Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Цветоведение для детей художественная школа: Методическая разработка «Основы цветоведения на занятиях по живописи в ДХШ»

Рисование для детей — Детская художественная школа №1 имени П. П. Чистякова г. Екатеринбург

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества
Василий Александрович Сухомлинский

Профессионалам очевидно, что обучение рисованию лучше начинать с детства, когда происходит закладка основных знаний, умений и навыков будущего художника. Рисование для детей, как правило, не является самым сложным предметом и доступно даже младшим школьникам.

Обучение рисованию детей строится, исходя из понимания особенностей детской психики и способа восприятия окружающего мира. Дети непоседливы, несконцентрированы, но очень восприимчивы и впитывают новую информацию как губка. Легкость запоминания сочетается в ребенке с отсутствием наработанных стереотипов мышления. Это позволяет педагогу успешно создавать у детей новые алгоритмы решения художественных задач.

Младший школьный возраст — время выработки большинства двигательных стереотипов. Поэтому большое внимание в первый год занятий в ДХШ № 1 имени П.П.Чистякова отдается постановке руки, отработке основных навыков движения кистью. Помимо чисто художественных умений в этом процессе вырабатываются необходимые художнику усидчивость и терпение.

Детская восприимчивость имеет свою оборотную сторону — ребенок с одинаковой охотой переключает внимание как на нужные педагогу предметы, идеи, мысли, так и на совершенно посторонние вещи. Рисование для детей во многом еще игра. Понимание этого процесса приводит к широкому использованию некоторых игровых элементов обучения, особенно у младших школьников.

Большое внимание в ДХШ №1 имени П.П.Чистякова уделяется развитию художественной эрудиции учеников. Беседы по истории изобразительного искусства, демонстрация классических образцов, рассказы о великих творцах прошлого, играют важную роль в процессе обучения. Кроме того, проводятся теоретические занятия по основам композиции, законам перспективы и цветоведению. Поскольку детям необходимы контакты с реальными произведениями профессионалов, ученики школы имеют возможность контактировать с настоящими художниками, все преподаватели школы активно занимаются творчеством и регулярно участвуют в профессиональных выставках и конкурсах педагогического мастерства.

Программа обучения также предусматривает регулярное посещение  учащимися музеев  и выставок.

Художнику присущ особый созерцательный взгляд на мир, как на картину. Выработке такого представления способствуют, в том числе и занятия на пленэре, которые проводится, как правило, в два этапа: в осенний (август) и летний (июнь) период.

Рисование — процесс творческий, поэтому стимуляции этого начала в школе уделяется большое внимание. Среди детей проводятся школьные конкурсы, лучшие работы учащихся отправляются на выставки и конкурсы различных уровней, в том числе и международных.

Ф.М. Достоевский говорил: «Красота спасет мир». Художник — это в первую очередь человек, умеющий видеть красоту в окружающем мире и показать ее так, чтобы она стала видна и другим. Воспитанники детской художественной школы № 1 имени П.П.Чистякова  Екатеринбурга — это будущие «проводники Красоты» в наш мир. Не все из них станут профессиональными художниками, но кем бы они не стали в дальнейшем, вложенные в них в детстве знания, навыки и умение видеть Красоту, помогут им в будущем. Они не утратят со временем чувства прекрасного, и чем бы они в дальнейшем не занимались — пропорциональность, соразмерность, гармония и красота будут отличать дело рук их. Ведь этому их научили в ДХШ №1.

Просмотров: 3501

Основоположники художественного образования детей в ТАССР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

УДК 377

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ТАССР

Л.Г. Сиразева

Аннотация. В статье представлены выводы и результаты, полученные в процессе исследования архивных документов, отражающих развитие и становление художественных школ в ТАССР; особое внимание уделяется значимости учебно-воспитательного процесса в формировании личности учащихся художественных школ. На основе анализа личных архивов преподавателей исследуется методика преподавания изобразительного искусства; раскрывается личностный вклад педагогов в разработку авторских учебных программ по живописи, рисунку, скульптуре.

Ключевые слова: исторический анализ, художественная школа, художественное образование детей, учебно-воспитательная деятельность, изобразительное искусство.

FOUNDERS OF ART EDUCATIONS OF CHILDREN IN TASSR

L. Sirazeva

Abstract. The conclusions and results received in the course of the research of the archival documents reflecting development and formation of art schools in TACCP are presented in article; special attention is paid to the analysis of the importance of teaching and educational process in formation of the identity of pupils of art schools. On the basis of the analysis of personal archives of teachers the technique of teaching the fine arts is investigated; the personal contribution of teachers to development of author’s training programs on painting, the drawing, a sculpture reveals.

Keywords: historical analysis, art school, art education of children, teaching and educational activity, fine arts.

Интерес к рисованию как к учебной дисциплине на Руси возник в XVШ веке. Еще русские иконописцы считали рисунок важной частью своего искусства. В 1724 году при Российской Академии наук была открыта «Рисовальная палата», где впервые рисование стало учебным предметом. Для упорядочения методики обучения рисунку в 1735 году на русском языке был издан учебник немецкого художника И.Д. Прейслера «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству». Эту книгу можно считать первым методическим пособием по рисунку в России. При обучении рисунку большое значение придавалось личному показу. В инструкциях профессорам академии того времени указывалось: обучая рисованию с натуры, учителя академии должны садиться рядом с учениками и рисовать ту же модель, чтобы ученики видели процесс построения рисунка.

Большую роль в совершенствовании рисования как учебного предмета сыграл прекрасный художник и замечательный педагог А.П. Лосенко (1737 — 1773), уделявший много внимания не только практике, но и теории рисунка.

В 1834 году известный русский художник-любитель А.П. Сапожников (1795 — 1855) издал «Курс рисования». Это был первый учебник по рисованию для общеобразовательных учебных заведений, составленный русским художником.

Большое влияние на развитие методики преподавания учебного рисунка оказал выдающийся художник-педагог П. П. Чистяков (1832 — 1919). Он считал, что обучение должно проходить как в начальной стадии, так и в высшей на основе единых научных принципов.

Большое влияние на развитие советской методики обучения рисованию оказала педагогическая деятельность Д.Н. Кардовского (1866 — 1943). По инициативе Кардовского и его учеников в 1939 году был открыт художественно-графический факультет в Московском городском педагогическом институте имени В.П. Потемкина. До 1955 года художественно-графический факультет М1 ПИ имени В.П. Потемкина был единственным в Советском Союзе факультетом, который готовил учителей рисования и черчения с высшим образованием для средней школы [1, а61].

Изобразительное искусство как один из учебных предметов художественных школ занимает важное место в воспитании и формировании личности учащихся. Учебная программа ставит такие конкретные задачи: дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка; сформировать навыки рисования по памяти, с натуры; развить творческое воображение; воспитывать любовь к искусству.

В этой системе воспитания особо важное место отводится педагогу; он должен найти такие

способы воздействия на чувства ребят, которые воспитывали бы их навыки, рефлексы, потребности, творческие способности, учили бы видеть и понимать прекрасное.

Именно обстановка в художественной школе, ее кабинетах, работа педагогов, разговоры, творческий настрой в классе будоражат личные чувства, вызывают в душах ребят настроения, близкие к тому, что возбуждают произведения искусства. Разнообразные занятия в художественной школе дают возможность воздействовать на ум и сознание учащихся с различных сторон. Будь это урок живописи или графики, экскурсии в природу, посещение выставки, творческий вечер, просмотр и обсуждение фильма или разбор какого-либо произведения художника. В каждом виде занятий педагоги стараются развивать собственную сопричастность, сопереживание учащихся, формируют личное отношение к увиденному, чтобы все хорошее, эмоционально воспринятое нашло место для определенного выражения творческой работе или в поступке ученика. То есть, педагоги художественных школ формируют личность учащихся; стремятся развивать активность и самостоятельность детей, учат их быть трудолюбивыми, хорошо учиться, с душой выполнять любую работу, быть патриотами и интернационалистами, активно бороться против антинаучных взглядов, вырабатывать твердую убежденность в правоте своих идеалов.

Из воспоминаний Рожина Ивана Леонидовича (город Елабуга, ДХШ № 1 имени И.И. Шишкина): «Я родился 18 марта 1939 года в поселке Яковлево Елабужского района. В 1958 году окончил Елабужский библиотечный техникум, с 1961 по 1966 г.г. учился в Елабужском педагогическом институте. Со 2 декабря 1965 года работал в школе-интернате № 1 города Елабуги. Работу в школе начал учителем рисования и черчения. В эти же годы стал сотрудничать с Академией педагогических наук в Москве, при лаборатории по эстетическому воспитанию под руководством И.Л. Любинского вел свою экспериментальную программу. В 1975 году я поступил в Московский педагогический институт на художественно-графический факультет, который окончил в 1980 году. После ликвидации школы-интерната перешел в ДХШ № 1 преподавателем, а с 1989 года был директором этой школы.

Я учил детей не только держать карандаши, управлять кистью, распоряжаться красками, осваивать специальные техники, также я постоянно вел с ними душевные разговоры и беседы о жизни. Старался дать ребятам представление об окружающем мире через

сюжетные композиции, через мероприятия, выставки, выходы на природу, ведь все это оздоравливает человека, очищает душу, делает его лучше. Я также стремился к тому, чтобы дети научились видеть и ощущать прекрасное, но главное, чтобы чувствовали себя не последними людьми в этой жизни» [7].

Иван Леонидович не только прекрасный руководитель, но и талантливый педагог и художник. За время своей работы Иван Леонидович получил много почетных грамот и дипломов, в том числе награжден Знаком «Победитель соцсоревнования 1974 года», «Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР», медалью «Ветеран труда» (1989 год), а в 1996 году ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РТ».

Плодотворные, самые лучшие 19 лет Миннахметовым Зиннуром Миннахметовичем (1948 год, деревня Борисово, Елабужский район, ТАССР) отданы этому учреждению не ради наград и званий, а посвящены творческому развитию молодого поколения. Он же был первым директором этой школы, также проводил занятия по рисунку, живописи, композиции, скульптуре и истории искусств. Одновременно учащиеся ставили интересные кукольные спектакли к Новому году совместно с преподавателями музыкальной школы. Сами мастерили кукол, готовили декорации, шили костюмы, озвучивали кукол.

В эти же годы здесь преподает Нелюбина Тамара Владимировна (1953 год, город Казань, ТАССР). В 1973 году она закончила Казанское художественное училище имени Николая Фешина, с 1973 года и по сей день она преподает в этой художественной школе. В школе Тамара Владимировна вела учебные занятия по скульптуре, керамике у всех классов по программе «Скульптура» для ДХШ и художественных отделений ДШИ, МК РСФСР, Москва 1989 год. В своих занятиях она применяла различные формы и методы обучения, пользовалась техническими средствами обучения, наглядными пособиями. Уделяла особое внимание творческому развитию детей. Уроки проходили под музыкальное сопровождение, что помогало более полному и эмоциональному восприятию темы. Уроки тесно связаны с историей родного края, что имеет значение в привитии чувства любви к Родине, уважение к разным народам, народному искусству, народному творчеству. Основными элементами, определяющими успех учебной работы, Тамара Владимировна считает создание в педагогическом процессе атмосферы

доброжелательности и понимание того, что учитель и ученик решают одни и те же задачи [6].

В 1975 году в школу пришел выпускник Лениногорского педагогического училища Иванов Вячеслав Дмитриевич. В 1982 году он был назначен директором этой школы. Будучи человеком разноплановым, эрудированным, он сумел привить любовь своим ученикам к истории изобразительного искусства. Интересно, легко, просто и доступно мог объяснить сложные темы. К работе относился очень ответственно. К каждому уроку готовил наглядные пособия. Ученики называли его философом, коллеги уважали за высокий уровень преподавания. Он был требовательным педагогом. 7 лет он совмещал административную, педагогическую и творческую деятельность. Сотрудники и выпускники школы запомнили Вячеслава Дмитриевича жизнерадостным, весёлым человеком, сочетавшим в себе аналитический ум и тонкое чувство юмора.

Первый выпуск художественной школы им. И.И. Шишкина, 1976 год: Волков Павел, Шайхутдинова Зиля, Соколов Сергей, Максютина Лена, Шимановский Валера, Ахунзянова Лиля, Соловьева Таня, Шайхадаров Алик, Саламатова Альбина, Сайфуллин Рустам, Буйволова Таня.

В 1973 году в городе Набережные Челны открылась ДХШ № 1. Директором был назначен Гирфанов Фирдус Гильмутдинович (7 июня 1940 год, село Карашэм, Зеленодольский район, ТАССР). В 1968 году Фирдус Гильмутдинович закончил Казанское художественное училище, а затем Ташкентский театральный институт им. А.Н.Островского (1968 — 1973 гг.). Он возглавлял эту школу с 1973 по 1989 гг., одновременно преподавал рисунок, живопись, историю искусств; им был создан богатый натурный фонд.

Фирдус Гильмутдинович организовывал персональные и детские выставки, вместе с детьми посещал выставки разного уровня, которые являлись большим стимулом для ребят. После посещения этих выставок ребята становились самокритичнее, внимательнее, проявляли больше настойчивости, серьезности, живее обсуждали итоги работы в аудитории, смелее тянулись к творческому самовыражению.

14 апреля 1999 года Указом президента Республики Татарстан за заслуги в области культуры, многолетний добросовестный труд Фирдусу Гирфанову было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РТ» [4].

В те годы в школе работали Зорина А.С., Шаймарданов Р.Х., Хазиев М.Ш., Агалетдинов Г.А. Зорина Алевтина Сергеевна работала завучем, преподавала рисунок, живопись,

станковую композицию. Ее программа обучения детей строилась на основе изучения академической изобразительной грамоты. Основными целями обучения выступали: понять «язык» изобразительного искусства; привить желание заниматься искусством и творчеством. Сама Алевтина Сергеевна очень любила живопись, поэтому и детей учила видеть красоту цвета, и «чудо» живописного искусства, прививала любовь и уважение к изобразительному творчеству. Зорина А.С. имеет звание — «Заслуженный учитель РТ» [5].

Преподаватель, Шаймарданов Рашид Хазиевич (31 августа 1946 года, город Бавлы, ТАССР). Он окончил Лениногорское педагогическое училище, затем Чебоксарский государственный педагогический институт(1976 — 1981 гг.), имеет 36 лет педагогического стажа

[9].

Он прекрасно владеет методикой преподавания предметов живописи, рисунка, композиции. С целью освоения учащимися умений и навыков в области изобразительного искусства для учебных постановок художественной школы, он самостоятельно изготовил различные геометрические тела, скульптурные части тела.

Классы, в которых преподавал Рашид Хазиевич, основаны на традициях академической школы рисунка, живописи и станковой композиции, с внедрением национальных традиций в декоративно-прикладное искусство. В процессе учебы с целью формирования личности учащихся проводил выходы на природу «пленэр», встречи с известными художниками. На классных часах учащиеся осваивали знания по стенографии, арабской каллиграфии, технике сусального золота. Рашид Хазиевич смог установить тесный контакт с родителями с целью формирования широкого кругозора учащихся; проводил цикл бесед и лекций по теме «Воспитание у детей чувства прекрасного», работая по принципу «чужих детей не бывает».

Народный художник РТ, Заслуженный работник культуры РТ Хазиев Мадьяр Шарипович (1 марта 1949 год, села Кренле, Сабинский район, ТАССР) умело передает мастерство, знания, умения, накопленные за 35 лет работы в Детской художественной школе учащимся и молодым специалистам, формирует эстетический вкус, творческое мировоззрение, ведет обучение на высоком профессиональном уровне [8]. Велика роль Мадияра Шариповича в сфере преподавания и формирования культурного наследия и нововведения по предметам рисунка, живописи, композиции в истории школы: созданы методические разработки рисунка

головы человека, гипсовой головы; стадии работы по живописи для детей 1 — 4 классов. На основе разработок он вырастил не одно поколение художников, архитекторов и дизайнеров. Также он внедрил личный метод ведения рисунка, живописи, композиции накопленный

многолетним опытом, учитывая возрастные особенности детей. Наряду с академическим образованием ввел стилизацию в живопись, рисунок и композицию. Работы его учащихся отражают национальный дух, обычаи татарского народа.

М.Ш. Хазиев проводил занятия с учетом новых технологий в области изобразительного искусства, используя технику шамаиля в станковой живописи и композиции; ввел современные методы рисования контуром по ткани и дереву. Творческий подход к обучению живописи, рисунка, композиции привел к постоянному развитию, обогащению методов, форм, приемов передачи знаний, умений, навыков. Применение новых технологий обеспечивало возможность раннего выявления таланта у детей и создавало благоприятные условия для их профессионального развития.

После Гирфанова Ф.Г. художественную школу «принял» Заслуженный работник культуры РТ Агалтдинов Гайнулла Агалтдинович (12 мая 1945 год, деревня Байкал, Ашкынский район, Республики Башкортстан). В 1974 году он окончил Нижнетагильский государственный педагогический институт, художественно-графический факультет [2]. Гайнулла Агалетдинович — духовно богатая личность, его духовность, прежде всего, проявляется в любви к воспитанникам, к своим ученикам. Он одинаково уважительно относился к ученикам разных национальностей, вероисповеданий, всегда стремился к сотрудничеству и сотворчеству как с детьми, так и с родителями и со своими коллегами.

Коблова О., Шлюнов С., Закирова Т., Синицин С., Ершов О., Швец Н., Косьянова Н., Мишина Н., Кирилова Л., Кузнецов А., Румак А., Худяков О., Данилова С., Гавриков А., Туктарев Р., Батуева Л., Киселева Н., Сизикова С., Закирова Л., Станишевская Н., Полежаева Т., Синогейнина Г., Жирнова Г. — это первые ученики художественной школы (выпускники 1978 год).

С 50-х годов ТАССР становится нефтяным краем. Нефтяными центрами стали города — Альметьевск, Лениногорск. В 1962 году в Альметьевске была открыта первая детская художественная школа. Эта самая старейшая художественная школа в городе. Начинал и открывал ее художник из Волгограда Воль Алексеевич Черницев. Но вскоре он уехал из

Альметьевска, оставив свое детище Стефановскому Геннадию Алексеевичу, Заслуженному работнику культуры РТ и России; он возглавлял школу более 15 лет.

В эти годы в коллективе работала супружеская пара Хавадис Гимазетдинов (ныне покойный) и Эвелина Борисовна Бусова, Рафаэль Абдулхаевич Чагафонов (преподаватель скульптуры, переехал в город Чебоксары), Гиззатов Салих (живет в Бугульме), Байгузин Альфред, Геннадий Алексеевич Стефановский (преподаватель истории искусств), Бушурова Вера Игнатьевна (живет в Альметьевске).

Заслуженный работник культуры РТ Бушурова Вера Игнатьевна на сегодняшний день единственный педагог, которая и по сей день работает в этой художественной школе. Из воспоминаний Веры Игнатьевны: «Я родилась 2 октября 1946 года в Самарской области на станции Шантала. В 1961 году я поступила в Лениногорское педагогическое училище на художественно-графическое отделение; это был первый набор. После окончания училища я получила направление в город Альметьевск. И в 1967 году директор художественной школы (Геннадий Алексеевич Стефановский) пригласил меня преподавать в художественную школу. Вот уже 50 лет я в этой школе: 15 лет была завучем, 19 лет директором, и все эти годы я обучала детей изобразительному искусству.

В ходе своей педагогической деятельности, экспериментируя в обучении изобразительному искусству детей, нашла много интересных находок в преподавании истории искусств: сочинение и разгадывание кроссвордов, игры на развитие цветоведения. Также большую пользу давали уроки-встречи с искусством; уроки, на которых шли беседы о творчестве зарубежных, русских, советских художников, помогающие развивать эстетическое воспитание учащихся средствами живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Мы проводили и необычные родительские собрания, широко применяли совместные просмотры и обсуждения ученических работ, просмотры фильмов об изобразительном искусстве, такие как: «Художник А. Пластов», «Семья мастеров», «Военные художники» и др.»

За многолетний и кропотливый труд Бушуровой В.И. в 1990 году было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РТ», звание «Ветеран труда», также она награждена медалью к 1000-летию города Казани [3].

В архиве школы сохранился документ, где указывается первый выпуск (1965 год): Ледяев Анатолий, Шалашов Александр, Семенов Саша, Чирков Толя, Миргалимов Саша, Килимьетова

Тамара, Хабибова Люда, Крысин Коля, Моисеев Игорь, Калимов Басыр, Ахметов Рустам, Каюмов Марат.

Жизнь и творчество Хаертдинова Маснави Хаертдиновича неразрывно связана с Татарией, с нашим нефтяным краем. Он был основоположником Детской художественной школы города Лениногорска. Хаертдинов М.Х. родился 3 марта 1924 года в деревне Шигай Ворошиловского района ТАССР. С 1930 жил в городе Иваново, учился в Ивановском художественном училище (1939 — 1942). Окончил Харьковский художественный институт (1945 — 1951), где специализировался на отделении станковой живописи под руководством М. Г. Дерегуса и П.И. Котова. В 1960 — 1980 годах жил и работал в городе Лениногорске. В 1976 году он был инициатором открытия художественной школы. Школа занимала помещение общежития нефтяного техникума, где было всего 3 класса, с общим количеством 80 учащихся. В 1981 году школа перешла в новое четырехэтажное светлое здание по проспекту Ленина, дом 4. Здесь появилась возможность заниматься любимым делом у 280 учащихся. Вот уже 32 года школа является центром эстетического воспитания

подрастающего поколения. Директору Хаертдинову М.Х. за заслуги в развитии советского изобразительного искусства Президиум Верховного Совета ТАССР в августе 1968 года присвоил почетное звание Заслуженного деятеля искусства ТАССР, в 1977 году ему было присвоено звание Народный художник ТАССР, также он награжден орденом Дружбы народов и медалью «За трудовое отличие» [10]. В эти годы в школе преподавали Серова С.В., Ветрещах В.С., Рунов Н.М.

Главной и важной задачей обучения художественная школа ставит эстетическое воспитание детей, а также обучение профессиональным навыкам изобразительной деятельности. Коллектив преподавателей и учащихся ведет большую работу по пропаганде изобразительного искусства в городе: экскурсии, беседы, практикумы, мастер-классы. Школой накоплен богатый материал по методике преподавания декоративно-прикладной

композиции, который во многом определяет лицо, историю и традиции школы. Обязательными дисциплинами являются рисунок, живопись, станковая композиция и история изобразительного искусства.

Автор убежден, что для нашей страны в настоящее время нет и не может быть задачи важнее, чем воспитание каждого ученика на уровне активного, инициативного, сознательного созидателя материальных и культурных ценностей. Современные жизненные интересы, в первую очередь, требуют воспитания прекрасного в сердце человека. Занятия в художественной школе воспитывают

художественный вкус детей, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. Всегда замечается, с каким восторгом дети переступают порог школы, и с каким искренним желанием и открытой душой приходят они учиться. Сколько любознательности и интереса в их глазах! И всегда педагоги хотят, чтобы их глаза светились все годы, на протяжении всей учебы. В.А. Сухомлинский советовал педагогам: «Берегите огонек пытливости, любознательности, жажды знаний, не допускайте, чтобы он угас». Как будет жить этот огонек во многом зависит от профессионального огня педагога

художественной школы.

Литература:

1. Серова А.М. Рисунок / А.М. Серова; учебное пособие для студентов художественно-графического факультета педагог институтов. — Москва: «Просвещение», 1975. — 271 с.

2. Из личного архива Агалетдинова Г.А.

3. Из личного архива Бушуровой В.И.

4. Из личного архива Гирфанова Ф.Г.

5. Из личного архива Зориной А.С.

6. Из личного архива Нелюбиной Т.В.

7. Из личного архива Рожина И.Л.

8. Из личного архива Хазиева М.Ш.

9. Из личного архива Шаймарданова Р.Х.

10. Из архива Детской художественной школы им. М.Х. Хайртдинова г. Лениногорска.

Сведения об авторе:

Сиразева Лейсан Гамилевна (г. Набережные Челны, Россия), соискатель ФБГОУ ВО Набережночелнинский педагогический университет, e-mail: [email protected]

Data about the author:

L. Sirazeva (Naberezhnye Chelny, Russia), the applicant, Naberezhnye Chelny pedagogical University, e-mail: [email protected]

Урок рисования для детей по теории теплых и холодных цветов

Давайте изучим теорию теплых и холодных цветов и создадим дневной и дневной арт-проект с нашими детьми.

 

 

Урок рисования для детей по теории холодных и теплых цветов

 

На этом уроке вы сможете:

:: узнать о цветовом круге и теории цветов теплых и холодных цветов

3

3 цвета ассоциируются с эмоциями и идеями

:: узнайте о солнцестоянии и изменении баланса дня и ночи в течение года

:: создайте свой собственный теплый и холодный художественный проект с помощью красок, пастели, ручек или карандашей цвета в теплые тона и холодные тона.

Синий, зеленый и некоторые пурпурные цвета считаются холодными цветами.

Красные, оранжевые и желтые цвета считаются теплыми цветами.

Говорят, что теплые цвета приносят энергию, а холодные цвета успокаивают.

Мы еще поговорим об этих теориях по мере создания нашего искусства, а вы можете подумать о том, как лично вы интерпретируете цвета.

 

 

Колесо цветов для печати

Я создала цветовое колесо для печати для наших художественных занятий в лесной школе, которое вы можете распечатать и использовать.

 

 

Арт-проект «Солнцестояние»

Мы создали наши теплые и крутые арт-проекты в рамках празднования Солнцестояния.

Летнее солнцестояние в этом году приходится на 21 июня для жителей северного полушария.

Слово солнцестояние происходит от латинских слов sol , что означает солнце, и istere , что означает стоять на месте.

Летнее солнцестояние — самый длинный день, когда световой день длится дольше, чем в любой другой день года. Это когда наклон Земли больше всего направлен к нашей звезде, Солнцу, и это знаменует начало лета. Солнцестояние было важным ритуалом в разных культурах на протяжении тысячелетий.

День летнего солнцестояния отмечается во всем мире праздниками и фестивалями. Это время поблагодарить мир природы, воссоединиться с природой и устроить летнюю вечеринку.

Вы можете найти другие способы отпраздновать Солнцестояние с детьми здесь или отправиться сюда на мероприятия, посвященные Зимнему Солнцестоянию.

 

 

Художественный проект «Теплые и холодные цвета»

Давайте создадим собственный арт-проект в теплых и холодных тонах, чтобы исследовать идеи дня и ночи или света и тьмы.

 

Необходимые материалы: :: белая бумага

:: карандаши, краски, масляная пастель или ручки теплых и холодных цветов

:: черная бумага или картон (по желанию)

:: ножницы и канцелярский нож ( необязательно)

 

 

 

Как вы относитесь к цветам?

Начните с размышлений о словах, описаниях и эмоциях, связанных с теплыми и холодными цветами. У вас могут быть разные мнения по этому поводу, и это хорошо! Цвета могут иметь очень личное значение для людей, и иногда они могут отражать разные культуры, к которым мы принадлежим.

Теплые цвета часто ассоциируются со счастливыми и радостными эмоциями. Они связаны с солнечным светом, дневным временем, летом и осенью.

Холодные цвета можно использовать для выражения грустных, спокойных и умиротворенных эмоций. Они могут быть связаны с водой, ночным временем и зимними месяцами.

Как вы относитесь к теплым и холодным цветам?

Какие слова и ассоциации у вас есть для каждой группы?

 

 

Теперь давайте воплотим наши мысли и чувства о цветах в художественный проект.

Мы будем использовать наши материалы для создания картины с отдельными разделами для теплых и холодных цветов.

Решите, какие материалы вы хотели бы использовать, возможно, краски, ручки, карандаши или масляную пастель. Посмотрите на имеющиеся у вас цвета и разделите их на две стопки: одна для теплых цветов, а другая для холодных.

 

 

Затем решите, как вы хотите скомпоновать свою фотографию. Вы можете использовать идеи на этих фотографиях для вдохновения или создать что-то, о чем вы подумали.

Вы знаете, некоторые художники были вдохновлены идеей дня и ночи. Они создали картины заката, используя теплые цвета для заката и холодные цвета для отражений на воде.

 

 

 

Другие создали свою работу в рамках проекта Solstice и выбрали мотив дерева для представления природы. Они разделили свою картинку пополам с холодными цветами на одной стороне дерева и теплыми цветами на другой.

Вы можете использовать черную карточку, как это сделали они, чтобы вырезать форму дерева или силуэт города, чтобы разместить его на цветном фоне. Вы можете использовать ножницы или канцелярский нож, чтобы вырезать фигуру, включая окна в вашем городе.

Вы увидите, как один художник изобразил ночных и дневных животных по обеим сторонам своего дерева.

 

 

Другой художник отразил счастье, связанное с теплыми цветами, наполняя сердце красным, розовым, оранжевым и желтым и окружая его холодным синим и зеленым.

 

 

И наш последний художник сосредоточился на изменении баланса между ночью и днем ​​во время солнцестояния и использовал теплые цвета для изображения солнечного света, а холодные синие и зеленые — для создания звезд на ночном небе.

Как вы будете играть с теплыми и холодными цветами?

Какой дизайн вы создадите?

 

 

Дополнительные уроки цвета для изучения

Если вы любите цвет, попробуйте эти уроки цвета, чтобы узнать больше о цветовом круге.

 

 

 

Другие мероприятия для детей, посвященные солнцестоянию


Цветоведение: преподавание теории цвета в домашней школе

Цветоведение: преподавание теории цвета в домашней школе | Ассоциация домашних педагогов Вирджинии перейти к содержанию