Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Что такое фрустрация в психологии: Фрустрация. Что такое «Фрустрация»? Понятие и определение термина «Фрустрация» – Глоссарий

Содержание

что это такое, определение, причины и как справиться?

В идеале хочется научиться смотреть на неудачи с оптимизмом, а из поражений извлекать только полезный опыт. Но здесь, в этой реальности несбывшиеся ожидания оставляют совсем другие эмоции: разочарование, раздражение, злость. Психологи называют это состояние красивым, но непонятным словом – фрустрация. А мы рассказываем: как проявляется фрустрация и что с этим делать.

Что такое фрустрация?

Фрустрация — это эмоциональное состояние, которое возникает в связи с реальной или мнимой невозможностью удовлетворить собственные желания и характеризуется переживанием целого ряда негативных эмоций. Это абсолютно нормальная реакция на ситуацию, когда что-то идет вопреки нашим ожиданиям. В ней нет ничего плохого. Проблемы начинаются там, где первичные эмоции раздражения, агрессии, злости постепенно сменяются страхом, паникой, обесцениванием и приводят к чрезмерному внутреннему напряжению, беспокойству, заниженной самооценке.

Фрустрация в психологии относится к эмоционально травмирующим состояниям. Оно не ограничивается одной-двумя негативными эмоциями – человек переживает весь спектр негатива. Длительное пребывание в этом состоянии вызывает дискомфорт, недовольство собой. Затяжная фрустрация может привести к серьезным личностным проблемам: депрессии, неврозу, перееданию, изменению характера, а также спровоцировать агрессивное или девиантное поведение.

О том, что человек находится в фрустрирующей ситуации, говорят два главных признака: сильная мотивированность достичь цели и мешающие этому препятствия. С фрустрацией сталкивался каждый, кто хоть раз в жизни переживал по поводу «тщетных ожиданий» (так переводится с латинского слово «Frustratio»). Неважно, относятся трудности к категории реальных или выдуманных, преодолимых или непреодолимых, главное – научиться грамотно справляться с этим состоянием.

Пройти тест на психику

Психология понятия, причины и классификация.

Долгое время термин использовался в обиходном языке для обозначения самых разных явлений. Философы и психологи не могли прийти к единому мнению: фрустрация – что это? Независимый предмет изучения или часть общей теории поведения? Серьезный интерес к фрустрации как одной из сложных жизненных проблем возник после публикаций работ З. Фрейда. Для Фрейда понятия «неоправданных ожиданий», «обмана» относились, прежде всего, к невозможности получить удовлетворение в сексе. Позже появилось несколько теорий о природе этого состояния, а термин начали применять ко всем сферам жизни.

По мнению большинства исследователей, фрустрация должны изучаться в контексте более широкой проблемы: психологической выносливости по отношению к проблемным ситуациям. Еще одна неясность касалась того, к чему относить термин «фрустрация» – к внешним преградам или внутриличностному конфликту. В некоторых публикациях внешние барьеры называют фрустраторами и разделяют:

  • Психологические (страх, неуверенность, некомпетентность).
  • Биологические (болезнь, старость).
  • Физические (арест, недостаточное количество денег).
  • Социологические (законы, нормы морали).

Фрустрационные состояния различаются по своему психологическому содержанию и по длительности. Фрустрация как психическое состояние бывает:

  • Типичная для конкретного человека характеристика личности.
  • Нетипичная, но провоцирующая изменение характера.
  • Ситуационная или эпизодическая (конфликт, потеря, утрата близкого).

На силу фрустрации заметно влияет значимость цели. Одно дело – разочароваться после покупки бракованной вещи, другое – впасть в отчаяние после отказа в приеме на работу. Но разрушительные последствия затяжной фрустрация не проявляются одномоментно. Обычно им предшествуют несколько показательных этапов:

  1. Накопленное неудовлетворение после череды неудач.
  2. Эмоциональная возбудимость как личностная особенность.
  3. Особенности личности (завышенная самооценка, высокий уровень притязаний), привычка получать все и сразу.
  4. Этап на пути к цели (чем ближе к финалу, тем сильнее разочарование).

Теория фрустрации имеет несколько академических трактовок. Наиболее цитируемыми авторитетами признаны Н. Д. Левитов, Л. Майер, Дж. Доллард. Самой завершенной и всесторонней считается «эвристическая» теория Розенцвейга.

Определение толерантности по тесту Розенцвейга.

Можно сказать, что фрустрация проявляется тогда, когда человек не получает, чего хочет. Но в аналогичных ситуациях одни люди выбирают мобилизацию и прорыв, другие – смирение с поражением. Подобная реакция зависит от степени фрустрации, темперамента, личных качеств и опыта человека, уровня притязаний, согласия/несогласия с нормами или законами, внутренней идеологией.

Большое значение также имеют внутренние ресурсы (психологические, эмоциональные, интеллектуальные), которые дают силы пережить сложившуюся ситуацию, переключаться на другие дела. Мудрые, психологически гибкие люди способны проанализировать ситуацию, вынести напряжение, но не отказываться от намеченной цели. Даже в безвыходных ситуациях люди с высоким уровнем ресурсов умеют адаптироваться к новым обстоятельствам, не скатываясь в агрессию и обесценивание.

Люди с низким уровнем ресурсов фанатично стремятся к достижению цели, из-за чего часто впадают в зависимость от своих желаний или амбиций. Они не умеют перестраиваться на пути к цели, а, зачастую, забывают, ради чего вообще ставилась цель. Самое интересное, что они даже не всегда четко осознают свои желания. Но в любой ситуации слишком остро реагируют на невозможность получить то, чего ожидали, переживают более неприятные эмоции, чем агрессия (страх, тревожность, апатия).

Чтобы описать степень устойчивости (ресурсности) человека в обстоятельствах, когда он готов согласиться не меньшее, американский психотерапевт Саул Розенцвейг ввел понятие толерантности к фрустрации.

Фрустрационная толерантность – это некая пороговая величина напряжения, после которой человек перестает сопротивляться обстоятельствам и опускает руки. Толерантность сравнивается с мышцей, сила которой состоит из двух компонентов:

  • Первый – это механизм самоуспокоения, который запускается в мозге при стрессе и не позволяет человеку впасть в аффект.
  • Второй – это способность сдерживать импульс раздражения, который возникает при желании получить все и сразу, и в случае неудачи перерастает в агрессию или ярость.

При урегулированной работе двух компонентов фрустрация не достигает травматичного уровня, а толерантность повышается. Одна из задач психотерапевта – как раз «накачать» мышцу толерантности: повысить ресурсность клиента и, как следствие, повысить его психологическую выносливость.

Пройти тест на тип личности

Тест Розенцвейга.

Чтобы определить уровень фрустрационной толерантности психотерапевты используют специальную методику тестирования Розенцвейга. Рисуночный тест предназначен для исследования реакций клиента на неудачу. Изображения достаточно однообразны по характеру и рассчитаны на короткие и максимально четкие ответы.

Разработаны детские варианты методики (до 15 лет). Взрослая версия используется с возраста старше 15 лет.

Тест состоит из 24 иллюстраций: на 16 изображены ситуации с препятствиями, на 8 отражены ситуации, в которых тестируемого в чем-то обвиняют. Все изображения связаны между собой тематически и показываются в определенной последовательности. На каждой картинке есть несколько персонажей: над одним описывается суть проблемной ситуации, над другим нарисован пустой квадрат. Тестируемый должен озвучить реакцию персонажа под пустым квадратом.

Когда тестирование окончено, терапевт анализирует ответы, определяет направленность и силу агрессии. По результатам обработки теста у клиента определяется один из трех типов реагирования:

  • Экстрапунитивный (защитный, внешне обвиняющий) сопровождается желанием обвинить в неудачах внешние препятствия или других людей.
  • Интрапунитивный (самообвиняющий) сопровождается самообвинением, угрызениями совести, чувством единоличной вины.
  • Импунитивный никого не винит, не высказывает неудовольствия себе или другим, а случившееся воспринимает как полученный опыт.

Типы фрустрационного поведения.

Различают позитивные и негативные реакции на фрустрацию. Позитивная сопровождает наиболее «здоровое» и целесообразное психическое состояние, когда человек не падает духом, а анализирует причины, находит конструктивные пути разрешения ситуации, пробует применить их в деле. Положительно реагирующий человек рассматривает случившееся как возможность, а возникающую энергию агрессии направляет на преодоление препятствий, научные или творческие открытия.

Отрицательные реакции всегда деструктивны, но более разнообразны:

  • Агрессия
    направлена на другого человека или объект. Этот самый распространенный вид реакции часто начинается с конфликтной ситуации, играющей роль внешнего стимула. Проявляется словесными или физическими нападками, недоброжелательством, озлобленностью. Как правило, сопровождается аффективным переживанием гнева, потерей самоконтроля.
  • Аутоагрессия всегда направлена внутрь себя. В подобном состоянии человек обвиняет себя во всех проблемах, вызывая чувство вины. Результатом могут быть чувство подавленности, тревожности или саморазрушительное поведение, которое не обязательно проявляется в нанесении себе увечий. Бессознательно оно может проявляться в неосторожном вождении, отказе от медицинского лечения, нездоровых привычках.
  • Отступление или уход от неприятной ситуации обычно сопровождаются какой-то компенсацией. Это может быть подавление своих желаний, оправдание своего поведения или уход в фантазии по поводу невозможного. Некоторые уходят в обесценивание, уговаривая себя фразами вроде «
    не очень-то и хотелось
    ». Активная форма отступления сопровождается уходом в деятельность, которая помогает отвлечься, забыться.
  • Регрессия сопровождается возвращением к примитивным или инфантильным формам поведения. То есть это противоположность прогрессу, откат к более ранней стадии психологического развития. Возврат происходит на уровне мышления, эмоциональных реакций, поведения и структуры отношений. Регрессивная реакция встречается и во взрослой жизни, но чаще наблюдается у маленьких детей, подростков. Например, после неудачной попытки пожить отдельно, подросток принимает решение снова жить вместе с родителями.
  • Фиксация наступает тогда, когда человек теряет цель в жизни. Поведение становится бесцельным, стереотипным, а поступки – повторяющимися.
  • Двигательное возбуждение проявляется беспорядочными движениями, чрезмерной бессмысленной активностью.
  • Апатия характеризуется безучастностью, пассивностью, отсутствием интереса к жизни. Довольно часто апатия считается признаком других нервных расстройств: депрессии, заболеваний вегетативной нервной системы.

Пройти тест на характер человека

Как справиться с фрустрацией?

Избежать фрустрации невозможно – это генетически заложенная в психике реакция. Но можно подготовиться заранее, чтобы выход из этого состояния оказался не таким болезненным.

1. Выяснить личный уровень фрустрированности.

Иногда чтобы обозначить для себя проблему достаточно найти и прочитать несколько источников по теме. Чтобы понять, не вышло ли состояние за рамки допустимых границ, можно задать себе несколько дополнительных вопросов:

  1. Я часто раздражаюсь.
  2. Я постоянно сожалею о своих поступках или о своем бездействии.
  3. Со мной постоянно происходят неприятности.
  4. Виновником своих неудач я считаю обстоятельства или других людей.
  5. У меня есть вредные привычки (я курю, пью слишком много алкоголя, переедаю).
  6. Я часто теряю контроль на работе, дома, а разговорах с родными.
  7. Я считаю, что никому не нужен.
  8. Я уверен в собственной бесполезности.
  9. У меня слишком мало (или совсем нет) друзей.
  10. У меня долгое время нет постоянного партнера.
  11. Мои отношения меня не удовлетворяют.
  12. Меня ничего не интересует.
  13. Я отказался от саморазвития.
  14. Я слишком агрессивно реагирую на критику.
  15. Я завидую успехам других людей.
  16. Я привык отказываться от того, чего сильно хочу.

Чем больше ответов «да» вы назовете, тем выше уровень фрустрированности.

2. Определить триггеры фрустрации.

Потратьте некоторое время на наблюдение и размышления о возможных источниках своего состояния. Вспомните неприятные ситуации, слова родных или коллег, которые казались вам несправедливыми, обидными. Постарайтесь понять, где находится основной источник фрустрации:

  • Базовые потребности: неумение составить режим дня и правильное питание, неспособность заработать достаточно денег, недовольство своей фигурой.
  • Социальные потребности: неумение дружить, взаимодействовать с социумом, сильная критика со стороны окружающих, отсутствие карьерного роста.
  • Потребности в любви и отношениях: нехватка любви и внимания партнера, неумение заводить доверительные отношения, привычка менять партнеров или жить в одиночестве.
  • Сексуальные потребности: недостаток сексуального удовлетворения, скованность, неумение обозначить свои желания и понять желания партнера.
  • Потребности в саморазвитии: невозможность реализоваться на работе или в творчестве, обедненная духовная сфера.

Так вы сможете определить ту сферу жизни, которую предстоит проработать в первую очередь.

3. Выявить свои иррациональные убеждения.

Иррациональные убеждения не просто портят настроение, но лишают жизненных сил. Они появляются вследствие негативной интерпретации событий и обычно начинаются словами:

  • Я должен.
  • Я обязан/они обязаны.
  • Я знаю как лучше.
  • Это невыносимо.
  • Я ненавижу/не терплю/не могу/не выношу.
  • Я всегда прав.
  • Это ужасно.
  • Я всегда/я никогда.

Для диагностики наличия и выраженности иррациональных убеждений разработаны разные тесты и методики. Они помогают оценить уровень устойчивости к барьерам-фрустраторам, показатели катастрофизации и долженствования.

4. Повысить фрустрационную толерантность.

Фрустрация случается каждый раз, когда наши ожидания не совпадают с действительностью. Конечно, отказаться от мечты невозможно. Зато можно культивировать и развивать ту субличность, которую Эрик Берн называл «внутренним Взрослым».

Отказаться от завышенных ожиданий. Люди часто разочаровываются, когда ждут слишком многого от себя или других. В результате чувствуют себя обманутыми или обделенными. Чтобы этого не произошло, не стоит увлекаться глобальными планами или жить иллюзиями. И не зацикливаться на своем разочаровании, чтобы не усугубить состояние. Ведь иногда реальность намного интереснее фантазий.

Практиковать принятие. Это не путь пассивной покорности, не способ смириться с любыми неудачами. Практика осознанности предполагает работу над собой, самосовершенствование, усиление веры в свои силы. Она помогает принять реальность такой, какая она есть, не разочаровываясь по поводу несоответствия нашим ожиданиям.

Добавить самоиронии. Самоирония всегда спасает в ситуациях, когда кто-то наступает на больную мозоль или нелестно отзывается о наших достижениях. Но лучше всего она помогает, когда мы критикуем сами себя. Так что в порядке самопомощи для укрепления веры в себя можно добавить здорового скепсиса. Но без самоуничижения. Оно так же неприятно.

5. Понять, когда обращаться к психотерапевту.

Если есть сомнения – сходить или не сходить, лучше сходить. Психотерапевт поможет развеять сомнения или подскажет метод самоанализа, который можно будет применить самостоятельно. Отношение к психотерапии за последнее время изменилось. Многие все чаще (и все легче) записываются на прием, если считают, что могут получить пользу от работы с психотерапевтом. Если есть возможность выговориться, выплакаться, услышать работающий совет – почему нет?

При всех нерадостных последствиях фрустрация считается признаком высокого интеллекта, потому что помогает хорошенько разозлиться и все-таки добраться до цели. Поэтому в следующий раз постарайтесь использовать его как инструмент для получения нового опыта. Конечно, предвидеть все наперед невозможно. Но, по крайней мере, мы знаем, когда начинать справляться с фрустрацией самому, а когда обращаться за помощью к психотерапевту.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Фрустрация – что это такое в психологии простыми словами

Фрустрация — что это значит? Представьте, что вы долго ждали концерт любимого исполнителя. Взяли отгулы на работе, заранее купили билеты, договорились о встрече с друзьями. И вдруг начальник решает, что именно в этот день вам обязательно нужно быть в офисе. Что вы испытаете, услышав такое известие? Наверняка это будет разочарование, гнев, беспомощность и сильная обида. Это состояние и называется фрустрацией. Почему оно развивается? И как с ним бороться?

Содержание

  • Что такое фрустрация – определение в психологии
  • Теории фрустрации
    • Теория Д. Долларда
    • Теория К. Левина, Р. Баркера, Т. Дембо
    • Теория Н. Майера
    • Теория Маслоу
  • Признаки фрустрации
  • Причины
  • Формы
  • Виды фрустрации
    • Любовная и сексуальная
    • Социальная
    • Фрустрация потребностей
    • Фрустрация в отношениях
    • Ложная
    • Экзистенциальная
  • Последствия
  • Как избавиться от фрустрации
  • Примеры фрустрации из жизни
  • Заключение

Что такое фрустрация – определение в психологии

Фрустрация — это психическое состояние, которое возникает в случаях, когда человек по каким-то причинам не может удовлетворить свою потребность или исполнить желание. При этом препятствием выступают внешние обстоятельства или внутренние причины.

Возникновение фрустрации происходит при таких условиях:

  1. Индивид имеет потребность или желание, которые планирует удовлетворить.
  2. Заранее составлен план действий, объясняющий, как и что лучше сделать.
  3. На пути к осуществлению задуманного вырастают внешние или внутренние препятствия, порой непреодолимые.

Если сказать кратко, по определению в психологии фрустрация — это типичная реакция на разочарование, несбыточность надежд, невозможность самореализации. Все эти ситуации называются фрустрационными. Препятствия, возникающие на пути человека, носят название фрустраторов или фрустрационных воздействий. Реакция на фрустрацию — фрустрационная напряженность. Чем она выше, тем сложнее личности адаптироваться к новым условиям. В этот момент психофизиологические резервы организма работают на полную мощность, что в конце концов приводит к моральному и физическому истощению.

Состояние фрустрации во многом зависит от того, насколько сильная у человека психика. Поэтому проявляется она по-разному. Кто-то испытывает легкую грусть и досаду. Другие же сталкиваются с невыносимыми страданиями. В обоих случаях эмоции негативные.

Развитие фрустрации, сила ощущений и их продолжительность определяются двумя факторами:

  1. Насколько важной для человека была цель, которую он не смог достичь, или неудовлетворенная потребность. Приведем пример. Допустим, девушка не успела в магазин, из-за чего не купила к важной встрече новое платье. Или семейная пара, долгое время мечтающая о детях, очередной раз столкнулась с неудачей при ЭКО. Переживания будут и в том, и в другом случае. Но во втором состояние фрустрации будет в разы сильнее.
  2. Психологическое состояние человека. Умеет ли он находить выход в критических ситуациях, обладает ли лидерскими качествами, может ли трезво оценивать обстановку и принимать решения.

Типы реакции на фрустрацию в описанных случаях бывают разной. Значение слова «фрустрация» в переводе с греческого — крушение надежд. Так вот, разочаровавшись, человек может полностью отказаться от недостигнутой цели или потребности. Это один вариант. Есть и два других:

  • изменить цель, сохранив при этом имеющиеся в наличии ресурсы;
  • все равно идти вперед, попутно находя способы обойти вставшие на пути препятствия.

Если говорить простыми словами, понятие фрустрации возникает тогда, когда человек просто не в силах изменить обстоятельства. Вернемся к примеру с девушкой, которая не успела в магазин. Но ведь есть еще и другие, в которые она может заехать до встречи. Это значит, что переживать ей не о чем. А вот в случае с невозможностью родить ребенка ситуация сложнее. Здесь фрустрация имеет отношение к непреодолимым преградам, которые устранить практически невозможно.

Теории фрустрации

Состояние фрустрации всегда живо обсуждалось в мире психологии. Это привело к появлению нескольких связанных с ней теорий.

Теория Д. Долларда

Согласно этой теории фрустрации, она тесно связана с агрессией. Природу этой эмоции изучали многие ученые. И вот что они выяснили:

  1. Биологи считают, что ген агрессивности заложен в человеке с момента его появления на свет. У мужчин из-за большего количества тестостерона он проявляется сильнее, а у женщин слабее.
  2. Зигмунд Фрейд говорил, что агрессия свидетельствует о саморазрушении и о том, что человек не удовлетворен сексуально.
  3. Социологи уверены в том, что причина агрессивного поведения кроется в отношениях внутри семьи.

Что касается теории Долларда, она говорит о том, что агрессия неизменно несет с собой переживания и наоборот. Сила агрессии напрямую зависит от значимости недостигнутой цели и трудности, которая встала на пути ее достижения. Но самое интересное не в этом. По словам ученого, эта негативная эмоция направляется не на препятствие или обстоятельства, а на тех людей, которые не имеют к ним никакого отношения.

Теория Долларда подверглась жесткой критике, поскольку фрустрация — это понятие, характеризующееся не только агрессией, но и рядом других негативных эмоций, например, тоской и унынием.

Теория К. Левина, Р. Баркера, Т. Дембо

По мнению этих ученых, фрустрация способствует возникновению регрессии. В психологии так называют состояние, при котором происходит переход от одной формы развития к другой, более слабой. Для наглядности можно привести в пример пожилых людей, которые в старости становятся подобны детям, причем как по поведению, так и эмоционально.

В случае с фрустрацией ситуация выглядит примерно так: испытавший разочарование человек пытается защитить себя от неприятных эмоций. Случается регрессия — такой себе защитный механизм. Индивид снимает с себя всю ответственность за то, что не достиг поставленные цели, отказывается от дальнейших действий и просто опускает руки.

Теория Н. Майера

По этой теории фрустрация лишает людей способности ставить цели. Они концентрируются на неудачах, из-за чего лишаются возможности смотреть вперед и что-то менять в своей жизни. Результат — хроническая апатия.

Теория Маслоу

Помните пирамиду потребностей Маслоу? Так вот, он говорил, что сила фрустрации зависит от уровня неудовлетворенной потребности. Например, неполученная желанная должность вызовет более сильные переживания по сравнению с некупленным платьем или непросмотренной премьерой фильма.

Признаки фрустрации

Признаки фрустрации не всегда проявляются в полную силу, поэтому зачастую это состояние остается незамеченным. Но диагностировать его все же можно.

Итак, для фрустрации характерны следующие симптомы:

  1. Сосредоточенность на проблемной ситуации. Человек не может думать ни о чем другом, из-за чего игнорирует то, что происходит в других сферах жизни.
  2. Беспомощность, безысходность. Индивид осознает, что ему нужно отвлечься, но сделать это он не в состоянии.
  3. Непреходящее чувство внутренней тревоги, тоска. Кажется, что жизнь утратила краски. Все это провоцирует развитие депрессивного состояния.
  4. Снижение работоспособности, лень, апатия. Желание хоть что-то делать полностью исчезает. Вместе с ним уходит и мотивация.
  5. Низкая самооценка, чувство вины, неуверенность в себе и своих силах.

К перечисленным признакам фрустрации можно добавить потакание слабостям, замкнутость, отказ от любых контактов с миром.

Причины

Условно причины возникновения фрустрации делят на 3 группы:

  1. Социальные, моральные, этические. При любых своих действиях человек принимает во внимание общественные нормы или даже свои собственные понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо. В качестве примера можно привести сексуальную неудовлетворенность, связанную с распространенной установкой о том, что нельзя вступать в интимные отношения до брака.
  2. Физические, биологические. Приведем простой пример фрустрации. Вы запланировали серьезное мероприятие, но вдруг сломали ногу и попали в больницу. Вы хотели осуществить задуманное, но обстоятельства сыграли против вас.
  3. Психологические. Индивид не может достигнуть цель из-за того, что считает себя недостаточно сильным, умным и т.д. Он страдает от заниженной самооценки, каких-то страхов, комплексов.

Также причины можно разделить на внешние и внутренние. К первым относятся неправильное воспитание, частые конфликты, неудовлетворенность местом, занимаемым в обществе. Внутренние причины развития фрустрации — это противоречия в процессе постановки целей. Так, человек может пытаться одновременно удовлетворить противоположные друг другу желания. Одно будет исполнено, а второе, соответственно, нет. Так и возникает фрустрация.

Формы

В психологии существует 3 формы фрустрации. Первая — экстрапунитивная. Что это такое? Это состояние, когда человек считает, что в его неудачах виноваты обстоятельства и окружающие люди. Он проявляет к ним агрессию и при этом все же стремится к достижению своей цели. Добиться желаемого не получается, следовательно, агрессия, равно как и фрустрация в целом, усиливается.

Вторая форма носит название интрапунитивной. Она означает, что человек концентрируется на себе как на причине провала. Он становится замкнутым, подавленным, испытывает тревогу. К этим негативным эмоциям добавляется утрата смысла жизни и полная апатия. Индивид не может выполнять даже простые бытовые действия, в частности, следить за домом и самим собой.

И, наконец, третья форма фрустрации — импунитивная. Человек проявляет к трудностям на своем пути полнейшее равнодушие либо же считает их судьбой, предопределением. Он никого не винит в неудачах, а просто отказывается от желаний и потребностей или переключается на что-то другое.

Виды фрустрации

Виды фрустрации отличаются друг от друга сферой жизни, в которой человек не смог получить желаемое. Их несколько.

Любовная и сексуальная

Первая появляется в тех случаях, когда происходит разрыв отношений или какие-то серьезные проблемы. Не получая ответных чувств, человек испытывает усиление своего влечения к объекту страсти. Такой эмоциональный всплеск порой приводит к неадекватному поведению, проявляющемуся в навязчивом желании встретиться или даже насилии.

Почти также выглядит фрустрация в уже существующих семьях, когда один из партнеров не получает от другого то, что ему нужно, например, внимание. Отсутствие желаемого вызывает массу негативных эмоций. При этом все равно, какие отношения в семье.

Что касается интимной сферы, то здесь фрустрация мало отличается от любовной. Не получая удовлетворения, партнер становится агрессивным и раздражительным.

Социальная

Социальная фрустрация возникает в тех случаях, когда есть конфликтные ситуации во взаимоотношениях с обществом. Она появляется, если человек не может получить желаемую должность, социальный статус, возможность учиться в выбранном учебном заведении и т.д.

Стоит отметить, что к развитию социальной фрустрации также причастны заболевания, которые ограничивают умственную и физическую активность.

Фрустрация потребностей

Речь идет о вышеупомянутой пирамиде потребностей Маслоу. Для развития этого вида фрустрации неудачи и промахи не нужны. Она возникает после того, как потребность удовлетворена. Почему? Потому что перед индивидом встает новая цель. И так по кругу. Невозможность удовлетворить абсолютно все существующие потребности и вызывает фрустрацию.

Фрустрация в отношениях

Речь не идет о романтических отношениях, хотя этот вид фрустрации и упоминают чаще всего в связи с ними. Дело во взаимоотношениях с окружающими людьми. Разочарование, агрессия, обида возникают в тех случаях, когда индивид не может отстаивать свое мнение и идет на уступки, делает то, что ему не хочется. Не умея отказывать, он уступает оппоненту, из-за чего впоследствии испытывает злость и другие неприятные эмоции.

Ложная

Это состояние похоже на фрустрацию проявляемыми эмоциями. Но они имеют меньшую силу. Справиться с ними можно, не прибегая к помощи специалиста.

Ложная фрустрация возникает при нарушении работы тех частей нервной или эндокринной системы, которые ответственны за эмоции. Так, например, избыточное количество адреналина вызывает в человеке эмоции, сходные с теми, что появляются при фрустрации.

Экзистенциальная

Экзистенциальная фрустрация — это состояние, характеризующееся разочарованием в жизни в целом. Индивид теряет смысл и цель существования по многим причинам. Среди них:

  • увольнение на фоне высокого уровня безработицы;
  • выход на пенсию;
  • окончание обучения при отсутствии возможности устроиться на работу по специальности;
  • сложный развод;
  • экономические и политические перемены в государстве.

Человеку сложно адаптироваться в новых условиях. Он не видит возможностей для реализации своих способностей, поэтому испытывает скуку и апатию. Со временем такие обстоятельства приводят к развитию невроза. А он влечет за собой ухудшение взаимоотношений с окружающими, влечение к алкоголю и наркотическим веществам.

Последствия

Итак, что такое фрустрация? Это негативные эмоции, вызванные невозможностью получить желаемое, непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели. В идеале реакция на фрустрацию должна быть позитивной. Это значит, что человек ищет способы обойти проблемы и трудности или же учится на совершенных ошибках. Но бывает и так, что негатив затягивается. В этих случаях эмоциональная фрустрация имеет такие последствия:

  1. Агрессия. Эта эмоция может быть направлена на проблему или обстоятельство, а также на людей, которые не имеют к ситуации никакого отношения. Она проявляется в намеренном создании конфликтных ситуаций, недоброжелательности и даже физическом насилии. Индивид не может держать себя в руках.
  2. Аутоагрессия. То же, что и агрессия, только направлена она на самого себя. Главное проявление — саморазрушение. Человек намеренно рискует жизнью, игнорирует тревожные сигналы организма и отказывается от лечения, заводит вредные привычки.
  3. Отступление. В этом случае используется один из механизмов защиты — обесценивание. Человек, который не может получить желаемое, уменьшает его значимость. Это происходит не только на словах, но и в поведении. Так, он может совершать импульсивные действия и принимать странные решения.
  4. Регрессия. Выше сказано, что при регрессии, пытаясь защитить себя от негативных эмоций и переживаний, человек возвращается на предыдущий уровень эмоционального развития. Все это выглядит примерно так: не сумев достичь поставленных целей, он психует, плачет, обвиняет во всем окружающих.
  5. Фиксация. Индивид осознает, что исполнить желание или удовлетворить потребность он не сможет. Поэтому он просто «закрепляется» в нормальном для себя состоянии. Он живет так же, как и раньше, но бесцельно.
  6. Бессмысленная активность. Испытывая сильный гнев и другие негативные эмоции, человек решает направить их в, как ему кажется, правильное русло. Но на самом деле все его действия лишены смысла и беспорядочны. Они не приносят никакой пользы.

И, наверное, самое частое последствие фрустрации — апатия. Ее главная опасность — высокий риск перерасти в депрессию.

Как избавиться от фрустрации

Для начала нужно научиться контролировать негативные эмоции. Важно искоренять их еще в момент появления. Благодаря этому вы сможете избежать бессмысленных, импульсивных действий. Огромную помощь в этом окажут техники саморегуляции, например, концентрация на дыхании.

Следующий шаг — подумать, что помешало вам получить желаемое или достигнуть цель. Если проблему можно решить, займитесь поиском решения. Если нельзя, замените цель, увеличьте сроки ее достижения, поставьте несколько промежуточных заданий.

Третий шаг — знакомьтесь и общайтесь с теми людьми, которые уже столкнулись с фрустрацией и смогли ее побороть. Это поможет вам понять, что вы не одиноки. Кроме того, возможно, опыт новых знакомых будет полезным вам в вашей ситуации.

Что еще поможет справиться с фрустрацией?

  1. Посмотрите на себя со стороны. Действительно ли все так плохо? Может, не стоит останавливаться и опускать руки?
  2. Задумайтесь, так ли важно для вас исполнение желания? Не связано ли оно с модой, стереотипами или общественным мнением?
  3. Составьте план действий. Если вы решили, что желание нужно во что бы то ни стало исполнить, но такой возможности сейчас нет, подумайте, что можно изменить. Тщательно изучите все шаги, которые можно сделать в нужном вам направлении. Составьте подробный план. Оцените сложность каждого его пункта.
  4. Определитесь с конечным сроком. Установите дату, до наступления которой вы реализуете каждый из пунктов плана. Только не переоцените свои силы. Помните, что вы — человек. Ни в коем случае не ставьте перед собой невыполнимые задачи, иначе фрустрация только усилится.
  5. Проявляйте терпение. Не забывайте, что достичь поставленную цель за день-два не получится.

И еще один немаловажный совет — отдыхайте. Эмоциональная усталость — препятствие, которое не даст вам эффективно работать. Поэтому делайте перерывы, например, отводите время для хобби.

Примеры фрустрации из жизни

С фрустрацией сталкивался, наверное, каждый человек. Представьте знакомую многим ситуацию: мужчина собрался посмотреть важный для него футбольный матч. Он сделал для этого все, что было в его силах: договорился с начальником о том, чтобы уйти пораньше, купил любимое пиво и закуску, пригласил друзей. Первая трудность — пробка на дороге. Но она успешно преодолена. Матч начинается в 17-00, есть еще время подготовиться. И вот гости в сборе, стол накрыт, судья готовится дать свисток о начале матча. И вдруг из-за плановых работ отключается электричество. Возникает фрустрация.

В этом случае вставшие на пути героя трудности можно преодолеть, например, отправившись с друзьями в спорт-бар.

Приведу пример из своей жизни. У меня фрустрация случается по утрам. Обычно с вечера я составляю примерный план действий и завожу будильник на определенное время. Кажется, все просто. Но утром я умудряюсь пропустить сигнал будильника и проспать. Естественно, встаю после этого в плохом настроении и совсем без желания работать.

В моей ситуации препятствие тоже легко преодолеть. Достаточно ложиться спать немного раньше, а утром не лежать, а вставать по первому сигналу будильника.

Заключение

Фрустрация знакома всем нам. Это эмоциональное состояние, характеризующееся как невозможность достичь поставленные цели или осуществить желания. Она тесно связана с разочарованием, агрессией, злобой, обидой и массой других отрицательных эмоций. И хорошо, если в случившемся вы увидите урок, проведете работу над ошибками и пойдете дальше. В противном случае вас ждет апатия, а следом и депрессия. Поэтому ставьте перед собой только реалистичные цели. Помните, что вы — живой человек со своими слабостями и недостатками. Вы тоже можете ошибаться. Если так и произошло, не отчаивайтесь, пересмотрите план действий и идите вперед.

Источники, реакции и меры по преодолению разочарования

РЕКЛАМА:

Очерк разочарования: источники, реакции и меры по преодолению разочарования!

Слово «фрустрация» происходит от латинского слова «Frusta», что означает «препятствовать». Термин фрустрация относится к блокировке поведения, направленного на достижение цели. Ход мотивации не всегда проходит гладко. Происходящее мешает нам достичь целей, к которым нас влекут или тянут.

Если мотивы расстроены или заблокированы, это часто приводит к эмоциональным переживаниям и поведению. Люди, которые не могут достичь своих важных целей, испытывают депрессию, страх, тревогу, чувство вины или гнев.

Следовательно, фрустрация называется «негативным чувством». Рисунок 4.2, показывающий фрустрацию из-за средовых и личных препятствий. Барьер (вертикальная линия) стоит между человеком и целью (+), которая его привлекает.

Препятствием может быть другой человек или объект в окружающей среде, или это может быть отсутствие у человека собственных способностей или навыков.

A.

Источники разочарования:

Существует три важных источника разочарования:

человека для достижения цели.

Препятствие может быть физическим, например, несвоевременный дождь, перебои в подаче электроэнергии, автозабастовка, голод, землетрясение, война, наводнение и т. д., или это могут быть люди, такие как родители или общество, которые препятствуют осуществлению желаний. Например, межкастовый брак, смена религии и т. д. Даже социальные нормы, правила поведения могут вызывать фрустрацию.

2. Личные недостатки:

Недостижимые цели или слишком высокие цели, которые находятся за пределами возможностей человека, могут быть важными источниками разочарования.

Это заученные цели. Например, студент со средним уровнем интеллекта, стремящийся набрать 90% баллов на экзамене, обязательно столкнется с разочарованием. Человек с ограниченными физическими возможностями не может стремиться конкурировать с нормальным человеком в беговых гонках.

Таким образом, люди часто разочаровываются, потому что стремятся к целям, которые им не достижимы, или цели превышают их возможности.

3. Фрустрация, вызванная конфликтом:

Основным источником фрустрации является мотивационный конфликт, в котором выражение одного мотива мешает выражению других мотивов. Некоторые распространенные конфликты возникают между независимостью и потребностью в членстве или стремлением к карьере и экономическими реалиями.

Например, человек мотивирован быть независимым, но в то же время он не может пренебрегать своим мотивом аффилиации. У студента может быть сильное стремление получить высшее образование, но слишком большие расходы приходятся на это.

Таким образом, мы сталкиваемся со многими фрустрациями из-за конфликтов — как говорится, «жизнь полна конфликтов и фрустраций, возникающих из них».

B. Реакция на фрустрацию :

Фрустрация неизбежна. Следовательно, насколько это возможно, мы должны научиться расти, сталкиваясь с этими разочарованиями. В частности, у детей столкновение с разочарованиями делает их сильнее и помогает развить уверенность в себе.

Как справедливо сказал Саймондс, «ребенок будет исследовать и получать знания о внешнем мире только по воле разочарования». Последствия фрустрации не будут серьезными, если существует высокий уровень толерантности к фрустрации.

В то же время не желательны длительные, непрекращающиеся расстройства. Они могут привести к серьезным психологическим проблемам.

Обычно наша реакция на фрустрацию будет следующей:

1. Атака или прямой подход:

В этом подходе человек попытается преодолеть препятствия для достижения цели. При необходимости он может развить новые и нужные навыки, приложить больше усилий или изменить способ атаки или подхода. В случае неудачи он может изменить цель на ту, которая доступна.

2. Понизить уровень цели:

Когда человеку не удается достичь своей цели даже после повторных попыток, он может осознать свои неспособности и ограничения и попытаться снизить уровень цели, чтобы избежать дальнейшего разочарования. Например, спортсмен может снизить уровень своей цели, осознав, что он не может достичь цели более высокого уровня. Учащийся, которому не удается набрать высокий процент оценок, может снизить свою цель до достижимого уровня и избежать разочарования.

3. Агрессивность:

Многие люди могут реагировать на ситуацию агрессивно. Агрессивная реакция очень распространена, когда некоторые внешние препятствия, такие как другие люди или объект, являются причиной фрустрации. Он может попытаться нанести ущерб этим источникам.

4. Ликвидация:

Когда все вышеперечисленные меры становятся неэффективными, у человека развивается чувство беспомощности, неадекватности и неполноценности. Эти негативные чувства заставляют его выйти из ситуации, чтобы избежать дальнейшего ущерба.

5. Компромисс:

В некоторых случаях индивидуум не хочет мириться с унижением из-за неудачи, но в то же время он не в состоянии смириться с ситуацией. Так что, в конце концов, он пойдет на компромисс, чтобы спасти свое самоуважение.

C. Меры борьбы с фрустрацией :

Однако мы можем уберечь себя от серьезного разрушительного воздействия на нашу личность и избежать болезненных переживаний, приняв следующие меры:

а. Просмотрите ситуацию:

Иногда наше восприятие ситуации может быть неправильным. Следовательно, пересмотрите ситуацию еще раз и попытайтесь понять серьезность ситуации. Это поможет вам адаптировать соответствующие меры/шаги. Например, финансовый уровень и стремление к карьере, межгрупповые конфликты и т. д.

b. Изменить наши цели:

Люди склонны устанавливать цели в соответствии со своим уровнем устремлений. Но эти цели могут быть очень высокими по сравнению с их способностями, что приводит к разочарованию. Следовательно, мы должны ставить цели в соответствии с уровнем наших способностей.

Однако, в случае разочарования, разумное поведение состоит в том, чтобы снизить уровень цели, изменить их или модифицировать наши желания. Например, спортсмен, стремящийся прыгнуть на 6 футов, обнаружив, что он не способен, может снизить цель до прыжка только на 5 футов.

в. Выберите альтернативные цели:

В некоторых случаях исходные цели будет невозможно достичь. Но мы не можем полностью отказаться и оставаться в покое. Но мы можем выбрать голы на замену. Например, учащийся, который плохо учится, может переключиться на спортивные или культурные мероприятия, чтобы добиться признания в колледже.

В большинстве случаев замещающие цели приносят такое же удовлетворение, как и первоначальные цели.

Главная ›› Эмоция

Фрустрация: виды, источники и роль в развитии личности.

Содержимое:

  1. Введение в разочарование
  2. Развитие фрустрации
  3. Виды фрустрации
  4. Источники разочарования
  5. Роль фрустрации в развитии личности

1. Введение в фрустрацию:

Человек заблудился в лесу. У него нет с собой ни еды, ни напитков. Водоснабжение заканчивается. По мере того, как его голод становится острым и усиливается, степень фрустрации возрастает, а потребность становится все сильнее и сильнее. Но нет средств, чтобы удовлетворить его потребность.

Рядом нет реки или родника, откуда он мог бы набрать воды. Поблизости нет деревни, откуда он мог бы взять еду и воду. Чувство неудовольствия, дискомфорта и напряжения, возникающие из-за вмешательства в целенаправленное поведение, обычно называют фрустрацией.

В самом сложном и запутанном современном обществе есть много случаев, когда потребности многочисленны, но выходов для удовлетворения этих потребностей очень мало. Таким образом, существуют огромные возможности для фрустрации любого рода, физической, личной, социальной и психологической.

По мнению Отто Ранка (1932), процесс рождения приносит величайшее разочарование в жизни человека. Новорожденный ребенок впервые испытывает фрустрацию в процессе рождения и после него. Таким образом, нескончаемое разочарование жизни, несомненно, начинается с крика рождения.

Следует иметь в виду, что разочарование не является чем-то редким и никогда не должно рассматриваться как признак неудачи. Новорожденному ребенку приходится сталкиваться с различными проблемами с момента рождения, после чего жизнь состоит из ряда потребностей и действий, направленных на их удовлетворение. В этом процессе, когда удовлетворение потребностей затруднено, человек чувствует фрустрацию.

Человек — социальный организм. Он рождается в обществе, он живет, растет и умирает в обществе. На протяжении своей жизни он сталкивается с несколькими проблемами, нуждается в их решении. Он сталкивается с различными неудачами в процессе и учится на этом.

Поэтому фрустрацию следует принять как обычное течение жизни и она неизбежна. Миллер и Доллард (1939) дали очень классический пример фрустрации. Джеймс хотел съесть мороженое в жаркий полдень, но ему не дали его съесть.

Такое вмешательство в возникновение спровоцированной целевой реакции называется фрустрацией. Мужчина, которому не удается жениться на своей возлюбленной из-за социальных ограничений, представляет собой случай социальной фрустрации, фрустрации, возникающей из-за социальных ограничений.

Прежде чем перейти к подробному рассмотрению социальной фрустрации, необходимо узнать, что же такое фрустрация на самом деле. Фрустрация может быть определена как блокирование или вмешательство в удовлетворение возникшей потребности через какой-либо барьер или препятствие. Блокирование выполнения предполагаемой цели может быть вызвано не реальной преградой, а событием, выступающим сигналом о том, что преграда может быть предвосхищена.

Например, сам сигнал о сердитом настроении матери может сохраняться как фактор фрустрации, а не фактический барьер, как отказ дать деньги на покупку мороженого. По Саймондсу, фрустрация — это блокирование и вмешательство в удовлетворение возникшей потребности через какой-либо барьер или препятствие.

Ситуация, к которой человек может легко приспособиться, никогда не может вызвать разочарование. В фрустрирующей ситуации обучение обычно останавливается, возникает много напряжения и беспокойства.

Различные исследователи полагают, что фрустрация может быть вызвана внутренним барьером и препятствием во внешней среде. Разочаровывающие переживания действуют как большее препятствие для нормального развития личности. Состояние фрустрации предполагает угрозу личности.

У фрустрированного человека нарушено чувство безопасности, занижена самооценка. В случае младенца потеря грудного молока, когда она воспринимается как потеря любви и безопасности ребенка, вызывает ужасное и невыносимое расстройство.

Различные подобные случаи возникают в семейной и общественной жизни, когда реакция на цель, которую данный человек считает важной и достижимой, подвергается вмешательству, что приводит к изменению поведенческих характеристик этого человека и ситуации.

Ситуация, будь то социальная или личная, становится фрустрирующей только тогда, когда она находится в сфере устремлений человека. По словам Александра (1950), разочарование в надежде является конструктивным фактором в жизни, а без надежды оно разрушительно.

В обществе вполне естественно, что любой человек сталкивается с любым препятствием в любой момент времени, пытаясь удовлетворить жизненно важную потребность. Эти препятствия создают разочарование, которое может быть внутренним или внешним, пассивным и активным.


2. Развитие фрустрации :

Первая фрустрация, с которой сталкивается организм, происходит в процессе родов, после чего он утратил тепло и комфортную безопасность материнской утробы. Поэтому Ранк считал, что родовая травма вызывает у ребенка глубокий шок как на психологическом, так и на физиологическом уровне.

Этот шок вызывает у ребенка тревогу. Таким образом, считается, что ребенок приносит с собой тревогу во время рождения, а также тревогу, накопленную впоследствии.

Фрейд подчеркивает ту точку зрения, что биологические факторы беспомощности создают первую ситуацию опасности и создают потребность быть любимым, от которой человеку суждено никогда не отказаться. Первые пять лет жизни любого человека играют огромную роль в развитии фрустрации.

Исаак (Issac, 1936) в этой связи считает, что знаний не хватает, понимание еще не началось, но желания и желания, страхи и гнев, любовь и ненависть «здесь с самого начала».

В процессе социального и личностного развития ребенку навязываются различные степени фрустраций, особенно на оральной, анальной и фаллической стадиях, в процессе кормления, выделения, вскармливания, приучения к туалету и общего ухода за ребенком, включая процесс социализации.

Исследования показывают, что кормление из бутылочки вызывает разочарование, а кормление из бутылочки никогда не удовлетворяет и не компенсирует грудное вскармливание. Процесс отлучения от груди, вероятно, является самым большим разочарованием, которое испытывает маленький ребенок.

Кармайкл указал на важность грудного вскармливания, сказав: «Любовь к ребенку более конкретна — это грудь, материнское молоко, его запах, вкус и тепло». Фрустрации, возникающие в результате отлучения от груди, имеют длительные и устойчивые последствия для развития личности ребенка.

Отношение родителей, процесс социализации, то, как они заботятся о ребенке, — все эти факторы взаимодействуют друг с другом и определяют степень фрустрации, которую должен испытать «о».

Если ребенку позволяют плакать слишком долго и слишком часто, если у него создается впечатление, что он один в этом мире, если им пренебрегают в удовлетворении основных потребностей, таких как пища, забота и любовь, он испытывает тяжелые разочарование и тоска, которые приводят к тревоге. Либо отсутствие внимания, либо чрезмерная чрезмерная защита в первые годы жизни прокладывают путь к настоящей и будущей фрустрации.

Все эти факты и выводы доказывают, что в процессе развития ребенка ему навязываются различные степени фрустрации, особенно на оральной, анальной или фаллической стадиях, в процессе кормления, выделения, приучения к туалету и социализации.

По мере того, как ребенок растет в обществе, он испытывает неизбежное разочарование из-за своей беспомощности и из-за того, что тоскует по чему-то, чего не достигает. Его могут принуждать к кормлению, когда он не хочет есть, его могут заставлять есть суп или какую-то еду, которая ребенку почему-то не нравится.

Ему может нравиться монополизировать любовь матери, против которой возражают в обществе, и он может предаваться некоторым видам деятельности, которые не разрешены родителями и обществом.

Таким образом, каждый этап его развития начинается с некоторой фрустрации, приводящей к ощущению дискомфорта. Инглиш и Пирсон, таким образом, прокомментировали : «Если ребенок воспитывается в среде, где слишком много раздоров, если есть ссоры между мужем и женой и тому подобное, все это подвергает его постоянному обстрелу. психика новорожденного».

Неправильная практика воспитания детей, жесткое отношение родителей и соседей, негибкое мышление, недовольная и патологическая домашняя обстановка, чрезмерная защита или чрезмерная небрежность ребенка и невнимательное отношение родителей прокладывают путь к ужасающим разочарованиям. Глубокий разрыв между уровнем устремлений и уровнем достижений также приводит к фрустрации.

После дошкольного возраста в процессе физического и умственного развития ребенка каждый ребенок сталкивается с тяжелыми фрустрациями как в игре, так и при первом поступлении в школу. Ребенку приходится жертвовать многими из своих прежних привычек и удобств, когда ему приходится приспосабливаться к школьной ситуации со своими сверстниками и друзьями и особенно когда ему приходится учиться давать и брать в процессе социализации.

Вдобавок к этому чувство ответственности и долга одолевает ребенка, и все это, вместе взятые, приводит его в упадок психологически и физически.

Короче говоря, фрустрация в детстве может возникнуть из-за одного из следующих четырех источников или комбинации всех этих четырех:

(i) Переживание серьезных болезненных ощущений во время родов, кормления и приучения к туалету.

(ii) Зависимость от матери в удовлетворении потребностей.

(iii) Неудовлетворенная потребность в удовольствии и питании.

(iv) Разрушение эмоционального комфорта из-за социальных ограничений и уважения существующих систем ценностей.

Наконец, когда детство остается позади и появляется взрослая ответственность, взрослая жизнь приносит еще один набор разочарований. Человек постоянно и непрерывно сталкивается с трудностями, с которыми нужно сталкиваться и решать. Наконец, он встречает множество разочарований в связи со своей профессией, бизнесом и жизненными устремлениями.


3. Типы фрустрации :

I Чхайзер выделил четыре типа фрустраций, связанных с работой человека.

(i) Нарушение функции. Мужчина может быть разочарован из-за отсутствия удовлетворения от работы.

(ii) Неисполнение приговора. У врача, работающего в больнице, где стандарты очень низкие по сравнению с тем, что он на самом деле хотел сделать для людей, возникает фрустрация убежденности.

(iii) Неудовлетворенность амбициями. Человек может оказаться на более низком уровне, чем ему хотелось бы, т. е. его достижения отстают от его способностей, и поэтому он испытывает фрустрацию.

(iv) Неудовлетворенность ответом. Разочарование, возникающее в конфликте по поводу использования инструментов или материалов, или ощущение того, что вышестоящее начальство несправедливо и несправедливо по отношению к нему в оценке и поведении.

Факторы, способствующие развитию фрустрации, показывают, что как бы тщательно ни воспитывался, социализировался и обучался ребенок, он обязательно подвергается той или иной степени фрустрации, так как не удается удовлетворить все его потребности и требования.

Однако груз фрустрации может быть уменьшен, а устойчивость к фрустрации может быть повышена спланированной и здоровой семейной атмосферой, убедительными и разумными социальными ситуациями, гибким и демократичным отношением, оптимальной любовью, привязанностью и безопасностью по отношению к ребенку, удовлетворением потребностей и желания, имея в виду систему ценностей и социальные ограничения. Источников разочарования много.

Конкретные ситуации, вызывающие фрустрацию, бесчисленны, но в целом их можно разделить на четыре основные категории:

(1) Физическое окружение человека,

(2) Биологические ограничения человека,

( 3) сложность психологического склада человека и

(4) характер социальной среды человека.


4. Источники разочарования:

Хотя разочарование возникает из-за нескольких факторов, препятствия со стороны различных слоев общества вызывают серьезное разочарование. Проверки, предписания, системы ценностей, подвергающие цензуре поведение индивида, создают социальные препятствия, неспособный реализовать свои желания и желания из-за социальных ограничений, индивид становится жертвой фрустрации.

Точно так же ограничения, налагаемые социальными движениями, приводят к фрустрации, например, откладыванию сексуальных отношений с возлюбленным до вступления в брак или ожиданию вступления в брак до тех пор, пока не будет закреплена работа, возражениям против брака в другом сообществе, финансовой незащищенности и трудностям из-за экономических инфляция, экономическая депрессия, чрезмерная конкуренция и соперничество, отсутствие возможностей, расовая и религиозная нетерпимость, быстрые социальные изменения и общая социальная неопределенность.

Все это вместе или по отдельности создает сильный стресс и вызывает чувство неполноценности, дискомфорта, изоляции, незащищенности, страданий и боли.

«Среди различных источников фрустрации социальная среда является, вероятно, наиболее важным источником глубоких и стойких фрустраций и наиболее значимым для социального поведения». (Кретч и поле для костылей). Это факт, что общество окружает человека всевозможными движениями, правилами, ритуалами и табу. Все это возводит постепенные преграды на пути немедленного удовлетворения своих нужд и потребностей.

Социальные нормы устанавливают экономическую систему, которая вынуждает человека зарабатывать деньги для удовлетворения своих потребностей и требований, но в то же время делает получение денег трудной задачей, ведущей к серьезным разочарованиям. Общество устанавливает социальные кастовые и классовые системы. Это стоит на пути к свободной социальной мобильности.

Член одного класса не может пользоваться возможностями, доступными другому классу, из-за отсутствия социальной мобильности. Таким образом блокируется его желание приобрести привилегии другой касты или экономического класса. Больше страдают в этом отношении малообеспеченные и социально незащищенные классы.

Кретч и Кратчфилд (1948) утверждают, что роль общества и культурных движений в фрустрации иногда очень важна, поскольку самой потребности, которую вызывает конкретная культура, препятствует структура и институты этого общества. Потребность может быть создана у человека через социальную и образовательную философию общества, а затем эта же потребность может не быть удовлетворена из-за дискриминации или экономических ограничений.

Бедный мальчик может быть заинтересован в получении высшего образования, такого как инженерное дело или медицина, из-за образовательной или демократической философии страны, которая дает возможность каждому получить одно и то же, независимо от класса и вероисповедания. Но из-за своего плохого финансового состояния он может быть не в состоянии выполнить эту потребность. Из-за социально-культурных ограничений многие из таких потребностей не удовлетворяются.

Эти типы потребностей и требований блокируются, а их выполнение затрудняется из-за многих сложных культурных моделей. То же самое общество и культура, которые создают у человека потребности и мотивации, также препятствуют их осуществлению. Определенные нравственные нормы прививаются ребенку в процессе социализации.

Но впоследствии, к своему крайнему отчаянию, он обнаруживает, что эти моральные стандарты имеют лишь гипотетическую ценность. Практически реализовать их достаточно сложно. Возьмем пример обучения ребенка моральным ценностям, таким как честность, правдивость и искренность.

Его с самого начала учат, что ложь и неискренность — это плохо. Но что он находит в действительности, на практике? Ложь и неискренность, хотя и плохие, необходимы, если нужно жить в комфорте и мире. Хотя некоторые социальные ритуалы, обычаи и традиции плохи, он должен подчиняться им, как того требует общество.

Такие случаи вызывают конфликты и разочарование. Важность социального взаимодействия в обществах и культурах по отношению к развитию фрустрации имеет далеко идущие последствия, особенно на ранних этапах жизненного цикла, потому что в зависимости от различий во взаимодействии человек развивает определенный тип личности.

Характер, количество и интенсивность фрустрации в целом зависят от типа среды, ценностей и движений, системы отсчета той или иной культуры, в которой воспитывается организм. Вклады Маргарет Мид и Эррика Фромма пролили достаточно света, чтобы оправдать важность культуры и общества в развитии и накоплении различных типов фрустрации.

Однако, хотя каждый человек подвержен фрустрации, степень и природа фрустрации зависят от свободы и ограничений, налагаемых конкретной культурой. Маргарет Мид (1935) подчеркивает эту точку зрения, сравнивая личности трех разных культур.

Она обнаружила, что хотя эти три племени, арапеши. Мундугумор и Т-Чамбули находятся на одном и том же острове в южной части Тихого океана, из-за различий в психологической, социальной и семейной среде, а также в отношениях между детьми и родителями они испытывают разное удовлетворение и разочарование.

Дети племени арапеши сыты, ласково воспитаны и удовлетворены все их основные потребности. Они редко сталкиваются с разочарованием и, следовательно, в основном миролюбивы, неагрессивны и менее беспокойны. Мундугумары, напротив, отличаются высокой агрессивностью, неуживчивостью из-за того, что их основные потребности в еде и любви не удовлетворяются.

Они больны материнской грудью и толком не знают, что такое материнская любовь. Сравнение различных культур Маргарет Мид, а также превосходная работа Рут Бенедикт (1953), представленные в книге «Образцы культуры» , дают достаточно доказательств, чтобы заключить, что общество создает социальные касты и кастовые системы, преобладающие в свободном социальном общении, так что разрыв в общении чувств и эмоций порождает глубокую и стойкую фрустрацию.

Выдающийся антрополог Клаконн доходит до того, что объясняет с помощью реактивной гипотезы, что в разных типах культур на детей в процессе социализации накладываются ограничения различной природы.

Таким образом, серьезность и степень разочарования зависят от типа наложенных ограничений. Таким образом, он пишет , «в каждом человеческом обществе, по-видимому, существует различное количество свободно плавающей агрессии». Этот взгляд на Клукхонна основан на степени разочарования, навязываемой различными культурами.

Следуя Клакхонну, Оллпорт считает, что человек с множеством жалоб и обид указывает на личность, построенную из длинной серии хронических разочарований.

Сравнительное исследование различных культур показывает, что фрустрация варьируется от общества к обществу. Хопи и арапеши являются свидетельством менее разочаровывающих личностей, в то время как рифы и апачи занимают место на другом конце шкалы. Таким образом, культура играет определенную роль в формировании фрустрации, и, следовательно, фрустрация варьируется в зависимости от культурных вариаций.

Человек — социальное животное, а религия — часть социальной сети. Религиозные ценности, обычаи и традиции общества усиливают масштаб фрустрации. Религия сама по себе не позволяет получать множество удовольствий, особенно те, которые обычно противоречат ее принципам.

Человек не может вступить в брак с представителем другой касты или религии, потому что это не разрешено обществом. Точно так же человек должен совершать пост и пуджи против своей воли только ради религии. Многие религиозные предписания, ритуалы и табу ограничивают исполнение определенных желаний и блокируют путь к быстрому удовлетворению потребностей и требований. Таким образом, религиозные обычаи ускоряют фрустрацию.


5. Роль фрустрации в развитии личности:

Фрустрация, переживаемая в младенчестве и в более позднем возрасте, становится важным определяющим фактором для типа личности рассматриваемого человека. Когда ребенок реагирует на помехи, блокировки и шоки, в его личности закладывается шаблон на всю жизнь.

В классическом эксперименте волк временно лишил крыс возможности пользоваться глазами и ушами в младенчестве. Лишение в младенчестве сделало этих крыс инвалидами на всю жизнь.

Раннее развитие личности устранение питания, туалетных привычек и способов воспитания, воспитания и ухода за ребенком. Слишком жесткое или слишком слабое приучение к туалету создает различные проблемы в нормальном развитии личности.

В процессе социализации, при обучении ребенка правилам жизни и во время оральной, анальной и фаллической стадий психосексуального развития, ребенок сознательно или бессознательно сталкивается с большим количеством фрустраций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *