Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Демокрит детерминизм: Детерминизм Демокрита

Детерминизм Демокрита

Взгляды первых греческих психологов были проанализированы и систематизированы в учении Демокрита (5-4 вв. до н.э.) Демокрит разработал атомистическую модель мира, воплотившую в себе принцип причинности (детерминизма).

В беспредельном пространстве движутся по неизменным законам неделимые и непроницаемые частицы, среди которых наиболее подвижными являются легкие и шарообразные атомы огня, образующие душу. Душа, таким образом, лишь одна из разновидностей вещества среди других. Физический закон применим и к телу, и к душе, которая тоже является единой и телесной. Демокрит отвергает бессмертие души. Для души и для космоса он признал не сам по себе закон, а закон, согласно которому нет беспричинных явлений, но все они – неотвратимый результат соударения атомов. Случайными кажутся события, причину которых мы не знаем. Такое признание неизбежности всех совершающихся в мире событий отрицает свободу воли человека

Демокрит считал, что душа находится в нескольких частях тела – в голове (разумная часть), груди (мужественная часть), печени (вожделеющая часть) и в органах чувств.

При этом в органах чувств атомы души находятся очень близко к поверхности и могут соприкасаться с микроскопическими, не видимыми глазу копиями окружающих предметов (эйдолами), которые носятся в воздухе, попадая и в органы чувств. Эти копии отделяются (истекают) от всех предметов внешнего мира, а потому данная теория познания называется теорией истечений.

Соприкосновение эйдолов с атомами души и составляет основу ощущения, именно так человек познает свойства окружающих предметов. Все наши ощущения являются контактными. Эйдолы могут попадать не только в органы чувств, но и в другие части тела – тогда наши ощущения бывают неправильными, они обманывают нас. Так и возникают иллюзии и ошибки восприятия. Тот факт, что эйдолы могут относиться ветром далеко от предмета, копиями которого они являются, объясняет причину миражей. Сновидения также связаны с эйдолами, которые попадают к человеку во время его сна. Т.о., теория истечений Демокрита объясняла на уровне науки того времени все феномены восприятия, о которых говорит и современная психология.

Обобщая данные нескольких органов чувств, человек строит картину мира, переходя на следующий уровень – понятийный, который представляет собой результат мыслительной деятельности. В познании существует два уровня — ощущение и мышление, которые развиваются параллельно. Мышление дает нам больше знаний, чем ощущения. Так ощущения не позволяют нам увидеть атомы, но путем размышлений мы приходим к выводу об их существовании.

Интересны взгляды Демокрита на роль эмоций. Он считал, что именно эмоции руководят поведением, так как человек стремится к тому, что приносит удовольствие, избегая того, что несет страдание. Впоследствии эти взгляды были развиты Эпикуром в

теории гедонизма.

Успехи, достигнутые Демокритом в понимании души, были огромны. Материалистическое направление, к которому также можно отнести Анаксагора и Гераклита, разрушало мифологические воззрения на действительность. Человек выступал как частица мира, построенного из огня, воды, или воздуха или из демокритовских атомов.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Детерминизм Демокрита

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Детерминизм Демокрита

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Детерминизм Демокрита

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

В чем проявляется детерминизм в теории Демокрита?

Представители

Общие признаки

Отличительные признаки

Демокрит- Аристотель

У всего сущего есть душа.

Важной стороной развития человека является познание окружающей среды.

Связь физиологии и души.

Демокрит считал, что душа отделима человека,( душа состоит так же и атомов как и все остальное материальное, после смерти душа освобождается из тела и спомощью атомов попадет в иное тело)

Аристотель же считал, что дума не отделима(душа отдельная часть от всей первоматерии, важну часть занимала физиология, кровь же считалась носителем души, а мозг местом ее охлаждения)

Демокрит- Платон

Наличие души, ее двигающая функция.

В Платоновом учении мира его основой являлся разум( рациональная сторона), в Демокритовом- чувственное познание мира.

Платон–душа бессмертна.

Демокрит– душа смертна и не может существовать без тела, так как является частью тела.

Аристотель – Платон

Ввели понятие целевого детерменизма, считали, что душа стремится к какой-то цели.

Научный подход к проблемам жизни. Аристотель ввел понятие определяющее вечно меняющеюся культуру , в которой каждое новое поколение вносит что-то новое.

Аристотель – Сократ

Наука– важная часть культуры, влияющая на развитие человечества в целом.

Дробленность души. Душа по их мнению состоит из 3х частей. Душа бессмертна и с этим связано мнение о том, что душа рождается со всеми знаниями и лишь вспоминает его со временем .

Аристотель рациональный подход к пониманию жизни человека.

Сократ выводил на первое место чувства и логику.

Сократ-Платон

Культура важный фактор влияющий на развитие человека. Душа бессмертна и разумна.

Платон- душа не материальна и бессмертна, память отдельный психический процесс, затем добавились воображение и речь.

Семинарское занятие № 2. Общая характеристика психологических идей Античности. Абстрактно-философское и естественно — научное направления в Античной науке (2 ч).

.

Демокрит проанализировал и систематизировал взгляды первых греческих мыслителей. Разработал анатомическую систему мировоззрения согласно которой, мир, человек и его душа состояла из самых мелких частиц атомов.

В пространстве движутся атомы, среди них самыми легкими и подвижными являются огненные атомы, формирующие душу человека.

Душа- одна из материй мира.

Душа не бессмертна по мнению Демокрита.

2.Прочитайте два высказывания Демокрита и найдите заложенное в них противоречие.

«Чувства и мышление возникают из образов, приходящих извне, ибо нет ни у кого чувства или мысли без образа в них входящего».

«Существует две формы познания – подлинная и темная. К темной относится следующее целиком: зрение, вкус, осязание. Подлинная же отлична от нее».

Данные высказывания несут следующее противоречие : Демокрит противоречит самой идеи познания мира. В одной части он утверждает, что нет другого способа познать мир кроме как через сенсорный аппарат.

В другом же высказывании четко прослеживается изменение мировоззрения Демокрита, он ввел еще один путь познания мира.

Представители

Мироздание

Душа

Познание

Воспитание

Демокрит

Детерменизм. Атомическое представление мира

Душа смертна, состоит их атомов.

Истинное познание основывается на ощущениях, разум же вносит заблуждение, ощущение и мышление развивается параллельно.

Моральные качества не даются от рождения, а прививаются с воспитанием ребенка.

Сократ

Существует абсолютное знание, абсолютная истина которую должен познать человек.

Душа–источник нравственности

Познание через мышление и речь

Связывал нравственность с разумом.

Платон

Идеализм.

Идея важная часть мира.Мир состоит из бытия и небытия.

Душа вечна и нематериальна.

Состоит из 3х частей:

–Вожделеющей части ,

–страстной части,

–разумной части

Разум позволяет понять знание и выстроить соответствующее поведение.

Познание:

–память

–ощущения

–мышление

Воспитание часть обязанностей государства.

Аристотель

3 стороны воспитания:

Физич., нравственное, умственное.

Душа не может существовать без тела, представлять три вида души:

Растительная,

Животная и разумная.

Выделял следующие части разума: ощущения, память, логика, мышление, эмоции.

Обучение творчеству очень важная часть развития разума и чувств, личности. Так же необходимым считалось развитие нравственности и индивидуальности.

  1. Чьи идеи, на Ваш взгляд, наиболее близки современной экспериментальной психологии? Обоснуйте свой ответ.

На мой взгляд самым близким к нашему времени оказался Аристотель, его учение наиболее ярко описывают наше мнение о «душе»= «психике», важную роль играют эмоции и ощущения, психика как и душа неотделима от тела. Взгляды на воспитание детей точно соответствуют нашему, главное индивидуальность и самостоятельность, творчество.

Представители

Абстрактно-философские представления

Естественнонаучное представление

Современное теоретическое направление.

Демокрит

Теория познания, ввел в понятие первичных и вторичных предметов.

Атомизм

Теория детерменизма. Мир состоит из атомов, кроме души(так как психика это физический процесс)

Сократ

Душа–источник нравственности. Человек действует в соответствии с нравственными идеалами.

Идея и знание передается из поколение в поколение.

Создал метод сократической беседы

Проблемы нравственности, самонаблюдения и рефлексии.

Платон

Связь души с этикой. Душа= бытие, материя= небытие.

Теория объективного усиления . при нём появился новый познавательный процесс-память

Связь человеческого содружества– социология.

Вопросы государственного устройства исследование памяти, этические принципы, профотбор.

Аристотель

Идея генезиса психики, эмоции, чувств, и логика. всеобщий разум

Трактат « О душе» душа и тело не отделимы друг от друга. душа бессмертна. не материальна

Признаётся нематериальность и бессмертность души. изучение эмоций , аффектов, чувств.

Семинарское занятие № 4. Новоевропейская психологическая мысль в постановке проблемы взаимодействия психических и физических феноменов (2 ч).

Демокрит — Энциклопедия всемирной истории

Демокрит (л. ок. 460 — ок. 370 г. до н. э.) был греческим философом и младшим современником Сократа, родившимся в Абдере (хотя другие источники цитируют Милет), который вместе со своим учителем Левкиппом (л. 5 век до н. э. ), был первым, кто предложил атомную вселенную. Демокрит утверждал, что все состоит из крошечных неразрезаемых строительных блоков, известных как атомы.

О Левкиппе известно очень мало, и почти ни одна из его работ не сохранилась, но древние писатели знают его как учителя Демокрита и, по-видимому, писали на многие темы помимо атомизма. Демокрит известен как «смеющийся философ» из-за того значения, которое он придавал жизнерадостности. Его работы, как и работы Левкиппа, в основном утеряны, но более поздние писатели утверждают, что он написал 70 книг по различным темам, от земледелия до геометрии, происхождения человека, этики, астрономии, а также поэзии и литературы, а фрагменты его работ цитируются более поздние философы (в частности, Аристотель из Стагиры (ок. 384–322 до н. э.), которые высоко ценили его9.0003

Удалить рекламу

Реклама

Он был первым философом, заявившим, что то, что люди называют «Млечным Путем», было естественным светом звезд, а не результатом действий богов, хотя, в то же время, он, кажется, не отрицает существование духов или души. Хотя его атомистическая теория ясно показывает, что все вещи происходят по необходимости — что одно событие естественным образом ведет к другому, — он утверждал, что люди несут ответственность за свои действия, что нужно прежде всего ставить благо своей души выше любых других соображений и что это была свободная воля, а не детерминизм, который руководил жизненным курсом.

Демокрит развил теорию «семени» Анаксагора в концепцию атомарной вселенной.

Он считается одним из наиболее важных досократических философов (названных так потому, что они предшествовали Сократу Афинскому (ок. 470/469–399 до н. э.) и оказали на него влияние), которые непосредственно вдохновляли Платона (ок. 428/427–348). 347 г. до н.э.) и развитие западной философии. Влияние Демокрита на Сократа очевидно во фрагментах, касающихся этики, но также считается, что его концепция атомной вселенной помогла сформировать веру Платона в неизменное, вечное царство, в котором видимый мир был только отражением, в то же время его материализм бросал вызов самому этому понятию»9.0003

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Демокрит, в свою очередь, находился под влиянием тех, кто был до него, особенно Парменида Элейского (l. c. 485 г. до н. э.), Зенона Элейского (l. c. 465 г. до н. э.) и Эмпедокла (l. c. 484–424 гг. до н. э.). Однако самым большим впечатлением на него, кроме своего учителя Левкиппа, считал философ, который, кроме своего учителя Левкиппа, был Анаксагор (ок. 500 г. до н. э. — ок. 428 г. до н. э.), который первым предположил, что все вещи состоят из «семен», которые делают их такими, какие они есть. . Демокрит развил эту теорию «семени» в концепцию атомарной вселенной.

Путешествия и репутация

О жизни Демокрита почти ничего не известно. Говорят, что он родился и вырос в Абдере и происходил из богатой семьи, которая смогла дать ему хорошее образование. Его отец, возможно, был фракийским дворянином и, по крайней мере, принадлежал к высшему классу. Возможно, он учился у философа Анаксагора, хотя это сомнительно, но получил обширное образование благодаря путешествиям и обучению у многих мастеров.

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Когда его отец умер, Демокрит забрал его наследство и покинул Абдеру, путешествуя по Средиземноморью и проведя не менее пяти лет в Египте, изучая математику, прежде чем отправиться на юг, в Мероэ. Также считается, что он остался в Вавилоне и, согласно историку Диогену Лаэртскому (180–240 гг. до н. э.), учился там у жрецов. Его связь с Вавилоном, где также учился философ Фалес Милетский (ок. 585 г. до н. э.), может быть причиной того, что более поздние авторы утверждали, что Демокрит был родом из Милета.

Демокрит и Протагор

Эрмитаж (общественное достояние)

Точный маршрут и порядок его путешествий неизвестны, но он сказал, что также учился в Индии и, возможно, в Персии, прежде чем вернуться в Абдеру. Вернувшись домой, он посвятил себя дальнейшему обучению, исследованию мира природы и письму. Он был плодовитым писателем (более 300 фрагментов были идентифицированы как его работы), который, как говорят, написал 70 книг, которые были хорошо приняты. Комментариев ученого Робина Уотерфилда:

Удалить рекламу

Реклама

Демокрит освещал не только знакомые досократовские каштаны, такие как эмбриология и почему магниты притягивают железо, но и писал книги по математике и геометрии, географии, медицине, астрономии и календарю, пифагореизму, акустике и другим научным темам, происхождению человека и животных. , и даже литература и стихосложение. Что важно, также ясно, что он не только затронул этот широкий круг тем, но и затронул их достаточно глубоко, например, выдвигая возможные возражения и отвечая на них. Таким образом, он был важным мостом между догматизмом многих досократиков и полноценной философией Платона. (164)

Как сказал бы сам Демокрит, «ничто не происходит из ничего», и он явно находился под влиянием досократических философов, которые были до него. Неясно, насколько глубоко на него повлиял Левкипп, поскольку об этом философе ничего не известно, кроме его связи с Демокритом. Сохранились только два фрагмента сочинения Левкиппа, а единственное полное предложение — его знаменитое «Ничто не происходит случайно; все происходит по причине и по необходимости» (Бэрд, 39). Поскольку эту концепцию позже подхватил Демокрит, вполне вероятно, что Левкипп оказал значительное влияние на его мысли, но несомненно, что на него и, скорее всего, на Левкиппа повлияли Парменид, Зенон Элейский, Эмпедокл и Анаксагор.

Философские влияния

Парменид утверждал, что вся реальность имеет единую субстанцию, и люди признают двойственность в мире только потому, что доверяют чувственному опыту, который ошибочен и может ввести человека в заблуждение. Доверяясь своим чувствам, принимал изменения и различия в жизни за истинную природу реальности, но это, по мнению Парменида, было бы серьезной ошибкой, потому что изменение было бы иллюзией. Может измениться внешний вид человека и его обстоятельства, но не его сущность.

Для Парменида то, что есть, всегда было и остается неизменным в своей реальной базовой форме. То, что воспринимается как изменчивость и изменение, есть ложь чувств, отделяющая человека от познания себя и истинной реальности. Ученик Парменида, Зенон Элейский, защищал утверждение своего учителя с помощью 40 математических парадоксов, доказывающих, что изменение и даже движение были иллюзией. Зенон математически доказал, что если кто-то хочет пройти из пункта А в пункт Б, ему сначала придется пройти половину пути, а до того, как он достигнет отметки на полпути, ему придется пройти половину пути до нее и так далее. Следовательно, человек никогда не мог бы на самом деле пройти из точки А в точку Б, и утверждение, что это возможно, было просто ложью чувств.

Удалить рекламу

Реклама

Бюст Парменида

BjörnF (CC BY-SA)

Зенон использовал этот парадокс, чтобы показать, как опора на чувственное восприятие отделяет человека от действительной реальности, от сущности того, что делает мир таким, какой он есть, и позволяет ему действовать так, как он есть. Этим двум философам не нужно было иметь Первопричину существования или «смысл» чего-либо из этого; то, что было, всегда было и всегда будет.

Эмпедокл опирался на эту концепцию, утверждая, что основной формой вселенной была любовь, преобразующая и возрождающая сила, выражающаяся в соединении и разделении сил природы, которые произвели четыре элемента, которые затем сформировали все остальное. Настойчивое утверждение Эмпедокла о единой объединяющей силе вдохновило Анаксагора на заявление о том, что все вещи состоят из частиц (которые он называл «семенами»), которые все состоят из одной и той же субстанции, но при различном расположении дают разные результаты, иногда человеческие, иногда животное, дерево, трава, гора, птица.

Как и Парменид, Анаксагор считал, что сущность реальности Едина, но это Единое выражается во Множестве. Чтобы это было так, должно было быть что-то лежащее в основе каждого аспекта видимого мира, и это «что-то» было «семенем», которое при данном расположении производило то одно, то другое видимое явление.

Удалить рекламу

Реклама

Анаксагор и его теория семени непосредственно вдохновили атомистическую теорию Левкиппа и Демокрита. Уотерфилд объясняет:

Анаксагор утверждал, что естественные субстанции, которые являются основными строительными блоками вещей, бесконечно делимы: сколько бы вы ни делили кусок дерева, он навсегда останется деревом. Но, по-видимому, именно Левкипп, как самый ранний из атомистов, совершил интуитивный гениальный скачок и предположил, что мир в конечном счете состоит из вещей, не обладающих качествами, как дерево. Он сказал, что если вы будете продолжать делить что-либо, то в какой-то момент вы доберетесь до вещей, которые далее не поддаются делению — они атом неделимый. (165-166)

Уотерфилд приписывает это осознание Левкиппу в соответствии с традицией, согласно которой Левкипп был учителем Демокрита — и вполне может быть, что именно Левкипп первым пришел к такому заключению, — но если это так, то именно Демокрит развил его полностью.

Атомная Вселенная

Для Демокрита атомы были одной и той же сущностью, но когда они «соединялись» по-разному, они образовывали разные сущности и видимые явления.

В ответ на утверждение Парменида о том, что изменение невозможно, и все есть Единое, и теорию семени Анаксагора, Демокрит попытался найти способ показать, как могут быть изменение и движение, сохраняя при этом единство лежащей в основе сущности физического мира. . Демокрит утверждал, что все, включая человека, состоит из очень маленьких частиц, которые он назвал атомос («неразрезаемый» по-гречески), и что эти атомы составляют все, что мы видим и кем являемся. Все атомы имели одну и ту же сущность, но когда они «соединялись» по-разному, они образовывали разные сущности и видимые явления.

Демокрит утверждал, что когда человек рождается, его атомы удерживаются вместе телом с душой внутри, также состоящей из атомов, и пока человек живет, он воспринимает все, что он делает, воспринимая атомы вне тела, будучи воспринимается и интерпретируется душой внутри тела. Итак, когда атомы соединились в одну определенную форму, человек смотрит на эту форму и говорит: «Это книга», а когда они соединились в другую, человек говорит: «Это дерево», но тем не менее эти атомы соединяются , все они Едины, «неразрывны» и нерушимы. Когда человек умирает, его форма тела теряет энергию, а его атомы рассеиваются, поскольку внутри трупа больше нет души, которая могла бы генерировать тепло, удерживающее атомы формы тела вместе.

Согласно Аристотелю, Демокрит утверждал, что душа состоит из атомов огня, в то время как тело состоит из атомов земли, а атомам земли нужна энергия огня для сцепления. Тем не менее, также утверждает Аристотель, это не означает, что эти атомы были разными атомами, а скорее то, что они были подобны буквам алфавита, которые, хотя все они буквы, обозначают разные звуки и, комбинируясь различными способами, составляют разные слова. Чтобы использовать очень простой пример, буквы «Н», «Д», «А» могут быть объединены, чтобы составить слово «и» или, с другой комбинацией, написать имя «Дан», которое, хотя и имеет другой и отличное значение от «и» по-прежнему состоит из тех же букв.

Демокрит

Томисти (CC BY-SA)

Хотя некоторые материалисты утверждали, что атомистический взгляд Демокрита на человеческую жизнь отрицает возможность загробной жизни, это не обязательно верно. Поскольку Демокрит, по-видимому, рассматривал душу как источник движения и даже жизни, и эта мысль была физическим движением неразрушимых, «неразделимых» атомов, возможно, что душа, даже определенная в материалистическом духе, переживет телесную смерть.

Демокрит нигде не говорит о «смысле» жизни, кроме поддержания веселого настроения. Жизнь для него не нуждалась в том, чтобы придавать смысл, жил ли он во время ее жизни или в другой области, которая последовала за ней, потому что сущность жизни всегда была и всегда будет; смысл существования был просто существованием.

Этика

В философии Демокрита человек рождался, жил и умирал согласно сближению и рассеянию атомов. Можно спросить: «Что стало причиной этого события?» а затем определить причину, скажем, аварии, но никто не поощрял спрашивать: «Почему это произошло?» в надежде на какой-то высший смысл. Знаменитая фраза Левкиппа («Ничто не происходит случайно; все происходит по причине и по необходимости») — это концепция, которая во многом пронизывает собственные сочинения Демокрита, особенно его утверждение о том, что «все происходит по необходимости» в том смысле, что атомы действуют определенным образом, и поэтому, конечно, то, что происходит в жизни, происходит из необходимости этой операции, нравится нам это или нет.

Хотя это утверждение, казалось бы, отрицает возможность свободы воли человека, Демокрит много писал об этике и явно верил, что можно делать свободный выбор в рамках параметров атомарного детерминизма. Несмотря на то, что человек был образован из этих неделимых частиц, как внешне как тело, так и внутренне как душа, и эти атомы соединялись и распадались в соответствии со своей естественной функцией, он все же имел контроль над своим выбором в жизни и был ответственен за эти выборы. Комментарии профессора Фореста Э. Бэрда:

И душа, и тело состоят из атомов. Восприятие происходит, когда атомы предметов вне человека ударяют по органам чувств внутри человека, которые, в свою очередь, ударяют по атомам души глубже внутри. Смерть, в свою очередь, есть просто рассеяние атомов души, когда атомы тела больше не удерживают их вместе. Такое понимание человека как бы устраняет всякую возможность свободы выбора, и действительно, единственное известное изречение Левкиппа: «Ничто не происходит случайно, все происходит по причине и необходимости». Такая позиция, казалось бы, устраняет всякую этику: если вы должен действовать определенным образом, кажется бесполезным говорить о том, что вы должны делать. (39)

Демокрит, однако, отвечает на это возражение, утверждая, что каждый по-прежнему несет ответственность за то, что он делает со своим телом и душой, потому что человек способен различать «правильно» — которое Демокрит связывает с удовольствиями ума — и «неправильно». – определяются как чувственные удовольствия, преследуемые без оглядки на последствия. Демокрит советовал руководствоваться умеренностью во всем, чтобы вести уравновешенную жизнь. В погоне за чувственными удовольствиями, деньгами или властью не было ничего изначально неправильного, но нужно было признать, что эти удовольствия мимолетны и, если преследовать их без этого признания или без умеренности, могут привести к страданию.

Этика для Демокрита, по-видимому, была в первую очередь средством, с помощью которого человек жил удовлетворенной и спокойной жизнью, признавая абсолютную тщетность попыток сделать жизнь больше, чем она есть. Признавая, что все состоит из атомов, которые никто не может контролировать, и отвечая другим в той же ситуации с сочувствием и радостью, можно жить без беспокойства о «смысле» жизни и сосредоточиться на простом проживании.

Заключение

Обстоятельства и точная дата смерти Демокрита так же неясны, как и большинство событий его жизни, но хорошо известно, что при жизни он пользовался большим уважением как оригинальный мыслитель и писатель, а впоследствии его явно уважали и часто цитировали. . Он внес значительный вклад в философскую основу, которая будет разработана Платоном, и сделал это путем синтеза и определения концепций, ранее предложенных другими философами. Демокрит сделал это таким образом, что многие в наши дни считают его «первым ученым», поскольку его мысли и очевидный метод способствовали развитию этой дисциплины.

Гераклит и Демокрит

Донато Браманте (CC BY-NC)

Его влияние на последовавших за ним греческих и римских писателей проявляется не только в их философии, но и в их ссылках на него, и его влияние было явно далеко идущим и значительным. Примечания Бэрда:

Философия Демокрита важна как минимум по двум причинам. Во-первых, хотя атомизм представляет собой еще один плюралистический ответ Пармениду и хотя Левкипп был досократиком, тем не менее Демокрит на самом деле был немного более молодым современником Сократа и более старшим современником Платона. Следовательно, атомистический материализм Демокрита можно рассматривать как важную альтернативу идеализму Платона. Во-вторых, мысль Демокрита продолжала оказывать влияние, будучи подхваченной сначала Эпикуром, а затем, в римские времена, Лукрецием. (40)

Знаменитый философ-гедонист Эпикур (341–270 гг. до н. э.) фактически опирался на мысли Демокрита об удовольствии, утверждая, что это главное благо и цель, которую следует преследовать в жизни. Настойчивое утверждение Демокрита о жизнерадостности как о лучшем ответе на жизнь отражено в философии Эпикура, и оба отстаивали умеренность как лучшее средство, с помощью которого следует добиваться удовольствий и жить полной жизнью.

Однако

Эпикур — лишь один из многих, кто находился под влиянием творчества Демокрита с древних времен до наших дней. Мыслители и писатели наших дней выразили свое восхищение Демокритом, а также признали свой долг перед ним, и сегодня он остается столь же высоко ценимым, как и в свое время.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Детерминизм

Предыдущий Содержание Следующий

Метафизические соображения

Введение

Эти заметки призваны осветить некоторые метафизические проблемы, связанные со свободой воли и детерминизмом. Он прослеживает эти метафизические проблемы через историю философии и науки. Хотя этические и богословские соображения могут быть упомянуты вскользь, они не рассматриваются в какой-либо глубине, которая отложена на потом.

Греческая мысль

Ранние греческие философы разделились во мнениях относительно существования свободы воли. Пифагорейцы (ок. 5 в. до н. э.) видели в его существовании необходимое условие моральной ответственности. Точно так же Сократ (ок. 470–399 до н. э.) и Платон (ок. 428–347 до н. э.) стремились подчеркнуть моральные последствия всех философских проблем. Аристотель также считал, что человек несет полную ответственность за свои действия, и поэтому будущее невозможно предсказать.

Ранние греческие атомисты, такие как Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.) и Левкипп (ок. 5-го века до н. э.), были первыми, кто рассматривал вселенную как чисто механистическую. Единственная сохранившаяся цитата из работы Левкиппа утверждает универсальный детерминизм: ничто не происходит случайно, но все происходит по рациональному принципу и по необходимости.

Эпикур (ок. 341–270 гг. до н. э.), хотя и был материалистом и атомистом, не верил, что детерминизм следует естественным образом. В отличие от Демокрита и Левкиппа он не верил, что эти атомы полностью управляются законами природы. На своем нисходящем пути атомы могли отклоняться, активируемые чем-то вроде свободной воли. Эпикурий, вероятно, руководствовался естественными последствиями детерминизма атомистов, который был фатализмом.

Просвещение

Концепция причины и следствия легла в основу эмпириков эпохи Просвещения, которые искали пути обоснования вновь открытой науки. Ньютон (1642-1727) утверждал, что тело остается в покое, пока на него не действует сила. Французский физик и математик Пьер-Симон Лаплас (1749 г. -1827) был первым, кто указал на следствия ньютоновской физики. Он предположил, что если мощный интеллект (а именно демон Лапласа) обладает пониманием законов Ньютона и имеет описание текущего положения и импульса каждой частицы во Вселенной, а также необходимые математические способности, то можно предсказать каждое событие. что было и будет происходить во Вселенной.

Декарт

Декарт (1569-1650) считал, что живые организмы, так же как и мертвая материя, подчиняются законам физики. Он думал о животных как о машинах, аналогичных часам. Декартовский материальный мир был жестко детерминирован. Однако Декарт допускал одно исключение. Он утверждал, что человеческая душа актом воли может изменить направление, если не величину движения своей жизни. К сожалению, эта уступка человеческой свободе воли кажется противоречащей его законам механики. Кажется вполне разумным распространить его трактовку животных на людей. Декарт остается с неразрешенным дуализмом.

Кант

Имея твердые этические взгляды, которые подчеркивают долг человека, неудивительно, что Кант (1724-1804) энергично защищал концепцию свободы воли. Однако Кант в равной степени хотел защитить идею универсальности применительно к законам природы. Эта универсальность естественным образом склоняется к детерминизму. Эти двое кажутся непримиримыми. Решение Канта можно найти в его разделении реальности на феномены и ноумены. Детерминированный мир природы, каким он нам представляется, принадлежит к области феноменов. Наши мысли и действия подпадают под категорию причинности. Все, что принадлежит миру опыта, управляется законами природы. Тогда наши действия предопределены. Предпосылкой деонтологической этики Канта является свобода выбора индивида. Кант преодолевает это, настаивая на том, что детерминизм принадлежит только феноменальному миру. Ding an sich (вещь в себе) остается свободной, так как законы причинности не принадлежат царству ноуменов. Ноумена открывается только через чистый разум. К сожалению, в решении Канта, по-видимому, есть серьезный недостаток. То, как мы воспринимаем других и их действия, можно узнать только через явления, которые мы должны признать детерминированными.

Современная наука

Эта картина вселенной с часовым механизмом сохранилась в науке до наших дней. Только с появлением квантовой физики старая ньютоновская вселенная была поставлена ​​под сомнение. Некоторые ученые и философы видят в квантовой физике выход из чисто детерминированной Вселенной. Точно так же Грегори Мулхаузер рано высказал дурацкое представление о том, что теория Хаоса может быть средством объяснения свободы воли, а не тем недетерминистическим решением, на которое он надеялся (Mulhauser, 199).8, XVII). Теория хаоса утверждает, что непредсказуемость хаотической системы, такой как погода, связана не с отсутствием управляющих законов, а с тем фактом, что система чувствительна к мельчайшим, неизмеримым изменениям начальных условий. Известная гипотеза состоит в том, что взмах крыльев бабочки может вызвать приливную волну на другом конце света.

Можно утверждать, что современная наука только укрепила позиции детерминистов. Недавнее завершение проекта генома человека вызвало бурную дискуссию не только в научном сообществе, но и среди философов, теологов и специалистов по этике. В центре дискуссии было утверждение, что через несколько лет ученые смогут идентифицировать гены, непосредственно ответственные за поведение человека. Идея определить ген, ответственный за сексуальную ориентацию или склонность к совершению преступлений, казалась отвратительной для тех, кто хотел защищать свободу выбора в таких вопросах.

Роджер Пенроуз рассматривает квантовую физику как возможный ответ, который ученые искали для объяснения самой тайны витализма во вселенной.

Пенроуз предположил, что человеческое мышление, хотя и рационально обоснованное, не обязательно является алгоритмическим. Его вывод о том, что мышление не связано с вычислениями, был основан на теореме Гделя, которая утверждает, что не существует непротиворечивой формальной системы, в которой доказуема каждая математическая истина. Пенроуз считал, что единственным не вычислительным процессом во Вселенной является случайность квантовой механики. Согласно Пенроузу, современные научные теории просто неадекватны для объяснения неалгоритмической природы квантовой механики. Он предположил, что на клеточном уровне микротрубочки клеток мозга чувствительны к квантовой гравитации. Связь между сознательным мышлением и квантовой механикой осуществляется в нейронах, которые отвечают за познание и сознание. Вывод состоит в том, что микротрубочки, поскольку они одной ногой связаны с квантовой механикой, а другой — с сознательным мышлением, открывают окно для неалгоритмизма в человеческом познании. (Граш)

Принимая во внимание возможность того, что квантовые эффекты действительно могут вызвать гораздо более масштабную деятельность в мозгу, некоторые люди выразили надежду, что в таких обстоятельствах квантовая неопределенность может дать разуму возможность влиять на физический мозг. Здесь, вероятно, будет принята дуалистическая точка зрения, явно или неявно. Возможно, свободная воля внешнего разума сможет повлиять на квантовый выбор, который на самом деле является результатом таких недетерминированных процессов.

(Пенроуз, 1994, стр.

349) Эйнштейн предупреждал, что квантовая механика не только не избавится от детерминированной Вселенной, но может только подтвердить ее. На квантовом уровне изменилось только то, что вселенную стало труднее предсказать.

Можно ли проверить, существует ли свобода воли?

Тест, чтобы увидеть, руководствуется ли кто-то свободой воли или детерминизмом, потребовал бы рассмотрения следующего условия: было бы поведение субъекта в данной ситуации каким-либо другим, если бы субъект так пожелал? Те, кто защищает свободу воли, должны были бы ответить утвердительно, тогда как детерминистам пришлось бы не согласиться. Однако основная проблема с таким тестом заключается в том, что нет реального способа его проверки. Какие бы результаты ни были получены в результате такого теста, нет реального способа узнать, были бы результаты другими. Невозможно узнать, было бы поведение человека в конкретной ситуации каким-либо иным, если бы он этого пожелал. Американский философ и психолог Уильям Джеймс (1842-1919 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *