Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Что можно понять по выражению лица человека жестам движениям: Что можно понять о человеке по выражению его лица, жестам, движениям? О каких чувствах можно…

Как научиться читать по выражению лица | Директор информационной службы

Умение правильно интерпретировать мимику может сделать вас более эффективным ИТ-руководителем

Эрик Гольдфарб знает, что беседа на языке мимики и жестов может выявить те мысли и чувства, которые при обычном разговоре остаются недосказанными. Он также знает, насколько трудно бывает интерпретировать эти невербальные реплики. Когда он работал в Global Knowledge, однажды во время финансового совещания с вице-президентом — своей непосредственной подчиненной — Гольдфарб заметил, что та постоянно дотрагивается до своего ожерелья и играет с ним. Он решил, что такая манера поведения свидетельствует о волнении и душевном дискомфорте из-за финансового плана, предложенного им. Он также обратил внимание на ее глаза и решил, что они выражают беспокойство по этому поводу. Он несколько раз спрашивал во время совещания, можно ли, по ее мнению, осилить такой бюджет, и, несмотря на то что каждый раз ответ был утвердительным, Гольдфарб ей не поверил. Поэтому он запланировал дополнительную встречу с ней для доработки данного вопроса. В результате выяснилось, что с исполнением этого бюджетного плана нет никаких проблем, и Гольдфарб понял, что напрасно потратил и свое, и ее драгоценное рабочее время на этот разговор, а своими неоднократными вопросами лишь растянул первое совещание. Что же он должен был сделать, чтобы с самого начала дать более правильную оценку поведению своего вице-президента?

Гольдфарб, директор информационной службы аудиторской компании PRG-Schultz International, поступил тогда совершенно правильно, «настроившись» на язык жестов и мимику своей подчиненной. Однако, так как язык жестов можно понять неправильно и по выражению лица читать довольно трудно, особенно если у вас нет соответствующего опыта, Гольдфарбу тогда следовало «прозондировать» подчиненную более открытым способом. Вместо того чтобы постоянно спрашивать ее: «Удобно ли вам?» ему следовало сказать: «Для меня действительно важно, чтобы вы могли выполнить этот финансовый план. Я не хочу ничего выпытывать, просто хочу знать, появилось ли то чувство дискомфорта, которое вы выказываете внешне, из-за этого бюджетного плана или из-за чего-то другого. Если из-за него, мы можем вместе как-то решить эту задачу». Если бы Гольдфарб предпринял такой маневр, ему не пришлось бы волноваться по поводу того, что его беспрестанные вопросы наведут этого человека — одного из его главных заместителей — на мысль, что он ей не доверяет, или по поводу того, что на какое-то время ее доверие к нему будет подорвано.

По мнению Пола Экмана, известного психолога и автора книги «Вскрытые эмоции: как, распознавая выражения лица и чувств, улучшить коммуникационные навыки и эмоциональную жизнь» (Paul Ekman, Emotions Revealed: Recognizing Faces and Feelings to Improve Communication and Emotional Life. Times Books, Henry Holt and Company, LLC, April, 2003), если директор информационной службы научится правильно интерпретировать значения невербальных способов коммуникации, особенно мимики, он станет более эффективным руководителем и менеджером. Умение «читать» по лицу — особенно полезный навык для бизнесменов, так как в мире бизнеса люди не говорят о том, что думают на самом деле. Если бы ИТ-руководитель разбирался в том, как по-разному эмоции отражаются на лице, он смог бы гораздо быстрее, к примеру, распознать ситуацию, когда человек начинает сердиться. Он также был бы способен видеть как на ладони попытки людей скрыть свои истинные эмоции — страх, неуважение, отвращение или удивление. Такие навыки и способности помогут ИТ-руководителю лучше разобраться во внутренних конфликтах в правлении компании или на совещаниях высшего руководства. Они также помогут легче справиться со щекотливыми ситуациями, связанными с персоналом, например с отчетами об «успеваемости». Экман ссылается на исследование, доказывающее тот факт, что менеджеры, которые стараются откликнуться на невысказанные вслух эмоции своих сотрудников, в своей работе добиваются больших успехов, чем менеджеры, которые не обращают на такие вещи внимания.

«Работа ИТ-руководителей часто заключается в том, чтобы что-то продать — идеи, бюджеты, влияние. Если вы умеете улавливать изменения мимики человека и по этим изменениям судить о его эмоциях, то это один из способов, хотя и не самый надежный, очень быстро выяснить, кто на вашей стороне, а кто, возможно, раздражен тем, что вы говорите», — утверждает Гольдфарб.

Чтобы выяснить, хороший ли вы физиономист, пройдите наши тесты «Насколько хорошо вы умеете «читать» по выражению лица?» (Онлайновый тест более сложный, в частности он дает очень мало времени на то, чтобы «прочесть» выражение лица, — так, как это бывает в реальной жизни, http://www.cio.com/archive/120104/faces.html) Если вы хотите узнать, искренне или нет улыбается вам глава компании, а также не пренебрежительно ли относится к вам финансовый директор, когда вы представляете ему свой план, читайте дальше.

Вся правда на лице написана

Экман утверждает, что, хотя мимику бывает сложно расшифровать, ведь выражения лица мимолетны (они длятся примерно от полусекунды до трех секунд в лучшем случае), к тому же люди часто пытаются скрыть свои эмоции, все же мимика представляет собой самый четкий индикатор испытываемых человеком эмоций.

«Лицо — это единственная система, которая сообщит нам об испытываемой в данный момент специфической эмоции», — говорит он. Так происходит из-за того, что каждая эмоция отображается на лице уникальными опознаваемыми сигналами. По мнению Экмана, эмоции «написаны» на лице потому, что первоначально в ходе эволюционного процесса у человека возникла потребность сообщить другим людям о том, что он чувствует опасность. А потом уже выражения лица стали непроизвольными, автоматическими. Благодаря тому что каждая эмоция отображается на лице уникальными сигналами, выражения лица представляют собой более надежные индикаторы эмоционального состояния человека, чем язык жестов.

Экман утверждает, что с помощью интерак?тивного CD-ROM, на котором поместилось все содержимое его Web-сайта www.paulekman.com, можно научиться основам «чтения» мимики примерно за час. Можно также потренироваться в распознавании выражений лица других людей, следя за тем, как эмоции отражаются на вашем собственном лице. Экман советует посмотреть в зеркало и вспомнить что-то, что в свое время заставило вас рассердиться, расстроиться, испытать страх или отвращение; тогда вы сможете проследить за тем, как меняется выражение лица в зависимости от испытываемых человеком эмоций. Это упражнение поможет вам научиться различать движения лицевых мышц, которые представляют собой самый явный индикатор конкретной эмоции.

Изучение фотографий из книги «Вскрытые эмоции», на которых представлены различные выражения лица, поможет вам углубить свои навыки в распознавании эмоций. Подписи под каждой фотографией рассказывают о движениях тех лицевых мышц, что позволяют отличить искреннюю улыбку от фальшивой, а также тех, что сигнализируют о печали, гневе, удивлении, страхе, презрении или отвращении. С помощью этих фотографий и подписей к ним вы узнаете, какие конкретно движения лицевых мышц являются индикатором той или иной эмоции. Вы также узнаете, что если шеф улыбается вам, но при этом мышцы лица вокруг его глаз остаются неподвижными, значит, он улыбается просто из вежливости.

Примените ваши знания

После того как вы научитесь автоматически и при этом правильно распознавать значения различных выражений лица, вы сможете решить для себя, применять ли на практике такую информацию и каким образом.

Например, если вы обнаружили признаки гнева (поджатые губы, нависшие брови, приподнятые верхние веки) на лице сотрудницы, которой вы сообщаете о том, что она не получила повышения по службе, и если это специалист, которым вы дорожите, то Экман советует сказать ей следующее: «Я знаю, что это была плохая новость, и я ожидал, что она вас разочарует. У меня сложилось впечатление, что вы расстроены, и, может быть, будет лучше, если мы это обсудим». Или просто: «Я был бы рад поговорить с вами сейчас или чуть позже о том, что вы чувствуете по этому поводу». Экман предупреждает, что нельзя спрашивать человека в такой ситуации, рассержен ли он, потому что это может спровоцировать его на резкую критику ИТ-руководителя.

Если на лице сотрудницы вы видите признаки страха (приподнятые верхние веки, напряженные нижние веки, брови подняты и сведены вместе), можно предположить, что она беспокоится о своем будущем. Экман дает совет в такой ситуации ободрить человека по поводу его положения в компании, если оно прочное, или обсудить те области деятельности, в которых данному сотруднику необходимо совершенствоваться.

Экман утверждает, что при изучении мимики важно помнить о том, что выражение лица не вскрывает причин, создающих конкретную эмоцию, а указывает только на сам факт переживания человеком эмоции в данный момент. Тем не менее он добавляет: «Если мы восприимчивы к мимике другого человека, то знаем, какое влияние оказываем на него и какую эмоцию он, возможно, пытается от нас скрыть». Другими словами, мы намного лучше подготовлены для своей деятельности, когда обращаем внимание на эти сигналы и знаем, как их оценить, чем когда забываем об их существовании.


Что скрывает улыбка

Сравните и найдите отличия в выражениях лица Пола Экмана, психолога и автора книги «Вскрытые эмоции». На одной из этих фотографий представлена искренняя улыбка, а на другой — фальшивая. Где какая и как их отличить?

На фотографии А — фальшивая улыбка. На фотографии В — искренняя. Обратите внимание на то, что на фотографии В щеки подняты выше: когда человек улыбается искренне, то он задействует внешнюю часть мышцы, окружающей глаз.

Meridith Levinson. How To Be A Mind Reader. CIO Magazine, December 1, 2004

Как понять эмоцию человека по языку тела

По позе человека на фото или в жизни можно считать его эмоциональное состояние и даже намерение. Стоит напомнить, что каждый отдельный жест не может «говорить» сам по себе. Для чтения невербалики других людей нам потребуется наблюдательность и знание множества «фраз» языка тела.

Евгения Кулешова

Теги:

Evergreen

ЕВГЕНИЯ КУЛЕШОВА

тренер по позированию и походке

Официальный сайт Евгении Кулешовой

Самое первое, что мы можем понять, глядя на позу человека, – это уровень его комфорта и уверенности в себе. Основной показатель здесь прост: достаточно обратить внимание на то, сколько места занимает собеседник. Чем неувереннее он себя чувствует, тем меньше пространства заполняет телом. Почему так происходит? В стрессовых условиях мы стремимся к позе эмбриона, на подсознательном уровне считая ее наиболее безопасной: стараемся спрятать голову, приподнимая плечи к ушам, обнимаем себя или трем руками о бедра, пытаясь успокоиться и т.п. Иначе говоря, когда мы видим, что человек зажат, не делает широких жестов, опускает глаза в пол, еле волочит ноги и сутулится, мы можем предположить, что ему некомфортно. 

Давайте разберем самые узнаваемые эмоции с точки зрения поз, в которых они проявляются.

Проще всего прочесть ощущения по выражению лица, хоть оно и считается самым обманчивым в невербалике, ведь нас с детства учат скрывать свои чувства, и мы привыкаем носить маски. Но все же самые считываемые эмоции проявляются именно на лице. По положению тела трудно однозначно определить – испытывает человек презрение или простое нежелание находиться рядом. Лицо же, несмотря на старательный контроль, все равно выдает наши эмоции более четко.

Радость, удовольствие 

Эмоция достаточно понятная с точки зрения языка тела: она чаще всего проявляется в виде улыбки, сияющих глаз, открытых ладоней.

В зависимости от интенсивности испытываемых чувств, человек в большей или меньшей мере выражает это в движениях и мимике. Hапример, от восторга он может притопывать ногами, буквально подпрыгивая, размахивать руками. А бывает «тихая» радость, которая проявляется только в легкой улыбке уголками губ.

Особенно довольный человек может сесть, откинувшись назад и заведя руки за голову, закинуть ногу на ногу и подергивать верхней стопой, мечтательно смакуя свою вероятную победу. Чаще всего при таких позитивных эмоциях взор обращен вверх, и всем телом передается ощущение полета и радостных мурашек.

Удивление

Удивляться можно по самым разным поводам, как позитивным, так и негативным. Конечно, это будет выглядеть по-разному. Однако чаще всего мы обнаружим приподнятые брови – обе или одну. Также человек нередко приоткрывает рот, иногда заслоняя его рукой. Удивление – эмоция короткая, она не длится долго. Hо ее легко заметить еще и по тому, что собеседник в этот момент на доли секунд замирает, даже дыхание у него как будто останавливается. Вы можете сами попробовать: приподнимите брови, сделайте короткий резкий вдох, на мгновение застыньте и не моргайте – удивление готово!

Недовольство, гнев

Это не менее яркая эмоция, которая легко считывается по тому, как сдвигаются брови и в целом морщится лоб. Обычно сопровождается напряжением в носогубных складках и сомкнутыми губами (если человек еще не взорвался, но уже готов это сделать).При гневе же лицо искажается гримасой, для которой характерны расширенные крылья носа – как у быка, намеренного наброситься на красную тряпку. Также в этом состоянии люди часто ставят «руки в боки», упираются кистями или даже кулаками в бок/талию, демонстрируя свое превосходство и негодование.

Положение ног чаще всего широкое, так как для выражения данной эмоции нужна хорошая опора. Гневаться, стоя на одной ноге, неудобно. И выглядит это неубедительно, ведь тело занимает меньше места, а разгневанный человек, наоборот, желает заполнить все пространство собой. 

Опустошение, шок

Наш мозг блокирует глаз, когда мы не хотим что-то видеть. Такое бывает в состоянии аффекта или опустошенности: продолжать беседу человек считает бессмысленным или просто не имеет на это сил. Его взгляд становится пустым, стеклянным. Обычно поза обессилена или закрыта – то есть, руки могут висеть плетьми, ничего не выражая, или обнимать тело, подчеркивая желание собеседника отгородиться от окружающего мира и успокоиться.

Печаль, грусть, обида

Эту эмоцию распознать просто: человек всем телом отстраняется от собеседника.В положении сидя он может закинуть ногу на ногу и повернуться боком, создавая бедром своеобразную преграду. Кисти и пальцы нередко переплетаются и сжимаются. Губы слегка надуваются и плотно смыкаются. Когда человек совершенно расстроен, он закрывает лицо руками. 

Отвращение, презрение

Самый яркий элемент, выдающий презрение – напряженные носогубки. Также немного расширяются крылья носа и сжимаются мышцы лба. Это может быть еле уловимое движение, но такого сигнала достаточно, чтобы собеседник ощутил надменность, переходящую в презрение.

Заигрывание, интерес

Наклон головы часто выражает интерес к собеседнику или обсуждаемой теме. Игра пальцами, кистями привлекает внимание. В принципе все, что движется – привлекает внимание, а значит, может быть использовано для флирта. Как и демонстрация запястий, боковой части шеи и внутренней части рук у женщин являются признаком того, что они выражают заинтересованность. 

микровыражений | Выражение лица

Что такое микровыражение?

Микровыражения — это выражения лица, которые возникают в течение доли секунды. Эта непроизвольная эмоциональная утечка обнажает истинные эмоции человека.

Начать обучение

В чем разница между макро- и микровыражениями?

Макро-выражения

Микро-выражения

Щелкните изображение выше, чтобы воспроизвести анимацию

  • Очевидные или «нормальные» выражения лица
  • Длится от 1/2 секунды до 4 секунд
  • Соответствовать содержанию и тону сказанного

Щелкните изображение выше, чтобы воспроизвести анимацию

  • Часто неправильно истолковывают или вообще пропускают
  • Происходит за 1/2 секунды или меньше
  • Неосознанно показать скрытую эмоцию

Чем они отличаются?

Выражения макросов

Щелкните изображение выше, чтобы воспроизвести анимацию

  • Очевидные или «нормальные» выражения лица
  • Происходит за 1/2 секунды или меньше
  • Соответствовать содержанию и тону сказанного

Микровыражения

Щелкните изображение выше, чтобы воспроизвести анимацию

  • Часто пропускают или неверно истолковывают
  • Продолжительность от 1/15 до 1/25 секунды
  • Показать скрытую эмоцию

Почему важны микровыражения?

  • Микровыражения случаются у всех, часто без их ведома.
  • Невозможно предотвратить их появление.
  • Умение обнаруживать эту утечку имеет решающее значение для эмоционального интеллекта и обнаружения лжи.

Преимущества обучения микровыражениям

 

Эмоциональное осознание

  • В отличие от вербального общения или жестов, мимика представляет собой универсальную систему сигналов эмоционального состояния человека, отражающую его от момента к моменту .
  • Лицо открывает нам лучшее окно в эмоциональную жизнь других людей. Независимо от культуры, языка или личного происхождения, мы все разделяем эту общую форму невербального общения.
  • Научитесь читать лица, научитесь распознавать, когда начинается эмоциональная реакция, когда эмоция скрывается и когда человек не осознает, что он на самом деле чувствует.

Обнаружение лжи

  • Когда кто-то пытается скрыть свои эмоции, утечка этих эмоций часто будет очевидна на лице этого человека.
  • Утечка может быть ограничена одной областью лица (мини- или едва уловимое выражение) или может представлять собой быстрое выражение, промелькнувшее на всем лице — известное как микровыражение.
  • В 1/25 секунды микровыражение может быть трудно распознать и обнаружить эти важные подсказки. Тем не менее, потренировавшись, вы научитесь замечать их, когда они происходят в режиме реального времени.

 

 

Доктор Пол Экман, мировой эксперт в области выявления эмоций и лжи, создал онлайн-инструменты для обучения микровыражениям, чтобы помочь людям читать микровыражения и реагировать на них.

 

Язык тела: Чтение и понимание знаков

Рассмотрев различные формы языка тела с примерами, пришло время посмотреть, как применить эти знания для общения на рабочем месте. В профессиональной жизни понимание и использование языка тела относится к коммуникативным навыкам сотрудника.

Даже во время собеседования язык тела играет важную роль. Время на то, чтобы обе стороны произвели впечатление, ограничено, поэтому при такой взаимной оценке невербальные сигналы используются выше среднего — ведь можно только говорить о профессиональных навыках, но не получить о них реальной картины.

Для абитуриентов важно произвести суверенное и уверенное, но не властное впечатление. Вот почему вы должны осознавать, что выдают ваши нервные жесты , например, спрашивая у семьи и друзей. Например, если вы постоянно теребите волосы или выщипываете бороду, попробуйте скрестить руки на коленях. Во время разговора вы должны сидеть в спокойной, но вертикальной позе. Если вы откидываетесь на спинку стула со скрещенными ногами, вы можете показаться незаинтересованным и немотивированным.

С другой стороны, если вы проводите собеседования, вам следует сосредоточиться на отправке позитивных сигналов, которые помогут создать спокойную обстановку и успокоить нервы соискателя. Вы можете добиться этого с помощью дружеских жестов и периодических вопросов. Если у вас есть какие-либо критические замечания, то лучше не конфронтировать с этим соискателя напрямую, а использовать проверенный метод сэндвича, при котором вы размещаете критику между положительными аспектами.

Еще одной распространенной ситуацией, в которой язык тела играет существенную роль, являются переговоры. Будь то переговоры по контракту с клиентом или с вашим начальником: эти разговоры обычно подразумевают, что обе стороны имеют разные взгляды и должны найти компромисс. Ранее упомянутые аспекты, касающиеся собеседований при приеме на работу, в равной степени применимы и здесь. Но помимо этого, вы можете использовать целенаправленные жесты в такой ситуации, чтобы показать, что вы сочувствуете взглядам другого человека, а также четко донести свою точку зрения.

Проверенной стратегией является так называемый зеркальный метод , в результате чего вы незаметно повторяете некоторые жесты вашего собеседника, показывая, что вы находитесь на той же странице и можете понять его «противоположное мнение».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *