Фрустрация: что это простыми словами в психологии и как с ней бороться
Даже если ты очень милый и миролюбивый человек, наверняка иногда случается что-то, что тебя очень сильно раздражает или даже откровенно бесит. Электричка уехала, не дождавшись тебя, на прием к стоматологу не удалось попасть из-за аврала на работе, а любимого лака для ногтей не оказалось в продаже. Такие ситуации вызывают фрустрацию, и о том, что это простыми словами, мы расскажем ниже.
Кадр из фильма «Эверли»
Содержание
Что такое фрустрация
Виды фрустраторов
— Лишение
— Потери
— Конфликт
Типы фрустрации
— Внутренняя
— Признаки
Связь с ночными кошмарами
Связь с агрессией
Как победить фрустрацию
Фото Andrea Piacquadio, pexels
Фрустрация в психологии простыми словами — это состояние, которое мы испытываем в ситуации невозможности удовлетворения наших потребностей.
Вот некоторые наглядные примеры фрустрации, с которыми многие из нас часто сталкиваются:
- раздражение от необходимости стоять в пробке или в очереди в магазине;
- огорчение из-за невозможности отправиться на море в связи с нехваткой денег или ограничений, вызванных пандемией;
- злость от того, что не получается отправить/прочитать сообщение из-за плохого сигнала мобильной сети.
Во многих случаях фрустрация быстро проходит — наконец подходит наша очередь, сигнал вновь становится стабильным, а пробка «рассасывается». Однако если фрустрация оказывается долгосрочной, то может привести к другим эмоциям, которые негативно влияют на наше благополучие и психическое здоровье, таким как:
- потеря уверенности в себе;
- стресс;
- гнев;
- агрессивное поведение;
- раздражительность;
- депрессия.
Некоторые люди путают такие термины, как прострация и фрустрация. Основное различие между ними в том, что при фрустрации человек очень хочет чего-то, но получить это ему мешают фрустраторы (о них поговорим позже), а вот при прострации человеку ничего не нужно, и он не способен принимать решения или совершать какие-то действия.
Фото Stan, pexels
Триггеры возникновения этого раздражительного состояния, также известные как фрустраторы, могут варьироваться в зависимости от конкретного человека и вызывать разную степень разочарования. Так, упомянутая выше невозможность отправиться в путешествие в определенные страны может вызвать отчаяние у одних людей и переноситься совершенно спокойно другими.
Самыми распространенными фрустраторами, с которыми чаще всего сталкиваются люди, являются:
- стресс на работе;
- цель, которую мы не можем достичь;
- невозможность найти решение актуальной проблемы.
Существует три основных типа фрустраторов: лишение, потери, конфликт.
Лишение
Среди этой группы — ситуации, в которых у нас нет каких-то средств, чтобы получить то, что мы хотим. Так, например, внешним лишением может быть нехватка денег на покупку какой-то вещи или отсутствие в ассортименте конкретного товара, который мы хотим приобрести.
Внутреннее лишение исходит от нас самих. Яркий пример — низкая самооценка, которая не позволяет откликнуться на интересную вакансию или принять участие в каком-то конкурсе.
Не пропустите
Не пропустите
Устала вечно стоять в сторонке? 9 стратегий, как перестать стесняться и стать уверенней в себе
Потери
Внешние потери, которые вызывают у нас сильную фрустрацию, это смерть любимого человека, увольнение с работы, банкротство или потеря дома в связи с различными обстоятельствами. Что касается внутренних потерь, то они возникают, если наш авторитет поставлен под угрозу, или когда любимый человек изменил нам.
Конфликт
Помимо ссор и разногласий, внешний конфликт может возникать при любой ситуации борьбы (в том числе и с самим собой) — например, если мужчина борется с влюбленностью по отношению к замужней женщине.
Не пропустите
Не пропустите
Почему невежды считают себя экспертами (и наоборот): что такое эффект Даннинга — Крюгера
Внутренний конфликт как фрустратор, также известный как когнитивный диссонанс, возникает при наличии несовместимых убеждений и установок. Пример? Внутренние разногласия у человека, который, с одной стороны, поддерживает движение феминисток, а с другой — не верит в способность женщины самостоятельно принимать решения или ее право отказать мужчине.
Фото Alex Green, pexels
Прежде чем начать бороться с эмоциональной фрустрацией, нужно определить не только ее триггеры, но и источник. Выделяют два основных типа.
Внутренняя фрустрация
С ней мы сталкиваемся, когда разочарованы собой или своей реакцией на что-то. Например, когда не смогли выиграть в каком-то конкурсе, озвучили в компанию шутку, которая всем показалась неудачной, или получили низкую оценку на экзамене.
Внешняя фрустрация
При внешней фрустрации то, что вызывает наше разочарование, находится вне нас. Это может быть потеря времени в пробке или препятствия на пути к тому, чего мы хотим достичь (отсутствие образования, навыков или опыта работы).
Фрустрация может проявляться по-разному. Некоторые из типичных реакций на разочарование таковы:
- потеря самообладания;
- непрерывные движения тела, такие как постоянное постукивание пальцами и вздохи;
- чувство грусти или тревоги;
- отсутствие уверенности в себе;
- проблемы со сном;
- обращение к алкоголю;
- физическое насилие;
- голодание или нерегулярные привычки в еде.
Длительное разочарование может быть тяжелым для организма. Симптомы долговременной фрустрации могут проявляться по-разному. Она может повлиять на все аспекты твоей жизни, даже на режим сна.
Исследования показывают, что длительная фрустрация в повседневной жизни может привести к ночным кошмарам. Часто это происходит, если разочарование заставляет тебя чувствовать себя некомпетентной. Если твои потребности в повседневной жизни не удовлетворяются, это также может привести к плохому сну и ночным кошмарам.
Не пропустите
Не пропуститеФредди опять заглянул в гости: почему снятся кошмары и как от них избавиться
Люди, которые испытывают большое количество фрустраций в своей жизни, могут быть склонны к агрессивному поведению. Это поведение может быть вызвано целым рядом факторов, от личных до социальных проблем. Фрустрация также может привести к негативному разговору с самим собой, который вызывает негативную спираль мышления, приводящую к более агрессивному поведению.
Часто фрустрация ведет к рисковому поведению. Например, испытывая раздражение во время вождения, некоторые люди принимают агрессивные решения на дороге (обгон в неположенном месте, увеличение скорости или игнорирование знаков), подвергая опасности себя и других.
Для того чтобы справиться с фрустрацией, важно добраться до корня проблемы. Эти негативные чувства не исчезнут сами по себе, поэтому тебе нужно выяснить, что их вызывает. Попробуй начать с выполнения следующих шагов, чтобы определить причину твоего разочарования:
1. Поговори о своих чувствах с кем-то, кому ты доверяешь
Проговаривание вслух своего разочарования может помочь разобраться в том, что ты чувствуешь, вместо того чтобы держать это в себе.
2. Начни вести дневник
Запись чувств и переживаний может помочь тебе сформулировать то, чем именно ты недовольна, и облегчить фрустрацию. Это также полезный инструмент, когда ты хочешь оглянуться назад и посмотреть, как далеко ты продвинулась в борьбе с разочарованием.
3. Найди альтернативный способ достижения своей цели или измени свой план
Если ты испытываешь фрустрацию, потому что долго не можешь достичь своей цели, возможно, пришла пора пересмотреть средства ее достижения. Так, когда ты не можешь похудеть, стоит обратиться к диетологу за консультацией, а при невозможности выучить иностранный язык можно сменить репетитора или программу занятий.
Часто ли ты испытываешь фрустрацию?
4. Осознай, что ты можешь изменить, а что нет
Принятие ситуации может облегчить фрустрацию, когда ты поймешь, что не контролируешь то, что произошло, и не способна оказывать влияние на некоторые внешние факторы. Признание наличия фрустрации — это первый шаг к ее преодолению.
Если у тебя по-прежнему возникают проблемы с разочарованием и гневом, вот что еще можно попробовать.
1. Сделай паузу, прежде чем реагировать
Отсчет от одного до десяти или несколько глубоких вдохов могут помочь создать некоторую эмоциональную дистанцию между тем, что вызывает твои негативные чувства.
2. Отстранись от ситуации
Выход на улицу или даже просто из комнаты на несколько минут может помочь успокоиться, особенно если ты чувствуешь себя в ловушке и злишься на кого-то из присутствующих. Это может помочь подавить волну гнева или разочарования, которые ты испытываешь в этот момент.
3. Дай себе физическую нагрузку
Упражнения могут дать возможность снять напряжение и выплеснуть ту энергию, которая накапливается в теле в момент фрустрации. Плюс, физическая активность вызывает выработку эндорфинов, которые помогут выровнять твое настроение.
4. Начни управлять своими собственными ожиданиями
Как бы нам всем этого ни хотелось, мы не можем полностью предсказать, как будет развиваться каждая ситуация или поведение другого человека. Часто гнев или фрустрация могут возникать из-за ситуаций или людей, не соответствующих нашим ожиданиям, стандартам или предположениям. Важно оставаться гибкими и уметь принимать неизбежное, чтобы не подвергать себя разочарованию, когда все идет не так, как мы хотим.
5. При необходимости обратись за профессиональной помощью
Если ты чувствуешь, что не можешь контролировать свой гнев в момент фрустрации, пришло время обратиться за профессиональной помощью, прежде чем ситуация выйдет из-под контроля.
- Если память изменяет: как распознавать ранние признаки деменции
Читайте также
Автор
Мария Минаева
Редактор рубрик «Психология» и «Отношения».
Какое впечатление произвела на вас эта статья?
Рекомендуем
Варикоз: лечение без разрезов и долгого периода восстановления
Если память изменяет: как распознавать ранние признаки деменции
«Вот так перл!»: 7 способов добавить в образ украшения с жемчугом и при этом выглядеть современно
Как избежать любого конфликта: 10 советов психолога
Двойные стандарты в отношениях: как их определить и что к этому приводит
Корень зла: 5 привычных ритуалов, которые портят тебе настроение с утра
Какие профессии самые востребованные в 2023 году: рассказывает эксперт
Тест: узнай свой внутренний возраст
«Голоса в голове дают неплохие советы и мне, и моим покупательницам»: откровенные истории продавцов-консультантов, в которые верится с трудом
Реклама на lisa. ru
что это такое, определение простыми словами, суть
Фрустрация – это чувство, которое сопровождает переживание препятствий в достижении целей; акт воспрепятствования чьим-то планам или усилиям; чувство досады из-за препятствий или критики.
Что такое ФРУСТРАЦИЯ — определение, значение простыми словами.
Простыми словами, Фрустрация – это психологическое и эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях, когда человек не может достичь желаемых целей.
Синонимы слова фрустрация: разочарование, тревожность, безысходность, срыв.
Фрустрация возникает всякий раз, когда ожидаемые результаты (стремления) не соответствуют прилагаемым усилиям. В психологии фрустрация – это не обязательно негативное явление. Состояние фрустрации может стать индикатором некоторых проблем в жизни людей и, в результате, стать стимулом к изменениям, мотивом для улучшения способа жизни. Но, когда это приводит к неконтролируемому гневу, негодованию, депрессии, когда возникает чувство смирения, фрустрация становится разрушительной.
Источники фрустрации.
В психологии выделяют внутренние и внешние источники возникновения состояния фрустрации:
- Внутренние источники
Обычно связаны с разочарованием, которое возникает, когда мы не можем иметь то, что хотим, в результате личных настоящих или же придуманных недостатков, таких как неуверенность в себе, страх перед различными типами социальных ситуаций. Другой тип внутренней фрустрации возникает, когда у человека есть цели, противоречащие друг другу.
- Внешние источники
Связанные с внешними условиями, такими как физические препятствия, например, другие люди и вещи, которые мешают достижению наших целей. Одним из самых больших источников фрустрации в современном мире является ощущение бесполезной траты времени. Внешняя фрустрация человека неизбежная, иногда мы просто ничего не можем с этим поделать. Такова жизнь. Принятие ее – один из секретов избегания эмоциональной фрустрации.
Типы фрустрации.
Все люди сталкиваются с различными типами проблем как в личной, так и в профессиональной жизни. Проблемы и вызовы рассматриваются как неотъемлемая часть жизни людей, ведь все мы, независимо от касты, вероисповедания, расы, этнической принадлежности, религии, пола, возрастных групп, уровня образования, профессий, категорий и происхождения, имеем цели и задачи, которых необходимо достичь. В этом процессе мы должны понимать, что будем сталкиваться с ситуациями и случаями, которые вызовут чувство фрустрации. Вот наиболее распространенные типы фрустраций, с которыми мы можем столкнуться.
- Личная фрустрация
Люди переживают личную фрустрацию из-за личных проблем. Мы часто многого ожидаем от других и от себя. Мы хотим, чтобы другие были совершенными, а также боимся и собственных ошибок. Но совершенство – не что иное, как миф, поэтому ожидание совершенства определенно вызовет фрустрацию.
- Конфликтная фрустрация
Этот тип фрустрации люди чувствуют, когда у них возникают конфликтные ситуации и споры. В настоящее время конфликты случаются между коллегами по работе, служащими и владельцами, между путешественниками, незнакомцами и т. д. В наши дни люди живут под таким большим давлением, что оно становится причиной конфликтной фрустрации. Сегодня даже происходят конфликты между незнакомцами, которые никогда не видели друг друга, не знают друг друга, но все же ссорятся из-за ненужной темы. Речь идет о социальных сетях. Люди ссорятся из-за комментариев. Это тоже становится причиной конфликтной фрустрации. После спора люди разочаровываются и портят весь свой день, думая об этом конфликте.
Всегда относитесь к своему разочарованию или настроению в позитивном ключе, ищите решение и имейте позитивный настрой, чтобы избежать этого типа фрустрации.
- Фрустрация давления
Фрустрация давления возникает, когда люди чувствуют давление на работе. Здесь нужно понимать, что существует огромная разница между мотивацией и давлением в рабочей среде. В настоящее время руководство пытается использовать мотивацию для повышения продуктивности своих сотрудников. Мотивация действительно очень позитивная и побуждает людей выполнять больше работы, помогает людям понять свои способности, заряжает позитивом. Психологическое давление и большая нагрузка становятся причиной фрустрации. Например, предоставление большого количества домашних заданий студентам может стать фрустрацией давления со стороны преподавателя.
- Фрустрация из-за окружения
Если мы живем в позитивной и радостной среде, тогда оставаться позитивным легко, но, тем не менее, если мы работаем или остаемся в негативной среде, где люди всегда лгут или ссорятся из-за незначительных причин или всегда говорят о жизни негативно, тогда разочароваться очень легко. Хорошая среда дает нам положительные эмоции, тогда как отрицательная среда может быть причиной нашего разочарования. Очень важно выбрать правильных людей и правильное окружение, чтобы наша жизнь была мирной, радостной и счастливой.
- Фрустрация ответа
Это разочарование, которое испытывают люди, когда они не получают соответствующих и точных ответов. Когда люди общаются с другими, они ожидают, что другие ответят им. Общение происходит как в устной, так и в письменной форме. Устное общение происходит либо лицом к лицу, либо по телефону. Письменное общение осуществляется посредством сообщений, писем, уведомлений, электронных писем и т. д. Когда кто-то общается по электронной почте на важную тему, а ответы не получаются постоянно, это разочаровывает. Когда люди общаются с другими, они стремятся к тому, чтобы другие предоставили им фактическую информацию, относились к ним с уважением и вежливостью, были готовы помочь и сотрудничать. Когда эти черты проявляются на практике, люди могут не только хорошо выполнять свои служебные обязанности, задачи, достигать желаемых целей, но и способны эффективно справляться с психологической проблемой фрустрации. Таким образом, можно утверждать, что надлежащая реализация коммуникационных процессов будет эффективно способствовать уменьшению фрустрации ответа.
- Фрустрация из-за незнания
Дома, в учебных заведениях и на рабочих местах крайне важно, чтобы люди обладали достаточными знаниями о ряде факторов. Это цели и задачи; должностные обязанности и ответственность; методы, подходы и процедуры; законы и правила; рабочая этика; методы разрешения конфликтов; управление ресурсами; способы улучшения общей структуры организаций; способы справиться с психологическими проблемами; использование различных типов технологий. Когда люди не осведомлены об этих факторах, они разочаровываются. Чувство фрустрации развивается по мере того, как они сталкиваются с препятствиями из-за неосведомленности.
- Фрустрация из-за проблем со здоровьем и болезней
Здоровье – это богатство. Понятно, что все люди стремятся поддерживать хорошее физическое и психологическое здоровье. Когда люди испытывают проблемы со здоровьем, они в значительной степени сталкиваются с психологической проблемой фрустрации. Следовательно, на протяжении всей жизни люди должны учитывать факторы, необходимые для поддержания хорошего здоровья. Для этого им нужно научиться справляться с различными проблемами со здоровьем и болезнями.
- Разочарование из-за нехватки ресурсов
Людям необходимо обладать достаточными ресурсами (финансовыми, техническими и материальными), чтобы улучшать общие условия своей жизни. Когда люди испытывают нехватку этих ресурсов, они сталкиваются с препятствиями в практическом выполнении должностных обязанностей, достижении личных и профессиональных целей. Следовательно, они в значительной степени испытывают психологическую проблему фрустрации.
Реакции на фрустрацию
Некоторые из типичных реакций на фрустрацию – это:
- Гнев
- Отказ от цели
- Потеря уверенности
- Стресс и депрессия
- Другие реакции, например, злоупотребление наркотиками или алкоголем.
Меры по преодолению разочарований:
- эффективное применение коммуникационных процессов;
- генерирование информации в терминах концепций, факторов, методов и процедур;
- быть ориентированным на достижение целей и задач;
- поддержание хорошего физического и психологического здоровья.
«Разочарован?» Возможно, присутствует еще одна эмоция
Источник: Андре Хантер/Unsplash
Как многолетний терапевт и обозреватель психического здоровья, я бы сказал, что «разочарование» — это один из самых распространенных эмоциональных ярлыков, которые, как я слышал, используются для описания трудных времен. в жизни, от повседневных неприятностей до больших колей, из которых кажется невозможным выбраться. И хотя этот термин, очевидно, полезен в качестве отправной точки для людей, объясняющих свои эмоциональные переживания, я считаю, что чаще всего стоит пойти дальше.
Разочарование, вероятно, является верхним слоем чувства. Это говорит о чувстве застоя или беспомощности, неспособности заставить все происходить так, как хочет кто-то. Merriam-Webster определяет частичное разочарование как «чувство уныния, гнева и раздражения из-за нерешенных проблем или невыполненных целей, желаний или потребностей».
Мы представляем себе человека, который не может открыть банку с соусом для спагетти, или, что более серьезно, человека, который не может заставить своего партнера понять его эмоциональные потребности. Для многих из моих клиентов разочарование может заставить их действовать, от словесной перепалки до полного отказа в гневе, от повешения на кого-то до удара ногой по стене.
Но хотя эта картина разочарования — сердитый, угрюмый человек, которого раздражает тщетность своих усилий — является обычным явлением, при небольшом эмоциональном исследовании мы можем увидеть, что в основе разочарования может лежать дополнительный набор возможных эмоций. И первый шаг к тому, чтобы пережить этот опыт здоровым образом, — это выяснить, что именно представляют собой эти более глубокие эмоции. Вот несколько распространенных примеров.
Гнев: Классический спутник разочарования, гнев часто возникает, когда вы чувствуете, что что-то вам мешает, и ваш гнев направлен на этого человека или предмет. Вы хотите вырвать неработающую посудомоечную машину и поджечь ее или выбросить замерзший компьютер в окно. Вы уже хотите кричать на своего подростка, чтобы он сел в машину, потому что вы четыре раза сказали ему надеть туфли, но этого все еще не происходит.
Когда проявляется гнев, полезно проверить это чувство (не корить себя за гнев и не пытаться его замаскировать), а также понять, как справляться с этим гневом, не причиняя вреда себе или другие.
Тревога или страх: Часто «разочарование» кажется более безопасным чувством, чем страх. Но в этих случаях вас действительно расстраивает тот факт, что вы хотите получить ответы на что-то пугающее: вы ищете уверенности или уверенности, и все же это не приходит.
Вы «разочарованы» тем, что доктор не свяжется с вами, как обещала. Вы «разочарованы» тем, что ваш партнер не зарегистрировался после долгой поездки. Однако на самом деле ваше разочарование вызвано беспокойством. Будет полезнее признать и обозначить эту тревогу, чем постоянно сталкиваться с ограничениями контроля над ситуацией.
Печаль: Печаль также может казаться более грозной, чем разочарование. Иногда грусть возникает из чувства отчаяния по поводу кажущейся безнадежности ситуации. Вы хотите, чтобы ситуация изменилась — или, может быть, вы даже хотите изменить часть себя — и все же этого не происходит. Это не только заставляет вас чувствовать себя «разочарованным», но и может стать началом скорбного процесса отпускания чего-то, что, как вы всегда думали, должно произойти.
Или, что еще серьезнее, вы хронически разочаровываетесь в себе. Представьте себе «разочарование», которое возникает из-за невозможности достичь определенной цели в фитнесе или потери работы. Признание и преодоление печали послужит вам в долгосрочной перспективе лучше, чем просто признание себя разочарованным.
Вина: Когда чувство вины лежит в основе разочарования, оно обычно включает в себя желание разрешить ситуацию, которую вы еще не себе простили . Вы хотите просто иметь возможность двигаться дальше, и все же вы разочарованы тем, что не можете, и вы не можете избежать своих чувств. Возможно, вы ищете чьей-то помощи в этом процессе, а они этого не делают.
Подобные случаи, которые я наблюдал, включают разочарование в связи с другом, который все еще не «переживает» ошибку, которую вы совершили, или желание закончить спор с партнером и просто «забыть об этом» — чувство разочарования из-за их, что они просто так не отпустят. Может быть, вместо этого было бы полезно более прямо взглянуть в лицо своим собственным чувствам по поводу того, что произошло?
Стыд: Связанный с виной, стыд, тем не менее, иногда настигает даже тогда, когда не за что винить. Если у вас в анамнезе низкая самооценка, синдром самозванца или ощущение, что вы «плохой», вы можете быть необычайно чувствительны к разочарованию, связанному с переносом этих чувств.
Тяжесть долговременного стыда может вызвать общее чувство беспомощности и безнадежности, которые могут усилить ваше разочарование. Если вы испытываете хроническое разочарование, которое, кажется, связано с ощущением, что вы недостаточно достойны жить той жизнью, которой хотите, возможно, стоит более глубоко изучить это потенциальное чувство стыда.
Умение обозначить и идентифицировать свои чувства связано с лучшим преодолением трудностей и благополучием. Итак, в следующий раз, когда вы почувствуете разочарование, посмотрите, сможете ли вы пойти еще глубже и лучше определить корень проблемы.
Что вас в последнее время «разочаровало»? Дай мне знать в комментариях!
Гипотеза фрустрации-агрессии
- Гипотеза фрустрации-агрессии основана на психодинамическом подходе. Когда люди фрустрированы, они испытывают влечение к агрессии по отношению к объекту своей фрустрации, но это часто невозможно или неуместно, поэтому источник их агрессии вытесняется чем-то или кем-то другим.
- Он использует концепции катарсиса (снятие эмоционального напряжения) и смещения (бессознательный защитный механизм, посредством которого разум переключает эмоции с их первоначального источника на менее угрожающий, опасный или неприемлемый, чтобы избежать беспокойства).
- Разочарование — это чувство напряжения, которое возникает, когда блокируются наши усилия по достижению цели. Согласно этой теории, предложенной Доллардом (1939), фрустрация часто ведет к агрессии.
Содержание
Исходные данные и предположения
Гипотеза фрустрации-агрессии утверждает, что агрессия является результатом фрустрации. Фрустрация — это любое событие или стимул, мешающий человеку достичь цели, и сопровождающее его качество подкрепления (Dollard & Miller, 19). 39).
Когда наше стремление к достижению цели блокируется внешними факторами, мы испытываем разочарование, которое, в свою очередь, порождает агрессивное стремление, а это может привести к агрессивному поведению.
Когда мы выражаем эту агрессию физически, вербально или фантазируя, мы испытываем катарсис, и наше эмоциональное напряжение снижается.
Однако наша агрессия не всегда направлена на законную цель, потому что это может быть слишком опасно, и мы рискуем быть наказанными, или потому что эта цель недоступна, поэтому мы смещаем нашу агрессивную реакцию на менее опасную цель или того, кто просто оказался подарок. Это называется смещением.
Первыми, кто сформулировал гипотезу фрустрации-агрессии, были исследователи из Йельского университета Джон Доллард, Леонард Дуб, Нил Миллер, О. Г. Моурер и Роберт Сирс (1939).
Группа попыталась объяснить практически всю человеческую агрессию с помощью нескольких основных идей в своей книге Разочарование и агрессия .
Доллард и др. определяют фрустрацию как событие, а не как аффективное состояние (Breuer and Elson, 2017). Джон Доллард считал фрустрацию неожиданной блокировкой цели, которую кто-то ожидал.
Эта характеристика фрустрации через наблюдаемые качества событий и характеристики окружающей среды позволяет объективно проверять и описывать ее эффекты, а не полагаться на субъективные сообщения о собственном опыте.
Это важное различие, потому что это определение фрустрации также подразумевается модификациями и переформулировками гипотезы фрустрации-агрессии.
Человек, который громко оскорбляет руководство по эксплуатации после двух часов неудачной попытки собрать настенный шкаф ИКЕА, или Малыш, который закатывает истерику, заметив, что его любимая игрушка находится вне досягаемости на кухонном столе, — повседневные примеры связи между фрустрирующими событиями и агрессивными реакциями (Бройер и Элсон, 2017).
Примеры
Начиная с 1990-х годов, несколько исследований либо изучали фрустрацию, чтобы объяснить возможную связь между игрой в видеоигры и агрессией, либо намеревались проверить гипотезу фрустрации-агрессии непосредственно для видеоигр.
В одном из таких исследований Breuer et al. (2015) исследовали влияние результатов игры и «мусорной болтовни» в соревновательной многопользовательской спортивной видеоигре на агрессивное поведение.
Исследователи показали, что неблагоприятные исходы (т. е. проигрыш) усиливают послеигровую агрессию, в то время как пустословие соперника не имеет такого эффекта.
Проверяя гипотезу фрустрации-агрессии, исследователи обнаружили, что влияние проигрыша на агрессивное поведение опосредовано негативным аффектом, предполагая, что гипотезу фрустрации-агрессии можно применить к использованию видеоигр (Breuer et al., 2015). .
Однако разочарование может возникнуть и из-за самой видеоигры, без присутствия человека-косплеера или противников. Например, одиночный игрок, играющий в игру, в которой есть несоответствие между навыками игрока и требованиями игры, может испытывать разочарование.
Кроме того, Берковиц (1989) выдвинул гипотезу, хотя и противоречивую, о том, что агрессивные сигналы, такие как насилие в СМИ, могут быть модератором отношений между фрустрацией и агрессией.
Уитакер и др. (2013) предположили, что фрустрация может мотивировать людей участвовать в жестоких видеоиграх, поскольку они позволяют игроку действовать агрессивно в виртуальной среде.
Причины разочарования
Значение цели и ожидания
Исторически бихевиористы в ранней психологии определяли фрустрацию как событие, возникающее в результате прекращения подкрепления, которое ранее поддерживало поведение.
Например, если голубь, который ранее получал гранулу каждый раз, когда нажимал на рычаг, вдруг перестал получать гранулу, он испытал бы фрустрацию (Breuer and Elson, 2017).
Обычно этот приступ подкрепления приводит к тому, что люди демонстрируют внезапное и временное увеличение частоты поведения, которое ранее подкреплялось, так называемый всплеск угасания.
Однако отказ от поощрения может также привести к новому поведению в попытке повторно получить награду методом проб и ошибок.
Amsel (1962) предсказывает, что фрустрация возникает, когда ожидаемое вознаграждение снижается, а Hanratty et al. (1972) описывают фрустрацию как отказ от ожидаемого подкрепления (Бройер и Элсон, 2017).
Браун и Фарбер (1951) определили два требования к фрустрирующему событию в соответствии со стандартом Долларда и др. (1939): во-первых, достижение цели должно быть важным или актуальным для человека, и, во-вторых, достижение Цель должна восприниматься человеком как вероятный результат.
Такие исследователи, как Ханер и Браун (1955), также обнаружили, что чем ближе человек к достижению цели, тем интенсивнее влияние фрустрации на последующее агрессивное поведение человека (Харрис, 1974; Брейер и Элсон). , 2017).
Это известно как принцип градиента цели (Thompson and Kolstoe, 1974).
Хотя степень, в которой фрустрация мешает достижению желаемого результата, имеет значение (Berkowitz, 1989), переживание фрустрации при попытке достичь цели может на самом деле сделать ее более привлекательной, усиливая реакцию на последующую фрустрацию (Filer, 1989). 1952).
Теория самоопределения (Ryan and Deci, 2000) рассматривает фрустрацию как нарушение основных психологических потребностей людей в отношении, автономии и компетентности.
Согласно этой теории, наличие стимулирующих агрессию сигналов не является ни необходимым, ни достаточным для возникновения агрессии (Breuer and Elson, 2017).
Межличностные причины
Конкуренция между несколькими людьми также может быть причиной фрустрации (Deutsch, 1949).). Берковиц (1989) отмечал, что «конкурентные встречи, по крайней мере, частично разочаровывают, поскольку соперники блокируют попытки друг друга достичь спорной цели и угрожают друг другу полной потерей».
Некомпетентные или эгоистичные партнеры также могут вызвать разочарование, поскольку их пагубное поведение может помешать отдельным лицам достичь личных достижений, а группам — достичь общей цели там, где важно успешное сотрудничество.
Например, эксперимент «Пещера разбойников», в котором две группы подростков участвовали в серии соревновательных мероприятий за групповой трофей и индивидуальные призы, показал, что товарищи по команде наказывали тех, кто тормозил групповые достижения (Шериф, Харви, Уайт, Худ и Шериф). , 1961; Брейер и Элсон, 2017).
Переформулировка гипотезы фрустрации-агрессии
Первоначальная формулировка гипотезы фрустрации-агрессии, предложенная Доллардом и др., не осталась без серьезной критики. В ответ на это Берковиц (1989) переформулировал гипотезу фрустрации-агрессии таким образом, что сегодня используются самые последние исследования причин и последствий фрустрации.
Берковиц утверждал, что фрустрация вызывает негативный аффект, а этот негативный аффект вызывает агрессию. Другие утверждали, что фрустрация также влияет на когнитивные функции и физиологическое возбуждение (Anderson and Bushman, 2002; Breuer and Elson, 2017).
В отличие от Долларда и др., которые предполагали, что агрессия является исключительным результатом фрустрации (1939), Берковиц переформулировал, что обиды, тревога (Hokanson, 1961), неприятные условия окружающей среды, аверсивные эффекты и обстоятельства могут вызывать агрессию (Бройер и Элсон). , 2017).
Берковиц также называет реакцию на фрустрацию «агрессивными наклонностями» вместо агрессии или агрессивного поведения. Эти склонности имеют как когнитивный, так и аффективный компоненты. Отсюда следует, что негативный аффект, вызываемый фрустрацией, не обязательно может привести к наблюдаемой агрессии.
Различные факторы также могут опосредовать агрессию, например, переоценка человеком ситуации, сильные стимулы не быть агрессивными или неприятные последствия, или отсутствие возможности вести себя агрессивно по отношению к источнику фрустрации.
Короче говоря, Берковиц (1989) переформулировал теорию фрустрации-агрессии, сделав ее более сложной, но включающей причины и следствия, которые трудно наблюдать, что затрудняет фальсификацию сделанных на ее основе предсказаний.
Например, в случае, когда кто-то расстроен, но не ведет себя агрессивно, может быть нелегко определить, было ли это связано с отсутствием отрицательного аффекта или с тем, что кто-то не действовал в соответствии со своими агрессивными наклонностями (Бройер и Элсон, 2017).
Помимо переформулировки гипотезы фрустрации-агрессии, Берковиц (1990) создал когнитивную неоассоциативную теорию агрессии, а другие психологи, такие как Андерсон и Бушман (2002), вывели свои теории на основе гипотезы фрустрации-агрессии. .
Брейер и Элсон (2017) представляют связь между фрустрацией и агрессией как многоступенчатую модель. Пережив фрустрирующее событие, человек принимает во внимание несколько факторов, таких как степень оправданности разочарования, желательность цели и степень, в которой он ожидал разочарования.
Это может перейти в негативный аффект, после чего у индивидуума в зависимости от его склонности к агрессии, раздражительности и эмоциональной устойчивости могут развиться агрессивные наклонности.
Приведут ли эти агрессивные наклонности к агрессивному поведению или нет, зависит от таких факторов, как социальные нормы, анонимность, видимость последствий и инструментальная ценность агрессивного действия.
Критическая оценка
- Хотя некоторые утверждают, что выражение агрессии служит катарсису, Морлан (1949) утверждает, что выражение агрессии создает порочный круг, ведущий к дальнейшей агрессии, поскольку агрессивные акты редко происходят или существуют в изоляции и иметь последствия для будущих взаимодействий (Бройер и Элсон, 2017).
- Согласно Берковицу, фрустрация создает склонность к агрессии, но внешние сигналы могут действовать как спусковой крючок для агрессивного поведения. Этот аргумент используется для защиты сокрытия оружия в таких странах, как США, где люди могут носить оружие, поскольку это может послужить сигналом к его использованию. «Палец нажимает на курок, но курок может также нажимать на палец».
- Гипотеза фрустрации-агрессии не объясняет индивидуальных различий в том, как люди реагируют на фрустрацию. Некоторые люди могут уйти, в то время как другие станут крайне физически или словесно оскорблять.
- Брэд и Бушман (2002) обнаружили, что вместо катарсиса, как предсказывает гипотеза, выплескивание гнева делает людей более злыми и агрессивными.
- Это объясняет реактивную агрессию, которая является ответом на угрозу или провокацию, но не объясняет упреждающую, инструментальную (расчетную) агрессию, когда агрессия используется как средство для достижения цели.
- Не принимает во внимание свободную волю и моральные ценности; например, пацифист вряд ли прибегнет к агрессии, когда испытывает разочарование.
На применение агрессии влияют различные факторы, которые не были предсказаны гипотезой:
- Агрессия более вероятна, если цель очень близка, чем если достижение цели менее вероятно.
- Агрессия более вероятна, если ее использование может устранить препятствие на пути к достижению цели.
- Агрессия более вероятна, если фрустрация оправдана (Dill & Anderson, 1995)
Амзель, А. (1962). Фрустративное отсутствие вознаграждения при обучении с частичным подкреплением и различением: немного недавней истории и теоретическое расширение. Психологический обзор, 69 (4), 306–328.
Андерсон, Калифорния, и Бушман, Би Джей (2002). Человеческая агрессия. Ежегодный обзор психологии, 53 (1), 27-51.
Берковиц, Л. (1958). Выражение и снижение враждебности. Psychological Bulletin, 55(5), 257.
Berkowitz, L. (1988). Фрустрации, оценки и вызываемая отвращением агрессия. Агрессивное поведение, 14(1), 3-11.
Берковиц, Л. (1989). Гипотеза фрустрации-агрессии: проверка и переформулировка. Психологический бюллетень, 106(1), 59.
Берковиц, Л. (1990). О формировании и регуляции гнева и агрессии: когнитивно-неоассоциационистский анализ. Американский психолог, 45(4), 494.
Бетанкур Б. и Миллер Н. (1996). Гендерные различия в агрессии как функция провокации: метаанализ. Психологический бюллетень, 119(3), 422.
Брейер, Дж., Шарков, М., и Квандт, Т. (2015). Больные неудачники? Пересмотр гипотезы фрустрации-агрессии для совместной видеоигры. Психология популярной медиакультуры, 4(2), 126.
Брейер, Дж., и Элсон, М. (2017). Теория фрустрации-агрессии (стр. 1-12). Уайли Блэквелл.
Браун, Дж. С., и Фарбер, И. Э. (1951). Эмоции, концептуализированные как промежуточные переменные, с предложениями теории фрустрации. Психологический бюллетень, 48(6), 465.
Бернштейн, Э., и Уорчел, П. (1962). Произвольность фрустрации и ее последствия для агрессии в социальной ситуации. Журнал Личности.
Басс, А. Х. (1963). Физическая агрессия по отношению к разным фрустрациям. Журнал ненормальной и социальной психологии, 67 (1), 1.
Басс, А. Х. (1966). Инструментальность агрессии, обратной связи и фрустрации как детерминанты физической агрессии. Журнал личности и социальной психологии, 3(2), 153.
Капрара, Г.В. (1982). Сравнение гипотез фрустрации-агрессии и эмоциональной восприимчивости. Агрессивное поведение.
Коэн, А. Р. (1955). Социальные нормы, произвольность фрустрации и статус агента фрустрации в гипотезе фрустрации-агрессии. Журнал ненормальной и социальной психологии, 51 (2), 222.
Чиксентмихайи, М. (1990). Поток: психология оптимального опыта. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Harper Perennial.
да Глория, Дж. (1984). Разочарование, агрессия и чувство справедливости. В А. Маммендей (ред.), Social
психология агрессии: от индивидуального поведения к социальному взаимодействию (стр. 127–141). Берлин, Германия: Springer.
Дэвиц, Дж. Р. (1952). Влияние предыдущего обучения на поведение после фрустрации. Журнал ненормальной и социальной психологии, 47 (2S), 309..
Дойч, М. (1949). Экспериментальное исследование влияния сотрудничества и конкуренции на групповой процесс. Человеческие отношения, 2(3), 199–231. doi: 10.1177/0018726740301
Дилл, Дж. К., и Андерсон, К. А. (1995). Влияние оправдания фрустрации на враждебную агрессию. Агрессивное поведение, 21(5), 359-369.
Доллард, Дж., Миллер, Н.Э., Дуб, Л.В., Моурер, О.Х., и Сирс, Р.Р. (1939). Разочарование и агрессия.
Джин, Р. Г. (1968). Влияние фрустрации, нападения и предшествующей тренировки агрессивности на агрессивное поведение. Журнал личности и социальной психологии, 9(4), 316.
Filer, RJ (1952). Разочарование, удовлетворение и другие факторы, влияющие на привлекательность целевых объектов. The Journal of Abnormal and Social Psychology, 47(2), 203.
Гроссарт-Матичек, Р., Айзенк, Х. Дж., и Веттер, Х. (1989). Причины и средства от предрассудков: эмпирическое исследование гипотезы фрустрации-агрессии. Личность и индивидуальные различия, 10(5), 547-558.
Ханер, К.Ф., и Браун, П.А. (1955). Уточнение концепции побуждения к действию в гипотезе фрустрации-агрессии. Журнал ненормальной и социальной психологии, 51 (2), 204.
Hanratty, M.A., O’neal, E., & Sulzer, J.L. (1972). Влияние фрустрации на имитацию агрессии. Журнал личности и социальной психологии, 21 (1), 30.
Харрис, М. Б. (1974). Медиаторы между фрустрацией и агрессией в полевом эксперименте. Журнал экспериментальной социальной психологии, 10 (6), 561-571.
Хокансон, Дж. Э. (1961). Влияние фрустрации и тревоги на открытую агрессию. Журнал ненормальной и социальной психологии, 62(2), 346.
Иххайзер, Г. (1950). Фрустрация и агрессия или фрустрация и защита: контргипотеза.
Крегарман, Дж. Дж., и Уорчел, П. (1961). Произвол фрустрации и агрессии. Журнал ненормальной и социальной психологии, 63 (1), 183.
Кулик, Дж. А., и Браун, Р. (1979). Разочарование, приписывание вины и агрессия. Журнал экспериментальной социальной психологии, 15 (2), 183-194.
Миллер С. и Маурер Д. Доллард. 1941. «Гипотеза фрустрации-агрессии». Психологический обзор, 48(4), 337.
Морлан, Г.К. (1949). Заметка о теориях фрустрации-агрессии Долларда и его соратников. Психологический обзор, 56 (1), 1.
Пасторе, Н. (1950). Пренебрегаемый фактор в гипотезе фрустрации-агрессии: комментарий. Журнал психологии, 29 (2), 271-279.
Пасторе, Н. (1952). Роль произвола в гипотезе фрустрации-агрессии. The Journal of Abnormal and Social Psychology, 47(3), 728.
Rothaus, P., & Worchel, P. (1960). Торможение агрессии при непроизвольной фрустрации. Журнал Личности.
Правило, Б.Г., Дайк, Р., и Несдейл, А.Р. (1978). Произвольность фрустрации: торможение или подстрекательство влияет на агрессию. Европейский журнал социальной психологии, 8(2), 237-244.
Райан, Р. М., и Деси, Э. Л. (2000). Теория самоопределения и содействие внутренней мотивации, социальному развитию и благополучию. Американский психолог, 55 (1), 68–78.
Селигман, MEP (1975). Беспомощность: о депрессии, развитии и смерти. Сан-Франциско, Калифорния: Фримен.
Шериф, М., Харви, О.Дж., Уайт, Б.Дж., Худ, В.Р., и Шериф, К.В. (1961). Межгрупповое сотрудничество и конкуренция: эксперимент «Пещера разбойников». Норман, Оклахома: университетская книжная биржа.
Томпсон-младший, Р. Дж., и Колстоу, Р. Х. (1974). Физическая агрессия как функция силы фрустрации и инструментальности агрессии.