Примеры из литературы для сочинения 15.3: Что такое эгоизм?
Автор: Guru ·
Под эгоизмом принято понимать себялюбие. Это качество поистине ужасно, так как стремление поставить себя выше других может привести к печальным последствиям. Явление, когда человек думает только о себе и своих интересах освещалось во многих произведениях русской классики. Но во всех них эгоизм сводился к тому, что человека отвергало общество, и он становился одиноким и несчастным.
- Вспомним роман Ф.М Достоевского «Преступление и наказание». По теории главного героя, Родиона Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Таким образом, интересы одних жестко ущемляются, если не подавляются, теми, кто всевластен. Ослепленный своей теорией, Раскольников решается доказать самому себе, что он имеет право делать все, что захочет. Так он убивает старуху-процентщицу, однако морально не может вынести тяжести преступления. Эгоизм героя сломил его.
- Обратимся также к рассказу М. Горького «Старуха Изергиль». Очень символично имя героя – Ларра, что означает “отверженный”. Живя среди племени, он оставался надменным и держался от людей на расстоянии. Самым жестоким проявлением эгоизма юноши было убийство отвергшей его девушки. За свою гордость и холодность он понес ужаснейшее наказание для человека – одиночество. Таким образом, автор показывает, что может повлечь за собой эгоизм.
- Центральный персонаж романа М. Ю Лермонтова «Герой нашего времени» тоже является эгоистом. Григорий Печорин – хороший манипулятор. Он играет чувствами людей и их судьбами забавы ради. Его действия ранят окружающих. Так он влюбляет в себя княжну Мери и признается, что все его действия были ненастоящими, он ничего к ней не чувствовал. Печорин похищает дикарку Бэлу, но потеряв к ней интерес, тем самым губит ее. Безусловно, в нем есть душа, однако она, как и его характер, испорчена светом.
- Вспомним роман в стихах «Евгений Онегин» А. С Пушкина. Критик Белинский назвал заглавного героя «страдающим эгоистом». Несмотря на внутреннюю романтичность и тонкость души, внешне он холодный, расчетливый человек, не умеющий сопереживать и любить. Его жизненная беда в том, что герой находится в отрыве от народа. Онегина взяла «русская хандра» и безразличие к жизни. Поэтому его эгоизм называют «страдающим», сложившихся в силу внешних обстоятельств.
- Нельзя не упомянуть Митрофанушку, героя комедии Фонвизина «Недоросль». Мальчик вырос эгоистичным и невоспитанным, и виновата в этом была его мать. Героя не интересует учеба, он ограничен умственно и духовно. Митрофану чужды понятия чести, он живет только своими интересами и привык, что ему все дозволено. Его образ вызывает у читателя неприязнь и отторжение.
- Героиня А.П.Чехов «Анна на шее», Анюта, раньше была простой и скромной девушкой. Однако, выйдя замуж за богатого чиновника, она почувствовала себя «выше всех». Эгоизм героини сделал ее черствой и жестокой.
Автор: Дарина Третьякова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!Читайте также:
Adblock
detector
Аргументы из литературы для сочинения 15.3: Что такое эгоизм (ОГЭ по русскому языку)
Автор: Самый Зелёный ·
Эгоизм – это чрезмерная любовь к своей персоне, система мировоззрения, в которой нет другой ценности, кроме себя. Иногда бывает сложно объяснить это явление через призму литературных примеров, поэтому Многомудрый Литрекон приходит на помощь своим читателям и составляет подборку аргументов из книг для сочинения 15.3 на ОГЭ по русскому языку, раскрывающих ответ на вопрос: Что такое эгоизм?
- В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Эраст совратил крестьянскую девушку и пообещал жениться на ней. Однако в армии он потерял круглую сумму, его состояние таило на глазах. Тогда герой решил жениться по расчету на богатой вдове. Вероломство он оправдал тем, что привык к роскоши и отвыкнуть не получится. Это и есть настоящий эгоизм: ради своего комфорта и удовольствия Эраст обманул девушку и перечеркнул ее будущее. Судьба наказала его за это муками совести, которые он испытывал всю жизнь.
- В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» главный герой воплощает в себе все проявления эгоизма. Он думает лишь о своем комфорте и готов пожертвовать ради него общественными интересами. Даже свои приобретения он хочет заложить в Опекунский совет, который помогает вдовам и сиротам. Чичиков не сомневается в том, что ради своего блага можно и обмануть, и украсть, и предать, поэтому идет к своей безнравственной цели без колебаний. За это он будет наказан тем, что общество, к которому он равнодушен, отвернется и от него.
- В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин являет собой образцово показательного эгоиста. Он манипулирует людьми и играет их судьбами, лишь бы развлечь себя. Так, он похищает дикарку Бэлу, но быстро теряет к ней интерес, увлекает княжну Мери, но сам же признается, что не любит ее, что играет ее чувствами. Все его действия ранят окружающих, зато сам Григорий равнодушен к их бедам. Его беспокоит только собственная скука. В итоге все герои отворачиваются от него, и он остается один.
- В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой думает лишь о себе. Он готов даже пожертвовать чужой жизнью ради сохранения хорошей репутации в обществе. Евгений убивает Ленского, хотя сам понимает, что он виноват, что нужно извиниться, но не делает этого, боясь, что его сочтут трусом. После убийства он отправляется путешествовать, как ни в чем ни бывало. Онегин осознает вину и переживает, но ничто на свете не лишит его равновесия, кроме личной беды, которая касается именно его. Поэтому смятение на лице героя читатель видит лишь тогда, когда он получает отказ от Татьяны.
- В произведении Ф. М. Достоевского «Бедные люди» Быков играет роль жестокого эгоиста. Он совратил несчастную девушку, за которую некому было заступиться. Потом он был равнодушен к ее судьбе: все, что ему было нужно, он получил. В те времена такое оскорбление означало для барышни лишь одно: бесчестие. Такую женщину никто не взял бы замуж. Но Быкову было все равно, пока у него не появилась необходимость в браке. Он решил выбрать бедную невесту, чтобы она во всем была ему обязана. Он женился на Вареньке, но не по любви или жалости. Ему нужна была покорная и бессловесная жена.
- В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» главный герой развязал войну, повинуясь своим эгоистическим соображениям. Когда его сыновья вернулись из бурсы, он решил направить их бой, чтобы вместе с ними добыть славу и почести. Он интриговал, строил козни атаману, дабы казаки согласились идти в реальный бой. При этом он закрыл глаза на страдания своей жены, которая не провела с детьми и месяца, на риск, который сопровождал любое побоище. Ему было все равно, вернутся ли его сыновья с войны, главное – с честью. Тарас навязывал всем людям свое видение мира и ради него готов был сложить не одну чужую голову.
- В книге А. И. Куприна «Поединок» героиня показала свой цинизм и эгоизм, когда решила воспользоваться любовью и ревностью близких людей, чтобы добиться перевода мужа на другое, более веселое и оживленное место службы. Шурочка страдала от скуки, но как только стало известно о намерении ее мужа вызвать Ромашова на дуэль из-за анонимной записки, она убедила влюбленного в нее офицера не стрелять в противника всерьез. Этой просьбой она обрекла его на смерть, зато добилась перевода супруга и даже обеспечила ему уважение среди военных.
- В пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» героиня стала настоящей эгоисткой под влиянием такого же безнравственного отца. Софья бессовестно обманывала его, наслаждаясь обществом его подчиненного. С такой же легкостью она солгала гостям, которые поверили ей, признав Чацкого сумасшедшим.
- В рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» Костылин, будучи представителем изнеженной и инфантильной знати, проявил в плену худшие свои качества, в числе которых был и эгоизм. Богатый дворянин без колебаний послал родственникам требование о большом выкупе, а при попытке бегства бессовестно паразитировал на Жилине и только жаловался на трудности. Более того, оба офицера попали в плен из-за того, что Костылин спасал себя, а не прикрывал товарища. Эти поступки демонстрируют эгоистическое мировоззрение, присущее герою.
- В книге М. А. Булгакова «Собачье сердце» Преображенский в результате эксперимента получил искусственного человека, соединив тело собаки и органы человека. Но получившийся результат разочаровал его, ведь морально-нравственное состояние Шарикова оставляло желать лучшего: он стал грубым и неблагодарным эгоистом. Герой приставал к служанкам Филиппа Филипповича, наводил беспорядок в его доме, требовал раздела имущества и других благ, хотя сам ничего не заработал. Автов в этом произведении высмеял тех людей, которые видят в окружении только слуг, предназначенных для удовлетворения их потребностей.
Метки: 9 классаргумент из литературыОГЭ по русскому языкупример из литературысочинение 15.3Что такое эгоизм
Читайте также:
примеров эгоистичных людей; Важность самоотречения
by Gene Taylor
В Послании к Римлянам 15:4 говорится, что «все, что было написано прежде, было написано для нашего научения, чтобы мы могли иметь надежду благодаря терпению и утешению Писаний». Многие из «вещей», описанных в Библии, являются примерами, как положительными, так и отрицательными, из которых мы можем узнать, как мы должны или не должны вести себя и думать перед Богом. Многие из этих примеров относятся к эгоистичным людям, которые иллюстрируют характеристики и последствия неправильного отношения к себе.
Каин — пример того, кто не заботился о других (Бытие 4). Большинство знакомы с историей Каина — как Бог отверг его жертву, приняв жертву Авеля, своего брата. Каин, завидуя своему брату и не считаясь ни с кем, кроме себя, убил своего брата. Когда впоследствии Бог спрашивает его, где был Авель, Каин отвечает вопросом: «Разве я сторож брату моему?» (Быт. 4:9). Все мы должны осознать, что являемся «хранителями наших братьев». Мы должны заботиться об интересах других (Флп. 2:4) и почитать других выше себя (Флп. 2:3). Мы должны любить друг друга (1 Иоанна 4:7). Эгоизм Каина заставил его возненавидеть своего брата и убить его (1 Иоанна 3:11-12).
Ахав — пример того, чей эгоизм заставил его больше заботиться о вещах, чем о людях. Царь Ахав возжелал виноградника Навуфея и надулся, когда не смог его получить (3 Царств 21). Его нечестивая жена Иезавель убила Навуфея, а затем подарила его виноградник своему мужу. Он был в восторге. Он не думал о Навуфее и его семье. У него было то, что он хотел. Слишком многие люди придают чрезмерное значение вещам этого мира и слишком мало — людям. Иисус сказал, что нельзя служить Богу и тому подобному (Мф. 6:24).
Дэвид — пример эгоистичного отношения, которое заставляло его искать удовлетворения собственных удовольствий, не обращая внимания на цену их получения. Его эгоистичная погоня за удовольствиями заставила его согрешить с Вирсавией. Затем его эгоизм привел ко лжи и убийству (2 Царств 11). Бог не позволил его греху остаться безнаказанным. Он послал пророка Нафана, чтобы разоблачить грех Давида и объявить над ним Божий суд. Подобно Давиду, сегодня слишком много людей эгоистично гонятся за удовольствиями, не заботясь ни о последствиях, ни о влиянии своих действий на других.
Джеймс и Джон — примеры тех, кто эгоистично желает власти и престижа для себя. Они просили занять самые престижные и влиятельные должности в царстве Иисуса (Матф. 20) не для того, чтобы помогать другим, а для того, чтобы раздуть и удовлетворить свое эго. Остальные апостолы были очень огорчены своими действиями, но, похоже, Иаков и Иоанн мало думали о том, что думали другие или как они были затронуты. Они хотели того, чего хотели, и были готовы отдалиться от своих братьев, чтобы получить это. Иисус сказал им, что их эгоизм отражает эгоистичное отношение мирских людей. Такое амбициозное стремление сегодня все еще противоречит учению Иисуса. Он сказал, что те, кто будут великими в Его Царстве, будут всем слугами (Мф. 20:26-27).
Старший Брат блудного сына (Луки 15) — пример того, у кого нет ни сострадания, ни любви к другим. Иисус сказал Своим ученикам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Иоанна 13:34). В то время как старший брат, казалось, любил своего отца, его отсутствие любви к брату свидетельствовало об обратном. Христианин может заявлять, что любит Бога, но если из эгоизма он не любит своего брата, то он на самом деле не любит Бога (1 Иоанна 4:20-21).
Вы нашли себя в одном из этих примеров? Если это так, вы должны принять соответствующие меры для исправления ситуации. Вы должны перестать быть так сосредоточены на себе. Вы должны начать жить для Иисуса. Когда вы «отвергаете себя», следуете за Ним и позволяете Ему жить в вас, Его самоотверженность станет частью вашей жизни. Все станет лучше, когда вы начнете думать, как Христос, и думать о Боге и других, прежде чем думать о себе. Эгоизм может вызвать у вас только проблемы. Самоотверженность во Христе принесет вам великие благословения.
- Проблема себя
- Решение проблем с собой
- Служить Богу, служа другим
- Чрезмерный акцент на себе
Последствия эгоизма: исторические аллюзии во Франкенштейне Мэри Шелли
Джессика П. Рамос, Университет Флориды
преходящее желание нарушить его покой… Если бы всегда соблюдалось это правило… Греция не была бы порабощена; Цезарь пощадил бы свою страну; Америка была бы открыта более постепенно; и империи Мексики и Перу не были разрушены». (Шелли 53-54)
Несмотря на то, что с момента публикации романа Мэри Шелли « Франкенштейн » (1818 г.) прошли столетия, его обращение к человеческой природе обеспечило ему место в литературном каноне. В романе Виктора Франкенштейна при загадочных обстоятельствах находит капитан корабля Роберт Уолпол. Его вылечили, и в конце концов он поручает Роберту рассказать историю о том, как он оказался там, где он есть, показывая, что все началось с научного эксперимента, призванного дать жизнь неживому. В середине своего рассказа он вырывается из своего повествования, чтобы напрямую обратиться к Роберту, который его слушает. Приведенная выше цитата взята с этого адреса; расположение и значение выбранных аллюзий подчеркивают возможный мотив, стоящий за тем, что Виктор поделился историей с Робертом, а также подразумевает более грандиозное послание Шелли своим читателям.
Хотя на протяжении всего романа подчеркивается, что Виктор является скорее ученым, чем культурным человеком, выбранные аллюзии в этом отрывке относятся исключительно к историческим событиям, которые оказали негативное влияние на культуру. Использование таких слов, как «порабощенный», «пощадил бы», «обнаруженный более постепенно» и «не был уничтожен», предполагает, что Виктор не согласен с тем, как разыгрались эти исторические события: хотя и не буквальной формой «порабощения», когда греки вошли в состав Римской империи, многие из их первоначальных медных скульптур были уничтожены; Принятие Юлием Цезарем диктатуры лишило народ демократии; отчаянное стремление получить новые земли в Америке привело к массовой гибели местного населения; древние империи были полностью уничтожены в погоне за властью. Все эти примеры изображают потерю культуры из-за амбиций другого суверенитета. Решение сосредоточиться на культурных достижениях общества, а не на научных, предполагает, что одно имеет большее значение, чем другое, даже в глазах этого гениального ученого. Сравнивая свою ситуацию с этими культовыми событиями, Виктор предполагает, что его отчаянное желание удовлетворить собственное любопытство привело к последствиям, столь же исторически острым, как и те, на которые он намекает, подразумевая, что его ошибка столь же губительна для хода человеческой истории. В предложении, следующем за этой цитатой, Виктор признается, что «морализирует» в своей собственной истории, имея в виду, что он высказывает Роберту свое нынешнее мнение на тему страсти по отношению к коллективному обществу. В то же время эти аллюзии помогают заложить основу для постоянного сопоставления науки и природы на протяжении всего романа; наука порождает амбиции, стресс и эгоистичные последствия, в то время как природа и гуманитарные науки (часто в форме Генри Клерваля) приносят спокойствие, комфорт и душевный покой.
Вырвавшись из роли рассказчика и обратившись напрямую к Роберту, Виктор вставляет свои настоящие мысли о своих прошлых действиях. Перед этим прерыванием повествования Виктор рассказывает, как он настолько увлекся своим желанием создавать жизнь, что начал игнорировать все остальное, включая свою семью. Когда он возобновляет рассказ, он признается, что его «сдерживала [своя] тревога», «угнетала медленная лихорадка» и «нервозность до крайности мучительна» (Шелли 54). Это подчеркивает негативные последствия безрассудной страсти, которую Виктор развлекал, чтобы удовлетворить свое любопытство. Перед тем, как Виктор начнет пересказывать свою историю, он говорит Роберту, что «странные происшествия, связанные с [моей историей], дадут представление о природе, которое может расширить ваши способности и понимание» (Шелли 25). Это предисловие к его рассказу укрепляет мысль о том, что бреши в повествовании служат прямым обращением к самому Роберту, но это приводит лишь к другому вопросу: почему в первое место?
Повествование Виктора обрамлено письмами Роберта, чтобы дополнительно подразумевать особое прочтение текста. Во вступительном письме Роберта говорится, что «жизнь [его] могла бы пройти в непринужденности и роскоши; но [он] предпочитал славу всякому соблазну», поэтому разделял тот же страстный драйв, что и Виктор (Шелли 10). Когда позже он разговаривает с этим человеком, он признается, что ему нужен компаньон, который «мудрее и опытнее, чем [он сам], чтобы подтверждать и поддерживать [его]» (Шелли 24). Это желание выполнить единую долгосрочную цель, получая при этом подтверждение и поддержку от сверстников, не редкость и на самом деле является общей чертой человеческой натуры. Подобно Роберту, читатели романа слушают рассказ о Франкенштейне; когда Виктор прерывает свое повествование, чтобы «морализировать» с Робертом, он также обращается к читателю и предупреждает его, чтобы он был осторожен с тем, что позволяет ему контролировать свою жизнь. В то время, когда на смену романтической любви к природе пришло стремительное развитие науки, Мэри Шелли использовала этот роман как средство, с помощью которого она могла выражать свои мысли об изменяющемся мире вокруг нее. В Франкенштейн , человеческое любопытство ведет к уничтожению невинных, точно так же, как человеческий эгоизм привел к упадку человеческой культуры в выбранных ею исторических аллюзиях. Сравнивая любопытство с эгоизмом в споре о природе и индустриализме, Шелли поднимает моралистические вопросы о самой человеческой природе, которые остаются без ответа даже по сей день.