Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Что такое впф в психологии: Высшие психические функции | это… Что такое Высшие психические функции?

Содержание

Высшие психические функции | это… Что такое Высшие психические функции?

Высшие психические функции (ВПФ) — специфические человеческие психические процессы. Считается, что они возникают на основе натуральных психических функций, за счёт опосредствования их психологическими орудиями, например, знаками.[1]. К высшим психическим функциям относят: восприятие, память, мышление, речь. Понятие высших психических (психологических) функций было введёно в научный дискурс Вундтом в середине 19 века, а в русскоязычной психологической традиции ассоциируется в первую очередь с именем Л. С. Выготского. Тем не менее, у самого Выготского в его прижизненно опубликованных работах выражение «высшие психические функции» не встречается никогда. Вместо этого Выготский в своих текстах использовал фразу «высшие психологические функции» и сходные с ней выражения «высшие психологические процессы», «высшиe процессы поведения», «высшие формы поведения», «высшие интеллектуальные функции», «высшие характерологические образования» и т.

п., а массовая редакторская замена слова психологические на психические наблюдается в посмертно изданных его текстах начиная уже с середины 1930-х годов[2][3]. По оценке современников, разделение на «высшие» и «низшие» функции и процессы устарело уже к началу 1930х годов[4], а критику такого резкого разделения можно найти как в психологической литературе того времени[5], так в работах самого Выготского, в начале 1930х осознавшего методологическую ошибочность своего подхода периода 1920х годов[6].

Тем не менее, в послевоенный период выражение «высшие психические функции» активно используется группой советских исследователей «круга Выготского (англ.)русск.»: А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным и П. Я. Гальпериным. Этими исследователями содержание понятия было несколько расширено и формализовано, в результате чего был выделен ряд основных признака ВПФ. В разных источниках упоминается от трех до пяти таких основных характеристик, таких как: социальность (интериоризация), опосредственность, произвольность по способу саморегуляции и системность.

Содержание

  • 1 Структура
  • 2 Развитие
    • 2.1 Интериоризация
  • 3 Экспериментальные исследования
  • 4 Мозговая организация
  • 5 Примечания
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки

Структура

Высшие психические функции являются специфически человеческим приобретением. Тем не менее, они могут быть разложены на составляющие их естественные процессы.

А —> Б

При натуральном запоминании образуется простая ассоциативная связь между двумя точками. Такова память животных. Это своеобразное запечатление, отпечаток информации.

А —> X —> Б

Человеческая память имеет принципиально иное строение. Как видно из схемы, между элементами А и Б вместо одной простой ассоциативной или рефлекторной связи возникают две другие: АХ и БХ. В конечном итоге это приводит к тому же результату, но другим путём. Необходимость использования такого «обходного пути» возникла в процессе филогенеза, когда естественные формы запоминания стали непригодны для решения задач, вставших перед человеком. При этом Выготский указывал на то, что не существует таких культурных приёмов поведения, которые было бы невозможно полностью разложить на составляющие его естественные процессы. Таким образом, специфически человеческой является именно структура психических процессов [7].

Развитие

По мнению ряда исследователей, формирование высших психических функций — процесс принципиально иной, нежели естественное, органическое развитие. Основным отличием является то, что поднятие психики на высшую ступень, заключается именно в её функциональном развитии, (то есть развитии самого приёма), а не в органическом развитии.

На развитие влияют 2 фактора:

  1. Биологический.
    Для развития человеческой психики необходим мозг человека, обладающий наибольшей пластичностью. Биологическое развитие является только условием для культурного развития, потому, что структура этого процесса задаётся извне.
  2. Cоциальный. Развитие человеческой психики невозможно без наличия культурной среды, в которой ребёнок усваивает специфические психические приёмы.

Интериоризация

Основная статья: Интериоризация

Изначально, любая высшая психическая функция является формой взаимодействия между людьми (между ребёнком и взрослым) и таким образом является интерпсихическим процессом. На этом этапе формирования, высшие психические функции представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы. В дальнейшем (в процессе интериоризации), внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние. Таким образом, внешний процесс становится внутренним, то есть интрапсихическим. Внешние действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.

Экспериментальные исследования

Экспериментальная разработка проблем запоминания велась Леонтьевым, — уже в рамках деятельностного подхода. Основным результатом этих исследований стала разработка параллелограмма развития.

Мозговая организация

Психофизиологическим коррелятом формирования высших психических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию. Но каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому-либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построение данной функции.[8]

Примечания

  1. Соколова Е. Е. Введение в психологию. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б. С. Братуся. — М.: Академия, 2006. — Т. 1.
  2. Keiler, P. (2012). „Cultural-Historical Theory“ and „Cultural-Historical School“: From Myth (Back) to Reality // PsyAnima, Dubna Psychological Journal, 5 (1), 1-33 — http://www.psyanima.ru
  3. Кайлер, П. «Культурно-историческая теория» и «культурно-историческая школа»: От мифа (обратно) к реальности // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», там же, с. 34-46 — http://www.psyanima.ru
  4. Ср.: «Как несколько старомодно выражается Выготский, низшие центры служат в истории развития предпосылкой для развития высших центров». См. Бернштейн, Н.А. (1936/2003). Современные искания в физиологии нервного процесса. М.: Смысл, С. 235
  5. См., напр., Левин, Курт (1931). Переход от аристотелевского к галилеевскому способу мышления в биологии и психологии
  6. См., например: «Высшие и низшие функции не строятся в 2 этажа: их число и названия не совпадают. Но и не наше прежнее понимание: высшая функция есть овладение низшей (произвольное внимание есть подчинение себе непроизвольного внимания), ибо это и значит — в 2 этажа». Выготский, запись “Symposium 4 декабря 1932 г.” (семейный архив Л.С. Выготского). Цит. по Завершнева (2007). «Путь к свободе» (К публикации материалов из семейного архива Л.С. Выготского) // «НЛО» 2007, №85
  7. Хрестоматия по курсу «ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ» / Ред.-сост. Е. Е. Соколова. — М.: Москва, 2005.
  8. Психологический словарь: Высшие психические функции.

См. также

  • Центральная нервная система
  • Мозг человека
  • Сознание
  • Кора головного мозга

Ссылки

К вопросу развития ВПФ

Высшие психические функции | это.

.. Что такое Высшие психические функции?

Высшие психические функции (ВПФ) — специфические человеческие психические процессы. Считается, что они возникают на основе натуральных психических функций, за счёт опосредствования их психологическими орудиями, например, знаками.[1]. К высшим психическим функциям относят: восприятие, память, мышление, речь. Понятие высших психических (психологических) функций было введёно в научный дискурс Вундтом в середине 19 века, а в русскоязычной психологической традиции ассоциируется в первую очередь с именем Л. С. Выготского. Тем не менее, у самого Выготского в его прижизненно опубликованных работах выражение «высшие

психические функции» не встречается никогда. Вместо этого Выготский в своих текстах использовал фразу «высшие психологические функции» и сходные с ней выражения «высшие психологические процессы», «высшиe процессы поведения», «высшие формы поведения», «высшие интеллектуальные функции», «высшие характерологические образования» и т. п., а массовая редакторская замена слова психологические на психические наблюдается в посмертно изданных его текстах начиная уже с середины 1930-х годов[2][3]. По оценке современников, разделение на «высшие» и «низшие» функции и процессы устарело уже к началу 1930х годов[4], а критику такого резкого разделения можно найти как в психологической литературе того времени
[5]
, так в работах самого Выготского, в начале 1930х осознавшего методологическую ошибочность своего подхода периода 1920х годов[6].

Тем не менее, в послевоенный период выражение «высшие психические функции» активно используется группой советских исследователей «круга Выготского (англ.)русск.»: А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным и П. Я. Гальпериным. Этими исследователями содержание понятия было несколько расширено и формализовано, в результате чего был выделен ряд основных признака ВПФ. В разных источниках упоминается от трех до пяти таких основных характеристик, таких как: социальность (интериоризация), опосредственность, произвольность по способу саморегуляции и системность.

Содержание

  • 1 Структура
  • 2 Развитие
    • 2.1 Интериоризация
  • 3 Экспериментальные исследования
  • 4 Мозговая организация
  • 5 Примечания
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки

Структура

Высшие психические функции являются специфически человеческим приобретением. Тем не менее, они могут быть разложены на составляющие их естественные процессы.

А —> Б

При натуральном запоминании образуется простая ассоциативная связь между двумя точками. Такова память животных. Это своеобразное запечатление, отпечаток информации.

А —> X —> Б

Человеческая память имеет принципиально иное строение. Как видно из схемы, между элементами А и Б вместо одной простой ассоциативной или рефлекторной связи возникают две другие: АХ и БХ. В конечном итоге это приводит к тому же результату, но другим путём. Необходимость использования такого «обходного пути» возникла в процессе филогенеза, когда естественные формы запоминания стали непригодны для решения задач, вставших перед человеком. При этом Выготский указывал на то, что не существует таких культурных приёмов поведения, которые было бы невозможно полностью разложить на составляющие его естественные процессы. Таким образом, специфически человеческой является именно структура психических процессов [7].

Развитие

По мнению ряда исследователей, формирование высших психических функций — процесс принципиально иной, нежели естественное, органическое развитие. Основным отличием является то, что поднятие психики на высшую ступень, заключается именно в её функциональном развитии, (то есть развитии самого приёма), а не в органическом развитии.

На развитие влияют 2 фактора:

  1. Биологический. Для развития человеческой психики необходим мозг человека, обладающий наибольшей пластичностью. Биологическое развитие является только условием для культурного развития, потому, что структура этого процесса задаётся извне.
  2. Cоциальный. Развитие человеческой психики невозможно без наличия культурной среды, в которой ребёнок усваивает специфические психические приёмы.

Интериоризация

Основная статья: Интериоризация

Изначально, любая высшая психическая функция является формой взаимодействия между людьми (между ребёнком и взрослым) и таким образом является интерпсихическим процессом. На этом этапе формирования, высшие психические функции представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы. В дальнейшем (в процессе интериоризации), внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние. Таким образом, внешний процесс становится внутренним, то есть интрапсихическим. Внешние действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.

Экспериментальные исследования

Экспериментальная разработка проблем запоминания велась Леонтьевым, — уже в рамках деятельностного подхода. Основным результатом этих исследований стала разработка параллелограмма развития.

Мозговая организация

Психофизиологическим коррелятом формирования высших психических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию. Но каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому-либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построение данной функции.[8]

Примечания

  1. Соколова Е. Е. Введение в психологию. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б. С. Братуся. — М.: Академия, 2006. — Т. 1.
  2. Keiler, P. (2012). „Cultural-Historical Theory“ and „Cultural-Historical School“: From Myth (Back) to Reality // PsyAnima, Dubna Psychological Journal, 5 (1), 1-33 — http://www.psyanima.ru
  3. Кайлер, П. «Культурно-историческая теория» и «культурно-историческая школа»: От мифа (обратно) к реальности // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», там же, с. 34-46 — http://www.psyanima.ru
  4. Ср.: «Как несколько старомодно выражается Выготский, низшие центры служат в истории развития предпосылкой для развития высших центров».
    См. Бернштейн, Н.А. (1936/2003). Современные искания в физиологии нервного процесса. М.: Смысл, С. 235
  5. См., напр., Левин, Курт (1931). Переход от аристотелевского к галилеевскому способу мышления в биологии и психологии
  6. См., например: «Высшие и низшие функции не строятся в 2 этажа: их число и названия не совпадают. Но и не наше прежнее понимание: высшая функция есть овладение низшей (произвольное внимание есть подчинение себе непроизвольного внимания), ибо это и значит — в 2 этажа». Выготский, запись “Symposium 4 декабря 1932 г.” (семейный архив Л.С. Выготского). Цит. по Завершнева (2007). «Путь к свободе» (К публикации материалов из семейного архива Л.С. Выготского) // «НЛО» 2007, №85
  7. Хрестоматия по курсу «ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ» / Ред.-сост. Е. Е. Соколова. — М.: Москва, 2005.
  8. Психологический словарь: Высшие психические функции.

См. также

  • Центральная нервная система
  • Мозг человека
  • Сознание
  • Кора головного мозга

Ссылки

К вопросу развития ВПФ

Домашняя страница — Терапия WPF

Домашняя страница — Терапия WPF

Доступная терапия

Начните жить жизнью, которую вы любите

Наличие безопасного пространства для открытого разговора может стать первым шагом к позитивным изменениям в вашей жизни. Уже более 50 лет мы помогаем людям создать для себя более счастливое будущее с помощью доступной разговорной терапии. С чем бы вы ни столкнулись или что бы ни чувствовали, и когда бы вы ни были готовы — мы здесь, чтобы поддержать вас.

Поговори с нами

Профессиональное обучение

Построение успешной карьеры

Наша уважаемая программа обучения разработана таким образом, чтобы квалифицированные терапевты всегда были готовы помочь нуждающимся. От курсов для начинающих до профессиональных квалификаций, мы предлагаем полную лестницу обучения для успешной и устойчивой карьеры.

Учитесь с нами

Что такое психодинамическая психотерапия?

Вы говорите, мы слушаем

Мы специализируемся на разговорной терапии, называемой психодинамической психотерапией. Этот тип терапии может помочь вам лучше понять себя и добраться до корня ваших проблем. Ваш терапевт готов слушать без осуждения, когда вы делитесь своими мыслями, чувствами и переживаниями и исследуете их. Благодаря этому процессу разговора и слушания вы сможете начать определять, что движет вашими действиями и эмоциями, и вернуться к полноценной жизни на своих условиях.

«Индивидуальная терапия от 40 фунтов стерлингов»

Кто такие WPF?

Мы стремимся сделать терапию доступной для всех.

WPF Therapy — одна из старейших благотворительных организаций в Великобритании. Наши радикальные корни уходят в 1969 год — время, когда психотерапия была еще совершенно недоступной и закрытой. Решив изменить это, мы начали свою работу, чтобы сделать высококачественную терапию и обучение более доступными. Более 50 лет спустя мы по-прежнему стремимся предоставлять профессиональную и доступную поддержку всем, кто в ней нуждается.

Познакомьтесь с нами

«Я пришел в WPF в очень тяжелый период своей жизни. Теперь, спустя несколько месяцев, я с нетерпением жду того, что будет дальше».

Книга месяца

Книга месяца – ноябрь 2022

Во вторник, 9 ноября, одним из докладчиков на ежегодной конференции WPF Therapy был Graham Music. Он рассказал нам о своей новой книге Respark:…

Учить больше

Тематические исследования

Семья

Слово «Семья» может вызывать в воображении разные образы… Лица… Места… Имена… Отношения… Люди присутствуют, люди отсутствуют… Близость, расстояние… Нуклеарные семьи, смешанные семьи, расширенные семьи… Семья, которая была, семья, которая есть… …

Учить больше

Есть вопрос о терапии или обучении у нас?

Заполните форму, и мы свяжемся с вами как можно скорее.

Электронная почта для не-людей

Имя *

Сообщение *

Откуда вы узнали о нас? *

— Откуда вы узнали о нас? -FriendCounsellor/TherapistWPF TherapyWebsite/AdvertOther

Therapy — WPF Therapy

Что такое психодинамическая психотерапия?

Хотите начать жить по-настоящему, а не просто выживать? Ощутить настоящую радость и удовлетворение?

Психодинамическая психотерапия может помочь вам сделать шаги к более счастливой жизни и более здоровым отношениям.

Что такое психодинамическая психотерапия?

Психодинамическая психотерапия помогает понять себя на более глубоком уровне. Разговорная терапия основана на вере в то, что мы должны познать себя, прежде чем сможем себе помочь, и что никто из нас не может сделать это самостоятельно. На всех нас влияет прошлый опыт, в котором неизбежно участвует по крайней мере еще один человек. Внешнее давление и ожидания других людей также влияют на то, как мы себя видим, но все это часто происходит неосознанно. Цель этой терапии — определить силы, действующие в вашей жизни, и понять, как они влияют на вас.

Психодинамическая психотерапия предназначена для того, чтобы помочь вам достичь значимых и долгосрочных изменений, а это требует времени. Это инвестиции в себя, а не быстрое решение. Мы знаем, что изменение вещей в себе и в своей жизни может показаться непосильным или нереалистичным. Терапия обеспечивает поддержку и пространство, необходимое вам для прохождения этого процесса, пока вы не почувствуете, что готовы преследовать свои собственные цели, а не цели, навязанные вам другими.

Что происходит в психодинамической психотерапии?

Психодинамическая психотерапия обеспечивает безопасное и поддерживающее пространство для открытого разговора. Каждая сессия является конфиденциальной и свободной от суждений или ожиданий. Мы надеемся, что по мере развития терапии доверие в отношениях с вашим терапевтом будет расти. Они будут внимательно слушать вас, обращая пристальное внимание на все, что вы говорите, и на то, как вы это говорите. Это поможет определить модели поведения, которые могут причинять вам вред или сдерживать вас. Со временем вы и ваш психотерапевт создадите картину того, кто вы есть, как вы думаете и ведете себя, что вам нужно и чего вы хотите от себя, своих отношений и жизни в целом. Благодаря этому процессу разговора и слушания вы должны начать чувствовать себя услышанным и понятым позитивно, чего вы, вероятно, не испытывали раньше.

 

Психодинамическая психотерапия — это постепенный процесс, направленный на то, чтобы добраться до корня проблем, с которыми вы сталкиваетесь. Каждая сессия будет отличаться, так как идея состоит в том, чтобы свободно говорить обо всем, что у вас на уме. Возможно, вы думаете о недавнем инциденте, о чем-то из предыдущего сеанса или о прошлом опыте. Вместе со своим психотерапевтом вы будете работать над тем, чтобы понять, откуда могут исходить ваши мысли и чувства. Затем вы можете начать думать о том, как вы могли бы изменить некоторые вещи, которыми вы недовольны. Например, вы можете научиться принимать части себя, с которыми вы раньше боролись. Путешествие, в которое вы отправляетесь во время терапии, может иногда казаться болезненным, напряженным и непредсказуемым, но оно также даст вам возможность все переустановить в своей жизни.

«Инвестируй в себя сегодня. Почувствуйте награду на всю оставшуюся жизнь».

От чего помогает психодинамическая психотерапия?

Психодинамическая психотерапия может помочь в решении целого ряда проблем во всех сферах жизни. Может быть, вы чувствуете себя несчастным на работе или дома и не знаете, как улучшить ситуацию. Может быть, вы застряли в порочном круге вредных привычек, которые, кажется, не можете остановить. Возможно, вы хотели бы получать больше от своей жизни и отношений. Психодинамическая психотерапия может помочь вам со всеми этими вещами, а также с конкретными проблемами, включая:

  • Тревога и депрессия
  • Трудности в отношениях
  • Горе и травма
  • Вопросы, связанные с работой
  • Проблемы со здоровьем
  • Низкая самооценка

Психодинамическая психотерапия не подходит для лечения наркотической или алкогольной зависимости, а также для тех, кто переживает тяжелый кризис психического здоровья.

Для кого предназначена психодинамическая психотерапия?

Вам не нужно иметь диагностированное психическое заболевание или направление от медицинского работника для прохождения терапии. Нет правильных или неправильных причин для обращения за помощью, и никогда не поздно. Ваши трудности важны, независимо от того, насколько идеальной может казаться ваша жизнь, и мы предоставляем вам безопасное пространство, чтобы поделиться ими. Любознательность в отношении того, кто вы и как вы ведете себя и взаимодействуете с другими, полезна в психодинамической психотерапии.

Психодинамическая психотерапия для вас, если:

  • Вы хотите инвестировать в себя и свое будущее
  • Вы готовы посвятить себя терапии и полностью погрузиться в процесс
  • Вы хотите наслаждаться лучшими отношениями и более полноценной жизнью
  • Вы готовы погрузиться в свои эмоции и прошлый опыт, даже если это кажется неудобным или болезненным

Какой вид терапии вам подходит?

Мы предлагаем психодинамическую психотерапию несколькими способами. Индивидуальные сеансы доступны на открытой основе или в течение фиксированного периода времени. Если вы ищете более общий опыт, вы можете присоединиться к одной из наших групп. Все сеансы терапии проходят один раз в неделю в одно и то же время, лично или онлайн.

Начните терапию за 5 простых шагов

Шаг 2.


Запишитесь на консультацию

Как только мы получим ваши данные, мы свяжемся с вами, чтобы записаться на консультацию. Мы постараемся организовать вашу консультацию в течение двух недель.

Шаг 3.


Заполните анкету

Мы вышлем вам личную и конфиденциальную анкету, которую вы должны заполнить и вернуть нам.

Шаг 4.


Получите консультацию

Это происходит с одним из наших терапевтов, либо лично, либо в группах, и длится около 90 минут.

Шаг 5.


Начать терапию

Мы напишем вам в течение 10 рабочих дней после вашей консультации и сообщим, какой тип поддержки, по нашему мнению, лучше всего подходит для вас. Если мы сами не сможем предложить вам нужную помощь, мы предложим вам варианты альтернативного лечения. Мы стремимся начать ваше лечение как можно скорее.

Книга месяца

Книга месяца – ноябрь 2022

Во вторник, 9 ноября, одним из докладчиков на ежегодной конференции WPF Therapy был Graham Music.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *