Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Человека воспитывает все что его окружает: Ошибка 404 — Страница не найдена

Сжатое изложение ОГЭ

Аудиозаписи для подготовки к написанию сжатого изложения ОГЭ по русскому языку (по материалам сборника ОГЭ под ред. И.П. Цыбулько 2020 г.)

Художественный промысел… В самом сочетании слов таится противоречие: промысел подразумевает массовость, серийность, то есть одинаковость, а художество — это всегда образ, никогда не повторяющийся и непохожий на какой-либо другой.

Образ, индивидуальность изделия умирают в многочисленности одинаковых предметов, но ведь это не значит, что предметы при их множественности нельзя создавать разными. По-видимому, промысел можно называть художественным, если произведение отличается индивидуальностью, самобытностью, если оно несёт миру красоту, добро, воспитывает лучшие чувства у человека. Так, для художественного промысла характерны традиционная технология изготовления произведения, традиционные образы, но при этом обязательна художественная индивидуальность мастера.

При машинном производстве художественная индивидуальность исчезает, растворяясь в массовости и ширпотребе. Экономисты пытаются планировать красоту и эстетику, самоуверенно внедряют в творческий процесс законы массового производства. А ремесленник, равнодушный к творчеству, усвоивший традиционные приёмы и образы, но стремящийся к количеству, толкает художественный промысел к вырождению и гибели. На фоне всего этого кажется почти чудом существование в современном мире художественных промыслов, их противостояние серийной безликости.

(По В. И. Белову) 151 слово


Есть на русской земле удивительные города: чуть отойдёшь от главной улицы и увидишь луг в редких вербах, невдалеке лес и поле, отсвечивающее хлебами. Воздух чистый, дали неоглядные, тишина успокоительная. По городу идёшь, и вдруг остановит тебя старинный дом с затейливой кладкой стены или узорной резьбой по дереву, расписным крыльцом. Такое увидишь обычно в малом городке, в глубинке России.

Есть, на мой взгляд, в этих городках такое, что создаёт уют жизни. Это прежде всего близость природы. Маленький город от неё ничем не отгорожен. И жёлто- зелёные поля, и водная гладь реки или озера, и лесные тропинки — все прелести природы начинаются за окраиной городка.

Здесь нет неоновых реклам, не снуют машины, не слышен скрежет трамвайных колёс. Такой город живёт без спешки и шума. Не встретишь тут торопливых пешеходов, вечно куда-то бегущих, отвечающих на вопросы нехотя, на ходу. Напротив, приезжему тут ответят обстоятельно. Да ещё спросят: «Откуда, по каким делам приехал?» Люди здесь приветливые, добросердечные, услужливые. Они нежно привязаны к своему родному месту.

(По М. И. Ростовцеву) 159 слов


Репортаж — это сообщение с места событий. Поэтому задача любого репортёра заключается прежде всего в том, чтобы дать возможность людям увидеть описываемое событие глазами очевидца, то есть создать «эффект присутствия». А это становится в наибольшей мере возможным только в том случае, если журналист будет рассказывать о ситуациях, событиях. Это позволяет читателю как бы самому побывать там, где находится репортёр.

Для репортёра важно не только наглядно описать какое-то событие, но и изобразить его так, чтобы вызвать сопереживание читателя. Это возможно осуществить разными путями. Например, изложением динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остаётся только показать этот процесс. Однако бывают события, развитие которых протекает вяло, неопределённо. В этом случае автора может выручить изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием.

Таким образом, своеобразие публикаций, относящихся к жанру репортажа, возникает прежде всего в результате «развёрнутого» применения метода наблюдения. Поэтому репортаж роднится с некоторыми другими жанрами использования метода наглядного изображения действительности, например с очерком.

(По А. А. Тертычному) 154 слова



Крымский полуостров — природная жемчужина России. Он относится к уникальным местам нашей планеты, которые представляют интерес с любой стороны: экономической, научной, исторической, культурной. Таврика — таким было первое название полуострова, закрепившееся за ним с античных времён и, очевидно, полученное от имени древнейших племён тавров, населявших южную часть Крыма. Современное название «Крым» стало широко использоваться только после XIII века.

В Крыму тёплое, ласковое море, степи, горы, холмы, зелёные массивы. Здесь короткая тёплая зима и продолжительное солнечное лето. Богатый растительный и животный мир Крыма позволяли племенам и народам, с древности оседавшим на его землях, заниматься охотой, пчеловодством и рыболовством, скотоводством и земледелием. Наличие на полуострове большого количества месторождений железной руды помогало развиваться многим ремёслам, металлургии, горному делу.

В силу своего географического положения и уникальных природных условий с античных времён Крым являлся перекрёстком многих морских дорог, соединявших различные государства, племена и народы. Наиболее известная из них — Великий шёлковый путь, который проходил через Крымский полуостров и связывал Римскую и Китайскую империи. Позднее он сыграл значительную роль в политической и экономической жизни народов, населявших Европу, Азию и Китай.

(По А. Р. Андрееву) 167 слов

  
Толковый словарь Владимира Даля — явление исключительное и, пожалуй, неповторимое. Даль составил свой словарь, в который вошло более двухсот тысяч слов, один, без помощников. Пятьдесят три года жизни были отданы напряжённому, поистине героическому труду. И ведь он не был филологом-профессионалом. Этим человеком владела безраздельная и благородная любовь к русской народной жизни, к живому родному слову.

В 1819 году молодой мичман проездом к месту службы услышал незнакомое слово. Ему объяснили, что так говорят в народе. Даль заинтересовался народной речью. С тех пор в течение всей своей жизни он записывал народные слова и выражения. Владимир Даль был страстным собирателем русских слов и великим знатоком народной крестьянской жизни. Его до глубины души огорчал отрыв книжного письменного языка русской интеллигенции от народной основы. Он, как и Пушкин, звал современников обратиться к кладезю народной мудрости, к вечному и неистощимому роднику живой русской речи.

Словарь Даля — это поистине энциклопедия русской народной жизни середины XIX века: во-первых, он содержит ценнейшие этнографические сведения, во-вторых, читая этот словарь, узнаёшь язык, быт и нравы наших предков. Этот словарь стал связующим мостом между прошлым русского языка и его настоящим.

(По К. С. Горбачевичу) 177 слов 



У знаменитого оперного певца Фёдора Шаляпина был большой кожаный портфель, оклеенный множеством пёстрых ярлыков отелей, стран и городов, в которых гастролировал артист. Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому его не доверял и почти никогда не выпускал из рук.

В портфеле вместе с самыми необходимыми вещами лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, даже родные не имели ни малейшего представления о его содержимом. Они лишь недоумевали, наблюдая, как Шаляпин, приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, прежде всего бережно вынимал из портфеля ящик и ставил его под кровать. Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике. Когда однажды не в меру услужливый администратор попытался перенести ящик в угол комнаты, Шаляпин рассвирепел и, не говоря ни слова, тут же водворил его на прежнее место. Это было таинственно и непостижимо.

После смерти артиста его вдова вскрыла ящик, а он был наглухо, почти герметично заколочен. И тайное стало явным. В нём оказалась горсть земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу с могилы своей матери. Горсть русской земли.

(По А. Л. Лессу) 176 слов


Любовь — трудная душевная работа, её не каждый осилит. Но каждый мечтает о ней, ищет её. Чего мы ищем в любви? Мы ищем в ней уход от одиночества, душевную опору. Нам важно знать, что любящему человеку дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании.

Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? Завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. В любви никто никому ничего не должен. Главный и неоспоримый закон любви — её добровольность. Я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе. И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость — служить тебе.

Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему, ты будешь постепенно приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете.

(По Н. Г. Долининой) 177 слов 



Самая большая ценность, которой награждает человека искусство, — это ценность доброты. Имея дар понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Ибо, понимая мир, окружающих его людей, прошлое и далёкое, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.

Искусство вызывает в читателе, в зрителе сопереживание и сочувствие людям, всему человечеству. Оно заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости. Искусство идёт от человека и ведёт к человеку — к самому живому, доброму, к самому лучшему в нём. Как говорил Толстой, оно служит единению человеческих душ.

Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться, учиться долго, всю жизнь. Ведь искусство сталкивает нас всё время с новыми и новыми явлениями, и в этом его громадная щедрость. Наиболее важное качество в понимании искусства — это искренность, честность, открытость его восприятия человеком. Но это не всё. Необходимы ещё знания: фактические сведения по истории искусства, по истории памятника, биографические сведения о его создателе, которые помогают эстетическому восприятию искусства, оставляя его свободным. Знания раскрывают двери, но войти в них мы должны сами!

(По Д. С. Лихачёву) 179 слов

 
Полотно Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Подойдите ближе, и вы услышите, как звучит картина. Ваш слух уловит музыку весны: звон капели, журчание воды в проталинах, шорох ветвей берёз, грачиный гомон; скрип сверкающего наста, шелест весеннего ветра…

Во всей картине чувствуется влюблённость поэта-художника в природу России, и это его чувство передаётся вам. Вы дышите ещё морозным, колючим воздухом, слышите пение весны. Весь холст полон удивительного внутреннего движения. Бегут тени по снегу, дрожат отражения в проталинах, еле колышутся голые ветки берёз, неспешно плывут перламутровые облака, лучи солнца пробивают лёгкую пелену и бросают серо-голубые тени на снег. Несмотря на необычайно точное общее звучание полотна, художник прибегает к ювелирной деталировке картины, которую можно рассматривать часами.

Саврасов — лирик, и его «Грачи» — пример проникновения в самую суть, душу русской природы. Прошло более ста лет со дня рождения картины. Бесконечно далеко то время. Но жив тот благословенный мартовский миг, который озарил душу Саврасова и был запечатлён им на холсте. Саврасов по-новому передал то, что до него увидели сотни художников, — русскую природу. И сегодня мы дышим воздухом той поры, мы слышим мелодичную песнь России.

(По И. В. Долгополову) 175 слов


Есть у наших лесных сов северная родственница. Белая сова — её ещё называют полярной — самая крупная птица в Арктике. Ростом она с большую собаку, а размах крыльев такой, что ими можно было бы укрыть садовую скамейку! Несмотря на симпатичную внешность, полярная сова — хищник. Ранним утром или под вечер она отправляется на охоту. Её добычей чаще всего становятся мелкие грызуны: лемминги, мышки-полёвки, суслики, ежи. Если корма в округе мало, белые совы будут кочевать с места на место. А если достаточно, то они могут долгое время не покидать привычных уголков.

Гнёзд у этих птиц нет. Точнее, нет знакомых нам плетёных гнёзд на деревьях. Белая сова высиживает птенцов в небольшой ямке, выстланной пухом, травой и мхом. Причём откладывает яйца она не все разом, а с перерывами. Поэтому в гнезде подрастают совята разного возраста, а число птенцов может быть от 3 до 13. Если маме всё же надо отлучиться, малыши и невылупившиеся яйца остаются на попечении старших братьев и сестёр.

Эти существа с необычной внешностью всегда вызывали интерес у людей. Так, полярная сова изображена на гербе города Норильска, её можно увидеть на открытках и сувенирах.

(По В. Н. Селезнёвой) 180 слов


  • Все изложения ОГЭ

Детский сад № 28 Василеостровского района

Меню сайта
Поиск по сайту
Баннеры
  • Минпросвещения России
  • Рособрнадзор
  • ФИРО
  • Администрация Санкт-Петербурга
  • Комитет по образованию
  • Портал Наш Санкт-Петербург
  • Главное управление МЧС по Санкт-Петербургу
  • Портал госуслуг Санкт-Петербурга
  • Портал Петербургское образование
  • Администрация Василеостровского района
  • Гид по образованию Васильевского острова
  • ИМЦ Василеостровского района
  • Портал профориентации — Выбери свое будущее
  • Консультационный центр Василеостровского района
Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Воспитатели: 

Константинова Светлана Борисовна

Основы воспитания ребенка. Как воспитать хорошего человека?

Воспитание детей — не сумма каких-то общих правил, действительных во всех случаях жизни. Оно должно учитывать индивидуальные способности ребёнка и предполагает индивидуальный подход к нему. Воспитание — это не назидание, не поучение, не одёргивание, не приказание, а линия поведения, система требований и взаимоотношений в семье, как определённом коллективе.

Начало формы

Конец формы

Огромное значение в деле воспитания ребёнка имеет та нравственная атмосфера, которая его окружает изо дня в день.

Наиболее ответственным периодом в воспитании личности А.С. Макаренко считал раннее детство. Именно в это время закладываются черты характера, формируются навыки, привычки, склонности. И если, вследствие неправильного воспитания они негативны, исправить их в дальнейшем очень трудно, а порою невозможно. Перевоспитание всегда требует во много раз большей затраты сил и терпения.

Мы хотим, чтобы наши дети вырастали здоровыми и сильными, честными и справедливыми, аккуратными, жизнерадостными, настойчивыми и трудолюбивыми.

Решающую роль в воспитании детей играет окружающая среда. Это всё то, что непосредственно окружает человека, формируя его взгляды и убеждения, навыки и привычки.

В известном смысле, человек — это его характер, а он создаётся воспитанием. Воспитание и самовоспитание сопутствуют человеку в течение всей его жизни. Ребёнок не рождается ни злым, ни добрым, ни честным, ни безнравственным. Каким он станет, будет зависеть от условий, в которых он будет воспитываться, от направленности и содержания воспитания.

Первым воспитателем ребёнка с момента его рождения является семья. Умные, внимательные, чуткие и в то же время требовательные родители остаются друзьями и наставниками своих детей на всю жизнь.


Воспитание ребёнка — дело сложное, требующее определённых знаний, терпения, такта, выдержки, а главное — любви и внимания к детям, уважения их личности, понимания их интересов и потребностей, постоянного наблюдения за их развитием.

Главным методом воспитания является единство слова и личного примера родителей. «Каков отец, таков и молодец», — говорит народная поговорка. Если ребёнок не видит положительного примера или видит противоположное тому, о чём говорят на словах и что требуют от него, все усилия взрослых будут тщетными. Ни что так не влияет на детей, как личный пример взрослых.


Так, дети должны видеть, что отец благодарит мать за поданный обед, за выстиранную рубашку, за каждое проявление заботы о нём, и, когда он сам свободен дома, наравне с матерью выполняет домашнюю работу. Дети должны видеть, что поведение родителей проникнуто взаимным уважением и любовью, доброжелательностью, единством и чёткостью требований друг к другу и к своим детям.


Семья — это маленький коллектив, где каждый должен заботиться о другом, считаться с интересами других. Здоровая обстановка в семье, приветливая атмосфера, в которой растут дети — вот главный, решающий фактор воспитания. Здесь имеет значение всё: взаимоотношения родителей, их культурные и нравственные интересы, отношение к труду, общественным обязанностям, к окружающим, к самим детям.

И взаимоотношения родителей между собой, и их обращение с ребёнком требуют постоянно ровного, доброжелательного тона. Как бы взрослый не устал, чем бы он ни был огорчён, недопустимо срывать своё настроение на детях, проявлять недовольство к их просьбам поиграть с ними, рассказать им сказку или прочитать книжку.

К сожалению очень часто, не умея сдерживаться, родители вымещают свою раздражительность на детях, а у тех накапливается чувство обиды из-за несправедливости взрослых. Неровное отношение к ребёнку вредно сказывается на формирование его характера. Дети в таких случаях не знают, как и когда можно обращаться к родителям, несправедливо нанесённые обиды ведут к отчуждению, дети нередко становятся замкнутыми и угрюмыми.


На ребёнка не менее сильно, чем содержание речи, действует тон, каким с ним разговаривают. Возбужденная, несдержанная речь, не говоря уже о грубых бранных выражениях, раздражает его, порождает вспыльчивость, капризы, упрямство, наносит душевную травму и, в конечном счете, портит характер ребенка. Родители, которые хотят, чтобы дети уважали их, сами должны с уважением относиться к их человеческому достоинству. На ребенка надо смотреть как на самостоятельную личность, с собственными чувствами, взглядами, мыслями. Надо быть ласковым без приторности, доброжелательным и приветливым, обращаться к малышу с добрым выражением лица. Тогда ребенок сам усвоит этот тон и будет сдержан и приветлив даже тогда, когда с ним случится какая-нибудь неприятность. Только спокойный человек, владеющий своим настроением и чувствами, может правильно ухаживать за ребёнком. Нервные родители воспитывают и нервных детей.

В семье, где умеют переживать трудности, не предаваясь унынию, где царит ровное, спокойное, доброе настроение, дети и физически, и психически развиваются лучше. В окружении весёлых, дружелюбных людей они сами становятся весёлыми и жизнерадостными.

Нетерпеливый и несдержанный ребёнок окружающим неприятен. Не нужно думать, что терпение необходимо только взрослому человеку, что сдержанность, выдержка — свойства возраста.

Ребенок с самого раннего детства должен уметь стерпеть неудобство, физический дискомфорт (тесноту в автобусе, очередь в магазине). Очень важно уметь терпеть усталость, не перебивать разговор взрослых, а спокойно дождаться своей очереди, без криков отказаться от понравившейся игрушки, если родителям не по средствам её купить. Каждое преодоление каприза должно быть поощрено, каждая победа над собой должна быть отмечена.

Не надо думать, что терпение делает человека в дальнейшем безынициативным и покорным. Наоборот, все исследования психологов показывают, что выдержанный, терпеливый, сосредоточенный ребёнок проявляет признаки лидера уже в детском саду, тогда как нетерпеливые нытики, плаксы, крикуны занимают низшие ступени в социальной иерархии.

Общение со сверстниками чрезвычайно важно для физического и умственного развития ребёнка. Уже к 2-3 годам ребёнок ощущает себя как личность, а к 4-5 годам чувствует себя элементом социальной структуры общества и вступает в разнообразные формы общения со сверстниками.

Старайтесь, чтобы ребёнок был задействован в как можно большем количестве, выражаясь языком психологов, «малых групп»: это не только детский сад, но и другие. Например, фигурное катание, художественный кружок, музыкальная школа и т.п. Это только поможет ему гармонично развиваться.

Одновременно с инстинктом социальным, с потребностью жить в обществе ребёнок осознает своё «Я». Ребёнку надо внушить мысль о том, что именно он имеет право на уважение к себе, и одновременно привить чувство ответственности перед коллективом. Однако всё это должно быть сделано в деликатной форме, чтобы не утратить доверительных отношений с сыном или дочерью.

Необходимо помочь ребёнку в правильной самооценке. Не нужно излишнего тщеславия ни в чём: ни в успехах, ни в одежде, ни в обладании игрушками. Вместе с тем не должно быть робости и неуверенности и у самих родителей, поскольку это «заразительно» для ребёнка.

Ссоры между детьми происходят по разным причинам: не поделили игрушки, кто-то хочет первым съехать с горки, просто оскорбили друг друга словами… Каждый случай требует очень внимательного разбора, у детей своя логика; с нашей, взрослой логикой там делать нечего. Если взрослый обрушится на ребёнка с наставлениями, что драться нельзя, что тот, кто ссорится, плохой, то он ничего не достигнет, кроме того, что ребёнок замкнётся в себе и доверительные отношения будут нарушены. Ставя перед ребёнком определённую задачу — потерпи, подожди — необходимо подробно объяснить ему, почему поступить надо именно так. И непременное условие — похвала за достигнутый результат. Выдержанный ребёнок вызывает положительную реакцию окружающих, ему будет легче учиться в школе. И сам он будет чувствовать себя комфортно.

Кража, воровство — применимы ли эти понятия к маленькому ребёнку? К сожалению, да. Вполне возможен такой случай, когда у вашего малыша вдруг обнаруживается вещь чужая, ему не принадлежащая. Ситуация эта весьма неприятная, сложная, требующая обдуманных решений, взвешенного, тактичного поведения.

Дело в том, что у ребёнка ещё не сформированы тормозные, запретительные механизмы. И очень часто желание обладать какой-либо вещью, желание схватить яркую, привлекательную вещь ребёнок просто не может контролировать.

Естественная реакция родителей, увидевших присвоенную вещь у своего чада — рассердиться, начать запугивать, вызвать у ребёнка страх. Поможет ли это в данной ситуации? Скорее всего, нет. Просто в следующий раз в подобной ситуации ребёнок окажется хитрее. Если родителей не убедят слова, что он эту вещь нашёл, будет прятать её в саду, во дворе и т.п.


Безнаказанность, удачное скрытие факта кражи могут закрепить в нём ощущение успеха, и постепенно его поступки, которые первоначально объяснялись только тем, что он не сдержался, могут стать актом сознательной кражи. При этом доверительные отношения между ребёнком и взрослым будут сломаны раз и навсегда.


Нельзя пугать и не надо наказывать. Но также нельзя оставить совершившееся деяние без внимания. Надо, не стесняясь, не скупясь на эмоции, выразить своё огорчение, полное недоумение: как мог ваш хороший ребёнок поступить подобным образом? И, может быть, даже пожалеть его, посочувствовать и совместно поискать выход: «Что же нам теперь делать?», предлагая различные варианты подвести ребёнка к трудному, но правильному решению: вернуть взятое без спроса. Надо снабдить ребёнка подходящей спасительной формулировкой, чтобы он мог избежать ставшего теперь для него невыносимым слово «кража».

Родительская любовь — это одна из самых важных больших человеческих ценностей. Она необходима как детям, так и взрослым. Разумная любовь родителей освещает жизненный путь малышам и подросткам, юношам и девушкам, помогает молодым людям жить и трудиться в нашем обществе, на благо которому мы воспитываем своих детей.

Консультация для родителей «Ребенок и книга»

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей , а также из книг.

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая вместо книг компьютерные игры, просмотры телепрограмм и видеофильмов. Эта печальная реальность должна заставить вас, родителей, задуматься и попытаться как- то исправить это положение .

Чтение книг очень полезно для детей любого возраста. Они рассказывают ребенку о добре и зле, о ценности настоящей дружбы, о выносливости и силе характера, а также о любви, верности и предательстве. Они становятся для малыша ценным источником информации об окружающем мире. Они в доступной для ребенка форме расскажут о том, что хорошие поступки всегда вознаграждаются, а злодеи обязательно будут наказаны.

Сказки ценны тем, что ставят перед малышами жизненно важные вопросы и помогают находит на них простые и понятные ответы. Кроме этого, волшебные истории помогают раскрывать творческие способности ребенка, учат его мечтать и фантазировать. Представляя персонажей любимой сказки, малыш тренирует не только свое воображение, но и развивает образное мышление.

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.

Образовательная деятельность: скрытая предвзятость, которую мы часто игнорируем существует по отношению к менее образованным и разделяет общество по ряду направлений.

T

В первый раз, когда Лэнс Фузарелли ступил на территорию университета, он почувствовал себя окруженным людьми, которые, казалось, знали больше, чем он, — об обществе, социальных привилегиях и «всем необычном».

Он приписывает эти различия своему воспитанию. Хотя он не вырос в бедности, это было в рабочем городке в небольшой сельской местности в Авелле, штат Пенсильвания. Он был первым в своей семье, кто поступил в университет: его мать забеременела и была вынуждена бросить школу, а его отец пошел работать в угольную шахту в подростковом возрасте. Он жил в среде, где немногие продолжали образование после окончания средней школы.

У него все получилось. Фузарелли теперь высокообразованный профессор и директор программ для выпускников в Университете штата Северная Каролина. Время от времени он вспоминает, как он себя чувствовал в те ранние дни, когда коллега невинно поправлял его несовершенную грамматику. «Он не был злым, мы были хорошими друзьями, он просто вырос в другой среде», — говорит он. «Иногда я не всегда буду говорить как академик. Я склонен использовать более красочный язык».

В то время как Фузарелли поднялся по служебной лестнице в академических кругах, его опыт высветил социальные разногласия, которые могут существовать в сфере образования. Те, кто менее образован из-за своего неблагополучного положения, сталкиваются с тонкой, но всепроникающей предвзятостью. В новом отчете в «Журнале экспериментальной социальной психологии» был назван термин «педагогизм» и впервые были обнаружены четкие доказательства того, о чем давно подозревали Фузарелли и многие другие: образованные люди неявно предвзято относятся к менее образованным. И это имеет печальные, непреднамеренные последствия, которые часто возникают из-за разрыва между богатыми и бедными.

Это проблема «общественного уровня», которая создает значительный разрыв, говорит Тун Куппенс из Гронингенского университета в Нидерландах, один из разработчиков этого термина. «Это необходимо решить».

Существует неуловимое предубеждение против менее образованных (Фото: Alamy)

Идея о том, что люди предвзято относятся к менее образованным, не нова. В 1980-х годах французский социолог Пьер Бурдье назвал это «расизмом интеллекта… господствующего класса», который служит оправданию их положения в обществе. Бурдье указал на тот факт, что система образования была изобретена правящими классами, а знания и вопросы среднего класса появлялись в тестах.

Образование также разделяет общество по многим параметрам. Более высокий уровень образования связан с более высоким доходом, лучшим здоровьем, улучшением благосостояния и более высоким уровнем занятости. Уровень образования также выявляет политические разногласия. Например, люди с более низкой квалификацией с большей вероятностью проголосовали за выход Великобритании из Европейского Союза. В одном отчете даже было обнаружено, что уровень образования сыграл большую роль в голосовании по Brexit, чем возраст, пол или доход.

Несмотря на это давнее понимание, существование такой сильной образовательной предвзятости редко рассматривается прямо, утверждает Куппенс, хотя существует множество исследований гендерных, этнических и возрастных предрассудков.

Чтобы решить эту проблему, Куппенс и его коллеги провели несколько экспериментов, чтобы понять отношение к образованию. Они напрямую спрашивали испытуемых, насколько позитивно и тепло они относятся к другим, но они также спрашивали косвенно, описывая работу и образование нескольких человек, которые затем участники должны были оценить положительно или отрицательно.

Недостаток ресурсов «психологически ограничивает» (Фото: Alamy)

Результаты были очевидны — люди, достигшие более высокого уровня образования, больше нравились как высшим, так и менее образованным субъектам. Участники, которые были более высокообразованными, явно не были «по своей сути более терпимыми», чем менее образованные, как это принято считать, говорит Куппенс.

Более того, он говорит, что одна из причин, по которой существует предвзятость, заключается в том, что уровень образования каким-то образом воспринимается как нечто, что люди могут контролировать. «Мы оцениваем людей — даем им негативное отношение — хотя знаем, что на самом деле их нельзя винить в низком уровне образования».

Причина, по которой людей нельзя обвинять в низком уровне образования, заключается в его связи с бедностью. Те, кто из бедных слоев населения, быстро отстают от своих одноклассников в школе, и меньше подростков из неблагополучных семей поступают в университеты.



Сейчас становится все яснее, что для этого есть сложные причины, а именно то, что бедность влияет на повседневное принятие решений ранее непредвиденным образом. Дженнифер Шихи-Скеффингтон из Лондонской школы экономики говорит, что нехватка ресурсов «психологически ограничивает». Это также добавляет чувство стигмы и стыда, которые создают низкую самооценку, модель, которая, по ее словам, более вероятна в обществах с меритократическими идеологиями, где достижения человека рассматриваются как основанные в основном на интеллекте и упорном труде.

Бедность влияет даже на принятие решений. В одном показательном исследовании Шихи-Скеффингтон случайным образом распределил участников со средним доходом по разным группам: некоторым сказали, что они плохо себя чувствуют в обществе, в то время как другие добились успеха. Те, кому говорили, что они «люди с низким статусом», хуже справлялись как с финансовыми решениями, так и с основными когнитивными задачами.

«Это говорит о том, что когнитивные навыки, необходимые для принятия правильных финансовых решений, недоступны, когда вы сталкиваетесь со стрессом от осознания того, что у вас дела обстоят хуже, чем у других», — говорит она. Дело не в том, что их умственные процессы отключились, а в том, что люди были больше сосредоточены на существующей угрозе их статусу, чем на текущих задачах.

 

В Оксбридж поступает меньше людей из неблагополучных семей (Фото: Alamy)

В своем анализе психологии бедности Шихи-Скеффингтон обнаружила, что люди с низкими доходами испытывают меньше чувства контроля над будущими результатами жизни. «Если вы считаете, что не можете контролировать свое будущее, имеет смысл вложить те ограниченные силы и деньги, которые у вас есть, в улучшение текущей ситуации», — говорит она.

Работа, подобная ей, раскрывает замкнутый круг, который трудно разорвать: производительность умственных задач страдает, когда она сталкивается с финансовыми трудностями. И как только эти ограничения существуют, способность планировать будущее и принимать разумные решения также ухудшается. Это явно проявляется в системе образования. У тех, кто живет настоящим, меньше стимулов хорошо учиться в школе или планировать получение высшего образования.

Одна группа исследователей, однако, идет еще дальше, утверждая, что система образования «стремится к поддержанию статус-кво», когда дети высокообразованных родителей поступают в университет, а дети с меньшим уровнем образования идут на профессиональную подготовку. или ученичества. Это было подчеркнуто в исследовании 2017 года, проведенном социальным психологом Фабрицио Бутера из Лозаннского университета в Швейцарии. Его команда показала, что «экзаменаторы» ставили ученикам более низкие баллы за одно и то же задание, когда им говорили, что ученик происходил из менее привилегированного окружения.

«Похоже, что они считают, что ребенок из более низкого происхождения не должен идти по этому пути, и поэтому они эффективно препятствуют их перспективам в том, что касается продолжения образования», — говорит Бутера. «Сохранение статус-кво — это способ сохранить привилегии, которыми обладают эти классы».

И даже если люди из рабочего класса получают высшее образование, им часто приходится «отбрасывать первоначальные части своей идентичности, чтобы стать социально мобильными», — объясняет Эрика Саутгейт из Университета Ньюкасла в Австралии. Она изучала стигму, с которой сталкиваются люди, которые первыми в своей семье получают высшее образование. Она обнаружила, что в таких предметах, как медицина, преобладает мнение одноклассников, что все они происходят из одинакового социального происхождения. «Это была не столько открытая стигма, сколько скрытые травмы социального класса, которые продолжали проявляться — людям постоянно приходилось объясняться».

 

Дети из более бедных семей хуже учатся в школе (Фото: Alamy)

Итак, что может помочь преодолеть разрыв в уровне образования? Одна точка зрения состоит в том, что разные способы оценки тестов могут помочь даже на игровом поле. В нескольких исследованиях команда Бутеры показала, что выставление детям оценок за тесты или экзаменационные оценки на самом деле снижает мотивацию и производительность в рассуждениях и принятии решений. Отсутствие выставленных оценок также уменьшает социальное сравнение, которое, как мы знаем, часто может негативно сказаться на производительности, как показала работа Шихи-Скеффингтона.

Если вместо простых выставленных оценок предоставляется подробная обратная связь о том, как улучшить, это помогает «сосредоточиться на оценке как инструменте образования», а не на оценке для отбора, утверждает Бутера. Другими словами, дети учатся углублять свои знания, а не учатся хорошо сдавать тесты.

«Наша команда показала, что одним из жизнеспособных решений является создание классной среды, в которой оценивание является частью учебного процесса», — говорит Бутера. «Похоже, это уменьшает социальное классовое и гендерное неравенство, а также способствует развитию культуры солидарности и сотрудничества».

В некоторых альтернативных школах меньше внимания уделяется экзаменам, например, в школах Монтессори, Штайнера и Фрейне, в то время как в Финляндии стандартные тесты в начальных школах отсутствуют. Эти примеры в меньшинстве и не всем по вкусу. Многие родители хотят видеть оценки, а без них бывает сложно оценить, как учатся дети. «Здесь, в Швейцарии, в одном месте отменили оценки, но восстание произошло в основном из-за родителей, которые вдруг не смогли понять, как дела у их детей», — говорит Бутера.

Система образования была изобретена правящим классом, сказал французский социалист Пьер Бурдье в 1980-х годах. (Фото: Alamy) молодом возрасте, чтобы закрепить идею о том, что «они могут сделать это и добиться успеха».

«Если у вас низкие ожидания от детей, они опустятся до уровня ожиданий», — говорит он. Исследование даже показало, что учащиеся с низким доходом учатся хуже, когда учителя ожидают от них плохих результатов по математике, чтению и словарному запасу. Вот почему он говорит потенциальным студентам с низким доходом «доверять своим способностям и верить, что вы принадлежите».

Конечно, предубеждения в системе образования не исчезнут за одну ночь. Хуже всего то, что большинство из нас не осознают, что эти предубеждения существуют. Меритократическое отношение к тому, что упорные работники добьются успеха, все еще широко распространено, несмотря на доказательства того, что многие факторы, не зависящие от человека, могут препятствовать раскрытию потенциала.

И, к сожалению, именно те, кто лучше образован и кто должен быть чутким к дискриминации, могут извлечь выгоду — часто неосознанно — из того самого неравенства, которое они помогли создать.

Мелисса Хогенбум, штатный корреспондент BBC Future. Она @melissasuzanneh в твиттере.

Присоединяйтесь к более чем 800 000 поклонников Future, поставив лайк нам в Facebook или подпишитесь на нас в Twitter .

Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc. com под названием «Если вы прочитаете только 6 вещей на этой неделе». Подборка историй из BBC Future, Earth, Culture, Capital и Travel, доставляемых на ваш почтовый ящик каждую пятницу.  

3 Характеристики образованного человека

Что определяет образованного человека? Сколько у него ученых степеней? Размер его словарного запаса? Сколько книг он прочитал?

О качествах образованного человека можно спорить и спорить. Но меня действительно поразило описание, которое я нашел в книге «Как жить хорошей жизнью » коммандера Эдварда Уайтхеда (парень из Швепса!). Он сказал:

Образованный человек определяется как тот, кто может развлечь себя, тот, кто может развлечь другого, и тот, кто может выдвинуть новую идею.

Рассмотрим каждую из этих характеристик.

Образованный человек может себя развлечь

Скучно только тем, кто хочет, чтобы все делали за них. –Билли Грэм

«Мне скучно!» — жалобный крик, издаваемый многими детьми, бездельничающими во время летних каникул или осенних каникул. Они ожидают, что их родители придумают какое-нибудь занятие, чтобы избавиться от этой скуки (если бы твоя мама была такой же, как моя, она бы всегда иронично предложила, например: «Как насчет того, чтобы убраться в своей комнате?»).

К сожалению, многие мужчины так и не перерастают эту потребность в развлечениях с другими и не становятся самостоятельными. Это человек, который кладет голову на обеденный стол, когда люди разговаривают после еды (я видел это), студент колледжа, который ворчит на уроке в местный музей, и гость, который приходит навестить вас. честный город и понятия не имеет, чем бы он хотел заняться во время своего пребывания; он оставляет все планирование вам.

Причина того, что дети постоянно скучают, не в том, что нет доступных развлечений — они часто окружены игрушками и играми, — а в том, что у них такая короткая продолжительность концентрации внимания. Они немного играют в одно, потом в другое, а потом не знают, что еще делать. Образованный человек способен полностью погрузиться в задачу, хобби, беседу или книгу, потому что он развил в себе способность фокусироваться и концентрироваться.

Когда людям скучно, в первую очередь они сами с собой. – Эрик Хоффер

Конечно, в наши дни, когда телефон всегда под рукой, развлечься не так уж и сложно. Любой может заниматься серфингом или отправлять текстовые сообщения от скуки. Настоящим испытанием для современного образованного человека является способность развлекать себя, когда технология недоступна или неприемлема в обществе. Сможете ли вы развлечь себя на скучной встрече, в походе, во время беседы на званом обеде? Образованный человек может, и он делает это, как это ни парадоксально, сохраняя важную способность своего детства — любопытство . Образованный человек ненасытно любопытен к окружающему миру и другим людям. В любой ситуации он видит, что нужно изучать, изучать и наблюдать. Если он застрял где-то без телефона и компании, он использует время, чтобы решить философскую проблему, с которой он боролся; разум образованного человека является хранилищем идей, которые он может извлечь и изучить, чтобы скоротать время в любой ситуации.

Образованный человек может развлечь друга

Если кто-то из тупых, несамостоятельных, ему повезло, что у него есть друг, который является образованным человеком, чтобы развлечь его!

Образованный человек — это душа компании, человек, который поддерживает оживленную беседу и известен своей неизменной привлекательностью.

Он в состоянии сделать это благодаря широте своего чтения и своего опыта. У него наготове целый арсенал интересных рассказов о его путешествиях и начинаниях. И он в курсе последних новостей и интересных научных открытий. Независимо от демографии группы, в которой он состоит, он знает историю, которая им понравится.

Авраам Линкольн — хороший пример образованного человека, умеющего развлекать других. Хотя у Линкольна был всего один год формального образования, он жадно читал и посвятил себя обучению на протяжении всей жизни. Результатом стала возможность поговорить с кем угодно о чем угодно и развлечь их. Аделина Джадд, жена конгрессмена от Иллинойса Нормана Джадда, рассказала, как однажды вечером ее развлекали размышления Эйба Линкольна:

сцена и самой своей внушительностью была унесена от всех мыслей земли. Этим высоким, но ровным голосом он начал говорить о тайне, которая веками окружала и отделяла те далекие миры над нами от нашего собственного; о поэзии и красоте, которые видели и ощущали провидцы древности, когда они созерцали Ориона и Арктура, когда они, казалось бы, вращались вокруг земли в своем могучем движении; об открытиях со времени изобретения телескопа, который пролил поток света и знаний на то, что прежде было непостижимым и таинственным; чудесных расчетов ученых, измеривших мили кажущегося бесконечным пространства, отделяющего планеты нашей солнечной системы от нашего центрального солнца и нашего солнца от других солнц, которые теперь украшали небо над нами своей ослепительной красотой.

Когда ночной воздух стал слишком холодным, чтобы дольше оставаться на площади, мы вошли в гостиную, где, сидя на диване, вытянув длинные ноги на ковре и скрестив руки на груди, мистер Линкольн продолжал говорить о открытия и изобретения, которые были сделаны в течение долгого времени между настоящим и теми ранними днями, когда человек начал пользоваться окружающими его материальными вещами. Он размышлял о возможностях познания, которые в последующие годы даст возросшая сила хрусталика, а затем о чудесных открытиях последних столетий, как о доказательстве того, что существа, наделенные такими способностями, как человек, должны быть бессмертны и созданы для какой-то высшей цели. и благородный конец Тому, Кто породил эти бесчисленные миры.

Мы все были под неописуемым впечатлением от разговора мистера Линкольна. После того, как он ушел, мистер Джадд заметил: «Чем больше я вижу мистера Линкольна, тем больше удивляюсь размаху его достижений и чудесному багажу знаний, которые он приобрел в различных областях науки и обучения за годы своего существования». его постоянный труд в баре. Профессор Йельского университета не мог бы быть более интересным и поучительным».

Конечно, среди многих предметов, которые изучал образованный человек, есть человеческое поведение и психология, поэтому он знает, что люди больше всего очарованы, когда другие, кажется, интересуются их . Здесь Линкольн также преуспел; как заметил один из его биографов: «Как и все по-настоящему великие люди, он был хорошим слушателем».

Раз уж мы заговорили об этом, я бы еще добавил, что мужчина должен уметь хорошо пошутить. Наверное, сейчас уже не в моде рассказывать настоящие анекдоты, но я все еще получаю от них удовольствие.

Образованный человек может принять новую идею

Это может показаться самым простым. . . как трудно быть непредубежденным, не так ли?

Недавнее исследование того, как работает наш разум, показало, что мы далеки от того, чтобы быть рациональными существами, которыми мы льстим себе, думая, что мы есть, без нашего ведома, наше бессознательное постоянно формирует наши мысли, убеждения и мотивации иррациональным образом. Например, из-за «эффекта обратного эффекта», когда нам представляют доказательства, противоречащие нашим убеждениям, вместо того, чтобы изменить эти убеждения, они еще больше укореняются. «Предвзятость подтверждения» заставляет нас искать и обращать внимание только на новую информацию, которая подтверждает наши ранее существовавшие представления, в то время как информация, противоречащая этим представлениям, проходит мимо нас. И «заблуждение невозвратных затрат» подталкивает нас придерживаться менее разумного или желательного варианта вместо того, чтобы выбрать что-то лучшее, потому что мы уже вложили в это время, деньги или эмоции.

Другими словами, наше бессознательное рассматривает наши личные идеи как великое сокровище, а конкурирующие идеи — как потенциальных грабителей; когда их обнаруживает бессознательная система безопасности, она выпускает собак и запирает ворота. Если посмотреть на сканирование мозга людей, которые слушают политический аргумент, противоречащий их собственной позиции, то кровь в части мозга, отвечающей за рациональное мышление, истощается и не восполняется до тех пор, пока человек не услышит утверждение, подтверждающее его позицию. . Столкнувшись с новыми идеями, ваш мозг буквально закрывает лавку и опускает жалюзи до тех пор, пока в дверь не постучит дружелюбный и хорошо знакомый посетитель.

Все это говорит о том, что способность принимать новые идеи не приходит сама собой. Ваш сознательный разум должен отключить систему безопасности бессознательного и сказать: «Хорошо, я знаю, что здесь происходит. Не будем так торопиться. Не знаю, мародер это или новый друг. Почему бы нам сначала не проверить и не посмотреть?»

Развлечение новой идеей не обязательно означает принятие ее и изменение своих убеждений каждый раз, когда вам предлагают другой взгляд на вещи. Как было сказано: «Будьте непредубежденными, но не настолько открытыми, чтобы ваш мозг не выпал».

Скорее, вы должны развлекать идею так же, как вы развлекаете гостя. Вы разговариваете с ним сначала в публичной обстановке, на расстоянии. Если вы заинтригованы, вы приглашаете его поболтать. Вы потратите некоторое время на то, чтобы узнать его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *