Твёрдые согласные звуки
ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ- Определение
- Парные твёрдые и мягкие согласные
- Всегда твёрдые
Определение
Твёрдые согласные звуки — это звуки, при произношении которых отсутствует дополнительная артикуляция языка, вызывающей палатализацию.
Стоит отметить, что они произносятся без какого-либо смягчения. Однако в русской речи согласный звук, обозначаемый на письме одной и той же буквой, может быть как твёрдым , так и мягким.
Например:
- тыл [т ы л] — тишина [т’ и ш и н а]
- соль [с о л’] — сера [с’ е р а ]
Однако, как говорилось выше, мягкие согласные образуются при помощи артикуляции языка. А звуки не имеющие этой дополнительной функции языка, являются твёрдыми.
Парные твёрдые и мягкие согласные
Необходимо знать, что в русском языке существует 15 пар согласных, которые образованы по признаку твердости/ мягкости.
А теперь давайте убедимся в том, что каждой букве русского алфавита соответствуют парные твёрдые и мягкие согласные звуки:
- Буква б — [б] (твердый звук) — [б’] (мягкий звук)
- Буква в — [в] (твердый звук) — [в’] (мягкий звук)
- Буква г — [г] (твердый звук) — [г’] (мягкий звук)
- Буква д- [д] (твердый звук) — [д’] (мягкий звук)
- Буква з — [з] (твердый звук) — [з’] (мягкий звук)
- Буква к — [к] (твердый звук) — [к’] (мягкий звук)
- Буква л — [л] (твердый звук) — [л’] (мягкий звук)
- Буква м — [м] (твердый звук) — [м’] (мягкий звук)
- Буква н — [н] (твердый звук) — [н’] (мягкий звук)
- Буква п — [п] (твердый звук) — [п’] (мягкий звук)
- Буква р — [р] (твердый звук) — [р’] (мягкий звук)
- Буква с — [с] (твердый звук) — [с’] (мягкий звук)
- Буква т — [т] (твердый звук) — [т’] (мягкий звук)
- Буква ф — [ф] (твердый звук) — [ф’] (мягкий звук)
- Буква х — [х] (твердый звук) — [х’] (мягкий звук)
А ещё нужно помнить, что в письменной речи после твёрдых согласных пишутся гласные буквы «а», «о», «у», «э», «ы», а после мягких — «е», «ё», «и», «ю», «я» и «ь».
Всегда твёрдые
Однако в русском языке не все согласные могут образовать пары по признаку твёрдости и мягкости.
Всегда твёрдые согласные — это звуки [ж], [ш], [ц].
И совсем неважно пишутся ли после них гласные «е», «ё», «и», «ь». Они всегда будут оставаться твёрдыми.
Например:
- жаба [ж а б а] — согласная «ж» твёрдая
- шаги [ш а г и] — согласная «ш» твёрдая
- цифра [ц ы ф р а] — согласная «ц» твёрдая
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
1. Организационный момент | (2 слайд) Звенит звонок, Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке. | Готовятся к уроку, записывают дату и
классная работа. Слушают. | ||||||
2. Стадия вызова Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах | (3 слайд) Давайте вспомним, какой
раздел русского языка мы изучаем? Что мы изучаем
в этом разделе? (составляем кластер) (4 слайд) У вас на столах лежит письмо, откройте его. Что в письме? (загадки) Работа в парах. Отгадайте загадки, запишите в тетрадях полученные пары слов. Они нам помогут определить тему урока, о каких звуках мы будем говорить на сегодняшнем уроке. | Отвечают на вопросы- изучаем фонетику,
единицы которой составляют звуки. Звуки делятся
на гласные и согласные. Открывают конверты, отгадывают загадки, записывают слова в тетрадь. Формулируют тему урока. | ||||||
Задачная формулировка темы урока. | Я с л’ смягченным – под землей, Бываю каменный и бурый, А с твердым – в комнате любой, В геометрической фигуре. (Уголь – угол) С твердым л я на стене, Вы, я думаю, догадались, о каких звуках говорится в загадках. Сформулируйте тему нашего урока. | |||||||
(5 слайд) Тема урока: “Согласные
твердые и мягкие” (6 слайд) Произнесите слова: Уголки — угольки — Чем отличаются эти слова друг от друга? | Записывают тему урока: “Согласные
твердые и мягкие” Отвечают на вопрос, что слова отличаются значением, на которое влияет произношение согласных звуков. В одних словах произносится твердый согласный звук – уголки, банка, а в других – мягкий – угольки, банька. | |||||||
3. Стадия осмысления. На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. | (7 слайд) Давайте вспомним, что мы
знаем уже о данных согласных и заполним “Таблицу – ЗХУ” (таблица заполняется после обсуждения).
| Учащиеся заполняют таблицу, сначала
индивидуально заполняют первую колонку, затем
обмениваются в парах и формулируют общее
предложение для обсуждения. Каждая пара сообщает свое предложение, каждая последующая пара дополняет, при этом каждое предложение обсуждается. | ||||||
— А третий столбик получится сейчас
заполнить? Почему? (заполним в конце урока, когда поближе познакомимся с темой урока) — Ребята, на что похожи предложения, которые вы записали во втором столбике? (на цели урока). — Какую общую цель поставим сегодня на уроке? (8 слайд) |
Учащиеся формулируют цель урока. | |||||||
(9 слайд) 1. Распределите рисунки на две группы по признаку мягкости – твердости согласных звуков в словах и запишите слова в два столбика. Практически все согласные русского языка имеют пару по мягкости – твердости. Но есть такие согласные, которые не могут образовать такой пары. 2. Перед вами на столе находится карточка. Распределите согласные буквы в соответствии их звуков по твердости и мягкости, выделите парные и непарные. (работают в парах) Б в г д ж з й к л м н п р с т ф х ц ч ш щ (11 слайд) Давайте проверим полученный результат. (показывается слайд с парами согласных, непарные согласные)
|
Учащиеся распределяют согласные звуки в две колонки, выделяют парные и непарные звуки. | |||||||
2. Выполните упражнение № 278. Ударь – ударь, подарок – подари, дар – дарю, воз – везли, нос – нёс, Иван – Ваня — Как обозначаются на письме мягкие согласные? (сигналы мягкости : Ь е ,ё, я , ю , и) | Учащиеся выполняют упражнение, подчеркивают сигналы мягкости, делают вывод. | |||||||
3. Где можно использовать полученные
знания? Произнесите слова: Музей — з’, текст — т’, тема — т’ (соблюдение норм правильного произношения) Обратите внимание, как в транскрипции обозначается мягкость звука. (апострОф) Составьте и запишите предложение со словом музей. | Учащиеся произносят слова, слово апостроф, составляют предложение со словом музей. Зачитывают полученные предложения. | |||||||
3. Физкультминутка | Во время физкультминутки проводится
игра. “Верю – не верю” Учитель говорит
классу высказывание, связанное с темой урока. — Если учащиеся верят, то встают, протягивают руки вверх и говорят: “Это очевидно” — Если не верят, то садятся на корточки, закрывают уши и говорят: “Даже слушать не хочу” — Если не уверены, то берут руками за голову, кружатся и приговаривают: “Ой, не знаю! Ой, не знаю!” 1. Мягкий знак – сигнал мягкости. 2. У звука Й есть твердый парный звук. 3. Звук Ч не имеет парный твердый звук. 4. Для ударения нужен апостроф. 5. И, Ю, Я – сигналы мягкости Что-то мы узнали, в чем-то мы ошиблись, но это не мешает нам быть дружным классом, понимать друг друга. | |||||||
4. Закрепление материала урока. | 4. Работаем в парах. У каждой пары карточка с заданиями. 1) Найдите и запишите слова, в которых все согласные мягкие. Моль, ночь, печь, шерсть, жизнь, лечит, метель. (ответ: печь, метель) 2) Найдите и запишите слова, в которых все согласные твердые. Широта, пламя, холод, машет, поляна, весло, лист, торт (ответ: широта, машет, торт) — С какими трудностями встретились? 5. (15 слайд) Работа с текстом. Списать и вставить попущенные буквы. Со…це скл…нялось на запад, стало заходить в красивые летние …блака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо з..л..тилось, светлые столпы, как пишут их на ц…рковных картинах. Стадо овец серело вп…реди, старик – пастух с подпаском сидели на меже. (И.Бунин) — Найти в тексте 1 слово с мягкими согласными, к согласным подобрать пару по твердости/ мягкости. — Подчеркнуть сигналы мягкости в тексте. — Работа будет проверена после сдачи тетрадей на проверку. | Учащиеся работают в парах, зачитывают свои ответы, аргументируют свой выбор, обсуждается выбор слов | ||||||
5. Итог урока. | (16 слайд) Давайте вернемся к началу
нашего урока и закончим таблицу. Вспомним, что
хотели узнать на уроке. Что мы узнали на сегодняшнем уроке?
(17 слайд) Заканчивая сегодняшний урок, я бы хотела предложить вам добавить в наш кластер понятия сегодняшнего урока. Работаем в группах.
Учащиеся записывают все то, о чем говорили на уроке, соединяют линиями. Затем заполняем кластер, опираясь на предложения от каждой группы и на их аргументацию. | Учащиеся делают вывод урока,
заполняется третья колонка таблицы: узнали что
обозначается мягкость согласных при
фонетической записи при помощи апострофа, В группах обдумывают оформление кластера, заслушиваем ответы от групп, обсуждаем. | ||||||
IV. Рефлексия На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. V. Домашнее задание | (18 слайд) — Сегодня на уроке я узнал(а) … — Мне было интересно узнать, что … — Новые знания пригодятся мне, чтобы … — На следующем уроке мы продолжим изучать характеристики согласных звуков и дополним наш кластер. — Оценки за урок. Упр. 279, проанализируйте выделенные слова с мягкими согласными. Найдите сигналы мягкости, подчеркните их. |
Документальная литература «Первый шаг» — твердые согласные —
Увлекательные фотографии полностью помогают читателям выучить простые слова, в которых используются звуки из семи твердых согласных. Слова объединяются на странице, чтобы построить полное предложение. Студенты почувствуют радость от развития своих навыков чтения, поскольку они успешно идентифицируют каждое слово и уверенно читают последнее предложение.
Список всех доступных продуктов →
- Доступные названия
- Доступные наборы
- eSource: бесплатные учебные пособия
Название | Сезон | Лексиле | ГРЛ | АТОС | © | Добавить в корзину |
---|---|---|---|---|---|---|
Б Звуки | А | 2013 | Выберите форматМягкая обложка (4,99 долл. США) Многопользовательская электронная книга (26,99 долл. США) | |||
C Звуки | Б | 2013 | Выберите форматМягкая обложка (4,99 долл. США) Многопользовательская электронная книга (26,99 долл. США) | |||
Д Звуки | Б | 2013 | Выберите форматМягкая обложка (4,99 долл. США) Многопользовательская электронная книга (26,99 долл. США) | |||
Звуки G | А | 2013 | Выберите форматМягкая обложка (4,99 долл. США) Многопользовательская электронная книга (26,99 долл. США) | |||
K Звуки | Б | 2013 | Выберите форматМягкая обложка (4,99 долл. США) Многопользовательская электронная книга (26,99 долл. США) | |||
П Звуки | А | 2013 | Выберите форматМягкая обложка (4,99 долл. США) Многопользовательская электронная книга (26,99 долл. США) | |||
Т Звуки | Б | 2013 | Выберите формат Многопользовательская электронная книга (26,99 долл. США) |
- Доступен в ограниченных форматах
- Скоро! Весна 2023 г.
- Новый! Осень 2022 г.
- Новый! Весна 2022 г.
Название | Сезон | Лексиль | ГРЛ | АТОС | © | Добавить в корзину |
---|---|---|---|---|---|---|
Документальная литература «Первый шаг» — Твердые согласные — Набор электронных книг | 2013 | Многопользовательская электронная книга $188,95, 7 наименований | ||||
Документальная литература «Первый шаг» — Твердые согласные — Набор в мягкой обложке | 2013 | Мягкая обложка $28,44, 6 наименований |
- Доступен в ограниченных форматах
- Скоро! Весна 2023 г.
- Новый! Осень 2022 г.
- Новый! Весна 2022 г.
Lerner eSource™ предлагает бесплатные цифровые ресурсы для преподавания и обучения, в том числе учебные пособия Common Core State Standards (CCSS). Эти руководства, созданные классными руководителями, предлагают короткие уроки и письменные упражнения, которые дают учащимся конкретные инструкции и практику с использованием навыков и стратегий Common Core. Lerner eSource также предоставляет дополнительные ресурсы, включая онлайн-мероприятия, загружаемые/распечатываемые графические органайзеры и дополнительные образовательные материалы, которые также поддерживают обучение Common Core. Скачивайте, делитесь, закрепляйте, распечатывайте и сохраняйте столько бесплатных ресурсов, сколько захотите!
Документальная литература «Первый шаг» — твердые согласные
Увлекательные фотографии полностью поддерживают читателей, когда они учат простые слова, в которых используются звуки из семи твердых согласных. Слова объединяются на странице, чтобы построить полное предложение. Учащиеся почувствуют радость от развития своих навыков чтения, поскольку они успешно определят каждое слово и прочитают… Посмотреть →
|