8.1. Морально-этические принципы и нормы деловой этики
Деловая этика реализуется посредством соблюдения правил (принципов), которые дают менеджеру и конкретному должностному лицу в любой организации концептуальную этическую платформу для принятия управленческих решений, поступков, действий, взаимоотношений с другими людьми и т.п.
Общепринятым в этике является центральное правило «золотого стандарта», которое гласит: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчинённым, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе» [3].
Принципы деловой этики сгруппированы в три категории: персональная, профессиональная и всемирная этика.
К принципам персональной этики в настоящее время относят:
беспокойство за благополучие других;
уважение прав других быть самостоятельным;
надежность и честность;
добровольное подчинение закону;
справедливость;
отказ от несправедливого преимущества над другими;
благотворительность, возможность приносить пользу;
предупреждение вредных последствий.
Принципы профессиональной этики включают:
беспристрастность и объективность;
прямоту, полное разоблачение;
конфиденциальность;
должное старание;
точное исполнение профессиональных обязанностей;
избежание потенциальных или явных конфликтов.
Принципы всемирной этики предполагают:
соблюдение мирового законодательства;
социальную ответственность;
управление окружающей средой;взаимосвязь и ответственность за целостность;
уважительное отношение к жизни.
Морально-этические нормы в отличие от норм права, официально нигде не записаны и долгое время из уст в уста передавались от отцов к детям, от старших – младшим, от одного поколения – другому. Они складывались веками в процессе совместной деятельности и общежития многих поколений разных народов и являются одним из основных приобретений культуры.
В отличие от правового регулирования, где на страже законодательства стоят специальные государственные органы, карающие за нарушение той или иной статьи закона, контроль за соблюдением морально-этических норм осуществляется только общественным мнением и человеческой совестью. Именно поэтому быть или не быть моральным почти полностью зависит от собственной доброй или злой воли человека.
Разумеется, всякий свободный выбор обусловлен множеством факторов, тем не менее, насильно заставить человека быть порядочным невозможно. Везде, где существуют человеческие отношения, присутствует и мораль, поскольку жить в обществе и быть полностью от него свободным нельзя. Уважая в себе личность и собственное достоинство, здравомыслящий человек понимает, что каждый, с кем он имеет дело, также рассчитывает на признание его личности и достоинства.
Таким образом, морально-этические нормы общества являются одной из форм нравственных требований, составляющих систему идеалов и регулирующих социальные моральные отношения. Эти нормы являются своеобразным нравственным законом, воспроизводимым в поступках и поведении людей, принадлежащих определённому обществу или его части.
Деловая этика неразрывно связана с характером менеджера, складом его души, ума, мотивами побуждения, с уровнем образования и знанием поведения людей в коллективе, обществе. Такое понятие как авторитет, гордость, честность, честолюбие, благородство, вежливость входят в «арсенал» делового этикета менеджера, положительно характеризуют его.
Следует отметить, что нарушение морально-этических норм рано или поздно приводит к социальным и личным бедам, несчастьям, трагедиям – мораль мстит за себя, ибо ее главное предназначение – сохранить человечество в его единстве, помочь людям уберечь свое сообщество, не дать им уничтожить друг друга, способствовать успеху их совместной деятельности.
По этим причинам талантливые предприниматели, руководители крупных фирм и компаний большое значение придают этическим нормам в организации работы своих коллективов.
Там, где деловые отношения строятся на основе взаимного уважения, взаимопомощи и внимания к личности любого сотрудника, там всегда степень надежности и гарантия успеха выше, чем в организациях, опирающихся только на административное управление и контроль.
Стержневым этическим качеством руководителей и всего персонала организации является честность. Требование честности обусловлено необходимостью совместной деятельности людей в процессе их социальной практики, взаимной координации их деятельности, потребностями их повседневной жизни.
Честность включает в себя такие позитивные нравственные атрибуты, как правдивость, принципиальность, верность принятым на себя обязательствам, субъективная убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед другими и самим собой в отношении тех мотивов, которыми предприниматель руководствуется в своей коммерческой деятельности, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит.
Следует отметить, что принципы этического ведения дела в России не новы, они были выработаны еще в 1912 году и неуклонно соблюдались российскими предпринимателями. Среди них [26]:
уважай власть. Власть – необходимое условие эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок;
будь честен и правдив. Честность и правдивость – фундамент предпринимательства, предпосылка гармоничных отношений в делах;
уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – основа благополучия государства;
будь верен слов («единожды солгавший, кто тебе поверит»). Слово делового человека должно цениться неизмеримо выше казенной бумаги с печатью;
живи по средствам. Не зарывайся, выбирай дело по плечу;
будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель. В стремлении ее достичь не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.
Можно проследить четкую закономерность: чем выше образовательный и культурный уровень народа, чем выше поднимается на пути цивилизованной экономики то или иное общество, тем меньше в нем элементов недобросовестности, нечестности в отношениях между людьми. Чем богаче страна, тем постыднее и безнравственнее становятся понятия типа «украсть», «обмануть».
Переход к рыночным условиям хозяйствования в России выявил множество проблем, обусловленных нежеланием соблюдать морально-этические нормы значительной частью предпринимателей и руководителей организаций, которые совершенно не представляют себе этики и культуры бизнеса. Многие новоявленные бизнесмены больше заботятся о своих карманах, чем о репутации. Поэтому нередки случаи недобросовестного исполнения обязательств, пренебрежения интересами партнера, а то и откровенное стремление его обмануть.
Несмотря на общепринятую иронию в отношении «российской деловой этики», у русского бизнеса имеются сравнительно большие основания для формирования собственной нравственной базы и залогом этого являются исторические корни российского бизнеса и специфика человеческих отношений.
Таким образом, возможность практической реализации принципов и морально-этических норм в деловой жизни организаций во многом будет определяться повышением уровня общей культуры населения страны, формированием нового типа руководителей, обладающих высокой компетентностью, знающими и соблюдающими морально-этические нормы, принятые в обществе.
Этические стандарты для специалистов HS
Субъекты этических стандартов | |
---|---|
Преамбула | Ответственность перед общественностью и обществом |
Ответственность перед клиентами | Ответственность перед работодателями |
Ответственность перед коллегами | Ответственность перед собой |
Ответственность за профессию | Ответственность перед учащимися |
Преамбула
Социальные услуги — это профессия, разработанная в ответ на направление человеческих потребностей и человеческих проблем в 1960-х годах.
Социальные службы, характеризующиеся уважением к людям во всем их разнообразии, предлагают помощь своим клиентам в контексте их сообществ и окружающей среды. Профессионалы социальных услуг и те, кто их обучает, продвигают и поощряют уникальные ценности и характеристики социальных услуг. Поступая таким образом, специалисты по обслуживанию людей поддерживают честность и этику профессии, способствуют благополучию клиентов и общества и способствуют собственному профессиональному росту.Основные ценности профессии социального обслуживания включают уважение достоинства и благополучия всех людей; содействие самоопределению; уважение культурного разнообразия; отстаивание социальной справедливости; и действовать добросовестно, честно, искренне и объективно.
Профессионалы сферы обслуживания учитывают эти стандарты при принятии этических и профессиональных решений. Между этим кодексом и законами, политикой на рабочем месте, культурными обычаями, аттестационной комиссией и личными убеждениями могут существовать противоречия.
К лицам, использующим этот код, относятся члены Национальной организации социальных служб, студенты соответствующих программ академических степеней, преподаватели тех же программ, исследователи, администраторы и специалисты общественных организаций, которые идентифицируют себя с профессией социальных служб. Этические стандарты разбиты на разделы, посвященные тем лицам, к которым должны применяться этические нормы.
Ответственность перед клиентами
Перейти к началу
СТАНДАРТ 1 Специалисты по обслуживанию людей признают и используют сильные стороны клиентов и сообщества.
СТАНДАРТ 2 Специалисты сферы социальных услуг получают информированное согласие на оказание услуг клиентам в начале оказания помощи. Клиенты должны быть проинформированы о том, что они могут отозвать свое согласие в любое время, за исключением случаев, когда это отклонено по решению суда, и должны иметь возможность задавать вопросы, прежде чем соглашаться на услуги. Клиенты, которые не могут дать согласие, должны поручить тем, кто по закону может дать согласие, ознакомиться с заявлением об информированном согласии и предоставить соответствующее согласие.
СТАНДАРТ 3 Специалисты по обслуживанию людей защищают право клиента на неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность, за исключением случаев, когда такая конфиденциальность может причинить серьезный вред клиенту или другим лицам, когда в инструкциях агентства указано иное или при других установленных условиях (например, местными, государственными или федеральными законами) . Профессионалы социальных служб информируют клиентов об ограничениях конфиденциальности до начала отношений помощи.
СТАНДАРТ 4 Если есть подозрение, что клиент или другие лица могут подвергнуться опасности или причинить вред в результате поведения клиента, специалист по обслуживанию персонала действует надлежащим и профессиональным образом для защиты безопасности этих лиц. Это может включать, помимо прочего, обращение за консультацией, наблюдением и/или нарушением конфиденциальности отношений.
СТАНДАРТ 5 Специалисты по социальным вопросам признают, что несколько отношений могут увеличить риск причинения вреда или эксплуатации клиентов и могут повлиять на их профессиональные суждения. Когда невозможно избежать двойных или множественных отношений, специалисты по обслуживанию должны рассмотреть вопрос о том, следует ли избегать профессиональных отношений или ограничить их.
СТАНДАРТ 6 Сексуальные или романтические отношения с текущими клиентами запрещены. Прежде чем вступать в сексуальные или романтические отношения с бывшими клиентами, друзьями или членами семьи бывших клиентов, специалисты по социальным вопросам тщательно оценивают возможную эксплуатацию или вред и воздерживаются от вступления в такие отношения.
СТАНДАРТ 7 Профессионалы в сфере социальных услуг следят за тем, чтобы их ценности или предубеждения не навязывались клиентам.
СТАНДАРТ 8 Профессионалы по обслуживанию персонала защищают целостность, безопасность и защищенность клиентских записей. Информация о клиенте в письменной или электронной форме, которая передается другим специалистам, должна иметь предварительное письменное согласие клиента, за исключением случаев, когда это происходит в ходе профессионального надзора или когда юридически обязано или разрешено делиться такой информацией.
СТАНДАРТ 9 При предоставлении услуг с использованием технологий специалисты по обслуживанию принимают меры предосторожности для обеспечения и поддержания конфиденциальности и соблюдения всех соответствующих законов и требований в отношении хранения, передачи и извлечения данных. Кроме того, специалисты по обслуживанию людей следят за тем, чтобы клиенты знали о любых проблемах и опасениях, связанных с конфиденциальностью, проблемами обслуживания и тем, как технологии могут отрицательно или положительно повлиять на отношения помощи.
Ответственность перед общественностью и обществом
Наверх
СТАНДАРТ 10 Специалисты социальных служб предоставляют услуги без дискриминации или предпочтений в отношении возраста, этнической принадлежности, культуры, расы, способностей, пола, языковых предпочтений, религии, сексуальной ориентации, социально-экономического положения, национальности или других исторически угнетенных групп.
СТАНДАРТ 11 Специалисты по социальным вопросам хорошо осведомлены о своей культуре и сообществах, в которых они работают. Они знают о мультикультурализме в обществе и его влиянии на сообщество, а также на отдельных лиц в сообществе. Они уважают культуру и убеждения отдельных лиц и групп.
СТАНДАРТ 12 Специалисты по социальным вопросам осведомлены о местных, государственных и федеральных законах. Они выступают за изменение правил и уставов, когда такое законодательство противоречит этическим принципам и/или правам клиентов. В тех случаях, когда законы наносят ущерб отдельным лицам, группам или сообществам, профессионалы в области социальных услуг рассматривают конфликт между ценностями соблюдения закона и ценностями служения людям и могут принять решение инициировать социальные действия.
СТАНДАРТ 13 Специалисты сферы социальных услуг всегда в курсе текущих социальных проблем, затрагивающих клиентов и сообщества. Если это уместно в отношениях помощи, они делятся этой информацией с клиентами, группами и сообществами в рамках своей работы.
СТАНДАРТ 14 Специалисты по социальным вопросам осведомлены о социальных и политических проблемах, которые по-разному затрагивают клиентов из разных слоев общества.
СТАНДАРТ 15 Специалисты по социальным услугам обеспечивают механизм для выявления потребностей и активов клиентов, привлечения внимания к этим потребностям и активам, а также оказания помощи в планировании и мобилизации для защиты этих потребностей на индивидуальном, общественном и общественном уровне, когда это соответствует целям отношение.
СТАНДАРТ 16 Профессионалы социальных услуг выступают за социальную справедливость и стремятся искоренить угнетение. Они повышают осведомленность малообеспеченного населения в своих сообществах и в законодательной системе.
СТАНДАРТ 17 Профессионалы сферы обслуживания точно представляют общественности свою квалификацию. Это включает, но не ограничивается, их способности, обучение, образование, полномочия, академические усилия и области знаний. Они избегают видимости искажения фактов или нарушений и предпринимают немедленные шаги для их исправления, если они происходят.
СТАНДАРТ 18 Работники социальных служб точно описывают эффективность лечебных программ, вмешательств и методов лечения и/или методов, по возможности подтверждая их данными.
Ответственность перед коллегами
Наверх
СТАНДАРТ 19 Профессионалы сферы обслуживания избегают дублирования отношений помощи другого специалиста с клиентом. Они консультируются с другими профессионалами, которые помогают клиенту в другом типе отношений, когда это в наилучших интересах клиента. Кроме того, специалисты в области социальных служб ищут способы активного сотрудничества и координации с другими специалистами, когда это уместно.
СТАНДАРТ 20 Когда у специалистов по обслуживанию возникает конфликт с коллегой, они сначала ищут коллегу, пытаясь решить проблему. Если эти усилия не увенчались успехом, профессионал обращается за помощью к руководителям, консультантам или другим специалистам в попытке разрешить конфликт.
СТАНДАРТ 21 Профессионалы сферы обслуживания должным образом реагируют на неэтичное и проблемное поведение коллег. Обычно это означает первоначальный разговор напрямую с коллегой и, если удовлетворительное решение не достигнуто, сообщение о поведении коллеги руководящему или административному персоналу.
СТАНДАРТ 22 Все консультации между специалистами по обслуживанию людей носят конфиденциальный характер, за исключением случаев, когда это может нанести вред клиентам или сообществам.
Ответственность перед работодателями
СТАНДАРТ 23 Насколько это возможно, специалисты по обслуживанию людей соблюдают обязательства, данные своим работодателям.
СТАНДАРТ 24 Профессионалы сферы обслуживания принимают участие в усилиях по созданию и поддержанию условий занятости, способствующих высокому качеству обслуживания клиентов. Когда это возможно, они помогают в оценке эффективности агентства с помощью надежных и действительных мер оценки.
СТАНДАРТ 25 Когда возникает конфликт между выполнением обязательств перед работодателем и обязательством перед клиентом, специалисты по обслуживанию людей работают со всеми участниками, чтобы разрешить конфликт.
Ответственность перед профессией
Наверх
СТАНДАРТ 26 Специалисты по социальным вопросам нуждаются в обучении, опыте, образовании и контроле, необходимых для обеспечения их эффективности в работе с людьми разных культур в зависимости от возраста, этнической принадлежности, культуры, расы, способностей, пола, языковых предпочтений, религии, сексуальной ориентации, социально-экономического статуса. , национальность или другие исторически угнетенные группы. Кроме того, они будут стремиться повысить свою компетентность в методах, которые, как известно, лучше всего подходят для групп населения, с которыми они работают.
СТАНДАРТ 27 Профессионалы в области социальных услуг знают предел и объем своих профессиональных знаний и предлагают услуги только в пределах своих знаний, навыков и объема практики.
СТАНДАРТ 28 Специалисты по социальным вопросам обращаются за соответствующей консультацией и контролем, чтобы помочь в принятии решений, когда возникают юридические, этические или другие дилеммы.
СТАНДАРТ 29 Специалисты в сфере социальных услуг способствуют сотрудничеству между смежными дисциплинами, чтобы способствовать профессиональному росту и оптимизировать влияние межпрофессионального сотрудничества на клиентов на всех уровнях.
СТАНДАРТ 30 Профессионалы сферы услуг способствуют постоянному развитию своей профессии. Они поощряют членство в профессиональных ассоциациях, поддерживают исследовательские усилия, способствуют развитию образования, выступают за соответствующие законодательные меры и участвуют в другой соответствующей профессиональной деятельности.
СТАНДАРТ 31 Профессионалы в сфере социальных услуг постоянно ищут новые и эффективные подходы к повышению своих профессиональных способностей и используют методы, основанные на концептуальных или фактических данных. При применении методов, которые являются экспериментальными или новыми, они информируют клиентов о состоянии таких методов, а также о возможных рисках.
СТАНДАРТ 32 Профессионалы в сфере социальных услуг проводят исследования, соответствующие всем этическим принципам, институциональным стандартам и научной строгости. Такие исследования учитывают межкультурную предвзятость и сообщаются таким образом, чтобы устранить любые ограничения.
СТАНДАРТ 33 Профессионалы социальных служб принимают взвешенные решения о раскрытии личной информации при использовании социальных сетей, зная, что они отражают профессию социальных служб. Кроме того, они обдумывают, как их публичное поведение может отразиться на них самих и их профессии.
Ответственность перед собой
СТАНДАРТ 34 Профессионалы сферы социальных услуг осведомлены о своем культурном происхождении, убеждениях, ценностях и предубеждениях. Они осознают потенциальное влияние своего происхождения на их отношения с другими людьми и усердно работают, чтобы предоставлять культурно компетентные услуги всем своим клиентам.
СТАНДАРТ 35 Профессионалы сферы обслуживания стремятся развивать и поддерживать здоровый личностный рост, чтобы гарантировать, что они способны предоставлять оптимальные услуги клиентам. Когда они обнаруживают, что физически, эмоционально, психологически или иным образом не в состоянии предложить такие услуги, они определяют альтернативные услуги для клиентов.
STANDARD 36 Профессионалы в сфере социальных услуг обязуются учиться на протяжении всей жизни и постоянно совершенствуют свои знания и навыки, чтобы более эффективно обслуживать клиентов.
Ответственность перед студентами
Наверх
СТАНДАРТ 37 Преподаватели социальных услуг разрабатывают и внедряют учитывающие культурные особенности знания, осведомленность и методологии обучения.
СТАНДАРТ 38 Преподаватели социальных услуг привержены принципам доступа и инклюзивности и принимают все доступные и применимые меры, чтобы сделать образование доступным для учащихся с ограниченными возможностями.
СТАНДАРТ 39 Преподаватели социальных услуг демонстрируют высокие стандарты учености в своих научных, педагогических и профессиональных услугах и остаются в курсе событий в этой области, будучи членами своих профессиональных ассоциаций, посещая семинары и конференции, а также анализируя и / или проводя исследования.
СТАНДАРТ 40 Преподаватели социальных услуг признают и признают вклад студентов в работу педагога в таких видах деятельности, как предоставление учебных материалов, грантов, семинаров, исследований, публикаций и других сопутствующих мероприятий.
СТАНДАРТ 41 Преподаватели социального обслуживания контролируют практический опыт студентов, чтобы обеспечить качество места размещения, надзорного опыта и опыта обучения для достижения целей личного, профессионального, академического, карьерного и гражданского развития. Когда учащиеся сталкиваются с потенциально опасными событиями во время стажировок, преподаватели проводят разумное расследование и принимают необходимые меры для защиты учащегося.
СТАНДАРТ 42 Преподаватели социальных служб устанавливают и поддерживают соответствующие руководящие принципы в отношении раскрытия учащимися конфиденциальной/личной информации, которые включают предоставление учащимся справедливого предупреждения о любых действиях по самораскрытию, позволяя учащимся отказаться от углубленного самораскрытия, когда это возможно, и обеспечение наличия механизма для обсуждения и обработки такой деятельности по мере необходимости.
СТАНДАРТ 43 Преподаватели социальных услуг осознают, что в их отношениях со студентами власть и статус неравны. Преподаватели социальных услуг несут ответственность за четкое определение и поддержание этических и профессиональных отношений со студентами; избегать поведения, которое унижает, смущает или эксплуатирует учащихся; и всегда стремиться относиться к учащимся справедливо, равноправно и без дискриминации.
СТАНДАРТ 44 Преподаватели социальных услуг гарантируют, что учащиеся ознакомлены, проинформированы и несут ответственность за соблюдение этических стандартов и политик, установленных их программой / отделом, программой курса / инструктором, их консультантом (ами) и этическими стандартами социального обслуживания. Профессионалы.
Для получения дополнительной информации об этических стандартах отправьте электронное письмо председателю отдела этики NOHS
.Что такое этические нормы на рабочем месте? | Малый бизнес
Автор: Дэвид Сарокин Обновлено 13 июля 2020 г.
Хотя философы написали огромные тома по этике, тема сводится к тому, чтобы поступать правильно. Конечно, в бизнесе, как и в жизни, решить, что правильно, не всегда просто, особенно когда на работе есть конкурирующие приоритеты. Корпоративные этические стандарты, действующие в вашей компании, наряду с вашим личным кодексом этики могут направлять вас в ваших решениях.
Подчиняйтесь закону
Значительная часть коллективного чувства общества о добре и зле воплощена в законах, регулирующих деловую деятельность. Поддержание вашей профессиональной деятельности в рамках закона представляет собой минимальные этические требования для ведения вашего бизнеса.
Существующий закон упрощает принятие некоторых этических и моральных решений. Дискриминация определенных классов людей незаконна, так что не дискриминируйте. Взяточничество и растрата также противозаконны, поэтому не предлагайте взятки и не присваивайте средства компании.
Знай этические требования своей компании и профессии
Многие профессиональные ассоциации публикуют подробные этические правила для своих членов. Например, врачи клянутся соблюдать клятву Гиппократа и следовать рекомендациям, подготовленным государственными и национальными медицинскими группами. Американская медицинская ассоциация разработала подробный этический кодекс из девяти пунктов, за соблюдение которого она возлагает ответственность на своих членов. Юристы, финансовые консультанты, бухгалтеры и представители многих других профессий имеют аналогичные руководящие документы по этичному поведению.
Отдельные фирмы часто готовят свои собственные инструкции, чтобы направить поведение сотрудников в нужное русло. Знаменитый слоган Google «Не будь злым» дополняется этическим кодексом компании, предлагающим рекомендации по таким различным темам, как конфликты интересов, защита конфиденциальности, финансовая целостность и злоупотребление психоактивными веществами.
Почти все крупные компании имеют аналогичные заявления об этических принципах или кодексах поведения. Хотя небольшие фирмы с меньшей вероятностью формализуют такие кодексы, этические рекомендации, предоставляемые руководителями компаний и выраженные в корпоративной культуре, могут оказаться столь же эффективными в управлении поведением сотрудников.
Если вы разрабатываете этический кодекс для своей компании, вам может помочь поиск в Интернете по названию компании вместе с термином «корпоративная этика». Это часто приводит к изложению этических принципов компании, а также к примерам этических проблем, с которыми сталкивается фирма.
Конечно, в дополнение к этическим стандартам, регулирующим вашу профессию или вашу компанию, есть по крайней мере еще один важный набор правил, которые необходимо учитывать. Ваш личный этический кодекс — представление о добре и зле, которое вы выработали на протяжении всей жизни, — это основополагающий набор принципов, определяющих ваше поведение на работе и в жизни.
Будьте внимательны к меняющимся нормам
Этические нормы общества не статичны. Поведение и деятельность, когда-то считавшиеся приемлемыми, со временем могут стать неприемлемыми. Всего за одно или два десятилетия американское общество стало свидетелем широких социальных движений, которые изменили наше коллективное представление о добре и зле как в личной жизни, так и в мире бизнеса.