Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Что такое самосознание в психологии: Самосознание — Психологос

Самосознание | это… Что такое Самосознание?

Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Содержание

  • 1 В психологии
    • 1.1 Развитие самосознания
    • 1.2 Компоненты самосознания
    • 1.3 Функции самосознания
    • 1.4 Значение самосознания
  • 2 В социальных науках
  • 3 В философии
  • 4 См. также

В психологии

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.

С. Л. Рубинштейн Основы общей психологии. М., 1946.

Развитие самосознания

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

  • Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
  • К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
  • К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
  • осознание своих психических свойств и качеств;
  • определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Функции самосознания

  • Самопознание — получение информации о себе.
  • Эмоционально-ценностное отношение к себе.
  • Саморегуляция поведения.

Значение самосознания

  • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
  • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

В социальных науках

В рамках социальных наук также используют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание», обозначающие осознание членами группы наличия данной группы, её особенностей и целей в социальном мире.

В философии

В философии самосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.

См. также

  • Рефлексия
  • Интроспекция
  • Cogito

Самосознание | Понятия и категории

С. Дали. Венера Милосская с выдвинутыми ящиками.

 

САМОСОЗНАНИЕ — как высший уровень развития сознания является основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях (см. также Я-концепция). Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образ и отношение неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самоусовершенствованию. Одна из высших форм работы самосознания — попытки найти смысл собственной деятельности, что нередко трансформируется в поиск смысла жизни.

Tags: 

Психология

САМОСОЗНАНИЕ — категория философии, социологии и психологии. Самосознание — особая, высшая форма и уровень развития сознания, связанная с осознанием человеком его собственной сущности, личности, собственного «Я». Оно связано с оценкой собственного нравственного облика, интересов, идеалов, мотивов деятельности. Самосознание — это осознание человеком самого себя как чувствующего, мыслящего и деятельного существа.

Tags: 

Философия

Социология

Психология

САМОСОЗНАНИЕ — способность человека оценить себя, свои возможности, мысли, чувства, поступки и взять их под контроль; осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям, которое выражается в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей. Данная самооценка выступает в качестве основания целесообразных действий и поступков индивида.

Tags: 

Мировоззрение

САМОСОЗНАНИЕ — (само-со-знание) — противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности «Я» как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию.

Включает в себя процессы самопознания (само-по-знания), самоидентификации, самоопределения. Внешне проявляется как система предъявляемых (явно и неявно) самооценок и оценок других, помещающаяся в основание задаваемой модели познавательных и социальных дистанций, позволяющих мне определять мое место в системе складывающихся вне меня связей и отношений как в теоретическом, так и практическом их срезе, а также вырабатывать механизмы самоутверждения меня в мире и самозащиты меня от мира, определяющие индивидуальные качества личности…

Tags: 

Философия

САМОСОЗНАНИЕ — одна из сторон сознания человека, осознание им себя как личности, своих чувств, желаний, потребностей, идеалов, достоинств и недостатков. Самосознание половое — осознание человеком принадлежности к тому или иному полу, способность регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе морально-этическими требованиями и установками к полам. Самосознание учителя профессиональное — комплекс представлений учителя о себе как профессионале, включающий оценку себя как профессионала со стороны др.

людей — учеников, коллег, руководства, ожиданий со стороны др.; самооценку учителем своих отдельных сторон и становления профессиональной Я-концепции, придающей ему чувство профессиональной уверенности или неуверенности. На основе этой концепции учитель оценивает все происходящее в школе в отношении самого себя. При этом различают оценку учителем своих сегодняшних возможностей (актуальная самооценка), вчерашних {ретроспективная) и будущих достижений {потенциальная и идеальная), оценку, сопряженную с мнением окружающих {рефлексивная самооценка)…

Tags: 

Психология

Педагогика

САМОСОЗНАНИЕ — познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта. С. — неотъемлемая сторона сознания, выражает данность субъективной реальности сознания самому субъекту. С. шире понятия самопознания: помимо познания себя, С. предполагает также эмоционально-ценностное и деятельностно-регулятивное отношение к себе.

Ведущим познавательным механизмом С. является рефлексия — осмысление и обоснование собственных предпосылок. С. индивида проходит в своем развитии ряд этапов.

Tags: 

Мировоззрение

САМОСОЗНАНИЕ. С субъективной стороны самосознание всегда выражает стремление к переживанию, жажду ощущать бытие, способность к постоянному напряжению душевных сил. Напротив, представление об идеале жизни как об отсутствии всякого переживания (атараксия, нирвана) свидетельствует об ослаблении жизненного начала, омертвлении или усталости (о противоположности самосознания идеалу стоической невозмутимости смотри у А. С. Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля» — «Я думал: вольность и покой замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан…»).

Tags: 

Философия

САМОСОЗНАНИЕ — выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов. Животное тождественно своей жизнедеятельности, оно изменяет природу лишь в силу своего присутствия, т. е. относится к ней непосредственно. Человек же опосредствует свое отношение к природе общественной практикой, и прежде всего употреблением орудий труда. Благодаря труду он выделяется из непосредственной природной связи: в процессе труда соотносит свои цели и задачи с природным материалом и учитывает собственные возможности. Изменяя природу, он изменяется сам. Создавая в процессе труда продукты, человек как бы удваивается и в предмете своей деятельности созерцает дело своих рук. Он различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. Но т. к. труд всегда носит общественный характер, то человек начинает сознавать себя как человека, принадлежащего данной исторической системе, лишь относясь к др. человеку как к себе подобному. Важную роль в формировании Самосознания играет язык…

Tags: 

Философия

САМОСОЗНАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЕ, одна из форм социальной идентичности, чувство принадлежности к этнической группе (народу), проявляющееся на индивидуальном и групповом уровнях. Самосознание этническое является основным условием возникновения и существования этнической общности. Оно имеет различные содержание и меняется исторически, его основным компонентом служат признаки, которыми члены общности определяют границы своего отличия от других. Это может быть общее название (этноним), язык, религия, представление об общих происхождении, истории, территории (см.

Tags: 

Этнология

Почему это полезно для вас и как это развить

Сосредоточение внимания на себе и выявление своих убеждений, потребностей и проблем может помочь вам управлять эмоциями, чувствовать силу и быть целеустремленным в своем личном путешествии.

Можете ли вы определить ценности и стремления, которые определяют ваши повседневные действия? Ваши сильные и слабые стороны в различных обстоятельствах? Или как ваши чувства и поведение могут повлиять на окружающих?

Если вы ответили «Не совсем», возможно, вам стоит подумать о развитии большего самосознания. Исследования показывают, что это может помочь вам обрести уверенность, удовлетворенность и даже чувство контроля над своей жизнью.

В области психологии самосознание можно определить как способность видеть себя в качестве объекта внимания или осознания.

Когда вы смотрите на себя и способны распознавать и связывать эмоции, основные убеждения, мысли и черты, включая слабые и сильные стороны, вы практикуете самосознание.

Самосознание может означать разные вещи для разных людей.

Изучив 31 статью о самосознании, авторы систематического обзора литературы 2021 года обнаружили, что это понятие может иметь разные толкования в зависимости от контекста. Его также можно спутать с такими понятиями, как самопознание и самосознание.

По мнению этих авторов, самосознание может быть аспектом самосознания. Когда вы сосредотачиваетесь и определяете элементы своего внутреннего «я» — убеждения, ценности, цель или эмоции — вы начинаете осознавать себя. С другой стороны, они предполагают, что самопознание является результатом практики самосознания.

Ваше ощущение себя начинает развиваться в раннем детстве, когда вы понимаете, что вы отделены от своего окружения — уникальное существо.

По мере того, как вы становитесь старше, это самоощущение, как правило, включает в себя внутреннее осознание того, что делает вас «вы» — ваши симпатии и антипатии, ценности, увлечения и цели.

И хотя вы можете думать, что полностью осознаете, кто вы есть, это не всегда так.

Таша Эйрих, доктор философии, исследователь и организационный психолог, провела более 10 лет, опрашивая людей об их уровне самосознания. Она обнаружила, что, хотя 95% участников исследования думают, что они обладают самосознанием, только от 10% до 15% из них обладают полным сознанием.

«Мы думаем, что сталкиваемся с определенным образом, затем мы видим видео, на котором мы выступаем или общаемся с другими, и мы говорим не так, как думаем, или выглядим не так, как мы думаем, что выглядим», — добавляет Томас Планте, доктор философии, профессор психологии и психиатрии Университета Санта-Клары и Медицинской школы Стэнфордского университета.

«Это может быть настоящим шоком».

«Самосознание позволяет нам изменить перспективу, увидеть как суровые реалии, так и возможности», — объясняет Эйрих. «Мы обнаружили, что люди, которые лучше осознают себя, также более склонны к самопринятию».

Эйрих, также являющаяся бизнес-тренером, говорит своим клиентам, что смелое продвижение к самосознанию может помочь им почувствовать себя сильнее, поскольку они начинают более ясно видеть себя и свое влияние.

Исследование 2016 года по измерению результатов самосознания может подтвердить работу Эйриха. Исследователи обнаружили, что практика самосознания и внимательности улучшает:

  • принятие себя
  • уверенность в себе
  • проактивность
  • стресс, связанный с социальными взаимодействиями

Исследование 2015 года также указывает на ценность самосознания на работе. Результаты исследования показывают, что обучение самосознанию сотрудников, занятых полный рабочий день, связано с:

  • повышением удовлетворенности работой и самочувствием
  • большей оценкой разнообразия
  • повышением уверенности
  • улучшением общения с коллегами

Эти советы, подкрепленные экспертами и исследованиями, помогут вам окунуться в воды более глубокого самосознания:

1.

Попробуйте ежедневные проверки

Эйрих говорит, что ее работа показывает, что люди с более высокими показателями самосознания практика качественной микрорефлексии. Это короткие моменты самоанализа, которые помогают им каждый день узнавать о себе больше.

Вам не нужно тратить часы на терапию или саморефлексию, чтобы лучше осознать себя, говорит Эйрих, автор книги «Понимание: удивительная правда о том, как другие видят нас, как мы видим себя и почему Ответы важнее, чем мы думаем».

Она рекомендует уделять 2-3 минуты в конце каждого дня, чтобы задать себе следующие вопросы:

  • Что сегодня прошло хорошо?
  • Что сегодня пошло не так?
  • Как я могу завтра стать умнее?

Ударение в последнем вопросе может помочь вам не размышлять о том, что пошло не так. Старайтесь ориентироваться на будущее и действовать, советует Эйрих.

2. Подумайте об «ужине правды»

«Ужин правды» поможет вам развить смелые и творческие способы получения отзывов от друзей, семьи и коллег. Эйрих позаимствовал эту стратегию самосознания у Джоша Мизнера, доктора философии, профессора коммуникаций в Колледже Северного Айдахо и Университете Гонзага.

Чтобы попробовать, подумайте о ком-то, кому вы доверяете, но с кем хотели бы наладить отношения. Вы можете пригласить их на ужин и спросить: «Что я делаю, что вас больше всего раздражает?»

Это может звучать пугающе. Возможно, вы беспокоитесь, что они воспользуются возможностью, чтобы сказать вам, что больше не хотят быть друзьями или что вы невыносимо раздражаете их.

Попросите другого человека привести вам конкретные примеры вашего поведения вместо того, чтобы оценивать ваш характер как личность.

Например, вместо того, чтобы говорить что-то вроде «Ты грубый», обратная связь могла бы быть больше похожей на: «Когда мы говорили о моей работе на днях, ты все время перебивал меня, и я не мог закончить свой рассказ. ”

В большинстве случаев, говорит Эйрих, люди будут добры, и вы уйдете с конкретным и действенным советом.

«В первый раз, когда я сделала это, мой друг сказал: «Я люблю тебя лично, но я ненавижу тебя в социальных сетях», — делится она. «Это помогло мне увидеть то, чего я раньше не видел, почувствовать себя более уверенным и улучшить свои отношения с этим человеком. Каждый раз, когда мы уязвимы с людьми, которых любим, у нас возникает более глубокая связь».

Этот тип обратной связи аналогичен тому, что вы можете испытать при обзоре на 360 градусов на работе, когда вы собираете и анализируете информацию от менеджеров, сотрудников и других людей, с которыми вы взаимодействуете.

Без надежной обратной связи от других мы иногда можем оказаться в своем собственном мире, не зная, как мы представляем себя и влияем на других людей, — объясняет Планте.

Большинство людей склонны к эгоизму, говорит он. Но, в конце концов, все мы люди, и у всех нас есть вещи, которые мы могли бы сделать лучше.

3. Может помочь выявление тех, кто вам «да»,

Планте предлагает посмотреть на людей в вашей жизни и оценить, склонны ли они соглашаться с каждым вашим шагом. Поддержка друзей и семьи очень важна, но не менее важно иметь людей, которым удобно давать вам обратную связь.

Как только вы узнаете, кто ваши «да» люди, и кто более готов открыто обсуждать ваше поведение, вы будете знать, кого пригласить на «ужины правды».

«Если мы хотим стать более самосознательными, мы должны увеличить наше смирение», — говорит он. «Когда вы просите об обратной связи, обещайте, что вы не станете защищаться или перебивать».

Самосознание — это способность идентифицировать и связывать свои эмоции, мысли, ценности, убеждения и поведение. Это может помочь вам оставаться последовательным и сосредоточиться на том, над чем вам нужно работать.

Развитие самосознания может помочь вам понять, как эти мысли, чувства и действия влияют на ваше здоровье и самочувствие, а также на окружающих вас людей.

Развитие самосознания возможно в любом возрасте. Это может начаться с запроса обратной связи, проверки себя каждый день и определения того, кто может предоставить вам честную информацию о ваших действиях.

Самосознание поможет вам почувствовать себя более уверенно, лучше принять себя и уменьшить стресс при взаимодействии с другими людьми.

Самосознание

Послушайте подкаст о самосознании

Введение

Мы склонны видеть свою идентичность через наше положение в обществе, наших друзей и семью, потребности и желания нашего тела, а также эмоциональные и интеллектуальные выражения наш разум. Например: мы можем сказать: «Я студент, изучаю экономику, у меня три сестры, и я живу в Лондоне». Мы редко уделяем время тому, чтобы обдумать истинную природу нашего существования; задать вопрос: «Кто я?»

Самосознание означает хорошее знание и понимание себя, включая осознание собственных чувств и характера. Практика самосознания заключается в том, чтобы научиться лучше понимать, почему вы чувствуете то, что чувствуете, и почему вы ведете себя определенным образом. Это осознание дает вам возможность и свободу изменить что-то в себе, позволяя вам создать жизнь, которую вы хотите. Почти невозможно измениться и принять себя, если вы не уверены в том, кто вы есть. Четкое представление о том, кто вы и чего вы хотите, может придать вам силы и уверенности в необходимости изменений.

Попробуйте это задание 

Подумайте о том, чтобы описать себя другому человеку, не упоминая ничего о внешних вещах, которые есть в вашей жизни, о ваших друзьях, семье, учебе и т. д. Сконцентрируйтесь только на себе, о том, как вы себя чувствуете и ведете себя, ваши сильные и слабые стороны.

  • Удалось ли вам исследовать свои мысли, чувства и поведение?
  • Важно ли самосознание?

Четкое понимание своих моделей мышления и поведения поможет вам лучше понимать других людей. Эта способность сопереживать способствует улучшению личных и профессиональных отношений.

Когда мы более осознанны, мы лучше понимаем себя. Затем мы можем определить изменения, которые хотим внести, и осознать свои сильные стороны, чтобы использовать их.

Самосознание часто является первым шагом к постановке целей. Это включает в себя признание того, что у вас нет ответа, и признание ошибок.

Окно Джохари 

Окно Джохари можно рассматривать со многих сторон, и оно предоставляет четыре основных формы Я (Известное, Скрытое, Слепое и Неизвестное Я).

Окно Джохари может оказаться весьма полезным инструментом, помогающим узнать, кто вы есть.

Известен  

То, что мы знаем о себе и что другие знают о нас.

Часть, которую вы можете свободно обсуждать с другими.

Большую часть времени вы соглашаетесь с тем мнением, которое есть у вас и у других о вас.

Скрытое Я  

То, что мы знаем о себе, чего не знают другие.

В этой части вы скрываете очень личное о себе, может быть, чтобы защитить себя, потому что вы чувствуете стыд или уязвимость, или, возможно, из-за скромности.

Слепое Я  

То, что другие знают о нас, чего не знаем мы.

напр. Вы можете считать себя непредубежденным человеком, когда на самом деле окружающие с вами не согласны. Эта область работает и в обратную сторону. Вы можете считать себя «глупым» человеком, в то время как другие могут считать вас невероятно умным.

 

Неизвестно  

Вещи, которые о нас не знают ни мы, ни другие.

Это может относиться к неиспользованным потенциальным талантам и навыкам, которые еще предстоит изучить вам, вашим друзьям, коллегам или руководителям.

 

Наблюдение и оценочные суждения: анализ самосознания и принятия

Некоторые люди говорят, что нам нужны суждения, чтобы жить в этом мире. «Как я мог принимать решения, если я не осуждал? Разве не так мы принимаем решения?»

Различие между оценочным суждением и наблюдением заключается в следующем: 

При наблюдении мы видим, слышим и чувствуем то, что происходит вокруг нас. Затем мы констатируем то, что видим. Когда мы что-то судим, мы делаем еще один шаг в процессе наблюдения и добавляем субъективную оценку. Мы обозначаем событие как «хорошее» или «плохое». Тогда это становится оценочным суждением. Вынесение оценочного суждения о событии влияет на наш процесс принятия решений, потому что событие теперь имеет ярлык и влияет на то, как мы реагируем.

Как это относится к принятию себя?
  • Сначала вы делаете наблюдение о себе («Я смущаюсь в социальных ситуациях»), а затем решаете, хорошо это или плохо («Смущаться в социальных ситуациях плохо»). себя как «плохого», становится невозможным принять это и быть в порядке с этой частью себя. Однако можно принять то, как вы ведете себя в социальных ситуациях, и при этом знать, что хотите изменить это и, возможно, работать над улучшением. 
  • Что, если бы вы отбросили свои оценочные суждения и просто увидели «что есть», а затем определили, чего хотите и почему? Это может полностью изменить ваш опыт. Это может привести к новым открытиям о себе. Например: смущение в социальных ситуациях — это то, что вы наблюдали в отношении себя, на него не нужно накладывать какие-либо оценочные суждения, и это можно описать как «то, что есть». Затем определите, как бы вы хотели вести себя в социальных ситуациях и почему, это «чего вы хотите и почему». Установив это, вы более способны двигаться вперед в позитивном ключе, поскольку теперь вы знаете, какими бы вы хотели, чтобы все было, и больше принимаете то, как они есть на самом деле.
  • Возможно, вы найдете источник признания для себя и других, о существовании которого вы даже не подозревали.
  • Возможно, вы заметите, что чем меньше вы осуждаете себя, тем меньше вы осуждаете других. И, возможно, опыт принятия даст вам прочную основу для движения вперед, создавая себя и свою жизнь таким образом, который приносит больше удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *