Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Чем конфликтная ситуация отличается от открытого конфликта: Чем конфликтная ситуация отличается от конфликта?

5.3. Инцидент и конфликтная ситуация

Переход конфликта из латентного состояния в открытое про­тивоборство происходит в результате того или иного инцидента.

Инцидент — действие, в основе которого лежит формальный по­вод для непосредственного столкновения участников. Повод — это конкретное событие, которое служит толчком к началу конфликт­ных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и планироваться заранее, но повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент — это уже конфликт, его начало. Следовательно, инцидент часто создает амбивалентную ситуацию в установках и действиях оппонентов конфликта. Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии является сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзни­ков и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Посколь­ку в инциденте противоборство носит локальный характер, весь по­тенциал участников конфликта еще не демонстрируется.

Конфликтная ситуация

— это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодей­ствия и объективно создающие почву для реального противо­борства между ними. Конфликтная ситуация не является прос­тым следствием возникающих противоречий и представляет со­бой следующий процесс:

внешняя ситуация —> «определение ситуации» —> конфликтная ситуация

Интерпретируя внешнюю ситуацию как конфликтную, субъ­ект начинает вести себя по правилам конфликтного взаимодействия, трансформируя таким поведением ситуацию в конфликт. При этом принципиальное значение имеют две характеристики перехода: факторы, обусловливающие восприятие ситуации как конфликтной; способы перехода к конфликтному взаимодей­ствию.

Главным признаком, на основании которого субъект опреде­ляет ситуацию как конфликтную, рассматривается воспринимае­мая несовместимость собственной цели и целей другой стороны. То есть конфликт — это не просто свойство ситуации, а скорее вы­воды, делаемые на ее основе. Конфликтная ситуация несет в се­бе угрозу для участника взаимодействия и требует мобилизации имеющихся в его распоряжении ресурсов, чтобы добиться жела­емой цели, если речь идет о стороне, выступающей как активное начало; обеспечить максимально возможную защиту, если речь идет о пассивном участнике взаимодействия.

Если ситуация уже определена как конфликтная, дальнейшее представление о ней будет формироваться с учетом этого опре­деления. В зависимости от того, какой вклад вносит сама вне­шняя ситуация в возникновение конфликтов и какую роль играют в этом субъективные факторы, все конфликты можно условно рас­положить в следующем континиуме. На одном его полюсе будут находиться конфликты, вызываемые исключительно внешними причинами: ситуация объективно оказывается столь конфликтогенна, что индивидуальные особенности субъектов фактически не имеют значения, и ситуация вызывает у них одинаковую ре­акцию. Теоретически можно допустить, что все субъекты будут воспринимать эту ситуацию как конфликтную. На противопо­ложном полюсе, напротив, будут располагаться конфликтные си­туации, вызванные исключительно

субъективными факторами: сами по себе они не содержат никакого конфликтогенного начала, но порождены субъективной склонностью людей видеть в таких ситуациях конфликт. Чем ближе к «ситуационному» полюсу, тем больше конфликты вызываются факторами самой ситуации и тем меньшую роль играют индивидуальные особенности субъектов. И наоборот, чем ближе к «личностному» полюсу, тем большее значение приобретает «человеческий» фактор и меньшее объ­ективные особенности ситуации.

Размер конфликта, по М. Дейчу, определяется степенью пред­полагаемого различия результатов, получаемых стороной при ее выигрыше или выигрыше другой стороны. Выигрыш понимается как получение удовлетворяющего результата. Речь идет о том, что в данном конфликте важно то, как соотносятся возможный вы­игрыш и проигрыш каждой из сторон. Чем острее конфликт, тем меньше вероятность его конструктивного разрешения. При лом он имеет тенденцию к расширению, если стороны представлены круп­ными социальными единицами, если затрагиваются существенные и глобальные вопросы или если конфликт затрагивает принципы. В целом, согласно М. Дейчу, конфликты «здесь и теперь», кото­рые локализованы в терминах отдельных, ограниченных действий и их последствий, легче разрешаются конструктивно, чем конф­ликты, которые определяются в терминах принципов, прецедентов или прав, когда проблемы растянуты во времени и в пространс­тве и восходят к общим законам личностей, групп, рас или другим большим социальным единицам или категориям.

К факторам, оказывающим влияние на развитие конфликта, по мнению С. Бордман и С. Горовиц, относят такие индивидуаль­ные характеристики, как атрибутивные тенденции, потребность во власти и контроле, личную кооперативную или конкурентную ориентацию, способность личности к генерированию возможных альтернатив решения.

В конфликтах, с которыми сталкивается социальный работ­ник, личностные особенности их субъектов приобретают боль­шое значение. Дж. Рубин, говоря об особенностях разрешения конфликтов, подчеркивает такой фактор, как стремление «сохра­нить лицо», который означает, что люди в конфликте стремятся избежать демонстрации своих слабостей. Человек обладает осо­бенностями, которые не дают возможности прогнозировать его поведение в ситуации конкретного взаимодействия с тем или иным оппонентом. Эту психологическую особенность К. Креч и У. Крачфилд называют терпимостью к несогласию.

В конкретных ситуациях, сталкиваясь с иными позициями, субъект часто входит в противоречие со своими абстрактными представлениями и отвергает возможность свободного проявле­ния других взглядов. Этот фактор, как правило, интерпретирует­ся через социокультурный контекст. Общий контекст позволяет «говорить на одном языке», что облегчает процесс коммуника­ции и понимания. Отсюда следует, что интергрушювые разли­чия усиливают социальные противоречия. К факторам ситуации обычно относят общий психологический климат, который мог ослаблять или ужесточать конфликт, наличие социальных норм регулирования, «третьих сил», заинтересованных в усилении или уменьшении конфликта. Например, семейный конфликт, связан­ный с конкретными разногласиями супругов, потенциально будет легче поддаваться конструктивному урегулированию, если он возникает на общем благоприятном фоне, чем при наличии мате­риальных и бытовых трудностей, проблем в воспитании ребенка. Значительное влияние при этом будут оказывать «третьи лица» -ближайшее окружение или иные заинтересованные люди.

После стадии инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров прийти к компромиссу между субъектами конфликта. Если после инци­дента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют вто­рой, третий и т.д. Конфликт вступает в следующий этап — проис­ходит его эскалация (нарастание).

Эскалация конфликта — клю­чевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обост­рение всех противоречий между субъектами, используются все возможности для победы в противоборстве. Происходит моби­лизация всех ресурсов: материальных, политических, финансо­вых, информационных, физических, психических и др. На этой стадии практически невозможны переговоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Поэтому могут теряться пер­воначальная причина и основная цель конфликта и на первое место выдвигаться новые причины и цели. В процессе эскала­ции конфликта возможно изменение ценностных ориентации:

ценности средства и ценности цели могут меняться мес-иши. Можно выделить следующие основные моменты, харак­теризующие этап эскалации конфликта: создание образа врага; демонстрация силы; применение насилия; расширение и углуб­имте конфликта.

Конфликты исключительно многообразны по источникам происхождения, движущим силам, которые в известной степени определяют способ их действия, и, наконец, по мотивации, жиз­ненной энергии, которая вовлекается в динамику конфликтов и оказывается для них своего рода питательным материалом. Любое социальное напряжение может превратиться в социальный конфликт при соответствующих условиях, однако ход этого превращения, способ осмысления процесса, характер его представ­ления в сознании действующего субъекта будут развиваться по определенным правилам. При этом будет сохраняться опреде­ленная последовательность в

аргументации, выдвижении при­тязаний и обосновании своих требований. Линии аргументации, выдвигаемые обеими сторонами конфликта, образуют поле моти­вации и могут быть обозначены как апелляции к потребностям, интересам и ценностям. Здесь уже не важен вопрос о том, в какой мере конкретное содержание притязаний в ходе развертывания конфликта соответствует «действительным» потребностям, ин­тересам и ценностям. Дело в том, что если линии аргументации (мотивации) возникают и разрабатываются, то они становятся реальностью, выражаемой в мотивировании конфликтной ситу­ации.

В конфликте одна совокупность потребностей, интересов и ценностей противостоит другой, выдвигаемой противополож­ной стороной. Конфликт будет полным и развернутым, когда он основывается на одновременном включении в мотивацию всех ее уровней: потребностей, ценностей и интересов.

Мотивация -система побуждений, вызывающих активность индивида и определяющих ее направленность. Это осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие инди­вида к совершению определенных действий, а также совокуп­ность внутренних и внешних условий, вызывающая активность личности.

Мотив — с одной стороны, побудительная причина к какому-либо действию, система доводов в пользу чего-либо, с другой -осознанное побуждение к деятельности, связанное со стремлени­ем удовлетворить определенные потребности.

Мотивацию как психическую деятельность можно рассмат­ривать как процесс и как результат.

Мотивация как процесс в контексте конфликтологии есть осмысление индивидом конф­ликтной ситуации, оценка различных моделей поведения в конф­ликте, предполагаемых результатов. Мотивация как результат в контексте конфликтного взаимодействия есть относительно стабильная система мотивов, определяющая поведение индивида в конфликте.

С точки зрения места локализации мотивация бывает внут­ренней и внешней. Внутренняя мотивация связана с содержанием деятельности, решением какой-либо задачи. Ее специфиче­ский смысл побуждение индивида к действию с целью укрепить его состояние уверенности и независимости. Внешняя мотива­ция обусловлена внешними по отношению к индивиду обстоя­тельствами.

С точки зрения осознаваемости мотивы бывают осознавае­мыми и неосознаваемыми. Осознаваемый мотив — мотив-цель, направляющий деятельность индивида.

Неосознаваемый мотив — скрытый от осознания индивидом побудитель деятельности.

Работа по осознанию как собственных мотивов, так и парт­неров по конфликтному взаимодействию исключительно важна и вместе с тем требует не только интеллектуального и жизнен­ного опыта, но и личного мужества. С некоторой долей услов­ности можно сказать, что осознание мотивов деятельности — это и специальная деятельность, имеющая свой мотив: самопознание и самоусовершенствован ие.

Обычно конфликтное взаимодействие полимотивировано, поэтому полезно в множественности мотивов выделять ведущие мотивы и мотивы-стимулы. Ведущий мотив — главный мотив, побуждающий к конфликтному взаимодействию. Мотив-сти­мул — второстепенный мотив, побуждающий к конфликтному взаимодействию.

Мотивы в конфликте — это побуждения к вступлению в него, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, это со­вокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конф­ликтную активность субъекта. Тем не менее, в конфликте часто сложно выявить истинные мотивы оппонентов, так как в боль­шинстве случаев они пытаются их скрывать. Несмотря на то, что темперамент и характер оказывают значительное влияние на мотивацию поведения людей в возникновении и разрешении конфликтов, их реакция на внешние стимулы имеет более слож­ную природу. Окончательное решение принимает личность. Уровень личностного развития — еще один фактор, влияющий на возникновение межличностного конфликта. Личность раз­вивается и совершенствуется в процессе социализации, актив­ного усвоения и воспроизводства социального опыта. Человек корректирует свои действия в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения, для чего он держит под контролем проявления своего темперамента и характера. Когда лич­ность справляется с этой задачей, у нее меньше трений с окру­жающими. Проблемы возникают, когда поведение человека оп­ределяют только темпераментные черты характера, а личность не участвует в этом процессе или не в состоянии «совладать с собой». Психологи находят, что уровень личностного развития индивида проявляется, в частности, в его самооценке, которая может быть завышенной, заниженной и адекватной. От них за­висит и соответствующий уровень притязаний каждого человека на собственное признание.

При завышенной самооценке человека индивид намеренно подчеркивает свое превосходство над другими и, как правило, имеет постоянные проблемы с окружающими. Никто не может смириться с пренебрежительным отношением к себе, реакция на такое поведение всегда негативная. Люди с завышенной само­оценкой потенциально конфликтны, так как поведение человека с завышенной самооценкой формирует у него комплекс превос­ходства. У людей с заниженной самооценкой и притязаниями много неудач, а следовательно, и переживаний. Поведение чело­века с заниженными притязаниями формирует у него комплекс неполноценности, несамостоятельности, зависимости от других. При адекватной самооценке у людей больше удач и меньше кон­фликтных ситуаций во взаимодействии с другими. У них даже в конфликтном взаимодействии формируется комплекс само­достаточности. Во время конфликтов им не надо ни возвышаться, ни унижаться перед другим участником конфликта. Такие люди потенциально не конфликтны.

На мотивацию индивида в конфликтном взаимодействии большое влияние оказывает ориентация участника конфлик­та на манипулирование человеком. Американский психолог Э. Шостром исследовал этот вид конфликтного взаимодействия и выделил среди его участников такие типы, как актуализаторы и манипуляторы. Манипуляторы обычно потенциально конфликт­ны, что совсем не характерно для актуализаторов. Последних характеризуют честность, прозрачность намерений, искренность, аутентичность, отзывчивость, интерес к партнеру, свобода, спон­танность, открытость, доверие. Они глубоко верят в других и в се­бя. У актуализаторов меньше проблем с окружающими, с ними легче урегулировать возникающие конфликты.

На мотивацию конфликтного взаимодействия большое вли­яние оказывает локус субъективного контроля, открытый аме­риканским психологом Дж. Роттером. В соответствии со своей научной концепцией Роттер делит людей на экстерналов и ин­терналов. Экстерналы полагают, что всё, что с ними происходит, является результатом действия внешних сил, обстоятельств, слу­чая и т.п. В своих неудачах они склонны обвинять других, что чре­вато конфликтными ситуациями при взаимодействии с людьми. Интерналы считают, что всё происходящее с ними есть результат их собственных усилий. В собственных неудачах они обвиняют главным образом себя. Им присущи активная жизненная позиция, независимость, ответственность за свои поступки. В конфликтах они способны видеть свою причастность и брать ответственность за это на себя.

Темы для семинарских занятий

1. Основные модели поведения в конфликтном взаимодействии.

2. Характеристика основных тактик поведения в конфликте.

3. Регуляторы конфликтного взаимодействия.

Темы для докладов и рефератов

1. Правила взаимодействия в конфликтных ситуациях.

2. Мотивы и цели участников конфликтною противостояния.

3. Нормативные регуляторы.

4. Процесс и виды конфликтного воздействия.

5. 11сихоло1 ические ориентации участников конфликтов.

Вопросы для самоконтроля

1. Определите основные модели поведения в конфликтном взаимо­действии.

2. Охарактеризуйте условия, при которых субъект конфликта выби­рает стратегию борьбы, стратегию ухода, стратегию компромисса, страте­гию уступки, стратегию сотрудничества.

3. Установите содержательные аспекты процесса общения.

4. Сформулируйте основные правила эффективного общения в кон­фликте.

5. Определите основное противоречие процесса общения в конф­ликте.

6. Обоснуйте соотношение понятий «стратегия переговорного про­цесса» и «тактика переговорного процесса».

7. Охарактеризуйте основные модели поведения в переговорном процессе.

Список литературы

1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. 4-е изд., испр. и дон. М.: Эксмо, 2009.

2. Анцупов А.Я., Баклановский СВ. Конфликтология в схемах и ком­ментариях: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2009.

3. Емельянов СМ. Практикум по конфликтологии. 3-е изд. — СПб.-Питер, 2009.

4. Козырев Г.И. Основы конфликтологии: учебник / Г.И. Козырев. -2-е изд., перераб. и доп. — М.: Форум: ИНФРА-М, 2010.

5. Сорокина Е.Г. Конфликтология в социальной работе. — М., 2009.

6. Шевчук Д.А. Конфликты: избегать или форсировать? Все о кон­фликтных ситуациях па работе, в бизнесе и личной жизни. — М: Гросс Медиа: РОСБУХ, 2009.

7. Шейное В.П. Управление конфликтами: теория и практика. -Минск: Харвсст, 2010.

Воспитательный потенциал конфликтных ситуаций в подростковой среде

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей конфликтных ситуаций среди подростков. На основе полученных данных проведен анализ возможного взаимодействия педагога с подростками в процессе поиска выхода из конфликтной ситуации.
Ключевые слова: конфликтная ситуация, подростки, воспитательный потенциал, разрешение конфликтной ситуации. 

Рост социальной напряженности и углубление кризиса в стране в первую очередь сказались на детях и подростках. Нарушение условий нормальной социальной адаптации, частые случаи насилия по отношению к детям и подросткам, вызывают ответную реакцию школьников – повышение агрессивности, что провоцирует возникновение конфликтных ситуаций. Конфликтные ситуации характерны, прежде всего, для подростковой среды.

Конфликт – и это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют  деструктивными. Для деструктивных конфликтов  характерными последствиями будут тревога, беспомощность, стресс, смятение, отрицание, уход, поляризация.

Конфликтную педагогическую ситуацию можно определить как совокупность объективных и субъективных условий, возникающих в школьном социуме и создающих определенное психологическое напряжение, по причине которого ослабляется рациональный контроль субъектов общения и активизируется их эмоциональное восприятие сложившихся противоречий. Конфликтная ситуация предшествует собственно конфликту [1].

На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них – между другими членами классного коллектива. Агрессия непосредственно связана с таким социальным явлением, как буллинг. Английское слово буллинг (bullying, от bully – хулиган, задира, грубиян) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и подчинить его себе. Буллинг – это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг — явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно и 55% эпизодически подвергаются издевательствам со стороны одноклассников. 26% матерей считают своих детей жертвами таких издевательств.

Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл. Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.

В нашем исследовании стояла задача выявления  особенностей поведения подростков-восьмиклассников в конфликте.  Были использованы следующие диагностические методики: методика К.Н Томаса «Оценка способов реагирования в конфликте»; опросник  «Агрессивность»  Басса – Дарки;анкета «Телевизор», которая позволила  выяснить, какие программы, кинофильмы, какой направленности смотрят современные подростки, узнать их мнение по поводу влияния СМИ на современное общество. Современные подростки много времени проводят у экрана телевизора, за компьютером. В своем исследовании С.В.Книжникова отмечает, что подрастающее поколение регулярно имеет дело с медиапродукцией, которая пропагандирует различные виды агрессивного поведения, насыщена сценами насилия, эксплуатирует интерес к сексу, рекламирует культуру чрезмерного потребления, дискредитирует традиционные ценности [2]. Средства массовой коммуникации помогают сформировать и закрепить в сознании подростка уверенность в том, что жестокость, агрессивность и сила являются самыми действенными регуляторами в межличностных отношениях.

Результаты выявления степени выраженности той или иной формы проявления агрессии показали, что из 45 опрошенных у 72% подростков наблюдается повышенный уровень вербальной агрессии, т.е. словесное выражение негативных чувств, эмоций, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме. Необходимо также отметить новейшую тенденцию расширительного определения словесной агрессии (преимущественно в СМИ) как языка вражды – свободный перевод английского словосочетания «hate speech» (ненавидящая речь). У 58% можно отметить  завышенное чувство вины, что зачастую сопровождается заниженной самооценкой. 46% подростков демонстрируют высокую подозрительность, что говорит об излишней защите и эмоциональной напряженности, фрустрированности личности. У 42% подростков  выше нормы уровень косвенной агрессии, т. е. агрессии ни на кого не направленной.

По результатам исследования можно сделать вывод о том, что у подростков ярко выражена агрессивность, т.е. они не владеют адекватными способами поведения. Достаточно высокий уровень агрессивности может служить причиной возникновения конфликтов. Наиболее часто конфликты возникают вследствие того, что дети подросткового возраста раздражительны и часто проявляют вербальную агрессию, что приводит к неконтролируемым вспышкам гнева и может доходить до физической агрессии. Это объясняется  определенным внутренним состоянием, неумением контролировать свои эмоции, а не отрицательным отношением к миру. При этом у 59% респондентов можно отметить пониженный уровень обиды, что выражает возможное убеждение ученика в том, что он является плохим человеком и  поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Такие показатели, как физическая агрессия (42%), раздражение  (54%), негативизм (62%) у большинства опрошенных находятся в норме.

Нередко подростки  стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Однако около 74% готовы к сотрудничеству, то есть они приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Этот факт позволяет рассчитывать на возможность позитивного разрешения конфликтной ситуации.  Иную стратегию поведения в конфликтной ситуации выбирают 40% подростков – это избегание или уход, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Около 35% подростков могут пойти на компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. 45% подростков предпочитают стратегию приспособления — принесение в жертву собственных интересов ради другого. Такую стратегию поведения можно обозначить как форму пассивного сотрудничества, которая отличается склонностью смягчить конфликтную ситуацию и сохранить существующие отношения между людьми. При этом у подростка, выбирающего данную стратегию поведения, отсутствует стремление достичь поставленной цели, при том, что другая сторона конфликта сохраняет интерес к собственным целям.

Также проведенное исследование показало, что в конфликтной ситуации у подростков наиболее часто представлены стратегии сотрудничества и соперничества, и практически не встречаются стратегии избегания и компромисса.

Проведенное исследование позволило выявить некоторые особенности конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся. Конфликты такого рода возникают из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов, отсутствия взаимопонимания, в связи с борьбой за лидерство, из-за противопоставления личности ученика  коллективу, в связи с общественной работой. Как отмечается в обзоре школьных конфликтов, подготовленном А.И. Шипиловым, наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства. По наблюдениям психологов, путь к лидерству в подростковой среде  связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности, агрессивности [3].

Воспитательный потенциал межличностных конфликтов у подростков реализуется в результате активности педагога, направленной н формирование у подростка готовности к личностному самоопределении личной ответственности подростка. Владея технологией разрешения конфликта и используя его позитивную роль в развитии личности, педагог получает большие возможности использования этого феномена в воспитательном процессе, умело используя управляемые конфликтные ситуации в работе с подростками. Выяснение причин конфликта и поиск воспитательных возможностей конфликта осознается большинством учителей как одна из основных задач воспитателя.

Полностью изжить конфликты подростков в средней школе практически невозможно. В зависимости от того сколь успешно осуществляется в школе социализация личности ребенка, в первую очередь усвоение духовных, нравственных ценностей, изменяется интенсивность конфликтов между школьниками. На практике одни конфликты разрешаются с помощью прямой и открытой коммуникации, а другие «затухают», если их не вскрывать. Лучший способ взаимодействия в конфликтной ситуации определяется характером проблемы и позициями сторон.

Современным  педагогам очень трудно понимать и поддерживать своих воспитанников. Новое поколение значительно отличается от предыдущего. Непонимание влечёт за собой отчуждение, и это тяжёлое и распространённое явление. Для предупреждения и скорейшего разрешения конфликтных ситуаций с участием подростков можно и нужно прибегать к помощи родителей учащихся.

В случае недостаточного профессионализма со стороны учителя, он может сам невольно спровоцировать деструктивный конфликт. Способствовать этому будет следующее поведение педагога в конфликтной ситуации: запугивание и угрозы, унижение подростка, оскорбления в его адрес, ссылки на свой авторитет, уклонение от обсуждения проблемы. Трудно переоценить весь спектр негативных последствий такого поведения педагога для его подопечных. Подростки тонко чувствуют и мгновенно реагируют на малейшую несправедливость со стороны взрослых самым доступным для них способом – агрессией. Таким образом получается замкнутый круг, конфликтные ситуации порождают одна другую.

Задача учителя — управлять конфликтной ситуацией. Для этого необходимо  выйти за пределы эмоциональности поведения, преодолеть тенденции к деструкции, когда подростками управляет эмоция, т. е. проявить педагогическую квалификацию, мастерство и начать понимать и выводить  подростков за пределы сценария деструктивного развития конфликта в режим развивающего поведения в конфликте.

Конфликт может считаться продуктивно разрешенным, если налицо реальные объективные и субъективные изменения в условиях и организации всего образовательного процесса, в системе коллективных норм и правил, в позитивных установках субъектов этого процесса по отношению друг другу, в готовности к конструктивному поведению в будущих конфликтах.

Реальный механизм установления нормальных отношений видится в снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию, когда не нарушается взаимодействие в педагогическом процессе, хотя такая работа связана с определенными трудностями для педагога [4].

Важно понять, из-за чего возникла педагогическая конфликтная ситуация, разрешать ее лучше сообща, объединив усилия. Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной позиции и действий. Выявление и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие участника. Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого. Понять —  не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях участника. Не бывает «абсолютно плохих» или «абсолютно хороших» подростков. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликтной ситуации [5].

Социально-педагогическая работа с подростками выходит за рамки школы. Решение проблем тормозится недостатком профессионально – подготовленных кадров. Решение задачи развития социально-педагогической работы с подростками напрямую зависит от кадрового обеспечения. Ориентация и надежда только на учителя, способного учить и работать во внеклассное время – неперспективна. Учитель, социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор должны работать в тесном контакте, взаимодействуя, не только друг с другом, но и со всеми учреждениями и организациями, на благо развития подростка.

Подводя итоги, необходимо отметить, что не существует универсальных правил поведения в конфликтных ситуациях и эффективных стратегий их разрешения. Все они ориентированы, прежде всего, на понимание человека как уникальной и неповторимой личности. И, если мы откажемся таковую признавать даже в подростках, конфликты, особенно в педагогических ситуациях можно считать неизбежными. 

Ссылки на источники

  1. Баныкина С.В.. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. СС. 373-394
  2. Книжникова, С.В. Нравственные зерна и плевелы подростковой медиапродукции: как научить школьников отделять одно от другого? //Народное образование. — № 7, — 2013, — С.221-224
  3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология DOC. М.: ЮНИТИ, 2000. — 551 с.
  4. Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток 90 х: движение в зону риска. М., 1998.
  5. Даниленко С. В. Педагогические конфликтные ситуации, технологии их разрешения [Текст] / С. В. Даниленко // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 500-502. 

Alexandra Gitman,
cand. ped. sciences, Associate Professor of Kuban State University, Krasnodar
Educational potential conflict situations in the teenage environment
Abstract. Educational potential conflict situations among adolescents In article results of empirical studies of conflict situations among adolescents. Based on the obtained data the analysis of the possible interaction of the teacher with teenagers in the process of searching for a way out of conflict.
Key words: conflict situation, adolescents, educational potential, resolution of conflict situations.

References

  1. Banykina S. V.. Pedagogical conflictology: the state of research and prospects of development // Modern conflictology in the context of a culture of peace. Moscow, 2001. SS. 373-394
  2. Knizhnikova, S. V. Moral of the grain and the tares teen media products: how to teach the students to separate one from the other? //Public education. — No. 7 — 2013, Pp. 221-224
  3. Anzupow A. J., Shipilov, A. I. Conflict studies DOC. M.: Uniti, 2000. — 551 p.
  4. Sobkin V. S., Kuznetsova N. And. Russian teenager of the 90s: the movement in the risk zone. M., 1998.
  5. Danilenko S. V. Pedagogical conflict situations, technologies of their resolution [Text] / S. V. Danilenko // Young scientist. — 2014. — No. 7. — P. 500-502.

Определения и концепции — GSDRC

Конфликт является результатом разногласий между субъектами на основе предполагаемых несовместимых целей (Conflict Sensitivity Consortium, 2012: 2). Разногласия и конфликты — неизбежные повседневные явления, и их разрешение может привести к конструктивным изменениям. Конфликты часто анализируются на разных уровнях – межличностном, групповом/общинном и национальном – и с точки зрения того, как эти уровни взаимодействуют друг с другом. Они могут перерасти в насильственный конфликт, когда «есть неадекватные каналы для диалога и разногласий»; когда «несогласные голоса и глубоко затаенные обиды невозможно услышать и решить»; и в условиях «нестабильности, несправедливости и страха» (Fisher et al., 2000: 6). Подходы к предотвращению и разрешению конфликтов направлены на разрешение конфликтов ненасильственными средствами.

Анализ конфликта — это структурированный процесс анализа для понимания конфликта, фокусирующийся на профиле конфликта (истории конфликта), вовлеченных субъектах и ​​их точках зрения, структурных и непосредственных причинах и динамике взаимодействия этих элементов (Консорциум по чувствительности к конфликтам, 2012). Анализ конфликта исследует открытый конфликт (конфликт, который очень заметен и имеет глубокие корни), поверхностный конфликт (видимый, но неглубокий или не имеющий корней), а также латентный конфликт (под поверхностью с потенциалом возникновения) (Fisher et al., 2000). ). Важное различие между анализ конфликта и анализ контекста заключается в том, что анализ конфликта всегда касается связи проблемы с конфликтом, нестабильностью и миром.

В этом тематическом руководстве рассматриваются насильственные конфликты на национальном уровне и уровне сообществ/групп, в частности, вооруженные конфликты и политическое насилие, а не другие формы конфликтов (например, межличностные конфликты, преступное насилие или структурное/косвенное насилие), поскольку именно они находятся в центре внимания типичного анализа конфликта политика/практика. Эти понятия пересекаются. Политическое насилие — это применение силы группой с политическими целями или мотивами (ACLED, 2015). Вооруженный конфликт — это «оспариваемая несовместимость, которая касается правительства и/или территории» и включает «вооруженную силу между двумя сторонами, по крайней мере одна из которых является правительством государства».

Анализ конфликтов как часть подхода, учитывающего конфликты

Анализ конфликтов, как правило, обсуждается как часть подходов, учитывающих конфликты (в литературе по вопросам политики/практиков), разрешения конфликтов, предотвращения конфликтов и/или миростроительства. Хотя его можно использовать для всех этих целей, данное тематическое руководство фокусируется на элементе анализа конфликта (метод анализа ), а не на общих аспектах конфликта (тема ) или на чувствительности к конфликту, разрешении конфликта, предотвращение или миростроительство ( операционализация анализа). Это документ, дополняющий ряд тематических руководств GSDRC, в том числе руководства по конфликточувствительности и конфликтам.

На практике чувствительность к конфликтам часто применяется к конкретным видам деятельности, основываясь на основном принципе «Не навреди» и подходе разделителей/соединителей. Анализ конфликтов и политэкономический анализ (ПЭА) — это аналитические методы, которые можно использовать для определения чувствительности к конфликтам. Поскольку конфликт принимает множество форм в диапазоне от «структурного насилия» до обычной войны, и часто эти формы смешиваются вместе в одном и том же общем конфликте, анализ конфликта, как правило, начинается с всестороннего обзора всех различных аспектов конфликта, прежде чем сосредоточиться на том, что именно. актуально. Отдельные отчеты по анализу конфликтов также можно использовать более непосредственно для определения общей политики. Поскольку субъекты развития, как правило, решают эти вопросы внутри компании, четкого консенсуса в отношении этих различий нет.

Ключевые понятия – структурные и непосредственные причины конфликта

нормы, структуры и политика общества. непосредственных причин конфликта (также называемых непосредственными причинами ) являются более поздними причинами, которые меняются быстрее, могут усиливать структурные причины и приводить к эскалации насильственного конфликта.

 

Появление анализа конфликтов

Существует долгая и богатая история исследований природы, происхождения и переживаний конфликтов. Однако систематическое (или некоторые называют его «общим») изучение причин вооруженных конфликтов и политического насилия, связанных с разрешением конфликтов, является относительно недавним событием, появившимся в 1950-60-х годах (Tillett & French, 1999; Sandole et al. др., 2008). Эта область быстро разрослась в ответ, среди прочего, на огромные финансовые и человеческие издержки конфликта, а также на политические интересы (Tillet & French, 19).99). Эта точка зрения определила анализ конфликта (Ramsbotham et al., 2011: 8):

  • Многоуровневый – рассмотрение внутриличностных (внутренний конфликт), межличностных, межгрупповых (семьи, районы, связи), международных, региональных и глобальные уровни и сложные взаимодействия между ними;
  • Многопрофильный – опираясь на психологию, антропологию, политику, социологию, историю, право, экономику, менеджмент, философию, религию, социальную работу и др.;
  • Мультикультурный – определение конфликта как общемирового явления и разрешение конфликтов как совместное международное предприятие;
  • Как аналитические, так и нормативные – сочетание систематического анализа и интерпретации статистических данных с целью преобразования насильственных конфликтов в ненасильственные политические, экономические и социальные процессы;
  • И теоретический, и практический – с взаимодействием теории и практики.

В 1990-е годы появлялось все больше свидетельств негативного воздействия помощи и развития в ситуациях, затронутых конфликтом (например, Uvin, 1998). Проект Андерсона (1999) «Не навреди» проложил путь к систематическому анализу конфликтов и программированию чувствительности к конфликтам, а также к разработке многочисленных наборов инструментов. Буш (1998) разработал инструмент «Оценка воздействия конфликтов и мира» (PCIA), извлекая уроки из оценок экологических и гендерных последствий. Вскоре после этого появился ряд подобных инструментов, в том числе для Министерства международного развития Великобритании (DFID) (Goodhand, et al., 2002) и Fisher et al. (2000).

Эти наборы инструментов для анализа конфликтов в значительной степени сошлись на наборе практических общих концепций, вопросов и адаптируемых процессов. Хотя идеи, лежащие в основе инструментов, исходят из взаимодействия теории и практики, сами по себе они не включают в себя обсуждение теории.

Было проведено огромное количество таких систематических анализов конфликтов, причем некоторые из них опубликованы, но многие из них являются конфиденциальными (Barakat & Waldman, 2013). К середине-концу 2000-х годов термин «конфликтная чувствительность» широко использовался в сфере развития, и агентства все чаще стремились учитывать конфликтную чувствительность, ключевым элементом которой является анализ конфликтов (Haider, 2014b).

Обоснование анализа конфликтов

В литературе широко утверждается, что систематический анализ конфликтов является важным элементом, лежащим в основе политики и практики в странах, пострадавших от конфликтов. Анализ конфликтов направлен на предоставление комплексной и легкодоступной оценки проблем и документации для политиков/практиков, которые только начинают работать над страной/проблемой. Для политиков/практиков, у которых уже есть знания/опыт контекста, он может предложить всеобъемлющее/общее понимание и описание ситуации. В нем также представлены модель и процесс, способствующие более частому и обновленному анализу конфликтов. При использовании в сочетании с программными решениями и подходом, учитывающим конфликты, он направлен на усиление положительного воздействия и минимизацию негативного воздействия работы в странах, затронутых конфликтом, путем обеспечения того, чтобы методы учитывали конфликты, и может предоставить базовый анализ для оценки влияние интервенций на соответствующие аспекты конфликта (OECD, 2008; Sandole et al. , 2008; CDA Collaborative, 2013).

Гендерно-чувствительный анализ конфликтов определяет гендерную природу причин конфликта, гендерное воздействие конфликта и гендерные аспекты миростроительства (Anderlini, 2006). Он может выявить возможности для изменения гендерных отношений, особенно на начальных этапах государственного строительства (Strachan & Haider, 2015).

CDA Collaborative (2013: 3), основанный на анализе 26 тематических исследований и более чем 1000 консультаций с практиками, находит убедительные доказательства того, что «чем больше практикующие специалисты знают о конфликтах, которые они пытаются разрешить, тем больше вероятность того, что они выявят эффективные возможности для работы, и тем меньше вероятность того, что они совершат ошибки». Тем не менее, в нем также сообщается о неоднозначных выводах о том, проводил ли программа анализ конфликтов и каким образом, а также о ее фактической эффективности в достижении вышеуказанных целей. «Были эффективные программы, которые проводили очень мало анализа, и менее эффективные программы, которые проводили обширный анализ. Почему? Факты подсказывают одно объяснение: даже когда специалисты-практики проводят анализ, они часто не могут связать с ним свою программную стратегию» (там же).

Состояние фактических данных

В этом тематическом руководстве основное внимание уделяется систематическим подходам и инструментам, разработанным для политики и практики. Существует большое количество подобных наборов инструментов и руководств о том, как понимать конфликт и проводить систематический анализ конфликта. Они в основном публикуются и пишутся северными неправительственными организациями (НПО), донорами, многосторонними организациями и некоторыми исследовательскими институтами. Примечательно, что руководство по проведению гендерно-чувствительного анализа конфликтов недостаточно хорошо разработано (Strachan & Haider, 2015). Ряд системных анализов конфликтов публикуется в Интернете. Однако, учитывая опасения по поводу деликатности, безопасности и политических отношений, многие из них не публикуются, а некоторые наборы инструментов не делают свои методологии общедоступными. Инструментарий часто включает разделы для размышлений о том, что работает, а также иллюстративные тематические исследования. Тем не менее, кажется, что существует очень мало критического изучения различных подходов или влияния подхода к анализу конфликтов, основанного на наборе инструментов. Более того, существующие рефлексивные или критические точки зрения не отделяют дискуссии об анализе конфликта от более широких дискуссий о чувствительности к конфликту.

  • Консорциум по контролю за конфликтными ситуациями. (2012). Как вести к конфликтной чувствительности. Лондон: Консорциум по чувствительности к конфликтам.
  • Фишер, С., Ибрагим Абди, Д., Лудин, Дж., Смит, Р., Уильямс, С., Уильямс, С. (2000). Работа с конфликтом: навыки и стратегии действий . Зед книги.
  • Консорциум по чувствительности к конфликтам. (2012). Как вести к конфликтной чувствительности. Лондон: Консорциум по чувствительности к конфликтам.
  • Фишер, С. , Ибрагим Абди, Д., Лудин, Дж., Смит, Р., Уильямс, С., Уильямс, С. (2000). Работа с конфликтом: навыки и стратегии действий . Зед книги.
  • ACLED (Проект данных о местах и ​​событиях вооруженных конфликтов). (2015). Определения политического насилия, агентов и типов событий . АКЛЕД.
  • Тиллетт, Г. и Френч, Б. (1999). Разрешение конфликтов: практический подход . Издательство Оксфордского университета.
  • Сандол, Д. Дж., Бирн, С., Сандол-Старосте, И. и Сенехи, Дж. (2008). Справочник по анализу и разрешению конфликтов . Абингдон: Рутледж.
  • Тиллетт, Г. и Френч, Б. (1999). Разрешение конфликтов: практический подход . Издательство Оксфордского университета.
  • Рамсботэм, О., Миалл, Х. и Вудхаус, Т. (2011). Современное разрешение конфликтов . Политика.
  • Увин, П. (1998). Пособничество насилию: предприятие развития в Руанде . Западный Хартфорд, Коннектикут: Kumarian Press.
  • Андерсон, МБ (1999). Не навреди. Как помощь может поддержать мир или войну Боулдер, Колорадо: Lynne Rienner Publishers.
  • Буш, К. (1998). A Мера мира: оценка воздействия на мир и конфликт (PCIA) проектов развития в зонах конфликтов . Рабочий документ. Оттава: Центр исследований международного развития.
  • Гудхенд, Дж., Во, Т. и Уокер, Р., 2002 г., Проведение оценок конфликтов: рекомендации, Лондон: DFID.
  • Фишер, С., Ибрагим Абди, Д., Лудин, Дж., Смит, Р., Уильямс, С., Уильямс, С. (2000). Работа с конфликтом: навыки и стратегии действий . Зед книги.
  • Баракат, С. и Уолдман, Т. (2013). Анализ конфликтов в двадцать первом веке. Конфликты, безопасность и развитие , 13 (3), 259–83.
  • Хайдер, Х., (2014b). Чувствительность к конфликту: Руководство по теме . Бирмингем: GSDRC, Бирмингемский университет.
  • (2008 г.). Руководство по оценке деятельности по предотвращению конфликтов и миростроительству Париж: ОЭСР.
  • Сандол, Д. Дж., Бирн, С., Сандол-Старосте, И. и Сенехи, Дж. (2008). Справочник по анализу и разрешению конфликтов . Абингдон: Рутледж.
  • CDA Коллаборатив. (2013). Размышления о мирной практике: учебное пособие для участников . Кембридж, Массачусетс: Совместные учебные проекты CDA.
  • Андерлини, С. Н. (2006). Включение гендера в анализ конфликтов: проблемы и рекомендации , Social Development Papers no. 33. Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк.
  • Страчан, А.Л. и Хайдер, Х. (2015). Гендер и конфликт: Руководство по теме. Бирмингем, Великобритания: GSDRC, Бирмингемский университет.
  • CDA Коллаборатив. (2013). Размышления о мирной практике: учебное пособие для участников . Кембридж, Массачусетс: Совместные учебные проекты CDA.
  • Страчан, А.Л. и Хайдер, Х. (2015). Гендер и конфликт: Руководство по теме. Бирмингем, Великобритания: GSDRC, Бирмингемский университет.

Как открытый конфликт приносит пользу отношениям

Источник: roungroat/rawpixel

В последнее время я изучал дружбу и спрашивал людей, что они делают, когда злятся на друга. Большинство людей говорят, что они смиряются с этим, чтобы сохранить отношения.

Но что, если я скажу вам, что, подавляя конфликт, вы на самом деле ослабляете отношения? Исследования показывают, что участие в открытом конфликте без обвинений может сблизить людей и что люди, участвующие в здоровом конфликте, более благополучны, более популярны и меньше подвержены депрессии, тревоге и одиночеству. И когда люди избегают конфликтов, они вместо этого часто предпочитают дистанцироваться, что может повредить отношениям.

Многие наши опасения по поводу участия в открытом конфликте проистекают из наших неправильных представлений о том, как должен выглядеть конфликт. У нас в голове возникает картина обостряющихся споров, криков и переворачивания столов — как игра в «Монополию», которая пошла наперекосяк. Некоторые из нас, возможно, даже набрались смелости, чтобы противостоять другим, только для того, чтобы наши отношения были разрушены, что привело нас к выводу, что молчание — лучший подход; но наша проблема, скорее всего, не в том, что мы подняли конфликтные моменты, а в том, что как мы это сделали.

Чтобы преодолеть конфликт и улучшить наши отношения, нам нужно знать, как делать это эффективно.

1. Приведите свой разум и энергию в порядок

Во-первых, если вы пульсируете от ярости, не время вступать в конфликт, так как исследования показывают, что гневный конфликт связан с разрушением отношений. Вы идете на этот разговор спокойно, рассматривая его как возможность улучшить ваши отношения. Ваш подход не враждебный — поставить другого человека на его место, — а основанный на сотрудничестве, чтобы выяснить, как улучшить отношения. Все, что причиняет вам боль в отношениях, вредит отношениям, потому что вы являетесь их участником. Такое мышление поможет вам чувствовать себя обоснованным (а не эгоистичным) в выражении своих опасений.

Вот несколько вопросов, которые следует задать себе, прежде чем приступать к разрешению конфликта:

  1. Рассматриваю ли я этот конфликт как возможность улучшить наши отношения?
  2. Могу ли я спокойно подойти к этому конфликту?
  3. Готов ли я поделиться своими опасениями, а также выслушать и сопереживать?

2. Выбирайте вступительное предложение с умом

Первое предложение, которым вы делитесь, должно привлекать собеседника, а не отталкивать его. Это должно подтвердить ваши отношения и задать тон разговору как сотрудничество, признавая важность преодоления конфликта для достижения общей цели, которую вы разделяете (например, иметь прекрасные отношения).

Вот несколько типичных непродуктивных вступительных предложений и чем их заменить:

  • «Мне нужно поговорить с вами о том, что вы сделали, что я считаю неприемлемым.» » Наша хорошая совместная работа очень много значит для меня, поэтому я хочу убедиться, что я открыто говорю о том, что у меня на уме, чтобы мы могли это проработать. И я хотел бы потратить некоторое время, чтобы услышать и вашу точку зрения».
  • «Я очень зол из-за того, что вы сделали, и нам нужно поговорить об этом.» » Я очень люблю и ценю нашу дружбу, но есть некоторые вещи, которые тяготят меня, и я надеялся, что мы сможем поговорить о них, чтобы ничто из этого не помешало нашей дружбе «.

3. Поделись своим миром

Теперь, когда вы говорите о том, что вас раздражает в отношениях, ваша задача состоит не в том, чтобы рассказывать им о себе — как то, что они сделали, было ужасно и неправильно, и насколько они отстойны — а скорее поделиться тем, как их действия повлияли на вас. Замените любое «вы сделали…» на «Я чувствовал…»

Итак, допустим, ваш друг пропустил вашу свадьбу…

  • «Как ужасно с вашей стороны пропустить мою свадьбу. Вы действительно паршивый друг: » Мне было так обидно, что вы не не появишься на моей свадьбе. Для меня было так важно, чтобы все, кого я люблю, были частью этой вехи для меня, и я чувствовал себя разочарованным, когда не видел твоего лица ».

4. Спросите о мире другого человека

После того, как вы расскажете о своем мире и о том, что вас расстроило, предложите другому человеку поделиться своей точкой зрения. Вы можете сказать что-то вроде: « Я хотел дать вам возможность также рассказать о том, что, возможно, происходило с вами в тот момент . »

Люди иногда считают, что принятие точки зрения ослабляет их позицию, но часто полезно услышать чью-то точку зрения и осознать, что они Возможно, у них были другие события, которые усугубили проблему, и их действия не были личными. Например, может быть, ваш друг, который пропустил вашу свадьбу, может рассказать, что он был в депрессии и с трудом вставал с постели.

5. Примите свой вклад в решение проблемы, не отказываясь от того, что вас расстраивает

Участие в здоровом конфликте означает готовность взять на себя свою роль в решении проблемы. Если вы выражаете беспокойство другу, он может ответить, что вы тоже внесли свой вклад в проблему. Если это справедливое беспокойство, признайте это и извинитесь. Например, если вы расстроены из-за того, что друг огрызнулся на вас, он может сказать, что, по его мнению, вы игнорируете его точку зрения, поэтому он разозлился. И ты мог бы подумать, сделал ли ты это, и извиниться за это.

Признание своего вклада в проблему — это не то же самое, что отступить и свести к минимуму свою обеспокоенность или сделать вывод о том, что то, что вас расстроило, на самом деле было вашей ошибкой (что-то, что склонен делать избегающий конфликт, а нарцисс извлечет из этого выгоду). ). Признание своей вины говорит: «Это правда, что я внес свой вклад в эту проблему, и мои опасения также остаются в силе».

6. Спросите о поведении, которое вы хотите видеть в будущем

Иногда достаточно просто выразить свою обеспокоенность, но в других случаях вы можете захотеть убедиться, что проблема больше не повторится в будущем. Для этого попросите поведение, которое вы хотите в будущем.

  • «В следующий раз, когда ты почувствуешь раздражение, дай мне знать, и мы сможем отдохнуть друг от друга.»
  • «В будущем я был бы рад, если бы вы могли больше спрашивать меня о том, что происходит в моей жизни.»

Участие в здоровом конфликте опирается на психологическую теорию взаимности , которая утверждает, что люди относятся к вам так же, как вы относитесь к ним. Гнев порождает гнев; доброта порождает доброту. Если вы хотите получить любящий, не защищающий ответ, в котором ваш партнер по взаимодействию несет ответственность за причиненный им вред, вы также должны быть готовы сделать это.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *