Непарные согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие в таблице
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 141.
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 141.
Как известно, звуки речи можно разделить на гласные (произносимые только голосом) и согласные (в их произнесении участвует шум). Многие согласные можно разбить на пары по их характеристикам, но не все.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Парные и непарные согласные по глухости-звонкости
Сразу надо оговориться, что таких звуков, которые непарные по всем признакам, всего четыре. Мы поговорим о них в конце статьи. Большинство же по одному признаку входит в пару, а по другому – нет. Поэтому бессмысленно писать про согласный «непарный» – надо указать, по какому признаку.
Согласные различаются по глухости-звонкости. Это означает, что при произнесении одних из них используется больше голоса (сонорные, звонкие), а в других больше шума (глухие) или даже вообще один шум (шипящие).
Два сонорных согласных – [Л] и [Р] – даже могут при некоторых обстоятельствах образовывать слог, то есть вести себя как гласные. Наверняка вы встречали ошибочное написание «театор». Оно объясняется как раз тем, что [Р] в этом слове слогообразующее. Другие примеры – слова «Александр», «смысл».
Непарные звонкие согласные звуки – это как раз сонорные. Их пять:
- [Л],
- [М],
- [Н],
- [Р],
- [Й].
Иногда [Й] не относят к сонорным, но он все равно остается звонким непарным. Посмотрим на таблицу.
звонкие | б | в | г | д | ж | з | й | л | м | н | р | – | – | – | – |
глухие | п | ф | к | т | ш | с | – | – | – | – | – | х | ц | ч | щ |
По ней видно, что, кроме звонких непарных, имеются и звуки, являющиеся непарными глухими. Большинство из них шипящие; к шипящим не относится только глухой непарный согласный звук [Ц].
В этой статье мы рассматриваем лишь русские звуки речи. В других языках распределение по парам может быть иным. Например, в тибетском языке имеется глухая пара к звонкому [Л].
Пары по твердости-мягкости
Кроме глухости-звонкости, русские согласные образуют пары по твердости-мягкости.
Это значит, что одни из них на слух воспринимаются как более мягко звучащие. Тогда мы обычно как-то обозначаем это на письме: например, пишем мягкий знак или одну из гласных Е, Ё, Ю, Я.
Устная речь первична (любому понятно, что она появилась раньше письменной), поэтому неправильно говорить: «Звук [Н’] в слове КОНЬ мягкий, потому что после него стоит Ь». Напротив, мы пишем Ь, потому что Н’ мягкий.
По твердости-мягкости согласные также составляют пары. Но и в этом случае не все. В русском языке есть непарные мягкие и непарные твердые согласные звуки.
Непарные твердые согласные звуки – это, в основном, шипящие ([Ж], [Ш]) и [Ц]. Они всегда образуются у дальнего нёба.
А вот в предке нашего языка, старославянском, напротив, [Ж] и [Ш] были всегда мягкими и не имели твердой пары. Тогда мягкими не бывали [К], [Г] и [Х]. В настоящее время можно встретить (некогда единственно возможное) произношение с мягким [Ж’] [ДРОЖ’Ж’И] или [ДОЖ’] (дождь), но это теперь необязательно.
Непарные мягкие – это [Й’] и опять же шипящие [Ч’] и [Щ’].
То есть все шипящие являются или всегда твердыми, или всегда мягкими. Буква Ь после них не указывает на мягкость, она выполняет грамматическую функцию (например, даже не зная, что такое «плешь», любой сразу скажет, что это слово женского рода, ведь в мужском роде после шипящих Ь не ставится). Твердые непарные шипящие согласные звуки в слове могут иметь при себе Ь, но это не значит, что они должны смягчиться. Это значит, что перед нами существительное 3 склонения, наречие или глагол.
Непарные мягкие согласные звуки в слове вызывают желание поставить после них Ь, что часто не требуется. Поэтому есть смысл запомнить, что в сочетаниях ЧК, ЧН и т.п. Ь после Ч не нужен.
Звуки «совсем непарные»
В русском языке большинство согласных или парные по обоим признакам, или парные по одному признаку и непарные по другому.
Однако есть несколько звуков, непарных по обоим признакам. Это звуки [Й’] (непарный звонкий, непарный мягкий), [Ч’] (непарный мягкий, непарный глухой), [Щ’] (непарный мягкий, непарный глухой) и [Ц] (непарный твёрдый, непарный глухой). Такие звуки нередко загадывают в олимпиадах по русскому языку. Например, «Угадайте звук по характеристике: непарный твёрдый, непарный глухой». Мы уже видим, что это [Ц].
Что мы узнали?
Из статьи про парные и непарные согласные мы узнали, что в русском языке существуют как парные, так и непарные согласные.
Парные согласные различаются по глухости-звонкости и по твердости-мягкости.Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Василиса Козлова
8/10
Алия Карашаева
10/10
Сергей Ефремов
8/10
Ольга Горькова
9/10
Лилия Голомолзина
10/10
Оценка статьи
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 141.
А какая ваша оценка?
«Твердый согласный звук [ц], буква «Ц, ц»»
Цели:
- познакомить уч-ся с твёрдым согласным звуком [ц], буквой Ц ц;
- формировать навыки чтения;
- способствовать развитию фонематического слуха, связной речи,
- памяти, логического мышления.
Оборудование.
1.
2. Магнитофон.
3. Аудиокассета В.В.Волина “Занимательное азбуковедение”.
4. Мягкая игрушка “Кошка”.
5. Серия картинок “На что похожа буква?”.
6. Карточки с буквами Ц – 6 шт., А, О, У, И, Ы, Е.
7. Плакат с буквами Ц для проведения игры “Четвёртый лишний”.
8. Плакат “ОГБРУАЧМЕОНТИЕЕ”.
9. Раздаточный материал (буква П, текст со стёртыми буквами, коррекционная проба, конверты с набором для составления схемы слова).
Ход урока
I . Сообщение темы и целей урока.
1) — Прочитайте сначала буквы, написанные красным, потом синим, и вы узнаете, какой будет сейчас урок.
2) — Как хозяйка зовёт цыплят? (Цып – цып – цып)
— Какой первый звук? ([ц)
— Сегодня на уроке нам предстоит определить, согласный этот звук или гласный, твёрдый или мягкий, глухой или звонкий. А также мы познакомимся с буквой этого звука, чтобы обозначать на письме звук [ц].
II. Работа над новым материалом.
1) Звуко-буквенный анализ слов-отгадок.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Делать трюки он привык,
Ведь его работа… (Цирк)
(Уч-ся из раздаточного материала выкладывают схемы слов).
На доску прикрепляется слово ЦИРК.
— Произнесите ещё раз слово. Что заметили?
— Попробуйте поставить в мягкую позицию.
— Дайте характеристику звуку [ц]. (Согласный, всегда твёрдый)
— Определите, глухой или звонкий? (Закрывают ладошками уши и произносят этот звук. Вывод: глухой)
2) Знакомство с буквой Ц ц.
— Послушайте стихотворение:
Эта буковка – цеплялка
С хитрой, цепкой лапкою:
“Подходи, кому не жалко,
Мигом оцарапаю”.
— А сейчас вас ждёт чудесное превращение: у вас на парте лежит буква П, переверните её и в правом нижнем углу допишите “цеплялку”.
— Покажите, что у вас получилось. Повернитесь и покажите нашим гостям. (Учитель вывешивает плакат с этой буквой).
3) “На что похожа буква?”
— На что, ребята, похожа буква? (Ответы детей)
— А ещё вот на что. (Учитель читает первое стихотворение, остальные звучат на аудиокассете и одновременно вывешивает картинки).
Целый день в траве густой
Бродят рожки с бородой.
Буква Ц –
Точно с краником бочок.
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Цапля в зарослях зелёных
Встала важно буквой Ц.
Стул чинил сегодня мастер.
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул –
Стал на Ц похожим стул.
4) Работа с коррекционной пробой.
— В течение минуты найдите среди множества букв букву Ц и обведите её.
— Сколько букв нашли?
5) Игра “Четвёртый лишний”.
— Найдите лишнюю букву.
6) Печатание буквы Ц Ц.
— А кто из героев передачи “Спокойной ночи, малыши” носит имя, содержащее звук [ц]? (
— Вот и сам Цап-Царапыч. Посмотрите, он держит букву… (Ц). Поучимся её писать. (Дети сравнивают написание большой и маленькой букв. Учитель показывает на доске, затем дети печатают в тетрадях Ц ц).
7) Игра “Подружись с буквами”.
— Цап-Царапыч очень хочет, чтобы буква Ц подружилась с гласными. Буква новая, ей страшновато: здесь она никого не знает. Давайте познакомим её с гласными и поможем ей подружиться с ними. Сейчас Ц здоровается с А. (Учитель крепит к доске Ц, подходит ученик с А и крепит рядом с Ц. Дети читают образованный слог). А теперь А здоровается с Ц. (А ставят перед Ц. Читают получившийся слог).
(Аналогично с буквами О, У, И, Ы, Е).
— С другими гласными она не может подружиться, т.к. в русском языке нет слов с такими буквосочетаниями
— Придумайте слова, оканчивающиеся на:
ЦА (курица, единица, синица, овца, луковица)
ЦО (кольцо, яйцо, крыльцо)
ЦЫ (концы, кузнецы, птенцы, огурцы)
8) — Цап-Царапыч просит вас, ребята, назвать слова из сказок со звуком [ ц] . (Царевна-лягушка, царевна Несмеяна, принц, принцесса, жар-птица, падчерица, златая цепь, зеркальце, аленький цветочек и др.)
III. Физкультминутка.
Все уч-ся выходят к доске и образуют круг. Учитель ходит вдоль круга. Тот, перед кем он останавливается, должен быстро назвать слово со звуком [ц]. Если ученик задержится с ответом, он должен присесть в середине на корточки.
IV. Продолжение работы.
1) — Цап-Царапыч предлагает состязание между мальчиками и девочками. Прочитайте буквосочетания (хором).
На доске:
Д.: ца – цари – царица.
М.: ца – царе – царевич.
— А теперь вам будет легко прочитать столбик слов, к-рый приготовил для вас Цап-Царапыч:
2) Работа со столбиком слов (листочки).
— Положите перед собой листочки. Давайте прочитаем столбик слов “по цепочке”.
царь
царица
царевич
царевна
царство
царствовать
— Знакомые слова? Что общего у этих слов? Выделите корень.
— Найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее?
3) Работа с чистоговорками.
— Цап-Царапыч очень любит сочинять чистоговорки. Сегодня он решил познакомить вас со своим творчеством. Но только последнее слово в чистоговорке никак не получается придумать, оно обязательно должно содержать звук [ц]. Давайте ему поможем.
Це, це, це, це – скучно принцу во… (дворце).
Ца, ца, ца, ца – нет у бублика… (конца).
Цо, цо, цо, цо – уронила я… (кольцо).
Цы, цы, цы, цы – собираю… (огурцы).
Цу, цу, цу , цу – льются слёзы по… (лицу).
Цо, цо, цо, цо – снесла курочка… (яйцо).
4) Кот-лакомка.
— Цап-Царапыч любит не только сочинять, но также любит чем-нибудь полакомиться: сметаной, рыбой, сладким, а иногда, оказывается, любит слизывать буквы, вот как сегодня случилось. Я приготовила вам слова и предложения для чтения, а он взял и подпортил мне материал. Давайте попробуем его восстановить.
веточек, епкий, иклон, илиндр, ирк, ифра, окотуха, ыплёнок.
арии а Кури а в ветнике сидит.
апля Цицилия учит ифры.
ыплёнок Цыпа хочет в ирк.
У аревны Мурки на лапках арапки.
Зай у кузне у заказали выковать епь.
У племянни ы Нар исса на ветнике растут огур ы.
— Какую же букву он слизал? (Ц)
— А как вы думаете, почему? (Ответы детей)
V. Итог урока.
— Какой звук обозначает эта буква? Охарактеризуйте его.
Литература
1. Савина С.В., Гугучкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе. Изд-во “Учитель”. Волгоград, 2000. – 12 с.
2. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. Изд-во “Вако”. М., 2006. – 77 с.
3. Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим азбуку, играя. Изд-во “5 за знания”. М., 2007. – 168, 170 с.
4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Изд-во “Просвещение”. М., 1994. – 323 с.
Изучение сложных и мягких правил C и G
Опубликовано Дженнифер Хассер
Овладение жесткими и мягкими правилами c и g — это продвинутый навык, который приносит значительную награду. Начинающие читатели часто сталкиваются с твердыми звуками «с» и «г» при изучении односложных слов (например, «кошка», «облако», «идти» и «светиться»). Однако мягкие c и g часто встречаются в греческих и латинских корнях, поэтому они, как правило, появляются в более сложных, многосложных словах. Понимание того, как расшифровывать c и g, позволяет учащимся читать очень сложные слова (например, «биологический» и «осмотрительный»).
Жесткие и мягкие правила C и G
Когда c стоит перед i, y или e, оно мягкое и говорит /s/. Например: город, велосипед и гонка.
Если c стоит перед любой другой буквой, она твердая и говорит /k/. Например: камера, машина и конус.
Когда g стоит перед i, y или e, оно мягкое и говорит /j/. Например: великан, цыган и драгоценный камень.
Когда g стоит перед любой другой буквой, получается /g/. Например: иди, дали, и гравий.
Есть некоторые общеупотребительные слова, которые не соответствуют правилам (например, девушка и подарок). Вот почему мы обучаем жестким и мягким правилам c и g старших школьников, которые уже хорошо владеют основными словами и фоническими понятиями. Эти учащиеся могут справиться с дополнительным уровнем жестких и мягких правил c и g.
Гигант против Циклопа: сложные и мягкие игры C и G
Наша колода карт Гигант против Циклопа дает учащимся интересный способ попрактиковаться в применении жестких и мягких правил c и g. Игра поставляется в комплекте с инструкциями по игре в шесть игр разной сложности. Чтобы гарантировать мастерство, колода содержит настоящие и бессмысленные слова (бессмысленные слова заставляют игроков расшифровывать, а не запоминать). Нажмите ниже, чтобы просмотреть видео-демонстрацию двух забавных карточных игр «Гигант против Циклопа».
Заказать Гигант против Циклопа — в продаже до 31. 08.2015.
Добавьте постоянную ссылку в закладки.Позвоните в Центр обучения слогам и получите БЕСПЛАТНУЮ консультацию по телефону
«Мы с сыном ехали в машине после школы, и он был так взволнован своим днем. Он сказал: «Мама, мне очень весело в школе, и я отлично учусь, и я много знаю — Я часто поднимаю руку, по математике я был единственным, кто знал ответ на доске!» Итак, теперь я наполнился слезами и спросил его: «Как вы думаете, что имело такое значение?» Он быстро ответил одним словом: «Слоги!»»
Ким, родитель
«Я действительно хочу выразить искреннюю благодарность за то, что вы нашли время встретиться со мной, проконсультироваться со мной по телефону, прочитать информацию о моей дочери и т. д. и т. д. После нашей встречи у меня действительно было больше понимание того, как обрабатывается слух, как думает Сидни и в чем заключаются ее слабости».
Энни, родитель
Программа подготовки учителей Syllables Learning Center (Kendore Learning) аккредитована Международным советом по обучению мультисенсорным структурированным языкам и Международной ассоциацией дислексии. Узнать больше
Твердые и мягкие «C» и «G».
Jj для заметок 128. Твердые и мягкие буквы «C» и «G».
Самое замечательное в правилах правописания, таких как властное правило «е», заключается в том, что, выучив определенное правило, вы сможете читать (и, надеюсь, произносить) множество разных слов. Другими словами, правила дают вам большую отдачу от затраченных средств. Имея дело с твердыми и мягкими «с» и «г», мы сначала учим твердый звук как часть основных связей между звуками и буквами, а мягкие звуки вводим чуть позже.
ЧТО ТАКОЕ ТВЕРДАЯ И МЯГКАЯ «С»?
Твердая буква «с» звучит как /k/ в слове «вызов».
Мягкая буква «с» звучит как /s/ в слове «цент».
(Помните, что косая черта / / означает, что мы произносим звук ; «с» или c означает произношение буквы имени. Я думаю, что в какой-то момент я мог сделать и то, и другое. Aa для альпак.)
ЧТО ТАКОЕ ЖЕСТКОЕ И МЯГКОЕ ‘G’?
Твердая буква «г» звучит как /г/ в слове «коза».
Мягкая буква «g» звучит как /j/ в слове «жираф». (Настоящим способом представления мягкой буквы «г» в Международном фонетическом алфавите является /dʒ/. Объяснение см. здесь. /j/ на самом деле является звуком, произносимым в начале слова «да», но было бы проще, если бы Я просто набираю /j/ для мягкого звука.0007
Мягкая «г» звучит как начало слова «джем», поэтому при изучении связей между звуками и буквами возникает большая путаница между «г» и «дж». Это усугубляется тем фактом, что оба названия букв имеют мягкое / j / в них: «jee» (‘g’) и «jay» (‘j’). Вы действительно удивляетесь, как это произошло. Кто-то намеренно запутывал людей, или это просто способ эволюции речи и языка? Тем не менее, это все хорошая стимуляция мозга!
Твердая и мягкая «с» и «г»: это твердая «г» в слове «трава», но сама трава мягкая.
ПРАВИЛО ПРАВОПИСАНИЯ.
Для «с»: звук обычно мягкий – /с/ – если за ним следует «е», «и» или «у». Если за ним следуют другие буквы, это обычно обозначает жесткий /k/. Помните, что за ним могут следовать другие согласные звуки, а не только гласные, например. кр, кл.
Для «g»: звук обычно мягкий – /j/ – когда за ним следует «e», «i» или «y». Если за ним следуют другие буквы, это обычно обозначает жесткий /g/. Помните, что за ним могут следовать другие согласные звуки, а не только гласные, например. гр, гл.
Как видите, правило одинаково и для «c», и для «g». Обратите внимание, что в правиле написано «обычно мягко» — можете поспорить, что на английском языке будут исключения. И есть много исключений, когда речь идет о «г»: получить, подарок, девушка и так далее. По правилу в этих словах должен быть мягкий звук /j/, но это не так. Таким образом, при обучении/отработке правила, вероятно, лучше сконцентрироваться на «с», чтобы закрепить (мягкое «с»!) его.
Слово предупреждения.Всегда лучше использовать картинку в качестве крючка, на который можно повесить каждый звук, в этом весь смысл обучения связям между звуками и буквами с помощью алфавитной книги. Очевидно, что в Aa для альпак я правильно применил правило («c» для «верблюда», а «g» для «резинового сапога»). Напротив, многие другие алфавитные книги сбивают детей с толку. Сколько раз мы видели, что буква «г» означает «жираф» в азбуке? Сначала нужно научить жесткому звуку. Но вы можете использовать «жираф» для «крючковой картинки» при обучении мягкому звуку.
ОТРАБАТЫВАНИЕ ТВЕРДОЙ И МЯГКОЙ «С».
- Настоящие слова.
Вы можете составить краткий список реальных слов с буквой «с» в них и попросить ребенка прочитать каждое слово и написать правильный символ, обозначающий звук каждого слова, /k/ или /s/. Примеры: корова, танец, пикник, доктор, центр, тишина, украшение, сила, погреб, актер, цирк.
- Бессмысленные слова.
Я придерживаюсь своего принципа, что если вы можете читать бессмысленные слова, вы действительно знаете правило. Пусть ребенок сделает то же самое, что и выше, со следующими словами:
Cont cilter cime cag cint cume coge cere caik cetch curmin coafer curtig colind caffent cipnit cotby ciggen culty
Используйте более короткие слова для менее опытных читателей.