Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Демокрит детерминизм: В чем проявляется детерминизм в теории Демокрита?

В чем проявляется детерминизм в теории Демокрита?

Представители

Общие признаки

Отличительные признаки

Демокрит- Аристотель

У всего сущего есть душа.

Важной стороной развития человека является познание окружающей среды.

Связь физиологии и души.

Демокрит считал, что душа отделима человека,( душа состоит так же и атомов как и все остальное материальное, после смерти душа освобождается из тела и спомощью атомов попадет в иное тело)

Аристотель же считал, что дума не отделима(душа отдельная часть от всей первоматерии, важну часть занимала физиология, кровь же считалась носителем души, а мозг местом ее охлаждения)

Демокрит- Платон

Наличие души, ее двигающая функция.

В Платоновом учении мира его основой являлся разум( рациональная сторона), в Демокритовом- чувственное познание мира.

Платон–душа бессмертна.

Демокрит– душа смертна и не может существовать без тела, так как является частью тела.

Аристотель – Платон

Ввели понятие целевого детерменизма, считали, что душа стремится к какой-то цели.

Научный подход к проблемам жизни. Аристотель ввел понятие определяющее вечно меняющеюся культуру , в которой каждое новое поколение вносит что-то новое.

Аристотель – Сократ

Наука– важная часть культуры, влияющая на развитие человечества в целом.

Дробленность души. Душа по их мнению состоит из 3х частей. Душа бессмертна и с этим связано мнение о том, что душа рождается со всеми знаниями и лишь вспоминает его со временем .

Аристотель рациональный подход к пониманию жизни человека.

Сократ выводил на первое место чувства и логику.

Сократ-Платон

Культура важный фактор влияющий на развитие человека.Душа бессмертна и разумна.

Платон- душа не материальна и бессмертна, память отдельный психический процесс, затем добавились воображение и речь.

Семинарское занятие № 2. Общая характеристика психологических идей Античности. Абстрактно-философское и естественно — научное направления в Античной науке (2 ч).

.

Демокрит проанализировал и систематизировал взгляды первых греческих мыслителей. Разработал анатомическую систему мировоззрения согласно которой, мир, человек и его душа состояла из самых мелких частиц атомов.

В пространстве движутся атомы, среди них самыми легкими и подвижными являются огненные атомы, формирующие душу человека.

Душа- одна из материй мира.

Душа не бессмертна по мнению Демокрита.

2.Прочитайте два высказывания Демокрита и найдите заложенное в них противоречие.

«Чувства и мышление возникают из образов, приходящих извне, ибо нет ни у кого чувства или мысли без образа в них входящего».

«Существует две формы познания – подлинная и темная. К темной относится следующее целиком: зрение, вкус, осязание. Подлинная же отлична от нее».

Данные высказывания несут следующее противоречие : Демокрит противоречит самой идеи познания мира. В одной части он утверждает, что нет другого способа познать мир кроме как через сенсорный аппарат.

В другом же высказывании четко прослеживается изменение мировоззрения Демокрита, он ввел еще один путь познания мира.

Представители

Мироздание

Душа

Познание

Воспитание

Демокрит

Детерменизм. Атомическое представление мира

Душа смертна, состоит их атомов.

Истинное познание основывается на ощущениях, разум же вносит заблуждение, ощущение и мышление развивается параллельно.

Моральные качества не даются от рождения, а прививаются с воспитанием ребенка.

Сократ

Существует абсолютное знание, абсолютная истина которую должен познать человек.

Душа–источник нравственности

Познание через мышление и речь

Связывал нравственность с разумом.

Платон

Идеализм.

Идея важная часть мира.Мир состоит из бытия и небытия.

Душа вечна и нематериальна.

Состоит из 3х частей:

–Вожделеющей части ,

–страстной части,

–разумной части

Разум позволяет понять знание и выстроить соответствующее поведение.

Познание:

–память

–ощущения

–мышление

Воспитание часть обязанностей государства.

Аристотель

3 стороны воспитания:

Физич., нравственное, умственное.

Душа не может существовать без тела, представлять три вида души:

Растительная,

Животная и разумная.

Выделял следующие части разума: ощущения, память, логика, мышление, эмоции.

Обучение творчеству очень важная часть развития разума и чувств, личности. Так же необходимым считалось развитие нравственности и индивидуальности.

  1. Чьи идеи, на Ваш взгляд, наиболее близки современной экспериментальной психологии? Обоснуйте свой ответ.

На мой взгляд самым близким к нашему времени оказался Аристотель, его учение наиболее ярко описывают наше мнение о «душе»= «психике», важную роль играют эмоции и ощущения, психика как и душа неотделима от тела.

Взгляды на воспитание детей точно соответствуют нашему, главное индивидуальность и самостоятельность, творчество.

Представители

Абстрактно-философские представления

Естественнонаучное представление

Современное теоретическое направление.

Демокрит

Теория познания, ввел в понятие первичных и вторичных предметов.

Атомизм

Теория детерменизма. Мир состоит из атомов, кроме души(так как психика это физический процесс)

Сократ

Душа–источник нравственности. Человек действует в соответствии с нравственными идеалами.

Идея и знание передается из поколение в поколение.

Создал метод сократической беседы

Проблемы нравственности, самонаблюдения и рефлексии.

Платон

Связь души с этикой. Душа= бытие, материя= небытие.

Теория объективного усиления . при нём появился новый познавательный процесс-память

Связь человеческого содружества– социология.

Вопросы государственного устройства исследование памяти, этические принципы, профотбор.

Аристотель

Идея генезиса психики, эмоции, чувств, и логика. всеобщий разум

Трактат « О душе» душа и тело не отделимы друг от друга. душа бессмертна. не материальна

Признаётся нематериальность и бессмертность души. изучение эмоций , аффектов, чувств.

Семинарское занятие № 4. Новоевропейская психологическая мысль в постановке проблемы взаимодействия психических и физических феноменов (2 ч).

Детерминизм Демокрита

Взгляды первых греческих психологов были проанализированы и систематизированы в учении Демокрита (5-4 вв. до н.э.) Демокрит разработал атомистическую модель мира, воплотившую в себе принцип причинности (детерминизма).

В беспредельном пространстве движутся по неизменным законам неделимые и непроницаемые частицы, среди которых наиболее подвижными являются легкие и шарообразные атомы огня, образующие душу. Душа, таким образом, лишь одна из разновидностей вещества среди других. Физический закон применим и к телу, и к душе, которая тоже является единой и телесной. Демокрит отвергает бессмертие души. Для души и для космоса он признал не сам по себе закон, а закон, согласно которому нет беспричинных явлений, но все они – неотвратимый результат соударения атомов. Случайными кажутся события, причину которых мы не знаем.

Такое признание неизбежности всех совершающихся в мире событий отрицает свободу воли человека

Демокрит считал, что душа находится в нескольких частях тела – в голове (разумная часть), груди (мужественная часть), печени (вожделеющая часть) и в органах чувств. При этом в органах чувств атомы души находятся очень близко к поверхности и могут соприкасаться с микроскопическими, не видимыми глазу копиями окружающих предметов (эйдолами), которые носятся в воздухе, попадая и в органы чувств. Эти копии отделяются (истекают) от всех предметов внешнего мира, а потому данная теория познания называется

теорией истечений.

Соприкосновение эйдолов с атомами души и составляет основу ощущения, именно так человек познает свойства окружающих предметов. Все наши ощущения являются контактными. Эйдолы могут попадать не только в органы чувств, но и в другие части тела – тогда наши ощущения бывают неправильными, они обманывают нас. Так и возникают иллюзии и ошибки восприятия. Тот факт, что эйдолы могут относиться ветром далеко от предмета, копиями которого они являются, объясняет причину миражей. Сновидения также связаны с эйдолами, которые попадают к человеку во время его сна. Т.о., теория истечений Демокрита объясняла на уровне науки того времени все феномены восприятия, о которых говорит и современная психология.

Обобщая данные нескольких органов чувств, человек строит картину мира, переходя на следующий уровень – понятийный, который представляет собой результат мыслительной деятельности. В познании существует два уровня — ощущение и мышление, которые развиваются параллельно. Мышление дает нам больше знаний, чем ощущения. Так ощущения не позволяют нам увидеть атомы, но путем размышлений мы приходим к выводу об их существовании.

Интересны взгляды Демокрита на роль эмоций. Он считал, что именно эмоции руководят поведением, так как человек стремится к тому, что приносит удовольствие, избегая того, что несет страдание. Впоследствии эти взгляды были развиты Эпикуром в теории гедонизма.

Успехи, достигнутые Демокритом в понимании души, были огромны. Материалистическое направление, к которому также можно отнести Анаксагора и Гераклита, разрушало мифологические воззрения на действительность. Человек выступал как частица мира, построенного из огня, воды, или воздуха или из демокритовских атомов.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Детерминизм Демокрита

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Детерминизм Демокрита

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Детерминизм Демокрита

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

предетерминизм

предетерминизм

Преддетерминизм

Детерминизм — это философская идея о том, что каждое событие или положение дел, включая каждое человеческое решение и действие, является неизбежным и необходимым следствием предшествующего положения дел.

Преддетерминизм подразумевает, что вся информация во Вселенной сегодня была имплицитной в самые ранние моменты существования Вселенной. Это сохранение информации. Это согласуется с теологической идеей Божьего предвидения.

Поскольку современная физика показывает, что Вселенная недетерминистична, что оказывает глубокое влияние на атомный масштаб микроскопических процессов, мы сочтем ценным отличить преддетерминизм (неизбежные причинно-следственные связи) от адекватного детерминизма, который мы имеем в реальном мире и очевидно в классических физических законах, применимых в макрокосмосе.

Детерминизм — это современное название (девятнадцатого века) древней идеи Демокрита о том, что строгие законы причинности контролируют движение атомов и что все, включая человеческий разум, состоит просто из атомов в пустоте.

