Конгруэнтность в психологии: что это простыми словами
Приветствую Вас, друзья!
Конгруэнтностью в психологии называют согласованность слов и поступков человека, непротиворечивость его жизненных взглядов и принципов. Неконгруэнтное поведение сразу бросается в глаза. К примеру, если человек требует от окружающих соблюдения определенных правил, сам же пренебрегает ими, это вызывает невольное отторжение.
С конгруэнтными же людьми приятно общаться, поскольку не возникает сомнения в их порядочности и принципиальности, даже если они ведут себя жестковато. Сегодня мы подробно рассмотрим, что такое собой конгруэнтность, как она формируется, почему может разрушаться, какие преимущества даёт человеку и как развить её в себе.
Что такое конгруэнтность?
В психологии конгруэнтность – это согласованность различных форм поведения человека, соответствие его поступков его же собственным мыслям и словам.
Сам термин «конгруэнтность» широко используется в разных сферах знаний. Он образован от латинского слова congruens (согласованность, соразмерность, соответствие) и подразумевает, что проявления чего-либо, выраженные в разных формах, не противоречат друг другу.
Многие люди замечают, что их знакомые по-разному ведут себя при личном общении и в онлайн-переписке. Иногда даже создаётся впечатление, что это два разных человека. И это яркий пример неконгруэнтности – несогласованности поведения человека при разных формах взаимодействия.
У конгруэнтных людей наблюдается полное соответствие между их высказываниями, жизненными убеждениями и совершаемыми ими поступками. Это заметно облегчает им жизнь, поскольку у них нет внутренних конфликтов, они всегда говорят именно то, что думают, а в их поступках не бывает скрытого смысла.
В психологию данный термин ввёл американский психолог Карл Роджерс. Он отмечал, что конгруэнтность являются одним из важнейших условий для эффективной психотерапии.
Признаки конгруэнтности и неконгруэнтности
В качестве основных признаков конгруэнтности можно назвать следующие особенности поведения:
- конгруэнтный человек не врёт и не лицемерит;
- он чувствует, думает и говорит одно и то же;
- придерживается всех декларируемых принципов;
- его поведение полностью соответствует тому, чего он сам требует от окружающих.
Неконгруэнтность обычно проявляется следующими признаками:
- человек грустит, но говорит, что ему весело;
- он фальшивит, лицемерит, льстит окружающим;
- часто привирает о своих достоинствах;
- требователен к окружающим, но не к себе;
- его легко уличить в неискренности.
Даже когда перечисленные признаки не очевидны, конгруэнтные люди всё равно вызывают симпатию, тогда как неконгруэнтные постепенно отталкивают людей от себя.
Причины неконгруэнтности
Казалось бы, конгруэнтность – это естественное состояние для любого психически здорового человека. Тогда почему же люди становятся неконгруэнтными? Психологи называют две основных причины:
- Желание произвести «правильное» впечатление. Большинство людей не готово показывать все эмоции и переживания. Они хотят, чтобы окружающие видели их сильными, успешными и самодостаточными личностями, поэтому старательно скрывают свои слабости.
- Показательная расслабленность и безмятежность. Так часто ведут себя люди в состоянии эмоционального выгорания. Они пытаются показать окружающим, что пребывают в отличном расположении духа. Но стараясь выглядеть веселыми и шутливыми, они только усугубляют своё состояние эмоционального упадка.
К неконгруэнтности часто приводит стремление продемонстрировать несуществующий успех или высокий статус. В общении с друзьями человек незначительно преувеличивает важность своей работы или должности, постепенно добавляя подробности (как в анекдотах про рыбаков, у которых рыба увеличивается прямо по ходу повествования).
В итоге оказывается, что рассказы человека о себе полностью противоречат действительности. И это одно из самых распространенных проявлений неконгруэнтности в современном обществе. Из-за необходимости поддерживать «легенду», такие люди постоянно испытывают сильное внутреннее напряжение и ощущение дисгармонии.
Плюсы конгруэнтности
Конгруэнтность считается положительным свойством личности. Она даёт человеку ряд существенных преимуществ, таких как:
- уверенность в собственных мыслях, решениях и поступках;
- устойчивые моральные принципы;
- преимущественно хорошее настроение;
- отказ от бесполезной траты энергии;
- искренность, честность и открытость;
- хорошее отношение и уважение со стороны окружающих;
- контроль над собственными эмоциями.
Минусы конгруэнтности
К недостаткам можно отнести следующие особенности конгруэнтности:
- чрезмерная искренность может приводить к конфликтам и непониманию;
- конгруэнтный человек откровенно демонстрирует переживания, которые принято держать при себе;
- конгруэнтность может мешать в делах, поскольку такой человек просто не способен работать с людьми, вызывающими у него отторжение.
Кроме того, конгруэнтным людям чужд конформизм. Это нельзя назвать очевидным минусом или плюсом, но таким людям немного сложнее жить в обществе, подчиняясь общепринятым нормам.
Зачем нужна конгруэнтность?
Разобравшись с тем, что такое конгруэнтность, можно заключить, что это положительная особенность личности. Она даёт человеку возможность быть самим собой, не лицемерить и не пытаться жить двойной жизнью. Психоэмоциональное состояние конгруэнтного человека всегда в норме, он не позволяет давить на себя ни окружающим, ни самому себе.
Данная особенность характера помогает человеку сохранять эмоциональную и умственную энергию, не растрачивая её на излишние переживания, сомнения и придумывание оправданий. Конгруэнтная личность непринужденно ведёт себя в любом обществе, демонстрирует искренность и открытость, что нравится большинству людей, даже если их иногда задевает излишняя прямота.
Как достичь конгруэнтности?
Развить в себе данную черту характера способен каждый человек. Лучший способ добиться этого заключается в том, чтобы с сегодняшнего же дня начать придерживаться следующих принципов:
- быть собой и не подражать кумирам;
- не копировать чужие манеры, фразы, высказывания;
- всегда отвечать за свои слова и действия;
- всегда следить, чтобы поступки соответствовали мыслям;
- не кривить душой и не пытаться скрывать эмоции;
- не скрывать недовольство поведением близких;
- говорить непринужденно, не пытаясь изобразить несвойственную себе интонацию.
Важнейшее упражнение для развития конгруэнтности – это соблюдение известного принципа «Быть, а не казаться!». Никогда не пытайтесь демонстрировать черты характера, которых у вас нет. Не изображайте мнимый успех и не преувеличивайте свой статус. Будьте собой в любой ситуации, а если стесняетесь своих слабостей – поработайте над их устранением или над тем, чтобы избавиться от комплексов.
Проверить свои способности
Друзья, для закрепления материала предлагаю Вам узнать, насколько хорошо Вы умеете распознавать эмоции других людей. Для этого существует специальный тест эмоционального интеллекта, в ходе которого Вам предстоит распознать различные эмоции на лицах людей, после чего Вы узнаете количество правильных ответов.
Кроме того, если Вы хотите улучшить свои способности в понимании и управлении своими эмоциями, а также распознавание эмоций других людей, рекомендую Вам курс «Эмоциональный интеллект» от Викиум. Этот курс поможет Вам:
- эффективно разрешать конфликты;
- сохранять невозмутимость в сложных ситуациях;
- замечать признаки обмана в ходе диалогов;
- научиться управлять своими эмоциями;
- повысить уверенность в себе;
После обучения вы сможете:
- выявлять ложь на работе и в личной жизни;
- видеть эмпатию и проявление скрытых эмоций;
- «читать» собеседника;
- не показывать свои эмоции;
- видеть манипуляции;
- наладить личные отношения;
Автор курса – Олег Калиничев. Он директор «Paul Ekman International» в России. Пол Экман – мировой эксперт в психологии эмоций, выявлении обмана и невербальном поведении.
Заключение
Под конгруэнтностью в психологии понимают полную согласованность мыслей и действий человека, его внутреннего состояния и поведения. Конгруэнтные люди всегда честны, искренни, открыты и прямолинейны. Несмотря на то, что в общении они могут быть довольно жесткими, близким их поведение в большинстве случаев нравится. Так или иначе, конгруэнтность считается положительным качеством, и каждый человек должен стремиться развить её в себе.
Конгруэнтность это в психологии, общении, математике, физике
Конгруэнтность – это согласованность разных элементов, объектов, компонентов какой-нибудь структуры, их слаженная работа и соответствие друг другу, благодаря которому достигается гармоничная работа и целостность общей структуры. Это определение обобщенное, так оно понимается, если говорить в широком смысле, т. е. его применение в различных сферах деятельности и науках: в общении, психологии, математике, философии, социологии.
Конгруэнтность синоним – это согласованность, совпадение, соответствие, соразмерность, сравнимость.
Понятие конгруэнтности, как термин имеет свои истоки в английском языке, откуда и заимствован соотечественниками для употребления, поскольку аналога этого термина нет. Наибольшую популярность понятие конгруэнтности имеет в психологии. Практическая психология толкует термин конгруэнтности, как слаженное функциональное действие определенных компонентов, характеристик, структур жизни личности, которое обеспечивает общую гармоничную картину действий человек. В таком значении говорится о конгруэнтности вербальной и невербальной информации, обещаний и действий, внутреннего состояния и внешнего поведения, жизненных целей и их исполнения. Конгруэнтность в основном проявляется в согласованности внешнего проявления действий внутренним чувствам.
Конгруэнтность личности определяется ее способностью к осознанию своих ощущений и переживаний и их выражению в поведении с самим собой и с другими. Также конгруэнтность проявляется, когда сходятся оценочные суждения двух человек по отношению к какому-то предмету или объекту.
Что такое конгруэнтность
Термин конгруэнтность, который активно употребляется в различных науках, произошел еще от латинского congruens, которое обозначает совпадающий, пропорциональный, также значит сообразность и соответственность.
Конгруэнтность это в математике термин, который обозначает равенство углов, отрезков, различных фигур.
Конгруэнтность в геометрии это понятие из элементарной науки, его свойства могут быть описанными соответственными аксиомами, отсюда и аксиомы конгруэнтности. Две фигуры являются конгруэнтными, в случае, если хотя бы у одной из них есть возможность перейти в другую при помощи движения.
Конгруэнтность в физике понимается, как количественная равноценность качественных равнозначных состояний процесса или явления.
Сходным к конгруэнтности есть понятие аутентичности, которое обозначает подлинность и правдивость, в данном случае правдивость действий индивида в соответствии с его мыслями и установками.
Конгруэнтность личности дает ей возможность делать абсолютно все, говорить, дышать, жить в соответствии с собственными ценностями и правилами. Если человек выглядит умиротворенным внешне и душа у него спокойна, то он конгруэнтен. Также можно легко наблюдать конгруэнтность человека в его разговоре – если то, что он говорит гармонично соотноситься с тем, в какой форме он это говорит. В процессе конгруэнтности происходит безоценочное принятие и осознание личностью своих актуальных чувств, волнений и проблем, которые позже выражаются в разговоре и поведении, способами, которые не влияют травмирующее на других.
Итак, что такое конгруэнтность? Это динамическое состояние человека, когда он свободен и правдоподобен, не чувствует потребности в психологической защите, прятании, надевании масок.
Конгруэнтность наблюдается, когда чувства внутреннего мира точно отражены человеческим сознанием и проявляются в поведении, когда можно воспринимать людей такими, какими они действительно есть.
Конгруэнтность в общении означает особенный режим деятельности фасилитатора. Конгруэнтность расширяет границы понимания между партнерами и делает общение более понятным и ясным, поскольку человек доверяет собеседнику, и ему нет необходимости включать защитную реакцию, он внимательного слушает партнера, не отвлекаясь на защиту себя. Когда человек видит, что к нему относятся с большим доверием и абсолютным пониманием, он сам становится более конгруэнтным и направленным на более открытое общение. В результате такого общения личность может измениться, стать более конгруэнтной, целостной, активной и способной разрешать множество внутренних конфликтов, из-за чего экономится энергия для более раскованного поведения в общении.
Конгруэнтность в общении означает, что даже один собеседник, который им владеет, может поспособствовать намного лучшему взаимопониманию, сближению партнеров, улучшению и оптимизации их общения.
Конгруэнтность в деловом общении психологов помогает выражать истинные чувства и искренность консультанта по отношению к клиенту. Этот процесс очень важен, потому что клиент будет доверять психологу, а тому легче будет заглянуть в душу клиенту.
Также говорится об обратном чувстве, то есть о не конгруэнтности, ее можно наблюдать, если в человеке чувствуется несоответствие его поступков и истинных мыслей. Ее можно увидеть на лице человека, когда например, ему неприятно что-то делать, но он должен, то его лицо, естественно, радости выражать не будет. Имеют здесь место также проекции одного человека на другого, когда ему кажется, что тот неконгруэнтен, хотя это может быть не так. Можно просто неправильно понять смысл действий и совершенно неправильно интерпретировать его действия.
Нужно также объяснить, откуда берется не конгруэнтность. Поскольку в общении люди в своем поведении демонстрируют статус, пытаются превзойти собеседника, хотя часто на самом деле, за этими выхваляниями не стоит ровным счетом ничего. Человек, может, какое-то время вести себя подобным образом, даже соответствовать надуманному статусу, но такая игра на долгое время не задерживается. И причина тут в том, что нет у человека никакого высокого статуса, и он это понимает, и ему это не нравится и он сопротивляется этому. Так, появляется внутреннее сопротивление, когда человек сопротивляется истинным, природным чувствам он становится не конгруэнтным.
Примерно в половине двадцатого века разные ученые начали более широкие исследования особенностей социального поведения и так появлялись разные теории, обозначающие поведение человека в социуме.
Среди них теория структурного баланса Хайдера, теория коммуникативных актов Ньюмана, теория когнитивного диссонанса Фестингера, теория конгруэнтности Осгуда и Танненбаума, которая разрабатывалась совершенно отдельно от других. Осгуд и Танненбаум предложили термин конгруэнтности, как замена понятию баланса у Хайдеровской теории и консонанса у Фестингера.
Теория конгруэнтности Осгуда и Танненбаума содержится в том, чтобы достигнуть баланса когнитивной системы воспринимающего субъекта он должен одновременно менять свое отношение к партнеру отношения и к объекту, который имеет значение для них двоих и оцениваться ими обоими.
Теория Осгуда и Танненбаума отличается тем, что в ней делается попытка предугадать изменение аттитюда (отношения), которое происходит в человека под влиянием желания установить согласованность внутри когнитивной системы сразу к двум объектам, если говорить о триаде. Данная теория чаще применяется в массовых коммуникациях, отсюда и пример в данной области. Когда реципиент дает позитивную оценку коммуникатору, который дает позитивную оценку какому-то предмету, который сам реципиент негативно оценивает, тогда в его когнитивной системе возникает не конгруэнтность, поскольку с двух сторон оценки – его собственная и позитивно воспринимаемая оценка коммуникатора, они не совпадают.
Выходом из такой ситуации есть изменение отношения реципиента к личности коммуникатора и к предмету оценивания одновременно. Осгуд и Танненбаум вводят специфические понятия: «ассоциативные утверждения» и «диссоциативные утверждения», для применения их в методике семантического дифференциала, применяемой в изучении социальных стереотипов и, применяемая, потом к теории конгруэнтности.
Теория коммуникативных актов Ньюмана гласит о том, что для личности, которая находится в состоянии дискомфорта, который вызван несогласованностью отношений к партнеру и также к предмету их общей заинтересованности, может быть способом преодоления этого дискомфорта в дисбалансе – улучшение коммуникативных актов между людьми, в процессе которых меняется позиция одного из партнеров и достигается согласованность.
Все эти теории звучат по-разному, но, по сути, объясняют одно и то же. Поэтому можно проследить основоположную идею всех когнитивных теорий. Основная мысль, которую преследуют ученые в своих теориях обозначает то, что когнитивная сторона личности не может быть дисгармоничной, или несбалансированной, если так и есть, то сразу появляется тенденция каким-то способом внести изменения, чтобы исправить это состояние и возобновить внутренний баланс когнитивной системы.
Конгруэнтность это в психологии
В психологии конгруэнтность означает соответствие внешних проявлений внутренним чувствам личности.
Конгруэнтность это в психологии поведение человека, которое выражает его внутреннее эмоциональное состояние и влечения, несёт переживания целостности, прилива сильной энергии, ощущения комфорта. Это проявляется невербальными реакциями: согласованности действий и мимики, слов и интонаций, движений и их соответствия к ситуации.
Конгруэнтность в психологии, как термин был введен психологом Карлом Роджерсом в его личностно-ориентированной психотерапии.
Конгруэнтность в трактовке К. Роджерса представляет собой соответствие идеального «Я» человека, и согласованность «Я» и переживания в жизни личности и также описывает ее, как динамическое состояние психолога, структурные элементы психики (установки, чувства, переживания, эмоции) и опыт жизни которого могут свободно и адекватно высвобождаться в отношениях с клиентом. И в отличие от чувства эмпатии личность переживает, собственные чувства и открывает их, показывая другим абсолютно искренне.
В теории Роджерса конгруэнтность совершенно другая, чем в социологических теориях. Он лично определил термин конгруэнтности, в его трактовке, она представляет собой соответствие личностных переживаний и сознания, также сюда можно добавить и общение, то есть соответствие опыта, сознания вместе с общением, и так можно добавлять эмоции, чувства и другие категории человеческой жизнедеятельности, которые являются важными и могут соотноситься с опытом и сознанием.
Вместе с описанием своей теории Роджерс прилагает также наглядный пример для лучшего ее понимание. Например, человек в споре переживает явное раздражение и агрессию, что сразу же сказывается на его поведении и физиологических реакциях. Хотя сам говорит, что он спокоен и просто защищает свою точку зрения. Здесь отчетливо проявляется несоответствие чувств и самоощущений. Также очень простой пример: человек, пришел на вечеринку без компании, ни с кем не познакомился, соответственно ему было скучно весь вечер и он это прекрасно понимал, но прощаясь, с хозяином, говорил, что прекрасно провел время и совершенно не скучал. Это пример конгруэнтности между переживанием и уведомлением. Такая не конгруэнтность очень похожа на ложь. Но совершая такой поступок, человек как бы защищает себя от ненужных реакций.
Если человек очень часто действует подобным образом, говорит об одном, а думает о совершенно другом, то есть очень часто рассогласованный, не конгруэнтный, он ставит себя под угрозу серьезного расстройства в понимании самого себя, своих ощущений, желаний и мыслей, и потребует психотерапевтического воздействия для сохранения целостности. Этому человеку придется заново раскрывать себя, как он есть, обращать внимание на свои чувства и учить, как их распознавать и поступать в соответствии с ними. Полноценная здоровая личность всегда конгруэнтна, это говорит о ее психическом здоровье, адекватности восприятия себя и других людей. Конгруэнтный человек, даже если понимает, что например, его волнуют какие-то чувства по отношению к какому-то объекту, он всегда их покажет, или расскажет о них, если это будет по отношению к человеку, он постарается выйти на контакт и как-то поделится своими чувствами, чтобы разобраться, в чем причина его волнений.
Конгруэнтность должна быть качеством, неотъемлемым для людей в профессии, которые общаются с коллегами или клиентами. Когда учитель конгруэнтный, он открытый в отношениях с учениками. Он такой, каким есть в жизни и на него не влияют никакие факторы, которые делали бы из него рядового учителя, который только видит перед собой задание в том, чтобы сухо дать материал и на этом закончить. Конгруэнтный учитель восхищается успехами учеников, их знаниями, идеями, мыслями, и если ему тоже что-то не нравится в поведении учеников, он сразу скажет им об этом, не будет таить на них злобу, а четко даст понять, что он думает и как им следует себя вести. Он будет холодным, если так ощущает, и позитивным и теплым в отношении, если ему так хочется. Ему нет необходимости врать ученикам, поскольку ложь порождает новую ложь, и не хочет, чтобы они тоже ему лгали и обманывали. Он понимает свои чувства, и действия связанные с ними, ему нет необходимости проектировать их на учеников. Потому что он живой и интересный человек, желающий научить своих учеников быть такими же, а не безличное существо, запрограммированное на помещение знаний в головы ученикам, которые иногда совершенно не поддаются научению.
Такая конгруэнтность в психологии считается очень заманчивой, поскольку, из нее выходит, что человек может вести себя, как ему вздумается, говорить все, что захочется, проявлять холодность, игнорирование, открыто проявлять неприязнь, агрессию, потому что выход этих эмоций наружу, а не сокрытия их в себе, делает из человека психологически здоровую личность. Как бы не так. Если все люди вели себя так, как им хотелось и говорили все, что вздумается – мир был бы сущим хаосом. Но благодаря нормам и правилам социума, ценностной ориентации общества человек становится воспитанным, учится адекватно выражать свои эмоции и сдерживать в себе непозволительные чувства, иногда демонстрирует противоположные чувства, если есть необходимость скрывать истинные. Если личность умеет говорить, так как она думает, но при этом думает, что именно говорить, как правильно сообщить информацию так чтобы это не выходило за социально приемлемые рамки, она является полноценной и здоровой. Но бывают все-таки люди, которые не могут приспосабливаться к правилам общества, их поведение называется девиантным, то есть таким, которое отклоняется от норм социума.
Конгруэнтность дает человеку определенные преимущества. Человек, может позволить быть самим собой, быть непринужденным, проектировать самого себя, не позволять другим давить на себя. Конгруэнтный человек имеет здоровую эмоциональную систему, поскольку он дает эмоциям естественный и адекватный выход, благодаря этому человек чувствует себя хорошо, он расслабленный, и не напрягается по пустякам, не тратит энергию на то, чтобы придумать себе оправдания, объяснение своим поступкам. Конгруэнтный человек умеет грамотно, искренне и в нужном свете подать и выражать себя. Каждое действие у такого человека согласованно с его мыслями, эмоциями, переживаниями и жизнью, в которой все идет своим порядком.
Чтобы достичь конгруэнтности, необходимо, главное, быть честным с самим собой, своими переживаниями, эмоциями и искренне проявлять их в отношении к другим. В общении с другими не нужно предлагать чрезмерные усилия, что-то доказывать, лучше тратить эту энергию на улучшения самого себя, на самоусовершенствование. Нужно быть естественным настолько, насколько это, возможно, в рамках позволенного. В общении с другими людьми не нужно думать о тональности своего голоса, и как подстроиться под манеру чужого голоса. Нужно принять свое актуальное состояние полностью, не прятать свои искренние эмоции.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Конгруэнтность и условия ценности: Карл Роджерс
Вы когда-нибудь чувствовали, что вас недостаточно? Что независимо от того, что вы делаете и как себя ведете, всегда будет что-то еще, что нужно сделать, прежде чем вас полюбят и примут? Вы когда-нибудь верили иначе, чем вам говорят? Вы можете подумать, что плач — это хороший способ выплеснуть эмоции. Однако кто-то, кого вы уважаете и кем восхищаетесь, может сказать вам, что плач — это признак слабости. Что вы делаете тогда? Ты плачешь или нет? Когда вы задумаетесь об этом, вы можете обнаружить, что принимали эти способы бытия на протяжении всего своего детства, но теперь вы изо всех сил пытаетесь понять, почему. Давайте на минутку проанализируем, почему это происходит.
- Сначала мы обсудим объяснение я-концепции Карла Роджерса.
- Затем мы поговорим о значении неконгруэнтности в психологии.
- Далее мы рассмотрим условия ценности Карла Роджерса.
- Затем мы рассмотрим точное определение условий ценности.
- Затем мы обсудим несколько примеров условий ценности.
- Далее мы поговорим о его влиянии на психологическое консультирование.
- Наконец, мы оценим терапевтический процесс, предложенный Карлом Роджерсом.
Объяснение Я-концепции Карла Роджерса
Согласно Карлу Роджерсу, Я-концепция человека состоит из трех частей: нашего представления о себе, нашего идеального Я и нашей самооценки. Давайте уделим немного времени, чтобы понять каждый из них, прежде чем двигаться дальше.
Наш образ себя — это то, как мы воспринимаем себя, как мы думаем, чувствуем, выглядим и действуем. Наш опыт может формировать наше представление о себе.
Рис. 1. Наше представление о себе формируется тем, как мы смотрим на себя и думаем о себе
Теперь давайте посмотрим на наше идеальное я.
идеальное я это человек, которым мы хотели бы быть. Это идеальный образ самих себя.
Итак, мы можем вкратце узнать, что такое самооценка, но как ее определить?
Самооценка — это субъективная оценка нашей самооценки.
В целом можно сказать, что я-концепция – это то, что мы думаем о себе. Поэтому наша самооценка может быть положительной или отрицательной в зависимости от того, как мы относимся к себе.
Психология несоответствия
По словам Карла Роджерса, когда представление человека о себе соответствует его идеальному я, говорят, что он находится в состоянии конгруэнтности. Однако чувствовали ли вы когда-нибудь, что то, как вы воспринимаете себя, на 100% отражает человека, которым вы хотели бы быть? Шансы на это очень малы, и это то, что известно как несоответствие.
Несоответствие возникает, когда существует несоответствие между нашим представлением о себе и нашим идеальным я.
Роджер исходит из того, что у всех людей есть врожденное стремление к росту, развитию и полному раскрытию своего потенциала. Чтобы достичь этого, мы должны быть в состоянии конгруэнтности.
В дополнение к концепции самости и конгруэнтности Роджерс выдвинул то, что известно как условий ценности .
Условия ценности Карл Роджерс
Вы удивитесь, сколько раз мы, как отдельные лица, сталкивались с разными фразами, которые считаются условиями ценности. «Мужчины не плачут», «у девушек не должно быть растительности на лице», «упорно трудитесь, чтобы добиться успеха» — что-то из этого звучит знакомо?
Условия ценности развиваются, когда мы принимаем правила или мнения других людей о том, какими мы должны быть, и, следовательно, это то, что родители могут навязать своим детям. Их заставляют поверить, что они должны вести себя правильно или соответствовать определенным условиям, чтобы их родители любили и принимали их, то есть условное положительное отношение.
Условное положительное отношение — это когда родители выражают любовь, похвалу и признательность детям в зависимости от того, ведут ли они себя так, как от них ожидают.
С другой стороны, когда нам предлагают безусловное положительное отношение, мы можем развиваться позитивно.
Безусловное положительное отношение означает, что кого-то любят и принимают независимо от того, что он делает и совершает ли ошибки.
Итак, мы знаем, как они развиваются, но как определить условия ценности?
Условия определения ценности
Условия ценности — это правила поведения, которым, по мнению человека, он должен следовать, чтобы его любили и принимали.
Когда мы начинаем вести себя в соответствии с ожиданиями других — ожиданиями, которые не совпадают с нашими индивидуальными взглядами, — говорят, что мы находимся в состоянии несоответствия, которое может существенно повлиять на наши умственные способности.
Примеры условий ценности
Давайте посмотрим на некоторые распространенные примеры условий ценности, которые могут показаться вам знакомыми.
‘Не позволяй другим видеть твои слабости’.
«Уважайте старших, несмотря ни на что».
«Чтобы добиться успеха, вы должны найти хорошо оплачиваемую работу».
‘Вы должны быть 6 размера, чтобы быть привлекательным’.
Теперь, когда мы обсудили теорию Карла Роджерса и поняли некоторые ее примеры, давайте исследуем влияние этой теории на психологическое консультирование.
Влияние на психологическое консультирование
Говоря о психологическом консультировании, мы стремимся понять чувства человека на основе его опыта. Один из способов сделать это — использовать клиентоцентрированная терапия . Давайте рассмотрим это немного подробнее.
Клиент-центрированная терапия
Следуя своим предположениям о себе и условиях ценности, Карл Роджерс разработал то, что мы знаем сегодня как клиент-центрированную терапию.
Терапия, ориентированная на клиента — это подход к гуманистической психологии, который требует, чтобы клиент сам брал на себя управление своими сеансами, а терапевт выступал просто в качестве проводника и/или источника поддержки.
Именно эта форма терапии направлена на то, чтобы превратить людей в полноценных людей. Мы знаем, что терапия направлена на то, чтобы стать лучше, но что такое полноценный человек?
Полностью функционирующий человек — это тот, кто полностью находится в контакте с собой и своими чувствами.
Помните, мы говорили о безусловном положительном отношении? Что ж, тот, кто считается «полностью функционирующим», это тот, кто получил это в больших количествах, что позволяет им не ставить условий для своего представления о собственной ценности. Они принимают то, что может предложить жизнь — хорошее, плохое и уродливое — и встречают любые вызовы с распростертыми объятиями.
Роджерс определил несколько характеристик полноценного человека. Давайте кратко рассмотрим их ниже:
- Люди должны принимать как положительные, так и отрицательные эмоции. Вместо того, чтобы избегать негативных ситуаций и чувств, люди должны работать над ними.
- Люди должны быть полностью в контакте с настоящим и не тратить время, сосредотачиваясь на прошлом или будущем.
- Люди должны доверять своим инстинктам и верить, что принимаемые ими решения правильны и справедливы.
- Люди ищут творческий опыт и мыслят нестандартно. Они могут приспосабливаться к различным сценариям, а также искать новые.
- Наконец, люди должны быть счастливы и довольны своей жизнью.
Трудно поверить, что то, что мы переносим с собой из детства, во взрослую жизнь. Но такое бывает. И это влияние мы будем обсуждать здесь. Условия ценности могут привести к проблемам с нашим психическим здоровьем и повлиять на нашу личность. Давайте посмотрим, как это сделать.
Проблемы с психическим здоровьем
Когда мы дети, у нас есть неотъемлемая потребность добиваться одобрения от наших родителей, опекунов и общества. По этой причине, хотя иногда мы можем с ними не соглашаться, мы склонны поступать так, как они от нас хотят. В то время это может показаться небольшим компромиссом, но он останется с нами на долгие годы.
Допустим, каждый раз, когда вы получаете низкую оценку, вас наказывают. С другой стороны, каждый раз, когда вы получаете высокую оценку, вас хвалят. Это показывает вам, что единственный способ заслужить любовь и одобрение родителей — постоянно получать высокие оценки. Как это отразится во взрослой жизни?
Во взрослом возрасте конкуренция высока. Вы можете подать заявление в разные колледжи и университеты и получить несколько отказов. Точно так же у вас может быть несколько собеседований и отказы. Хотя часть вас может знать, что это нормальный процесс, большая часть вас может стыдиться рассказывать родителям об отказах, если они плохо о вас думают, поскольку именно с этим вы столкнулись в своей жизни. детство.
Рис. 2. Когда условия ценности укореняются в нас и мы верим, что должны действовать так, как от нас ожидают, мы можем нанести вред своему психическому здоровью
Чувства стыда, вины, беспокойства и постоянная потребность угождать другим могут вызвать у вас чувство беспокойства и стресса, что может повлиять на ваше психическое состояние: нарушения сна, плохое настроение, раздражительность и злоупотребление психоактивными веществами — это лишь некоторые из них.
Развитие личности
По словам Карла Роджерса, на развитие личности влияет предложенная им идея о себе, т. е. наше представление о себе. Что составляет основу нашего бытия? Почему мы думаем о себе так или иначе? Почему представление о себе у всех разное? Все эти вопросы являются центральными для развития нашей личности, и на них можно ответить с помощью нашего опыта и наших интерпретаций этого самого опыта.
Роджерс считал, что у людей есть врожденная потребность вести себя так, как они считают наилучшим и наиболее подходящим. Однако их убеждения часто встречают сопротивление, когда важные для них люди верят иначе. Именно это состояние вызывает расхождения и может негативно повлиять на нашу самооценку. Давайте рассмотрим пример, чтобы увидеть, как условия ценности могут повлиять на развитие личности во взрослой жизни.
Допустим, вы мальчик, и в детстве ваши родители говорили вам, что мальчикам нельзя плакать или проявлять эмоции, что если бы они это делали, то их считали бы слабыми. В этом случае «мальчики не должны плакать» — это ценное условие, и вы должны следовать ему, чтобы успокоить своих родителей. Однако по мере того, как вы становитесь старше, эта неспособность выплеснуть свои эмоции может привести к развитию раздражительной личности.
Оценка клиент-центрированной терапии Карла Роджерса
Каждая теория обладает собственным набором сильных и слабых сторон. Давайте обсудим некоторые из них в связи с теорией Карла Роджерса ниже.
Сильные стороны
Клиентоцентрированный подход к терапии дает возможность человеку повысить свою осведомленность о своей ситуации и побуждает его контролировать свои проблемы, чувства и возможные решения.
- Предоставляя людям контроль, терапия, ориентированная на клиента, также помогает повысить их уровень уверенности. Поскольку они могут принимать решения самостоятельно, а терапевт действует только как проводник, это повышает их веру в себя и в собственную способность справляться со своими трудными чувствами и эмоциями.
Слабые стороны
С другой стороны, клиентоцентрированная терапия не позволяет терапевтам выражать беспокойство по поводу ситуации своих клиентов. Кроме того, терапевты не могут предложить внушения, которые могли бы помочь клиенту по-другому взглянуть на свою ситуацию, так, как они сами не могут, т. е. нет места для объективности.
- Карл Роджерс делает акцент на безусловном положительном отношении и говорит, что люди должны получать его, чтобы развить положительную самооценку. Этот акцент нарушает терапию, поскольку терапевты не могут подвергать сомнению мысли человека и поэтому вынуждены их принимать, даже если они могут знать, как с ними можно эффективно справиться.
Самоконгруэнтность и условия ценности – основные выводы
- Согласно Карлу Роджерсу, самооценка человека состоит из трех частей: нашего представления о себе, нашего идеального Я и нашей самооценки.
- Когда представление человека о себе соответствует его идеальному я, говорят, что он находится в состоянии конгруэнтности. С другой стороны, неконгруэнтность возникает, когда существует несоответствие между нашим представлением о себе и нашим идеальным Я.
- Условия ценности — это правила поведения, которым, по мнению человека, необходимо следовать, чтобы его любили и принимали.
- Воздействие условий ценности в детстве может привести к проблемам с нашим психическим здоровьем и повлиять на нашу личность во взрослой жизни.
- Теорию Карла Роджерса можно хвалить за то значение, которое она придает клиенту, который контролирует ситуацию, что часто приводит к развитию уверенности, но ее часто критикуют за то же самое.
Конгруэнтность в консультировании • [Ресурсы для студенческих консультантов]
Перейти к содержимому
Определение
Feltham и Dryden (1993, стр. 36) определяют «конгруэнтность» как «подлинность, честность, проявляемые консультантом как неотъемлемая часть ее личности и ее работы; равно как и искренность клиента».
Иконки, сделанные Freepik с сайта www.flaticon.com
Происхождение конгруэнтности как концепции консультирования
Концепция конгруэнтности впервые была упомянута в связи с личностно-ориентированным консультированием. В середине 1950-х психиатр, педагог и семейный терапевт Карл Уитакер и его коллеги, работавшие в Атланте, США, разработали концепцию терапевтического отношения искренности или целостности (Tudor and Merry, 2006, стр. 29).
Позже это было подхвачено Карлом Роджерсом, который в статье 1957 года для Journal of Consulting Psychology опубликовал свои идеи о шести необходимых и достаточных условиях для терапевтического изменения личности. Условия 2 и 3 относятся к конгруэнтности, одно у клиента, другое у консультанта:
- Первый, кого мы назовем клиентом, находится в состоянии неконгруэнтности, уязвим или тревожен.
- Второй человек, которого мы будем называть терапевтом, конгруэнтен или интегрирован в отношения.
Это было кардинальным изменением по сравнению с психоаналитическим подходом, преобладавшим в 1940-х годах и при котором терапевт специально стремился служить «чистым холстом».
Несоответствие в клиенте
«Несоответствие» относится к «несоответствию между реальным опытом и представлением о себе человека в той мере, в какой оно представляет этот опыт» (Tudor and Merry, 2006, стр. 72). Они продолжают: «Неконгруэнтность развивается и поддерживается человеком благодаря избирательному восприятию опыта на основе условий ценности».
Конгруэнтность консультанта
Фелтам и Драйден (1993, стр. 36) пишут: «Конгруэнтность долгое время считалась важным качеством консультанта, поскольку клиенты чувствительны к неискреннему или связанному с ролью поведению и вряд ли чтобы получить помощь от консультантов, которые моделируют ложное «я» или оборонительный стиль». как заслуживающий доверия. Таким образом устанавливаются и углубляются терапевтические отношения.
Когда консультант конгруэнтен, он также показывает клиенту эту искренность. Таким образом, конгруэнтность консультанта может способствовать тому, чтобы клиент сам стал конгруэнтным.
Практические советы по конгруэнтности
- Будьте собой. Не прячьтесь за профессиональным фасадом или академическим языком. Консультирование – это отношения между людьми. Если клиент может воспринимать вас как реального человека, он с большей вероятностью будет вам доверять.
- Не прячьтесь за профессиональным фасадом. Прятаться за теорией или занимать оборонительную позицию, если клиент задает вам вопрос, иногда называют «защитной психотерапией». Когда это происходит, клиент может забеспокоиться или перестать вкладываться в отношения.
- Если вы ошибаетесь, признайте это. Как человек, вы будете совершать ошибки. Это возможности обучения, о которых вы можете подумать и связать с вашим личным и профессиональным развитием.
Первый шаг к этому: если вы допустили ошибку, признайте ее, признайте ее и, если необходимо, извинитесь. Сокрытие или неговорение правды из-за того, что вы надеетесь, что ошибка исчезнет, может привести к еще большим трудностям.
Принесение извинений клиенту на ранней стадии, если оно оправдано, может укрепить терапевтические отношения и избежать жалоб!
Это соответствует Этической основе BACP для профессий консультанта (2018 г., стр. 20), в котором указано:
Мы обеспечим откровенность, открыто и честно сообщая о том, что что-то идет не так, и незамедлительно информируем наших клиентов обо всем, что в нашей работе подвергает клиентов риску или причиняет им вред, независимо от того, знают ли затронутые клиенты или нет. того, что произошло, … принося извинения, когда это уместно.
- Если не знаете, признайтесь. Иногда клиент задает вам вопросы, на которые вы не можете ответить. В подобных случаях говорить «я не знаю» предпочтительнее, чем притворяться, что вы знаете, или даже выдумывать что-то. Как однажды заметил философ Сократ, самый мудрый человек — это тот, кто говорит: «Я не знаю»9.0006
- Позвольте клиенту увидеть вас настоящего. Верь, что ты достаточно хорош!
Скачать бесплатный раздаточный материал
Объяснение конгруэнтности
Нажмите здесь, чтобы загрузить бесплатный раздаточный материал
Ссылки
BACP (2018). Этические рамки для профессий консультантов [онлайн]. БАКП . [Просмотрено 6.11.21]. Доступно по адресу: https://www.bacp.co.uk/media/3103/bacp-ethical-framework-for-the-counselling-professions-2018.pdf
Feltham, C. and Dryden, W. (1997). Консультативный словарь . Лондон: Вурр.
Роджерс, К. (1957). Необходимые и достаточные условия терапевтического изменения личности.