что это такое, как развить фантазию и воображение?
Фантазия – это качество, которым хочет обладать любой, поскольку человек с фантазией способен креативно решать встающие пред ним задачи, нестандартно выходя из неоднозначных ситуаций, создавать новое, творчески себя являть миру. Когда же человек с фантазией адаптирован в социуме, умеет мыслить логически – он высокоэффективен. Фантазия нужна творческим людям, чтобы рождать образы, воплощая их в искусстве.
Фантазия в психологии это элемент воображения, тесно повязанный с мечтами. Поэтому человек, какой много фантазирует, постоянно хочет чего-то, стремится к предметам своих мечтаний. Окружающими он воспринимается часто как новатор, интересный собеседник, поскольку способен придумывать новое, делать каждый день отличным от остальных.
Слово «фантазия» исходит от понятия в греческом языке, обозначающего явление, какого нет доселе в реальности. Если мы фантазируем – в воображении мы формируем нечто новое. Люди с выраженной способностью фантазировать имеют и сильное представление, легче меняют установки и экспериментируют, воплощая придуманное в жизнь.
Что такое фантазия
Фантазирование связано с функционированием правого полушария, что отвечает за образное мышление, которое часто называют творческим. В простом словоупотреблении фантазия и воображение – синонимичные понятия, и в научной литературе они также часто не различаются. Оба они пересекаются с понятием образа – одного из фундаментальных категорий в психологии.
Образы – главная составляющая нашего психического мира, их мы получаем и из опыта непосредственных наших восприятий, и еще откуда-то, о чем говорят психологи, философы, теологи, мистики. Образы представляют материал для воображения и построения фантазий, они же являются предшественниками создаваемых человеком предметов физического и абстрактного плана.
Прежде чем явить миру новое – творец всегда фантазирует, представляет картину в голове, мечтает о новой реальности. Способность к фантазии создала мир предметов, нашу цивилизацию, она помогает нам в повседневности.
Фантазия необходима в наших межличностных отношениях, любви, супружестве. Как говорил поэт, фантазия нужна, чтобы стирать случайные черты в партнере и выделять наиболее ценное, к чему человек привязывается, что любит и на основе чего выстраивает отношения.
Психотехнологи утверждают, что умение представить в человеке качество, каким он сейчас даже пусть не обладает или же обладает в малой степени, способно действительно развить в нем это качество. Это можно проверить, сообщая пренеприятному человеку, с которым трудно найти понимание, что он чрезвычайно интересная личность, нравится своим умением вести себя уважительно, словно и вправду он очень предупредителен и приятен в общении. Через время вы отметите, что человек в действительности начал демонстрировать услужливость и обаяние.
Человек даже может доставить себе простое удовольствие, если вообразит его. Поэтому фантазеры чаще выглядят счастливыми, могут представить себе все практически, что пожелают. А психика, как известно, не различает объекты реального мира и воображаемые картины между собой. Так, если я, будучи уставшим, представлю для себя на минуточку отдых на курорте и смогу погрузиться в эту пусть и вымышленную приятную атмосферу – я действительно немного отдохну! На этом принципе построены все гипнотические техники.
Фантазия сродни волшебству, верно? Часто люди с яркой способностью к фантазированию делают те вещи, что кажутся рациональным и скептическим наблюдателям просто невозможными. Однако фантазия может не только созидать, она может иметь и негативный окрас. Человек, думая о плохом и в деталях представляя это, уже сразу испытывает негативные эмоции. А через время и притягивает рожденную в голове пугающую ситуацию в его жизнь. Этот феномен также широко известен, над ним часто работают практические психологи на своих консультациях.
Воображение и фантазия в психологии это и способ воспринять информацию, заключенную в речи. Когда мы рассказываем – мы рассчитываем на способность собеседника представить описываемую картину.
У людей искусства, писателей, режиссеров – воображение чрезвычайно живое, беспокойное, оно не удовлетворяется простыми решениями и краткими путями, а находит что-то неожиданное в образах, сочетает их странным способом. Фантазия у них – словно воображение, сорвавшееся с цепи обыденности. Здесь происходит ослабление контроля логики, рационального сознания. Тогда воображение рождает очень странные образы, на французском фантазмы, что как минимум отвлекаются от повседневности, а как максимум – рождают и вовсе нечто несуществующее. Спектр фантазий очень широк – от небольшого отклонения от нормы до абсолютного нарушения всех норм и чувства реальности воображаемого.
Интересный парадокс в том, что фантазии, сколь бы ни были они необыкновенны – создаются все же из образов обыкновенных, воспринятых из реальности. К примеру, сказочный Змей Горыныч – комбинация понятных нам образов ящерицы, змеи, крыльев птицы, нескольких голов, возможно, как у трех богатырей, а также огнемета. В таком интересном сочетании рождается заманчивый художественный образ, новый персонаж, любимый народным искусством.
Как развить фантазию?
Мы выяснили, что фантазия помогает достигать своих целей и приходить к креативным решениям. Можно ли ее развить?
Всем знакомая нам с детства игра с облаками – не только приятный способ расслабиться, провести время на природе. Пытаясь разглядеть в очертаниях облаков силуэты животных, птиц, людей или даже целые картины, вы тренируете ваше визуальное воображение. К такому занятию можно привлечь и детей, даже создать специальную игру – фотографировать облака и позже по фотокарточкам пытаться представить, дорисовать в своей фантазии картину. Или даже нарисовать представленные вами недостающие элементы на фотографии, карандашами или в визуальном редакторе.
На том же принципе построена игра с кляксами, вы можете также предложить ее с целью развития фантазии, как детям, так и взрослым. Поставьте на бумаге, словно случайно, кляксу. Или же нарисуйте произвольный контур, закрыв глаза. Теперь попробуйте так же, как в игре с облаками, дополнить его так, чтобы оживить и создать образ какого-то предмета или существа.
Еще одно занятие для развития фантазии и креативного мышления – взять бумагу, желательно в клетку, и начертить на ней несколько одинаковых квадратов. А теперь разделите их разными способами на 4 равные части. Большинство людей сразу, не задумываясь, делят один из квадратов крестом. Но это лишь один способ, которых на деле существует множество. Попробуйте, найдите как можно больше таких способов поделить квадрат на равные части. Такая простая и удобная для практики задача может скрасить ваше свободное время, а может и помочь расшевелить фантазию перед созданием креативного образа или с целью поиска новаторских решений.
Следующая практика – из нескольких случайных слов написать за 5 минут мистическую историю с обязательной завязкой, кульминацией и развязкой. Для начала вы можете использовать заданные слова: «окно», «колодец», «священник», «расческа», «лестница».
Еще одно очень сильное упражнение – за 7 минут написать 20 вещей, которые вы не сможете никогда сделать в реальности. Оно позволит вам не только развить фантазию, но и даст повод поразмышлять.
Как развить фантазию и воображение?
Как развить фантазию и воображение у взрослых? Мы все активно мечтали в детстве, однако с возрастом многие теряют значительную часть способности к созданию вымышленных образов, замещая ее логическим мышлением, общественными штампами. Многие люди начали осознавать это и жаловаться на отсутствие у себя фантазии. Сегодня к развитию этого полезного навыка появился большой интерес на основе понимания его практической значимости. Психологи, задаваясь вопросом, как развить фантазию и воображение у взрослых, создают специальные тренинги и описывают даже небольшие приемы для самостоятельного использования.
Воображение, однако, не может отсутствовать, оно просто дремлет, спрятанное под диктатурой рациональности нашей жизни. Чтобы разбудить фантазию, вы можете прибегнуть к специальным упражнениям, которые, так же, как и физические упражнения для тела, помогут вам восстановить форму.
Одно из упражнений – взять случайных два слова и попытаться соединить их. Например, «лампа» и «халат». Представьте наибольшее количество сочетаний для них, как бы не казались они абсурдны вашему критическому восприятию. Может, это будет светящийся халат? Или махровая лампа? А возможно, ваше воображение родит сказочный образ волшебника в халате с лампой? Такая словесная игра, если получится отключить логический фильтр, позволит вам расшевелить ваше воображение и в будущем сможет дать уже практические результаты в реальной деятельности.
Другая техника, какую интересно использовать в работе группой – от лица любого неодушевленного предмета написать анонимную жалобу. Это может оказаться палец или кастрюля. Затем вы зачитываете эту жалобу от лица предмета, не называя его, а слушатели угадывают, что это за предмет. Особо интересной будет игра, когда вы попробуете максимально красочно и необычно описать проблемы предмета, словно вжившись в его историю. Тогда эта игра будет иметь не только цель описать и угадать предмет, но и написать интересное повествование, которое и у слушателей создаст полноту представлений.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Фантазия и воображение | Методическая разработка по теме:
Сначала разберем, что такое воображение и фантазия? Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение — это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания. Чем отличается фантазия от воображения?
Если воображение — это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия — это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.
Например: крылатый конь Пегас, Мертвая голова в сказке Пушкина «Руслан и Людмила», небылицы барона Мюнхгаузена, Буратино, Стойкий оловянный солдатик — это фантастические образы.
Различают несколько видов воображения:
1. Воссоздающее — это представление образов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.
2. Творческое — это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы». Именно этот вид воображения будет предметом нашего изучения и развития у детей.
3. Неуправляемое — это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.
Чем отличается фантазирование и воображение от серьезного решения задач? При фантазировании ребенок сам создает какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает ее как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребенок ищет не любое, а реальное, «взрослое», серьезное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с развития фантазии.
Чем отличается фантазия от глупости?
Когда фантазия приносит вред, она становится глупостью. Глупость — это бестолковый, нелепый, ненужный, неразумный, неверный, вредный, нецелесообразный поступок или утверждение, не делающий чести тому, кто его совершил. Разумеется, надо учитывать возраст человека, условия и цели поступка.
Всякая ли фантазия — это хорошо? Есть генеральный критерий оценки качества всех дел на Земле — это увеличение добра в мире.
Классическим носителем фантазии является сказка.
Чем отличается сказка от научной фантастики? В научной фантастике рассматриваются технически осуществимые ситуации, элементы или процессы, а в сказке любые. Надо отметить, что резкой границы между фантастическими и реальными решениями тоже нет.
Когда ребенок самозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он не врет, в нашем обычном понимании, он сочиняет. Ему неважно, реальное это или не реальное. И нам это не должно быть важно, важно другое, что мозг ребенка работает, генерирует идеи. Однако все же следует обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок. Если он все время рассказывает о своих несуществующих друзьях, о нежных родителях или об игрушках, то, может быть, он страдает, мечтает об этом и таким образом изливает душу? Немедленно помогите ему.
Зачем развивать фантазию и воображение?
Говорят: «Без воображения нет соображения».
Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение — это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.
Детям думать «по законам» трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похваливать.
Видимо, так дети подсознательно учатся думать — в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.
Как развивать у детей фантазию и воображение?
Есть три закона развития творческого воображения:
1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.
2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.
3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.
Способы развития фантазии и воображения.
Перечислим основные способы развития фантазии и воображения, а потом рассмотрим приемы развития творческого воображения. Идеально, если сам ребенок захочет и будет развивать свою фантазию и воображение. Как этого добиться?
1. Сформировать мотивацию!
2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна.
3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.
4. Влюбить детей в себя (аттракция). На этой «волне любви» они больше вам доверяют и охотнее слушаются.
5. Собственным примером. В раннем детстве малыши копируют поведение взрослых, этим грех не воспользоваться. Вы ведь авторитет для ребенка.
6. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике:
- в нежном возрасте (2-6 лет) — сказки, фантастические рассказы;
- в отрочестве (7-14) — приключенческие фантастические романы;
- в юности и в зрелые годы — добротная научно-фантастическая литература. Научите детей восхищаться хорошей фантазией.
7. Стимулировать фантазию вопросами. Например: «А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?»
8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?
9. «Подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.
10. Обучить приводимым ниже приемам развития воображения и фантазировании.
Использование приведенных ниже приемов не исключает надобности думать. Приемы «не вместо», а «в помощь» фантазии, приемы указывают направления думанья. Знание приемов фантазирования подводит детей к овладению «взрослыми» приемами разрешения противоречий и решения изобретательских задач.
Приемы развития фантазии и воображения.
Дети знают довольно много явлений и законов природы (например, что все предметы падают вниз, что тяжелые предметы тонут, жидкости проливаются и не имеют своей формы, вода замерзает, дерево, бумага, свечка — горят). Этих знаний вполне достаточно, чтобы плодотворно фантазировать, но дети не знают, как фантазировать, то есть не знают приемов фантазирования.
Большинство приемов фантазирования связано с изменением законов или явлений природы. Менять можно все: любой закон живой и неживой природы, любой социальный закон, закон может действовать наоборот, можно придумывать совершенно новые законы, можно исключать некоторые действующие законы, можно заставить законы действовать или не действовать по своему желанию, временно, периодически или непредсказуемо; можно менять любое существо живой природы: людей (все люди стали честными!), животных, растений.
Консультация для педагогов
Фантазия и воображение
Подготовила
Педагог-психолог д/с №21
Глубокова Евгения Александровна
Разница между воображением и фантазией
Автор: Olivia
Воображение против фантазии
Все достижения в области технологий и продуктов являются результатом воображения и фантазии творческих, научных и творчески ориентированных людей. Способность думать и визуализировать концепции и продукты, о которых еще не думали, не говоря уже о том, что видели или слышали, лучше всего можно описать как полет фантазии. Все сказки и легенды, которые кажутся невероятными из-за их необычайной силы, считаются плодом богатой фантазии наших предков. Воображение представляет собой аналогичный процесс, так как включает в себя формирование мысленных образов, понятий и ощущений вещей, которых нет перед нами. Многих это смущает, так как между воображением и фантазией много общего.
Воображение
Чего вы требуете от ребенка, когда просите его нарисовать предмет, которого нет перед его глазами? По сути, вы просите его вызвать в воображении образ предметов, чтобы он мог нарисовать фигуру на бумаге. Точно так же ученые используют свое богатое воображение, чтобы придумывать новые идеи и продукты. Все мы знаем, что, как и миллионы людей до него, Ньютон видел яблоко, падающее с дерева над его головой, но именно его воображение привело его к разработке ньютоновских законов движения.
С закрытыми глазами мы можем представить окружающие нас предметы. Возможно, это врожденная способность, данная нам Богом. Мы используем наше воображение, чтобы сказать название продукта, к которому мы вынуждены прикасаться в игре, где людям завязывают глаза. Слово «воображение» происходит от латинского слова imaginaire, означающего «рисовать образ».
Фантазия
Фантазия — продукт воображения, но в большинстве случаев она слишком далека от реальности. Это больше похоже на сон наяву, когда человек, когда он мечтает, переживает вещи и понятия, которые исчезают, когда он бодрствует и находится в сознании. Фантазии являются продуктом разума и возникают из разочарований, страхов, амбиций, желаний, депрессий и т. д. Согласно Фрейду, самому противоречивому психологу всех времен, фантазии — это проявления наших самых глубоких и самых темных внутренних побуждений.
Возможно, фантазия уникальна для людей. Во всех баснях и мифах есть персонажи, обладающие сверхспособностями, такие как драконы и монстры, изрыгающие огонь, и люди ростом более 10 футов, обладающие необычайной силой и отвагой. У нас также есть сексуальные фантазии, а также фильмы и картины, посвященные этому жанру, называемому фэнтези.
В чем разница между воображением и фантазией? • Воображение – это сложение образов, ощущений и понятий в окончательную картину или идею. • Ощущение заставляет нас создавать образы посредством воображения. • Воображение ориентировано на цель, в то время как фантазия свободно плавает и не требует соблюдения принципов науки и природы. • Фантазировать об огнедышащем монстре легко и приемлемо, хотя это далеко от реальности. • Воображение уступает место творчеству, ответственному за генерацию новых идей и продуктов. • Фантазии проистекают из наших глубоких желаний и амбиций. • Существует роль как воображения, так и фантазии в развитии умственных способностей детей.
|
Фантазия против воображения
tammayauthor
Фото: Fantasy Forest , оригинальная фотография RL Fantasy Design Studios, сделанная 15 июня 2010 года RL Fantasy. Обратите внимание, что на фото изображены существа, которых большинство людей считают невозможными, например фея и летающая лошадь: RL Fantasy Design Studios/Flickr/CC BY SA 2.0
Фото: Откройтесь воображению , снимок Райана Хикокса 9 сентября 2014 г .
которых нет, которых никогда не было и не будет» (Станиславский, стр. 60)
Приведенная выше цитата принадлежит одному из основоположников метода актерского мастерства Константину Станиславскому в его книге Актер готовит . Обратите внимание, что фэнтези здесь относится к более широкому определению этого слова как к чему-то иллюзорному и фантастическому, а не к более жанровой фэнтези, охватывающей мифическое, сверхъестественное или магическое. Я думаю, что многие люди считают воображение и фантазию почти одним и тем же, но, как указывает приведенная выше цитата, они могут быть совершенно разными.
Мнение Станиславского о фантастике может показаться резким, но он продолжает объяснять свои рассуждения:
«На этом0067 сторона этого [т. е. нашей сознательной жизни] у нас есть простота ограниченной фантазии; за пределами [нашей бессознательной и подсознательной жизни] — простота большого воображения. Наша свобода на этой стороне порога ограничена разумом и условностями; за оно, наша свобода смелая, своевольная, деятельная и всегда идущая вперед». может видеть, слышать и чувствовать. Воображение, с другой стороны, является частью бессознательного или подсознательного, психологическая реальность и, следовательно, возможности безграничны с точки зрения того, что мы можем испытать.
В каком-то смысле Станиславский прав насчет воображения. Некоторое время назад я написал сообщение в блоге о потенциале искусства , чтобы осуществить возможное через воображение. В своей книге «Роман о будущем » Анаис Нин подчеркивает, что «фантазия… пассивна, а воображение… активно…» и, следовательно, «воображение созидательно» (местоположение 649).). Она приводит прекрасный пример этого в рассказе, который она написала, когда ей было одиннадцать лет, о дочери, которая придумывает красивые фантазии о своей жизни со своим слепым отцом. Когда врач оперирует отца и снова восстанавливает ему зрение, он видит, что ее рассказы были чистым вымыслом и что их жизнь действительно уныла и бедна.
Нин пишет: «Трагедия? Нет, когда [отец] открывает глаза на жалкую реальность, он не падает духом и не чувствует себя преданным. Он говорит дочери: «Правда, ты описала то, чего не было, но ты описала это так живо, что теперь я могу приступить к построению нашей жизни такой, какой ты ее представляла». Мечту надо воплотить в жизнь». (локация 152)
Итак, в истории Нин воображение создало то, что могло произойти.
Однако я не верю, что фантазия — это всегда выдумка того, чего не может быть или никогда не будет. Иногда у фантазии есть жуткий способ предсказывать будущее. Научно-фантастический фильм под названием Soylent Green (1973) иллюстрирует это положение. Фильм представляет собой научно-фантастический апокалиптический триллер, действие которого происходит в Нью-Йорке в 2022 году. Видение этого великого города довольно удручающее: темнота, загрязнение, перенаселение и голод. Жители уже не знают, как выглядит настоящая еда.