Нигилизм | это… Что такое Нигилизм?
У этого термина существуют и другие значения, см. Нигилизм (значения).
Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.
Содержание
|
История появления термина
В Средние века существовало учение нигилизм, преданное анафеме папой Александром III в 1179 г. Учение нигилизма, ложно приписанное схоластику Петру Ломбардскому, отвергало человеческое естество Христа.
В западной философской мысли термин «Нигилизм» ввёл немецкий писатель и философ Ф. Г. Якоби. Это понятие использовали многие философы. С. Кьеркегор источником нигилизма считал кризис христианства и распространение «эстетического» мироощущения. Ф. Ницше понимал под нигилизмом осознание иллюзорности и несостоятельности как христианской идеи надмирного Бога («Бог умер»), так и идеи прогресса, которую считал версией религиозной веры. О. Шпенглер нигилизмом называл черту современной европейской культуры, переживающей период «заката» и «старческих форм сознания», который в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. М. Хайдеггер рассматривал нигилизм как магистральное движение в истории Запада, которое может привести к мировой катастрофе.
Нигилисты придерживаются некоторых или всех из следующих утверждений:
- Нет разумного доказательства наличия высшего правителя или создателя;
- Объективной нравственности не существует;
- Жизнь, в определённом смысле, не имеет истины, и никакое действие объективно не предпочтительнее любого другого.
Разновидности нигилизма
- Философская позиция, утверждающая, что бытие не имеет объективного смысла, причины, истины или ценности;
- Мереологический нигилизм — философская позиция, согласно которой объекты, состоящие из частей, не существуют;
- Метафизический нигилизм — философская теория, согласно которой существование объектов в реальности необязательно;
- Эпистемологический нигилизм — отрицание знания;
- Моральный нигилизм — метаэтическое представление о том, что ничто не является моральным или аморальным;
- Правовой нигилизм — порожденное социальной средой активное или пассивное отрицание прав личности, а также установленных государством норм и правил поведения, препятствующее прогрессивному развитию общества и способное стать источником для совершения противозаконных деяний [1]
Нигилисты в России
В русской литературе слово «нигилизм» впервые было употреблено Н. И. Надеждиным в статье «Сонмище нигилистов» (журнал «Вестник Европы», 1829 год)[2]. В 1858 г. вышла книга казанского профессора В. В. Берви «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни». В ней тоже употребляется слово «нигилизм» как синоним скептицизма.
Критик и публицист Н. А. Добролюбов, осмеяв книжку Берви, подхватил это слово, но оно не стало популярным до тех пор, пока И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» (1862) не назвал «нигилистом» Базарова, отрицавшего взгляды «отцов». Огромное впечатление, произведённое «Отцами и детьми», сделало крылатым и термин «нигилист». В своих воспоминаниях Тургенев рассказывал, что когда он вернулся в Петербург после выхода в свет его романа — а это случилось во время известных петербургских пожаров 1862 г., — то слово «нигилист» уже было подхвачено многими, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного Тургеневым, было: «Посмотрите, что ваши нигилисты делают: жгут Петербург!»
Таким образом, во второй половине XIX века нигилистами в Российской империи стали называть молодых людей, которые хотели изменить существовавший в стране государственный и общественный строй, отрицали религию, проповедовали материализм и атеизм, а также не признавали господствовавшие нормы морали (выступали за свободную любовь и т. п.). В частности, так называли революционеров-народников. Слово имело явную негативную коннотацию. Нигилисты изображались как лохматые, нечёсаные, грязные мужчины и утратившие всякую женственность женщины.
К концу 1860-х и началу 1870-х гг. слово «нигилист» почти исчезло из русской полемической литературы, но стало употребляться в западноевропейской литературе как обозначение русского революционного движения; его приняли и некоторые русские эмигранты, писавшие на иностранных языках о русском революционном движении. В 1884 году была издана повесть Софьи Ковалевской «Нигилистка».
В настоящее время широко распространен термин «правовой нигилизм» — неуважение к праву. Он отражает широко распространенный феномен в правовой жизни российского общества. Его структурообразующим компонентом является идея, отрицающая легитимные социальные установки и несущая значительную идеологическую нагрузку, обусловленную не только тенденциями общественного развития и соответствующими ценностями, но и рядом психогенных факторов [3].
Нигилизм в исследованиях психологов
Эрих Фромм предложил подходить к нигилизму как к одному из механизмов психологической защиты. Он считал, что центральной проблемой человека является внутренне присущее человеческому существованию противоречие между бытием «вброшенного в мир помимо своей воли» и тем, что он выходит за пределы природы благодаря способности осознавать себя, других, прошлое и будущее. Фромм утверждает, что развитие человека, его личности происходит в рамках формирования двух основных тенденций: стремления к свободе и стремления к отчуждению. Развитие человека идет по пути увеличения «свободы», но не каждый человек может адекватно воспользоваться этим путем, вызывая ряд негативных психических переживаний и состояний, и это приводит его к отчуждению. В результате человек теряет свою самость(или Я). Возникает защитный механизм «бегства от свободы», для которого характерны: мазохистские и садистские тенденции, деструктивизм, стремление человека разрушить мир, чтобы тот не разрушил его самого, нигилизм, автоматический конформизм.
Понятие нигилизм также анализируется В. Райхом. Он писал о том, что телесные характеристики (сдержанность и напряженность) и такие особенности, как постоянная улыбка, пренебрежительное, ироничное и вызывающее поведение, — это остатки очень сильных защитных механизмов в прошлом, которые отделились от своих исходных ситуаций и превратились в постоянные черты характера. Они проявляются как «невроз характера», одной из причин которого и есть действие защитного механизма— нигилизма. «Невроз характера» — это тип невроза, при котором защитный конфликт выражается в отдельных чертах характера, способах поведения, т.е. в патологической организации личности в целом.
См. также
- Атеизм
- Мировоззрение
- Точка зрения
- Отрицание отрицания
- Анархизм
- Либертизм
- Мереологический нигилизм
- Нирвана
Примечания
- ↑ А.Н. Зрячкин. Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления (монография). Саратов, СГАП, 2009.
- ↑ Зрячкин А. Н. Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления (монография). — Саратов: СГАП, 2009. — 128 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-7924-0753-4
- ↑ Гуляихин В.Н. Психосоциальные формы правового нигилизма человека // Вопросы права и политики. 2012. № 3. С. 108-148.
Литература
- Бабошин В. В. Нигилизм в современном обществе: феномен и сущность: автореф. дис. док. филос. н. Ставрополь, 2011. 38 с.
- Гуляихин В. Н. Правовой нигилизм в России. Волгоград: Перемена, 2005. 280 с.
- Гуляихин В. Н. Психосоциальные формы правового нигилизма человека // Вопросы права и политики. 2012. № 3. С. 108-148.
- Де-Пуле М. Ф. Нигилизм как патологическое явление русской жизни. М.: Университетской тип. М. Каткова, 1881. 53 с.
- Клеванов А. С. Три современных вопроса: О воспитании – социализм, коммунизм и нигилизм – о дворянстве по поводу столетия дворянской грамоты. Киев: тип. П. Барского, 1885. 66 с.
- Косыхин В. Г. Критический анализ онтологических оснований нигилизма: дис. док. филос. н. Саратов, 2009. 364 с.
- Пигалев А. И. Философскии нигилизм и кризис культуры. Саратов: Изд-во Сарат. унив., 1991. 149 с.
Ссылки
- Нигилизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- М. Инсаров. Нигилизм 1860-х и народничество 1870-х
- определение термина в Словаре по этике И.С. Кона (1981)
- нигилизм в России XIX века
- статья «Нигилисты» в Литературной энциклопедии (т. 8., 1934 г.)
- Рыбакова Е.А. Зарождение и распространение нигилизма в России
- Филатов В.В. Omnia ex nihilo. Фрагмент из книги «Сны воинов пустоты» // Независимая газета. № 58, 25.03. 2010
- Илья Овчинников. Нигилизм : обзор литературы.
- С. Л. Франк. Этика нигилизма // «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции», Москва, 1909 год
- Н. А. Бердяев. Духи русской революции. 1918 год.
- Ручко Сергей Викторович. Зарницы нигилизма.
- Нигилистка — ЯБЛОКО
Нигилизм | это… Что такое Нигилизм?
У этого термина существуют и другие значения, см. Нигилизм (значения).
Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.
Содержание
|
История появления термина
В Средние века существовало учение нигилизм, преданное анафеме папой Александром III в 1179 г. Учение нигилизма, ложно приписанное схоластику Петру Ломбардскому, отвергало человеческое естество Христа.
В западной философской мысли термин «Нигилизм» ввёл немецкий писатель и философ Ф. Г. Якоби. Это понятие использовали многие философы. С. Кьеркегор источником нигилизма считал кризис христианства и распространение «эстетического» мироощущения. Ф. Ницше понимал под нигилизмом осознание иллюзорности и несостоятельности как христианской идеи надмирного Бога («Бог умер»), так и идеи прогресса, которую считал версией религиозной веры. О. Шпенглер нигилизмом называл черту современной европейской культуры, переживающей период «заката» и «старческих форм сознания», который в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. М. Хайдеггер рассматривал нигилизм как магистральное движение в истории Запада, которое может привести к мировой катастрофе.
Нигилисты придерживаются некоторых или всех из следующих утверждений:
- Нет разумного доказательства наличия высшего правителя или создателя;
- Объективной нравственности не существует;
- Жизнь, в определённом смысле, не имеет истины, и никакое действие объективно не предпочтительнее любого другого.
Разновидности нигилизма
- Философская позиция, утверждающая, что бытие не имеет объективного смысла, причины, истины или ценности;
- Мереологический нигилизм — философская позиция, согласно которой объекты, состоящие из частей, не существуют;
- Метафизический нигилизм — философская теория, согласно которой существование объектов в реальности необязательно;
- Эпистемологический нигилизм — отрицание знания;
- Моральный нигилизм — метаэтическое представление о том, что ничто не является моральным или аморальным;
- Правовой нигилизм — порожденное социальной средой активное или пассивное отрицание прав личности, а также установленных государством норм и правил поведения, препятствующее прогрессивному развитию общества и способное стать источником для совершения противозаконных деяний [1]
Нигилисты в России
В русской литературе слово «нигилизм» впервые было употреблено Н. И. Надеждиным в статье «Сонмище нигилистов» (журнал «Вестник Европы», 1829 год)[2]. В 1858 г. вышла книга казанского профессора В. В. Берви «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни». В ней тоже употребляется слово «нигилизм» как синоним скептицизма.
Критик и публицист Н. А. Добролюбов, осмеяв книжку Берви, подхватил это слово, но оно не стало популярным до тех пор, пока И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» (1862) не назвал «нигилистом» Базарова, отрицавшего взгляды «отцов». Огромное впечатление, произведённое «Отцами и детьми», сделало крылатым и термин «нигилист». В своих воспоминаниях Тургенев рассказывал, что когда он вернулся в Петербург после выхода в свет его романа — а это случилось во время известных петербургских пожаров 1862 г., — то слово «нигилист» уже было подхвачено многими, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного Тургеневым, было: «Посмотрите, что ваши нигилисты делают: жгут Петербург!»
Таким образом, во второй половине XIX века нигилистами в Российской империи стали называть молодых людей, которые хотели изменить существовавший в стране государственный и общественный строй, отрицали религию, проповедовали материализм и атеизм, а также не признавали господствовавшие нормы морали (выступали за свободную любовь и т. п.). В частности, так называли революционеров-народников. Слово имело явную негативную коннотацию. Нигилисты изображались как лохматые, нечёсаные, грязные мужчины и утратившие всякую женственность женщины.
К концу 1860-х и началу 1870-х гг. слово «нигилист» почти исчезло из русской полемической литературы, но стало употребляться в западноевропейской литературе как обозначение русского революционного движения; его приняли и некоторые русские эмигранты, писавшие на иностранных языках о русском революционном движении. В 1884 году была издана повесть Софьи Ковалевской «Нигилистка».
В настоящее время широко распространен термин «правовой нигилизм» — неуважение к праву. Он отражает широко распространенный феномен в правовой жизни российского общества. Его структурообразующим компонентом является идея, отрицающая легитимные социальные установки и несущая значительную идеологическую нагрузку, обусловленную не только тенденциями общественного развития и соответствующими ценностями, но и рядом психогенных факторов [3].
Нигилизм в исследованиях психологов
Эрих Фромм предложил подходить к нигилизму как к одному из механизмов психологической защиты. Он считал, что центральной проблемой человека является внутренне присущее человеческому существованию противоречие между бытием «вброшенного в мир помимо своей воли» и тем, что он выходит за пределы природы благодаря способности осознавать себя, других, прошлое и будущее. Фромм утверждает, что развитие человека, его личности происходит в рамках формирования двух основных тенденций: стремления к свободе и стремления к отчуждению. Развитие человека идет по пути увеличения «свободы», но не каждый человек может адекватно воспользоваться этим путем, вызывая ряд негативных психических переживаний и состояний, и это приводит его к отчуждению. В результате человек теряет свою самость(или Я). Возникает защитный механизм «бегства от свободы», для которого характерны: мазохистские и садистские тенденции, деструктивизм, стремление человека разрушить мир, чтобы тот не разрушил его самого, нигилизм, автоматический конформизм.
Понятие нигилизм также анализируется В. Райхом. Он писал о том, что телесные характеристики (сдержанность и напряженность) и такие особенности, как постоянная улыбка, пренебрежительное, ироничное и вызывающее поведение, — это остатки очень сильных защитных механизмов в прошлом, которые отделились от своих исходных ситуаций и превратились в постоянные черты характера. Они проявляются как «невроз характера», одной из причин которого и есть действие защитного механизма— нигилизма. «Невроз характера» — это тип невроза, при котором защитный конфликт выражается в отдельных чертах характера, способах поведения, т.е. в патологической организации личности в целом.
См. также
- Атеизм
- Агностицизм
- Мировоззрение
- Точка зрения
- Отрицание отрицания
- Анархизм
- Либертизм
- Мереологический нигилизм
- Нирвана
Примечания
- ↑ А.Н. Зрячкин. Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления (монография). Саратов, СГАП, 2009.
- ↑ Зрячкин А. Н. Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления (монография). — Саратов: СГАП, 2009. — 128 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-7924-0753-4
- ↑ Гуляихин В.Н. Психосоциальные формы правового нигилизма человека // Вопросы права и политики. 2012. № 3. С. 108-148.
Литература
- Бабошин В. В. Нигилизм в современном обществе: феномен и сущность: автореф. дис. док. филос. н. Ставрополь, 2011. 38 с.
- Гуляихин В. Н. Правовой нигилизм в России. Волгоград: Перемена, 2005. 280 с.
- Гуляихин В. Н. Психосоциальные формы правового нигилизма человека // Вопросы права и политики. 2012. № 3. С. 108-148.
- Де-Пуле М. Ф. Нигилизм как патологическое явление русской жизни. М.: Университетской тип. М. Каткова, 1881. 53 с.
- Клеванов А. С. Три современных вопроса: О воспитании – социализм, коммунизм и нигилизм – о дворянстве по поводу столетия дворянской грамоты. Киев: тип. П. Барского, 1885. 66 с.
- Косыхин В. Г. Критический анализ онтологических оснований нигилизма: дис. док. филос. н. Саратов, 2009. 364 с.
- Пигалев А. И. Философскии нигилизм и кризис культуры. Саратов: Изд-во Сарат. унив., 1991. 149 с.
Ссылки
- Нигилизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- М. Инсаров. Нигилизм 1860-х и народничество 1870-х
- определение термина в Словаре по этике И.С. Кона (1981)
- нигилизм в России XIX века
- статья «Нигилисты» в Литературной энциклопедии (т. 8., 1934 г.)
- Рыбакова Е.А. Зарождение и распространение нигилизма в России
- Филатов В.В. Omnia ex nihilo. Фрагмент из книги «Сны воинов пустоты» // Независимая газета. № 58, 25.03. 2010
- Илья Овчинников. Нигилизм : обзор литературы.
- С. Л. Франк. Этика нигилизма // «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции», Москва, 1909 год
- Н. А. Бердяев. Духи русской революции. 1918 год.
- Ручко Сергей Викторович. Зарницы нигилизма.
- Нигилистка — ЯБЛОКО
Нигилизм | Internet Encyclopedia of Philosophy
Нигилизм – это убеждение в том, что все ценности необоснованны и что ничего нельзя узнать или сообщить. Он часто ассоциируется с крайним пессимизмом и радикальным скептицизмом, осуждающим существование. Истинный нигилист не будет ни во что верить, не иметь никакой привязанности и никакой цели, кроме, быть может, стремления к разрушению. Хотя немногие философы назвали бы себя нигилистами, нигилизм чаще всего ассоциируется с Фридрихом Ницше, который утверждал, что его разрушительное воздействие в конечном итоге разрушит все моральные, религиозные и метафизические убеждения и ускорит величайший кризис в истории человечества. В 20-м веке нигилистические темы — эпистемологическая неудача, разрушение ценностей и космическая бесцельность — занимали художников, социальных критиков и философов. Например, в середине века экзистенциалисты способствовали популяризации принципов нигилизма в своих попытках притупить его разрушительный потенциал. К концу века экзистенциальное отчаяние как ответ на нигилизм уступило место безразличию, часто связанному с антифундаментализмом.
Прошло более века с тех пор, как Ницше исследовал нигилизм и его влияние на цивилизацию. Как он и предсказывал, влияние нигилизма на культуру и ценности 20-го века было всеобъемлющим, его апокалиптический тенор порождал мрачное настроение и изрядную долю беспокойства, гнева и ужаса. Интересно, что сам Ницше, радикальный скептик, озабоченный языком, знанием и истиной, предвосхитил многие темы постмодерна. Поэтому полезно отметить, что он верил, что мы можем — ужасной ценой — в конечном итоге преодолеть нигилизм. Если бы мы пережили процесс уничтожения всех интерпретаций мира, мы, возможно, смогли бы найти правильный путь для человечества.
Содержание
- Происхождение
- Фридрих Ницше и нигилизм
- Экзистенциальный нигилизм
- Антифундаментализм и нигилизм
- Заключение
1. Происхождение
«Нигилизм» происходит от латинского nihil , или ничего, что означает ничто, то, чего не существует. Оно появляется в глаголе «аннигилировать», что означает свести на нет, полностью уничтожить. В начале девятнадцатого века Фридрих Якоби использовал это слово для отрицательной характеристики трансцендентального идеализма. Однако она стала популярной только после появления в романе Ивана Тургенева «9».0023 Отцы и дети (1862), где он использовал слово «нигилизм» для описания грубого сциентизма, которого придерживается его персонаж Базаров, проповедующий кредо полного отрицания.
В России нигилизм стал отождествляться со слабо организованным революционным движением (1860-1917 гг.), отвергавшим власть государства, церкви и семьи. В своих ранних работах лидер анархистов Михаил Бакунин (1814-1876) сочинил печально известную мольбу, до сих пор отождествляемую с нигилизмом: «Доверимся вечному духу, который разрушает и уничтожает только потому, что он является неисследимым и вечно творческим источником всей жизни. – страсть к разрушению есть также страсть созидательная!» ( Реакция в Германии , 1842). Движение выступало за общественное устройство, основанное на рационализме и материализме как единственном источнике знания и индивидуальной свободе как высшей цели. Отвергая духовную сущность человека в пользу исключительно материалистической, нигилисты осуждали Бога и религиозную власть как антитезы свободе. В конечном итоге движение выродилось в дух подрывной деятельности, разрушения и анархии, и к концу 1870-х годов нигилистом считался любой, кто был связан с подпольными политическими группами, выступающими за терроризм и убийства.
Самые ранние философские позиции, связанные с тем, что можно охарактеризовать как нигилистическое мировоззрение, принадлежат скептикам. Поскольку они отрицали возможность уверенности, скептики могли осуждать традиционные истины как неоправданные мнения. Когда Демосфен (ок. 371–322 до н. э.), например, замечает, что «во что он хотел верить, тому верит каждый человек» ( Олинфей ), он постулирует относительную природу знания. Таким образом, крайний скептицизм связан с эпистемологическим нигилизмом 9 . 0024, отрицающий возможность знания и истины; эта форма нигилизма в настоящее время отождествляется с постмодернистским антифундаментализмом. На самом деле нигилизм можно понимать по-разному. Политический нигилизм , как уже отмечалось, связан с верой в то, что разрушение всех существующих политических, социальных и религиозных порядков является необходимым условием для любого улучшения в будущем. Этический нигилизм или моральный нигилизм отвергает возможность абсолютных моральных или этических ценностей. Вместо этого добро и зло расплывчаты, и ценности, направленные на их устранение, являются не чем иным, как продуктом социального и эмоционального давления. Экзистенциальный нигилизм — это представление о том, что жизнь не имеет внутреннего значения или ценности, и это, без сомнения, наиболее часто используемый и понятный смысл этого слова сегодня.
Нападки Макса Штирнера (1806-1856) на систематическую философию, его отрицание абсолютов и отказ от абстрактных понятий любого рода часто ставят его в число первых философских нигилистов. Для Штирнера достижение индивидуальной свободы — единственный закон; а государство, неизбежно угрожающее свободе, должно быть уничтожено. Однако даже помимо государственного гнета существуют ограничения, налагаемые другими, потому что само их существование является препятствием, ставящим под угрозу индивидуальную свободу. Так, Штирнер утверждает, что существование есть бесконечная «война всех против всех» (9).0023 Эго и его собственное , пер. 1907 г.).
2. Фридрих Ницше и нигилизм
Среди философов Фридрих Ницше чаще всего ассоциируется с нигилизмом. Для Ницше в мире нет объективного порядка или структуры, кроме того, что мы ему придаем. Проникая сквозь фасады убеждений, нигилист обнаруживает, что все ценности беспочвенны, а разум бессилен. « Всякое убеждение, всякое признание чего-либо истинным, — пишет Ницше, — необходимо ложно, потому что просто нет 0023 истинный мир » ( Воля к власти [заметки 1883-1888]). Для него нигилизм требует радикального отказа от всех навязанных ценностей и смыслов: «Нигилизм есть. .. . . не только вера в то, что все заслуживает гибели; но на самом деле плечо к плугу прислоняют; один разрушает» ( Воля к власти ) .
Ядовитая сила нигилизма абсолютна, утверждает Ницше, и под его испепеляющим взглядом « высшие ценности обесцениваются».0024 . Цель отсутствует, и «Почему» не находит ответа» ( Воля к власти ). Неизбежно, нигилизм разоблачит все заветные верования и священные истины как симптомы ущербного западного мифа. Этот коллапс смысла, актуальности и цели станет самой разрушительной силой в истории, представляющей тотальное нападение на реальность и не что иное, как величайший кризис человечества:
То, что я рассказываю, — это история следующих двух столетий. Я описываю то, что грядет, что уже не может прийти по-другому: приход нигилизма . . . . С некоторых пор вся наша европейская культура движется как к катастрофе, с мучительным напряжением, нарастающим от десятилетия к десятилетию: беспокойно, бурно, стремглав, как река, которая хочет дойти до конца. . . . ( Воля к власти )
Со времени убедительной критики Ницше нигилистические темы — эпистемологическая неудача, разрушение ценностей и космическая бесцельность — занимали художников, социальных критиков и философов. Убежденный в точности анализа Ницше, например, Освальд Шпенглер в The Decline of the West (1926) изучил несколько культур, чтобы подтвердить, что образцы нигилизма действительно были заметной чертой разрушающихся цивилизаций. В каждой из несостоявшихся культур, которые он исследует, Шпенглер заметил, что многовековые религиозные, художественные и политические традиции были ослаблены и, в конце концов, свергнуты коварными действиями нескольких отдельных нигилистических позиций: фаустовского нигилиста «разбивает идеалы»; аполлонический нигилист «наблюдает, как они рушатся у него на глазах»; а индийский нигилист «уходит от их присутствия в себя». Уход, например, часто отождествляемый с отрицанием реальности и покорностью, пропагандируемой восточными религиями, на Западе ассоциируется с различными версиями эпикуреизма и стоицизма. В своем исследовании Шпенглер приходит к выводу, что западная цивилизация уже находится на поздних стадиях упадка, и все три формы нигилизма работают над подрывом эпистемологического авторитета и онтологического обоснования.
В 1927 году Мартин Хайдеггер, если привести другой пример, заметил, что нигилизм в различных и скрытых формах уже был «нормальным состоянием человека» ( Вопрос о бытии ). Предсказания других философов о влиянии нигилизма были ужасны. Обрисовывая симптомы нигилизма в 20-м веке, Гельмут Тилике писал, что «нигилизм буквально может провозгласить только одну истину, а именно, что в конечном итоге преобладает Ничто и мир бессмысленен» ( Nihilism: its Origin and Nature, with a Christian Answer, 1969). С точки зрения нигилиста можно заключить, что жизнь полностью аморальна, вывод, как считает Тилике, который мотивирует такие чудовища, как нацистский террор. Мрачные предсказания влияния нигилизма также представлены в книге Юджина Роуза «Нигилизм: корень революции современности » (1994). Если нигилизм одержит победу — а это уже идет полным ходом, утверждает он, — наш мир станет «холодным, бесчеловечным миром», где восторжествуют «ничто, непоследовательность и абсурд».
3. Экзистенциальный нигилизм
Хотя нигилизм часто обсуждается с точки зрения крайнего скептицизма и релятивизма, на протяжении большей части 20 века он ассоциировался с верой в то, что жизнь бессмысленна. Экзистенциальный нигилизм начинается с представления о том, что мир лишен смысла и цели. При этом обстоятельстве само существование — всякое действие, страдание и чувство — в конечном счете бессмысленно и пусто.
В Темная сторона: мысли о тщетности жизни (1994), Алан Пратт демонстрирует, что экзистенциальный нигилизм в той или иной форме с самого начала был частью западной интеллектуальной традиции. Например, замечание скептика Эмпедокла о том, что «жизнь смертных настолько ничтожна, что практически не-жизнь», воплощает тот же крайний пессимизм, что и экзистенциальный нигилизм. В древности такой глубокий пессимизм, возможно, достиг своего апогея у Гегесия Киренского. Поскольку несчастий значительно больше, чем удовольствий, счастье невозможно, утверждает философ и впоследствии выступает за самоубийство. Столетия спустя, в эпоху Возрождения, Уильям Шекспир красноречиво резюмировал точку зрения экзистенциального нигилиста, когда в этом знаменитом отрывке в конце 9 в.0023 Макбет , он заставляет Макбета излить свое отвращение к жизни:
Прочь, прочь, короткая свеча!
Жизнь всего лишь тень ходячая, плохой игрок
Который расхаживает и волнуется свой час на сцене
И тогда больше не слышно; это рассказ
идиота, полный шума и ярости,
ничего не значащий.
В двадцатом веке именно атеистическое экзистенциалистское движение, популяризированное во Франции в 1940-х и 1950-х годах, ответственно за распространение экзистенциального нигилизма в массовом сознании. Жан-Поль Сартр (1905-1980), определяющий предлог движения «существование предшествует сущности», исключает любое основание или основу для установления сущностного «я» или человеческой природы. Когда мы отказываемся от иллюзий, жизнь раскрывается как ничто; а для экзистенциалистов ничто является источником не только абсолютной свободы, но и экзистенциального ужаса и эмоционального страдания. Ничто раскрывает каждого человека как изолированное существо, «заброшенное» в чуждую и невосприимчивую вселенную, навсегда лишенное возможности знать, почему, но требующее изобретения смысла. Это ситуация, которая не что иное, как абсурд . Альбер Камю (1913–1960), писавший с просвещенной точки зрения на абсурд, заметил, что тяжелое положение Сизифа, обреченного на вечную и бесполезную борьбу, было превосходной метафорой человеческого существования ( Миф о Сизифе , 1942).
Общая нить в литературе экзистенциалистов — это преодоление эмоциональной боли, возникающей в результате нашей конфронтации с небытием, и они тратили огромную энергию, отвечая на вопрос, возможно ли выжить. Их ответом было условное «да», защищающее формулу страстной приверженности и бесстрастного стоицизма. Оглядываясь назад, это был анекдот с оттенком отчаяния, потому что в абсурдном мире нет абсолютно никаких указаний, и любой образ действий проблематичен. Страстное обязательство, будь то завоевание, созидание или что-то еще, само по себе бессмысленно. Войдите в нигилизм.
Камю, как и другие экзистенциалисты, был убежден, что нигилизм — самая животрепещущая проблема ХХ века. Хотя он страстно утверждает, что люди могут вынести его разъедающее воздействие, его самые известные работы выдают чрезвычайную трудность, с которой он столкнулся, создавая убедительные доводы. Например, в « Незнакомец » (1942) Мерсо отверг экзистенциальные предположения, на которые полагаются непосвященные и слабые. Всего за несколько мгновений до своей казни за беспричинное убийство он обнаруживает, что одной жизни достаточно, чтобы жить.0023 raison d’être , однако в контексте это кажется едва ли убедительным. В Калигула (1944) безумный император пытается избежать человеческого затруднительного положения, дегуманизируя себя актами бессмысленного насилия, терпит неудачу и тайно устраивает собственное убийство. Чума (1947) показывает тщетность попыток сделать все возможное в абсурдном мире. А в своем последнем романе, коротком и сардоническом, « Падение » (1956), Камю утверждает, что у каждого окровавленные руки, потому что мы все ответственны за то, чтобы усугубить жалкое состояние своими глупыми действиями и бездействием. В этих и других произведениях экзистенциалистов часто создается впечатление, что подлинно жить при бессмысленности жизни невозможно.
Камю полностью осознавал ловушки определения существования без смысла, и в своем философском эссе «Бунтарь » (1951) он сталкивается с проблемой нигилизма лицом к лицу. В нем он подробно описывает, как метафизический крах часто заканчивается полным отрицанием и победой нигилизма, характеризующейся глубокой ненавистью, патологическим разрушением, неисчислимым насилием и смертью.
4. Антифундаментализм и нигилизм
К концу 20 века «нигилизм» разделился на две разные касты. В одной форме слово «нигилист» используется для характеристики постмодернистского человека, дегуманизированного конформиста, отчужденного, безразличного и сбитого с толку, направляющего психологическую энергию в гедонистический нарциссизм или в глубокую ressentiment , который часто взрывается насилием. Эта перспектива вытекает из размышлений экзистенциалистов о нигилизме, лишенном каких-либо обнадеживающих ожиданий, оставляющего лишь опыт болезни, разложения и распада.
В своем исследовании бессмысленности Дональд Кросби пишет, что источник современного нигилизма парадоксальным образом проистекает из стремления к честной интеллектуальной открытости. «Однажды начавшись, процесс вопрошания может прийти только к одному концу, к разрушению убежденности и уверенности и краху в отчаяние» (9).0023 Призрак абсурда , 1988). Когда искреннее исследование распространяется на моральные убеждения и общественное согласие, оно может оказаться смертельным, продолжает Кросби, продвигая силы, которые в конечном итоге разрушают цивилизации. Недавно переработанный роман Майкла Новака «: Опыт пустоты » (1968, 1998) рассказывает похожую историю. Оба исследования являются ответом на мрачные выводы экзистенциалистов, сделанные в начале века. И оба оптимистично обсуждают пути выхода из бездны, сосредотачиваясь на положительных последствиях, которые раскрывает ничто, таких как свобода, свобода и творческие возможности. Новак, например, описывает, как со времен Второй мировой войны мы работали над тем, чтобы «вылезти из нигилизма» на пути к построению новой цивилизации.
В отличие от усилий по преодолению нигилизма, отмеченных выше, это уникальный постмодернистский ответ, связанный с нынешними антифундаменталистами. Философский, этический и интеллектуальный кризис нигилизма, мучивший современных философов более века, уступил место легкому раздражению или, что еще интереснее, оптимистичному принятию бессмысленности.
Французский философ Жан-Франсуа Лиотар характеризует постмодернизм как «недоверие к метанарративам», тем всеобъемлющим основаниям, на которые мы полагались, чтобы осмыслить мир. Этот крайний скептицизм подорвал интеллектуальные и моральные иерархии и сделал проблематичными заявления об «истине», трансцендентные или транскультурные. Постмодернистские антифундаменталисты, парадоксальным образом основанные на релятивизме, отвергают знание как относительное, а «истину» как преходящую, подлинную только до тех пор, пока ее не заменит нечто более приемлемое (напоминает понятие «денежной ценности» Уильяма Джеймса). Критик Жак Деррида, например, утверждает, что никогда нельзя быть уверенным в том, что знает, что соответствует тому, что есть . Так как люди участвуют лишь в бесконечно малой части целого, они не в состоянии что-либо с уверенностью понять, а абсолюты являются просто «вымышленными формами».
Американский антифундаменталист Ричард Рорти высказывает аналогичную мысль: «Ничто не обосновывает наши практики, ничто не узаконивает их, ничто не показывает, что они связаны с тем, как обстоят дела» («From Logic to Language to Play», 1986). Этот эпистемологический тупик, заключает Рорти, неизбежно ведет к нигилизму. «Столкнувшись с нечеловеческим, неязыковым, у нас больше нет способности преодолевать случайность и боль путем присвоения и трансформации, а есть только способность признают непредвиденные обстоятельства и боль» ( Непредвиденные обстоятельства, ирония и солидарность, 1989 ). В отличие от страхов Ницше и тревоги экзистенциалистов, нигилизм становится для антифундаменталистов просто еще одним аспектом нашей современной среды, который лучше всего переносить с хладнокровием.
В Банализация нигилизма (1992) Карен Карр обсуждает антифундаменталистский ответ на нигилизм. Хотя он по-прежнему разжигает парализующий релятивизм и ниспровергает критические инструменты, «жизнерадостный нигилизм» побеждает, отмечает она, отличаясь беззаботным принятием бессмысленности. Такое развитие событий, заключает Карр, вызывает тревогу. Если мы признаем, что все точки зрения в равной степени необязательны, то интеллектуальное или моральное высокомерие будет определять, какая точка зрения имеет приоритет. Что еще хуже, банализация нигилизма создает среду, в которой идеи могут навязываться насильственно с небольшим сопротивлением, где только грубая сила определяет интеллектуальные и моральные иерархии. Этот вывод прекрасно согласуется с выводом Ницше, который указывал, что все интерпретации мира — это просто проявления воли к власти.
5. Заключение
Прошло более века с тех пор, как Ницше исследовал нигилизм и его влияние на цивилизацию. Как он и предсказывал, влияние нигилизма на культуру и ценности 20-го века было всеобъемлющим, его апокалиптический тенор порождал мрачное настроение и изрядную долю беспокойства, гнева и ужаса. Интересно, что сам Ницше, радикальный скептик, озабоченный языком, знанием и истиной, предвосхитил многие темы постмодерна. Поэтому полезно отметить, что он верил, что мы можем — ужасной ценой — в конечном итоге преодолеть нигилизм. Если бы мы пережили процесс уничтожения всех интерпретаций мира, то, возможно, смогли бы найти правильный путь для человечества:
Восхваляю, не упрекаю приход [нигилизма]. Я считаю, что это один из величайших кризисов, момент глубочайшего самоанализа человечества. Оправится ли человек от него, станет ли он хозяином этого кризиса — это вопрос его силы. Это возможно. . . . ( Complete Works Vol. 13)
Информация об авторе
Алан Пратт
Эл.
Произведенное от латинского слова «nihil», означающего «ничто», нигилизм, возможно, был самой пессимистической философской школой. Это был широко распространенный стиль мышления в Европе XIX века, возглавляемый выдающимися мыслителями, включая Фридриха Якоби, Макса Штирнера, Сёрена Кьеркегора, Ивана Тургенева и, в некоторой степени, Фридриха Ницше, хотя его отношение к движению было сложным. Нигилизм ставил под сомнение все формы власти, включая правительство, религию, истину, ценности и знания, утверждая, что жизнь по сути бессмысленна и ничто на самом деле не имеет значения. Но не все было безнадежно и мрачно — некоторые сочли идею отказа от предписанных доктрин перспективой освобождения, и нигилизм в конечном итоге проложил путь для более поздних, менее пессимистичных философских стилей экзистенциализма и абсурдизма. Читайте дальше, чтобы узнать больше о центральных теориях нигилизма.
1. Нигилизм подверг сомнению деятелей власти
Одним из фундаментальных аспектов нигилизма был его отказ от всех форм власти. Нигилисты задавались вопросом, что дает одной фигуре власть руководить другой, и спрашивали, почему вообще должна существовать такая иерархия. Они утверждали, что никто не должен быть более важным, чем кто-либо другой, потому что мы все так же бессмысленны, как и друг друга. Эта вера привела к одному из наиболее опасных направлений нигилизма, побуждая людей совершать акты насилия и разрушения против полиции или местных органов власти.
2. Религия под вопросом нигилизма
На волне Просвещения и последовавших за ним открытий рациональности и рассуждений немецкий философ Фридрих Ницше утверждал, что христианство больше не имеет смысла. Он утверждал, что тотальная система, которая объясняет все истины о мире, была в корне ошибочной системой, потому что мир такой сложный, нюансированный и непредсказуемый. В своем много обсуждаемом эссе Der Wille zur Macht (Воля к власти), 1901, Ницше писал: «Бог умер». Он имел в виду рост научного знания и то, как оно подорвало фундаментальную систему христианской веры, которая была основой европейского общества.
Стоит отметить, что Ницше не видел в этом ничего положительного — наоборот, он был крайне обеспокоен тем, какое влияние это окажет на цивилизацию. Он даже предсказал, что потеря веры приведет к величайшему кризису в истории человечества. В своем сочинении Сумерки идолов: или Как философствовать молотком, 1888, Ницше писал: «Когда человек отказывается от христианской веры, он вырывает у себя из-под ног право на христианскую мораль. Мораль эта отнюдь не самоочевидна… Христианство есть система, целостный взгляд на вещи, продуманный вместе. Вырывая из него одно главное понятие, веру в Бога, ломают целое».
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
3. Нигилисты считали, что ничто не имеет значения
Если бы не было ни Бога, ни рая, ни ада, ни реальной власти, то нигилизм утверждал, что ничто не имеет никакого смысла, и нет высшей цели или призвания в жизни. Это довольно угнетающее отношение, определяемое пессимизмом и скептицизмом. И временами такое отношение приводило к бессмысленным актам насилия и экстремизма. Но некоторые миролюбивые деятели, такие как немецкий философ Макс Штирнер, утверждали, что это изменение было необходимой точкой эволюции, позволяющей человеку освободиться от ограничений, наложенных на него контролирующей системой власти. Датский богослов Серен Кьеркегор был глубоко религиозен и утверждал, что мы все еще можем верить в «парадоксальную бесконечность» или слепую веру, даже если нигилизм угрожает ее уничтожить. Между тем Ницше считал, что мы должны принять страх и неуверенность неизвестного, чтобы пройти через него и найти новое высшее призвание.
4. Нигилизм иногда пересекается с экзистенциализмом и абсурдизмом
К 20 веку обреченность и мрачность нигилизма смягчились. В конечном итоге он превратился в менее анархический стиль экзистенциализма.