как улучшить дикцию и речь
Упражнения для дикции по системе Станиславского: как улучшить дикцию и речьжурнал
Упражнения по системе Станиславского
развитие дикции у взрослых
Дикция – это четкое и понятное произношение слов, которое достигается с помощью правильной артикуляции. Артикуляция, в свою очередь, зависит от степени тренированности губ, языка и мышц, которые работают при разговоре. Хорошая и правильная дикция – неотъемлемая часть актерского мастерства, залог успеха любого публичного выступления. Именно поэтому К. С. Станиславский уделял пристальное внимание развитию сценической речи, одной из составляющих которой является дикция.
Компоненты дикции
Дикция в устной речи – это то же самое, что красивый и понятный почерк в письме; правильное произношение дает актеру возможность эффективно общаться со зрителем. Понятие дикции включает в себя три компонента:
- Правильность артикуляции – соответствие положения органов артикуляции правильному способу образования звуков. При неправильной артикуляции говорят о дефектах дикции, для их устранения нередко прибегают к помощи логопеда.
- Отчетливость артикуляции – это точность произношения отдельных звуков в составе слова. От отчетливости артикуляции зависит разборчивость речи и правильность ее восприятия окружающими. Уровень четкости произношения зависит от степени тренировки артикуляционного аппарата, однажды выработанная привычка говорить четко сохраняется на всю жизнь.
- Манера произнесения – это присущая каждому человеку манера выговаривать отдельные слова, соблюдать темп речи, продлять или редуцировать (сокращать) слоги. Для выработки правильной дикции важно соблюдение нормативной манеры произнесения, когда исключаются индивидуальные особенности проговаривания слов (например, вдох или выдох перед началом фразы, «эканье» и причмокивание в паузах между словами).
Хорошая дикция актера не только создает условия для эффективного общения со зрителем, но и является показателем внешней культуры речи, поэтому сценическая речь входит в программу обучения актерскому мастерству во всех театральных вузах.
Как развить дикцию
Станиславский о роли дикции
Развитие дикции – это огромная работа и борьба с самим собой, чтобы добиться результата, нужно непрерывно заниматься и совершенствоваться. Зная трудности овладения сценической речью, Станиславский посвятил этой теме три раздела второго тома своей книги «Работа актера над собой», один из разделов называется «Пение и дикция».
Великий режиссер говорил: «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией …», слова со скомканным началом он сравнивал с человеком, у которого расплющена голова, а слово с проглоченным концом приравнивал к человеку с ампутированными ногами. Станиславский напоминал актерам, что плохая речь ничего, кроме недоразумений, не приносит, результатом становится уход от смысла пьесы.
Константин Сергеевич советовал каждому актеру приспосабливаться к своим личным данным и совершенствовать дикцию так, чтобы она стала не просто привычкой, а второй натурой – благодаря этому речь будет правильной и красивой не только на сцене, но и в жизни. Когда навыки дикции будут освоены актером настолько, что закрепятся до автоматизма, на сцене ему не придется отвлекаться на правильное произношение, все внимание будет направлено на игру. Станиславским были предложены упражнения для развития дикции, первостепенная роль отведена проговариванию отдельных звуков и скороговорок.
Причины плохой дикции
Причины плохой дикции у взрослых можно разделить на две большие группы:
- Биологические – к ним относятся нарушения речи, вызванные патогенными факторами, которые действовали на организм в период внутриутробного развития, в детском возрасте (тяжелые инфекции, травмы). Сюда же относятся нарушения, вызванные генетической предрасположенностью. Проявления биологических причин – заикание, гнусавость голоса, заторможенность речи, проглатывание отдельных звуков.
- Социальные – к социальным причинам, повлекшим нарушение дикции, относятся проблемы в общении с окружающими, личные комплексы, низкая самооценка и неуверенность в себе. Человек, сомневающийся в своих способностях, говорит тихо и невнятно, «глотает» звуки, стараясь быстрее закончить разговор и уйти в тень.
В среде начинающих актеров актуальны нарушения дикции, связанные с социальными причинами: внешне уверенный в себе человек, попадая на сцену, теряется, его охватывает чувство страха. В результате возникают проблемы с речью: голос становится тихим, слова неразборчивыми, зрителям становится трудно воспринимать сказанное; из-за незнания правил артикуляции дикция еще больше ухудшается. Преодолевать страх сцены актеры учатся на тренингах, развить правильную дикцию и поставить красивый голос помогают специальные упражнения, над созданием которых работал К. С. Станиславский.
Тест: есть ли у тебя актерские способности?
Переходи в наш бот в Telegram и узнаешь.
Пройти |
Упражнения для улучшения дикции
Артикуляционная разминка
Перед тем, как начать упражнения для дикции, нужно провести артикуляционную зарядку. Она помогает размять мышцы звукового аппарата, облегчить проговаривание звуков, развить свою речь, сделать ее четкой и внятной.
Упражнения для развития голоса выполняют последовательно, начиная с разминки языка:
1. Язык высовывают как можно дальше, затем возвращают его обратно, также стараясь завести как можно глубже. Продолжительность зарядки — 5−7 минут.
2. Языком дотрагиваются поочередно к каждой щеке на протяжении 7−10 минут.
3. Языком совершают круговые движения по внутренней поверхности зубов (рот при этом закрыт). В каждую сторону нужно сделать не менее 20 вращений.
4. Высовывают язык, вращают его сначала по часовой стрелке (10 кругов), затем против часовой стрелки также 10 кругов.
5. Губы вытягивают в трубочку, задерживают в этом положении на несколько секунд. Затем губы растягивают в широкой улыбке, также фиксируют положение на несколько секунд. Движения чередуют в течение 7−10 минут.
6. Губы вытягивают в трубочку, в этом положении стараются совершить губами движения по кругу и вверх-вниз. Длительность упражнения — 5−7 минут.
7. Надувают щеки как можно сильнее, воздух внутри рта «перекатывают» по кругу в течение минимум 5 минут.
8. Проводят разминку лицевых мышц: для этого можно корчить рожицы, выпучивать глаза, надувать щеки — делать любые движения, которые заставят работать мимические мышцы.
После артикуляционной разминки приступают к упражнениям для развития дикции.
Как сделать речь и дикцию лучше? В part очень сильный речевой факультет, за 990 р. можно пройти онлайн курс «33 упражнения по речи и дикции»
Произношение отдельных звуков
При отработке дикции большое внимание уделяется произношению согласных звуков – именно они несут на себе смысловую и различительную функцию слов. Речь актера требует, чтобы согласные звучали четко, без проглатывания и заваливания, поэтому тренировку начинают с отработки произношения согласных звуков:
1. Произнесение взрывных согласных. К группе взрывных согласных относятся звуки, которые образуются при преодолении воздушной струей какого-либо барьера. Это [б-п] (преодоление затвора губ), [т-д] (кончик языка прижимается к зубам), [г-к] (часть языка прижимается к твердому небу). Тренировка заключается в произнесении глухих согласных без голоса, с «взрывом»: П! ПЬ! Т! ТЬ! К! КЬ! После этого согласные произносят в паре с гласными: ПУ! ПО! ТУ! ТО! КУ! КО! Затем присоединяют звонкие согласные: БУ! БО! ДУ! ДО! ГУ! ГО! РУ! РО! и так далее.
2. Произнесение конечных согласных. Упражнение выполняется с голосом, конечные согласные нужно произносить активно и четко: БУ-БУ-БУ-БУ-БУПП! БА-БА-БА-БА- БАПП! По этому принципу чередуют все парные согласные с каждой из гласных, в конце должен отчетливо слышаться «взрыв».
3. Произнесение гласных. Их учатся выговаривать перед зеркалом, чтобы контролировать правильность положения губ. Например, чтобы произнести звук [у], губы складывают трубочкой, в момент произнесения звука выдыхают воздух через узкое кольцо губ; звук [о] выговаривается, когда губы образуют кольцо, воздух выдыхается широким потоком. После этого приступают к тренировке звучания сочетаний гласных: АИ, ОИ, УИ, АО, АУ, ОЫ, ЭО, повторяя сочетания по три раза.
