Что такое ГУМАНИЗМ — простой ответ что это
Гуманизм – это обширный термин, который охватывает различные течения в искусстве, философские взгляды, а также концепции, применяемые в психологии и образовании. В общем понимании, данный термин можно свести к философии человеколюбия.
1) Что такое ГУМАНИЗМ – определение, понятие простыми словами.
2) Принципы, ценности, идеи и нормы гуманизма.
3) Виды гуманизма.
3.1) Что такое Светский гуманизм — простыми словами.
3.1.1) Принципы светского гуманизма:
Что такое ГУМАНИЗМ – определение, понятие простыми словами.
Простыми словами, Гуманизм – это вера в ценность, свободу и независимость человека. С точки зрения гуманистов, все люди обладают собственными моральными ценностями и несут ответственность за совершаемые поступки. Таким образом, предполагается, что каждый человек способен мыслить разумно и делать рациональные выводы. Например, отличать хорошее от плохого, что в конечном счете должно сделать человека более нравственным и приносящим благо как себе, так и окружающим.
На самом деле, существует огромное множество различных определений слова «Гуманизм», но все они по сути сводятся к одной простой идее человеколюбия. По факту, даже сам термин ГУМАНИЗМ, происходит от латинского — «humanus», что буквально переводится как «человечный».
Для полноты понимания сути гуманизма, следует ознакомиться с основными идеями, или принципами концепции.
Принципы, ценности, идеи и нормы гуманизма.
- Полная свобода в развитии любого человека как личности;
- Гуманизм подразумевает уважение достоинства каждого человека и право человека на максимально возможную свободу, совместимую с правами других;
- Концепция гуманизма выступает за самое широкое применение демократических принципов во всех человеческих отношениях;
- Гуманисты признают важность человеческой взаимосвязи и необходимость взаимоуважения для дальнейшего развития человечества;
- Гуманисты призывают к постоянному улучшению общества, чтобы никто не мог быть лишен основных жизненных потребностей;
- Гуманисты поддерживают развитие различных организаций по защите прав и свобод человека, таких как ООН и так далее;
- Концепция гуманизма нацелена на мирное урегулирование конфликтов между отдельными лицами, группами и нациями;
- Основополагающим принципом гуманизма является отказ от убеждений, которые базируются на бездоказательной базе религий, догматов, верований и суеверий;
- Гуманисты выступают за использование научного метода в качестве руководства для решения проблем человечества;
- Гуманисты утверждают, что индивидуальные и социальные проблемы могут быть решены только с помощью человеческого разума, критического мышления, соединенного с состраданием и духом сочувствия ко всем живым существам;
- Концепция гуманизма утверждает, что люди полностью являются частью природы, и наше выживание зависит от «здоровья» нашей планеты.
Виды гуманизма.
Так как идеи гуманизма имеют достаточно древние корни, то и сама концепция постоянно развивалась и приобретала различные формы. На данный момент можно выделить такие виды гуманизма:
- Литературный гуманизм;
- Культурный гуманизм;
- Философский гуманизм;
- Христианский (Религиозный, Теистический) гуманизм;
- Светский (Секулярный) гуманизм.
Литературный гуманизм – это преданность гуманитарным или литературным культурам.
Философский гуманизм – это любое мировоззрение или образ мышления и жизни, нацеленный на обеспечение человеческих потребностей и благ.
Христианский гуманизм – это достаточно своеобразная концепция, которая выстроена на предположении существовании Бога, и том что человек должен развиваться в согласии с религиозным учением.
Что такое Светский гуманизм — простыми словами.
Светский гуманизм – это современная атеистическая концепция, которая за основу берет научный подход и принципы рационального подхода к развитию человечества.
Принципы светского гуманизма:
- Применение науки для решения проблем человечества и понимания Вселенной в целом;
- Убежденность в том, что именно научные открытия и технологии могут способствовать улучшению жизни людей;
- Уверенность в том, что только открытое демократическое общество с плюралистическими взглядами, может быть лучшей гарантией защиты прав человека от авторитарных элит и репрессивного большинства;
- Глубокая убежденность в необходимости разделения церкви и государства;
- Толерантное отношение к представителям любых рас, народов, вероисповеданий и взглядов;
- Неприкосновенность частной жизни;
- Поддержка таких моральных принципов как: честность, справедливость, альтруизм, ответственность, сострадание и так далее.
- Сохранение Земли для будущих поколений;
- Возможность развития творческих способностей у любого человека.
- Нравственное воспитание детей;
- Помощь обездоленным и инвалидам;
6 июня исполняется 222 года Александру Сергеевичу Пушкину – Учительская газета
«Так долго не живут» – это не о знаменитых и бессмертных, к которым, несомненно, принадлежит великий поэт и гражданин России Александр Сергеевич Пушкин, создатель современной литературной речи. Неслучайно 6 июня именуется также Международным днем русского языка, Пушкинским днем России.
Немногие помнят творчество поэта Аполлона Григорьева, однако почти каждый слышал сказанную им и ставшую крылатой фразу: «Пушкин – это наше все». О гении русской литературы написано огромное количество книг. Особо въедливые литературоведы поставили его на 19 место в списке самых изучаемых личностей в истории. Перед ним – Иисус и Вагнер, однако он опережает Бетховена и Ганди. Все эти условные рейтинги вряд ли убедительны для русскоязычных жителей планеты – они солидарны с Аполлоном Григорьевым.
И все же, хочется несколько снизить, вполне уместный по отношению к Пушкину, пафосный тон. «Наше все» был в жизни балагуром, шутником, любвеобильным человеком, прожившим короткую (37 лет), но яркую и плодотворную, во всех смыслах, жизнь. Он создал более 400 литературных произведений, оставил после себя двух сыновей и столько же дочерей в браке с Натальей Гончаровой. На других возможных наследников история лишь застенчиво намекает.
Детство и юность
Саша Пушкин был неуклюжим, довольно упитанным мальчиком с темной курчавой копной волос на голове. Позже, в дневнике он жестоко и, признаться, несправедливо сравнил себя с внешностью «истинной обезьяны». Как бы то ни было, мальчик умел с детства постоять за себя.
Однажды к ним в дом пришел в гости литератор Иван Дмитриев. Увидев Александра, он не удержался и воскликнул: «Надо же, какой арабчик!». На что десятилетний подросток молниеносно ответил в рифму: «Но зато не рябчик!». Наступило всеобщее смущение, поскольку физиономия у Ивана Ивановича была сплошь рябой.
О Царскосельском лицее сегодня, пожалуй, вспоминают только в связи с именем великого поэта. Однако Александр поступил в это учебное заведение, что называется, по блату, благодаря ходатайству своего дяди Василия Львовича, который «порадел родному человечку» перед своим приятелем Михаилом Сперанским – основателем лицея.
Франсуа-Ксавье де Местр. Детский портрет Пушкина («Пушкин ребенок»). 1800-1802 гг.Не при школьниках будет сказано, учился Александр Сергеевич так себе. Даже хуже: из 29 выпускников лицея он был 26-м по успеваемости. Юноша был «слабого прилежания» в арифметике и рисовании. Однако российская и французская словесность, а также фехтование давались ему легко.
После окончания лицея Пушкин получил звание камер-юнкера, которое оказалось пожизненным. Поэт до конца дней не мог свыкнуться с этой, в общем-то, лакейской должностью, ненавидел мундир, в котором вынужден был справлять отведенную ему службу.
Однажды юного камер-юнкера Пушкина вызвал к себе в кабинет высокопоставленный чиновник. Он встретил поэта, вольготно развалившись на диване. Прослышав о стихотворных способностях своего подчиненного, начальник приказал ему их продемонстрировать, так сказать, выдать экспромт.
Александр, не мешкая, произнес: «Дети на полу — умный на диване». Чинуша задумался, стал повторять фразу и вдруг понял ее истинный смысл: «Детина полуумный на диване». Он вскочил и с криками прогнал дерзкого юношу.
Жизнь, к барьеру!
Пушкин был прекрасным стрелком. Он всегда ходил с семикилограммовой тростью, тренируя правую руку, дабы она не подвела его в очередной дуэли, которых у поэта, по подсчетам биографов, было около двух десятков. Александр Сергеевич также увлекался боксом, он первым в России выписывал брошюры из Великобритании, рассказывающие об этом виде спорта.
Хладнокровие и меткость, присущие Пушкину в поединках, могли, но не доставляли особых неприятностей его противникам. Как правило, все дуэли заканчивались миром – поэт, как правило, стрелял в воздух.
Первая его сатисфакция произошла еще во время учебы в лицее. Причем вызвал его к барьеру однокашник и друг Вильгельм Кюхельбекер. Поводом для дуэли стала эпиграмма Пушкина, написанная после реально произошедшего случая.
Юный Кюхельбекер, разумеется, также писавший стихи, донимал своими виршами Василия Жуковского. Он при каждом удобном (для него) случае начинал читать почтенному мэтру очередное свое сочинение. По этой причине Жуковский однажды не пришел на лицейскую вечеринку. Объяснил он это тем, что накануне несколько переел, да к тому же узнал, что там будет Кюхельбекер.
Пушкин тут же сочинил известную эпиграмму: «За ужином объелся я, / Да Яков запер дверь оплошно – /Так было мне, мои друзья, / И кюхельбекерно, и тошно…». Возмущенный Вильгельм Карлович вызвал обидчика на дуэль. Но вместо пуль в пистолетах была клюква, все прошло кисло-сладко и закончилось примирительными бокалами с шаманским вином.
Личное дело поэта
О любвеобильности Пушкина ходят легенды. Однако и сам он в своих дневниковых воспоминаниях охотно и подробно описывает свои любовные похождения. В так называемом «Донжуанском списке» Александр Сергеевич перечислил всех дам, с которыми когда-то был близок. Впрочем, возможно, и не всех.
Александр Брюллов. «Портрет Н. Н. Гончаровой», 1832 г.При своей, скажем так, не очень привлекательной внешности, поэт покорял женские сердца остроумием, талантом и безудержным темпераментом. Он долго добивался руки Натальи Гончаровой. После первой же встречи с ней, понял, что, наконец, пришла его настоящая и единственная любовь. Пушкин часто повторял в порыве дружеских откровений: «Я пленен, я очарован, словом – я огончарован!».
Однако мать 16-летней Натальи отказала жениху, посчитав ее слишком юной для супружеской жизни, за что Александр Сергеевич до конца жизни недолюбливал тещу. Не прошло и трех лет, как венчание одной из красивейших барышень того времени и первого поэта России, состоялось. В 1830 году Пушкин написал Вере Вяземской: «Моя женитьба на Натали (это, замечу в скобках, моя сто тринадцатая любовь) решена».
Последний выстрел
По роковому стечению обстоятельств, смертельную рану на дуэли Александру Пушкину нанес его родственник, муж сестры Натальи Гончаровой – Жорж Дантес. Поэт вступился за честь своей жены и вызвал француза на поединок.
Александр Пушкин всегда отдавал право первого выстрела противнику, а сам обычно стрелял затем в воздух. На этот раз он также дождался, пока Дантес нажмет на курок. Благородство поэта стоило ему жизни. Поэт получил смертельное ранение в область живота, однако сумел произвести свой последний выстрел.
Дантес упал, но пуля рикошетом от пуговицы на его кителе отлетела в сторону. В результате он отделался легкими ушибами. Пожалуй, это был единственный случай, когда Пушкин нанес пусть незначительный, но все-таки вред своему сопернику на дуэли.
Любопытные факты
- Пушкин во многом, если не во всем, опережал современников. Он стал первым русским литератором своего поколения, писавшим исключительно на родном, русском, а не на французском языке. Первым стал зарабатывать на жизнь творчеством.
- Главным мотивом к писательскому труду стали денежные проблемы, которые постоянно преследовали поэта.
- Александр Сергеевич всю жизнь занимался самообразованием, в частности, учил иностранные языки. Исследователи творчества писателя считают, что он знал французский, латинский, греческий, старославянский, немецкий, итальянский, английский. Есть и другие версии. Но чаще пишут о хорошем знании семи иностранных языков.
- Пушкину мы должны быть благодарны, как минимум, за два лучших произведения Гоголя – пьесу «Ревизор» и роман «Мертвые души». Как-то, находясь в одной компании, Александр Сергеевич по просьбе Николая Васильевича рассказал забавный анекдот, неожиданно предложив написать об этом пьесу. Он же подсказал Гоголю сюжет «Мертвых душ».
- Александр Пушкин слыл мастером острот, анекдотов, эпиграмм. В 1901 году в Одессе вышел сборник, который так и назывался «Шутки и остроты А. С. Пушкина», собранные из разных источников крупнейшим книгоиздателем Меером Козманом. Иногда остроты носили весьма недружественный характер. Современники рассказывали, что однажды во время обеда Пушкин выпил много шампанского. В беседе со знакомой дамой, которую природа отметила рябинками на лице, допустил вольность. Собеседница поэта заметила, что у него «в глазах двоит». На что он мгновенно парировал: «Нет, сударыня, рябит».
- Поэт отличался вспыльчивым характером – пистолет был его постоянным «спутником». Приятель Пушкина известный русский писатель, картограф, лингвист Александр Вельтман рассказывал, что, едва проснувшись, и даже не успев надеть хоть что-то на себя, он стрелял в стену, тренируясь в меткости.
- Самым популярным произведением великого русского поэта на протяжении многих десятилетий остается роман в стихах «Евгений Онегин».
- Современники поэта восхищались эпитафией, в которой есть такие слова: «Здесь Пушкин погребен; / он с музой молодою, /С любовью, леностью провел веселый век; /Не делал доброго, однако ж был душою, / Ей-Богу, добрый человек».
Определения гуманизма » Понимание гуманизма
Грубо говоря, слово гуманист стало обозначать того, кто:
- доверяет научному методу, когда дело доходит до понимания того, как работает Вселенная, и отвергает идею сверхъестественного (и значит атеист или агностик)
- принимает этические решения на основе разума, сочувствия и заботы о людях и других разумных животных
- считает, что в отсутствие загробной жизни и какой-либо заметной цели во вселенной люди могут действовать, чтобы придать своей жизни смысл, ища счастья в этой жизни и помогая другим делать то же самое.
Humanists UK
Наиболее полное определение степени международного согласия содержится в Амстердамской декларации 2022 года организации Humanists International (см. ниже). Некоторые другие включают:
«…приверженность взглядам, интересам и центральной роли человека; вера в разум и автономию как основополагающие аспекты человеческого существования; вера в то, что разум, скептицизм и научный метод являются единственными подходящими инструментами для открытия истины и структурирования человеческого сообщества; вера в то, что основы этики и общества должны быть найдены в автономии и моральном равенстве…»
Краткая философская энциклопедия Routledge
«Апелляция к разуму в противовес откровению или религиозному авторитету как к средству познания мира природы и судьбы человека, а также к обоснованию морали… Гуманистическая этика также отличается тем, что ставит цель нравственного действия в благо человечества, а не в исполнении воли Божией».
Oxford Companion to Philosophy
«Полагая, что можно жить уверенно без метафизической или религиозной определенности и что все мнения открыты для пересмотра и исправления, [гуманисты] видят человеческое процветание в зависимости от открытого общения, обсуждения, критики и непринужденного консенсуса».
Кембриджский философский словарь
«Человек должен проявлять уважение к человеку, независимо от класса, расы или вероисповедания, является основой гуманистического отношения к жизни. К основным моральным принципам он отнес бы принципы свободы, справедливости, терпимости и счастья… отношение к тому, что люди могут жить честной, осмысленной жизнью, не следуя формальным религиозным убеждениям».
Груши Циклопедия
«Отказ от религии в пользу развития человечества своими силами»
Краткий словарь Коллинза
«Нерелигиозная философия, основанная на либеральных общечеловеческих ценностях»
Маленький Оксфордский словарь
Амстердамская декларация 2022 г.
(от Humanists International)Гуманистические убеждения и ценности так же стары, как цивилизация, и имеют историю в большинстве обществ по всему миру. Современный гуманизм является кульминацией этих давних традиций рассуждений о смысле и этике, источником вдохновения для многих великих мыслителей, художников и гуманитариев мира, и тесно связан с подъемом современной науки. Являясь глобальным гуманистическим движением, мы стремимся донести до всех людей эти основы гуманистического мировоззрения:
- Гуманисты стремятся быть этичными.
- Мы признаем, что нравственность присуща человеческому состоянию, основана на способности живых существ страдать и процветать, мотивирована преимуществами помощи, а не причинения вреда, поддерживается разумом и состраданием и не нуждается ни в каких источниках за пределами человечества.
- Мы подтверждаем ценность и достоинство личности и право каждого человека на максимально возможную свободу и максимально полное развитие, совместимое с правами других. С этой целью мы поддерживаем мир, демократию, верховенство закона и всеобщие законные права человека.
- Мы отвергаем все формы расизма и предубеждений, а также несправедливость, вытекающую из них. Вместо этого мы стремимся способствовать процветанию и общению человечества во всем его разнообразии и индивидуальности.
- Мы считаем, что личная свобода должна сочетаться с ответственностью перед обществом. У свободного человека есть обязанности по отношению к другим, и мы чувствуем долг заботы обо всем человечестве, включая будущие поколения, и, кроме того, обо всех разумных существах.
- Мы признаем, что являемся частью природы, и принимаем на себя ответственность за то влияние, которое мы оказываем на остальной мир природы.
- Гуманисты стремятся быть рациональными.
- Мы убеждены, что решения мировых проблем лежат в человеческом разуме и действиях. Мы выступаем за применение науки и свободное исследование этих проблем, помня, что хотя наука предоставляет средства, человеческие ценности должны определять цели. Мы стремимся использовать науку и технологии для повышения благосостояния людей, а не бездушно или разрушительно.
- Гуманисты стремятся к самореализации в своей жизни.
- Мы ценим все источники личной радости и самореализации, которые никому не наносят вреда, и мы верим, что личное развитие через культивирование творческой и этической жизни — это дело всей жизни.
- Поэтому мы ценим художественное творчество и воображение и признаем преображающую силу литературы, музыки, изобразительного и исполнительского искусства. Мы дорожим красотой мира природы и ее потенциалом вызывать удивление, трепет и спокойствие. Мы ценим индивидуальные и коллективные усилия в физической активности, а также возможности, которые они предлагают для товарищества и достижений. Мы ценим стремление к знаниям, а также смирение, мудрость и проницательность, которые оно дарует.
- Гуманизм отвечает широко распространенному спросу на источник смысла и цели, выступающий в качестве альтернативы догматической религии, авторитарному национализму, племенному сектантству и эгоистичному нигилизму.
- Хотя мы верим, что стремление к человеческому благополучию не имеет возраста, наши особые мнения не основаны на откровениях, зафиксированных на все времена. Гуманисты признают, что никто не является безошибочным или всеведущим, и что знания о мире и о человечестве можно получить только посредством непрерывного процесса наблюдения, обучения и переосмысления.
- По этим причинам мы не стремимся ни избегать проверки, ни навязывать свою точку зрения всему человечеству. Наоборот, мы стремимся к беспрепятственному выражению и обмену идеями и стремимся к сотрудничеству с людьми разных убеждений, которые разделяют наши ценности, и все ради построения лучшего мира.
- Мы уверены, что у человечества есть потенциал для решения стоящих перед нами проблем с помощью свободного исследования, науки, сочувствия и воображения во имя мира и человеческого процветания.
- Мы призываем всех, кто разделяет эти убеждения, присоединиться к нам в этом вдохновляющем начинании.
В 2022 году на 70-м юбилейном Всемирном гуманистическом конгрессе в Глазго члены и партнеры Humanists International рассмотрели и демократическим путем согласовали эту пересмотренную Амстердамскую декларацию 2022 года, которая служит окончательным изложением ее руководящих принципов.
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Дополнительная информация
Чем не гуманизм? » Понимание гуманизма
Существует множество неверных представлений о гуманизме.
Гуманизм часто отождествляют с чем-то, чему он на самом деле противостоит. Важно остерегаться заблуждения «черное или белое»: веры в то, что «если это не то, то должно быть то» (например, если вы не верите в какой-то «конечный» смысл или цель Вселенной, вы должны верим, что наша жизнь может вообще не иметь смысла). Убеждения не должны лежать на той или иной крайности линейной шкалы. Они также не всегда легко укладываются в линейную шкалу.
Гуманизм не является:
- Индивидуализм/эгоизм : гуманисты считают, что мы должны быть свободны решать, как нам жить; однако чрезмерный индивидуализм или эгоизм, который был явно эгоистичным и игнорировал последствия наших действий для других, несовместимы с гуманизмом
- Гедонизм: гуманисты не отрицают стремление к чувственным удовольствиям; однако это не единственные составляющие хорошей жизни
- Релятивизм: гуманисты не согласны с тем, что истина и мораль являются исключительно вопросом личных предпочтений
- Сциентизм: среди гуманитариев возникнут разногласия по поводу того, в какой степени наука может ответить на все наши вопросы; однако они будут верить, что философия, литература, искусство и человеческий опыт могут помочь нам ответить на вопросы, которые, возможно, лежат за пределами науки, без необходимости обращаться к религии
- Тоталитаризм: гуманизм противоположен атеистическому тоталитаризму, как и религиозному авторитаризму; и те, и другие обычно отрицают права и свободы человека и обесценивают отдельные человеческие существа в погоне за какой-то несомненной целью
- Утопизм: гуманисты не верят, что мы можем построить идеальный мир, но обычно верят, что мы можем построить лучший
- Нигилизм: отрицая существование некоего «высшего» смысла Вселенной, гуманисты верят, что мы можем действовать, чтобы сделать свою жизнь значимой
Не является гуманизмом и…
- Поклонение людям : гуманисты скорее стремятся убрать пьедестал, на котором были поставлены боги или другие идолы, чем поставить на него людей; людей нужно ценить и прославлять их положительные качества, но им не следует поклоняться
- Утилитаризм : многие гуманисты примут утилитарный подход к этике; однако это не является обязательным, и другие гуманисты примут другие этические подходы
- Видоведизм: гуманисты не верят, что люди занимают какое-то более высокое положение по сравнению с нечеловеческими животными; мировоззрение, которое основывает свои этические решения на доказательствах, сопереживании и желании уменьшить страдания, включает нечеловеческих животных в круг своих моральных интересов
Историк Юваль Ной Харари использует несколько эксцентричное определение гуманизма в своих книгах Sapiens и Homo Deus. Это не то определение гуманизма, которое разделяло бы большинство гуманистов или гуманистических организаций (многие усмотрели бы в их гуманизме прямую противоположность гуманизму Харари). Чтобы узнать больше о необычном использовании этого слова Харари (и о том, как он использует слово «секуляризм»), щелкните здесь.
Иногда люди называют себя « религиозными гуманистами ». Это может быть потому, что они считают себя принадлежащими к религии в культурном или семейном смысле, но придерживаются гуманистических убеждений. Некоторые могут просто определить «религию» таким образом, который включает все мировоззрения или подходы к жизни, и, следовательно, определить гуманизм как религию (это более распространено в США, чем в Великобритании). Однако некоторые могут придерживаться религиозных убеждений и по-разному определять «гуманизм». Важно, чтобы учащиеся знали, что это слово используется здесь по-другому. Большинство современных словарных определений гуманизма сегодня определяют гуманизм как нерелигиозное мировоззрение и определяют гуманистов как атеистов или агностиков.