Определение психологии, ее цели и задачи
14.05.2011
Дать определение любой науке — задача непростая. Например, наука об управлении имеет более 150 формулировок. Спорить об уровне объективности каждой из них — занятие бесплодное, ибо авторы рассматривают проблему управления с различных точек зрения. Нет полного единства по этому вопросу и в психологии. Причина не только в субъективном факторе, но и в специфике самой психологии. Действительно, психология:
- имеет дело с самой таинственной и сложной для познания категорией — психикой;
- поворачивает познание на себя, когда объект познания и его субъект выступают в одном лице (человек изучает… самого себя).
Одно из определений психологии как науки гласит: психология — это наука, предметом изучения которой являются закономерности формирования, функционирования и развития психики человека.
Попытка разобраться в самом слове «психика» наталкивается на терминологический барьер.
В Священном писании говорится, что душа дается человеку Господом Богом во временное пользование, дескать, поноси, пока ходишь по земле. При этом душа есть нечто абсолютно непостижимое, недоступное для смертного человека. В житейской психологии, где знания о внутреннем мире человека черпаются людьми из повседневной жизни, эти слова — душа и психика — стали синонимами. В научной психологии, где знания добываются через теоретическое и экспериментальное изучение, употребляют слово «психика».
Итак, психолог-профессионал оперирует понятием «психика». Далее этому понятию будет дано более строгое определение. А сейчас под психикой будем понимать сложный внутренний мир человека со всеми его познавательными процессами, индивидуально-психологическими особенностями личности и системой восприятия окружающего мира.
Раскрыть содержание этих элементов — в этом состоят основные задачи психологии.В качестве объекта изучения в психологии выступает Человек. Это понятие включает как индивида, так и группу людей, состоящих между собой в различных отношениях (межличностных, деловых, отношениях власти и др.). Человек — самый таинственный объект.для психологии.
Цель изучения психологии — научиться понимать человека, во всем многообразии и динамичности его внутреннего (психического) мира, научиться жить, не мешая друг другу.
Как «оседлать» бурную стихию собственных страстей? Как «прочитать» первого встречного, словно раскрытую книгу? Как обеспечить свою безопасность в условиях криминальных психических воздействий? Как провести презентацию своей работы перед строгими комиссиями? Как научиться управлять, а не править людьми? Все подобные вопросы находятся в компетенции психологии, науки, от которой мир ждет рекомендаций, как правильно жить, не мешая друг другу. Но ответы на них надо искать не в самой психологии, а с помощью психологии.
«Знание этой культуры — не краткий конспект психологии, — говорил В. А. Сухомлинский, — а азбука самопознания, культуры духовной жизни личности. Человек, не знающий себя, никогда не сумеет распознать другого».
Ключевые слова: Наука
Источник: Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.
Материалы по теме |
---|
Социальная и культурно-историческая психология Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009… |
Значение психологии в советский период Теплов Б.М., Психология |
Методы исследований в современной психологии . .. |
Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака Монина Г.Б., Психология семьи |
Этапы развития социальной психологии Андреева И.В., Социальная психология |
Научное и ненаучное знание. Критерии научности Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018 |
Физиологическая психология Козлов В.В., Интегративная психология |
Система педагогических наук Луковцева А.К., Психология и педагогика |
Вопрос 3. Предмет, объект, цели и задачи психологии.
Во втором вопросе лекции была представлена история предмета психологической науки.
В психологии в самом общем плане объектом исследования выступают носители психики: человек и животные. Человек является главным объектом психологической науки. Но в силу того, что любой человек входит в состав различных групп людей (от семьи и профессионального коллектива до человеческого общества в целом), в качестве объекта изучения выступают также и различные социальные образования (группы, коллективы, общество). Поскольку психику человека изучить во всей полноте вне её эволюции невозможно, постольку объектом исследования являются и животные и соответственно их психика входит составной частью в предмет психологии. Таким образом, объектами исследования психологии являются: человек, различные социальные группы людей, животные и их сообщества.
Предметом психологии выступает психика в целом или её отдельные стороны и проявления. Главный предмет исследования психологии человека как объекта – психика человека.
Психологический мир – мир явлений внутренней жизни человека – чрезвычайно богат и разнообразен. В своем сознании человек хранит образы мира, в котором он живет, он имеет представление об окружающем, понимает и объясняет природный и социальный миры.
В то же время образ мира у человека отличается от образа мира, созданного в естествознании и обществоведении. Естественно, у каждого индивида он несравнимо менее полон, менее адекватен и расчленен. Основное же отличие заключается в том, что человеческие образы, представления и мысли, по выражению А.Н.Леонтьева, пристрастны: они пронизаны эмоциями, чувствами, переживаниями. В выражении «субъективный мир человека»14имеется еще один оттенок: человеческое восприятие внешнего мира – это живое, эмоционально окрашенное восприятие, которое зависит от имеющихся у субъекта желаний, настроений, нередко приводящих к искажению истинной картины мира. Невозможно представить себе человека, лишенного чувств и переживаний: наш внутренний опыт учит, что предметы, не вызывающие эмоционального отклика в нашей душе, оставляют нас равнодушными, воспринимаются как внешний фон.
Именно наличие высших чувств – стыда, раскаяния, совести, любви, — отличает человека от животного.Но разум и чувства не исчерпывают всего внутреннего мира человека. Человек мыслит и действует ради чего-то; одно и тоже событие может глубоко затронуть его чувства, а может оставить равнодушным. Есть еще один пласт нашей душевной жизни, который объясняет сложность человеческого поведения, — это область человеческих желаний, стремлений, намерений, интересов, потребностей. Мы всегда чего-то хотим и к чему-то стремимся. Потребности, интересы, идеалы составляют движущие силы человеческого поведения, активность его устремлений.
Внутренняя жизнь человека осознана
Также человек сталкивается и с такими действиями, о которых он не может дать себе ясного отчета, движущие причины которых не представлены в его самосознании. Психологический мир человека включает в себя и бессознательные явления. К их числу относятся влечения, автоматизмы, привычки, интуиция. Каждый из нас в той или иной мере задумывался над действиями, побудительная причина которых нам недостаточно ясна.
Все отмеченные выше явления составляют психологическое содержание жизни человека. Каждый из психических процессов вносит свой вклад в богатство внутреннего мира, определяет специфику проявлений человеческой субъективности. Психологический мир отдельного человека уникален и неповторим.
Основная цель психологической науки, определяющая её сущность, — это познание психического, во всех его проявлениях в нашей жизни: от элементарных психических актов (ощущений) до личности и её поведения. В свою очередь, процесс достижения этой цели, предполагает, с одной стороны, выяснение места человека в мире, а с другой, использование полученных психологических знаний в повседневной практике. То есть главная цель как бы определяется двумя частными: одна глобально-теоретическая, другая практическая. Понятно, что этот процесс дробления целей можно продолжить. Отражением этого является дифференциация науки (и, в частности, психологии) на систему отраслевых дисциплин со своими более конкретными и частными предметом, целями и задачами.
Как обычно, достижение цели осуществляется через решение отдельных задач. К основным задачам психологии можно отнести следующие:
Выявление и описание конкретных фактов психической жизни.
Объяснение психических фактов путем раскрытия психологических закономерностей и законов
Выяснение механизмов проявления психологических закономерностей и законов.
Выводы по третьему лекционному вопросу.
Проблема четкого определения объекта и предмета в психологической науке до сих пор актуальна и дискуссионна. Тем не менее, несмотря на отмеченную дискуссионность, примем за главный объект исследования психологии человека, а за главный предмет исследования – психику человека.
Что это такое и почему они важны
Подобно другим научным дисциплинам, психология направлена на достижение ряда целей в исследованиях и практике.
Психология — это научная дисциплина, посвященная пониманию человеческого поведения.
На протяжении всей истории изучение человеческого поведения изначально считалось исключительно философским занятием. Однако в 1879 году немецкий профессор Вильгельм Вундт внедрил науку и научный метод в дисциплину психологии, открыв первый психологический институт в Германии.
Психология включает в себя четыре основных цели или принципа, которые отражают ее цель и намерения: описывать, объяснять, предсказывать и изменять поведение.
Психология считается наукой, потому что она использует тот же научный подход, что и другие науки, такие как астрономия или химия, чтобы помочь нам понять человеческое поведение.
Подобно другим отраслям науки, психология направлена на достижение ряда целей в исследованиях и практике:
- описание поведения
- объяснить поведение
- предсказать поведение
- изменить/контролировать поведение
Первая цель психологии — описать поведение. Эта цель спрашивает: «Что происходит?» или «Что делает этот человек?»
Эта цель позволяет исследователям собирать информацию, а затем описывать, называть и/или классифицировать то, что они видят. Тщательно описывая явление или поведение, психологи могут различать типичное и нетипичное поведение. Описание является отправной точкой для понимания вещей.
Для достижения цели описания исследователи могут использовать различные подходы, включая естественное наблюдение, опросы, тематические исследования и самоотчетные тесты.
Например, в ходе одного исследования наблюдались интернет-привычки детей и подростков, определялись модели их использования и наблюдалось, делятся ли дети этой информацией со своими родителями.
Исследователи обнаружили, что дети и подростки тратили в среднем 3,1 часа в день на просмотр веб-страниц. Они также заметили, что дети неохотно рассказывали родителям, что они искали в Интернете.
После того, как поведение будет тщательно задокументировано и описано до мельчайших деталей, исследователи могут использовать эту информацию в качестве отправной точки для его объяснения.
Объяснение
После подробного описания поведения следующей целью является его объяснение. Объяснение поведения включает в себя попытку понять, как и почему оно происходит.
Цель объяснения помогает определить, почему мы ведем себя или реагируем определенным образом или как определенные раздражители могут повлиять на наше психическое здоровье, личность или отношения. Например, почему мы слушаем музыку или читаем книги? Является ли наша личность в основном результатом воспитания или природы? Что заставляет человека рисковать своей жизнью ради другого?
В исследовании 2022 года изучалось поведение детей, когда они делятся друг с другом, и выяснялось, могут ли определенные когнитивные навыки сделать обмен более вероятным. Исследователи обнаружили, что навыки счета ребенка на самом деле были самым важным предиктором справедливого поведения.
Таким образом, исследователи не только наблюдали за навыками обмена детьми, но и объяснили, почему некоторые дети, возможно, делились больше, чем другие, потому что с их навыками счета они, по сути, могли подсчитывать предметы для себя и своих сверстников.
ПредсказаниеТретьей задачей психологии является предсказание. Как только психологи описали определенное поведение и объяснили, почему оно происходит, они могут лучше предсказать, как и когда оно может повториться.
Цель предсказания спрашивает: «Когда такое поведение может повториться в будущем?» или «Что произойдет, если я отреагирую таким образом?»
Исследователи могут использовать данные, которые они собрали в ходе предыдущих исследований, чтобы предсказать, когда, почему и как определенное поведение будет происходить в будущем. Благодаря предсказанию психологи могут лучше понять основные причины наших действий.
Например, мы обычно понимаем, что алкоголь может сделать некоторых людей более агрессивными. Имея эту информацию, мы можем предсказать, что в алкогольных барах происходит больше драк, чем в кофейнях. Исследователи могут принять эту гипотезу и провести исследование, чтобы убедиться, что она верна.
Успешное предсказание важно для достижения конечной цели психологии: изменения поведения.
Изменить поведение
Четвертая цель психологии — изменить поведение, которое может быть вредным, непродуктивным или мешать повседневной жизни.
Цель изменения спрашивает: «Как я могу избавиться от этой привычки?» или «Что я могу сделать, чтобы стать более щедрым человеком?»
Психотерапия является примером этой цели в действии. Например, в когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) вы выявляете и изменяете негативные и вредные модели мышления.
Эта конечная цель может помочь добиться позитивных изменений в жизни, таких как уменьшение аддиктивного поведения, уменьшение симптомов депрессии или улучшение общения.
Когда-то считавшаяся исключительно философским исследованием, психология теперь также использует научную дисциплину, преследующую четыре основные цели: описание, объяснение, предсказание и изменение поведения.
Если вы пытаетесь решить личную проблему, вы можете попрактиковаться в использовании этих четырех целей дома.
Например, если вы пытаетесь бросить вредную привычку, задайте себе следующий вопрос, основанный на четырех целях психологии:
- Опишите. Что я делаю? (Например, я смотрю телевизор 3 часа в день.)
- Объясните. Почему именно я это делаю? (У меня депрессия, одиночество, скука и т. д.)
- Прогноз. Как изменится моя жизнь, если я перестану смотреть телевизор и вместо этого буду заниматься спортом? (Вероятно, я был бы здоровее и счастливее.)
- Изменить. Как я могу бросить долгие часы смотреть телевизор? (Каждый вечер я буду ходить на длительную прогулку).
Архив психологии цели
Обзор шестидесятилетних исследований смысла, развития и преимуществ цели в жизни
Современные научные исследования человеческой цели берут свое начало из опыта человека, пережившего Холокост в ряде нацистских концлагерей. Будучи заключенным в Терезиенштадте, Освенциме и двух лагерях-спутниках Дахау, венский психолог Виктор Франкл заметил, что сокамерники, у которых было чувство цели, проявляли большую устойчивость к пыткам, рабскому труду и голодному пайку, которым они подвергались. Позже, описывая свой опыт, он нашел частичное объяснение в цитате Фридриха Ницше: «Те, у кого есть «зачем» жить, могут вынести почти любое «как».59 книга «Человек в поисках смысла », книга, оказавшаяся плодотворной в этой области, кристаллизовала его убеждения о решающей роли смысла и цели. Десять лет спустя Франкл помогал в разработке первого и наиболее широко используемого стандартизированного опросника о целях — теста «Цель в жизни», состоящего из 21 пункта.
В рамках своего постоянного интереса к более глубокому пониманию характера и добродетели Фонд Джона Темплтона заказал обзор более чем шестидесятилетней литературы, касающейся природы человеческого предназначения. В обзоре, охватывающем более 120 публикаций, восходящих к работам Франкла, рассматриваются шесть основных вопросов, касающихся определения, измерения, преимуществ и развития цели.
Психология цели: что такое цель и как ее измерить?В психологических терминах в литературе появилось общепринятое определение цели, согласно которому цель — это стабильное и обобщенное намерение выполнить что-то, что одновременно имеет личное значение и в то же время ведет к продуктивному взаимодействию с каким-либо аспектом жизни. мир за пределами себя. Не все цели или личностно значимый опыт способствуют достижению цели, но на пересечении целеполагания, личной значимости и сосредоточения внимания за пределами себя возникает отчетливая концепция цели.
В исследованиях и опросах, изучающих отдельные источники цели в жизни, приводятся примеры, начиная от личного опыта (вдохновение заботливым учителем) и заканчивая делами, далекими от наших нынешних обстоятельств (стать активистом, узнав о потогонных условиях в другой стране). Большинство мировых религий, а также многие светские системы мышления также предлагают своим приверженцам хорошо разработанные принципы развития цели в жизни. Любовь к друзьям и семье и стремление к осмысленной работе являются общими источниками цели.
За последние несколько десятилетий психологи и социологи разработали множество оценок, затрагивающих целеустремленность людей, включая Индекс отношения к жизни, подшкалу «Цель в жизни» психологических шкал благополучия, опросник «Смысл жизни», подшкала «Существование цели в жизни», «Пересмотренное исследование целей молодежи», «Шкала цели Клермонта» и «Опросник цели жизни» и другие.
Вывод, который следует из работы этих тестов и опросов, интервью, определений и метаанализов, состоит в том, что наблюдение Франкла было верным — наличие цели в жизни связано с огромным количеством преимуществ, начиная от субъективного ощущения счастья для снижения уровня гормонов стресса. Исследование 2004 года показало, что целеустремленные пожилые женщины имели более низкий уровень холестерина, с меньшей вероятностью имели избыточный вес и более низкий уровень воспалительной реакции, в то время как другое исследование 2010 года показало, что у людей, которые сообщали о более высоких показателях цели, реже диагностировали легкие когнитивные нарушения. и даже болезнь Альцгеймера. Однако подавляющее большинство этих отмеченных преимуществ в настоящее время являются только корреляциями — во многих случаях неясно, является ли наличие сильного чувства цели в жизни причиной преимуществ или люди, испытывающие преимущества, просто лучше подготовлены для развития чувства цели. .
Потенциальные вмешательства для повышения цели и ее преимуществ были сосредоточены на периоде формирования поздней молодежи, когда в исследованиях рассматривались преимущества поддерживающих наставников и таких практик, как целенаправленное ведение дневника благодарности в жизнь. В исследовании 2009 года приняли участие 89 детей и подростков, которым было поручено написать и доставить благодарственные письма людям, которые, по их мнению, благословили их. Участники, у которых был более низкий начальный уровень положительного аффекта и благодарности, по сравнению с контрольной группой, имели значительно более высокий уровень благодарности и благодарности после доставки письма даже через два месяца.
Этот результат становится еще более многообещающим в свете серии из четырех исследований 2014 года, которые пришли к выводу, что даже создание временного целеустремленного мышления улучшало академические результаты, включая саморегуляцию, настойчивость, средний балл и количество времени, которое учащиеся готов потратить на подготовку к тестам и выполнение домашних заданий.
Психология цели: дуга целиПримерно каждый пятый старшеклассник и каждый третий студент колледжа сообщают, что у них есть четкая цель в жизни. Эти показатели немного снижаются в среднем возрасте и более резко в более позднем взрослом возрасте. Некоторые из этих изменений имеют смысл в свете ориентированного на будущее характера цели. Для молодых людей с позднего детства чувство поиска цели связано с чувством удовлетворения жизнью, но только до среднего возраста, когда бесконечный поиск цели может иметь коннотации незрелости. Однако в одном исследовании изучалось интересное исключение из общего снижения стремления к достижению цели: по сравнению с другими взрослыми «9-эндеры» (люди, заканчивающие десятилетие жизни, в возрасте 29, 39, 49 лет и т. д.), как правило, больше сосредотачиваются на старении и смысле, и, следовательно, они чаще сообщают о поиске цели или переживании кризиса смысла.
В среднем возрасте воспитание детей и другие формы заботы становятся для многих явным источником цели и смысла. Интересно, что исследования, проведенные в 2006 и 1989 годах, показали, что, хотя у родителей было более сильное чувство смысла в своей жизни, чем у неродителей, они сообщали о том, что чувствовали себя менее счастливыми, что является отражением того, что стремление к своей цели, особенно в очень требовательные сезоны, все еще может быть трудным, обескураживающим и напряженным.
Целеустремленность в карьере коррелирует как с большим удовлетворением от работы, так и с более высокими результатами, связанными с работой. В исследовании 2001 года, посвященном работникам сферы обслуживания, исследователи указали, что некоторые уборщики больниц считали себя «простыми уборщиками», в то время как другие считали себя частью общей команды, которая приносила пациентам исцеление. Эти группы людей выполняли одни и те же основные задачи, но они совершенно по-разному думали о своем понимании цели в организациях, где они работали. Неудивительно, что работники, которые рассматривали свою роль как лечебную функцию, были более удовлетворены своей работой, проводили больше времени с пациентами, более тесно сотрудничали с врачами и медсестрами и находили больше смысла в своей работе.
На более поздних этапах жизни обычные взрослые источники целеустремленности, такие как выполнение своей карьеры или забота о других, менее доступны, но сохранение сильной целеустремленности связано с множеством положительных качеств в этом возрасте. По сравнению с другими целеустремленные пожилые люди чаще имеют работу, имеют лучшее здоровье, более высокий уровень образования и состоят в браке.
Психология целеустремленности во всем миреХотя большая часть социологической работы по целеустремленности была сосредоточена на людях из западных богатых обществ, литература содержит несколько интересных кросс-культурных результатов, которые намекают на то, как подходы и преимущества от цели в жизни может отличаться во всем мире. В Корее, например, было показано, что молодежь рассматривает цель не как индивидуальное стремление, а как коллективное дело, в то время как исследования китайских концепций цели показывают, что чувство цели делится на чувство профессиональной, моральной и социальной цели.
Исследования в области психологии целеустремленности среди людей разного социально-экономического положения показывают, что тем, кто находится в трудных обстоятельствах, вероятно, будет трудно обнаружить и преследовать личные значимые цели.