Тесты «Согласные по группам».
Согласные по группам
Характеристика гласного [ц].
Звук [ц] (в русской транскрипции [тс]) – ротовой, согласный, смычно-щелевой, глухой, язычно-зубной, свистящий, твердый согласный звук. Образуется путем слияния звуков [т] и [с] в единый звук. Звуков, парных ему по звонкости и мягкости в русском языке нет.
При произнесении звука [тс] органы артикуляции занимают следующее положение: губы слегка растянуты в улыбке, так, что обнажаются верхние и нижние резцы; зубы сближены, образуя щель 1-2 мм; кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов; боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами; спинка языка в своей передней части на долю секунды плотно смыкается с верхними альвеолами («бугорками») за передними верхними зубами, как при произношении [т], после чего образует с ними (с альвеолами) узкую щель для выхода струи воздуха, как при произношении [с]; воздушная струя сильная, толчкообразная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная; мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос; голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
Характеристика согласных [с], [с’], [з], [з’].
Звук [с] — ротовой, согласный, фрикативный, глухой шумный длительный, язычно-зубной, свистящий, твердый согласный звук.
При произнесении звука [с] органы артикуляции занимают следующее положение: губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы; зубы сближены, образуя щель 1-2 мм; кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов; боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами; спинка языка в своей передней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха; воздушная струя сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная; мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос; голосовые связки разомкнуты, не образуют голос.
При произнесении мягкого звука [с’] губы растягиваются больше, чем при произнесении твердого [с], и напрягаются. Передне-средняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и несколько перемещается вперед в направлении альвеол, вследствие чего еще больше сужается, а шум становится более высоким.
Звук [з] — ротовой, согласный, фрикативный, звонкий шумный длительный, язычно-зубной, свистящий, твердый согласный звук. При произнесении звука [з]: губы в улыбке, зубы видны; зубы сближены, но не сомкнуты; широкий кончик языка находится за нижними резцами; передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами; боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка; посередине языка идет воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот; голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Звук [з’]. Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука [з’] такое же, как и при произнесении [з] твердого, только средняя часть спинки языка поднимается к небу.
Характеристика согласный [ч].
Звук [ч] – ротовой, согласный, шипящий, смычно-щелевой, глухой, язычно-передненебный, мягкий согласный звук. Парных ему звонкого и твердого звуков в русском языке нет.
В момент произнесения звука [ч] органы артикуляции занимают следующее положение: губы слегка выдвинуты вперед и округлены; зубы сближены, между ними остается лишь узкая щель; широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба; средняя часть спинки языка опущена, образуя углубление; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка (в начале артикуляции кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, а потом резко отходит назад), выдох более сильный, чем при произнесении звука [ш], более напряженный, воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в ротовую полость; голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
Характеристика согласных [л], [л’].
Звук [л] — ротовой, смычно-проходной, сонорный, язычно-альвеолярный, твердый согласный звук.
Во время правильного произнесения звука [л] органы речи принимают следующее положение: губы раскрыты, занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука; зубы незначительно разомкнуты; язык узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, средняя часть языка опущена, боковые края тоже опущены; между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя. голосовые связки напряжены и вибрируют, давая голос.
Звук [л’] — ротовой, смычно-проходной, сонорный, язычно-альвеолярный, мягкий согласный звук. Мягкий звук [л’] отличается от твердого [л] следующим: губы растянуты в стороны, как при улыбке; язык — кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы, средняя и задняя части языка подняты и продвинуты вперед, что и дает смягчение.
Характеристика согласных [ш], [ж], [ш’], [ж’].
Звук [ш] — ротовой, шипящий, согласный, фрикативный, глухой шумный длительный, язычно-передненебный, твердый согласный звук.
При произнесении звука [ш] губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2 – 5 мм, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого неба и образует с ними щель. Средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу (углубление посередине образует как бы дно «ковшика»). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха. Голос не образуется. Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту.
Звук [ж] – ротовой, шипящий, согласный, фрикативный, звонкий шумный длительный, язычно-передненебный, твердый согласный звук. От произнесения звука [ш] отличается наличием напряжения и вибрации голосовых складок, щель между кончиком языка и передней частью твердого неба меньше, выдыхаемая струя воздуха слабее.
Характеристика согласных [р], [р’].
Звук [р] – ротовой, дрожащий, сонорный, язычно-альвеолярный, твердый согласный звук.
Положение губ, а также расстояние между резцами зависят от следующего за [р] звуком. Язык боковыми краями прилегает к верхним зубам. Его передний край поднят вверх и дрожит под напором воздуха. Мягкое небо поднято и закрывает передвижение воздушной струи в нос. Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Мягкий звук [р’] отличается по артикуляции от парного твердого звука [р] дополнительным подъемом средней части спинки языка к небу и некоторым продвижением его вперед.
Характеристика согласных [х], [х’].
Звук [х] – ротовой, согласный, фрикативный, глухой шумный длительный, язычно-задненебный, твердый согласный звук. Кончик языка опущен вниз, спинка языка соприкасается с небом, посередине – щель. Мягкое небо приподнято и перекрывает проход в нос. Голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется. В момент произнесения звука можно почувствовать на руке сильную струю воздуха.
Если произносить звук [х] на сильном выдохе, он будет резкий, неприятный. Если же с легким выдохом провести его через гортань, получится тихий, мягкий звук [х’].
При произнесении мягкого звука [х’] кончик языка продвигается вперед и, сближаясь с твердым небом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха.
Характеристика согласных [к], [к’] [г], [г’].
Звук [к] — ротовой, согласный, смычно — взрывной, глухой, язычно-задненебный, твердый согласный звук. Парный ему по твердости-мягкости — звук [к’]. Парный по звонкости-глухости — звук [г] — ротовой, согласный, взрывной, звонкий шумный мгновенный, язычно-задненебный, твердый согласный звук.
При произнесении звука [к] органы артикуляции занимают следующее положение: губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке; зубы разомкнуты: кончик языка лежит у основания нижних резцов, передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка поднимается вверх и упирается в небо в задней его части, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость; голосовые связки не напряжены, разомкнуты голос не образуется; воздушная струя сильная, в момент произнесения звука проходит по центру ротовой полости, разрывая смычку между задней частью спинки языка и небом.
При артикуляции [г] добавляется участие голосовых складок, ослабляется сила выдоха и напряжение органов артикуляции.
При произнесении мягких [к’], [г’] язык подвигается вперед и производит смычку с небом. Средняя часть спинки языка приближается к твердому небу. Передняя часть опущена. Кончик языка находится несколько ближе к нижним зубам, но не касается их. Губы несколько растягиваются и открывают зубы
Характеристика согласных [п], [п’], [б], [б’].
Звук [п] — ротовой, согласный, смычно — взрывной, глухой шумный мгновенный, губно-губной, твердый согласный звук.
Изначально губы смыкаются. Воздух, поступающий в полость глотки и рта, сжимается. После этого губная смычка взрывается, а воздух выталкивается наружу. Положение языка будет зависеть от следующего звука. Если звук [п] находится в конце слова или слога, язык остается пассивным. Мягкое небо находится в приподнятом состоянии и перекрывает проход в носовую полость.
Звук [б] — ротовой, согласный, взрывной, звонкий, губно-губной, твердый согласный звук.
При произнесении звука [б] положение органов артикуляции такое же, только вибрируют голосовые связки.
Характеристика согласных [т], [т’], [д], [д’].
Звук [т] — ротовой, согласный, смычно — взрывной, глухой шумный мгновенный, язычно-зубной, твердый согласный звук.
Образование звуков [т], [д], [т’], [д’] происходит при смычке передней части спинки языка с альвеолами и верхними зубами, разрыв струей воздуха этой смычки и закрытом вдохе в полость носа при помощи поднятия мягкого неба. Следовательно, это язычные (переднеязычные; по пассивному органы – зубные), смычные, шумные, чистые.
Звук [д] — ротовой, согласный, взрывной, звонкий шумный мгновенный, язычно-зубной, твердый согласный звук.
При произнесение звуков д, д дополнительно происходит колебание голосовых складок, что накладывает на шум тон, делая звуки звонкими. Произнесение звуков д, т сопровождается поднятием средней части спинки языка к твердому небу, что придает звукам палатальность (мягкость).
Характеристика согласных [ф], [ф’], [в], [в’].
Звук [ф] — ротовой, согласный, фрикативный, глухой шумный длительный, губно-зубной, твердый согласный звук.
Верхняя губа немного приподнята. Положение языка зависит от последующего звука. Мягкое небо приподнято и перекрывает проход в нос. При артикуляции звука [ф] голосовые складки разомкнуты, при [в] – вибрируют.
Звук [в] — ротовой, фрикативный, звонкий шумный длительный, губно-зубной, твердый согласный звук. Если поднести руку ко рту, можно ощутить сильную холодную струю воздуха, которая направлена косо вверх.
Характеристика согласных [м], [м’].
Звук [м] — носовой, согласный, смычно-проходной, сонорный, губно-губной, твердый согласный звук.
Губы сомкнуты, а когда происходит переход к следующему звуку, плавно размыкаются. Если звук [м] находится в конце слога или слова, такого размыкания может и не происходить. Положение языка в полной мере зависит от следующего звука. Мягкое небо опущено, а выдыхаемый воздух переходит в носовую полость. Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос
Характеристика согласных [н], [н’].
Звук [н] — носовой, смычно-проходной, сонорный, язычно-зубной, твердый согласный звук.
Положение губ меняется в зависимости от последующего за [н] гласного звука; видны передние зубы, они сближены, но не сомкнуты. Мягкое небо опущено вниз. Воздушная струя перемещается через носовую полость. Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
При произнесении мягкого звука [н’] кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам; весь язык более напряжен.
Характеристика согласной [j] (йот).
Звук [j] – относится к сонорным согласным, звонкий, ротовой, щелевой, язычно-средненебный звук.
Нормальное положение органов артикуляции при произношении звука йот: губы несколько растянуты, расстояние между резцами примерно 2мм.
Кончик языка лежит у нижних резцов. Средняя часть спинки языка сильно поднята к твердому небу. Задняя ее часть и корень продвинуты вперед.
Края языка упираются в верхние боковые зубы.
Мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки колеблются и образуют голос.
Выдыхаемая струя воздуха слабая. В зависимости от фонетического положения звука он может артикулироваться при более узкой или более широкой щели.
Гласные
Характеристика звука [а].
Гласный [а] — гласный звук, нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализованный. При произнесении звука [а] расстояние между зубами примерно соответствует толщине большого пальца, поставленного ребром между нижними и верхними резцами, губы — в нейтральной позиции, язык свободно лежит на дне ротовой полости, кончик языка касается нижней челюсти, боковые края касаются коренных зубов, задняя часть пассивна, голосовые складки напряжены и вибрируют. Мягкое небо поднято и закрывает проход воздуху в нос.
Характеристика звука [о].
Гласный [о] — гласный звук, среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный. При произнесении звука [о] расстояние между зубами несколько меньше, чем при произнесении звука [а], губы округляются и слегка выдвигаются вперед, кончик языка опущен, оттянут назад, задняя (корневая) часть языка приподнята по направлению к мягкому небу и отодвинута назад, голосовые складки напряжены и вибрируют. Мягкое небо поднято и закрывает проход воздуху в нос.
Характеристика звука [и].
Гласный [и] — гласный звук, верхнего подъема, переднего ряда, нелабиализованный. При произнесении звука [и] расстояние между зубами маленькое 1—2 мм, губы растянуты в улыбку, кончик языка опущен и упирается в нижние резцы, боковые края касаются верхних коренных зубов, средняя часть спинки языка приближена к небу, задняя часть языка опущена, голосовые складки напряжены и вибрируют. Мягкое небо поднято и закрывает проход воздуху в нос.
Характеристика звука [у].
Гласный [у] — гласный звук, верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный. При произнесении звука [у] расстояние между зубами еще меньше, чем при произнесении звука [о], губы сближены, округлены и сильно выдвинуты вперед, образуя щель круглой формы. Язык значительно оттянут вглубь рта, кончик языка опущен, оттянут назад, корневая часть языка сильно поднята по направлению к мягкому небу и отодвинута назад. Артикуляционный уклад характеризуется значительным сужением ротового отверстия. Голосовые складки напряжены и вибрируют. Мягкое небо поднято и закрывает проход воздуху в нос.
Характеристика звука [э].
Гласный [э] — гласный звук, среднего подъема, переднего ряда, нелабиализованный. При произнесении звука [э] расстояние между зубами несколько меньше, чем при произнесении звука [а], губы слегка растянуты, кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края касаются верхних коренных зубов, средняя и задняя части языка выдвигаются вверх и вперед, голосовые складки напряжены и вибрируют. Мягкое небо поднято и закрывает проход воздуху в нос.
Характеристика звука [ы].
Гласный [ы]. Голосовые складки напряжены; небная занавеска приподнята и закрывает вход в полость носа. Гласный ы произносится с высоким подъемом задней части языка, губы не принимают участия в артикуляции; тело языка распластано в полости рта и несколько отодвинуто назад, кончик языка приподнят. Значит, гласный ы нелабиализованный, верхнего подъема, среднего (смешанного) ряда.
Очень мягкие согласные. Согласные звуки и буквы
Фонетика — дама капризная, хоть и интересная. Ни для кого не секрет, что все звуки в русском языке подразделяются на согласные и гласные. Первые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. В основе этой классификации лежит способ произнесения звуков и особенности работы нашего артикуляционного аппарата. Так как же различить их все?
А в чём, собственно, дело?
Мягкие и твёрдые согласные звуки 1 класс начинает изучать в самом начале курса русского языка. Но чтобы отличать одни фонемы от других, нужно сначала понять, в чём же разница между ними и гласными.
Гласные звуки произносятся только с помощью голоса. Их можно пропеть, протянуть — именно так объясняют в школе педагоги малышам. Когда воздух на выходе из лёгких проходит через трахею, гортань, ротовую полость, он не встречает никаких препятствий. Когда мы говорим о согласных, то для их произнесения нужно задействовать губы, зубы и язык — в процессе участвуют они все, если так можно выразиться.
Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, мы замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как говорилось выше, звучат только при помощи одного голоса, то в согласных ещё присутствует шум, создаваемый помехами, с которыми приходится встречаться воздуху при их произнесении. В этом их главное отличие. Глухие звуки произносятся только с этим самым шумом, тогда как в звонких к нему добавляется ещё и голос. Сравните, например, произнесение слов «грот» и «крот» или же «дом» и «том». В обоих случаях первые — буквы твёрдых согласных звуков, звонкие и глухие соответственно.
«Вернёмся к нашим баранам!»
Теперь, когда мы уже немного знаем о различиях в согласных, перейдём к нашей основной теме.
Учиться лучше всего на примерах, правда? И снова обратимся к сравнению: давайте произнесём следующие пары слов:
Рэкет-рейка, булка-бюро, мама — мячик, лоза — лёд, вышка — вид.
В том, как мы произносим согласные, есть какое-то различие. Не так ли? Его обуславливают гласные звуки, которые стоят после согласных. Слова специально подобраны таким образом, чтобы нужные нам звуки находились в одной и той же позиции во всех примерах. В этом случае они показывают всё их разнообразие. Произнесите ещё раз, медленно. Чувствуете, как язык, в тех словах, где согласные звучат мягче, не упирается в нёбо, а словно расслабляется, становится плоским? Вот это можно считать главной особенностью, которую имеют наши твёрдые согласные при артикуляции.
Теория
Ну а теперь перейдём к конкретной теории. Твёрдые согласные — таблица, которая будет состоять из двух частей. Первым делом нужно запомнить, что твёрдость или мягкость звука обусловлены его гласным-соседом. Когда после буквы стоит а, о, у, ы , то звук, который она обозначает, определённо будет твёрдым (варежка, топот, губы, сыгранный), а если имеются е, ё, ю, я, и , согласный будет звучать мягче (метель, пёсик, мята, Киев). Таким образом, можно говорить о том, что смысла заучивать все твёрдые согласные нет. Практически все они парные. Это свойство показывалось в первом ряде слов, где мы учились различать твёрдые и мягкие звуки. Поэтому зависит всё от этой самой гласной.
Непарные согласные
Другой вопрос в том, как разбираться с непарными согласными. Таких в русском языке совсем немного: ш, ж, ц . Как бы вы ни пытались, произнести их мягко не получится. Даже если после них будут написаны те гласные, которые обычно употребляются с мягкими согласными: шомпол — шелест — шик, жуткий — жидкий — жестяной, цена — цирк — царь. Противопоставляются этим согласным непарные ч, щ, й , которые во всех случаях будут звучать мягко: чурка — чащоба — чистка, щёки — щуриться — щебень, йот — йогурт .
Ломай систему!
В этой ситуации нужно уяснить, что правило последующей гласной с ними не действует на непарные твёрдые согласные звуки. Таблица, которую можно составить для лучшего усвоения материала, в любом случае будет состоять из двух частей — парных, эквивалент которым всегда можно найти, сменив гласную, и непарных, живущих по собственным правилам.
Запоминаем
А теперь перейдём к методам изучения и запоминания. Твёрдые согласные 1 класс запоминает неохотно — слишком скучно. Но ведь всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы даже с настолько теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.
Сделаем, пожалуй, карточки. Вам понадобятся два листа цветной бумаги или же цветного картона. Главное, чтобы они были контрастные. Вырезаем одинаковые облачка, мячики, фигурки — всё, что придёт вам в голову. Потом соединяем две фигурки клеем, чтобы снаружи были эти самые контрастные стороны. А затем, при участии вашего маленького помощника, на одной стороне пишем гласные, которые дружат с мягкими, а на другой — с твёрдыми согласными. Для того чтобы совсем ничего не забыть, можно ещё рядышком поместить непарные и парные соответственно. Когда всё под рукой, гораздо же легче.
Далее, рисуем что-нибудь, что может помочь создать ассоциацию — кирпичик на картонке, где написаны твёрдые звуки, и пёрышко с мягкими фонемами. Или ещё нечто в таком роде. Имея перед глазами конкретный пример, школьник наверняка усвоит информацию лучше. Позже, для закрепления, можно просить вашего ученика в написанных словах выделять твёрдые и мягкие звуки разными цветами — красным и синим, например, чтобы вы без труда могли проверить его домашнее задание.
Подручный материал
Для подготовки табличек, о которых говорилось чуть выше, нужно всё-таки иметь какой-то материал. Твёрдые согласные звуки — таблица, на которую вы можете опереться, чтобы наверняка не запутаться. Для удобства в ней приводятся парные и непарные по твёрдости и мягкости звуки. Кстати говоря, если мы хотим обозначить мягкость звука, в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф.
В этой таблице все фонемы вверху являются твёрдыми. Внизу размещены их мягкие аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда у звука нет пары. Это означает, он не бывает мягким.
Запоминаем дальше
Продолжим практиковаться? Давайте приведём ещё примеры слов, где один и тот же согласный звук выступает в твёрдой или мягкой позиции. Ещё один нюанс. Кроме тех самых гласных, которые влияют на согласный, его может смягчать или делать твёрдым мягкий и твёрдый знак соответственно. Не будем забывать об этом в нашем следующем задании.
Бобр — беленький, вьюга — вратарь, город — гелий, подъезд — дьяк, жираф, зима — зубы, кит-кот, лошадь — лимонад, жменя-море, Нептун-носорог, пароход — перерыв, решение-роман, сова — семья, торт — тема, фильм-фотография, халва — схема, цыплёнок, шапка.
Определите слова из представленной пары, что демонстрируют мягкие либо твёрдые согласные. Как видим, буквы для их обозначения всё равно используются одинаковые. Обратите внимание на то, что в некоторых словах на твёрдость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, ещё можно попросить ребёнка придумать примеры для непарных согласных, чтобы он сам убедился в том, что они бывают только твёрдые. Всё же собственный опыт куда более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.
Ещё одна игра
Для изучения темы мягкие и твёрдые согласные можно предложить ученику ещё вот такую игру. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых нужно выписать только твёрдые согласные буквы. А потом, вставив в них гласные, придумать какое-нибудь слово. Например, есть ряд слов: соленье — лакей — ножики . Выписываем, значит, согласные: с, л, н, добавляем гласные. И первое, что приходит на ум, — короткое, но ёмкое слово «слон». Продолжим?
- Править — воля — лом (выписываются пр, в, л ).
- Томат — роль — топь (выписываются т, р, т ).
- Выпь — соня — сено (выписываются в, с, н ).
Заключение
В заключение хотелось бы напомнить о том, что ни в коем случае нельзя говорить «твёрдые согласные буквы». Таковыми бывают только звуки. А для их обозначения абсолютно такие же, как и в случае с мягкими (это было видно из приведённой выше таблицы). Теперь, когда весь материал у вас на руках, остаётся только практиковаться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно, можно ещё несколько раз перечитать материал на тему «Твёрдые согласные звуки» — таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. Повторять с ней будет гораздо легче.
Не забывайте, на каждый парный и непарный звук всякий раз приводить новые примеры, чтобы наш ученик сам учился сравнивать различное звучание согласных фонем. Оно зависит порой не только от последующего гласного или мягкого и твёрдого знака, но и соседствующих согласных, которые в зависимости от своей твёрдости или мягкости могут оказывать влияние и на исходный звук. Всё не так сложно, как кажется. Больше игр и практики — и всё обязательно получится.
В русском языке 21 согласная буква и 37 согласных звуков:
Буква | Звуки | Буква | Звуки | |
---|---|---|---|---|
Б | [б ], [б» ] | П | [п ], [п» ] | |
В | [в ], [в» ] | Р | [р ], [р» ] | |
Г | [г ], [г» ] | С | [с ], [с» ] | |
Д | [д ], [д» ] | Т | [т ], [т» ] | |
Ж | [ж ], [ж» ] | Ф | [ф ], [ф» ] | |
З | [з ], [з» ] | Х | [х ], [х» ] | |
Й | [й» ] | Ц | [ц ] | |
К | [к ], [к» ] | Ч | [ч» ] | |
Л | [л ], [л» ] | Ш | [ш ] | |
М | [м ], [м» ] | Щ | [щ» ] | |
Н | [н ], [н» ] |
Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Мягкость звука в транскрипции обозначается [» ].
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Твёрдый согласный звук получается, если после согласной стоит гласная А, О, У, Ы или Э :
на ло ку мы фэ
Мягкий согласный звук получается, если после согласной стоит гласная Е, Ё, И, Ю или Я :
бе лё ки ню ля
Мягкость согласных звуков также обозначается с помощью мягкого знака — Ь . Сам мягкий знак звука не обозначает. Он пишется после согласной буквы и вместе с ней обозначает один мягкий согласный звук:
рысь [рыс» ], огонь [огон» ], вьюга [в»й»уга ].
Большинству согласных букв соответствует два звука: твёрдый и мягкий, такие согласные называются парными.
Парные согласные по твёрдости — мягкости :
Но есть согласные буквы, которым соответствует только один из звуков: твёрдый или мягкий. Такие согласные называются непарными.
Непарные твёрдые согласные (всегда твёрдые):
Ж [ж ], Ш [ш ], Ц [ц ].
Непарные мягкие согласные (всегда мягкие):
Ч [ч» ], Щ [щ» ], Й [й» ].
В русском языке есть долгий звонкий мягкий звук [ж» ]. Он встречается в небольшом количестве слов и получается только при произнесении сочетаний букв жж, зж, жд :
вожжи, дребезжать, дождь .
Звонкие и глухие согласные звуки
Согласные звуки можно разделить на глухие и звонкие.
Глухими согласными называются такие звуки, при произношении которых не используется голос. Они состоят только из шума. Например: звуки [с ], [ш ], [ч» ].
Звонкими согласными называются такие звуки, при произношении которых используется голос, то есть они состоят из голоса и шума. Например: звуки [р ], [ж ], [д ].
Некоторые звуки составляют пару: звонкий — глухой, такие звуки называются парными.
Парные согласные по глухости — звонкости :
Непарные звонкие согласные : Й, Л, М, Н, Р .
Непарные глухие согласные : Х, Ц, Ч, Щ .
Шипящие и свистящие согласные звуки
Звуки [ж ], [ш ], [ч» ], [щ» ] называются шипящими согласными звуками. Звуки [ж ] и [ш ] — это непарные твёрдые шипящие согласные звуки:
жук [жук ], шут [шут ]
Звуки [ч» ] и [щ» ] — это непарные мягкие шипящие согласные звуки:
чиж [ч»иж ], щит [щ»ит ]
Звуки [з ], [з» ], [с ], [с» ], [ц ] называются свистящими согласными звуками.
Буква и звук Й
Буква Й (и краткое) обозначает звук [й» ]: рай [рай» ].
Буква Й пишется:
- В начале слов:
йод, йогурт .
- В середине слов, перед согласными буквами:
лайка, майка, кофейник .
- В конце слов:
рай, май, твой .
Звук [й» ] встречается чаще буквы Й , так как он появляется в словах, где нет буквы Й , но есть гласные Я, Е, Ю и Ё . Рассмотрим, в каких случаях звук [й» ] встречается в словах, не содержащих букву Й :
- гласные Я, Е, Ю и Ё стоят в начале слова:
яма [й»ама ],
- гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после гласных:
дует [дуй»эт ],
- гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после разделительного твёрдого знака (Ъ ):
въезд [вй»эзд ],
- гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после разделительного мягкого знака (Ь ):
льёт [л»й»от ],
- гласная И стоит после разделительного мягкого знака (Ь ):
ульи [ул»й»и ].
Знакомство ребенка с русским алфавитом – это всегда встреча с неизвестным, но загадочным миром, в котором столько интересных вещей.
Буквы русского алфавита составляют целую семью, в которой 33 жителя!
И всех нужно запомнить на своих местах. Но этим изучение букв не заканчивается. Приходится еще делить их на гласные и согласные, ударные и безударные, мягкие и твердые, глухие и звонкие . И это еще далеко не полная классификация. Разберемся, как правильно разделить по группам буквы алфавита.
Гласные и согласные звуки и буквы
Для начала разберемся, сколько всего букв содержит русский алфавит. Всего их 33. Все они делятся на две большие группы: гласные и согласные.
Только мягкий и твердый знаки мы не можем отнести ни к одной из групп: они не обозначают звука, а служат для указания на твердость или мягкость предыдущего звука.
Таблица с карточками гласных и согласных букв в русском языке.
Гласные звуки
Гласные звуки произносятся легко, нараспев. Это возможно благодаря тому, что при артикуляции во рту не образуется преграда для воздушного потока.
Сколько всего гласных букв в русском языке? – 10 букв.Гласные звуков значительно меньше: всего 6: А,О,У,Ы,И,Э. Такая разница объясняется тем, что 4 гласные буквы образуются путем слияния двух звуков: Ё=Й+О; Е=Й+Э; Ю=Й+У; Я=Й+А.
Ударные и безударные
Гласные звуки бывают ударные и безударные. Ударные гласные звуки в слове выделяются голосом. Благодаря ударению мы понимаем смысл слова. Есть слова, в которых смысл зависит только от постановки ударения, например: зАмок- замОк. Безударные звуки произносятся не так четко, так что на письме безударные звуки мы проверяем ударением.
Сколько согласных букв и звуков в русском языке?
Согласных букв всего 21, но звуков насчитывается 37.
Согласные звуки образуются благодаря преграде, возникающей во рту во время прохождения воздушного потока. Роль преграды могут играть зубы, язык, губы, в зависимости от характера преграды согласные подразделяются на множество групп, например, губные, зубные и т.д.
Также согласные делят на твердые и мягкие, глухие и звонкие.
Твердые и мягкие
Твердые согласные произносятся более грубо, мягкие же звучат изящнее и смягчаются рядом стоящим гласным или на письме с помощью мягкого знака. В транскрипции мягкие звуки обозначаются рядом стоящим апострофом. Например, в слове ДОМ буква «д» звучит твердо, а в слове ИДЁМ – мягко. Мягкие и твердые согласные представлены в таблице.
Глухие и звонкие
Глухие согласные звуки произносятся без участия голоса, в то время как в формировании твердых звуков участие голоса необходимо. Звонкие и глухие звуки, как правило, образуют пару, например: Б-П, В-Ф и т.д. Существует лишь несколько звуков, у которых нет пары по глухости-звонкости: Щ, Ц, Й, Р, Л, М, Н.
Полностью рассмотреть глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, а также ударные и безударные гласные поможет таблица, представленная на нашем сайте. Ее можно повесить в классе, где дети приступили к более подробному изучению русского алфавита. Также вполне резонно будет повесить таблицу на видном месте дома, если малыш начинает изучать буквы.
Таблицы
Мультфильмы по теме
Чтобы малыш быстрее усвоил деление букв на гласные и согласные, можно предложить ему мультфильмы на эту тему. У нас на сайте вы найдете обучающие мультики, посвященные этой теме.
Логопед. Русский алфавит
В этом видео представлены звуки в русском языке на примерах звукоподражания. Этот прием позволит малышам отработать четкость произношения гласных и согласных звуков, ярче почувствовать разницу в их звучании. Звуки сопровождают яркие картинки с животными и явлениями природы. Смотреть мультфильм можно тут
Учим и поем русский алфавит
Этот видео ролик содержит исполнение алфавита под музыку. Мелодия приятная, легко запоминается, а сама песенка сопровождается показом буквы и формы ее написания. Этот мультфильм может быть полезен ребятам любого возраста, так как он направлен не только на запоминания порядка букв, но и на отработку дикции. Смотреть мультфильм можно здесь
Глухие согласные звуки
Существует общепринятое мнение, что петь согласные звуки невозможно. Однако авторы этого мультфильма ломают привычные стереотипы восприятия. Конечно, песней в полном объеме этот ролик назвать нельзя: скорее мы будем иметь дело с протяжным произнесением глухих согласных. Это чрезвычайно полезно для детской дикции, в которой постоянно просматриваются дефекты в произношении шипящих звуков. Чаще включайте своему ребенку этот мультфильм, чтобы он корректировал дикцию. Смотреть мультфильм можно тут
Звонкие согласные звуки
Гораздо легче петь звонкие согласные звуки, хотя мы опять будем иметь дело не с пением, а с продолжительным произнесением звука. В образовании звонких согласных участвует голос, поэтому их без труда можно произнести нараспев. Этот мультфильм предлагает детям потренироваться в таком нехитром деле и познакомиться ближе со звонкими звуками. Смотреть мультфильм можно здесь
Изучайте гласные и согласные звуки, ведь они составляют основу нашего алфавита!
В этой статье поговорим про согласные звуки, их количестве, видах (мягкие, твердые, глухие и звонкие) и других особенностях и интересных фактах.
В русском языке 33 буквы из которых 21 согласная:
б — [б], в — [в], г — [г], д — [д], ж — [ж], й — [й], з — [з],
к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], п — [п], р — [р], с — [с],
т — [т], ф — [ф], х — [х], ц — [ц], ч — [ч], ш — [ш], щ — [щ].
Все названные согласные буквы обозначают 36 согласных звука.
В русском языке имеются также 10 гласных букв и лишь 6 гласных звука.
Итого 33 буквы (10 гласных + 21 согласных + «ь» и «ъ»), обозначающие 42 звука (6 гласных и 36 согласных) далеко не все звуки речи, а только основные.
Разница между количеством букв и звуков обусловлена особенностями русского письма, ведь, к примеру, твердые и мягкие согласные звуки обозначаются одной буквой.
Согласные звуки делятся на:
- звонкие и глухие,
- твёрдые и мягкие,
- парные и непарные.
Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих — 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких — 20 (10 мягких и 10 твёрдых).
Твердые и мягкие согласные звуки
Согласные делятся на твердые и мягкие , такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными.
Например, буква «к» может обозначать как твердый звук [к], например, в слове кот, так и мягкий звук [к`], например, в слове — очки. Получаем, что звуки [к] и [к’] образуют пару по твёрдости-мягкости . Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:
- согласный звук является твердым, если после него стоят гласные: а, о, у, ы, э;
- и является мягким, если после него стоят гласные: е, ё, и, ю, я.
В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым ([ш], [ж], [ц]), либо только мягким ([й ], [ч`], [щ`]). Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными.
Глухие и звонкие согласные звуки
Согласные делятся на звонкие и глухие звуки . При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума.
Лайфхак по определению глухости или звонкости согласных звуков для школьников
Чтобы определить встретившийся звук является глухим или звонким, а с этим часто возникают трудности у детей, следует заткнуть уши руками и произнести звук. При произношении глухих звуков где-то в отдалении они будут слышны, а при произношении звонких в ушах прям зазвенит! Так можно определять какой звук встретился. Особенно во время фонетического разбора слов.
Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.
- парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
- непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.
Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные
В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.
Сонорные согласные
Сонорные согласные звуки — это звонкие непарные согласные.
Всего существует 9 сонорных звуков: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки
Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’], а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].
Шипящие согласные звуки
Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: [ж], [ч’], [ш], [щ’]. Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.
Свистящие согласные звуки
Свистящие согласные звуки [з] [з’] [с] [с’] [ц] являют по своему произношению переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков [з], [c] и [ц] зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.
При артикуляции мягких звуков [с’ ] и [з `] происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.
При произнесении звонких звуков [з] и [з`] голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.
Умение различать мягкие и твердые согласные. Очевидно, что их нужно не зазубривать, а научиться слышать. А для этого ребенку необходимо подсказать, как именно получаются данные звуки — это очень облегчит ему понимание.
Всегда мягкие и всегда твердые согласные
Не все согласные в нашем языке бывают и твердыми, и мягкими. Для начала нужно, чтобы ваш ребенок запомнил те из них, которые бывают только твердыми: Ж, Ш, Ц, а также всегда мягкие: Ч, Щ, Й. Для этого можно, например, сделать памятную табличку, где всегда твердые будут нарисованы над синими кирпичиками, а всегда мягкие — над зелеными подушками (выбор цвета основан на том, как данные звуки обозначают в младших классах).
Если ребенок будет постоянно видеть эту картинку, которую вы вложите ему в рабочую тетрадь или повесите над то он быстро запомнит данные согласные.
Как гласные «командуют» согласными
Затем вы объясните ребенку, что остальные согласные могут быть как мягкими, так и твердыми. А вот подсказать это помогут соседние буквы. Если после нашего согласного стоит другой согласный, то наш — твердый. Например: стол. Что стоит после звука С? Значит, это твердый согласный.
Гласные же звуки «командуют» согласному, стоящему впереди, каким ему быть. Если это гласные: А, О, У, Э, Ы, то перед ними только твердые согласные. А если это: И, Е, Ю, Я, Ё, то — мягкие. На мягкость предыдущего согласного указывает также и
Развивающие игры
Для того чтобы ребенок легче запомнил это, попробуйте поиграть с ним. Предложите ему приложить внешней стороной указательный пальчик к нёбу и произнести по очереди слоги, где есть мягкие и твердые согласные. Например: ТА — ТЯ, НА — НЯ. Ребенок, благодаря этому, сможет запомнить, как именно получается согласный звук. Он поймет, что при образовании мягкого согласного язык как бы сдвигается вперед, а его спинка немного приподнимается к небу. А вот когда произносятся твердые согласные, этого не происходит.
Бросайте ребенку мячик, называя слог с твердым согласным, а он вам пусть возвращает мяч, уже произнеся его с мягким. Например: ЛА — ЛЯ, ЛО — ЛЁ, ЛЫ — ЛИ и т.д.
В школе ученикам предлагают выделять твердые и мягкие согласные при помощи синего и зеленого цвета. Синие — твердые, а зеленые — мягкие. Вырежьте несколько квадратов красного, синего и зеленого цвета и предложите составить мозаику слова. Гласные звуки ребенок выложит красным цветом, твердые согласные, соответственно, синим, а мягкие — зеленым цветом. Берите для этого небольшие слова, из одного-двух слогов: рыба, слон, ветка, мел и т.п.
Поиграйте в «цепочку слов». Вы произносите слово, заканчивающееся на слог с твердым или мягким согласным, а ребенок называет следующее слово, которое с этого слога начинается. Не забывая определять вслух, какой согласный, твердый или мягкий был в этом слоге: ветры — рыба — баранки — кино и т. д.
Если вы будете методично объяснять ребенку разницу между твердыми и мягкими согласными, это поможет ему легче ориентироваться в дальнейшем, при изучении многих особенностей орфографии русского языка. Удачи вам!
Потеря слуха и глухота: нормальный слух и нарушение слуха — InformedHealth.org
Создано: 15 мая 2008 г.; Последнее обновление: 30 ноября 2017 г.; Следующее обновление: 2020.
Собственно органом слуха является улитка во внутреннем ухе. Улитка принимает звуковые волны и передает их в мозг. Это работает гладко у людей с нормальным слухом.
Уши принимают звуковые волны и преобразуют их в сигналы, которые по нервам передаются в мозг. Затем мозг анализирует сигналы, распознает их как звуки и интерпретирует: например, как тихую музыку, или как громкое гудение или человеческие голоса.
Звуковые волны возникают при движении объекта, например, при вибрации гитарной струны или мембраны громкоговорителя. Слышим ли мы звук, зависит как от мощности звука («уровень звука» или «уровень звукового давления»), так и от частоты (или «высоты») вибрации.
Что означают «децибелы» и «герцы»?
Громкость или громкость звука определяется уровнем звукового давления. Чем он выше, тем громче звук. Уровень звукового давления измеряется в децибелах (дБ). Слово «децибел» происходит от «деци» (что означает «одна десятая») и имени человека, который изобрел единицу децибел, Александра Грэма Белла.
Частота описывает высоту тона звука. Измеряется в герцах (Гц), назван в честь немецкого физика Генриха Рудольфа Герца. Частота – это количество колебаний в секунду. Например, 20 герц означает 20 колебаний в секунду. Эта очень медленная вибрация едва слышна как очень низкий тон. Чем выше частота, тем выше тон.
Что мы слышим?
Чтобы мы вообще могли слышать звук, он должен быть выше определенного уровня. Этот уровень называется слуховым порогом или порогом слышимости. У человека порог слышимости около 0 децибел. Выше этого порога звуки с более высоким уровнем звукового давления воспринимаются как более громкие шумы. Звук выше 90 дБ могут привести к хроническому повреждению слуха, если люди подвергаются их воздействию каждый день или все время. Слух становится дискомфортным, если уровень звукового давления выше 110 децибел (порог дискомфорта), и становится болезненным выше 130 децибел (порог боли).
В следующем списке приведены примеры громкости знакомых шумов. Большинство людей воспринимают увеличение громкости на 10 децибел как «вдвое громче».
Тихая сельская местность: 20 дБ
Тихий разговор: 40 дБ
Обычный разговор: 60 дБ
Движение транспорта: 80 дБ
Промышленный шум: 100 дБ
Очень громкая музыка, например, на рок-концерте или ночью
Гром поблизости: 120 дБ
Реактивный двигатель: 140 дБ
Звуки громче 130 дБ могут вызвать острую потерю слуха.
Громкость и пороги слышимости
Что означает «потеря слуха» или «нарушение слуха»?
Когда кто-то плохо слышит, его слух все еще работает, но не так хорошо, как обычно. Потеря слуха может быть постоянной или временной, иметь место уже при рождении или развиться после болезни. Часто встречается у пожилых людей.
Потеря слуха до 20 децибел ниже порога слышимости считается нормальным слухом. Более тяжелая потеря слуха может быть описана в зависимости от тяжести следующим образом:
Легкая потеря слуха: потеря слуха от 20 до 40 децибел.
Умеренная потеря слуха: потеря слуха от 41 до 60 децибел.
Тяжелая потеря слуха: потеря слуха от 61 до 80 децибел.
Глубокая потеря слуха или глухота: потеря слуха более чем на 81 децибел.
Потеря слуха более 40 децибел считается нарушением слуха.
Когда шум может повредить слух?
Наши уши постоянно подвергаются воздействию звуков, некоторые из которых могут нанести вред. Шум выше 140 децибел, например громкий взрыв, может привести к острой потере слуха. Если звуковые волны повреждают барабанную перепонку, среднее ухо и/или внутреннее ухо, это называется акустической травмой. Этот вид повреждения обычно временный, но некоторая потеря слуха может быть постоянной. Хроническая потеря слуха также может быть вызвана менее громкими звуками (около 90 дБ и выше), если кто-то регулярно подвергается их воздействию. Примеры включают нарушения слуха, вызванные частым прослушиванием громкой музыки (например, через наушники) или работой с пневматическими дрелью без достаточной защиты органов слуха.
Вы можете защитить свой слух различными способами. Беруши из пеноматериала обеспечивают защиту от случайного шума. Акустические наушники являются альтернативой. Они полностью закрывают оба уха и легко надеваются и снимаются. Людям, работающим с громкими механизмами, например, в промышленности или дорожном строительстве, необходимо использовать средства защиты органов слуха.
Почему с возрастом ухудшается слух?
Очень часто у людей ухудшается слух с возрастом. Им страдают от 25 до 40 из 100 человек старше 65 лет. Половина всех людей старше 75 лет и 80% людей старше 80 лет плохо слышат. Это обычно влияет на их способность понимать, о чем говорят люди, больше, чем диапазон тонов, которые они могут слышать, и они могут слышать низкие частоты лучше, чем высокие. Вот почему людям с возрастной потерей слуха особенно трудно следить за разговорами в шумной обстановке.
Точные причины возрастной потери слуха неизвестны. Считается, что определенную роль играют изменения во внутреннем ухе и мозге.
В настоящее время существуют различные слуховые аппараты с усилением звука, которые улучшают слух людей и помогают им понимать разговоры. Все эти слуховые аппараты фильтруют фоновый шум. Они адаптированы к индивидуальным потребностям владельца и могут носиться за ухом или за ухом, где их почти не видно.
Источники
Банс М. Слух и старение. ЦМАЖ 2007; 176(7): 925-927. [Бесплатная статья PMC: PMC1828179] [PubMed: 17389438]
Thews G, Mutschler E, Vaupel P. Анатомия, физиология, патофизиология человека. Штутгарт: Wissenschaftliche Verlagsgesellschaft; 1999.
Информация о здоровье IQWiG написана с целью помочь люди понимают преимущества и недостатки основных вариантов лечения и здоровья услуги по уходу.
Поскольку IQWiG является немецким институтом, некоторая информация, представленная здесь, относится к Немецкая система здравоохранения. Пригодность любого из описанных вариантов у конкретного случае можно определить, поговорив с врачом. Мы не предлагаем индивидуальные консультации.
Наша информация основана на результатах качественных исследований. Это написано команда медицинских работников, ученых и редакторов, а также проверенных внешними экспертами. Ты можешь найти подробное описание того, как наша медицинская информация создается и обновляется в наши методы.
Могут ли глухие понимать звук наощупь?
У здорового человека пять органов чувств: слух, речь, зрение, обоняние и осязание. Все, с чем мы сталкиваемся в жизни, мультисенсорно, поэтому информация, поступающая в мозг, поступает в несколько разных областей. Если одно чувство не работает должным образом, другое чувство можно натренировать, чтобы скрыть это.
Хорошо известно, например, что слепые люди обычно улучшают осязание и слух, чтобы компенсировать недостаток зрения. Но могут ли люди, которые с трудом понимают речь и звуки, компенсировать свою инвалидность с помощью прикосновения?
Исследователи-психологи из Института мозга, познания и технологий им. Ивчера при Университете Райхмана в Герцлии разработали специальную технологию, которая помогает людям понимать речь и звук, а в будущем позволит им также определять свое местоположение с помощью прикосновения. .
17-страничное исследование было опубликовано в престижном журнале Nature: Scientific Reports под заголовком «Влияние обучения и использования аудиотактильного сенсорного замещающего устройства на понимание речи в шуме».
Не обязательно отсутствие одного из чувств, чтобы иметь трудности с пониманием других. Мы часто оказываемся в ситуациях, в которых нам трудно разобрать, что нам говорят. Это может быть связано с тем, что человек, говорящий с нами, имеет тихий голос или речь, которую трудно понять, шумную обстановку или то, что стало обычным явлением после COVID-19.началась пандемия — люди вынуждены общаться из-под маски. Хотя эти ситуации сложны для всех, они невозможны для слабослышащих или глухих. Эта новая технология призвана помочь в таких случаях.
Исследователи разработали сенсорное замещающее устройство (SSD), которое может воспроизводить речь одновременно на слух и в виде вибрации на кончиках пальцев. Вибрации соответствуют низким частотам, извлеченным из речевого ввода. В ходе эксперимента 40 человек с нормальным слухом, не являющихся носителями английского языка, попросили повторить предложения, которые были искажены, имитируя слух через кохлеарный имплант (небольшое электронное устройство, электрически стимулирующее кохлеарный нерв для слуха) в шумной обстановке. .
В некоторых случаях к предложениям добавлялись вибрации на кончиках пальцев, соответствующие более низким частотам речи. Для имитации этих частот исследователи разработали систему, преобразующую звуковые частоты в вибрации — аудиотактильный SSD. Эти устройства позволяют преобразовывать входные данные от одного чувства к другому, например, от слуха к осязанию и от зрения к слуху.
Исследователи показали, что уровень понимания испытуемых увеличился в течение 45-минутного периода обучения, сопровождаемого визуальной обратной связью. После тренинга участники смогли понять новый набор предложений в более шумной обстановке и в условиях, затрудняющих понимание речи. Производительность значительно улучшилась, когда участники получили соответствующую вибрацию в дополнение к звуку. Исследование ясно продемонстрировало, что технология успешно улучшает понимание речи.
Профессор Амир Амеди, директор Института Ивчера, который работал с композитором и аудиовизуальным программистом доктором Ади Сниром и доктором Катажиной Чеслой, объяснил, что «с большим уважением к миру неврологии мы считаем, что мозг взрослого человека также может научиться относительно простым способом использовать ту или иную комбинацию чувств, чтобы лучше понимать ситуации. Это предположение согласуется с предыдущими выводами института, показывающими, что мозг делится на отдельные области специализации не в зависимости от органов чувств, а в зависимости от выполнения задач».
Например, речь можно понимать и на ощупь, а не только на слух. По его словам, эта система полезна как для слабослышащих, так и для людей, которые пытаются понять, что говорят по телефону, или изучают новые языки.