Как писать изложение на ОГЭ 2023 по русскому языку в 9 классе: частые темы аудиозаписи, правила для текста, критерии оценивания
Изложение в ОГЭ по русскому языку — это сжатый пересказ текста, где отражена логика повествования и передан смысл услышанного. В этой статье рассказываем, как выполнить это задание на максимальный балл. А также делимся примерами тем и текстов изложений из открытого банка ФИПИ.
Как писать изложение в ОГЭ по русскому языку
Главная задача во время изложения на ОГЭ по русскому языку — определить микротему и выделить правильное количество абзацев.
Изложение включают для прослушивания два раза. За это время нужно определить:
- количество абзацев;
- микротемы — части общей темы текста в одном абзаце;
- смысл текста.
Важно: часто количество микротем совпадает с количеством абзацев.
Абзацы следует писать с помощью приёмов сжатия текста. О них — дальше в статье.
Совет: нужно понять текст и выписать основные мысли. Если записывать дословно каждое предложение, можно не успеть уловить смысл текста.
Подробно разобрали структуру ОГЭ по русскому языку, а также поделились шкалой перевода баллов в отметки.
Какие бывают приёмы сжатия текста
Рассказываем о приёмах, которые помогут написать изложение в ОГЭ по русскому языку на максимальный балл.
Замена
Заменяем сложное словосочетание синонимом, однородные члены обобщающим словом, сложное предложение простым, а также
прямую речь косвенной.
Исключение
Убираем однородные члены, повторы, лишнюю информацию.
Слияние
Соединяем несколько предложений в одно более короткое.
Если вы будете писать изложение без приёмов сжатия, то есть записывать преложения слово в слово, то вам снизят балл.
В помощь девятиклассниками сделали подробный гайд подготовки к ОГЭ с нуля.
Как оценивается изложение в ОГЭ по русскому языку
Минимальное количество слов в изложении на ОГЭ — 70. Максимальное количество баллов за задание — 7 баллов.
Чтобы получить максимальный балл, допускается:
– не более одной орфографической ошибки;
– не более двух пунктуационных ошибок;
– не более одной грамматической ошибки;
– не более двух речевых ошибок.
Фактические ошибки делать нельзя.
Основной период сдачи ОГЭ в 2023 году пройдёт с 24 мая по 17 июня. В календаре девятиклассника собрали все необходимые даты.
Бонус: темы изложений из открытого банка ФИПИ
Собрали список тем изложений в ОГЭ по русскому языку из открытого банка ФИПИ.
- Чтобы оценить доброту…(По И. Ильину)
- Что такое хорошая книга? (По материалам Интернета)
- Испытания ждут дружбу всегда. (По Н.Крыщуку)
- У каждого из нас когда-то были любимые игрушки.
- В обществе, где культивируется идея индивидуализма…
- Что значит быть культурным человеком? (По материалам Интернета)
- Если отнять у человека способность мечтать…(По К. Паустовскому)
- Иметь семью и детей так же необходимо и естественно…(По В. Белову)
- Что такое дружба? Как становятся друзьями? (По В. Гроссману)
- В чем польза чтения? (Из Интернета)
- Некоторые считают, что человек взрослеет… (По М. Шигаповой)
- Когда мне было лет десять… (По В.М. Пескову)
- Когда я учился в школе… (По Д.С. Лихачёву)
- Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка…
- Мы часто говорим о сложностях… (По Ю.Нагибину)
- Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём…
- Многие думают, что быть искренним… (По Скляровой М.)
- Слово культура многогранно.
- Времена меняются, приходят новые поколения…
- Неуверенность в себе — проблема древняя…
- Сущность понятия «власть» заключается в возможности… (По М. Литваку)
- Можно ли одной исчерпывающей формулой определить… (По Ю. Бондареву)
- Дружба – это не что-то внешнее. (По материалам Интернета)
- Война была для детей жестокой и грубой школой. (По Ю. Бондареву)
- Нам лишь кажется, что, когда с нами что-то случается… (По Л.Г. Гинзбург, Е.Б. Кононовой)
- Что же действительно заключается в этом… (Из Интернета)
- В детстве человек счастлив, как сейчас говорят, по умолчанию.
- Универсального рецепта того… (По А. Москвину)
- В современном мире нет человека… (По Г.И.Беленькому)
- Есть ценности, которые изменяются…(Из Интернета)
- Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос… (По В.А. Сухомлинскому)
- Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое… (По В. Быкову)
- Слово «мама» — особое слово.
- Каждый человек ищет место в жизни… (По М.С. Крюкову)
- Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. (По М.Литваку)
Тексты изложений в ОГЭ по русскому языку
В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.
Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймёте, что читать полезно и выгодно.
Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону. (По материалам Интернета)
Слово «культура» многогранно. Что же в первую очередь несёт в себе истинная культура? Она несёт в себе понятие духовности, свет, знание и истинную красоту. И если люди поймут это, то наша страна станет процветающей. И потому было бы очень хорошо, если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры, центр творчества не только для детей, но и для людей всех возрастов.
Истинная культура всегда направлена на воспитание и на образование. И во главе таких центров должны стоять люди, хорошо понимающие, что такое настоящая культура, из чего она складывается, каково её значение.
Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир, истина, красота. Было бы хорошо, если бы культурой занимались люди честные и бескорыстные, беззаветно преданные своему делу, уважающие друг друга. Культура — огромный океан творчества, места хватит всем, для каждого найдётся дело. И если мы все вместе станем участвовать в её создании и укреплении, то вся планета наша станет прекраснее. (По М.Цветаевой)
Что такое дружба? Как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей общей судьбы, одной профессии, общих помыслов. И всё же нельзя уверенно сказать, что подобная общность определяет дружбу, ведь могут подружиться люди разных профессий.
Могут ли дружить два противоположных характера? Конечно! Дружба — равенство и сходство. Но в то же время дружба — это неравенство и несходство. Друзья всегда нужны друг другу, но не всегда друзья получают от дружбы поровну. Один дружит и дарит свой опыт, другой в дружбе обогащается опытом. Один, помогая слабому, неопытному, молодому другу, познаёт свою силу, зрелость. Другой, слабый, познает в друге свой идеал, силу, опыт, зрелость. Так, один в дружбе дарит, другой радуется подаркам. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах.
Друг тот, кто утверждает твою правоту, талант, заслуги. Друг тот, кто любя разоблачает тебя в твоих слабостях, недостатках и пороках.
Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой.
Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить.
Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство.
О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам.(По В. Быкову)
Кстати, у Вебиума есть группа Вконтакте по подготовке к ОГЭ.
ГОТОВЬТЕСЬ К ОГЭ ВМЕСТЕ С ВЕБИУМОМ
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!
Error 404 — Главная страница
1.
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Текст относится к научному стилю, так как его целью является изложение, обоснование, объяснение научного знания.
2) Используемые в тексте синтаксические средства: ряды однородных членов, сравнительные обороты – делают рассуждение логичным, последовательным.
3) В тексте особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на отношение к высказыванию (конечно, безусловно), а также подчинительным предложениям, помогающим автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.
4) Для текста характерна неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников.
5) Основой приведённого текста является письменная речь, об этом свидетельствует и употребление книжных слов: пуристы, новаторы, консерваторы.
2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот союз.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в первом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
РАЗВИТИЕ
1) Степень умственной, духовной зрелости, просвещенности, широта кругозора. При подборе людей я обращал большое внимание не только на их общее и политическое развитие, на дисциплинированность, но и на физическую подготовку.
2) Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Законы общественного развития.
3) биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни. Индивидуальное развитие организма.
4) Ход, протекание. Развитие действия пьесы. Неожиданное развитие событий.
5) Результат изменения человека, выражающийся в его физическом состоянии, степени его умственной, духовной или моральной зрелости. Умственное развитие. Духовное развитие.
Давайте поговорим о жизни, о развитии нашего языка. Когда читаешь биографии слов, окончательно утверждаешься в мысли, […] русский язык, как и всякий здоровый и сильный организм, всегда находится в движении, в динамике непрерывного роста. Одни его слова отмирают, другие рождаются, третьи из областных и жаргонных становятся литературными, четвёртые из литературных уходят назад — в просторечие, пятые произносятся совсем по-другому, чем произносились лет сорок назад, шестые при употреблении требуют других падежей, чем это было, скажем, при Жуковском и Пушкине.
В языке всё движется, течёт, непрерывно меняется. Несмотря на эту очевидную динамику, только пуристы (сторонники чрезмерных требований к сохранению языка) всегда утверждают, что язык — это нечто неподвижное, — не бурный поток, а стоячее озеро.
Конечно, в жизни языка чрезвычайно сильна охранная тенденция. Эта важная тенденция заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи. Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту. Он весь расшатался бы, утратил бы свой целостный, монолитный характер. Безусловно, только этой благодатной особенностью нашего языкового развития объясняется следующее: как бы ни менялся язык, какими бы новыми ни обрастал он словами, его общенациональные законы и нормы в основе своей остаются устойчивы, неизменны.
В каждую эпоху в литературном языке существуют два противоположные стремления, равные по силе, одинаково естественные: одно — к безудержному обновлению речи, другое — к охране её старых, испытанных, издавна установленных форм. Оба стремления, проявляясь с одинаковой силой, обрекли бы наш язык на неподвижность. Сила новаторов всё же во всякое время немного превышает силу консерваторов — это-то и обеспечивает языку его правильный рост. Всё дело в норме — в гармонии.
Таня Холландер Ты действительно мой друг?
В 2011 году фотограф из штата Мэн Таня Алексия Холландер решила отличить реальное от виртуального, сфотографировав всех 626 своих друзей на Facebook. После этого она путешествовала по всему миру, устраивая личные встречи в домах своих друзей, чтобы узнать, как определяется дружба и как дается разрешение на частную — но также и очень публичную — онлайн-жизнь.
Благодаря этому проекту артист смог вывести из дружбы виртуальность.
То, что начиналось как личный документальный фильм о дружбе и портретной съемке окружающей среды, превратилось в исследование современной культуры, отношений, щедрости и сострадания, структуры семьи, построения сообщества, рассказывания историй, совместного приема пищи, экономики и класса, отношений между технологии и путешествия в 21 веке, социальные сети, память и история портрета. Для этого Холландер пошел по стопам фотографов Управления безопасности ферм, таких как Уокер Эванс и Доротея Ланж, которые документировали Великую депрессию и Пыльный котёл. Она также была проинформирована Робертом Франком Американцы , культовая книга фотографий 1958 года, в которой документирована послевоенная Америка. Как и эти исторические фотографы, Холландер решил увидеть Америку и мир. Она записывает, как общество использует фотографию, портрет и социальные сети для создания и определения жизни в 21 веке.
В то время как Холландер представил фрагменты этого рабочего проекта в галереях и музеях по всему миру, Вы действительно мой друг? Премьера полностью состоялась на MASS MoCA. Посетители музея могли ожидать найти смесь фотографий, видео, визуализации/обработки данных, рассказов о путешествиях и пейзажных изображений, а также интерактивный элемент, который предлагал зрителям определить, что для них значит настоящий друг. В конце концов, проект, хотя и основанный на Facebook, вышел за рамки поверхностного, чтобы исследовать идеи межличностных связей, путешествий и сообщества в современном мире.
Таня Алексия Холландер родилась в Сент-Луисе, штат Миссури, в 1972 году. в фотографии, кино и феминистских исследованиях в Хэмпширском колледже в 1994 году. Разделы Ты действительно мой друг? были недавно выставлены в Художественном музее Портленда (Мэн), Virei Viral (Рио-де-Жанейро, Бразилия) и Carl-Schurz-Haus (Фрайберг, Германия). Получив внимание международных СМИ к проекту, Холландер был приглашен выступить с докладом TEDxDirigo в 2012 году и много читал лекции в Demanio Marittimo.Km-278 (Марзокка, Италия), Университете Мэриленда, Университете Клемсона, SXSW и штаб-квартире Facebook. Холландер представлен компанией Carroll and Sons в Бостоне, штат Массачусетс. В настоящее время она проживает в Оберн, штат Мэн.
Дополнительная литература
Ты действительно мой друг?
«Насколько реальна дружба на Facebook?», Якоба Урист, The Atlantic , 4 февраля 2015 г.
Мелоди, Айк + Захари Нвангбурука, Конверс, Техас
Архивный пигментный отпечаток, 2015 г., 42 × 42 дюйма
Друзья египетского искусства — это люди, проявляющие большой интерес к Древнему Египту и стремящиеся подробно изучить экстраординарную египетскую коллекцию The Met, развивая при этом тесные отношения со страстными кураторами, которые заботятся о ней.
Друзья египетского искусства получают следующие преимущества:
- От четырех до пяти частных мероприятий, посвященных особым темам, связанным со всемирно известной коллекцией Метрополитена, предстоящими и текущими выставками и текущими раскопками в Египте
- Частные приемы в храме Дендур в крыле Саклера после каждого события
- Приглашения на показы и приемы по случаю открытия выставок, организованных Департаментом египетского искусства
- Приглашение на ежегодную серию лекций Уилкинсона и прием
- Подписка на ежегодный информационный бюллетень Департамента египетских художественных летописей
- Благодарность в годовом отчете Метрополитен-музея
Кроме того, поддержка Общества Дендур получает:
- Индивидуальная экскурсия с куратором Департамента египетского искусства для вас и ваших гостей
- Частный обед с куратором Департамента египетского искусства
- Бесплатные каталоги выставок или другие публикации Департамента египетского искусства
Ежегодные взносы Общества Дендур: 8000 долларов США (часть взносов не облагается налогом)
Годовые взносы друзей: 5000 долларов США (часть взносов не облагается налогом)
Ежегодные взносы друзей до сорока лет : 3500 долл. США (часть взносов не облагается налогом)
Друзья египетского искусства также получают преимущества членства в кругу покровителей в The Met, в том числе:
- бесплатный ускоренный вход во все помещения The Met с участием до четырех гостей в сопровождении;
- специальный доступ к коллекции и новым выставкам в утренние часы, дни предварительного просмотра, вечерние приемы и встречи в нерабочее время;
- приглашения на мероприятия, концерты и кураторские беседы только для членов;
- доступ к закрытым пространствам Музея;
- 10% скидка во всех общественных ресторанах и заведениях The Met, The Met Cloisters и The Met Store;
- подписки на календарь What’s On и бюллетень The Metropolitan Museum of Art Bulletin ; и
- взаимных льготы в шестнадцати музеях страны.
Членство предлагается только по приглашению .
Для получения дополнительной информации, пожалуйста, свяжитесь с Элизабет Миллер по телефону 212-570-3770 или электронной почте egyptianart@metmuseum.