Брайан Герхардт, мы проверяем, чтобы учиться, и нет никаких сомнений в том, что в детстве основное внимание уделяется обучению. Итак, что же происходит на этом пути, что делает тестирование таким сложным и трудным? Я уверен, что есть и другие факторы, но я подумал о нескольких, которые могут ограничить наши возможности тестирования:

Процесс.

Дело не в том, что процесс — это плохо, а в том, что он может стать очень жестким и раздутым по важности. В то время как мои племянники просто пытались ответить на один вопрос для одного человека и не имели жесткого дедлайна, у большинства тестировщиков есть длинный список вопросов, на которые нужно ответить в течение определенного времени и бюджета. Это означает, что необходимо заранее принять решение о том, на чем сосредоточить энергию тестировщика, какие вопросы решать в первую очередь и какая тестовая среда потребуется.

Почему мы не наполнили ванну водой, чтобы они могли перейти на новый уровень тестирования? Потому что у нас не было ни времени, ни условий для этого — их мать заверила их, что они могут попробовать рыбу в ванне следующей ночью — или, говоря языком разработки программного обеспечения, «мы проверим это в следующем спринте».

Я был практикующим, который жаловался на процесс, и я был руководителем, который ценил процесс, поэтому, как и Джони Митчелл, теперь я могу видеть обе стороны. По моему опыту, неправильно не соблюдение процесса, а соблюдение процесса, несмотря на информацию, которая должна вытолкнуть вас за пределы процесса.

Например, нет ничего плохого в написании тестовых случаев — это средство общения между членами команды, которое позволяет вам понять, нужна ли вам другая среда, дополнительные средства диагностики, добавленные в код, или дополнительное время для тестирования. Но считать тест-кейсы метрикой производительности или придерживаться их без всякой причины, когда выявляются проблемы или меняются приоритеты проекта, — это ограничения, которые мешают вам следовать естественным путем вашего тестирования.

Философия.

Единственное, на что вы можете рассчитывать в индустрии программного обеспечения, — это эволюция (а иногда и революция). Если вы были в этой отрасли достаточно долго, вы много раз видели, как она трансформировалась, и вы видели, как подходы приходят и уходят. Поскольку продукты и технологии развиваются с течением времени, методы, которые мы использовали вчера для создания и тестирования, сегодня могут не работать. Ловушка, в которую попадают многие люди, заключается в том, что они становятся приверженцами одного подхода и закрывают свой разум для других подходов, которые могут работать лучше. Методологии, как правило, становятся философиями в разработке программного обеспечения, когда люди проповедуют Единый верный путь и дискриминируют другие пути.

Если мы будем в курсе последних тенденций, но при этом сохраним нашу врожденную чувствительность к тестированию, мы можем обнаружить, что изобретаем новые способы ведения дел. С каждым новым подходом, который мы изучаем и осваиваем, мы создаем наш набор инструментов, который позволяет нам найти правильный инструмент и правильный подход для каждого проекта.

Что отличает религию от культа, так это способность задавать вопросы. Как тестировщики, мы никогда не должны переставать задавать вопросы — это суть того, кто мы есть и что мы делаем. Ваши обстоятельства, контекст вашего проекта, личности заинтересованных сторон, ваш процесс разработки, терпимость ваших клиентов к риску… все это переменные, которые должны учитываться в вашем подходе к тестированию. Вы даже можете обнаружить, что подходите к каждому проекту с помощью уникальной методологии.

Если бы мои племянники тестировали свою новую рыбу, например, в аквапарке, варианты для них были бы другими и сформировали бы их подход. Точно так же, если их следующим подарком будет набор жуков-роботов, и они захотят проверить, могут ли они ходить по кругу, мыслительный процесс будет похожим, но не таким же.

Микро Фокус.

В мире тестирования существует естественное противоречие между углублением и сохранением широты. Реальность такова, что на этот вопрос нет правильного ответа, и лучший способ выяснить, что является наиболее подходящим, — это понять контекст того, что вы делаете по отношению к общим целям компании/проекта. Я видел многих тестировщиков, которые углублялись в туннель, который становился темным и тесным, мешая им находить проблемы, которые скрываются в мире сверху и сбоку от них.

В дополнение к тестированию функциональности вам также необходимо постоянно проверять свои предположения о том, что вы делаете и почему это важно. Чем старше мы становимся, тем больше мы теряем склонность спрашивать, почему — но если мы вернемся к нашему естественному инстинкту проверять и задавать вопросы, мы обнаружим, что спрашиваем: «Почему я это делаю?» чаще. Это здоровое место, потому что оно заставляет вас постоянно обновлять общую картину и приоритет работы, на которой вы сосредоточены.

Нет никаких сомнений в том, что тестирование программного обеспечения представляет собой сложную деятельность, которая часто имеет так много перестановок, что определение их всех может быть ошеломляющим. Если бы он не был таким сложным, он не отверг бы целую индустрию тестирования инструментов и обучения.

Но я также не сомневаюсь, что у нас слишком сложные аспекты самой отрасли, что часто уводит нас от текущей задачи. В эту новую эру, когда программное обеспечение является такой же частью инфраструктуры, как электричество и дороги, нам необходимо вновь сосредоточиться на качестве нашего тестирования и освободиться от окружающего его багажа.

См. также:
  • Нагрузочное тестирование мобильных устройств
  • Тестирование iOS-приложений
  • Почему контекст скоро не станет королем Природа

    Авторы и права: ДЖЕЙСИ

    «Как мне продемонстрировать вам свою человечность?» Ее голубые глаза блестели. Ее рот напрягся. Она выглядела очень человечно во всех отношениях.

    — Вы не можете, — осторожно ответил я. Каждое слово должно быть хорошо подобрано. «Человечество — это не то, что можно продемонстрировать. Это скорее то, что есть».

    Она медленно отхлебнула из чашки чая, посмотрела на нее и поставила обратно на стол. «А что же делает человека человеком? Я полагаю, вы говорите не о душе?

    Я улыбнулся. Она была хороша. — Нет, — ответил я. «Насколько я могу судить, большинство людей считают, что обладание душой строго в глазах смотрящего».

    — Очень хорошо, — сказала она. «Итак, мы видим одно и то же при подсчете душ. Что еще вы считаете существенным для состояния человечества? Так возникает ДНК?»

    — Сомневаюсь, — ответил я. «Какое имеет значение, сращивается ли ДНК и сшивается ли она, нить за нитью, или появляется вся сразу в результате какой-то незапланированной перетасовки хромосом, если результат один и тот же? Так или иначе, ДНК — это план, рецепт. Истина человечества в еде».

    — Очень мило, — сказала она и кивнула в знак признательности.

    «Спасибо», — ответил я.

    «Так что же тогда? Искусство?»

    Я покачал головой нет. «Рисование по номерам было сделано еще до того, как появились персональные компьютеры».

    «Музыка?»

    — Маловероятно, — сказал я. «Компьютеры веками сочиняли прекрасную музыку. У математики и музыки есть общие миры».

    «Что потом? Чувство юмора?»

    «Попробуй это», — ответил я. «Человек строит дом. У него осталось 25 кирпичей. Он завершает работу с 24. Что он делает с лишним кирпичом?»

    Она пожала плечами. «Я сдаюсь.»

    — Он бросает его на улице, — сказал я.

    Она долго смотрела на меня. «Это не смешно. Я не понимаю».

    «Нет? Что ж, позвольте мне попробовать еще один на вас. В автобусе мужчина курит большую вонючую сигару. Он сидит рядом с женщиной, у которой на коленях пудель — линяет и лает на голову. Двое смотрят друг на друга. Наконец женщина, не в силах сдержаться, вырывает сигару изо рта мужчины и выбрасывает ее в окно. Мужчина мстит: он подхватывает собачку и выбрасывает ее в окно. Двое продолжают спорить и выходят на следующей остановке. Когда автобус отъезжает, к женщине подбегает пудель. У него что-то во рту. Знаешь, что это такое?

    «Сигару?»

    «№. Кирпич, — сказал я.

    Она посмотрела на меня, а потом расхохоталась.

    — Вот видишь, — сказал я. — Это тоже не чувство юмора. Мы с вами согласны, что первая — скажем так, подшутка — была не смешной. А второй, завершающий цикл, как минимум достоин смеха».

    Она снова улыбнулась, потом вздохнула. «Так в чем же сущность человечества? Что отличает тебя от меня?»

    «Вы слышали об Алане Тьюринге?» Я спросил.

    «Конечно», — ответила она. «Тесту Тьюринга сотни лет. Если не-человек неотличим от человека по характеристикам своего интеллекта, то по какой логике люди должны отрицать, что не-человек обладает человеческим интеллектом?»

    «Действительно, — сказал я. — Итак, вы можете придумать какую-нибудь подобную логику?

    Она задумалась. «Ну, мы знаем, что попугаи на самом деле не говорят. Скорее, они издают звуки, имитирующие речь. И все же, согласно тесту Тьюринга, можно ненадолго послушать попугая и сделать вывод, что он действительно говорит. Но это не может быть правильным. Значит, с тестом что-то не так».

    «Точно!» Я сказал. «Отличный. Итак, хотите ли вы услышать мое дополнение к тесту Тьюринга?»

    Ее глаза загорелись. «Я бы.»

    «Ну, я называю это испытанием на выносливость. Это звучало бы так: если бы нечеловеческое существо было неотличимо от человека по характеристикам своего интеллекта навсегда , то никто не мог бы отрицать, что нечеловеческое существо обладает человеческим разумом. Видите ли, это решает проблему с попугаями, потому что даже самый умный попугай может подражать только на короткое время».

    — Хм… — сказала она. «Очень хороший. Мне нравится, что. Но это кажется немного экстремальным. Кто может вечно ждать результатов любого теста?»

    — Да ну, это только внешняя граница, идеал, — ответил я. «Мы могли бы отойти на меньшую позицию и сказать, что чем дольше сомнительная сущность неотличима от человека в плане интеллекта, тем меньше причин будет у кого-либо отрицать, что такая сущность обладает человеческим разумом. Это сработает для вас?»

    Она подумала, затем медленно кивнула головой. «Да, вполне может быть. Это очень хорошо.» Она медленно отодвинула стул и встала. Она протянула мне руку. «Спасибо. Этот разговор был очень полезный — один из лучших пока. Мы вернемся к вам по вашей заявке очень скоро».

    Я смотрел на нее в окно, когда она уходила. Я очень хотела быть школьной учительницей. Я мог понять их сдержанность — их озабоченность тем, чтобы оставить своих детей даже на временное попечение искусственного создания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *