Культура и её функции — презентация онлайн
Похожие презентации:
Увековечение имени А. С. Пушкина в названиях городов, улиц, площадей, скверов
Наурыз Праздник
Русская культура во второй половине XIX века
British traditions and customs
Массовая культура
Русская национальная кухня
Традиции Узбекистана
Культура и искусство в 20-30-е гг. XX века. (11 класс)
Ренессанс. Эпоха возрождения
Культура и традиции Казахстана
Культура – это…
1200
Так какое
1000
определение
800верное?
600
400
200
0
нач. ХХ в.
50-е гг. ХХ в.
70-е гг. ХХ в.
90-е гг. ХХ в.
сейчас
Человек – творение и творец культуры.
Подходы
к пониманию культуры
Антропологический
Вся совокупность
результатов человеческой
деятельности
«Культура –
вторая природа»
Ценностный
Природное благо
Культурное явление
Артефакт
Артефакты
Природное благо
Культурное явление
Артефакт – любой продукт человеческой деятельности;
любой искусственно созданный объект.
Артефакт
Природное благо
Артефакт – любой продукт человеческой деятельности;
любой искусственно созданный объект.
Вещи
Нормы
Социальные
институты
Идеи
Артефакты
Теории
Отношения
Подходы
к пониманию культуры
Антропологический
Аксиологический
Ценностный
Вся совокупность
результатов человеческой
деятельности
Совокупность лучших,
наиболее значимых
творений человека
«Культура –
вторая природа»
«Культура –
совершенство в бытии»
Хиросима, август 1945 г.
Подходы
к пониманию культуры
Антропологический
Аксиологический
Вся совокупность
результатов человеческой
деятельности
Совокупность лучших,
наиболее значимых
творений человека
«Культура –
вторая природа»
«Культура –
совершенство в бытии»
Воспитание
Обучение
Русский?
Français?
Общение
English?
中國?
Функции культуры
Воспитательная
Социализация – приучение человека к жизни в обществе.
Реальный Маугли
личность
Кадр из мультфильма «Книга джунглей»
индивид
Функции культуры
Воспитательная
Познавательная
Информационная
Знания
Нормы
Центры контроля
поведения
Неандерталец
Человек разумный
Функции культуры
Воспитательная
Познавательная
Информационная
Нормативная
Выбор
Жизненные ценности человека
Культура общества
Функции культуры
Воспитательная
Познавательная
Женщина племени
кикую, Кения
Информационная
Всадница
Худ. К. Брюллов
Нормативная
Ценностная
Палеолитическая
Венера
Афродита
и Амур
Функции культуры
Воспитательная
Познавательная
Информационная
Ценностная
Коммуникативная
Язык – важнейшее средство общения.
СЛОВО = ПОНЯТИЕ
Включает важнейшие
характеристики объекта
Это – собаки.
Это – не собаки.
В национальном языке
выражаются особенности
мировосприятия народа.
Знак – чувственно воспринимаемый предмет, фиксирующий
значение и смысл другого объекта.
Символ – знак, служащий условным обозначением какоголибо образа или идеи.
Функции культуры
Воспитательная
Коммуникативная
Познавательная
Знаково-символическая
Информационная
Нормативная
Ценностная
Функции культуры
Воспитательная
Коммуникативная
Познавательная
Знаково-символическая
Информационная
Адаптивная
Нормативная
Релаксационная
Ценностная
Функции культуры
Воспитательная
Коммуникативная
Познавательная
Знаково-символическая
Информационная
Адаптивная
Нормативная
Релаксационная
Ценностная
Творческая
Культурный человек – это…
Какого
человек, воспитанный в традициях
своего
человека
народа, усвоивший его жизненные
ценности
можно
считать
(в Древней Греции).
культурным
сейчас?
гражданин, патриот своей страны (в Древнем
Риме).
христианин, разбирающийся в основах вероучения, соблюдающий религиозные нормы (в
средневековой Европе).
человек, получивший воспитание и
образование (в эпоху Просвещения).
Культура – это…
вся совокупность результатов человеческой деятельности,
мир сотворенных людьми вещей, противостоящий природе.
совокупность лучших, наиболее значительных творений человека,
духовных ценностей общества.
универсальный способ воспитания человека.
исследованием ценностей, как оснований человеческого бытия,
придающих смысл человеческой жизни.
Артефакт – предмет, изготовленный человеком, в отличие
от природного; любой искусственно созданный объект .
Функции культуры
Воспитательная: приучение человека к жизни в обществе, его социализация.
Познавательная: получение, сохранение и передача знаний о мире.
Информационная (исторической преемственности): передача социального
опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе.
Нормативная (регулятивная): воздействие на поведение людей.
Ценностная (аксиологическая): формирование жизненных ориентаций,
которые позволяют человеку распознавать значимое и незначительное.
Коммуникативная: обеспечение общения людей друг с другом.
Знаково-символическая: формирование имён и названий объектов, идей.
Адаптивная: обеспечение приспособления к различным природным условиям.
Релаксационная (рекреативная): создание условий для отдыха и разрядки.
Творческая: создание новых ценностей на основе переосмысления и
обновления уже существующей культуры.
English Русский Правила
Понятие и функции культуры 3
Культура
Понятие культуры
Мир культуры неисчерпаем. Теоретически его постигают философы, ученые, художники, богословы, культурологи, а в повседневной жизни каждый из нас осваивает ее нормы, ценности и идеалы как целеустремленно, так и стихийно. Поэтому неудивительно, что существует множество (свыше 300) самых различных определений культуры. Мы рассмотрим только некоторые из них, сопоставляя культуру с природой, с обществом и с самим человеком.
В самом общем значении мы говорим о «культуре», когда подразумеваем ее отличие от природы («натуры»). Мир культуры образуют вещи и явления, которых нет в «необработанной» природе. Хотя первоначально латинское слово cultura означало «возделывание», «обработка» и относилось прежде всего к земле. Однако культура — это все же мир, возделанный человеком, освоенное им пространство. Правда не все, созданное человеком, есть культура, поскольку люди породили и такие явления, которые ужасны по своему уродству и разрушительны для окружающей среды и их самих. Ведь нельзя же назвать наркоманию «явлением культуры», а озоновую дыру «достижением культуры». Поэтому первое определение: «культура — это обработанная натура» — требует некоторого дополнения.
Второй аспект в определении культуры возникает, когда мы культуру соотносим с другими сферами жизни общества. Часто можно слышать: «экономика и культура», «политика и культура», «молодежь и культура». Однако в повседневной жизни мы относим к «культуре» в первую очередь искусство и мораль, а под «учреждениями культуры» подразумеваем театры, музеи и школы. В этом смысле «культура» используется в более узком значении: культура — сфера общественной жизни, где вырабатываются и потребляются духовные ценности (эстетические, нравственные, религиозные и др.). Исходя из этих ценностных критериев, можно сказать, что далеко не всякое общественное явление может быть оценено положительно и отнесено к разряду «культурных». В то же время «культура экономических отношений» предполагает такую их организацию, которая способствует удовлетворению потребностей человека, а не служит только росту капитала. «Культура политической дискуссии» помогает различным социальным группам цивилизованно, гармонично реализовывать свои интересы. Поэтому эпитет «культурный» — это своеобразный «комплимент» общественному явлению, свидетельство его духовной ценности. Отсюда главным признаком культурного начала является способность уравновешивать, гармонизировать отношения в социуме.
Третий аспект понятия «культура» подразумевает, что культура — это универсальный способ «возделывания», «обработки» самого человека, то, что делает его гуманнее и лучше. Культура в этом смысле как раз и задает критерии того, что значит «быть лучше». В процессе социализации личность усваивает правила нравственного поведения в социуме и юридические нормы жизни в государстве, формирует свое мировоззрение и отношение к верованиям и традициям, вырабатывает эстетический вкус и духовные ценности. Таким образом, культура дает человеку возможность самосозидания, что, в свою очередь, позволяет ему стать творцом новых культурных ценностей.
Функции культуры
Сколь необъятно пространство культуры, столь же многообразны ее функции. Перечислим некоторые из них.
1) Ценностная. Усвоенные человеком культурные ценности позволяют распознавать значимое и незначительное в жизни; отличать то, что гармонизирует и совершенствует человеческую жизнь от того, что является саморазрушительным для человека. Для общества сохранение ценностей культуры — залог того, что оно не «одичает» и не исчезнет.
2) Нормативная. Каждое конкретное общество функционирует и развивается по специфической культурной программе, которая задает норму его жизни. В качестве таких программ выступают научные знания, нормы морали и права, духовные ценности, социальные идеалы, философские принципы, технические приемы, политические ориентации и т. д. Для человека, усвоившего нормы культуры, социальный мир становится «своим», в нем легко ориентироваться и реализовывать себя.
3) Интегрирующая. На основе единых ценностей и норм культура сплачивает определенное сообщество людей и отличает его от других сообществ. В результате своеобразие каждой страны или народа определяется его культурой. В более узком смысле общность культурных предпочтений формирует из групп людей сообщества единомышленников, да и просто хорошие компании.
4) Деятельно-творческая. Труд в различных его видах (производство, учеба, наука, государственные дела, искусство и др.) — основа существования общества. В своей многогранной деятельности люди опираются на традиции социально-культурной жизни, созданные прежними поколениями. Именно накопленный деятельно-культурный опыт способствует дальнейшему творчеству людей, созданию ими нового в науке, искусстве, социальной практике.
5) Знаково-символическая. Предметы и явления культуры выступают как знаки, которые в условном, закодированном виде хранят опыт человечества. Знаком может быть любой предмет, имеющий определенное значение, т. е. выступающий как представитель некоего другого явления и хранящий его смысл. Для водителей белый «кирпич» на фоне красного цвета — знак запрета на проезд, для школьника звонок — знак начала или конца урока, протянутая для пожатия рука — знак приветствия. Самым универсальным знаком является слово. Устная и письменная речь позволяет передать практически любой смысл тому, кто знаком с этой системой знаков.
Среди знаков особое место занимают символы — знаки, служащие условным обозначением какого-либо образа или идеи. Например, памятник героям, павшим в боях за Родину, служит символом патриотизма народа. Церемония бракосочетания выступает символом любви и идеи продолжения рода.
Приобщаясь к культуре, мы расшифровываем ее знаки и символы, постигая, таким образом, смысл происходящего.
Многомерность культуры
Культура многообразна по функциям и по содержанию. Поэтому существует множество классификаций видов культуры.
По предметным результатам человеческой деятельности культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Материальная культура — это техника и предметы быта, транспорт и связь, здания и сооружения, породы животных и сорта растений. В отличие от материальной духовная культура—это мир социальных и личностных ценностей. Духовная культура — это идеалы искусства, нормы нравственности, правосознание, философские учения, политические убеждения, религиозные верования. Духовная культура иногда рассматривается как культура в собственном, узком значении этого слова. Подразделение на материальную и духовную культуру условно, поскольку в тех же предметах материальной культуры запечатлены духовные возможности человека.
Иногда выделяют культуру физическую, когда говорят: в здоровом теле — здоровый дух. Физическая культура — это личная гигиена, упражнения для тела, подвижный образ жизни, спорт, игры, абсолютное исключение вредных привычек (наркомании, алкоголизма, курения).
Согласно историческому критерию культуру подразделяют на первобытную, античную, средневековую, ренесансную, новую, современную.
По этнонационалъному признаку различают культуры отдельных народов: белорусскую, русскую, китайскую, американскую и т.д. Выделяют также отдельные сферы культуры, которые различают друг от друга по главной ценности, лежащей в их основе. Так, для художественной культуры главная ценность — красота, для религиозной — вера, для познавательной культуры — истина, для нравственной — добро, для правовой — справедливость, для политической — власть. Об этих и некоторых других ценностях культуры мы и поговорим на страницах этой книги.
Выводы. 1. Культура — это развивающееся многообразие социальных действий, духовно возвышающих общество и человека,
2. В узком смысле слова культура — это мир духовных ценностей.
3. Структура и функции культуры богаты и многообразны.
Словарь
Духовная культура — сфера производства и потребления духовных ценностей.
Знак — чувственно воспринимаемый предмет, фиксирующий значение и смысл другого объекта.
Материальная культура — результат обработки природных материалов для удовлетворения человеческих потребностей.
Символ — знак, служащий условным обозначением какого-либо образа или идеи.
Физическая культура — формирование человеческого тела.
Эрудиция — глубина, основательность знания, начитанность.
3
Фетишистское расстройство | Психология сегодня
Отзыв от Psychology Today Staff
Фетишистское расстройство — это сильное сексуальное влечение либо к неодушевленным предметам, либо к частям тела, традиционно не считающимся сексуальными, в сочетании с клинически значимым дистрессом или нарушением.
Согласно DSM-5, фетишистское расстройство — это состояние, при котором наблюдается постоянное и повторяющееся использование или зависимость от неживых объектов (таких как нижнее белье или обувь на высоких каблуках) или очень специфический фокус на части тела (большинство часто негенитальные, например, ступни) для достижения сексуального возбуждения.
Поскольку фетиши встречаются у многих нормально развивающихся людей, диагноз фетишистского расстройства ставится только в том случае, если в результате фетиша или сексуального возбуждения сопровождаются личным дистрессом или нарушениями в социальной, профессиональной или других важных областях функционирования. невозможно без фетиш-объекта. Люди, которые идентифицируют себя как фетишисты, но не сообщают о связанных с ними клинических нарушениях, будут считаться страдающими фетишизмом, но не фетишистским расстройством. Большинство людей находят определенные негенитальные черты тела привлекательными, что указывает на то, что определенный уровень фетишизма является нормальной чертой человеческой сексуальности.
Термин «фетишизм» происходит от португальского слова feitico , что означает «навязчивое увлечение». Только с помощью этого объекта или сосредоточения внимания на этой части тела человек может получить сексуальное удовлетворение.
Для некоторых простое изображение фетиш-объекта может вызвать возбуждение, хотя многие с фетишем предпочитают (или требуют) настоящий объект для достижения возбуждения. Фетишист обычно держит, трет, пробует на вкус или нюхает фетиш-объект для сексуального удовлетворения или просит своего партнера носить этот объект во время сексуальных контактов.
Фетиши неодушевленных предметов можно разделить на два типа: фетиши формы и фетиши мультимедиа . В фетише формы важна форма объекта, например, туфли на высоком каблуке. В медийном фетише важен материал объекта, например, шелк или кожа. Фетишисты неодушевленных предметов часто собирают предмет своей благосклонности.
Фетишистское расстройство гораздо чаще встречается у мужчин, чем у женщин — фактически, DSM-5 указывает, что оно встречается почти исключительно у мужчин.
В более ранних версиях DSM фетишистское расстройство, связанное с негенитальными частями тела, было известно как парциализм; в последней версии партикуляризм превратился в фетишистский беспорядок.
Содержимое
- Симптомы
- Причины
- Уход
Симптомы
Половые акты людей с фетишистским расстройством, как правило, сосредоточены почти исключительно на фетиш-объекте или части тела. Во многих случаях человек с фетишистским расстройством может сексуально возбудиться и достичь оргазма только при использовании фетиша, часто испытывая сильный стыд или беспокойство из-за своей неспособности возбудиться с помощью «типичных» раздражителей. В других случаях сексуальная реакция может возникать без фетиша, но на уменьшенном уровне, что может вызвать стыд или напряженность в отношениях.
Сексуально активные взрослые без фетишистского расстройства или взрослые со специфическим фетишем, который не причиняет им беспокойства, могут в разное время возбуждаться определенной частью тела или объектом и делать это частью своего сексуального взаимодействия с другим человеком, но не зафиксироваться на нем.
Диагностические критерии фетишистского расстройства, указанные в DSM-5, включают:
- В течение как минимум шести месяцев у человека возникают повторяющиеся, интенсивные, сексуально возбуждающие фантазии, побуждения или поведение с участием неживых объектов ( например, женское нижнее белье и обувь) или уделение особого внимания негенитальным частям тела.
- Фантазии, сексуальные побуждения или поведение вызывают значительный дистресс или ухудшают социальное, профессиональное или личное функционирование.
- Фетиш-объекты не являются предметами одежды, используемыми при переодевании, и не предназначены для тактильной стимуляции гениталий, например, вибратор.
Фетишистское расстройство может колебаться по интенсивности на протяжении всей жизни.
Какие самые распространенные виды фетишей?
Исследования показывают, что почти все может стать объектом фетиша. Наиболее распространены фетиши тела для ног, рук, волос, ожирения, татуировок и пирсинга. Наиболее распространенными объектами фетиша являются обувь, перчатки и (загрязненное) нижнее белье, кожа, резина, юбки, перчатки и подгузники.
Когда фетиш вреден?
Сексуальный фетиш не является нездоровым по определению, но если он вызывает длительные сильные страдания у человека, его можно считать фетишистским расстройством. Фестишистское расстройство может заставить человека чувствовать, что он больше не контролирует свою жизнь. Мужчина, который включает фетиш в свои романтические отношения с партнером по согласию, не обязательно демонстрирует нездоровое поведение. Но если мужчина настолько поглощен своим фетишем, что больше не испытывает сексуального влечения к своей партнерше и может быть возбужден только своим фетишным предметом, то это, вероятно, признак нездорового фетиша.
У людей обычно бывает несколько фетишей?
Ограниченное исследование показывает, что люди часто имеют более одного фетиша. Одно небольшое исследование показало, что из 48 человек с фетишистским расстройством у 17 был только один фетиш, у девяти было два фетиша, у 12 было три фетиша, у шести было четыре фетиша, а у других было до девяти фетишей.
В каком возрасте обычно развивается сексуальный фетиш?
Фетиши обычно становятся очевидными для человека во время или даже до полового созревания. Сексуальные фетиши развиваются почти исключительно у мужчин.
Какова распространенность фетишистского расстройства?
Хотя по оценкам до 10 процентов населения могут иметь какой-либо тип фетиша, фетишистское расстройство встречается редко, и менее 1 процента населения находится в психиатрической помощи по поводу этого состояния.
Причины
Парафилии, такие как фетишистское расстройство, обычно начинаются в период полового созревания, но фетиши могут развиться и до подросткового возраста. Причина фетишистского расстройства окончательно не установлена.
Некоторые теории включают детские переживания; биологические факторы, такие как аномальное развитие мозга; и культурные факторы, поскольку исследования показали разный уровень фетишизма в культурах, которые по-разному подходят к сексуальности.
Существуют ли неврологические причины фетишизма?
Одна неврологическая идея о причине фут-фетиша исходит из того факта, что область мозга, которая обрабатывает сенсорную информацию от ступней, примыкает к области, которая обрабатывает сенсорную информацию от гениталий. Эта идея, выдвинутая неврологом Вилайанауром Рамачандраном, постулирует, что между двумя областями мозга могут существовать некие «нейронные перекрестные помехи». Части тела, кортикальное представительство которых находится дальше от гениталий, с меньшей вероятностью будут фетишизированы, поскольку ступни являются наиболее распространенным фетишем.
Может ли фетишизм быть результатом детских переживаний?
Некоторые теоретики считают, что фетишизм развивается из опыта раннего детства, когда объект ассоциировался с особенно сильной формой сексуального возбуждения или удовлетворения. Другие теоретики обучения сосредотачиваются на более позднем детстве и подростковом возрасте, а также на обусловленности, связанной с мастурбацией и половым созреванием.
Поведенческие модели обучения предполагают, что ребенок, который является жертвой или наблюдателем неуместного сексуального поведения, может научиться имитировать или позже получить поощрение за такое поведение. Модели компенсации предполагают, что эти люди могут быть лишены нормальных социальных сексуальных контактов и, таким образом, ищут удовлетворения менее социально приемлемыми способами.
Уход
Фетишистские фантазии распространены и во многих случаях безвредны. Согласно определению DSM, их следует рассматривать как расстройство только тогда, когда они вызывают дистресс или нарушают способность человека нормально функционировать в повседневной жизни.
Хотя ряд терапевтических и медикаментозных методов лечения может помочь контролировать симптомы фетишистского расстройства, пациенты должны знать, что исторически существовали ограничения на степень, в которой терапия и лекарства или их комбинация могут помочь. Эти методы лечения обычно лечат симптомы — тревогу, стыд, проблемы в отношениях, — которые приводят пациента на лечение, но многие люди с фетишами могут сохранять желание иметь свой фетиш-предмет в долгосрочной перспективе. Основным результатом различных методов лечения является помощь пациентам в улучшении самочувствия.
Фетишистское расстройство характеризуется колебаниями интенсивности и частоты побуждений или поведения в течение жизни человека. В результате эффективное лечение обычно является длительным. Все больше данных свидетельствуют о том, что сочетание лекарственной терапии с когнитивно-поведенческой терапией может быть эффективным, хотя исследования результатов этих методов лечения остаются безрезультатными. Это позволяет пациенту сосредоточиться на консультировании с меньшим количеством отвлекающих факторов.
Уровень полового влечения не всегда связан с поведением людей с фетишистским расстройством, а высокий уровень циркулирующего тестостерона не предрасполагает мужчин к парафилии. Тем не менее, гормоны, такие как ацетат медроксипрогестерона (Депо-Провера) и ацетат ципротерона, помогают снизить уровень циркулирующего тестостерона, потенциально снижая половое влечение и агрессию, а в случае человека с фетишистским расстройством потенциально приводя к уменьшению полового влечения. частота эрекций, сексуальных фантазий и начала сексуального поведения, включая мастурбацию и половой акт.
Когнитивно-поведенческие модели терапии могут быть эффективными при лечении людей с парафилическими расстройствами. К ним относятся сенсибилизация, аверсивное обусловливание и переобусловливание. Методы восстановления основаны на немедленной обратной связи с пациентом, так что поведение сразу же изменится. Например, человека можно подключить к машине биологической обратной связи, которая связана со светом, а затем обучить методам саморегуляции, которые будут удерживать свет в определенном диапазоне цветов. Затем они тренируются делать это, подвергаясь воздействию сексуально стимулирующих материалов. Обучение мастурбации может быть сосредоточено на отделении удовольствия от мастурбации и кульминации от девиантного поведения.
Лечится ли фетишистское расстройство лекарствами?
Класс препаратов, называемых антиандрогенами, может временно снизить уровень тестостерона и используется в сочетании с другими формами лечения фетишистского расстройства. Это лекарство снижает половое влечение у мужчин и, таким образом, может уменьшить частоту мысленных образов сексуального возбуждения. Антидепрессанты, такие как флуоксетин (прозак), также могут снижать половое влечение, но не было доказано, что они эффективно воздействуют на сами сексуальные фантазии. Гормоны обычно используются в сочетании с поведенческими и когнитивными методами лечения.
Можно ли лечить фетишистское расстройство с помощью терапии?
Некоторые терапевтические методы лечения фетишистского расстройства включают аверсивное обусловливание и сенсибилизацию. Скрытая сенсибилизация предполагает расслабление пациента и визуализацию сцен девиантного поведения с последующей визуализацией негативного события.
Другой подход, известный как вспомогательное аверсивное обусловливание, похож на скрытую сенсибилизацию, но усиливается тем, что негативное событие становится реальным (например, терапевт нагнетает в воздух неприятный запах). В обоих случаях цель состоит в том, чтобы пациент связал девиантное поведение с негативным событием (либо визуализируемым событием, либо новым входом, например, запахом).
Ссылки
Национальные институты здравоохранения
Национальная медицинская библиотека
Американская психиатрическая ассоциация, Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, пятое издание
Baez-Sierra, D., Balgobin, C., & Wise, T. N. ( 2016). Лечение парафилических расстройств. В «Практическом руководстве по парафилии и парафилическим расстройствам» (стр. 43–62). Издательство Springer International.
Юсей, Д., и Делча, К. (2020). Фетишистское расстройство. Теоретико-экспериментальные модели сексуальных и парафильных дисфункций, 67.
Вентриглио, А., Бхат, П., Торалес, Дж., и Бхугра, Д. (2019). Сексуальность в 21 веке: кожа или резина? Объяснение фетишизма. Медицинский журнал Вооруженных сил Индии , 75 (2), 121–124. https://doi.org/10.1016/j.mjafi.2018.09.009
Гюнтер, К. (2016). «Все делается зеркалами»: В.С. Рамачандран и материальная культура исследований фантомных конечностей. История болезни , 60 (3), 342–358. https://doi.org/10.1017/mdh.2016.27
Последнее обновление: 23.03.2022
Что стоит за всплеском сексуальной идентичности?
В 1976 году французский философ Мишель Фуко скрупулёзно доказал, что сексуальность — это социальный конструкт, используемый как форма контроля. В последующие 40 лет общество было занято конструированием сексуальности. Наряду с традиционными ориентациями гетеросексуалов, гомосексуалистов и бисексуалов в лексиконе теперь существует множество других вариантов, в том числе:
- пансексуал (гендерно-слепое сексуальное влечение ко всем людям)
- омнисексуал (сходный с пансексуалом, но активное влечение ко всем полам, а не гендерно-слепое) собственный пол субъекта, как и «лесбиянки», и «гетеросексуалы»)
- демисексуал (сексуальное влечение к кому-либо, основанное на сильной эмоциональной связи)
- сапиосексуал (сексуальное влечение к интеллекту)
- объектумсексуал (половое влечение к неодушевленным предметам)
- аутосексуал (тот, кто предпочитает мастурбацию половой жизни с другими)
- андрогинносексуал (половое влечение как к мужчинам, так и к женщинам с андрогинной внешностью)
- андросексуал (половое влечение к мужчинам)
- асексуал (тот, кто не испытывает сексуального влечения)
- серосексуал (иногда испытывает сексуальное влечение, но обычно нет)
Очевидно, люди чувствовали, что несколько существующих ярлыков к ним не относятся. «Существует требование иметь больше доступных сценариев, чем просто гетеросексуальные, гомосексуальные и бисексуальные», — говорит Робин Демброфф, профессор философии Йельского университета, который исследует феминистскую теорию и конструкцию.
Реклама
Ярлыки могут показаться унизительными, но они полезны. Создание ярлыка позволяет людям находить людей со схожими с ними сексуальными интересами; это также способ признать, что такие интересы существуют. «Чтобы быть узнаваемым, чтобы даже существовать, вам нужно имя», — говорит Жанна Пруст, профессор философии Городского университета Нью-Йорка. «Это очень мощная функция языка: перформативная функция. Он заставляет что-то существовать, он создает реальность».
Вновь созданные идентичности, многие из которых возникли в последнее десятилетие, уменьшают внимание к полу — как для субъекта, так и для объекта желания — при установлении сексуального влечения. «Демисексуал», например, совершенно не связан с полом, в то время как другие термины подчеркивают пол объекта влечения, но не пол субъекта. «Если вы говорите, что вы гей или гетеросексуал, это не значит, что вас привлекают все представители определенного пола», — говорит Демброфф. Распространение сексуальной идентичности означает, что вместо того, чтобы подчеркивать пол как основной фактор того, кого кто-то считает привлекательным, люди могут определять другие привлекательные для них черты и частично или полностью отделять гендер от сексуального влечения.
Демброфф считает, что недавнее распространение сексуальных идентичностей отражает современный отказ от морально предписывающего отношения к сексу, основанного на христианской вере в то, что секс должен быть связан с воспроизводством. «Мы живем в культуре, где секс все чаще рассматривается как нечто, имеющее меньше отношения к родству и размножению, а больше к индивидуальному самовыражению и формированию интимных связей более чем с одним партнером», — говорит Демброфф. «Я думаю, что, поскольку здесь больше внимания уделяется индивидуальности, имеет смысл, что у нас есть эти гиперперсонализированные категории».
Та же самая индивидуальность, которая пронизывает западную культуру, заставляя людей сосредотачиваться на себе и ценить собственное благополучие выше благополучия группы, отражается в желании разбить групповую сексуальную идентичность на все более узкие категории, отражающие личные предпочтения.
Реклама
Некоторые считают, что это может ограничить свободу людей в выражении изменчивой сексуальности. Каждая вновь кодифицированная сексуальная ориентация требует, чтобы люди использовали все более конкретные критерии для определения своей сексуальной ориентации.
«Язык фиксирует реальность, он устанавливает реальность», — говорит Пруст. «В каком-то смысле это парализует его. Он кладет его в коробку, под биркой. Проблема в том, что он не двигается. Он отрицает или отрицает любую нестабильность или текучесть».
Существует также опасность того, что самоопределение непреднамеренно определяет других людей. Точно так же, как термины «гетеросексуал» и «гомосексуал» требуют, чтобы люди уточняли свои сексуальные предпочтения в соответствии с полом себя и своего партнера, «сапиосексуал» требует, чтобы каждый из нас определил свое отношение к интеллекту. Точно так же слово «пансексуал» требует от людей, которые когда-то идентифицировали себя как «бисексуалов», объяснить свое сексуальное влечение к тем, кто не идентифицирует себя ни мужчиной, ни женщиной. А «омнисексуал» предполагает, что люди должны решать, 9 ли им лет.0011 привлекает ко всем полам или не обращает на них внимания .
В анализе Фуко современное общество превращает секс в академическую, научную дисциплину, и этот способ восприятия секса доминирует как в его понимании, так и в переживании. Стэнфордская энциклопедия философии четко резюмирует эту идею:
Реклама
Мало того, что контроль осуществляется через знания других людей о людях; существует также контроль через знание людьми самих себя. Люди усваивают нормы, установленные наукой о сексуальности, и следят за собой, пытаясь соответствовать этим нормам.
Новые термины для обозначения сексуальной ориентации также проникают в политический дискурс о сексуальности, и люди определяют себя соответствующим образом. Хотя ничто не мешает кому-то, например, иметь демисексуальную фазу, ярлыки предполагают врожденную идентичность. Уильям Уилкерсон, профессор философии из Университета Алабамы в Хантсвилле, специализирующийся на гендерных исследованиях, говорит, что это отличительная черта современной сексуальной идентичности. Он указывает, что в прошлом было много разных сексуальных интересов, но они представлялись скорее как желания, чем как внутренняя идентичность. Понятие врожденной сексуальной идентичности «кажется мне совершенно другим», — говорит он. «Модель сексуальности как врожденной вещи стала настолько распространенной, что люди хотят сказать: «Вот что я чувствую, поэтому, возможно, я определю себя определенным образом и пойму это как идентичность», — добавляет он.
В 1970-х и 80-х годах наблюдалось распространение сексуальных групп и интересов, подобное тому, что мы наблюдали в течение последних пяти-десяти лет, отмечает Уилкерсон. Идентичности, возникшие в предыдущие десятилетия, такие как медведи, кожаные папы, женщины и бучи, глубоко зависят от образа жизни и внешнего вида. Например, трудно быть мясистой женщиной, не выглядя по-мужски. Современные идентичности, такие как гиносексуал или пансексуал, ничего не говорят о внешности или образе жизни, но полностью определяются внутренним сексуальным желанием.
Недовольство существующими ярлыками не обязательно должно приводить к созданию новых. Уилкерсон отмечает, что квир-движение в предыдущие десятилетия было сосредоточено на антиидентичности и отказе определять себя. «Интересно, что сейчас это похоже на «Мы действительно хотим определить себя», — говорит Уилкерсон.
Реклама
Тенденция отражает стремление отрезать ноги от религиозных инвектив против негетеронормативной сексуальности. Если вы «родились таким», ваша сексуальность не может быть греховной, потому что она естественна, основана на биологических желаниях, а не на сознательном выборе. Совсем недавно этот ход мыслей подвергся критике со стороны тех, кто утверждает, что все виды сексуальности должны быть приняты независимо от какой-либо связи с биологией; что сексуальность социально сконструирована, и причина, по которой никакая данная сексуальность не является «греховной», заключается просто в том, что любой добровольный сексуальный выбор совершенно нравственн.
Хотя быть совершенно неопределенным и вне категорий может показаться идеальным, Пруст говорит, что это невозможно. «Мы должны использовать категории. Это грустно, это трагично. Но это так». Конструкты не просто необходимы для сексуальной идентичности или пола; они являются важной особенностью языка, добавляет она. Мы не можем понять мир без этого «процесса фиксации тегов».
Распространение специфических сексуальных идентичностей сегодня может показаться противоречащим ценностям квир-культуры, направленным против идентичности, но Демброфф предполагает, что обе они работают на одну и ту же конечную цель — подорвать влияние и значимость старомодных бинарных сексуальных идентичностей. «Социальные изменения всегда происходят неидеальными шагами», — отмечает Демброфф. Итак, хотя сегодня у нас могут быть десятки сексуальных идентичностей, они могут стать настолько индивидуализированными и специфичными, что потеряют всякое значение для групповых идентичностей, и вся концепция фиксированной сексуальной идентичности будет разрушена.