Факторы социализации и формирования личности
Под термином «социализация» в педагогической науке принято понимать становление индивидуума частью социума, в котором он находится. Иными словами, речь идет о вхождение человека в общество. Безусловно, на первом этапе круг общения ребенка весьма ограничен – сверстниками, родителями или воспитателями, затем человек вступает в ученическую среду, а также, помимо тех людей, с которыми он соприкасается в школе, он общается и с другими социальными группами. Факторы социализации и формирования личности разнообразны и могут быть рассмотрены различные вариенты.
Если рассматривать идеальный вариант (который и воспринимается как одна из целей обучения и воспитания), то человек должен стать полноценным членом общества, относясь с уважением к другим его членам и взаимодействуя с ними, внося достойную лепту в жизнь этого общества. Причем под словом «общество» можно понимать и коллектив на работе, и родственников, и коллег, и друзей, и даже, в конечном итоге, целую страну.
Однако всегда ли социализация является успешной? И всегда ли вчерашний ребенок, становясь взрослым, трансформируется в ту личность, которую хотело бы видеть общество? Современные исследования в педагогике, социологии и психологии недвусмысленно свидетельствуют о том, что так бывает не всегда. Дело в том, что существуют особые факторы социализации и формирования личности, известные педагогической науке, и от влияния подобных факторов зависит успех социализации человека и формирование его личности.
Факторы социализации: взгляд изнутри
Так, отечественными педагогами факторы социализации и развития личности условно делятся на три группы:
- Макрофакторы,
- Мезофакторы,
- Микрофакторы.
Рассмотрим их подробнее.
- Макрофакторы (от греческого слова «макро» — «большой», «крцпный») – это наиболее значимые факторы, которые влияют на социализацию жителей определенного государства, культуры, государства и иногда даже всего населения Земли. К таким факторам относится, например, сфера высоких технологий, мировая культура и искусство, всемирно признанные научные достижения, окружающая среда.
- Мезофакторы (от греческого «мезо» — «промежуточный», «средний») – это те факторы социализации и развития личности, которые создают условия социализации по принципу этнической и (или) этнокультурной принадлежности, а также по принципу их места проживания: например, такие факторы характерны для жителей какого-либо региона – города, деревни или поселка. Например, у народов тюркского мира – один подход к семейным ценностям, а у жителей стран Скандинавии – совершенно иной. При этом примечательно, что такие факторы никак не влияют на нравственное самосознание, уровень образования, культуры и степень уважения к общечеловеческим ценностям представителей и тех, и других народов.
- Микрофакторы (от греческого «микро» — «малый») – это, пожалуй, те факторы социализации и развития личности, которые напрямую влияют на каждого человека отдельности или небольшую группу лиц. Это – семейное положение родителей и родственников, профессия и связанное с ней общение, сверстники, родственники, учителя, врачи. Позднее к ним добавляются члены созданной молодыми людьми семьи (например, супруг или супруга и (или) дети и внуки). Данные факторы оказывают огромное влияние на нравственное, культурное и профессиональное развитие личности. Именно по этой причине и в России, и в других развитых странах активно ведется борьба с семейным неблагополучием, асоциальным образом жизни, неблагоприятными экономическими факторами и всем тем, что может привести к неправильному развитию личности ребенка или молодого человека, а также сформировать у него набор ложных морально-нравственных ориентиров и установок, что чревато крайне плачевными последствиями, одними из которых является вовлечение в асоциальный образ жизни, который вели родители ребенка в семье. Особую роль здесь играет школа как институт общественного образования и медицина.
В то же время нельзя отрицать, что у каждого ребенка с рождения заложены те или иные генетические предрасположенности к какому-либо определенному виду деятельности или образу жизни. Последователи такой концепции называются бихевироистами (от английского слова «behavior» — «поведение»). Однако эти же ученые не отводят заложенным природным факторам решающей роли. В частности, и представители бихевиористики, и педагогической психологии считают, что решающую роль в процессах социализации и развитии личности играют факторы социализации и построенное на их основе воспитание.
Предыдущий
Следующий
Добавить комментарий
Требования к компетентности 2
метки:Развитие, Личность, Человек, Ребенок, Воспитание, Деятельность, Педагогика, Знать
Тема 1.8 Личность ученика как субъекта образования и развития
Цель изучения: заложить и развить представление о взаимосвязи понятий «развитие личности» и «воспитание»; выработать умение оперировать этими и другими понятиями темы; провести анализ различных подходов к данным понятиям; сформировать представление о половозрастных и индивидуальных особенностях детей и подростков и развитии их личности; умение учитывать специфику развития человека при определении содержания, форм, методов, средств организации деятельности и общения.
Форма изучения: лекция, семинар.
Основные понятия: человек, личность, индивид, индивидуальность, развитие, движущие силы и факторы развития, общий закон развития, социализация, среда, наследственность, воспитание, деятельность, самовоспитание, задатки, склонности, способности, “уровень актуального развития”, “зона ближайшего развития”, активность личности, возрастные особенности развития, возрастная периодизация, ведущая деятельность, индивидуальные различия, сензитивные периоды, акселерация.
Требования к компетентности
Различать в педагогической реальности и уметь обосновывать понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность», «воспитание», «развитие», «социализация».
Знать и уметь обосновывать роль объективных (социальных) и субъективных (природных склонностей, задатков) факторов, детерминирующих развитие личности.
Знать и уметь раскрывать сущность основных теорий развития личности.
Знать общую характеристику движущих сил, основных закономерностей и факторов развития.
Уметь анализировать характер и степень воздействия на формирование личности как каждого фактора в отдельности, так и их совокупности.
Знать и уметь обосновывать роль активности личности в собственном развитии.
Понимать сущность самовоспитания как меру активности и ответственности человека и критерий эффективного воспитания.
Знать факторы социализации (мега-, макро-, мезо-, минифакторы), совокупное влияние которых обусловливает определенный тип поведения и активности личности.
Знать и уметь охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей различных возрастных групп.
Знать внутренние и внешние факторы развития человека, особенности их влияния на формирование личности на разных возрастных этапах, при разных обстоятельствах.
5 стр., 2454 слов
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
. .. культурно-гигиенические навыки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от … и пытаться объяснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы …
Основные вопросы к семинарскому занятию
1. Общее понятие о личности, ее уникальности и потенциальных возможностях.
2. Теории развития и формирования личности.
3. Внутренние и внешние факторы развития личности, их характеристика и взаимосвязь.
4. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учет и развитие в педагогическом процессе.
5. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.
Проблемные вопросы:
● Дайте определение и раскройте сущность понятий “человек”, “личность”, “индивидуальность”. Какое значение имеют эти понятия для педагогики?
● Что означает понятия развитие и формирование личности? В чем сущность развития личности?
● По каким критериям можно судить о мире личностного развития человека?
● Каковы движущие силы развития личности?
● Сформулируйте общий закон развития.
● Какую точку зрения (рефлексологическую, социологизаторскую, биологизаторскую, биосоциальную) вы разделяете?
● Что такое наследственность? Наследуются ли нравственные и социальные качества?
● Что такое среда? Как проявляется влияние ближайшего окружения на развитие личности?
● Что такое социализация личности и как она происходит?
● Как влияет на развитие личности воспитание? Как соотносятся социализация и воспитание?
● Что такое “уровень актуального развития” и “зона ближайшего развития”?
● Как влияет деятельность на развитие личности? Какие основные виды деятельности детей и подростков Вы знаете?
● Какое значение имеет активность личность в собственном развитии?
● Какое место в структуре процесса формирования личности занимает самовоспитание?
Подготовка к занятию:
1. Составьте опорную схему по материалам лекции.
2. Запишите определения основных понятий в ваш педагогический словарь.
3. Подготовиться к проведению диалога-спора “Концепции развития личности”.
4. Как вы понимаете высказывание «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» (А. Г. Асмолов, А. В. Петровский)?
5. Попытайтесь проанализировать, что вы унаследовали от своих родителей и прародителей. Обратите внимание на генетически передаваемые свойства, а также задатки к определенным видам деятельности.
6. Опираясь на свои знания и представления о биологических законах, действием которых обусловлены психофизиологические изменения в человеке, а также на свой ученический и студенческий опыт, попытайтесь сформулировать перечень табу – запретов на то, что может повредить здоровью ребенка, внести дисгармонию в его развитие. Эти табу целесообразно представить в виде кратких тезисов-аксиом – истин, не требующих доказательств.
7. Составьте памятку себе как будущему учителю, начальные слова которой: “Если я хочу воспитать из ребенка личность, я всегда буду….я никогда не буду…”.
8. Попробуйте совместно (в группе) сформулировать и написать:
а) правила для начинающих заниматься самовоспитанием;
б) рекомендации для них.
Вы, безусловно, понимаете, что правила отличаются от рекомендаций степенью обязательности исполнения.
9. Разные науки опираются на различную возрастную периодизацию. Заполните таблицу, сравните результаты, сделайте выводы.
В возрастной физиологии | В медицине | В возрастной психологии и педагогике | Ведущий тип деятельности |
Новорожденность (первые 10 дней) | Новорожденность (первые 3 – 4 недели) | ||
Грудной возраст (10 дней – 1 год) | Грудной (младший ясельный) возраст (4 недели – 1 год) | ||
Раннее детство (1 – 3 года) | Преддошкольный (старший ясельный) возраст (1 – 3 года) | ||
Первое детство (4 – 7 лет) | Дошкольный возраст (3 – 7 лет) | ||
Второе детство (8 – 12 лет) | Младший школьный возраст (7 – 12 лет) | ||
Подростковый возраст (13 – 15 лет) | Подростковый возраст (13 – 15 лет) | ||
Юношеский возраст (17 – 21 лет) | Старший школьный возраст (16 – 18 лет) |
10. Заполните таблицу «Кризисы и стабильные периоды в развитии личности»:
Критические периоды | Стабильные периоды | |
1 | Кризис новорожденности (отделяет эмбриональный период от младенческого возраста) | |
2 | Раннее детство (1 – 3 года) | |
3 | Кризис трех лет (переход от раннего детства к дошкольному возрасту) | |
4 | Кризис семи лет (соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом) | |
5 | Пубертатный возраст (14 – 18 лет) | |
6 | Кризис 17 лет |
11. Что такое «акселерация»? Выберите наиболее полный и точный ответ:
а) процесс активной деятельности личности;
б) ускоренное формирование интеллектуальных сил личности;
в) проявление настойчивости личности в достижении поставленных задач;
г) ускоренное физическое развитие детей, проявляющееся в последнее столетие;
д) ускоренное психическое и физическое развитие личности в подростковом возрасте.
12. Законспектировать: Кононко Е. Л. Чтобы личность состоялась (см. Вульфов, Б. З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках : учеб. пос. – М.: УРАО, 1997. – 288 с.) – индивидуальное задание – аннотация.
Литература:
1. Бордовская, Н. В., Реан А. А. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан – СПб.: Питер, 2000. – Гл.VI.
2. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская [и др. ]. – Мн.: Аверсэв., 2003. – С. 121-124; 130-135; 146-157.
3. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей; под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — С. 83-99.
4. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – С. 72-95; 99-125.
5. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. — Мн.: ТетраСистемс, 2002. – С. 103-122.
6. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – Гл. II.
7. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 112-128.
8. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учебное пособие / В.И. Смирнов. — М.: Логос, 2002. – С. 67-87; 97-112; 121-127.
9. Столяренко, Л.Д. Педагогика / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – С. 329- 355; 369-372.
10. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. — Мн.: Універсітэцкае, 2000. – С. 66-87.
В помощь студенту
«…человеческая личность есть продукт воспитания, так как без воспитания человек остается на степени жалкого животного, не могущего себе даже обеспечить собственной жизни» (В.М. Бехтерев).
«Наследственность – это не более чем материал, из которого человек строит сам себя. Это не более чем камни, которые могут быть использованы, а могут быть отвергнуты строителем. Но сам строитель – не из камней» (В. Франкл).
«…давайте душе воспитанника правильную деятельность и обогатите его средствами к неограниченной, поглощающей душу деятельности» (К. Д. Ушинский).
Не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания (Я. Корчак).
…достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский).
«Воспитывай так, чтобы твой воспитанник становился собственным своим воспитателем» (П.Г. Редкин).
Процесс развития тех или иных функций, как и всей системы задатков в целом, ограничен во времени – наступает время, когда та или иная функция, а затем последовательно все остальные функции исчерпывают отпущенный природой лимит времени и они, так сказать, выключаются, гаснут практически навсегда и безвозвратно (Ш.А. Амонашвили).
Возраст – это тиран, который повелевает (Э. Делакруа).
…Соответственно корни всего должны закладываться в младенчестве, пока дети как бы несознательны и ничего не замечают, а когда начнут сознавать, то увидят, что у них уже есть (а) жизнь, (б) здоровье, (в) энергия, (г) умение действовать, (д) нравы, (е) благочестие (Я. А. Коменский).
Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости (Г. Ибсен).
Не менее развитый, а иначе развитый (Л.С. Выготский).
Информация к размышлению
2) Ф. Аквинский называл женщину изуродованным мужчиной, а Ш. Летурно писал, что женщина была первым домашним животным человека. В ХХ в. мы наблюдаем другую крайность: общество стремится воспитать из девочки будущего специалиста больше, чем будущую мать или жену. Это правильно? Почему? Должна ли педагогика оставаться «бесполой»?
3) Сформулируйте педагогическую проблему, обозначенную словами из детской песни:
«Из чего же, из чего же, из чего же сделаны эти мальчишки?
Из чего же, из чего же, из чего же сделаны эти девчонки?»
Какими же психическими и личностными свойствами различаются мальчики и девочки?
4) Среди источников необходимой информации о личностных особенностях школьников, которую получает учитель, прежде всего, выделяют: мнение коллег, родителей, одноклассников, мнение ребенка о себе, выполнение просьб, поручений, заданий, первое впечатление (внешний вид, речевые реакции, мимика, жесты и др.), взаимодействие в учебной и внеучебной работе.
Какие из названных источников, на ваш взгляд, в большей мере помогают понять ребенка?
5) Подумайте, как основные биосоциальные характеристики ребенка (пол, национальность, возраст) влияют на деятельность педагога?
Социализация помогает в процессе формирования личности
Социализация помогает в процессе формирования личностиИндекс социологии
Общество имеет несколько механизмов для построения наша личность. Первый механизм – социализация. и второй механизм — социальный контроль. Определяя какое поведение хорошее, общество также определяет, что такое девиантное поведение. Благодаря социализации мы узнаем, кто мы и что ожидается от нас и других в нашей культуре. Все наши личности приходят от общества. Социализация начинается в детства и продолжается всю нашу жизнь, формируя нашу личность по мере того, как мы перемещаться по разным учреждениям. Социализация помогает в процессе формирование личности. Даже если человеческая личность является результатом наших генов, процесс социализации может сформировать его. Наш социальный класс, раса и пол влияют на то, как мы социализируемся.
Общество предоставляет нам идеологии, оправдания наших систем социализации, социального контроля и стратификации и других социальных механизмов. Социологи используют термин «социологическое воображение». описать способность видеть влияние этих процессов на нашу личную жизни, что мы являемся следствием общества.
Из-за постоянного Работа четырех механизмов, которые общество использует для производства нас, реплики Panerai, трудно для одного человека к существенным общественным изменениям. Однако происходит много важных изменений благодаря общественным движениям, состоящим из многие люди организовались для продвижения социальных изменений. Мы участвовать в социализации других, осуществлять социальный контроль, воспроизводить система стратификации и продвижение идеологий. Социологи используют термин «социальное конструирование реальности» для описания как люди строят социальный мир, тем более, что это делается через нашу повседневную жизнь. взаимодействия. — Дэвид Швайнгрубер.
Были приняты разные точки зрения изучение личности. Традиция личности исследования пытались представить теории, которые могут быть подтверждены или опровергнуты научно. В обоих случаях полезность теории для расширения знаний о личности зависит от отношения между теорией и методом, в котором она была полученный. История изучения личности характеризуется самокритика и резкие сдвиги в методологии.
Дополнительный взгляд на первичную социализацию
Theory
Дэвид Н. Нурко, D.S.W., Монро Лернер, Ph.D., LHD. (Достопочтенный)
Реферат: Первичный Теория социализации, сформулированная Эттингом и его единомышленниками, подчеркивает передача социальных норм в детстве и подростковом возрасте в рамках трех основных социальных агентов общества: семьи, школы и малых, интимные группы сверстников.
Черты характера и другие личностные характеристики влияют на отрицательные результаты только в той мере, в какой они мешают социализации. Наше исследование не обращается напрямую к теории первичной социализации. мы изучили социальные факторы, личностные факторы и различные психопатологии как этиологические причины девиантность и злоупотребление психоактивными веществами. Наше исследование подтвердило гипотезу о первичном теория социализации.
Карлсон, Р. (1984). Что такое социальное Социальное психология? Где находится человек в исследовании личности? Журнал Личности и Социальная психология, 47, 1304-1309.
Allport, FH, & Allport, GW (1921). Личность признаки: их классификация и измерение. Журнал ненормальной психологии, 16, 6-40.
Allport, GW (1933). Изучение личности с помощью экспериментальный метод. Характер и Личность; Ежеквартальный журнал психодиагностики и Союзнические исследования, 1, 259-264.
Мюррей, HA (1936). Основные понятия психологии личность. Журнал общей психологии, 15, 241-268.
Кеттелл, РБ (1950). Личность: Систематическая, теоретические и фактические исследования. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл. С хорошей библиографией. [Читать главы 3-7 и 9.]
Айзенк, Х. Дж. (1952). научное исследование личности. Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
Мишель, В. (1973). На пути к когнитивному социальному обучению переосмысление личности. Психологический обзор, 89, 730-755.
Фиске, Д. В. (1974). Ограничения обычного наука о личности. Журнал Личности, 42
Рорер, Л. Г., и Видигер, Т. А. (1983). Личность Структура и оценка. Ежегодный обзор психологии, 34, 431-463.
Килстром, Дж. Ф., и Хасти, Р. (1997). Ментальный представления о лицах и личности. В Р. Хоган, Дж. Джонсон и С. Бриггс (ред.) Справочник по психологии личности (стр. 712-736). Сан-Диего: Академическая пресса. С хорошая библиография.
МакАдамс, Д. П., Даймонд, А., де Сент-Обен, Э., Мэнсфилд, Э. (1997). Истории приверженности: психосоциальная конструкция генеративной жизни. Журнал личности и социальной психологии, 72, 678-694.
Басс, Д. М. (1991). Эволюционная психология личности. Ежегодный обзор психологии, 42.
Каган, Дж., Аркус, Д., и Снидман, Н. (1993). Идея темперамента: куда мы идем дальше? В R. Plomin & GE McClearn (Eds.), Природа, воспитание и психология (стр. 19).7-210). С хорошей библиографией. Вашингтон: Американская психологическая ассоциация.
Макклелланд, округ Колумбия (1951). Личность. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. С хорошей библиографией.
Кернберг, О. (1975). Пограничные состояния и патологический нарциссизм. Нью-Йорк: Джейсон Аронсон. С хорошей библиографией. [Читать главы 1-3 и 5.]
МакКрей, Р. Р. и Коста, П. Т., младший (1987). Проверка пятифакторной модели личности по инструментам и наблюдателям. Журнал Личность и социальная психология, 52, 81–9.0.
Коста, П.Т., и МакКрей, Р.Р. (1997). Продольный устойчивость взрослой личности. В Р. Хоган, Дж. Джонсон и С. Бриггс (ред.), Справочник. психологии личности (стр. 269-285). Сан-Диего: Академическая пресса. С хорошим Библиография.
Голдберг, Л. Р. (1993). Структура фенотипа черты характера. Американский психолог, 48, 26–34.
Кларк, Л. А., и Уотсон, Д. (1988). Настроение и обыденный: связь между событиями повседневной жизни и самооценкой настроения. Журнал Личность и социальная психология, 54, 296-308.
Уотсон Д. и Хаббард Б. (1998). Адаптационный стиль и диспозиционная структура: копинг в контексте пятифакторной модели. Журнал Личность, 64, 737-774.
Ревель, В. (1995). Процессы личности. Годовой отчет психологии, 46, 295-328.
Винтер, Д. Г., Джон, О. П., Стюарт, А. Дж., Клонен, Э. C., Дункан, Л.Э. (1998). Черты и мотивы: к интеграции двух традиций исследование личности. Психологический обзор, 105, 230-250.
Мишель В. и Шода Ю. (1995). А когнитивно-аффективная системная теория личности: переосмысление ситуаций, диспозиции, динамика и инвариантность в структуре личности. Психологический обзор, 102, 246-268.
МакАдамс, Д. П. (1992). Пятифакторная модель в личность: критическая оценка. Журнал личности, 60, 329-361.
Личность и Социальное поведение (Границы социальной психологии) Фредерик Родевальт.
Личность Психология: области знаний о человеческой природе Рэнди Дж. Ларсен, Дэвид М. Басс.
Личность: классические теории и «Современные исследования» Говарда С. Фридмана и Мириам В. Шустак.
Социальный Структура и личность Талкотт Парсонс.
Семья: Процесс социализации и взаимодействия — Роберт Ф. Бейлз.
теорий книги о личности Кэлвина С. Холла, Гарднера Линдзи, Джона Б. Кэмпбелла
Личность Джерри М. Бургер.
Справочник социализации: теория и исследования Джоан Э. Грусек и Пола Д. Гастингса.
Справочник личности: теория и исследования, второе издание книги Лоуренса А. Первина (редактор), Оливер П. Джон (редактор).
Мотивационный Наука: социальные и личностные перспективы: основные материалы (Key Readings in Social Психология) Э. Тори Хиггинса.
Личность в интимных отношениях: социализация и психопатология Лучано Л’Абате.
Социальный и Книга о развитии личности Дэвида Р. Шаффера.
Я-теории: Их роль в мотивации, личности и развитии (очерки социальной психологии) Книга Кэрол С. Двек.
Личность: Теория и исследования Лоуренс А. Первин, Дэниел Червоне, Оливер П. Джон.
Личность
и работа: переосмысление роли личности в организациях
Книга Мюррея Баррика (редактор), Энн Мари Райан (редактор).
Справочник Книга по психологии личности Роберта Хогана, Джона Джонсона, Стивена Бриггса.
Ребенок Обучение и личность: межкультурное исследование Джон В. М. Уайтинг, Ирвин Л. Чайлд.
Справочник по детской психологии, социализации, личности и социальное развитие (Справочник по детской психологии) Книга Пола Массена, Э. Мэвиса Хетерингтон (редакторы).
Личность во взрослом возрасте, книга перспективы теории пяти факторов Роберта Р. МакКрэя, Пола Т. Коста младший
парадигм книги по оценке личности Джерри С. Виггинса.
Социальное Структура и развитие личности: личность как продуктивный процессор реальности Книга Клауса Хюррельмана.
Неполный взрослый: ограничения социального класса на развитие личности (вклады в Социология) Книга Маргарет Дж. Лундберг.
Социальный
и развитие личности: от младенчества до подросткового возраста
Книга Уильяма Деймона.
1.2: Факторы социализации — Социальные науки LibreTexts
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 116254
Влияние семьи, общества, культуры, общины — все это факторы, которые необходимо учитывать при понимании социализации. Как природа и воспитание влияют на детство? В этом разделе мы рассмотрим, как семейное общество и культура влияют на жизнь детей. Вы узнаете, как естественные науки (биология) и социальные науки (антропология, психология, социальная работа и социология) изучают это влияние на детей.
Определение социализации
Летом 2005 года детектив полиции Марк Холсте проследил за следователем из Департамента по делам детей и семьи в дом в Плант-Сити, Флорида. Они были там, чтобы изучить заявление соседа о ветхом доме на Олд-Сидней-роуд. Сообщалось, что маленькая девочка выглядывала из одного из разбитых окон. Это казалось странным, потому что никто из соседей не видел маленького ребенка в доме или рядом с ним, в котором последние три года жили женщина, ее бойфренд и двое взрослых сыновей. Кем была таинственная девушка в окне? Войдя в дом, детектив Холсте и его команда были потрясены. Это был худший беспорядок, который они когда-либо видели, кишащий тараканами, испачканный фекалиями и мочой как людей, так и домашних животных, наполненный ветхой мебелью и рваными оконными покрытиями. Детектив Холсте прошел по коридору и вошел в маленькую комнату. Там он и нашел маленькую девочку с большими пустыми глазами, смотрящую в темноту. Позднее в газетном сообщении описывалась первая встреча детектива с ребенком: «Она лежала на полу на рваном заплесневелом матрасе. Она свернулась на боку. . . ее ребра и ключицы торчали. . . ее черные волосы были спутаны, и в них кишели вши. Укусы насекомых, сыпь и язвы покрывали ее кожу. . . Она была голая, если не считать вздутого подгузника. … Ее звали, как сказала мать, Даниэль. Ей было почти семь лет» (DeGregory, 2008). Детектив Холсте немедленно вынес Даниэль из дома. Ее доставили в больницу для лечения и обследования.
В ходе тщательного обследования врачи установили, что, несмотря на серьезное истощение, Даниэлла могла нормально видеть, слышать и издавать звуки. Тем не менее, она никому не смотрела в глаза, не умела жевать и глотать твердую пищу, не плакала, не реагировала на раздражители, обычно вызывающие боль, и не умела общаться. со словами или простыми жестами, такими как кивание «да» или «нет». Точно так же, хотя тесты показали, что у нее нет хронических заболеваний или генетических аномалий, она могла стоять только тогда, когда кто-то держал ее за руки, и она «ходила боком на носочках, как краб» (DeGregory, 2008). Что случилось с Даниэль? Проще говоря: помимо основных требований для выживания ею пренебрегали. Основываясь на своем расследовании, социальные работники пришли к выводу, что ее оставили почти в полном одиночестве в комнатах, подобных той, где ее нашли. Без регулярного взаимодействия — держания на руках, объятий, разговоров, объяснений и демонстраций, предлагаемых большинству маленьких детей, — она не научилась ходить или говорить, есть или взаимодействовать, играть или даже понимать окружающий ее мир. С социологической точки зрения Даниэль не была социализирована.
Социализация — это способ усвоения норм и идей общества, который помогает поддерживать социальную и культурную преемственность. Это то, как дети узнают и начинают понимать мир, в котором они живут. Это развивается по мере того, как дети взаимодействуют с различными «агентами» в своей жизни. В этой главе будут обсуждаться некоторые из сильнейших агентов социализации.
Пандемия COVID-19 действительно изменила то, как мы общались как нация. Соединенные Штаты, как и другие страны, на какое-то время были закрыты на карантин, что заставляло нас полагаться на технологии больше, чем в прошлом. Распорядок дня, который мог включать посещение школы, участие в мероприятиях вне дома (например, спорт, клубы, общественные работы) и взаимодействие со сверстниками, изменился и привел к большему количеству экранного времени и минимальному общению с людьми лицом к лицу для семей, но особенно детей всех возрастов. (Ранджбар, К., Хоссейнпур, Х., Шахриарирад, Р. и др., 2021). Никто не мог представить, что вирус повлияет на то, как мы социализируемся, и понять важность социально-эмоционального развития. Это приводит нас к пониманию того, как черты, которые мы, возможно, унаследовали или изучили, помогают в нашем общем развитии.
Природа против воспитания
Природа против воспитания — все о генах и наследственности, о том, как ваши гены взаимодействуют с окружающей средой и как ваша среда взаимодействует с вашими генами. Что такое природа против воспитания? Природа относится к нашим генам, а воспитание относится к окружающей среде. Они являются источниками, создающими индивидуальные различия в развитии. Мы, как правило, знаем о генах больше, чем о том, как окружающая среда влияет на нас, потому что окружающая среда имеет бесчисленное множество факторов, влияющих на наше развитие.
Два наиболее важных термина, которые следует понимать при сравнении природы и воспитания, — это генотип и фенотип. Генотип — это просто генетическая конституция (или неизменный состав) индивидуального организма. Фенотип – совокупность наблюдаемых характеристик особи, возникающая в результате взаимодействия ее генотипа с окружающей средой. Теперь, когда мы определили генотип и фенотип, давайте посмотрим, как наша генетика взаимодействует с окружающей средой.
Пассивная корреляция генотип-среда происходит, когда дети пассивно наследуют гены и среду, которую обеспечивает их семья. Некоторые поведенческие характеристики, такие как склонность к спорту, могут передаваться по наследству. Дети унаследовали как гены, которые обеспечили бы успех в этих действиях, так и стимулы окружающей среды для участия в этих действиях.
Вызывающая воспоминания корреляция генотип-среда относится к тому, как социальная среда реагирует на людей на основе их унаследованных характеристик. Например, если у человека более общительный или застенчивый темперамент, это повлияет на то, как к нему или к ней относятся другие.
Активная корреляция генотип-среда происходит, когда люди ищут среду, которая поддерживает их генетические тенденции. Это также называется выбором ниши. Например, дети с музыкальными наклонностями ищут музыкальное образование и возможности, которые развивают их естественные музыкальные способности.
Генетические исследования постоянно показывают наследственное влияние во многих традиционных областях психологических исследований, таких как психические заболевания, личность, когнитивные нарушения и способности, а также употребление и злоупотребление наркотиками. Некоторые области, демонстрирующие сильное генетическое влияние, могут быть более удивительными, например, самооценка, интересы, отношения и школьная успеваемость (Plomin & Asbury, 2005).
Было проведено много исследований на братьях и сестрах, чтобы показать, какое влияние сильнее: гены или окружающая среда. Братья и сестры часто похожи, но их сходство коренится в их генах, а не в общей среде. Окружающая среда чрезвычайно важна для человеческого развития, но генетические исследования, вне всякого сомнения, показали, что наиболее эффективными воздействиями окружающей среды являются те, которые делают детей в одной семье разными, а не похожими. Эти воздействия окружающей среды называются неразделяемыми, потому что они не разделяются детьми, растущими в одной семье (Plomin & Asbury, 2005). В неразделенной среде дети могут испытывать различия в родителях, сверстниках, учителях, практиках здоровья и хорошего самочувствия, взглядах, убеждениях и религиозных практиках. Эти различия в неразделенных влияниях окружающей среды могут привести к различиям в поведении.
На протяжении всей жизни развития ребенка у детей могут происходить генетические изменения. Генетические изменения просто означают, что генетические эффекты в одном возрасте отличаются от генетических эффектов в другом возрасте; то есть одни и те же гены могут по-разному влиять на мозг восьмилетних и восемнадцатилетних (Plomin & Asbury, 2005). Например, изменение генетических эффектов в развитии, вероятно, является причиной того, что трудно найти поведенческие маркеры в детстве для людей, которые впоследствии становятся шизофрениками. Хотя возможно, что «гены шизофрении» не включаются до подросткового возраста, более вероятно, что эти гены действуют одинаково до и после подросткового возраста, но проявляют свои галлюцинаторные и параноидальные эффекты только после развития мозга подростков (Plomin & Asbury). , 2005).
Рисунок \(\PageIndex{1}\): Генетика этих близнецов идентична друг другу, как и их внешний вид. (CC BT-ND 2.0; ethermoon через Flickr)Темперамент
Каково происхождение человеческой личности? Являются ли они главным образом результатом истории подкрепления ребенка? Заученные атрибуции ребенка о социальном мире? Гены ребенка? Или нужно понять больше, чем в результате простого выбора между природой и воспитанием (Rothbart, 2007)? Благодаря генетике мы развиваем темперамент.
Темперамент состоит из врожденных характеристик, определяющих индивидуальную чувствительность к различным переживаниям и реакцию на модели социального взаимодействия. Есть ли связь между темпераментом ребенка и развитием личности? Понимание темперамента занимает центральное место в нашем понимании развития, а конструкции темперамента связаны с индивидуальными различиями как в личности, так и в лежащих в основе нейронных функциях (Rothbart, 2007). Темперамент и опыт объединяются, чтобы «вырастить» личность, что будет включать в себя развивающееся познание ребенка о себе, других, физическом и социальном мире, а также его или ее ценности, отношения и стратегии выживания (Rothbart, 2007).
С раннего младенчества дети проявляют значительную изменчивость в своих реакциях на окружающую среду. Один ребенок пуглив, у него кратковременная концентрация внимания, и он плачет даже во время умеренно стимулирующей игры; другому ребенку нравится энергичная игра, его трудно отвлечь, и он ищет интересные события. Эти реакции вместе с регулирующими их механизмами составляют темперамент ребенка (Rothbart, 2007). Раннее развитие темперамента может привести к поведенческим проблемам в подростковом возрасте. С самого рождения у детей развивается темперамент, а через темперамент дети развивают другие социальные модели поведения, такие как совесть и сочувствие. Например, в ходе исследования у более пугливых детей в дошкольном возрасте развивалась более развитая совесть, чем у менее пугливых детей. Страх дает внутренние сигналы дискомфорта, которые можно отнести к совести, а не к внешнему вознаграждению или принуждению (Rothbart, 2007). В том же исследовании было отмечено, что отношение между темпераментом и совестью также зависит от воспитания. Пугливые дети, получившие мягкую и некарательную социализацию, развили большую совесть, чем боязливые дети, чьи родители были карательными.
Рисунок \(\PageIndex{2}\): Черный отец играет с младенцем. (общественное достояние; NappyStock через подгузник)Время регистрации!
Понимание расовой социализации
Рисунок \(\PageIndex{3}\): Сверстники играют в карты. (CC BY 2.0; Zackary Drucker через Genderphotos.Vice)Время регистрации!
Рисунок \(\PageIndex{4}\): Какая скрытая учебная программа может использоваться в этом начальном классе? (CC BY 2.0; USAG-Humphreys через Flickr)Время регистрации!
Спорные учебники
Сообщество, в котором живет ребенок, может дать ребенку реальный опыт, который повлияет на его взгляды и мировоззрение. Аспекты сообщества, такие как разнообразие сообщества, доступ к ресурсам, подверженность насилию, внеклассные мероприятия и программы, а также повседневное поведение членов сообщества, могут повлиять на ребенка. Другими компонентами сообщества, которые следует принимать во внимание, являются индивидуалистические (те, которые делают акцент на потребностях отдельного человека, а не на потребностях группы в целом) или коллективистское сообщество (подчеркивают потребности и цели группы в целом, а не потребности и желания каждого человека), и если сообщество ориентировано на ребенка.
Рисунок \(\PageIndex{5}\): Девочки-скауты помогают построить дождевой сад. (CC BY 2.0; USAG-Humphreys через WordPress)Хотя некоторые религии являются неформальными институтами, здесь мы сосредоточимся на практиках, за которыми следуют формальные институты. Религия является важным средством социализации для многих людей. Соединенные Штаты полны синагог, храмов, церквей, мечетей и подобных религиозных общин, где люди собираются, чтобы поклоняться и учиться. Как и другие учреждения, эти места учат участников тому, как взаимодействовать с материальной культурой религии (например, с мезузой, молитвенным ковриком или облаткой для причастия). Для некоторых людей важные церемонии, связанные со структурой семьи, такие как брак и рождение ребенка, связаны с религиозными праздниками. Многие религиозные учреждения также поддерживают гендерные нормы и способствуют их обеспечению посредством социализации. От церемониальных обрядов перехода, которые укрепляют семейную единицу, до динамики власти, которая укрепляет гендерные роли, организованная религия способствует общему набору социальных ценностей, которые передаются в обществе.
Рисунок \(\PageIndex{6}\): Двое мужчин из хасидской еврейской общины. (CC BY-ND 2.0; leibtropper через Openverse.) Рисунок \(\PageIndex{7}\): Женщина говорит о дискриминации на рабочем месте. (CC BY-ND 2.0;DG EMPL через Flickr)
Разные профессии требуют разных типов социализации. В прошлом многие люди работали на одной работе до выхода на пенсию. Сегодня тенденция состоит в том, чтобы менять работу не реже одного раза в десятилетие. Это означает, что люди должны социализироваться и социализироваться в различных рабочих средах.
Эффект «Принцесса Культура»
Время заезда!
Ссылки
Ранджбар, К., Хоссейнпур, Х., Шахриарирад, Р., Гаем, Х., Рахими, Т., Мирахмадизаде, А., Хоссенинпур, П. (2021, 10 марта). Отношение и характер сна учащихся во время закрытия школы после карантина в связи с пандемией COVID-19: интернет-опрос на юге Ирана. Environ Health Prev Med 26 (33).
Робертс, Д. Ф., Фер, У. Г.