Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Что такое фантазия и воображение: ВООБРАЖЕНИЕ (ФАНТАЗИЯ) — Словарь психологических качеств и свойств

1.2 Фантазия и воображение как смежные категории

Зачастую как в психологической, так и в литературоведческой литературе мы встречаем тот факт, что понятие фантазия модифицируется иными понятиями. Наиболее часто происходит замещение понятия «фантазия» понятием «воображение». В разных источниках говорится как о тесной взаимосвязи одного понятия с другим, так и о том, что одно понятие вытекает и является продуктом другого, и наоборот.

В связи с этим, мы уделим особое внимание этому вопросу и постараемся выяснить, насколько данные понятия смежны и справедливым ли является подмена одного понятия другим.

Как нам уже удалось выяснить, определения понятия «фантазия» весьма разнообразны. Несмотря на это, нам всё же удалось выделить основные черты, присущие данному понятию, и вывести своё определение, на которое мы сможем опираться и далее в ходе нашего исследования. Итак:

Фантазия прямо или опосредованно связана с процессом творческой деятельности, её продуктом является создание чего-то нового, что влияет, в свою очередь, на облик действительности, определённым образом преображая её.

Данная дефиниция при обобщении многообразных и многоликих определений фантазии является, на наш взгляд, наиболее верной, а потому данного определения мы будем придерживаться в ходе всего дальнейшего исследования.

Как мы уже отметили, зачастую проводится параллель между понятиями «фантазия» и «воображение». В связи с этим, попытаемся выяснить, насколько справедлив данный подход и правомерно ли выделять сходные черты у данных понятий, или же данные понятия являются если не диаметрально противоположными, то, по крайней мере, определяют абсолютно различные виды деятельности.

Воображением, то есть способностью представлять вещи, факты, события, визуализировать их, по сути, может обладать человек любой профессии – физик, историк, программист. В нехудожественных произведениях может также прослеживаться богатое воображение автора.

Например, Иосиф Эйгес в своей статье «Фантазия в поэзии» определяет фантазию как «основную способность, которая создает художественность какого бы то ни было рода; она есть то, что обусловливает художественные качества произведения и существенно определяет их». (И.Эйгес, «Фантазия в поэзии»)

В свою очередь, Эйгес разделяет понятия «воображение» и «художественная фантазия».

По его мнению, зачастую произведение может быть написано даже талантливо и умно, но не художественно.

Например, в своей статье Эйгес ссылается на Белинского, который, по его мнению, придавал большое значение фантазии для построения художественного текста: «Душа и чувство есть необходимое условие поэзии, но не ими все оканчивается: нужна еще творческая фантазия, способность вне себя осуществлять внутренний мир своих ощущений и идей и выводить во вне внутренние видения своего духа». Поэтому, некоторых авторов следует отнести к разряду людей «неодаренных художественной фантазией, но одаренных воображением, чувством и способностью владеть языком». (Эйгес)

В то же время, И.М. Розет в своей работе «Психология фантазии» также уделяет особое внимание оппозиции понятий «фантазия» и «воображение». «Наряду с термином «фантазия», — пишет он, — широко употребляется в нашей речи термин «воображение». В обиходном понимании они чаще всего являются не тождественными. Со словом «воображение» обычно ассоциируется мысль о чем-то реальном и осуществимом, тогда как за словом «фантазия» закрепилось значение несбыточного, нереального. Некоторые ученые также разводят эти понятия, используя термин «фантазия» для обозначения одного из видов воображения – творческого. Они применяют понятие фантазия только для описания художественно-творческой деятельности. Обычно в психологической литературе понятия «воображение» и «фантазия» считаются равнозначными». (Розет, Психология фантазии)

И.М. Розет не только отмечает факт того, что фантазия находится в тесной взаимосвязи с воображением, он утверждает, что фантазия в некотором роде является продуктом воображения, призванным изменять облик действительности.

«Несмотря на многообразие родовых понятий, под которые подводится фантазия, видовой отличительный признак почти полностью совпадает во всех определениях: он содержит указание на то, что результатом этой силы, или способности, или функции является создание чего-то нового — новых образов, оригинальных идей, мыслей, композиций, новых сочетаний образов и идей, нового их порядка, новых зависимостей и т.

д». [ Розет, Психология фантазии ]

В свою очередь, например, В.Вундт, рассматривая в своей работе «Фантазия как основа искусства» оппозицию «фантазия» и «воображение» подключает ещё одно понятие – «память».

«Память, — утверждает Вундт, — в качестве простой возможности возобновления понятий, совершенно мнимых, хотя и не измененных в своих существенных свойствах, рассматривается как функция первичная; а фантазия, которая произвольно или непроизвольно изменяет доставленный памятью материал, рассматривается как функция вторичная и несравненно более совершенная; само собой разумеется, что для того, чтобы могло произойти какое-либо изменение, необходимо, чтобы то, над чем это изменение должно произойти было налицо». (Вундт, Фантазия как основа искусства)

Художественную же деятельность воображения В.Вундт трактует как «наиболее ясную и совершенную форму возникновения фантазии». (Вундт, Фантазия как основа искусства)

«Фантазии являются низшими формами «силы воображения», то есть возможности создавать понятия, объекты которых не существуют реально, то, прежде всего, должна была бы существовать возможность представить себе что-либо вообще, то есть фантазия». (Вундт, Фантазия как основа искусства)

То есть, иными словами, фантазия, по Вундту, является одной из форм воображения, некой способностью представить себе вообще что-либо не существующее реально.

Сходного мнения об оппозиции фантазия-воображение придерживается и Л.С.Выготский, уделивший этому вопросу особое внимание в своей книге «Психология искусства». Во-первых, так же, как и В.Вундт, Л.С Выготский говорит о генетическом родстве воображения и памяти. Специфика воображения состоит, по мнению Л.С.Выготского, в переработке прошлого опыта – в преобразовании образов, хранимых в памяти. В свою очередь, воображение тесно связано с эмоциональной сферой: образ может вызвать сильные чувства, и наоборот – возникшая однажды эмоция может пробудить активность воображения. Фантазия же, по мнению Выготского, является центральным выражением эмоциональной реакции. То есть прорабатывая эмоциональное напряжение, объект как бы «разряжает» его посредством фантазии.

Таким образом, фантазия является конечным звеном воображения.

Итак, принимая во внимание мнения исследователей, можно сделать следующее обобщение: фантазия является, по сути, формой воображения. То есть воображение представляет собой более обобщенное понятие. Тем не менее, несмотря на тот факт, что многие исследователи разводят понятия «фантазия» и «воображение», всё же будет справедливым отметить, что данные термины имеют множество сходных черт, а, следовательно, данные понятия являются синонимичными, и данного утверждения мы и будем придерживаться в рамках нашего исследования.

Фантазия: что это такое, как она работает и как ее развивать

Способность фантазировать пронизывает все человеческое существование. Она влияет на все, что люди делают, создают, о чем думают и мечтают. Это, в свою очередь, приводит к появлению сложных теорий, мечтаний и изобретений в любой профессии, от инженерной до творческой деятельности [About my Brain, 2014].

Человечество пересекало океаны, открывало новые земли, изобретало чудеса науки, изучало космос и высадилось на Луне. Но все эти великие дела начинались с одной маленькой, но очень яркой идеи, которая появилась благодаря богатому воображению людей.

Что такое фантазия?

Фантазия (воображение)  – это создание миров, видений или идей за пределами реального мира. Это творческий потенциал за границами тех конструкций, которые человек часто использует в повседневной жизни.

Воображение означает действие или способность формировать мысленный образ чего-то, что не воспринимается органами чувств или никогда прежде полностью не воспринималось в реальности [TEDx Mile High, 2021].

Абстрактное определение, происхождение и природа фантазии широко обсуждаются, так же, как и обсуждаются такие широкие понятия как любовь и творчество. Согласно мнению великих философов Аристотеля, Платона и Иммануила Канта, воображение широко связано с творчеством.

«Креативность возрастает, когда вы начинаете осознавать, что многие из ваших фантазий могут иметь отношение к тем вещам, которые вам интересны», – говорит психолог Джером Сингер. [Fast Company, 2014].

Воображение, по мнению многих философов, –  это высшая свобода из всех, которую никто не сможет отнять у человека. Величие творческой фантазии во все времена восхвалялось не только романтиками и художниками, но и лучшими научными умами человечества [Virgin, 2015].

Некоторые исследователи противопоставляют фантазию знаниям. Так, например, известный ученый Альберт Эйнштейн полагал, что ограниченность знания обусловлена низким уровнем воображения. «Воображение важнее знаний, поскольку знания ограничены, тогда как воображение охватывает весь мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию» – считал ученый  [TEDx Mile High, 2021].

«Восприятие и воображение связаны, потому что мозг использует одни и те же нейронные цепи для обеих функций», – говорит Грегори Бернс, профессор нейроэкономики и директор Центра нейрополитики в Университете Эмори. «Воображение подобно движению восприятия в обратном направлении» [Fast Company, 2014].

В древние времена люди использовали свои способности фантазировать, чтобы разобраться в непонятном и постоянно меняющемся мире. Посредством творческого повествования они делились мифами о творении и передавали предупреждения будущим поколениям через фольклор.

Психолог Джозеф Кембелл рассматривал мифологию и символизм, как средства активизации фантазии и настройки на коллективное воображение. Он утверждал, что истории, мифы и воображение происходят из коллективного бессознательного: «Поскольку воображение происходит из одного биологического основания, оно обязательно порождает определенные темы» [TEDx Mile High, 2021].

Ученый считал, что люди разделяют доступ к коллективному воображению через тему и историю. При этом существуют свидетельства того, что воображение могло предшествовать языку.

Вера в то, что воображение чем-то уступает логическим рассуждениям, часто убивает и подавляет потенциальные великие идеи. Данное убеждение может не только препятствовать выдающимся открытиям, но также свидетельствует о непонимании той важной роли, которую фантазия играет в жизни человека.

По словам когнитивного психолога Скотта Барри Кауфмана, фантазия задействует различные области мозга в зависимости от того, на каком этапе творческого процесса находится человек. Другими словами, когда работает воображение, нейронные сети активно взаимодействуют друг с другом [Fast Company, 2014].

По словам Кауфмана, в частности, три крупномасштабные сети мозга могут помочь понять мозговую активность, участвующую в творческом мышлении:

  1. Сеть исполнительного внимания, которая включается, когда человеку необходимо сосредоточить свое внимание на чем-либо (например, сложная презентация или проблема, требующая включения рабочей памяти).
  2. Сеть по умолчанию, активизирующаяся во время воспоминаний, размышлений о будущем и поискf альтернативных сценариев. Кауфман называет данную сеть «сетью воображения». Она также работает во время социальных взаимодействий, когда человек пытается представить, о чем думает его собеседник.
  3. Сеть продажи. Данная сеть отслеживает как внешние события, так и внутренний поток сознания, быстро перемещаясь между ними в зависимости от того, какое из двух направлений наиболее актуально в данный момент. Она собирает всю поступающую извне информацию и расставляет приоритеты, посылая в мозг сигналы о том, что он должен обработать в первую очередь [Fast Company, 2014].

Исследователи уделяют особо пристальное внимание изучению сети воображения, чтобы детальнее понять умение фантазировать, мечтательность и творческое мышление.

Зачем развивать фантазию?

По сравнению с процессом воспоминаний воображение значительно увеличивает нейронную активность. Когда человек представляет или вспоминает то, чего на самом деле никогда не видел, гораздо проще мыслить творчески, чем пытаться представить что-то незнакомое. Развитая фантазия требует включения новых нейронных связей, потому что в данном случае мозг не может полагаться исключительно на связи, сформированные прошлым опытом.

Чтобы быть эффективным и успешным в профессиональной сфере, одних только вчерашних знаний недостаточно. Воображение важно для всех, особенно для лидеров, которые не только должны вести людей в будущее, но и предвидеть еще неизвестные проблемы, ожидающие их команду.

Кроме того, развивая фантазию, человек развивает свою речь – важный навык, необходимый каждому, кто находится в социуме.

Секретный ингредиент, который применяют почти все успешные люди, – это умение использовать воображение в свою пользу. Так, например, гении Билл Гейтс и Стив Джобс смело фантазировали, представляя, как персональные компьютеры изменят мир, позволив людям более эффективно работать, учиться и общаться, не выходя из дома [About my Brain, 2014].

Согласно исследованию, опубликованному в медицинском журнале Американской академии неврологии, стремление к фантазии, творчеству и любимым занятиям до старости может сохранить разум и предотвратить деменцию [CNN Health, 2015].

Исследователи обнаружили, что люди, которые занимались художественной деятельностью, такой как рисование и скульптура, в среднем и пожилом возрасте, на 73% реже имели проблемы с памятью, мышлением, а также другие когнитивные нарушения, приводящие к слабоумию.

Исследование показало, что при занятиях ремеслами, такими как шитье, обработка дерева и керамика, в среднем и пожилом возрасте вероятность возникновения когнитивных проблем на 45% ниже.

Общение с другими людьми или посещение кино, концертов, книжных клубов и путешествий снизило риск развития проблем с мозгом у участников на 55%, а активное использование компьютера и Интернета – на 53%.

Национальный институт старения клиники Мэйо проводил исследование в течение четырех лет с участием 256 пациентов, средний возраст которых составлял 87 лет. У большинства пациентов, увлекавшихся творческими или активными видами деятельности, когнитивные проблемы не появлялись и в ходе исследования [CNN Health, 2015].

«Делайте то, что отличается от вашей повседневной работы», – сказала руководитель эксперимента доктор Роузбад Робертс. «Мы знаем, что выполнение разнообразных дел может стимулировать активность мозга. Это не только обогащает вашу жизнь, но и приносит вам пользу для здоровья тоже. Увлечение вашего мозга этими бесчисленными способами может не только защитить нейроны от смерти, но также стимулировать рост новых» [CNN Health, 2015].

Воображение разжигает страсть. Став взрослым, человек оказывается в мире ответственности и практичности, где деньги, статус и работа определяют, как он живет, отдыхает и воспринимает окружающий мир. Потребность в развитии фантазии может возникнуть из-за глубокого стремления получить доступ ко внутреннему ребенку, творчество для которого является абсолютной нормой.

Фантазия и воображение создают будущее. Многие философы справедливо полагали, что «мысли становятся вещами», а «мускулы воображения» – именно то, что делает это возможным.

Когда человек все время погружается свою текущую реальность, он постоянно сталкивается с одними и теми же вызовами, проблемами и переживаниями. В таких условиях невозможно создать что-то новое и нестандартное. Но стоит ему  в своем воображении сосредоточиться на реальности, которую он хочет изменить, энергия приходит в движение, что, в свою очередь, активизирует великие и важные изменения.

Фантазия стимулирует творчество и инновации. Некоторые из самых влиятельных и новаторских творений возникли в результате простой фантазии о чем-то большем, легком и прекрасном.

Ученые и творческие умы обладают удивительным даром нестандартно мыслить и дают своему воображению свободу. Многие из этих фантазий как раз и создали продукты, полностью изменившие привычный образ жизни. Без этой творческой силы у человечества, возможно, никогда не было бы Интернета, смартфонов, самолетов и других удивительных технологий, без которых сегодня невозможно представить жизни. Проще говоря, фантазия – это ключевой ингредиент для расширения и развития границ мира [Stanford News, 2014].

Фантазия добавляет волшебства в обычную жизнь. Так, например, маленький ребенок с помощью одного лишь воображения превращает простой ящик в мощную ракету, корзину для белья – в пиратский корабль, а обычную ванну – в глубокое море, полное сокровищ. Достаточно взглянуть на мир детскими глазами, чтобы вернуть радость и удивление, которые приносит воображение. Насколько прекрасным был бы мир, если бы все люди в нем ежедневно испытывали радость от обычных вещей?

Иногда фантазия помогает защититься от суровой реальности. Достаточно сложно регулярно просматривать новости и слышать о совершенном насилии, преступлениях, болезнях и бедствиях. Чтобы сохранить оптимизм и веру в хорошее, необходимо уметь абстрагироваться от происходящего и видеть прекрасное в каждом дне. Попадая в ловушку «того, что есть» и полагая, что так устроен мир, человек становится жертвой и отказывается от своей истинной творческой силы [Nielsen, 2018].

Необходимо использовать силу фантазии, чтобы подарить себе надежду. Ведь там, где есть надежда, в конечном итоге появляется возможность для трансформации и изменений.

Как развивать фантазию?

Если вы полагаете, что умение фантазировать, как и творческое мышление – удел одаренных людей и развить их невозможно, то вы ошибаетесь. Воображение – это навык, который можно и нужно развивать. Онлайн-программа «ТРИЗ на практике» всего за 4 недели откроет новые грани вашего мышления и разовьет скрытый творческий потенциал. Пройдя ее, вы поймете, что все границы находятся только в вашей голове и что для фантазии не существует преград.

А помимо онлайн-программы мы подготовили для вас список рекомендаций о том, как лучше развивать и тренировать фантазию и воображение.

Выключите телевизор

Просмотр телевизионных программ –  форма пассивного участия. Телевизор может быть хорош для отдыха после тяжелого дня, но никак не для развития воображения.  Вместо того чтобы наблюдать за интересной жизнью других людей, найдите себе занятие, которое сделает вашу жизнь насыщеннее.

Часто, чтобы пробудить фантазию, необходимо очистить голову от информационного шума, получаемого в течение всего дня. Выделяйте хотя бы 15 минут в день, чтобы отключиться от внешних раздражителей и импульсов. Выключите музыку и телевизор, отложите в сторону телефон и посидите в полной тишине.

Спокойно понаблюдайте за тем, что именно приходит вам в голову. Не старайтесь анализировать эти мысли, а просто позволяйте им пройти через ваше сознание и смело отпускайте их. Если вам сложно самостоятельно отключаться от потока размышлений, начните практиковать медитацию по видеоурокам в Интернете.

Читайте творческую литературу и смотрите творческие фильмы

Читая художественные литературу, человек развивает фантазию. А читая непривычные для себя жанры, он не только расширяет сознание и кругозор, но и избавляется от информационных пузырей.

Такой же принцип лежит в любом виде искусства. Пробуйте открывать для себя новые музыкальные стили, осваивать незнакомые виды творчества, смотреть непривычные жанры кино.

Чтение любой литературы само по себе развивает фантазию. Однако вы можете усилить и закрепить данный навык с помощью смены литературных стилей. Если вы обычно читаете детективные триллеры, прочтите фантастический роман или любовную новеллу. Ищите экспериментальные или независимые фильмы, которые бросают вызов стандартам кинематографа. Постарайтесь расширить не только контент, с которым вы взаимодействуете, но и способ его представления.

Прививайте себе вкус к новизне. Исследуйте произведения искусства, читайте книги, развивающие фантазию, изучайте результат воображения других людей, узнавайте как другие люди воплощали свои идеи.

Слушайте музыку без слов

Ученые доказали, что прослушивание музыки увеличивает продуктивность во время работы. Однако прослушивание текстов заставляет человека хотя бы подсознательно, но сосредотачиваться на их смысле.

Включайте классическую музыку или звуки природы и позвольте им пробудить ваше творческое начало. Дорисуйте в своем воображении те образы, которые вам приходят на ум. Вы также можете совместить прослушивание музыки с арт-терапией.

Ведите дневник

Помимо терапевтических преимуществ ведение дневника позволяет развивать фантазию. Если вам тяжело писать о чем-то несуществующем, начните просто описывать свой день. Постепенно добавляйте в свои описания как можно больше деталей и нюансов.

Позже, привыкнув к данной практике, начинайте фантазировать и представлять себе, как бы прошел ваш день, если бы вы, например, вместо работы пошли на прогулку. Подумайте, кого бы вы там встретили, как бы себя чувствовали, чем бы занимались.

Не ограничивайте себя рамками и границами разумного. Например, напишите историю, в которой вы попадаете в другой мир или отправляетесь в космическое путешествие. Вы также можете описать привычные действия с помощью стихов. Пишите в любой форме – стихи не обязательно должны быть рифмованными или иметь размеры.

Заведите «записную книжку идей». Записывайте туда любую мысль, которая кажется вам интересной. Не пытайтесь объяснять ее с точки зрения логики и рационального мышления. Кто знает, может и среди них окажется нечто поистине гениальное? Многие великие открытия совершались с одной, казалось бы, безумной идеи.

Это может быть короткая заметка, идея продукта, история или любые случайные мысли, которые вы хотите выразить. Это сделает вас более открытыми для частого генерирования идей.

Играйте

Фантазии – естественное состояние для детей, которые проводят до двух третей своего времени в творческих играх. Ребенку совершенно не требуется реалистичного реквизита, чтобы представить себя доктором или спасателем. Он спокойно может использовать банан вместо телефона, а коробку из-под бытовой техники – в качестве автомобиля.

Попробуйте окунуться в детство и отбросить все условности, навязанные взрослой жизнью. Пригласите своих друзей, родных и детей присоединиться к вам. Представьте себя пиратом, космонавтом или охотником за сокровищами. Чтобы сыграть в игру, развивающую фантазию, совершенно необязательно, создавать специальные условия. Для этого достаточно лишь вашего желания и умения освобождаться от рамок и условностей.

В случае, если вам трудно полностью погрузиться в мир фантазий, сходите на театрализованный квест. Реалистичный реквизит и костюмированное представление позволят вам окунуться в выбранную историю, забыв на время о реальном мире.

Ищите новые впечатления

Поиск новых впечатлений – отличное упражнение для мозга и воображения. По мнению многих исследователей, самый надежный способ развить фантазию – найти среду, в которой у вас нет никакого опыта.

Стоит вам повторить какое-либо действие несколько раз, как мозг станет более искусным в обработке полученной информации. По мере того, как связи между нейронами становятся более эффективными, он перестает так усердно работать. «В основе своей мозг – это ленивый кусок мяса», – пишет Бернс. «Он не хочет тратить энергию впустую» [Fast Company, 2014].

Получение новых впечатлений и знаний способствует образованию новых нейронных связей. А это открывает новые перспективы и создает гибкую почву для идей и творчества.

Не бойтесь выходить за рамки привычного. Запланируйте поездку в незнакомый город или даже страну. Прогуляйтесь по своему городу, не пользуясь картами, и изучите новые районы и места. Возьмите уроки рисования, лепки или игры на музыкальном инструменте, запишитесь на курсы иностранного языка или попробуйте освоить новый рецепт.

Знакомьтесь с интересными людьми из разных сфер. Так вы не только расширите свой кругозор, но и, возможно, заведете новых друзей.

Бросьте вызов своему восприятию

Воображение и творчество часто связаны с исследованием сенсорного опыта: человек может получать новые идеи, исследуя свои недоминантные чувства. Что происходит, когда он подвергает сомнению свое доминирующее чувство? Начинают активизироваться другие каналы восприятия, что, несомненно, положительным образом влияет на воображение.

Попробуйте «включить» другие органы восприятия. Например, проведите весь день в тишине или сходите в ресторан, в котором обслуживание осуществляется в полной темноте. Учитесь чувствовать свое тело с помощью танца и пробудите обоняние благодаря ароматерапии. Все эти практики активизируют ваши чувства, а вместе с ними и фантазию.

Меняйте образ мышления

Смена мыслительных паттернов – один из самых сложных навыков, которыми может владеть человек. Желание идти по проторенным дорожкам часто сдерживает его от открытия новых горизонтов.

Начните допускать мысли, не основываясь лишь на своих убеждениях и мнениях. Хорошее воображение означает умение смотреть на ситуацию под другим углом и чужими глазами. Для этого необходимо отбросить свой интеллектуальный багаж предубеждений, предрассудков и мнений.

Конечно, сменить мыслительные стратегии удается далеко не сразу. Для этого требуется терпение, мотивация и знание того, какие ловушки строит наш мозг, чтобы не выпускать нас за привычные границы. Онлайн-программа «Когнитивистика» вобрала в себя лучшие техники, которые помогут вам научиться логично и последовательно рассуждать, быстро принимать эффективные решения и находить нестандартные подходы в трудных задачах.

Измените свой образ мышления. Если вы поставили перед собой задачу развить фантазию, то вам придется много работать. Чем больше вы прилагаете усилий, чтобы увидеть новые способы взгляда на вещи, тем быстрее эти усилия превратятся в привычки и тем легче вам будет это удаваться в дальнейшем.

Яркое воображение – это гораздо больше, чем выдумывание историй о динозаврах и пиратах. Это источник творчества и инноваций, выраженных во всем, от технологий и науки до искусства и литературы. Работа над воображением поможет вам мыслить нестандартно, что является полезным навыком как в работе, так и в личной жизни [WikiHow, 2020].

Заключение

Именно желание человечества открыть неизведанное и выйти за границы разумного привело физиков и астрономов к нескончаемым поискам разгадки механики Вселенной и попыткам раскрытия законов, управляющих материей и энергией. В основе многих великих открытий, от основ, заложенных Альбертом Эйнштейном, и теории относительности до квантовой механики лежало именно человеческое любопытство.

Способность мечтать позволяет человеку активизировать свое воображение, напоминая ему, что значит быть увлеченным чем-то. В какой-то момент люди потеряли эту связь со страстью и целью в жизни и заменили ее выживанием и ответственностью. Но кто сказал, что нельзя быть страстным и ответственным одновременно?

Не бойтесь мечтать и фантазировать! Помните, что помимо того, что это очень весело и приятно, это еще и крайне полезно для здоровья вашего мозга. Желаем вам удачи!

И не поленитесь поучаствовать в нашем опросе:

Ключевые слова:1Когнитивистика, 1ТРИЗ

Разница между воображением и фантазией

Автор: Olivia

Воображение против фантазии
 

Все достижения в области технологий и продуктов являются результатом воображения и фантазии творческих, научных и творчески ориентированных людей. Способность думать и визуализировать концепции и продукты, о которых еще не думали, не говоря уже о том, что видели или слышали, лучше всего можно описать как полет фантазии. Все сказки и легенды, которые кажутся невероятными из-за их необычайной силы, считаются плодом богатой фантазии наших предков. Воображение представляет собой аналогичный процесс, так как включает в себя формирование мысленных образов, понятий и ощущений вещей, которых нет перед нами. Многих это смущает, так как между воображением и фантазией много общего. В этой статье делается попытка выделить различия между воображением и фантазией.

Воображение

Что вы требуете от ребенка, когда просите его нарисовать предмет, которого нет перед его глазами? По сути, вы просите его вызвать в воображении образ предметов, чтобы он мог нарисовать фигуру на бумаге. Точно так же ученые используют свое богатое воображение, чтобы придумывать новые идеи и продукты. Все мы знаем, что, как и миллионы людей до него, Ньютон видел яблоко, падающее с дерева над его головой, но именно его воображение привело его к разработке ньютоновских законов движения.

С закрытыми глазами мы можем представить окружающие нас предметы. Возможно, это врожденная способность, данная нам Богом. Мы используем наше воображение, чтобы сказать название продукта, к которому мы вынуждены прикасаться в игре, где людям завязывают глаза. Слово «воображение» происходит от латинского слова imaginaire, означающего «рисовать образ».

Фантазия

Фантазия — продукт воображения, но в большинстве случаев она слишком далека от реальности. Это больше похоже на сон наяву, когда человек, когда он мечтает, переживает вещи и понятия, которые исчезают, когда он бодрствует и находится в сознании. Фантазии являются продуктом разума и возникают из разочарований, страхов, амбиций, желаний, депрессий и т. д. Согласно Фрейду, самому противоречивому психологу всех времен, фантазии — это проявления наших самых глубоких и самых темных внутренних побуждений.

Возможно, фантазия уникальна для людей. Во всех баснях и мифах есть персонажи, обладающие сверхспособностями, такие как драконы и монстры, изрыгающие огонь, и люди ростом более 10 футов, обладающие необычайной силой и отвагой. У нас также есть сексуальные фантазии, а также фильмы и картины, посвященные этому жанру, называемому фэнтези.

 

В чем разница между воображением и фантазией?

• Воображение – это сложение образов, ощущений и понятий в окончательную картину или идеи.

• Ощущение заставляет нас создавать образы посредством воображения.

• Воображение ориентировано на цель, в то время как фантазия свободно плавает и не требует соблюдения принципов науки и природы.

• Фантазировать об огнедышащем монстре легко и приемлемо, хотя это далеко от реальности.

• Воображение уступает место творчеству, которое отвечает за генерацию новых идей и продуктов.

• Фантазии проистекают из наших глубоких желаний и амбиций.

• Существует роль как воображения, так и фантазии в развитии умственных способностей детей.

 

Воображение против фантазии: полеты разума

  • От участника reComparison
  • 11594

Разница между воображением и фантазией

Хотя большинство людей время от времени склонны к фантазиям, немногие одарены воображением, которое можно воплотить в действиях в «реальном» мире. Обе психические функции совершенно необходимы для счастливой и полезной жизни. Можно сказать, что воображение и фантазия являются проявлениями нашего разума, обращающегося к нашей душе за вдохновением. Иногда проявление ясное и красивое и открывает что-то в наших сердцах. В других случаях люди протягивают руку, но находят только разочарования, от которых сознание или подсознание не избавились по какой-то причине.

Фото spettacolopuro

Фото RLHyde

Определение

Слово «воображение» имеет латинское происхождение и его первоначальная форма imaginare определяется как «воображение». акт создания или представления образа».0005

Цель

Важно отметить, что воображение — это не столько противоположность реальности, сколько метод, с помощью которого люди приспосабливаются к реальности. Основываясь на этой идее, можно сказать, что воображение является важнейшим аспектом реальности и не противоречит ей. На самом деле, некоторые скажут, что надлежащее психическое благополучие невозможно без здоровой дозы воображения. И большинство людей с творческим складом согласятся, что творчество вообще невозможно без воображения.

Фантазия, в свою очередь, является результатом процесса воображения. В большинстве случаев фантазия характеризуется воображаемой серией событий или мысленных образов, причем мечты наяву являются одним из наиболее распространенных проявлений. Фантазии также часто принимают форму истории, в которой участвует человек, фантазирующий, и он или она часто является главным героем фантазии.

По мнению психолога Зигмунда Фрейда, фантазия может служить удовлетворением того, что он назвал «импульсами Ид», которые определяются как самые скрытые желания человека. Они также могут функционировать как защитные механизмы для эго или «узнаваемого я», а в некоторых случаях даже замещать функции суперэго, создавая образ, на котором основываются представления о себе. Учитывая это определение, фантазия может формировать образ, который мы хотели бы спроецировать на других людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *