Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Ц согласный твердый или мягкий: Буква «ц» твёрдая или мягкая? Звонкая или глухая?

Непарные согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие в таблице

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 141.

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 141.

Как известно, звуки речи можно разделить на гласные (произносимые только голосом) и согласные (в их произнесении участвует шум). Многие согласные можно разбить на пары по их характеристикам, но не все.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Парные и непарные согласные по глухости-звонкости

Сразу надо оговориться, что таких звуков, которые непарные по всем признакам, всего четыре. Мы поговорим о них в конце статьи. Большинство же по одному признаку входит в пару, а по другому – нет. Поэтому бессмысленно писать про согласный «непарный» – надо указать, по какому признаку.

Согласные различаются по глухости-звонкости. Это означает, что при произнесении одних из них используется больше голоса (сонорные, звонкие), а в других больше шума (глухие) или даже вообще один шум (шипящие).

Сонорные – это очень звонкие согласные, голоса в них много, а шума мало.

Два сонорных согласных – [Л] и [Р] – даже могут при некоторых обстоятельствах образовывать слог, то есть вести себя как гласные. Наверняка вы встречали ошибочное написание «театор». Оно объясняется как раз тем, что [Р] в этом слове слогообразующее. Другие примеры – слова «Александр», «смысл».

Непарные звонкие согласные звуки – это как раз сонорные. Их пять:

  • [Л],
  • [М],
  • [Н],
  • [Р],
  • [Й].

Иногда [Й] не относят к сонорным, но он все равно остается звонким непарным. Посмотрим на таблицу.

звонкие

б

в

г

д

ж

з

й

л

м

н

р

глухие

п

ф

к

т

ш

с

х

ц

ч

щ

По ней видно, что, кроме звонких непарных, имеются и звуки, являющиеся непарными глухими. Большинство из них шипящие; к шипящим не относится только глухой непарный согласный звук [Ц].

В этой статье мы рассматриваем лишь русские звуки речи. В других языках распределение по парам может быть иным. Например, в тибетском языке имеется глухая пара к звонкому [Л].

Пары по твердости-мягкости

Кроме глухости-звонкости, русские согласные образуют пары по твердости-мягкости.

Это значит, что одни из них на слух воспринимаются как более мягко звучащие. Тогда мы обычно как-то обозначаем это на письме: например, пишем мягкий знак или одну из гласных Е, Ё, Ю, Я.

Устная речь первична (любому понятно, что она появилась раньше письменной), поэтому неправильно говорить: «Звук [Н’] в слове КОНЬ мягкий, потому что после него стоит Ь». Напротив, мы пишем Ь, потому что Н’ мягкий.

По твердости-мягкости согласные также составляют пары. Но и в этом случае не все. В русском языке есть непарные мягкие и непарные твердые согласные звуки.

Непарные твердые согласные звуки – это, в основном, шипящие ([Ж], [Ш]) и [Ц]. Они всегда образуются у дальнего нёба.

А вот в предке нашего языка, старославянском, напротив, [Ж] и [Ш] были всегда мягкими и не имели твердой пары. Тогда мягкими не бывали [К], [Г] и [Х]. В настоящее время можно встретить (некогда единственно возможное) произношение с мягким [Ж’] [ДРОЖ’Ж’И] или [ДОЖ’] (дождь), но это теперь необязательно.

Непарные мягкие – это [Й’] и опять же шипящие [Ч’] и [Щ’].

То есть все шипящие являются или всегда твердыми, или всегда мягкими. Буква Ь после них не указывает на мягкость, она выполняет грамматическую функцию (например, даже не зная, что такое «плешь», любой сразу скажет, что это слово женского рода, ведь в мужском роде после шипящих Ь не ставится). Твердые непарные шипящие согласные звуки в слове могут иметь при себе Ь, но это не значит, что они должны смягчиться. Это значит, что перед нами существительное 3 склонения, наречие или глагол.

Непарные мягкие согласные звуки в слове вызывают желание поставить после них Ь, что часто не требуется. Поэтому есть смысл запомнить, что в сочетаниях ЧК, ЧН и т.п. Ь после Ч не нужен.

Звуки «совсем непарные»

В русском языке большинство согласных или парные по обоим признакам, или парные по одному признаку и непарные по другому.

Например, в слове [П’ЭН’] (пень) звук [П’] парный и по глухости-звонкости (П’ – Б’), и по твердости-мягкости (П’ – П), а звук [Н’] парный по твердости-мягкости (Н’ – Н), но непарный по глухости-звонкости.

Однако есть несколько звуков, непарных по обоим признакам. Это звуки [Й’] (непарный звонкий, непарный мягкий), [Ч’] (непарный мягкий, непарный глухой), [Щ’] (непарный мягкий, непарный глухой) и [Ц] (непарный твёрдый, непарный глухой). Такие звуки нередко загадывают в олимпиадах по русскому языку. Например, «Угадайте звук по характеристике: непарный твёрдый, непарный глухой». Мы уже видим, что это [Ц].

Что мы узнали?

Из статьи про парные и непарные согласные мы узнали, что в русском языке существуют как парные, так и непарные согласные.

Парные согласные различаются по глухости-звонкости и по твердости-мягкости.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Василиса Козлова

    8/10

  • Алия Карашаева

    10/10

  • Сергей Ефремов

    8/10

  • Ольга Горькова

    9/10

  • Лилия Голомолзина

    10/10

Оценка статьи

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 141.


А какая ваша оценка?

«Твердый согласный звук [ц], буква «Ц, ц»»

Цели:

  • познакомить уч-ся с твёрдым согласным звуком [ц], буквой Ц ц;
  • формировать навыки чтения;
  • способствовать развитию фонематического слуха, связной речи,
  • памяти, логического мышления.

Оборудование.

1.

Песочные часы.

2. Магнитофон.

3. Аудиокассета В.В.Волина “Занимательное азбуковедение”.

4. Мягкая игрушка “Кошка”.

5. Серия картинок “На что похожа буква?”.

6. Карточки с буквами Ц – 6 шт., А, О, У, И, Ы, Е.

7. Плакат с буквами Ц для проведения игры “Четвёртый лишний”.

8. Плакат “ОГБРУАЧМЕОНТИЕЕ”.

9. Раздаточный материал (буква П, текст со стёртыми буквами, коррекционная проба, конверты с набором для составления схемы слова).

Ход урока

I . Сообщение темы и целей урока.

1) — Прочитайте сначала буквы, написанные красным, потом синим, и вы узнаете, какой будет сейчас урок.

2) — Как хозяйка зовёт цыплят? (Цып – цып – цып)

— Какой первый звук? ([ц)

— Сегодня на уроке нам предстоит определить, согласный этот звук или гласный, твёрдый или мягкий, глухой или звонкий. А также мы познакомимся с буквой этого звука, чтобы обозначать на письме звук [ц].

II. Работа над новым материалом.

1) Звуко-буквенный анализ слов-отгадок.

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Делать трюки он привык,
Ведь его работа… (Цирк)

(Уч-ся из раздаточного материала выкладывают схемы слов).

На доску прикрепляется слово ЦИРК.

— Произнесите ещё раз слово. Что заметили?

— Попробуйте поставить в мягкую позицию.

— Дайте характеристику звуку [ц]. (Согласный, всегда твёрдый)

— Определите, глухой или звонкий? (Закрывают ладошками уши и произносят этот звук. Вывод: глухой)

— Какой буквой обозначается звук [ц] ?

2) Знакомство с буквой Ц ц.

— Послушайте стихотворение:

Эта буковка – цеплялка
С хитрой, цепкой лапкою:
“Подходи, кому не жалко,
Мигом оцарапаю”.

— А сейчас вас ждёт чудесное превращение: у вас на парте лежит буква П, переверните её и в правом нижнем углу допишите “цеплялку”.

— Покажите, что у вас получилось. Повернитесь и покажите нашим гостям. (Учитель вывешивает плакат с этой буквой).

3) “На что похожа буква?”

— На что, ребята, похожа буква? (Ответы детей)

— А ещё вот на что. (Учитель читает первое стихотворение, остальные звучат на аудиокассете и одновременно вывешивает картинки).

Целый день в траве густой
Бродят рожки с бородой.

Буква Ц –

Внизу крючок,
Точно с краником бочок.

Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.

Цапля в зарослях зелёных
Встала важно буквой Ц.

Стул чинил сегодня мастер.
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул –
Стал на Ц похожим стул.

4) Работа с коррекционной пробой.

— В течение минуты найдите среди множества букв букву Ц и обведите её.

— Сколько букв нашли?

5) Игра “Четвёртый лишний”.

— Найдите лишнюю букву.

6) Печатание буквы Ц Ц.

— А кто из героев передачи “Спокойной ночи, малыши” носит имя, содержащее звук [ц]? (

Цап-Царапыч)

— Вот и сам Цап-Царапыч. Посмотрите, он держит букву… (Ц). Поучимся её писать. (Дети сравнивают написание большой и маленькой букв. Учитель показывает на доске, затем дети печатают в тетрадях Ц ц).

7) Игра “Подружись с буквами”.

— Цап-Царапыч очень хочет, чтобы буква Ц подружилась с гласными. Буква новая, ей страшновато: здесь она никого не знает. Давайте познакомим её с гласными и поможем ей подружиться с ними. Сейчас Ц здоровается с А. (Учитель крепит к доске Ц, подходит ученик с А и крепит рядом с Ц. Дети читают образованный слог). А теперь А здоровается с Ц. (А ставят перед Ц. Читают получившийся слог).

(Аналогично с буквами О, У, И, Ы, Е).

— С другими гласными она не может подружиться, т.к. в русском языке нет слов с такими буквосочетаниями

— Придумайте слова, оканчивающиеся на:

ЦА (курица, единица, синица, овца, луковица)

ЦО (кольцо, яйцо, крыльцо)

ЦЫ (концы, кузнецы, птенцы, огурцы)

8) — Цап-Царапыч просит вас, ребята, назвать слова из сказок со звуком [ ц] . (Царевна-лягушка, царевна Несмеяна, принц, принцесса, жар-птица, падчерица, златая цепь, зеркальце, аленький цветочек и др.)

III. Физкультминутка.

Все уч-ся выходят к доске и образуют круг. Учитель ходит вдоль круга. Тот, перед кем он останавливается, должен быстро назвать слово со звуком [ц]. Если ученик задержится с ответом, он должен присесть в середине на корточки.

IV. Продолжение работы.

1) — Цап-Царапыч предлагает состязание между мальчиками и девочками. Прочитайте буквосочетания (хором).

На доске:

Д.: ца – цари – царица.

М.: ца – царе – царевич.

— А теперь вам будет легко прочитать столбик слов, к-рый приготовил для вас Цап-Царапыч:

2) Работа со столбиком слов (листочки).

— Положите перед собой листочки. Давайте прочитаем столбик слов “по цепочке”.

царь

царица

царевич

царевна

царство

царствовать

— Знакомые слова? Что общего у этих слов? Выделите корень.

— Найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее?

3) Работа с чистоговорками.

— Цап-Царапыч очень любит сочинять чистоговорки. Сегодня он решил познакомить вас со своим творчеством. Но только последнее слово в чистоговорке никак не получается придумать, оно обязательно должно содержать звук [ц]. Давайте ему поможем.

Це, це, це, це – скучно принцу во… (дворце).

Ца, ца, ца, ца – нет у бублика… (конца).

Цо, цо, цо, цо – уронила я… (кольцо).

Цы, цы, цы, цы – собираю… (огурцы).

Цу, цу, цу , цу – льются слёзы по… (лицу).

Цо, цо, цо, цо – снесла курочка… (яйцо).

4) Кот-лакомка.

— Цап-Царапыч любит не только сочинять, но также любит чем-нибудь полакомиться: сметаной, рыбой, сладким, а иногда, оказывается, любит слизывать буквы, вот как сегодня случилось. Я приготовила вам слова и предложения для чтения, а он взял и подпортил мне материал. Давайте попробуем его восстановить.

веточек, епкий, иклон, илиндр, ирк, ифра, окотуха, ыплёнок.

арии а Кури а в ветнике сидит.

апля Цицилия учит ифры.

ыплёнок Цыпа хочет в ирк.

У аревны Мурки на лапках арапки.

Зай у кузне у заказали выковать епь.

У племянни ы Нар исса на ветнике растут огур ы.

— Какую же букву он слизал? (Ц)

— А как вы думаете, почему? (Ответы детей)

V. Итог урока.

— Какой звук обозначает эта буква? Охарактеризуйте его.

Литература

1. Савина С.В., Гугучкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе. Изд-во “Учитель”. Волгоград, 2000. – 12 с.

2. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. Изд-во “Вако”. М., 2006. – 77 с.

3. Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим азбуку, играя. Изд-во “5 за знания”. М., 2007. – 168, 170 с.

4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Изд-во “Просвещение”. М., 1994. – 323 с.

Изучение сложных и мягких правил C и G

Опубликовано Дженнифер Хассер

Овладение жесткими и мягкими правилами c и g — это продвинутый навык, который приносит значительную награду. Начинающие читатели часто сталкиваются с твердыми звуками «с» и «г» при изучении односложных слов (например, «кошка», «облако», «идти» и «светиться»). Однако мягкие c и g часто встречаются в греческих и латинских корнях, поэтому они, как правило, появляются в более сложных, многосложных словах. Понимание того, как расшифровывать c и g, позволяет учащимся читать очень сложные слова (например, «биологический» и «осмотрительный»).

Жесткие и мягкие правила C и G

Когда c стоит перед i, y или e, оно мягкое и говорит /s/. Например: город, велосипед и гонка.
Если c стоит перед любой другой буквой, она твердая и говорит /k/. Например: камера, машина и конус.
Когда g стоит перед i, y или e, оно мягкое и говорит /j/. Например: великан, цыган и драгоценный камень.
Когда g стоит перед любой другой буквой, получается /g/. Например: иди, дали, и гравий.

Есть некоторые общеупотребительные слова, которые не соответствуют правилам (например, девушка и подарок). Вот почему мы обучаем жестким и мягким правилам c и g старших школьников, которые уже хорошо владеют основными словами и фоническими понятиями. Эти учащиеся могут справиться с дополнительным уровнем жестких и мягких правил c и g.

Гигант против Циклопа: сложные и мягкие игры C и G

Наша колода карт Гигант против Циклопа дает учащимся интересный способ попрактиковаться в применении жестких и мягких правил c и g. Игра поставляется в комплекте с инструкциями по игре в шесть игр разной сложности. Чтобы гарантировать мастерство, колода содержит настоящие и бессмысленные слова (бессмысленные слова заставляют игроков расшифровывать, а не запоминать). Нажмите ниже, чтобы просмотреть видео-демонстрацию двух забавных карточных игр «Гигант против Циклопа».

Заказать Гигант против Циклопа — в продаже до 31. 08.2015.

Добавьте постоянную ссылку в закладки.

Позвоните в Центр обучения слогам и получите БЕСПЛАТНУЮ консультацию по телефону

«Мы с сыном ехали в машине после школы, и он был так взволнован своим днем. Он сказал: «Мама, мне очень весело в школе, и я отлично учусь, и я много знаю — Я часто поднимаю руку, по математике я был единственным, кто знал ответ на доске!» Итак, теперь я наполнился слезами и спросил его: «Как вы думаете, что имело такое значение?» Он быстро ответил одним словом: «Слоги!»»

Ким, родитель

«Я действительно хочу выразить искреннюю благодарность за то, что вы нашли время встретиться со мной, проконсультироваться со мной по телефону, прочитать информацию о моей дочери и т. д. и т. д. После нашей встречи у меня действительно было больше понимание того, как обрабатывается слух, как думает Сидни и в чем заключаются ее слабости».

Энни, родитель

Программа подготовки учителей Syllables Learning Center (Kendore Learning) аккредитована Международным советом по обучению мультисенсорным структурированным языкам и Международной ассоциацией дислексии. Узнать больше

Твердые и мягкие «C» и «G».

Jj для заметок 128. Твердые и мягкие буквы «C» и «G».

Самое замечательное в правилах правописания, таких как властное правило «е», заключается в том, что, выучив определенное правило, вы сможете читать (и, надеюсь, произносить) множество разных слов. Другими словами, правила дают вам большую отдачу от затраченных средств. Имея дело с твердыми и мягкими «с» и «г», мы сначала учим твердый звук как часть основных связей между звуками и буквами, а мягкие звуки вводим чуть позже.

ЧТО ТАКОЕ ТВЕРДАЯ И МЯГКАЯ «С»?

Твердая буква «с» звучит как /k/ в слове «вызов».

Мягкая буква «с» звучит как /s/ в слове «цент».

(Помните, что косая черта / / означает, что мы произносим звук ; «с» или c означает произношение буквы имени.  Я думаю, что в какой-то момент я мог сделать и то, и другое. Aa для альпак.)

ЧТО ТАКОЕ ЖЕСТКОЕ И МЯГКОЕ ‘G’?

Твердая буква «г» звучит как /г/ в слове «коза».

Мягкая буква «g» звучит как /j/ в слове «жираф». (Настоящим способом представления мягкой буквы «г» в Международном фонетическом алфавите является /dʒ/. Объяснение см. здесь. /j/ на самом деле является звуком, произносимым в начале слова «да», но было бы проще, если бы Я просто набираю /j/ для мягкого звука.0007

Мягкая «г» звучит как начало слова «джем», поэтому при изучении связей между звуками и буквами возникает большая путаница между «г» и «дж». Это усугубляется тем фактом, что оба названия букв имеют мягкое / j / в них: «jee» (‘g’) и «jay» (‘j’). Вы действительно удивляетесь, как это произошло. Кто-то намеренно запутывал людей, или это просто способ эволюции речи и языка? Тем не менее, это все хорошая стимуляция мозга!

Твердая и мягкая «с» и «г»: это твердая «г» в слове «трава», но сама трава мягкая.

ПРАВИЛО ПРАВОПИСАНИЯ.

Для «с»: звук обычно мягкий – /с/ – если за ним следует «е», «и» или «у». Если за ним следуют другие буквы, это обычно обозначает жесткий /k/. Помните, что за ним могут следовать другие согласные звуки, а не только гласные, например. кр, кл.

Для «g»: звук обычно мягкий – /j/ – когда за ним следует «e», «i» или «y». Если за ним следуют другие буквы, это обычно обозначает жесткий /g/. Помните, что за ним могут следовать другие согласные звуки, а не только гласные, например. гр, гл.

Как видите, правило одинаково и для «c», и для «g». Обратите внимание, что в правиле написано «обычно мягко» — можете поспорить, что на английском языке будут исключения. И есть много исключений, когда речь идет о «г»: получить, подарок, девушка и так далее. По правилу в этих словах должен быть мягкий звук /j/, но это не так. Таким образом, при обучении/отработке правила, вероятно, лучше сконцентрироваться на «с», чтобы закрепить (мягкое «с»!) его.

Слово предупреждения.

Всегда лучше использовать картинку в качестве крючка, на который можно повесить каждый звук, в этом весь смысл обучения связям между звуками и буквами с помощью алфавитной книги. Очевидно, что в Aa для альпак я правильно применил правило («c» для «верблюда», а «g» для «резинового сапога»). Напротив, многие другие алфавитные книги сбивают детей с толку. Сколько раз мы видели, что буква «г» означает «жираф» в азбуке? Сначала нужно научить жесткому звуку. Но вы можете использовать «жираф» для «крючковой картинки» при обучении мягкому звуку.

ОТРАБАТЫВАНИЕ ТВЕРДОЙ И МЯГКОЙ «С».

  1. Настоящие слова.

Вы можете составить краткий список реальных слов с буквой «с» в них и попросить ребенка прочитать каждое слово и написать правильный символ, обозначающий звук каждого слова, /k/ или /s/. Примеры: корова, танец, пикник, доктор, центр, тишина, украшение, сила, погреб, актер, цирк.

  1. Бессмысленные слова.

Я придерживаюсь своего принципа, что если вы можете читать бессмысленные слова, вы действительно знаете правило. Пусть ребенок сделает то же самое, что и выше, со следующими словами:

Cont   cilter   cime   cag   cint   cume   coge   cere   caik   cetch   curmin   coafer   curtig   colind   caffent   cipnit   cotby   ciggen   culty

Используйте более короткие слова для менее опытных читателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *