Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Что такое согласные твердые: Твёрдые согласные буквы и звуки (таблица)

Твёрдые согласные звуки

ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
  • Определение
  • Парные твёрдые и мягкие согласные
  • Всегда твёрдые

Определение

Твёрдые согласные звуки — это звуки, при произношении которых отсутствует дополнительная артикуляция языка, вызывающей палатализацию.

Стоит отметить, что они произносятся без какого-либо смягчения. Однако в русской речи согласный звук, обозначаемый на письме одной и той же буквой, может быть как твёрдым , так и мягким.

Например:

  • тыл [т ы л] — тишина [т’ и ш и н а]
  • соль [с о л’] — сера [с’ е р а ]

Однако, как говорилось выше, мягкие согласные образуются при помощи артикуляции языка. А звуки не имеющие этой дополнительной функции языка, являются твёрдыми.

Парные твёрдые и мягкие согласные

Необходимо знать, что в русском языке существует 15 пар согласных, которые образованы по признаку твердости/ мягкости.

А теперь давайте убедимся в том, что каждой букве русского алфавита соответствуют парные твёрдые и мягкие согласные звуки:

  • Буква б — [б] (твердый звук) — [б’] (мягкий звук)
  • Буква в — [в] (твердый звук) — [в’] (мягкий звук)
  • Буква г — [г] (твердый звук) — [г’] (мягкий звук)
  • Буква д- [д] (твердый звук) — [д’] (мягкий звук)
  • Буква з — [з] (твердый звук) — [з’] (мягкий звук)
  • Буква к — [к] (твердый звук) — [к’] (мягкий звук)
  • Буква л — [л] (твердый звук) — [л’] (мягкий звук)
  • Буква м — [м] (твердый звук) — [м’] (мягкий звук)
  • Буква н — [н] (твердый звук) — [н’] (мягкий звук)
  • Буква п — [п] (твердый звук) — [п’] (мягкий звук)
  • Буква р — [р] (твердый звук) — [р’] (мягкий звук)
  • Буква с — [с] (твердый звук) — [с’] (мягкий звук)
  • Буква т — [т] (твердый звук) — [т’] (мягкий звук)
  • Буква ф — [ф] (твердый звук) — [ф’] (мягкий звук)
  • Буква х — [х] (твердый звук) — [х’] (мягкий звук)

А ещё нужно помнить, что в письменной речи после твёрдых согласных пишутся гласные буквы «а», «о», «у», «э», «ы», а после мягких — «е», «ё», «и», «ю», «я» и «ь».

Всегда твёрдые

Однако в русском языке не все согласные могут образовать пары по признаку твёрдости и мягкости.

Всегда твёрдые согласные — это звуки [ж], [ш], [ц].

И совсем неважно пишутся ли после них гласные «е», «ё», «и», «ь». Они всегда будут оставаться твёрдыми.

Например:

  • жаба [ж а б а] — согласная «ж» твёрдая
  • шаги [ш а г и] — согласная «ш» твёрдая
  • цифра [ц ы ф р а] — согласная «ц» твёрдая

Согласные твердые и мягкие

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность ученика
1. Организационный момент(2 слайд)

Звенит звонок,
Звенит звонок.
Начинается урок.
Работать нужно дружно!
Дружно, смело отвечайте
И вопросы задавайте.

Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке.

Готовятся к уроку, записывают дату и классная работа.

Слушают.

2. Стадия вызова

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах

(3 слайд) Давайте вспомним, какой раздел русского языка мы изучаем? Что мы изучаем в этом разделе? (составляем кластер)

(4 слайд) У вас на столах лежит письмо, откройте его.

Что в письме? (загадки)

Работа в парах.

Отгадайте загадки, запишите в тетрадях полученные пары слов. Они нам помогут определить тему урока, о каких звуках мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

Отвечают на вопросы- изучаем фонетику, единицы которой составляют звуки. Звуки делятся на гласные и согласные.

Открывают конверты, отгадывают загадки, записывают слова в тетрадь. Формулируют тему урока.

Задачная формулировка темы урока.
Я с л’ смягченным – под землей,
Бываю каменный и бурый,
А с твердым – в комнате любой,
В геометрической фигуре.
(Уголь – угол)

С твердым л я на стене,
Книга, например, на мне,
Но как только л смягчите,
Сразу в танец превратите.
(полка – полька)

Вы, я думаю, догадались, о каких звуках говорится в загадках. Сформулируйте тему нашего урока.

 
(5 слайд) Тема урока: “Согласные твердые и мягкие”

(6 слайд) Произнесите слова:

Уголки — угольки
Банка — банька

— Чем отличаются эти слова друг от друга?

Записывают тему урока: “Согласные твердые и мягкие”

Отвечают на вопрос, что слова отличаются значением, на которое влияет произношение согласных звуков. В одних словах произносится твердый согласный звук – уголки, банка, а в других – мягкий – угольки, банька.

3. Стадия осмысления.

На стадии осмысления  содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией.

(7 слайд) Давайте вспомним, что мы знаем уже о данных согласных и заполним

“Таблицу – ЗХУ”

(таблица заполняется после обсуждения).

Что мы знаемЧто мы хотим узнатьЧто мы узнали
согласные звуки различаются на твердые и мягкие,

— образуют пары по твердости – мягкости

— непарные согласные

— как обозначаются мягкие звуки в транскрипции

— какие есть сигналы мягкости

 
Учащиеся заполняют таблицу, сначала индивидуально заполняют первую колонку, затем обмениваются в парах и формулируют общее предложение для обсуждения.

Каждая пара сообщает свое предложение, каждая последующая пара дополняет, при этом каждое предложение обсуждается.

— А третий столбик получится сейчас заполнить? Почему?

(заполним в конце урока, когда поближе познакомимся с темой урока)

— Ребята, на что похожи предложения, которые вы записали во втором столбике? (на цели урока).

— Какую общую цель поставим сегодня на уроке? (8 слайд)

 

 

 

 

Учащиеся формулируют цель урока.

(9 слайд)

1. Распределите рисунки на две группы по признаку мягкости – твердости согласных звуков в словах и запишите слова в два столбика.

Практически все согласные русского языка имеют пару по мягкости – твердости.

Но есть такие согласные, которые не могут образовать такой пары.

2. Перед вами на столе находится карточка. Распределите согласные буквы в соответствии их звуков по твердости и мягкости, выделите парные и непарные. (работают в парах)

Б в г д ж з й к л м н п р с т ф х ц ч ш щ

(11 слайд) Давайте проверим полученный результат.

(показывается слайд с парами согласных, непарные согласные)

Парные Непарные
[б] [б’]

[н] [н’]

[в] [в’]

[п] [п’]

[г] [г‘]

[р] [р’]

[ж] [ — ]

[ш] [ — ]

[ц] [ — ]

[д] [д‘]

[с] [с’]

[з] [з’]

[т] [т’]

[к] [к’]

[ф] [ф’]

[л] [ л’]

[х] [х’]

[м] [м’]

[ — ] [й’]

[ — ] [ч’]

[ — ] [щ’]

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся распределяют согласные звуки в две колонки, выделяют парные и непарные звуки.

2. Выполните упражнение № 278.

Ударь – ударь, подарок – подари, дар – дарю, воз – везли, нос – нёс, Иван – Ваня

— Как обозначаются на письме мягкие согласные?

(12 слайд )

(сигналы мягкости : Ь е ,ё, я , ю , и)

Учащиеся выполняют упражнение, подчеркивают сигналы мягкости, делают вывод.
3. Где можно использовать полученные знания?

Произнесите слова:

Музей — з’, текст — т’, тема — т’

(соблюдение норм правильного произношения)

Обратите внимание, как в транскрипции обозначается мягкость звука. (апострОф)

Составьте и запишите предложение со словом музей.

Учащиеся произносят слова, слово апостроф, составляют предложение со словом музей. Зачитывают полученные предложения.
3. ФизкультминуткаВо время физкультминутки проводится игра. “Верю – не верю”

Учитель говорит классу высказывание, связанное с темой урока.

— Если учащиеся верят, то встают, протягивают руки вверх и говорят: “Это очевидно”

— Если не верят, то садятся на корточки, закрывают уши и говорят: “Даже слушать не хочу”

— Если не уверены, то берут руками за голову, кружатся и приговаривают: “Ой, не знаю! Ой, не знаю!”

1. Мягкий знак – сигнал мягкости.

2. У звука Й есть твердый парный звук.

3. Звук Ч не имеет парный твердый звук.

4. Для ударения нужен апостроф.

5. И, Ю, Я – сигналы мягкости

Что-то мы узнали, в чем-то мы ошиблись, но это не мешает нам быть дружным классом, понимать друг друга.

 
4. Закрепление материала урока.4. Работаем в парах.

У каждой пары карточка с заданиями.

1) Найдите и запишите слова, в которых все согласные мягкие.

Моль, ночь, печь, шерсть, жизнь, лечит, метель.

(ответ: печь, метель)

2) Найдите и запишите слова, в которых все согласные твердые.

Широта, пламя, холод, машет, поляна, весло, лист, торт

(ответ: широта, машет, торт)

— С какими трудностями встретились?

5. (15 слайд) Работа с текстом.

Списать и вставить попущенные буквы.

Со…це скл…нялось на запад, стало заходить в красивые летние …блака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо з..л..тилось, светлые столпы, как пишут их на ц…рковных картинах. Стадо овец серело вп…реди, старик – пастух с подпаском сидели на меже. (И.Бунин)

— Найти в тексте 1 слово с мягкими согласными, к согласным подобрать пару по твердости/ мягкости.

— Подчеркнуть сигналы мягкости в тексте.

— Работа будет проверена после сдачи тетрадей на проверку.

Учащиеся работают в парах, зачитывают свои ответы, аргументируют свой выбор, обсуждается выбор слов
5. Итог урока.(16 слайд) Давайте вернемся к началу нашего урока и закончим таблицу. Вспомним, что хотели узнать на уроке.

Что мы узнали на сегодняшнем уроке?

 

(17 слайд) Заканчивая сегодняшний урок, я бы хотела предложить вам добавить в наш кластер понятия сегодняшнего урока. Работаем в группах.

 

Учащиеся записывают все то, о чем говорили на уроке, соединяют линиями. Затем заполняем кластер, опираясь на предложения от каждой группы и на их аргументацию.

Учащиеся делают вывод урока, заполняется третья колонка таблицы: узнали что обозначается мягкость согласных при фонетической записи при помощи апострофа,

мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, также мягким знаком (ь), нужно соблюдать нормы произношения согласных в словах.

В группах обдумывают оформление кластера, заслушиваем ответы от групп, обсуждаем.

IV. Рефлексия

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.

V. Домашнее задание

(18 слайд)

— Сегодня на уроке я узнал(а) …

— Мне было интересно узнать, что …

— Новые знания пригодятся мне, чтобы …

— На следующем уроке мы продолжим изучать характеристики согласных звуков и дополним наш кластер.

— Оценки за урок.

Упр. 279, проанализируйте выделенные слова с мягкими согласными. Найдите сигналы мягкости, подчеркните их.

 

Документальная литература «Первый шаг» — твердые согласные —

Увлекательные фотографии полностью помогают читателям выучить простые слова, в которых используются звуки из семи твердых согласных. Слова объединяются на странице, чтобы построить полное предложение. Студенты почувствуют радость от развития своих навыков чтения, поскольку они успешно идентифицируют каждое слово и уверенно читают последнее предложение.

Список всех доступных продуктов →

  • Доступные названия
  • Доступные наборы
  • eSource: бесплатные учебные пособия
Название Сезон Лексиле ГРЛ АТОС © Добавить в корзину
Б Звуки А 2013 Выберите форматМягкая обложка (4,99 долл. США) Многопользовательская электронная книга (26,99 долл. США)
C Звуки Б 2013 Выберите форматМягкая обложка (4,99 долл. США) Многопользовательская электронная книга (26,99 долл. США)
Д Звуки Б 2013 Выберите форматМягкая обложка (4,99 долл. США) Многопользовательская электронная книга (26,99 долл. США)
Звуки G А 2013 Выберите форматМягкая обложка (4,99 долл. США) Многопользовательская электронная книга (26,99 долл. США)
K Звуки Б 2013 Выберите форматМягкая обложка (4,99 долл. США) Многопользовательская электронная книга (26,99 долл. США)
П Звуки А 2013 Выберите форматМягкая обложка (4,99 долл. США) Многопользовательская электронная книга (26,99 долл. США)
Т Звуки Б 2013 Выберите формат Многопользовательская электронная книга (26,99 долл. США)
  • Доступен в ограниченных форматах
  • Скоро! Весна 2023 г.
  • Новый! Осень 2022 г.
  • Новый! Весна 2022 г.
Название Сезон Лексиль ГРЛ АТОС © Добавить в корзину
Документальная литература «Первый шаг» — Твердые согласные — Набор электронных книг 2013

Многопользовательская электронная книга $188,95, 7 наименований

Документальная литература «Первый шаг» — Твердые согласные — Набор в мягкой обложке 2013

Мягкая обложка $28,44, 6 наименований

  • Доступен в ограниченных форматах
  • Скоро! Весна 2023 г.
  • Новый! Осень 2022 г.
  • Новый! Весна 2022 г.

Lerner eSource™ предлагает бесплатные цифровые ресурсы для преподавания и обучения, в том числе учебные пособия Common Core State Standards (CCSS). Эти руководства, созданные классными руководителями, предлагают короткие уроки и письменные упражнения, которые дают учащимся конкретные инструкции и практику с использованием навыков и стратегий Common Core. Lerner eSource также предоставляет дополнительные ресурсы, включая онлайн-мероприятия, загружаемые/распечатываемые графические органайзеры и дополнительные образовательные материалы, которые также поддерживают обучение Common Core. Скачивайте, делитесь, закрепляйте, распечатывайте и сохраняйте столько бесплатных ресурсов, сколько захотите!

Документальная литература «Первый шаг» — твердые согласные

Увлекательные фотографии полностью поддерживают читателей, когда они учат простые слова, в которых используются звуки из семи твердых согласных. Слова объединяются на странице, чтобы построить полное предложение. Учащиеся почувствуют радость от развития своих навыков чтения, поскольку они успешно определят каждое слово и прочитают… Посмотреть →

Учить чешский — Чешские согласные и гласные

  • iLearnCzech
  • Uč se česky
  • Learn Czech on Instagram
  • Будьте в Контакте
  • Stay tuned on Google+
  • Podcasts in iTunes
  • Podcasts on Soundcloud
  • Materials on Issuu

Грамматика и словарный запас (Граматика и словарный запас) | Грамматические заметки (Poznámky o gramatice)


Это может случиться, когда вы начинаете учить чешский алфавит или во время мрачной встречи с чешской системой склонения: ваш учитель (или учебник, которым вы пользуетесь) начинает болтать о каких-то «мягких» и «твердых» согласных и окончания. .. Что за взлом?  думаешь и не укладываешь… «Твёрдые» и «мягкие» согласные? Когда я касаюсь их на бумаге, они все ощущаются одинаково!
  1. Начнем с чешского алфавита…
  • Английский алфавит
    A, B, C, D, E, F, G, H, I, J, K, L, M, N, O, P, Q, R, S, T, U , В, Ш, Х, Y, Z
  • Чешский алфавит
    A, Á, B, C, Č, D, Ď, E, É, Ě, F, G, H, CH, I, Í, J, K, L, M, N, Ň , O, Ó, P, Q, R, Ř, S, Š, T, Ť, U, Ú, Ů, V, W, X, Y, Ý, Z, Ž (подробнее о чешском произношении)
  • Отличие
    Á, Č, Ď, É, Ě, CH, Í, Ň, Ó, Ř, Š, Ť, Ú, Ů, Ý, Ž
  • Сгруппируем их
    • те с прямой линией : Á, É, Í, Ó, Ú, Ý
    • те с кривой линией : Č, Ď, Ě, Ň, Ř, Š, Ť, Ž
    • тот с кругом : Ů
    • остаток : CH
  • Что это значит?
    • Прямая линия (называется Чарка ) делает звук длиннее.  
      • Я где-то читал, что это примерно в два раза длиннее, но это зависит от того, из какого региона родом говорящий — жители Остравы произносят их намного короче, чем, например, жители Праги.
    • Кривая линия (называется háček ) делает звук «мягким».  
      • Подробнее об этом далее.
    • Круг (называемый kroužek ) имеет в основном ту же функцию, что и charka — он делает звук длиннее.  
      • Разницы между Ú и Ů в произношении практически нет, разница только в написании — есть правило, что Ú стоит в начале слов, а Ů в середине или в конце слов. Kroužek — пережиток тех времен, когда за «u» следовала «o» в таких словах, как «kuoň», «stuol», «duom» и т. д. — «o» поднималось над «u» и произношение стало длинным: «кунь» (лошадь), «стол» (стол), «дум» (дом) и т. д. 
      • Однако есть слова, в середине которых стоит буква Ú, например, «pedikúra» (педикюр), «manikúra» (маникюр), «kúra» (лечение), «túra» (тур, поход). ) или «муза» (муза). Как видите, эти слова изначально иностранные. Если вы ошибетесь и напишете Ů вместо Ú, большинство из них сохранят свое значение, кроме «kůra», что означает «кора» (верхний слой ствола дерева).
      • Честно говоря, кружек здесь только для того, чтобы надоедать и делать письмо более трудным, чем нужно, даже для чехов. Для чешских детей различие между Ú и Ů является еще одной причиной для упражнений и тестов на уроках «ČJ» (= český jazyk = чешский язык) — и многие из них растут, все еще смешивая это и не обращая внимания.
    • CH — это звук, который создается, когда вы готовите свой рот к звуку «h» (как в слове голодный), но вместо того, чтобы издавать горловой звук, вы просто шумно выдыхаете — это направлено в верхнюю крыша вашего рта…
      • CH — это звук, которого нет в английском языке, но он встречается не только в чешском языке. В русском это «х» (например, в хохот), в немецком — как «ch» или иногда «g» (например, в richtig), в испанском также — «g» перед «e» или «i», Я думаю. .. Это звук смеха: ча-ча-ча! Или задыхаться… 
  • Что такое «гласный» и «согласный»?
    • В английском алфавите есть:
      • гласных : A, E, I, O, U, Y (W)
      • согласных : B, C, D, F, G, H, J, K , L, M, N, P, Q, R, S, T, V, W, X, Y, Z
        (Да, «y» и «w» встречаются дважды — больше о согласных, например, в Википедии)
    • Чешский алфавит различает следующие:
      • гласных ( самохлаский )
        • короткий ( краткий самохлаский ): A, E, I, O, U, Y
        • длинный ( длинный самохлаский ): Á, 0Ů, ÉÓ, Í
        • плюс особый случай: Ě 
          • «Ě» смягчает произношение предшествующего согласного
          • «Ě» следует только после этих согласных: DĚ, TĚ, NĚ, MĚ (произносится «MNĚ»), BĚ произносить «BJE»), PĚ («PJE»), VĚ («VJE»), FĚ («FJE»)
          • неправильно: CĚ, ČĚ, ĎĚ, GĚ, HĚ, CHĚ, JĚ, KĚ, LĚ, ŇĚ, QĚ, RĚ, ŘĚ, SĚ, ŠĚ, ŤĚ, WĚ, XĚ, ZĚ, ŽĚ
      • consonants ( souhlásky )
        • soft ( měkké souhlásky ): Ž, Š, Č, Ř, C, J, Ď, Ť, Ň 
        • hard ( tvrdé souhlásky ): H, CH, K, R, D, T, N, G
        • неоднозначный ( obojetné souhlásky ): B, F, L, M, P, S, V, Z, X
        • опущен, поскольку редко на чешском языке: Q, W
  • Какое мне дело?
    • Хорошая новость в том, что когда вы просто хотите говорить, вам не нужно заботиться о , так как разница между «мягкими», «твердыми» и «неоднозначными» согласными только в письменной форме . (Изначально была и разница в произношении: между «и» и «у» — как в русском есть, а в чешском уже нет.)
    • Однако следует знать разницу в произношении этих пар, а точнее четверок:
      • ди — ды — де — де
      • ti — ty — tě — te
      • ni — ny — ně — ne
  • Как согласная может быть «мягкой»?!
    • Что делает «мягким» согласным , так это то, что за ним может следовать только «i» (которое называется «мягким i» = měkké i на чешском языке) в чешских словах в письменном чешском языке, т.е. e.:
      • правильно: ŽI, ŠI, ČI, ŘI, CI, JI
      • неправильно: ŽY, ŠY, ČY, ŘY, CY, JY
    • Как насчет «Ď, Ť, Ň»?
      • Работает так: Ď + A = ĎA, Ď + O = ĎO, Ď + U = ĎU, НО : Ď + E = DĚ, Ď + I = DI, И никогда! Ď + Y = (аналогично для Ť и Ň).
      • правильно: DI, TI, NI
    • Но я видел «Y» после «C»!!!
      • Готов поспорить! Но эти слова изначально не чешские — некоторые примеры: cyklista, cyklon, cyklus. .. 
  • Что делает согласную «твердой»?
    • За «твердым» согласным может следовать только «y» (который называется «жесткий i» — tvrdé i на чешском языке) в чешских словах в письменном чешском языке, т.е. э.:
      • правильно: ХЙ, ЧЙ, КЙ, РУ, ГЙ
      • неправильно: ХИ, ЧИ, КИ, РИ, ГИ
    • Но я видел некоторые слова с «ХИ», «ЧИ», «КИ «, так далее.!
      • Возможно, но эти слова изначально не чешские. Несколько примеров: иерархия, кинетика, риск…
    • А как насчет «D, T, N»?
      • ДЫ, ТЫ, НЙ произносятся «жестко», это просто сложение звуков Д+И, Т+И, Н+И вместе, без смягчения произношения Д, Т, Н — это «естественный» способ произношения сочетаний для англоговорящего иностранца обычно не вызывает затруднений. Однако вы должны помнить, что в чешском языке только DY, TY, NY произносятся так «жестко», потому что DI, TI, NI в чешском языке слова произносятся «мягко» (это происходит, когда вы прижимаете спинку языка к верхнее небо при произнесении «твердого» варианта — как будто вы хотите прошептать или захихикать).
      • Примечание: в иностранных словах ДИ, ТИ, НИ произносятся так «жестко», т.е. е. как DY, TY, NY. Некоторые примеры: диабетик, тип, никотин.
    • Но мои дети ходят в чешскую школу и изучают только «H, CH, K, R, D, T, N»!
      • Да, это правда. Поскольку G тоже довольно редко встречается в чешских словах, но не так редко, как Q и ​​W, поэтому ее добавляют в группу твердых согласных. Некоторые примеры: гимназии, синагоги, дроги.
  • «Двусмысленный» согласный?! Что ты имеешь в виду?
    • Это согласных, за которыми иногда следует «i», а иногда «y» .
    • В разговорном чешском никакой разницы не слышно, и по этой же причине самим чехам так сложно научиться, где что писать. Чешских детей заставляют учить так называемые vyjmenovaná slova (перечисленные слова), т.е. е. слова, в которых за «неоднозначными» согласными следует «у». Если слова нет в списке, вы пишете «i». Дело в том, что учитываются не только настоящие слова в списке, но и связанные с ними слова, поэтому, чтобы знать, писать ли «и» или «у», вы должны знать значение слова — вы должны распознать, это семантически связано с перечисленным словом или нет. Это чрезвычайно затрудняет обучение иностранцев.
      • правильно: BI/BY, FI/FY, LI/LY, MI/MY, PI/PY, SI/SY, VI/VY, ZI/ZY, XI/XY
    • X тоже считается, серьезно? Но мой ребенок этому не учит…
      • Это то же самое, что и с G — его не учат в школах, потому что оно очень редко встречается в чешских словах. Но некоторые примеры таковы: praxe — пракси, таксоны — такси.
  • Значит, если я не хочу писать, мне все равно?
    • На самом деле, есть одна область, о которой стоит позаботиться, и это склонения. Речь идет не о том, чтобы знать, писать ли «i» или «y», или о разнице в произношении — речь идет о выборе правильной модели/образца для склонений, и это касается мужского рода.
    • Далее следует таблица, в которой перечислены формы существительных мужского рода в зависимости от того, являются ли они одушевленными (= живыми — для людей и животных) или неодушевленными (= неживыми — для вещей), имеют ли они «жесткая» концовка или «мягкая» концовка. «Твердое» окончание обычно означает твердый согласный, но некоторые двусмысленные также учитываются. «Мягкое» окончание означает мягкий согласный , но сюда идут некоторые двусмысленные (например, окончание -тел , как в учитель — учитель, пржитель, — друг/парень, помощник, — предприниматель и т.д.).

    animate
    «hard» ending
    animate
    «soft» ending
    inanimate
    «hard» ending
    inanimate
    «soft» ending
    Именительный Студент Муж Банан čaj
    Genitive studenta muže banánu čaje
    Dative studentovi muži banánu čaji
    Accusative студент муж банан чай
    звательный студент! мужики! банан! Чайи!
    Locative studentovi muži banánu čaji
    Instrumental studentem mužem banánem čajem