4. Произнесение трудных буквенных сочетаний. Прорабатывают такие сочетания как ЛРА, ЛРЯ, ЛРУ, ЛРЮ, ЧРА, ШРА, РЛО, МФО, РЛИ, МФЕ. Звуки можно комбинировать как угодно, например, в сочетании ДРДА-ДРДЯ заменяют [р] на любой другой согласный звук, например, ДЛДА. Все звуки нужно произносить четко, [р] должен отчетливо вибрировать.
Дополнительно для развития дикции используют прием проговаривания звуковых рядов. С его помощью улучшают четкость произношения, учатся произносить окончания слов полностью, без проглатывания. Примеры звуковых рядов:
ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ.
ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКИ-ПТКЫ.
КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ.
ЗДРИ-ЗДРЭ-ЗДРА-ЗДРО-ЗДРУ-ЗДРЫ.
Постановка дыхания
Важное свойство, помогающее правильной дикции, – умение дышать во время разговора. Человек может говорить только на выдохе, поэтому актер должен уметь дышать так, чтобы вдох не разрывал речевой поток, был незаметен для окружающих. Правильно поставленный выдох не нарушает интонацию, координируется с ритмом фразы и не мешает произношению слов.
Упражнения для тренировки дыхания:
1. Открывают рот, вдох и выдох делают через нос. Упражнение повторяют 10 раз.
2. Руку кладут на живот, делают медленный вдох носом, затем медленно выдыхают, но уже через небольшое отверстие между губами. Рука должна отчетливо ощущать движение живота, упражнение повторяют 5-6 раз.
3. Одну ноздрю закрывают пальцем, делают 5-6 вдохов и выдохов через другую ноздрю.
4. Вдыхают носом, при этом пальцами нажимают на крылья носа, чтобы создать сопротивление воздуху.
5. Вдыхают носом, затем резко выдыхают носом, при этом быстро втягивают мышцы живота.
Скороговорки
Самый простой и эффективный способ добиться четкого произношения – научиться правильно и понятно проговаривать скороговорки. Существует огромное количество интересных скороговорок, которые помогают улучшить произношение определенных звуков, чем больше скороговорок будет освоено актером, тем лучше будет его дикция.
Найти скороговорки легче всего в интернете, вот лишь несколько из них:
Интервьюер интервента интервьюировал.
Линолеум линял-линял, полиловел и вылинял.
Прокурор проколол дыроколом протокол.
Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи.
Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Популярное упражнение – проговаривание скороговорки с положенными за щеки орешками, камушками или конфетами. В начале тренировок речь будет неразборчивой, но нужно учиться преодолевать сопротивление, стараться говорить внятно. Артикуляционные мышцы при этом получают максимальную нагрузку, что ускоряет достижение поставленной цели.
Сразу быстро и четко произносить скороговорки не получится, этому нужно учиться постепенно. Преподаватели дают такие советы по отработке скороговорок:
1. Начинайте произносить скороговорку медленно, вчитываясь в каждое слово и проговаривая каждый слог.
2. Постепенно ускоряйте темп произношения, звуки при этом артикулируйте с преувеличением.
3. Длинные скороговорки разбивайте на части – так легче произносить и запоминать их.
4. После отработки артикуляции приступайте к медленному проговариванию скороговорки шепотом, при этом старайтесь, чтобы каждый звук был предельно четким и понятным.
5. После того, как скороговорка была произнесена шепотом, пробуйте выговорить ее громко, с каждым разом увеличивая скорость речи.
6. Обращайте внимание на смысл скороговорки, старайтесь говорить с интонацией.
Чтобы выяснить, улучшилась дикция или нет, нужно слушать себя со стороны. Для этого рекомендуется периодически записывать свою речь на диктофон – при прослушивании записи будут слышны ошибки, станет понятно, на какие моменты обратить больше внимания.
Дикцию Станиславский относил к азам актерского искусства, изучение правильного произношения он сравнивал со школьной программой начальных классов. Актеры, которые не преодолевают эту программу, сталкиваются с трудностями на сцене, у них тормозится работа над ролью. Совет К. С. Станиславского « …однажды и навсегда покончить с элементарными требованиями дикции и звука» остается актуальным для каждого начинающего актера.
о курсе
Интервью куратора факультета речи и дикции Егора Архипов
Данный курс предназначен для людей, которые никогда не занимались речевым тренингом, так как для него подобраны упражнения, позволяющие познакомиться с базовыми техническими понятиями. Данный курс для домашней работы.
Купить курс за 990 ₽ |
Click to order
Ссылка на курс приходит на почту в течение дня!
курсы для начинающих
Для тех, кто только начинает свой путь на сцену
Актерское мастерство
Речь, дикция и сторителлинг
Другие статьи
Как поставить речь и дикцию самостоятельно
Школа ораторского искусства > интересное > Как развивать дикцию и речь
Дикция – ваша визитная карточка, паспорт и код к биографии. По тому, как вы говорите, специалист определит, где вы родились, как воспитывались, в каком доме росли, какое образование получили. Оратору хорошая дикция необходима, как заправскому дуэлянту – шпага. Это его главное оружие и надежный инструмент. Но идеальным произношением без усилий обладают редкие счастливчики. Как выработать произношение, которое околдует слушателей? Если у вас есть дефекты речи вроде картавости, шепелявости или заикания, без хорошего логопеда не обойтись. Хотя сейчас можно слыть отличным оратором, не выговаривая звук «р», я все же рекомендую обратиться к логопеду. Во-первых, большинство людей с дефектами речи стесняются своего произношения, даже если не показывают этого. Оратор же должен держаться уверенно и спокойно. Во-вторых, это затрудняет понимание, аудитории сложнее слушать. Наконец, причины дефектов могут крыться в физиологии. В среднем исправление дикции под контролем врача занимает от пары месяцев до полугода. Игра стоит свеч. Но даже если вы не картавите и не шепелявите, заниматься произношением лучше с наставником.Что такое дикция и почему одной ее мало
Дикция – это четкое произношение звуков, слов и фраз. Она подразумевает внятную артикуляцию, каждый звук должен произноситься в фонетически чистой форме. Профессиональные дикторы, актеры и ораторы используют такую формулировку, как техника речи. Она включает не только внятное произношение, но и правильное дыхание плюс тренировку голоса. Если вы хотите поставить голос, нужно работать не только над внятностью и четкостью произношения, но также над дыханием и длящимся звуком. Тогда вы будете «звучать» приятно, выразительно, интересно.Итак, что же делать, чтобы произношение стало чистым?
Упражнения для тренировки гласных звуков Большинство руководств по самостоятельной работе над произношением сосредотачиваются на согласных звуках, забывая про гласные. Но именно гласные – основа речи. Поэтому рекомендую начинать занятия с них:- Вдохните, сделайте короткую паузу, а на выдохе с короткими паузами после каждого звука произносите гласные: И, Э, А, О, У, Ы. Четко артикулируйте каждый звук. Сначала произносите гласные беззвучно, затем шепотом, тихо, громче и громко. Наращивайте не только громкость голоса, но и темп.
- Повторите упражнение, но уже с йотированными звуками: Е, Я, Ё, Ю.
Тренировка согласных звуков
Сначала отработайте гласные звуки, а только потом переходите к тренировке согласных. К каждому гласному звуку добавляйте согласный. Можно в алфавитном порядке, чтобы не запутаться: БИ, БЭ, БА, БО, БУ, БЫ; ВИ, ВЭ, ВА, ВО, ВУ, ВЫ и т.д. Тренируйтесь по такому же принципу, как с согласными: сначала беззвучно, затем шепотом, тихо, громче, громко. Увеличивайте темп. Когда отработаете это упражнение на согласные, усложняйте задачу – присоединяйте к гласному звуку два согласных: БИМ, БЭМ, БАМ, БОМ, БУМ, БЫМ. После того как отработаете четкую артикуляцию каждого звука, выпишите слова со сложным сочетанием звуков и тренируйтесь по уже знакомому вам принципу – от беззвучного к громкому произношению. Примеры слов со сложными сочетаниями звуков:- Взлет;
- Брандспойт;
- Взойдет;
- Громоотвод и т.д.
Упражнения для выработки четкого произношения
1.Сядьте или станьте прямо. Разверните плечи, сделайте вдох. После короткой паузы, на естественном выдохе, произносите скороговорки сначала беззвучно, затем шепотом, тихо, громче, громко: «Мама мыла Милу мылом», «Купи кипу пик», «Ткет ткач ткани на платки Тане», «Проворонила ворона вороненка». И более длинные: «Не вы ли были у Невы, где стынут бронзовые львы?», «Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался». Постепенно ваше произношение будет развиваться, и вы можете усложнить упражнение, произнося скороговорки слитно в ряд, например: В четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью часа везет Сенька Саньку с Сонькой на санках, везет да языком как решетом, так и сеет: а на том берегу стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Это нужно произносить без пауз на одном выдохе. Без правильного, экономного дыхания это невозможно, поэтому я и рекомендую заниматься не только произношением, но одновременно дыханием и голосом. Комплексный подход к технике речи дает лучшие и более быстрые результаты. 2.Читайте стихи, как будто приплясываете под них: ритмично отбивая такт хлопками и легко двигая плечами. Для тренировки подойдут любые стихи с короткими строчками, но я рекомендую детские стихотворения. У них подходящий ритм, и читая такие стихотворения, легче соблюдать четкую и внятную артикуляцию, не скатываясь в быстрое и неразборчивое бормотание, которое так любят многие современные поэты. Лучший поэт, который почти век служит будущим актерам и ораторам, – Чуковский. Купите его книгу или поищите стихи в интернете, это лучший тренажер для тех, кто хочет развить речь. Например: Как у наших у ворот Чудо-дерево растет. Чудо, чудо, чудо, чудо Расчудесное! Не листочки на нем, Не цветочки на нем, А чулки да башмаки, Словно яблоки! Не забывайте про преувеличенно медленную и четкую артикуляцию.Артикуляционная гимнастика
Еще одна вещь, которую нужно освоить во имя развитой речи, – это артикуляционная гимнастика. Она подготовит ваш речевой аппарат к упражнениям, укрепит мускулы, снимет мышечные зажимы, которые мешают внятному произношению:- Тренировка губ. Подтяните верхнюю губу, обнажая зубы, будто в улыбке. Челюсть не сжимайте, десна не должны быть видны. Повторите 6 раз, а затем переходите к тренировке нижней губы. Принцип тот же: обнажайте нижние зубы. Главное: не напрягайте челюсть. Наконец, чередуйте оба упражнения.
- Еще одна тренировка губ. Соберите их в трубочку или хоботок и двигайте вправо-влево, вверх-вниз.
- Гимнастика для языка. Высовывайте язык наружу «лопатой»: он должен касаться боковыми краями уголков рта. Повторите 8 раз, затем высовывайте язык изо рта «жалом»: теперь он не должен касаться краев губ. Повторите это движение 8 раз, а затем чередуйте «лопату» и «жало» 6-8 раз.
- Тренировка внутриглоточной мускулатуры. Актеры используют приём, который подойдет и для самостоятельных тренировок, но важно следить за правильностью выполнения. Прием называется «зевок с закрытым ртом». Сохраняя губы сомкнутыми, разожмите челюсти, как будто зеваете. Для проверки правильности выполнения проведите пальцами по щекам: нижняя челюсть должна быть опущена так низко, что вы без труда прощупаете пространство между разомкнутыми зубами через щеки. На зевке произнесите: «Ба-баба». Повторите 3 раза.
- Гимнастика для мускулатуры. Еще один прекрасный прием для развития речевой мускулатуры – тренировка со сжатыми челюстями. Сожмите челюсти, но без лишнего напряжения: не скрипите зубами. Двигая одними губами, не торопясь, произнесите: «Бык-тупогуб, тупогубенький бычок». Затем повторите фразу медленно и внятно с разжатыми челюстями.
Разборчивость речи: что является нормальным и когда следует обращаться за помощью
Для детей совершенно нормально делать некоторые ошибки, когда они учатся произносить новые звуки, и у каждого звука есть свой возрастной диапазон, в котором мы ожидаем, что дети освоят его. это. Хотя все дети учатся в своем собственном темпе, все же полезно следить за их прогрессом по мере того, как они достигают вех, связанных с речью. Обеспечивая детям достаточное понимание речи в нужном возрасте, мы готовим их к получению максимальной отдачи от раннего обучения и уверенности в общении.
В этой статье мы рассмотрим основные этапы развития ясности речи, которых идеально должны достичь дети в определенном возрасте, а также шаги, которые нужно предпринять, когда детям нужна дополнительная поддержка. Но прежде чем мы начнем, полезно кратко рассмотреть различные виды речевых нарушений.
Типы нарушений речиПроблемы с четкостью речи у детей могут возникать по разным причинам, будь то просто часть учебного процесса или вызванные более серьезной проблемой, такой как потеря слуха. Какой бы ни была основная причина, мы можем классифицировать проблемы с речью как задержки или расстройства.
задержка речи — это когда ошибки продолжаются после соответствующего возраста и не обязательно являются поводом для беспокойства. Однако, если эти ошибки не исправляются к шести годам, требуется терапия. Маленькие дети часто делают речевые ошибки, такие как замена звука «р» на «ш» или «й» на «ф». Это стоит исследовать только тогда, когда эти ошибки не показывают никаких признаков улучшения по мере взросления ребенка или когда ребенок испытывает разочарование, потому что их невозможно понять.
A Нарушение речи вызывает больше беспокойства, так как это означает, что ребенок либо имеет физические трудности с произношением звука (звуков), либо заменяет или удаляет звук (звуки) способом, который отличается от нормального процесса развития. Речевые расстройства вряд ли исправятся со временем. Могут быть несоответствия в том, что делает ребенок с изменением звука речи. Речь ребенка может быть трудной для понимания и вызывать сильное разочарование.
Когда следует беспокоиться Воспитатели или люди, знакомые с ребенком, лучше других заметят первые признаки нарушения речи. Другими словами, стоит подумать о дополнительной поддержке, если воспитателям очень трудно понять ребенка, если кажется, что он или она изо всех сил пытается издавать звуки или осознает, что другие люди не могут понять его или ее слова. Ниже приведен ряд упрощенных показателей ясности речи, которые, хотя и являются приблизительными, послужат отправной точкой для оценки прогресса вашего ребенка:- К 18 месяцам 25% речи должно быть понятно знакомым людям.
- К 24 месяцам (двум годам) от 50 до 75% речи должно быть понятно знакомым людям.
- К 36 месяцам (трем годам) от 75 до 100% речи должно быть понятно знакомым людям.
- К четырем годам ребенка обычно должны понимать, в том числе и незнакомые ему люди.
Помните, что звукопроизношение речи способствует развитию выразительного языка, что, в свою очередь, является основой грамотности. Если у вас есть какие-либо опасения по поводу того, как ваш ребенок произносит звуки речи, обратитесь к логопеду, который может дать вам совет и рекомендации, подходящие для вашей ситуации.
Как вы можете помочь улучшить разборчивость речиЕсли вас беспокоит разборчивость речи вашего ребенка, вы можете потратить некоторое время, помогая ему или ей. Как опекун, вы лучший человек, чтобы побудить вашего ребенка выучить новые звуки! Ниже приведены некоторые идеи, с которых можно начать.
Для младенцев:
- Поощряйте ребенка произносить гласные и согласно-гласные звуки, такие как «ма», «да» и «ба».
- Подкрепляйте попытки, поддерживая зрительный контакт, отвечая речью и имитируя вокализацию, используя различные модели и акценты. Например, повышайте высоту голоса, чтобы задать вопрос.
- Подражайте смеху и мимике вашего ребенка.
- Научите ребенка подражать вашим действиям, включая хлопки в ладоши, поцелуи и пальчиковые игры, такие как «лепи пирожное», «ку-ку» и «маленький паучок».
Для малышей:
- Говорите ясно и просто, чтобы ребенок мог копировать.
- Повторяйте то, что говорит ваш ребенок, чтобы показать, что вы его понимаете. Стройте и расширяйте сказанное; «Хотите сок? У меня есть сок. У меня есть яблочный сок. Давай выпьем яблочный сок».
- Признавайте, поощряйте и хвалите все попытки заговорить. Покажите, что вы понимаете слово или фразу, выполнив просьбу, если это уместно.
- Хвалите четкость речи, а не ошибки. Например: «Это был отличный ясный разговор. Мне нравится, когда ты говоришь медленно, чтобы я могла тебя понять.
- Постарайтесь ответить немедленно или как можно скорее, если вы разговариваете с кем-то еще. Не позволяйте ребенку повторять одно и то же снова и снова только для того, чтобы его проигнорировали — если его будут игнорировать слишком много раз, дети могут бросить попытки.
- Если вы не можете понять своего ребенка, попробуйте взять на себя часть ответственности, сказав что-то вроде: «Ой, извините, мои уши сегодня плохо работают, не могли бы вы сказать это еще раз» или «Я сегодня плохо слышу, тебе придется мне помочь». Попросите только два повторения максимум для каждой данной попытки речи.
- Прежде чем учить новые слова, убедитесь, что ваш ребенок может произносить отдельные звуки самостоятельно. В противном случае слова, содержащие этот звук, будет слишком сложно произнести.
Если ребенка по-прежнему трудно понять, несмотря на все усилия опекунов, правильный курс действий — обратиться к логопеду (SLT). SLT специализируются на оценке и лечении проблем с ясностью речи и дадут совет, относящийся к вашему ребенку и ситуации. SLT расспросит вас о ваших индивидуальных обстоятельствах, оценит речь вашего ребенка и, на основе полученной информации, даст вам заверения и рекомендации, характерные для вашей ситуации и вашего ребенка. Затем вы и терапевт можете либо отслеживать признаки типичного развития, либо принять решение о начале сеансов логопедической терапии, если это уместно.
Подводя итог, как скажет вам ваш логопед, ключ к воспитанию кристально чистых детей в первую очередь лежит на опекунах. Проводя время в чате, читая и играя с ребенком, его или ее речь, скорее всего, улучшится. И помните, если вы как родитель все еще обеспокоены, несмотря на все ваши усилия; не стесняйтесь подумать о логопедии.
Навыки четкого общения — голос и речь
Есть много причин, которые побуждают людей искать речевого тренера, но все они обычно попадают в одну из трех широких категорий, и их ясность , уверенность и достоверность . Каждый клиент, который приходит в мой офис, обеспокоен хотя бы одной из этих проблем, и каждое улучшение, к которому мы стремимся, направлено на усиление этих трех важнейших качеств.
Ясность часто принимается во внимание, когда мы думаем о содержании , структурируя наши мысли в логической последовательности и выбирая правильные слова. Мы даже признаем важность таких вещей, как проекция, произношение и дикция. Но хорошие коммуникативные навыки требуют большего, чем просто язык. Вам нужно больше, чем просто ваш рот и ваши мозги.
Чтобы хорошо общаться, нужно делать больше, чем просто говорить слова. Вы должны позаботиться о слушателе и убедиться, что он получит сообщение . Легко упустить из виду этот заключительный этап процесса, когда у вас есть преимущество в том, что вы знаете, что собираетесь сказать, еще до того, как вы это сказали. Не думайте, что вы говорите ясно.
Вот некоторые распространенные препятствия для ясности. Решение этих проблем гарантирует, что у вас есть коммуникативные навыки, которые будут последовательно и легко поняты.
Быстрая скорость — одна из наиболее частых причин неразборчивости речи. Гласные звуки укорачиваются, а слова превращаются в мешанину согласных. Замедление темпа вашей речи дает вам время для точного формирования звуков и дает вашим слушателям время усвоить то, что вы сказали. Научиться глубоко дышать во время разговора — одна из самых эффективных стратегий естественного замедления речи.
Бормотание часто идет рука об руку с быстрой речью. Когда вы говорите быстро, ваш рот не успевает широко открыться. Звуки речи искажаются, когда их продавливают сквозь зубы. Практика расслабления челюсти и языка делает ваш рот более открытым и способствует большей точности в образовании гласных и согласных.
Тихий голос часто способствует потере ясности. Когда вы не даете достаточно звука в комнату, вашим слушателям не с чем работать. Используя больше дыхания, ощущая звуковые вибрации в своем теле и позволяя своему голосу наполнить комнату, вы будете генерировать больше энергии, не напрягаясь. Помните, ваш голос будет казаться вам громче, чем он звучит для ваших слушателей. Привыкайте к этому.
Акцент может помешать другим понять вас. В акцентах нет ничего плохого. На самом деле он есть у каждого, в зависимости от того, кто слушает.