как объяснить ребенку отличие гласных и согласных, какие правила нужно запомнить
Содержание статьи
- Знакомство с терминами
- Буквы и звуки
В процессе формирования и развития речевой функции дети интуитивно отличают гласные буквы от согласных, но эти знания необходимо привести в систему, раз и навсегда определив, по каким признакам все звуки русского алфавита делятся на эти две большие группы. Без четкого усвоения этого материала невозможно дальнейшее изучение правил грамматики не только родного, но и любого иностранного языка.
Знакомство с терминами
Легко запоминается информация, ассоциативно связанная в мозге с чем-то понятным, знакомым. Поэтому перед тем как объяснять ребенку разницу между гласными и согласными, нужно рассказать, почему они называются именно так.
Звуки, которые тянутся, поются, нельзя произнести без участия голоса, или гласа, как говорили наши предки. Именно поэтому они, а вслед за ними и обозначающие их буквы зовутся гласными. Когда ребенок поймет эту взаимосвязь, можно переходить к объяснению понятия согласных — оно сложилось из двух слов: «с гласными», то есть «со-гласные» — «соседи гласных».
Такой подход к подаче информации не только позволит дошкольнику хорошо запомнить термины и их смысл, но и пробудит интерес к происхождению слов и развитию языка в принципе. Показать разницу между гласными и согласными наглядно помогает таблица, в которой они различаются по цветам: первые обозначаются красным, а вторые — синим.
Выбирая магнитную азбуку для малыша 2–3 лет, руководствуйтесь, прежде всего, ее безопасностью. А вот детям старшего возраста будет полезно заниматься с буквами, правильно разделенными по цветам.
Буквы и звуки
Выучить, чем различаются буквы и звуки, поможет основное правило: буквы мы читаем и пишем, а звуки — говорим и слышим. В занятиях с младшими школьниками педагоги всегда используют разноцветные карточки, схемы, специальные приспособления в виде домиков. Такая визуализация позволяет запомнить, какими цветами обозначаются гласные и согласные, мягкие и твердые, а иногда даже звонкие и глухие звуки. Для выделения ударных гласных используется соответствующий надстрочный знак, а безударные подчеркиваются одной чертой.
Гласных звуков в русском языке всего 6: [а], [о], [у], [ы], [и], [э], а гласных букв — целых 10: А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е. Чтобы ребенок понял, почему количество не совпадает, и научился различать звуки и буквы, нужно вместе с ним проговорить поочередно их все. Этот опыт покажет, что некоторые буквы могут являться обозначением сразу двух звуков: Я [йа], Ё [йо], Ю [йу] и Е [йэ]. Обязательно нужно отметить, что так происходит не всегда, и привести примеры: в словах «ель», «юла», «объявление» мы слышим в таких буквах по два звука, а в словах «мель», «люстра», «пять» — по одному.
Рассуждая так, можно подвести ученика к мысли, что на звучание гласных влияют согласные – и наоборот. Согласных букв в русском языке 21, а звуков намного больше — 36. Прежде чем давать ребенку для ознакомления списки этих букв и звуков, желательно помочь ему самому догадаться, почему звуков получается так много. Для этого нужно дать ему несколько пар слов и попросить обратить внимание, как произносятся в них одни и те же согласные, например:
- П в словах «спать» и «спеть»;
- Д — «дом» и «дядя»;
- Ф — «факел» и «филин».
Хорошим упражнением для ученика будет пройтись по всем согласным буквам алфавита и постараться подобрать на каждую из них слова с парными по твердости/мягкости звуками. Выяснится, что смягчаются согласные буквами Я, Ё, Ю, И, Е и что в алфавите присутствуют всегда твердые (Ж, Ц, Ш) и всегда мягкие (Й, Ч, Щ) согласные, которые, в свою очередь, способны влиять на произношение гласных: «шаг» и «шик», «жуть» и «желудь», «чиж» и «чаша». Примеры следует подобрать так, чтобы удобно было перейти на тему глухости и звонкости.
Одно из условий успешного усвоения информации — ее последовательная подача. Занятия нужно строить так, чтобы каждая тема вызывала у ребенка новые, логически вытекающие вопросы, ответы на которые даст следующая ступень.
Изучая родной язык, дети узнают много нового о предмете, казалось бы, хорошо знакомом, поэтому важно с самого начала их заинтересовать. Твердые знания о свойствах гласных и согласных — залог грамотного письма в будущем.
Что такое буквы и звуки? — Детский сад №220 ОАО РЖД
Обычно родители говорят, что ребёнок не выговаривает некоторые буквы! К сожалению, родители не всегда понимают разницу между такими понятиями, как «звук» и «буква». Эти термины смешивать нельзя!
Звук – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. В русском языке различают 42 звука речи.
Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы.
Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем.
Для родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста достаточно, если малыш запомнит, что буква обозначает звук «Р» и выучит ее, как «Р», а не «эр», «Л», а не «эль», «Ш», а не «ша» и т.д.
Родителям, детей старшего дошкольного возраста и первоклассников, о звуках и буквах нужно знать намного больше.
Звуки делятся на гласные и согласные.
Гласные звуки – при их произнесении воздух во рту проходит свободно, не встречая преград. В русском языке 10 гласных букв (а, у, о, э, ы, е, ё. я, ю, и). Гласных звуков всего 6 – [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. Дело в том, что гласные буквы е, ё. ю, я в некоторых позициях обозначают 2 звука:
ё — [й’о], е — [й’э], ю — [й’у], я — [й’а].
Гласные звуки обозначаются кружочком красного цвета. Гласные звуки не бывают ни твёрдыми и мягкими, ни звонкими и глухими Гласный звук может быть ударным или безударным. Гласные образуют слог. В слове столько слогов, сколько гласных.
Согласные звуки – при их произнесении воздух во рту встречает преграды, образуемые языком, зубами или губами.
Согласные звуки бывают:
— твёрдые –произносятся твёрдо. Обозначаются кружком синего цвета. Например: [п], [к], [д] и т.д.;
— мягкие– произносятся мягко. Обозначаются кружком зелёного цвета.
Например: [п’]= (пь), [к’]= (кь), [д’]= (дь).
Большинство согласных звуков имеют пару по твёрдости-мягкости. Например: [б]– [б’], [т] – [т’], [л] – [л’] и т.д.
Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по твёрдости-мягкости. Они либо всегда твёрдые, либо всегда мягкие:
— всегда твёрдые согласные – [ш], [ж], [ц];
— всегда мягкие согласные – [ч’], [щ’], [й’];
— звонкие согласные– произносятся с участием голоса.
Например: [л], [р],.[д], [м] и др. Для определения звонкости надо приложить руку к «горлышку» и послушать, есть ли «звоночек».
— глухие согласные– произносятся без участия голоса.
Например: [ф], [х] [с], [п] и т.д.
Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по звонкости – глухости. Они либо всегда глухие, либо всегда звонкие:
— всегда звонкие – [й], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’];
— всегда глухие – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
Необходимо четко знать и различать звуки и буквы!
Определение и значение гласных — Merriam-Webster
обет · эль ˈvau̇(-ə)l
1
: один из классов звуков речи, при произношении которых оральная часть дыхательного канала не блокируется и не сужается настолько, чтобы вызвать слышимое трение
широко : самый заметный звук в слоге
2
: буква или другой символ, обозначающий гласную
— обычно используется в английском языке для a, e, i, o, u , а иногда и y
Примеры предложений
Недавние примеры в Интернете Английский приправлен дифтонгами — один гласная плавно перетекает в другую и убирает резкость со слова. Рон Гроссман, Chicago Tribune , 2 октября 2022 г. Вы известны в кампусе своим захватывающим выступлением в гласной
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «гласный». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
Среднеанглийский, от англо-французского vowele , от латыни vocalis — далее в Vocalic
Первое известное использование
14 век, в значении, определенном в смысле 1
Путешественник во времени
Первое известное использование гласной было в 14 веке
Посмотреть другие слова того же века
Словарные статьи рядом с
гласныйклятва
гласный звук
склонение гласных
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Гласный звук.
» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/vowel. По состоянию на 26 ноября 2022 г.Ссылка на копию
Детское определение
обет · эль ˈvau̇(-ə)l
1
: звук речи, произносимый без препятствий или слышимого трения во рту представляющий гласную
Еще от Merriam-Webster о
гласнойНглиш: Перевод гласной для говорящих на испанском языке
Britannica English: Перевод гласной для говорящих на арабском языке статья
3 900.com Britannica.com0021 гласная
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
Все о кратких и долгих гласных для дошкольников
Задумывались ли вы когда-нибудь или ваш ребенок спрашивал вас, почему «а» в словах «кошка» и «торт» звучат по-разному? Или почему такие слова, как «детеныш» и «куб», произносятся по-разному, хотя их написание почти одинаково? Ну, вы не одиноки!
Звуки букв английского алфавита могут сильно различаться. В некоторых случаях это может быть сложно. Не все буквы во всех словах звучат одинаково. Обучение дошкольников чтению на английском языке может быть сложной задачей, поскольку буквы могут издавать разные звуки в зависимости от того, как они используются. В качестве примера можно привести краткие и долгие гласные звуки для дошкольников. Читайте дальше, чтобы узнать, как ваш ребенок может выучить гласные звуки и распознать их различия.
Изучение кратких и долгих гласных звуков – что это такое?
Изучение фонетики звуков позволяет узнать все обо всех гласных и согласных звуках, составляющих 26 букв английского алфавита. Каждая из 5 гласных (а, е, и, о, у) может издавать не менее 2 звуков. Например, гласная «а» звучит по-разному в словах «кошка» и «торт». То, как мы произносим гласные, не всегда определяет звук, который они издают.
Каждая гласная издает два звука: краткий и долгий. В некоторых случаях они тоже могут молчать! Когда гласный произносит звук определенной буквы, то это краткий звук. Однако, когда гласная звучит как название буквы, то получается долгий звук. Звук, который издает гласный, зависит от его положения в слове и букв, которые его окружают.
Например: «а» в слове «жир» и «е» в слове «постель» образуют короткие гласные звуки. А в словах «судьба» и «пшеница» они издают долгие гласные звуки.
Итак, в зависимости от того, где и где стоит гласная в слове, может меняться его длина и звучание. Обучая дошкольников чтению, вы должны помочь им понять правила, по которым звучат гласные в разных случаях. Да, короткие и длинные гласные для детей иногда могут сбивать с толку. Тем не менее, регулярная практика с ними, чтобы распознать различия, поможет.
Правила, которые следует помнить при изучении кратких и долгих гласных
Вот несколько основных правил, которые помогут дошкольникам вводить краткие и долгие гласные слова. Помните, что у правил тоже есть исключения.
Правило №
Положение гласного
Гласный звук
Примеры
1.
Когда слово состоит только из одной гласной и заканчивается на согласную
Гласная в
4
«е» в «запад»
«o» в слове «hot»
«i» в слове «fish»
«u» в слове «cup»
2.
Когда в слове есть две гласные, разделенные двумя или более буквами
Первая гласная произносит короткий звук
как в слове «яблоко»
как в слове «осьминог»
как в слове «корзина»
как в слове «слон»
как в слове «зонтик»
3.
буква «е» (магическое «е»/ немое «е»)
Первая гласная дает долгий звук
«кепка» становится «накидкой»
«набор» становится «воздушным змеем»
«ванна» становится «трубкой»
как «игра»
как «время»
4.
Когда слово имеет две гласные идут вместе первая делает
говорящая
Первая гласная издает долгий звук
Вторая гласная молчит
как в слове «галстук»
как в слове «лодка»
как в слове «дождь»
как в ‘value’
как в ‘feet’
Вот длинный и короткий список гласных звуков: еще несколько примеров
Гласная
Короткая гласная
Долгая гласная
Аа
‘жир’, ‘карта’, ‘рука’, ‘лампа’, ‘стекло’
‘судьба’, ‘боль’, ‘игра’, ‘ почта’, ‘кит’
Ee
‘яйцо’, ‘красное’, ‘гнездо’, ‘колокольчик’, ‘запах’
‘ухо’, ‘море’, ‘лечить’, ‘слабый’, ‘три
‘свинья’, ‘ребро’, ‘кулак’, ‘молоко’, ‘плавать’
‘шкура’, ‘плитка’, ‘лайм’, ‘вытереть’, ‘приз’
Оо
‘лиса’, ‘хмель’, ‘удочка’, ‘капля’, ‘пруд’
‘дорога’, ‘коза’, ‘кость’, ‘нота’, ‘жаркое’
Uu
‘бутон’, ‘пистолет’, ‘обнять’, ‘свалить’, ‘пыхтеть’
‘правило’, ‘правда’, ‘дюна’, ‘флейта’, ‘фрукт’
Способы обучения короткие и долгие гласные Вот несколько простых упражнений на длинные и короткие гласные, чтобы познакомить детей с гласными звуками и попрактиковать их.
- Веселье с песнями
Изучение различных гласных звуков может быть веселее с песнями. Это один из лучших способов научить коротким и длинным гласным звукам, так как их запоминающийся ритм может помочь детям выучить гласные звуки и легко их запомнить. Посмотрите «Песню с короткими и длинными гласными» Кутуки. Эта песня отлично подходит для детей, которые изучают короткие и долгие гласные звуки.
Чтобы узнать больше о таких веселых и увлекательных песнях, загрузите обучающее приложение для детей Kutuki прямо сейчас!
- Используйте движения рук или движения
Используйте простые жесты для каждой гласной. Это может помочь детям связать гласные с движениями и звуком, который они издают. Помимо работы над мышечной памятью, кинестетическая деятельность делает обучение более увлекательным для детей. Например, пусть ваш ребенок сгибает колени, когда слышит короткий гласный звук. Чтобы услышать долгий гласный звук, попросите их подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши.
- Пометка гласных
Удобно ставить пометки поверх гласных. Он указывает на гласный звук, который будет использоваться. Например, короткий гласный звук обозначается изогнутым символом над похожей на гласную «ă» в «măn». В то время как долгий гласный звук представлен небольшой горизонтальной чертой над ним, как «ā» в «māin». Такие символы укрепят способность вашего ребенка распознавать и эффективно использовать соответствующий гласный звук.
- Создание практических листов
Попросите ребенка попрактиковаться в произнесении кратких и долгих гласных с помощью рабочих листов. Они помогают детям распознавать, понимать и отличать слова с длинными гласными от слов с короткими гласными.
Обратите внимание: эти рабочие листы защищены авторским правом. Они доступны исключительно для студентов, обучающихся по фонической программе Кутуки.