Как выразился наставник Демокрита и коллега-материалист Левкипп, абсолютная необходимость не оставляет места в космосе для случая. Преддетерминизм — лучшее название для этой идеи необходимости и полного отсутствия случайности.

«Ничто не происходит случайно, но все происходит по причине и по необходимости». 1 οὐδὲν χρῆμα μάτην γίνεται, ἀλλὰ πάντα ἐκ λόγου τε καὶ ὑπ’ ἀνάγκης

Детерминизм, особенно разновидность «мягкого» детерминизма (см. Уильяма Джеймса) или компатибилизма, поддерживается как теория свободы воли большинством философов, каждый из которых имеет особые интересы в одном или нескольких из множества детерминизмов.

Компатибилизм — это форма детерминизма, утверждающая, что человек свободен до тех пор, пока его собственная воля является одним из звеньев причинно-следственной цепи, даже если его выбор полностью предопределен физическими причинами или предопределен Богом.

А Фатализм — это особая форма детерминизма, где каждому событию в будущем суждено произойти. Фатализм обычно не требует участия каких-либо причинно-следственных законов или высших сил. Сыворотка, сыворотка .

Основная идея детерминизма тесно связана с идеей причинности. Но мы можем иметь причинность без детерминизма, особенно «мягкую» причинность, которая следует за «беспричинным» событием ( causa sui ), которое невозможно предсказать на основе предшествующих событий.

Аристотель называл такие события архаи (ἀρχαί) — отправными точками или «новыми стартами» в новых причинных цепях, разрывающих узы детерминизма.

Несмотря на критическую атаку Дэвида Юма на необходимость причин, многие философы твердо придерживаются причинности и детерминизма. Некоторые даже связывают это с самой возможностью логики и разума. И сам Юм твердо, хотя и непоследовательно, верил в необходимость. «Невозможно допустить посредника между случайностью и необходимостью, — сказал он.

Несмотря на это, Юма беспокоило значение преддетерминизма в его теории. Большинство компатибилистов и детерминистов, начиная с Гоббса и Юма, никогда не упоминают тот факт, что причинно-следственная цепь событий, восходящая к нашему рождению, не обеспечивает той свободы, которую они ищут. Но Юм откровенно признает, что такая причинная цепь была бы серьезным возражением против его теории.

Я претендую на то, что не устранил и не устранил всех возражений против этой теории в отношении необходимости и свободы. Я могу предвидеть и другие возражения, вытекающие из тем, которые здесь не затрагивались. Можно сказать, например, что если произвольные действия подчиняются тем же законам необходимости, что и действия материи, то существует непрерывная цепь необходимых причин, предопределенная и предопределенная, идущая от первопричины все для каждой отдельной воли, каждого человеческого существа. Нигде во Вселенной нет случайностей; нет равнодушия; нет свободы. Пока мы действуем, на нас в то же время действуют.

Чтобы избежать этого возражения, мы должны представить, что Юм хотел некой агентно-каузальной свободы в волюнтаристских действиях.

Бертран Рассел сказал: «Закон причинности, согласно которому более поздние события теоретически могут быть предсказаны посредством более ранних событий, часто считался априорным, необходимостью мысли, категорией, без которой наука была бы невозможна. » (Рассел, Внешний мир, стр. 179)

Идея индетерминизма, кажется, угрожает причинности и основной идее причинного закона. Но это не так.

Для некоторых индетерминизм — это просто случайное событие без причины. Мы можем иметь адекватную причинность без строгого детерминизма. Строгий детерминизм означает полную предсказуемость событий и только одно возможное будущее. Адекватный детерминизм обеспечивает статистическую предсказуемость, которая в обычных ситуациях для физических объектов приближается к статистической достоверности.

Примером события, которое строго не обусловлено, является событие, зависящее от случайности, например подбрасывание монеты. Если результат является только вероятным, а не определенным, то можно сказать, что событие было вызвано подбрасыванием монеты, но сам результат «орел» или «решка» нельзя было предсказать. Таким образом, эта причинность, признающая предшествующие события в качестве причин, не определена и является результатом только случая.

Мы называем это «мягкой» причинностью. События вызываются предшествующими (беспричинными) событиями, но не определяются событиями, предшествующими в причинной цепи, которая была прервана беспричинной причиной.

Детерминизм имеет решающее значение для вопроса о свободе воли. Строгий детерминизм предполагает только одно возможное будущее. Случай означает, что будущее непредсказуемо. Случай допускает альтернативные варианты будущего, и возникает вопрос, как из этих альтернативных возможностей реализуется единственное актуальное настоящее. Но это

Требуемый отход от строгого детерминизма очень незначителен по сравнению с представлениями о чудесах, связанными с «causa sui» (самообусловленной причиной) древних.

Даже в мире, содержащем квантовую неопределенность, макроскопические объекты чрезвычайно детерминированы. Ньютоновские законы движения достаточно детерминистичны, чтобы отправлять людей на Луну и обратно. Наша Когито-модель Макроразума достаточно велика, чтобы игнорировать квантовую неопределенность в целях рассуждения. Нервная система достаточно надежна, чтобы гарантировать надежную передачу мысленных решений нашим конечностям.

мы видим мир мягкой причинности и адекватного детерминизма.

Мы называем этот детерминизм, неэффективный только для очень малых структур, «адекватным детерминизмом». Детерминизма достаточно, чтобы предсказывать затмения на следующую тысячу или более лет с необычайной точностью.

Вера в строгий детерминизм, несмотря на физические доказательства индетерминизма, только сегодня является приемлемой для догматической философии. Мы рассматриваем десять современных догм детерминизма.

Филиппа Фут утверждала, что, поскольку наши действия определяются нашими мотивами, нашим характером и ценностями, нашими чувствами и желаниями, это никоим образом не приводит к выводу, что они пред- определены с самого начала вселенной.

Наличие квантовой неопределенности заставляет некоторых философов называть мир неопределенным. Но индетерминизм несколько вводит в заблуждение, имея сильный негативный оттенок, когда большинство событий в подавляющем большинстве случаев «адекватно детерминированы». Тем не менее, говоря логически, если одно событие не определено, то индетерминизм истинен, а детерминизм ложен. 1

Нетрудно представить, что три традиционные умственные способности разума — восприятие, представление и понимание — детерминистически осуществляются в физическом мозгу, где квантовые события не мешают нормальным операциям.

Также несложно представить себе роль случайности в мозге в виде шума квантового уровня. Шум может внести случайные ошибки в сохраненную память. Шум может создавать случайные ассоциации идей во время воспоминаний. Эта случайность может быть вызвана микроскопическими флуктуациями, которые усиливаются до макроскопического уровня.

Наш Макро-Разум нуждается в Микро-Разуме для свободных действий и мыслей в Повестке дня альтернативных возможностей, которые должны быть обдуманы волей. Случайный Микро-Разум является «свободным» в свободной воле и источником человеческого творчества. Адекватно определенный Макро-Разум — это «воля» в свободной воле, которая освобождает , выбирая действия, за которые мы можем нести моральную ответственность.

Детерминизм необходимо отделить от его близких родственников причинности, определенности, необходимости и предсказуемости.

Этимология детерминизма

Термин ( sic ) детерминизм впервые засвидетельствован в конце четырнадцатого века, «приходить к концу», также «решать, решать» от о. Фр. определитель (12в.), от л. determinare «установить пределы до», от de- «отключить» + терминары «отметить конец или границу», от конечная «конец, предел».

Значение «прийти к твердому решению» (что-то сделать) от 1450.

Решительность как «качество решительности» датируется 1822 годом.

До девятнадцатого века детерминистов называли нецессарианцами. Уильям Белшем противопоставил их (выгодно) непоследовательным либертарианцам в 1789 году, когда либертарианцы впервые использовали его.

Детерминизм появляется в 1846 году в издании сэра Уильяма Гамильтона работ Томаса Рида в виде примечания на стр. 87.

Есть две схемы Необходимости — Необходимость по действию — Необходимость по конечным причинам. Первая — грубая или слепая Судьба; последний рациональный детерминизм.

Примерно в то же время богословы используют его для описания отсутствия свободы воли.

В 1855 году Уильям Томсон (впоследствии лорд Кельвин) писал:

Теория детерминизма, в которой воля определяется или направляется в определенное русло внешними побуждениями и вынужденными привычками, так что сознание свободы покоится главным образом на забвении предпосылок нашего выбора.

Эрнст Кассирер утверждал (ошибочно?), что детерминизм в философском смысле «учение о том, что все происходящее определяется необходимой цепью причинно-следственных связей». датируется 1876 годом.

Обратите внимание, что античные философы беспокоились об этой причинно-следственной цепи (ἄλυσις), но те философы, которые допускали существование случайности (Аристотель, Эпикур, Лукреций и Александр Афродисийский), отрицали такую ​​причинно-следственную связь, утверждая, что человеческие решения были вызваны ни случайность, ни необходимость, а tertium quid — наше автономное человеческое агентство.

Прилагательное «детерминист» впервые появилось в «Современном обозрении» за октябрь 1874 г. — «Возражения наших современных детерминистов». В «Современном обозрении» за март 1885 г. Р. Х. Хаттон описал «необходимую или детерминистскую теорию человеческого действия».

Для учителей

CDBroad в 1932 году определил детерминизм, индетерминизм и либертарианство. Перепечатано в Morgenbesser (1962) Свобода воли

И вот, наконец, мы можем дать определения — «детерминизм» и «индетерминизм». Детерминизм — это учение о том, что каждое событие полностью детерминировано в только что определенном смысле. Индетерминизм — это учение о том, что некоторые, а может быть и все, события не полностью детерминированы в том смысле, в каком они определены. Обе доктрины prima facie , понятные, если их определить так, как я их определил. Следует отметить еще один момент. Событие может быть полностью детерминировано, но при этом у него может быть «причинный предок», который не является полностью детерминированным. Если Y — общая причина Z, а X — общая причина Y, я называю Y и X «причинными предками» Z. Точно так же, если бы W было общей причиной X, я назвал бы Y, X и W «причинные предки» Z. И так далее. Если на каком-либо этапе в таком ряду есть термин, напр. W, который содержит не вполне определенную причину-фактор, на этом ряд остановится, как на Адаме останавливается ряд предков человека. Такой термин можно назвать «причинным прародителем» такого ряда. Если детерминизм верен, у каждого события есть причинные предки, и, следовательно, причинных предков нет. Если индетерминизм верен, то в мировой истории есть причинные прародители. Теперь мы можем дать определение тому, что я назову «либертарианством». Это учение можно резюмировать в двух положениях. (i) Некоторые (а может быть, и все) произвольные действия имеют каузального предка, который содержит в качестве причинного фактора прилагаемое усилие, направление и интенсивность которого не полностью определяются возникающей каузальностью. (ii) В таких случаях направление и интенсивность усилия полностью определяются непроисходящей причинностью, в которой «я» или агент, взятый как субстанция или продолжение, является непроисходящей тотальной причиной. [Широкий означает нефизический разум как непроисходящую причину.] Таким образом, либертарианство, как я его определяю, влечет за собой индетерминизм, как я его определяю; но обратное неверно. Если я прав, то либертарианство самоочевидно невозможно, тогда как индетерминизм невозможен.0025 на первый взгляд возможно.

Ричард Дабл, Нереальность свободы воли (1995?) дал эти определения.

Хотя понятие детерминизма часто появляется в этой книге, дискуссия о свободе воли касается лишь небольшого подмножества того, что может быть определено, а именно тех событий, которые влияют на принятие решений человеком. Существует ли, например, неопределенность в квантовой физике — это эмпирический вопрос, выходящий за рамки кругозора философов, и сам по себе он не имеет отношения к дебатам о свободе воли, хотя некоторые либертарианцы утверждают, что квантовая неопределенность может влиять на человеческий выбор (см. главу 8). ). Однако эта книга в первую очередь о свободе воли и лишь вскользь о детерминизме. Компатибилизм — Мнение о том, что тезисы о свободе воли и детерминизме могут быть верны. Инкомпатибилизм — Мнение, что они оба не могут быть верными. Мягкий детерминизм — Технически, компатибилизм плюс детерминизм, но на самом деле мнение о том, что у нас есть свобода воли не в результате индетерминизма, независимо от того, верен детерминизм или нет. Жесткий детерминизм — Технически, инкомпатибилизм плюс детерминизм, но точка зрения, согласно которой у людей отсутствует свобода воли, потому что их решения предопределены, опять же, верен ли детерминизм в его самой полной общности. Либертарианство — Мнение о том, что люди обладают свободой воли в результате индетерминизма в своем выборе. {Это крайняя точка зрения, согласно которой случайность является прямой причиной нашего выбора.]

Для ученых

1. C.D.Broad, 1934 «Индетерминизм — это учение о том, что некоторые, а может быть и все, события не полностью детерминированы».


Демокрит — Энциклопедия всемирной истории

Демокрит (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) был греческим философом и младшим современником Сократа, родившимся в Абдере (хотя другие источники ссылаются на Милет), который вместе со своим учителем Левкиппом (ок. 5 век до н. э.) первым предложил атомная вселенная. Демокрит утверждал, что все состоит из крошечных неразрезаемых строительных блоков, известных как атомы.

О Левкиппе известно очень мало, и почти ни одна из его работ не сохранилась, но древние писатели знают его как учителя Демокрита и, по-видимому, писали на многие темы помимо атомизма. Демокрит известен как «смеющийся философ» из-за того значения, которое он придавал жизнерадостности. Его работы, как и работы Левкиппа, в основном утеряны, но более поздние писатели утверждают, что он написал 70 книг по различным темам, от земледелия до геометрии, происхождения человека, этики, астрономии, а также поэзии и литературы, а фрагменты его работ цитируются более поздние философы (в частности, Аристотель из Стагиры (ок. 384–322 до н. э.), которые высоко ценили его9.0003

Удалить рекламу

Реклама

Он был первым философом, заявившим, что то, что люди называют «Млечным Путем», было естественным светом звезд, а не результатом действий богов, хотя, в то же время, он, кажется, не отрицает существование духов или души. Хотя его атомистическая теория ясно показывает, что все вещи происходят по необходимости — что одно событие естественным образом ведет к другому, — он утверждал, что люди несут ответственность за свои действия, что нужно прежде всего ставить благо своей души выше любых других соображений и что это была свободная воля, а не детерминизм, который руководил жизненным курсом.

YouTube Следите за нами на YouTube!

Демокрит развил теорию «семени» Анаксагора в концепцию атомарной вселенной.

Он считается одним из наиболее важных досократических философов (названных так потому, что они предшествовали Сократу Афинскому (ок. 470/469–399 до н. э.) и оказали на него влияние), которые непосредственно вдохновляли Платона (ок. 428/427–348). 347 г. до н.э.) и развитие западной философии. Влияние Демокрита на Сократа очевидно во фрагментах, касающихся этики, но также считается, что его концепция атомной вселенной помогла сформировать веру Платона в неизменное, вечное царство, в котором видимый мир был только отражением, в то же время его материализм бросал вызов самому этому понятию»9.0003

Удалить рекламу

Реклама

Демокрит, в свою очередь, находился под влиянием тех, кто был до него, особенно Парменида Элейского (l. c. 485 г. до н. э.), Зенона Элейского (l. c. 465 г. до н. э.) и Эмпедокла (l. c. 484–424 гг. до н. э.). Однако самым большим впечатлением на него, кроме своего учителя Левкиппа, считал философ, который, кроме своего учителя Левкиппа, был Анаксагор (ок. 500 г. до н. э. — ок. 428 г. до н. э.), который первым предположил, что все вещи состоят из «семен», которые делают их такими, какие они есть. . Демокрит развил эту теорию «семени» в концепцию атомарной вселенной.

Путешествия и репутация

О жизни Демокрита почти ничего не известно. Говорят, что он родился и вырос в Абдере и происходил из богатой семьи, которая смогла дать ему хорошее образование. Его отец, возможно, был фракийским дворянином и, по крайней мере, принадлежал к высшему классу. Возможно, он учился у философа Анаксагора, хотя это сомнительно, но получил обширное образование благодаря путешествиям и обучению у многих мастеров.

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Когда его отец умер, Демокрит забрал его наследство и покинул Абдеру, путешествуя по Средиземноморью и проведя не менее пяти лет в Египте, изучая математику, прежде чем отправиться на юг, в Мероэ. Также считается, что он остался в Вавилоне и, согласно историку Диогену Лаэртскому (180–240 гг. до н. э.), учился там у жрецов. Его связь с Вавилоном, где также учился философ Фалес Милетский (ок. 585 г. до н. э.), может быть причиной того, что более поздние авторы утверждали, что Демокрит был родом из Милета.

Демокрит и Протагор

Эрмитаж (общественное достояние)

Точный маршрут и порядок его путешествий неизвестны, но он сказал, что также учился в Индии и, возможно, в Персии, прежде чем вернуться в Абдеру. Вернувшись домой, он посвятил себя дальнейшему обучению, исследованию мира природы и письму. Он был плодовитым писателем (более 300 фрагментов были идентифицированы как его работы), который, как говорят, написал 70 книг, которые были хорошо приняты. Комментариев ученого Робина Уотерфилда:

Демокрит освещал не только знакомые досократовские каштаны, такие как эмбриология и почему магниты притягивают железо, но и писал книги по математике и геометрии, географии, медицине, астрономии и календарю, пифагореизму, акустике и другим научным темам, происхождению человека и животных. , и даже литература и стихосложение. Что важно, также ясно, что он не только затронул этот широкий круг тем, но и затронул их достаточно глубоко, например, выдвигая возможные возражения и отвечая на них. Таким образом, он был важным мостом между догматизмом многих досократиков и полноценной философией Платона. (164)

Как сказал бы сам Демокрит, «ничто не происходит из ничего», и он явно находился под влиянием досократических философов, которые были до него. Неясно, насколько глубоко на него повлиял Левкипп, поскольку об этом философе ничего не известно, кроме его связи с Демокритом. Сохранились только два фрагмента сочинения Левкиппа, а единственное полное предложение — его знаменитое «Ничто не происходит случайно; все происходит по причине и по необходимости» (Бэрд, 39). Поскольку эту концепцию позже подхватил Демокрит, вполне вероятно, что Левкипп оказал значительное влияние на его мысли, но несомненно, что на него и, скорее всего, на Левкиппа повлияли Парменид, Зенон Элейский, Эмпедокл и Анаксагор.

Удалить рекламу

Реклама

Философские влияния

Парменид утверждал, что вся реальность имеет единую субстанцию, и люди признают двойственность в мире только потому, что доверяют чувственному опыту, который ошибочен и может ввести человека в заблуждение. Доверяясь своим чувствам, принимал изменения и различия в жизни за истинную природу реальности, но это, по мнению Парменида, было бы серьезной ошибкой, потому что изменение было бы иллюзией. Может измениться внешний вид человека и его обстоятельства, но не его сущность.

Для Парменида то, что есть, всегда было и остается неизменным в своей реальной базовой форме. То, что воспринимается как изменчивость и изменение, есть ложь чувств, отделяющая человека от познания себя и истинной реальности. Ученик Парменида, Зенон Элейский, защищал утверждение своего учителя с помощью 40 математических парадоксов, доказывающих, что изменение и даже движение были иллюзией. Зенон математически доказал, что если кто-то хочет пройти из пункта А в пункт Б, ему сначала придется пройти половину пути, а до того, как он достигнет отметки на полпути, ему придется пройти половину пути до нее и так далее. Следовательно, человек никогда не мог бы на самом деле пройти из точки А в точку Б, и утверждение, что это возможно, было просто ложью чувств.

Бюст Парменида

BjörnF (CC BY-SA)

Зенон использовал этот парадокс, чтобы показать, как опора на чувственное восприятие отделяет человека от действительной реальности, от сущности того, что делает мир таким, какой он есть, и позволяет ему действовать так, как он есть. Этим двум философам не нужно было иметь Первопричину существования или «смысл» чего-либо из этого; то, что было, всегда было и всегда будет.

Удалить рекламу

Реклама

Эмпедокл опирался на эту концепцию, утверждая, что основной формой вселенной была любовь, преобразующая и возрождающая сила, выражающаяся в соединении и разделении сил природы, которые произвели четыре элемента, которые затем сформировали все остальное. Настойчивое утверждение Эмпедокла о единой объединяющей силе вдохновило Анаксагора на заявление о том, что все вещи состоят из частиц (которые он называл «семенами»), которые все состоят из одной и той же субстанции, но при различном расположении дают разные результаты, иногда человеческие, иногда животное, дерево, трава, гора, птица.

Как и Парменид, Анаксагор считал, что сущность реальности Едина, но это Единое выражается во Множестве. Чтобы это было так, должно было быть что-то лежащее в основе каждого аспекта видимого мира, и это «что-то» было «семенем», которое при данном расположении производило то одно, то другое видимое явление.

Анаксагор и его теория семени непосредственно вдохновили атомистическую теорию Левкиппа и Демокрита. Уотерфилд объясняет:

Анаксагор утверждал, что естественные субстанции, которые являются основными строительными блоками вещей, бесконечно делимы: сколько бы вы ни делили кусок дерева, он навсегда останется деревом. Но, по-видимому, именно Левкипп, как самый ранний из атомистов, совершил интуитивный гениальный скачок и предположил, что мир в конечном счете состоит из вещей, не обладающих качествами, как дерево. Он сказал, что если вы будете продолжать делить что-либо, то в какой-то момент вы доберетесь до вещей, которые далее не поддаются делению — они атом неделимый. (165-166)

Уотерфилд приписывает это осознание Левкиппу в соответствии с традицией, согласно которой Левкипп был учителем Демокрита — и вполне может быть, что именно Левкипп первым пришел к такому заключению, — но если это так, то именно Демокрит развил его полностью.

Удалить рекламу

Реклама

Атомная Вселенная

Для Демокрита атомы были одной и той же сущностью, но когда они «соединялись» по-разному, они образовывали разные сущности и видимые явления.

В ответ на утверждение Парменида о том, что изменение невозможно, и все есть Единое, и теорию семени Анаксагора, Демокрит попытался найти способ показать, как могут быть изменение и движение, сохраняя при этом единство лежащей в основе сущности физического мира. . Демокрит утверждал, что все, включая людей, состоит из очень маленьких частиц, которые он назвал atomos («неразделимые» по-гречески), и что эти атомы составляют все, что мы видим и чем являемся. Все атомы имели одну и ту же сущность, но когда они «соединялись» по-разному, они образовывали разные сущности и видимые явления.

Демокрит утверждал, что когда человек рождается, его атомы удерживаются вместе телом с душой внутри, также состоящей из атомов, и пока человек живет, он воспринимает все, что он делает, воспринимая атомы вне тела, будучи воспринимается и интерпретируется душой внутри тела. Итак, когда атомы соединились в одну определенную форму, человек смотрит на эту форму и говорит: «Это книга», а когда они соединились в другую, человек говорит: «Это дерево», но тем не менее эти атомы соединяются , все они Едины, «неразрывны» и нерушимы. Когда человек умирает, его форма тела теряет энергию, а его атомы рассеиваются, поскольку внутри трупа больше нет души, которая могла бы генерировать тепло, удерживающее атомы формы тела вместе.

Согласно Аристотелю, Демокрит утверждал, что душа состоит из атомов огня, в то время как тело состоит из атомов земли, а атомам земли нужна энергия огня для сцепления. Тем не менее, также утверждает Аристотель, это не означает, что эти атомы были разными атомами, а скорее то, что они были подобны буквам алфавита, которые, хотя все они буквы, обозначают разные звуки и, комбинируясь различными способами, составляют разные слова. Чтобы использовать очень простой пример, буквы «Н», «Д», «А» могут быть объединены, чтобы составить слово «и» или, с другой комбинацией, написать имя «Дан», которое, хотя и имеет другой и отличное значение от «и» по-прежнему состоит из тех же букв.

Демокрит

Томисти (CC BY-SA)

Хотя некоторые материалисты утверждали, что атомистический взгляд Демокрита на человеческую жизнь отрицает возможность загробной жизни, это не обязательно верно. Поскольку Демокрит, по-видимому, рассматривал душу как источник движения и даже жизни, и эта мысль была физическим движением неразрушимых, «неразделимых» атомов, возможно, что душа, даже определенная в материалистическом духе, переживет телесную смерть.

Демокрит нигде не говорит о «смысле» жизни, кроме поддержания веселого настроения. Жизнь для него не нуждалась в том, чтобы придавать смысл, жил ли он во время ее жизни или в другой области, которая последовала за ней, потому что сущность жизни всегда была и всегда будет; смысл существования был просто существованием.

Этика

В философии Демокрита человек рождался, жил и умирал согласно сближению и рассеянию атомов. Можно спросить: «Что стало причиной этого события?» а затем определить причину, скажем, аварии, но никто не поощрял спрашивать: «Почему это произошло?» в надежде на какой-то высший смысл. Знаменитая фраза Левкиппа («Ничто не происходит случайно; все происходит по причине и по необходимости») — это концепция, которая во многом пронизывает собственные сочинения Демокрита, особенно его утверждение о том, что «все происходит по необходимости» в том смысле, что атомы действуют определенным образом, и поэтому, конечно, то, что происходит в жизни, происходит из необходимости этой операции, нравится нам это или нет.

Хотя это утверждение, казалось бы, отрицает возможность свободы воли человека, Демокрит много писал об этике и явно верил, что можно делать свободный выбор в рамках параметров атомарного детерминизма. Несмотря на то, что человек был образован из этих неделимых частиц, как внешне как тело, так и внутренне как душа, и эти атомы соединялись и распадались в соответствии со своей естественной функцией, он все же имел контроль над своим выбором в жизни и был ответственен за эти выборы. Комментарии профессора Фореста Э. Бэрда:

И душа, и тело состоят из атомов. Восприятие происходит, когда атомы предметов вне человека ударяют по органам чувств внутри человека, которые, в свою очередь, ударяют по атомам души глубже внутри. Смерть, в свою очередь, есть просто рассеяние атомов души, когда атомы тела больше не удерживают их вместе. Такое понимание человека как бы устраняет всякую возможность свободы выбора, и действительно, единственное известное изречение Левкиппа: «Ничто не происходит случайно, все происходит по причине и необходимости». Такая позиция, казалось бы, устраняет всякую этику: если вы должен действовать определенным образом, кажется бесполезным говорить о том, что вы должны делать. (39)

Демокрит, однако, отвечает на это возражение, утверждая, что каждый по-прежнему несет ответственность за то, что он делает со своим телом и душой, потому что человек способен различать «правильно» — которое Демокрит связывает с удовольствиями ума — и «неправильно». – определяются как чувственные удовольствия, преследуемые без оглядки на последствия. Демокрит советовал руководствоваться умеренностью во всем, чтобы вести уравновешенную жизнь. В погоне за чувственными удовольствиями, деньгами или властью не было ничего изначально неправильного, но нужно было признать, что эти удовольствия мимолетны и, если преследовать их без этого признания или без умеренности, могут привести к страданию.

Этика для Демокрита, по-видимому, была в первую очередь средством, с помощью которого человек жил удовлетворенной и спокойной жизнью, признавая абсолютную тщетность попыток сделать жизнь больше, чем она есть. Признавая, что все состоит из атомов, которые никто не может контролировать, и отвечая другим в той же ситуации с сочувствием и радостью, можно жить без беспокойства о «смысле» жизни и сосредоточиться на простом проживании.

Заключение

Обстоятельства и точная дата смерти Демокрита так же неясны, как и большинство событий его жизни, но хорошо известно, что при жизни он пользовался большим уважением как оригинальный мыслитель и писатель, а впоследствии его явно уважали и часто цитировали. . Он внес значительный вклад в философскую основу, которая будет разработана Платоном, и сделал это путем синтеза и определения концепций, ранее предложенных другими философами. Демокрит сделал это таким образом, что многие в наши дни считают его «первым ученым», поскольку его мысли и очевидный метод способствовали развитию этой дисциплины.

Гераклит и Демокрит

Донато Браманте (CC BY-NC)

Его влияние на последовавших за ним греческих и римских писателей проявляется не только в их философии, но и в их ссылках на него, и его влияние было явно далеко идущим и значительным. Примечания Бэрда:

Философия Демокрита важна как минимум по двум причинам. Во-первых, хотя атомизм представляет собой еще один плюралистический ответ Пармениду и хотя Левкипп был досократиком, тем не менее Демокрит на самом деле был немного более молодым современником Сократа и более старшим современником Платона. Следовательно, атомистический материализм Демокрита можно рассматривать как важную альтернативу идеализму Платона. Во-вторых, мысль Демокрита продолжала оказывать влияние, будучи подхваченной сначала Эпикуром, а затем, в римские времена, Лукрецием. (40)

Знаменитый философ-гедонист Эпикур (341–270 гг. до н. э.) фактически опирался на мысли Демокрита об удовольствии, утверждая, что это главное благо и цель, которую следует преследовать в жизни. Настойчивое утверждение Демокрита о жизнерадостности как о лучшем ответе на жизнь отражено в философии Эпикура, и оба отстаивали умеренность как лучшее средство, с помощью которого следует добиваться удовольствий и жить полной жизнью.

Однако

Эпикур — лишь один из многих, кто находился под влиянием творчества Демокрита с древних времен до наших дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *