Психология детского рисунка
Содержание
1. Что говорят психологи и педагоги?
2. В чем польза рисования для детей?
3. Как помочь ребенку развиваться творчески?
4. Интерпретация детских рисунков
4.1. Сюжет
4.2. Цвет
4.3. Размер
4.4. Нажим
Что говорят психологи и педагоги?
Педагоги настоятельно рекомендуют родителям прививать ребенку любовь к рисованию. Многолетний опыт показывает, что малыши, которые начали «творить» с раннего возраста, быстрее научились писать. При этом почерк у них более ровный и красивый, нежели у тех детей, которые редко держали в руках кисточки и карандаши.
Благодаря рисованию укрепляется рука и кисть крохи, что в будущем помогает в обучении письму. Педагоги отмечают, что юные художники умеют находить красоту в мелочах, обладают хорошим пространственным мышлением, более обучаемые, быстро осваивают геометрию.
По словам психологов, дети рисуют не руками, а головой. В процессе создания рисунков у малыша развивается память, он приобретает тонкий художественный вкус. Детские каракули – это не бессмысленные картинки. Чтобы нарисовать хоть что-то, ребенок должен уметь чувствовать, сравнивать, думать, рассуждать.
Если в детстве человек мало рисовал, будучи взрослым, он вряд ли возьмется за карандаш. Он знает, что не умеет рисовать, и это не дает ему переступить через себя. В маленьком возрасте у всех нас есть способность находить гармонию с самим собой через творчество. Но с возрастом она пропадает. Если сохранить этот навык, он обязательно пригодится в жизни.
Историки также подтверждают пользу рисования. К примеру, в некоторых странах наука находилась на пике расцвета именно в периоды активного развития рисования. Когда человек творит, он раскрывается, раскрепощается, выплескивает на бумаге то, что хотел бы сказать или сделать в жизни. Благодаря рисованию развивается индивидуальность, проявляется творческое начало.
В чем польза рисования для детей?
Мы поняли, что психологи и педагоги в один голос твердят о пользе творчества в детском возрасте. Но в чем же эта польза заключается? Что рисование развивает в ребенке?
1. Мелкая моторика. Малышу с первых месяцев жизни важно научиться делать мелкие движения пальчиками, кистями. Это напрямую связано с его памятью, вниманием, нервной системой и даже речью. Дело в том, что речевой и моторный центр находятся в головном мозге близко друг к другу. Мелкая моторика развивается у крохи сама по себе. Но если процесс можно ускорить, то почему бы этим не воспользоваться?
2. Внимание и память. Во время рисования у ребенка включаются отделы мозга, отвечающие за удержание и воспроизведение образов. Другими словами, малыш может изобразить на бумаге то, что сам когда-то видел. Дети постарше начинают срисовывать образы с реальных предметов, детально их изучать, запоминать свойства, сравнивать пропорции. Поскольку у малышей ограниченные знания о мире, они замечают мелочи и нюансы, проявляют внимательность и наблюдательность.
3. Креативность. Некоторые родители отдают своих чад в художественную школу, чтобы сделать из них творческих и креативных личностей. Действительно, с помощью рисования развивается мышление, ребенок может рассматривать происходящее с разных сторон. Случайно сделав ошибку на рисунке, он пытается ее исправить. К примеру, ребенок неправильно провел линию и, чтобы не переделывать весь рисунок, превратил ее в причудливый узор.
4. Воображение и мышление. На бумаге можно нарисовать то, что никогда не произойдет в реальной жизни. Например, супергерой одной рукой поднимает автомобиль, или кот с лисой живут в лесной избушке, или единорог бежит по радуге. Чтобы изобразить единорога, ребенок должен сообразить, что это существо похоже на лошадь. Сказочные рисунки начинаются с реальных образов. Развитое воображение помогает в усвоении школьной программы.
5. Эмоциональная устойчивость и психологическое равновесие. Рисование можно сравнить с медитацией, оно успокаивает. Не зря же созданы специальные раскраски антистресс. Психологи рекомендуют чаще рисовать капризным детям, склонным к истерикам и неврозам. По рисунку можно судить о личности малыша, его настроении и эмоциональном состоянии. Часто психологи пользуются тестами, в которых нужно что-то нарисовать или рассмотреть в картинке образы и предметы.
6. Целеустремленность. В процессе создания картины ребенок учится заканчивать начатое. Если он где-то допускает ошибку, которую нельзя исправить, приходится начинать все заново. При этом ребенок целенаправленно идет к готовой работе.
Как помочь ребенку развиваться творчески?
Некоторые родители допускают ошибку, когда все делают за ребенка. Если у малыша что-то не получается, он капризничает, на помощь приходит мама. Она все делает за кроху, лишь бы тот не плакал.
Если малыш заинтересовался творчеством, родители должны это поощрять, покупать ему необходимые материалы, записать в художественную школу и т.п. Ребенка нужно обязательно хвалить, но не перехваливать. Иначе он подумает, что даже простая закорючка на бумаге – это уже шедевр и не захочет развиваться дальше. Обязательно спрашивайте у ребенка, что именно он нарисовал, что хотел передать своим рисунком. Так малыш поймет, что его старания не были напрасными, он кому-то интересен.
Не вмешивайтесь, когда ребенок творит. Он должен сам понять, что делает что-то неправильно, исправить ошибку, переделать рисунок. Это развивает в малыше самостоятельность.
Интерпретация детских рисунков
Родителям важно понимать, что значат рисунки чада. Это умение помогает следить за развитием ребенка в творческом плане, а также за его эмоциональным и душевным состоянием, восприятием окружающего мира.
Если нескольких детей попросить нарисовать один и тот же сюжет, каждый сделает это по-своему. Дети выбирают разные цвета, рисуют предметы разной формы, делают линии разной толщины. Все зависит от ощущений ребенка, его настроения. Перед тем, как что-то изображать на бумаге, малыш представляет это в голове.
Не торопитесь делать выводы только по одному рисунку. Даже если сегодня ребенок нарисовал все черным фломастером, не обязательно, что он озлоблен на мир и пребывает в депрессии. Нужно анализировать несколько рисунков, собранных за один – два месяца. Только так вы объективно оцените состояние своего крохи.
Сюжет
В первую очередь нужно обращать внимание на то, какое общее впечатление производит рисунок. Веселый он или грустный, спокойный или тревожный, добрый или агрессивный. После этого следует вдуматься в сюжет. Просто поинтересуйтесь у малыша, что именно он хотел нарисовать. Только не задавайте вопрос в лоб: «Что это?» Ребенок может воспринять это неправильно, подумать, что нарисовал недостаточно хорошо. Спросите: «Расскажи, что здесь нарисовано». Такой подход заинтересует, вызовет доверие. Малыш поймет, что вам понравился рисунок, вы им заинтересовались.
Зачастую дети рисуют людей, животных, солнышко, деревья, дома и машины. Если на своих картинах ребенок никогда не изображает людей, возможно, ему трудно общаться с окружающими.
Часто в младшем школьном возрасте мальчики рисуют солдат с оружием, войну, динозавров. Это вполне нормально, поскольку ребенок уже начинает ощущать себя мужчиной, защитником. Девочки в этом возрасте обычно рисуют красивых принцесс, цветочки, волшебных фей и сказочные замки. Это показывает, что они примеряют на себя роль невесты, мечтают вырасти красивыми.
Цвет
По цвету можно судить о чувствах и эмоциях ребенка. Но обращать внимание стоит на те цвета, которых в рисунке слишком много или они вообще не должны в нем быть. К примеру, ребенок обрисовал предметы черным контуром и не хочет их раскрашивать. Либо сделал всю картину в красных тонах, даже траву и деревья. Цвет фона несет важную роль, он говорит о психологическом состоянии малыша.
- Синий цвет олицетворяет спокойствие. Если ребенок нарисовал семью на синем фоне, значит дома он чувствует себя комфортно.
- Зеленый – это надежность. Когда на рисунке его неоправданно много, это может говорить о том, что малыш тоскует.
- Красный демонстрирует раздраженность, указывает на наличие конфликта. Если ребенок изобразил в красном цвете кого-то из домочадцев, одноклассников или учителей, значит он испытывает к нему злость и агрессию.
- Желтый показывает, что малыш в хорошем настроении, позитивно настроен.
- Розовый – это нежность, любовь.
- Серый – легкая тревога, которая постоянно присутствует в подсознании ребенка.
- Черный цвет указывает на переживания, плохие мысли. Большое количество черного цвета в рисунках должно насторожить родителей.
Также можно спросить: «А этот фиолетовый человек плохой или хороший?» Часто дети воспринимают цвета не так как взрослые. Родители уже могут начать бить тревогу, а ребенок просто перепутал фломастеры.
На негативные эмоции указывает полное замазывание предмета. Закрашивая что-то на рисунке, малыш пытается избавиться от тревоги.
Размер
Обращайте внимание на размер всего рисунка и отдельных деталей. Если малыш часто изображает мелкие фигуры, вероятно, он не уверен в собственных способностях, стесняется, боится сделать что-то неправильно. Когда основная часть рисунка находится в верней части листа, малыш, наоборот самоуверен, считает себя лучше других. Если картина выходит за границы листа, ребенку тяжело контролировать эмоции, он способен на необдуманные поступки. Большие предметы – это то, что для малыша важно. Маленькие – то, что имеет для него небольшое значение.
Нажим
Переверните детский рисунок, посмотрите, как сильно продавлены линии. Если ребенок сильно нажимает на карандаш, он чувствует напряжение. Слабые прерывистые линии говорят о плохом настроении, состоянии апатии.
Анализируя рисунок ребенка, в первую очередь думайте об эмоциях, которые он у вас вызвал. Картина радостная и позитивная или злая и агрессивная? Обязательно разговаривайте с ребенком, обсуждайте его рисунки. Не делайте поспешных выводов, не торопитесь записывать чадо к психологу. Может у него сегодня было плохое настроение, поэтому и рисунок получился мрачным. Посмотрите, что он нарисует завтра. Может настроение изменится и с картины на вас будут смотреть улыбающиеся лица и яркое желтое солнце!
Подобрать готовый набор для детского рисования
Что нужно знать о детских рисунках и как распознать тревожные моменты — karpachoff.com
Когда дети начинают рисовать? Наверное, как только понимают, что могут удержать в руке карандаш. Речь маленького ребенка еще недостаточно развита, чтобы красочно описать свои эмоции, настроение и чувства. Тогда как коробка карандашей и лист бумаги — подходящее средство самовыражения.
Что означают рисунки детей? Что может рассказать очередной «шедевр» о маленьком художнике? Давайте разберемся.
Иногда рисунки — это просто рисункиНе стоит воспринимать любые детские каракули, как некое откровение. Бежать с ними к психологу, чтобы подробно изучить и разобрать каждую загогулину. Чаще всего детские рисунки — это просто рисунки.
Но как же отличить значимый рисунок от рядового? Ведь хаотичные кляксы на листе иногда могут означать слезы, но чаще — капли дождя. Просто спросите у автора, что именно он нарисовал.
Чтобы понять психологию детей по рисункам, давайте конкретные задания:
- Нарисуй свое настроение.
- Как прошел твой день? Изобрази это на бумаге.
- Тебе понравилась наша поездка? Нарисуй ее.
Такие работы могут стать предметом изучения, ведь ребенок постарается изобразить свои эмоции.
Хотите лучше понять истинные потребности ребёнка и причины его поведения? Тогда регистрируйтесь — на бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель».
Малыши рисуют не так, как дошкольники, и совершенно не так, как подростки. С возрастом линии становятся более четкими, появляется больше деталей и разных персонажей, расширяется палитра.
От 2 до 4 летЭто возраст познания своих возможностей и художественных экспериментов. Малыш сильно давит на карандаш — получается четкая, яркая линия. Хаотично машет рукой — «колючие» зигзаги заполняют площадь листа. Делает точки — учится рисовать мух.
Сами того не осознавая, дети создают изображения в стиле «случайного реализма». То есть их каракули могут напоминать очертания какого-либо предмета. Хотя при этом у автора и в мыслях не было его рисовать.
От 4 до 7 летВ этом возрасте дети, как правило, уже знакомы со своей средой обитания и пытаются шагнуть чуть дальше. Осмыслить увиденное, услышанное или прочитанное помогает рисование.
Характерная особенность творчества дошкольников — нереалистичное изображение объектов. Люди напоминают известную схему «палка-палка-огуречик», солнце на небе больше походит на жука, а машинка — на шляпу.
Ребенок растет, и на его рисунках появляются детали, которые помогают идентифицировать изображение. Кот превращается из бесформенного облачка в существо с ушами и хвостом. Дом приобретает четкую геометрию стен и крыши, а машина — колеса, окна и фары.
От 8 летДетский рисунок становится все более детализированным. Возникают фоновые объекты. Например, корова теперь не просто «висит в воздухе», а пасется на поляне с цветами. Мама держит в руках сумочку. Над морскими волнами парит чайка, а в кабине трактора сидит тракторист.
Изображения получают больше глубины и реализма. В них уже можно уловить настроение, оттенки чувств и предпочтений автора. Появляются психологические рисунки — один из самых доступных для детей способ выражения эмоций.
Узнайте как воспитывать ребёнка, чтобы он гармонично и правильно развивался — на бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель».
Прямо сейчас жмите на кнопку «Зарегистрироваться» и получите подарок.
Бесплатный онлайн интенсив
от 0
до 11 лет
ТРИ ДНЯ
КОТОРЫЕ ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕВЕРНУТ ВАШЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Зарегистрироваться
Расшифровка рисунка: на что обратить вниманиеПолучить ценную информацию из рисунка ребенка не так-то просто. Нужно знать, на что именно смотреть.
1. Первое впечатление.
Не вникая в сюжет и детали, проанализируйте свои ощущения: удивление, восторг, страх, угнетенность… Что именно вы почувствовали, посмотрев на рисунок? Скорее всего, вы считаете эмоцию, которую заложил автор. Не зря говорят, что первое впечатление — самое верное.
2. Какие цвета вы видите на рисунке?
Зеленый или синий — ребенок уравновешен, у него все хорошо. Желтый, оранжевый — малыш в отличном настроении, жизнерадостен и весел. Если на детских рисунках преобладают темные оттенки — это не обязательно печаль или какие-либо проблемы в психологическом плане, а, скорее, стремление к контрасту, протесту.
3. Оцените степень завершенности рисунка.
Если вы попросили ребенка нарисовать лес, а он изобразил лишь 2-3 дерева, то такой рисунок можно считать незавершенным. Также на это указывают оборванные или прерывистые линии. О чем это говорит?
Как минимум о том, что ребенок импульсивен. Это может быть как временное состояние, так и постоянное. Незаконченные линии, как и исправления, свидетельствуют о неуверенности в себе, робости, боязни сделать что-то неправильно.
4. Каково значение рисунка?
Это снимок момента или отражение внутреннего состояния? Нужно провести между этими понятиями четкую грань. Снимки момента — это то, что ребенок увидел, запомнил и изобразил на бумаге. А психологические рисунки имеют более глубокое значение — выражают чувства ребенка, его взаимоотношения с семьей и друзьями, мечты и страхи.
Что можно узнать из детского рисункаРассмотрите внимательно рисунок ребенка: чтобы понять, что он означает, обратите внимание на размер, расположение и расцветку основных элементов.
Фигуры людей, сказочных персонажей, героев мультфильмов
- Отсутствие ушей — слабая потребность или нежелание слышать окружающих.
- Отсутствие рта — ребенок что-то скрывает (сознательно или бессознательно).
- Большие руки с четкими пальцами — высокая потребность в коммуникации, агрессивность.
- Отсутствие рук или ног — высокая зависимость от родных, незрелость личности или неотделимость себя от матери.
- Отсутствие шеи, асимметрия конечностей — импульсивность.
- Отсутствие глаз — тревожность.
- Большие зубы — злость, досада.
Семья
- Ребенок находится между родителями — ощущение безопасности.
- Ребенок сбоку — отношения пары более выражены, чем отношения родителей с ребенком.
- Фигура ребенка намного меньше, чем фигуры родителей — изоляция от семьи, подавленность.
- Кто-то один значительно выше остальных — так ребенок показывает, кого считает главой семьи.
Дерево
- Хорошо развитые, объемные ветки указывают на экстраверсию — потребность в контакте с внешним миром.
- Мелкие ветки, скудная крона — зажатость, сниженная самооценка.
- Наличие корней — тревога, потребность в защите.
- Наличие листьев и плодов — развитая фантазия, гибкое мышление, любознательность, активность.
- Птицы, летающие над кроной — стресс.
Дом
- Наличие дверей и окон, дорожка, ведущая к дому — символы открытости, любознательности, коммуникабельности. Ребенок активно познает мир, стремится к новым впечатлениям.
- Дымоход, горшок с цветами на подоконнике и другие мелкие детали — ощущение комфорта, безмятежности.
- Маленький домик в углу листа — высокая самокритика.
- Наличие домов рядом, если попросили нарисовать 1 дом, — ребенку мешает кто-то из близкого окружения.
Этот наиболее информативный сюжет. Даже беглого взгляда на такой рисунок достаточно, чтобы определить, что в семье маленького автора что-то не так.
Если ребенок рисует маму красным цветом, а у папы выпученные глаза и большие руки — это указывает на применение насилия в качестве воспитательного метода. Причем со стороны мамы это психологическое влияние, авторитаризм, а со стороны папы — физические наказания.
Отсутствие на рисунке членов семьи значит, у ребенка с ними нет эмоционального контакта. Самая большая голова — у самого умного. А самый значимый человек держит ребенка за руку. Первым маленький художник нарисует либо себя, либо того, кого больше всех любит. А последним — того, к кому относится нейтрально.
Элементарный анализ детского рисунка семьи поможет определить истинные взаимоотношения ребенка с мамой, папой, братьями и сестрами. Иногда его результаты удивляют и даже огорчают.
Когда стоит обратиться к психологуВ большинстве случаев детские рисунки не вызывают беспокойства. Даже самые страшные чудища и монстры — лишь плод бурной фантазии малыша или изображение персонажа мультика. Насторожить родителей должны повторяющиеся сюжеты насилия, намеки на суицид, странные надписи. Преобладание черного на рисунках указывает на депрессию, а красного — на гнев, агрессию.
Особое внимание стоит уделить подросткам. Если 14-летний ребенок рисует кровь, внутренние органы, сцены убийства и это сочетается с переменами в поведении, признаками депрессии — обратитесь к специалисту для диагностики его психологического состояния.
Также читайте: Депрессия у детей: что делать родителям
_______
В арсенале психологов и психотерапевтов есть целый ряд проективных методик, где испытуемого просят что-то нарисовать или дорисовать. Так можно определить его ценности, характеристики личности и даже интеллектуальные способности.
А на бытовом уровне рисунки детей помогают родителям понять их эмоции и переживания. Используйте этот инструмент, чтобы получше узнать своего ребенка. Удачи!
Семейный тест по рисованию — исследуй свой разум
4 минуты
Автор: Валерия Сабатер
Последнее обновление: 15 ноября 2021 г.
оценкидети. Дает понимание того, как ребенок или подросток воспринимает свои самые близкие отношения. Это простой способ понять качество отношений и общения, а также то, как дети строят свою реальность на основе семейных отношений.
Этот диагностический тест существует уже более шести десятилетий. Психиатр Майлз Поро создал его в 1951 году, и сейчас это один из самых распространенных инструментов, используемых для оценки личности детей в возрасте от 5 до 16 лет. Хотя сегодня есть профессионалы, которые сомневаются в надежности проективных методов, таких как тест дерева или тест семейного рисунка, их достоверность хорошо изучена.
«Одна из самых счастливых вещей, которые могут случиться с вами в жизни, — это иметь счастливое детство».
-Agatha Christie-
Важно отметить, что врачей используют этот тест наряду с другими, более стандартизированными методами. Интервью, тесты и оценки, подобные этой, вместе взятые, могут дать достаточно информации для постановки точного диагноза. На самом деле, эта конкретная оценка с каждым годом становится все лучше. Это простой и быстрый способ лучше понять детские чувства, семейные отношения и эмоциональную зрелость.
Какова цель теста семейного рисунка?
Как вы, наверное, уже интуитивно понимаете, рисование есть и всегда будет символическим местом, где дети многое раскрывают о себе. Рисование и игра — два идеальных ресурса для психологической диагностики детей. Вот почему тест по рисованию семьи является полезным ресурсом для всех детских психологов и терапевтов. Он может помочь медицинским работникам достичь следующих целей:
- Понять проблемы, с которыми сталкивается ребенок или подросток в своей семье.
- Усилить качество эмоциональных связей.
- Узнайте, как они относятся к своим семейным отношениям и что они думают о них.
- Выявление возможных конфликтов с некоторыми членами семьи.
- Оцените эмоциональную и психологическую зрелость ребенка или подростка.
- Оцените стиль общения в семье.
- Узнайте, что беспокоит ребенка или подростка дома.
Также важно отметить, что самое главное в этом тесте — эмоциональный аспект. Оценка — это не просто попытка заставить пациента что-то нарисовать. Вместо этого медицинский работник должен способствовать комфортному, плавному диалогу с ребенком во время рисования. Ребенок должен раскрываться, строка за строкой. Короче говоря, процесс рисования должен помочь ребенку высвободить свои чувства, эмоции и беспокойство.
Как терапевты используют семейный тест рисования?
Терапевты и психологи используют семейный тест рисования следующим образом:
- Сначала они предлагают ребенку лист бумаги и цветные карандаши.
- Окружение должно быть комфортным. Ребенок должен чувствовать себя в безопасности.
- Затем они просят ребенка или подростка нарисовать свою семью.
- Ребенку говорят, что рисунок не будет оцениваться. Идея состоит в том, чтобы они были расслаблены во время рисования. Если они наслаждаются опытом, даже лучше.
- Позже, когда фигуры начинают обретать форму, терапевт может начать задавать вопросы.
- Один из способов получить дополнительную информацию во время теста — задать следующие вопросы: Кто это? Что они делают? Вы ладите с ним/ней? Кто самый счастливый? Кто самый несчастный?
Также важно, чтобы психолог отметил порядок, в котором ребенок создает различные элементы своего рисунка. Кроме того, они также должны указывать, если ребенок что-то стирает, зачеркивает, колеблется и т. д.
Как медицинские работники оценивают тест?
Сначала семейные тесты по рисованию имели психоаналитическую направленность. Следовательно, в течение многих лет анализ теста проводился через призму Эдипа или стадии психосексуального развития Фрейда. Сегодня интерпретация более стандартизирована. Терапевты используют статистическую информацию , а также личную ситуацию каждого ребенка или подростка.
Вот некоторые рекомендации по оценке семейного рисунка:
- Размер и место. Крупные рисунки обозначают надежность и безопасность. Напротив, маленькие фигурки, застрявшие в углу, демонстрируют страх и неуверенность.
- Кривые и прямые линии. Рисунки с углами и кривыми показывают энергию и зрелость. С другой стороны, рисунки с небольшим количеством форм и/или стереотипными и грубыми фигурами демонстрируют незрелость и заторможенность.
- Порядок и расстояние. Один из аспектов, который должен оценить терапевт, — это порядок, в котором ребенок рисует каждую фигуру. Дети обычно сначала рисуют мать или того, к кому они эмоционально близки. Еще одна важная деталь, которую необходимо оценить, — расстояние, которое ребенок оставляет между разными людьми на рисунке.
- Пропуск некоторых цифр. Одна из распространенных закономерностей заключается в том, что некоторые дети предпочитают не втягиваться в нуклеарную семью. Это то, что важно оценить и иметь в виду. Точно так же отсутствие одного из родителей или братьев и сестер может символизировать отказ.
Наконец, помните, что терапевты не полагаются исключительно на тест семейного рисунка, чтобы поставить диагноз. Но при использовании в сочетании с интервью и другими стандартизированными тестами он дает достаточно информации для более точной и конкретной оценки.
Таким образом, этот инструмент, как и любой другой проективный тест, является окном в эмоции ребенка, а рисование является средством. Перед чистой страницей дети могут свободно выражать страх, беспокойство и другие глубинные проблемы.
Это может вас заинтересовать…Развивающая магия детского рисования
Источник: Талия Р. Гольдштейн
В соавторстве с доктором Джереми Сойером, постдокторантом Университета Темпл
Дети любят рисовать. В разных странах и обществах, даже если единственными доступными материалами являются палка и грязь, дети создают картины, образы и сцены, оживляя их историями и намерениями. [1] Дети, начиная с 1 года и на протяжении всего детства, часами поглощены раскрашиванием, рисованием и рисованием всевозможных реалистичных и фантастических изображений. Детские рисунки часто визуально поразительны и давно очаровывали психологов, которые видели в них ключи к личности, эмоциям и умственному развитию. [2] Рисунки — это окно в замечательное детское творчество и расцвет художественной чувствительности. Их логическое мышление и символическое представление также растут, когда дети пытаются понять, как представить мир и людей вокруг них в двух измерениях. Рисование может улучшить пространственное восприятие детей, способствовать их обучению STEM [3] и даже помочь детям регулировать эмоции во время стресса! [4] Психолог Лев Выготский писал, что рисование является частью системы символической коммуникации, которая включает в себя говорение, чтение и письмо по мере развития. [5] В самом прямом смысле детские каракули, каракули и наброски служат развивающим мостом между устной и письменной формой языка.
Но как родители и учителя могут способствовать развитию детских рисунков? Должны ли? И как будет выглядеть такая помощь? В то время как специализированные художественные классы, безусловно, обучают определенным приемам рисования, [6] как насчет повседневных занятий в раннем детстве, таких как игра с кубиками, драматическая игра и чтение сборника рассказов? Могут ли они оказать положительное влияние на детский рисунок? Чтобы выяснить это, мы провели 8-недельное вмешательство из 23 занятий с участием 91 дошкольника в рамках летней программы Head Start. Детям случайным образом назначали одно из трех вмешательств: чтение сборника рассказов, сборка кубиков или драматические притворные игры. Дети рисовали во время каждого занятия, и мы измеряли влияние этих занятий на важные аспекты детского рисунка с точки зрения художественных навыков или когнитивных способностей. Судьи оценивали детские рисунки по пяти параметрам: креативность, талант, пространственная сложность, использование цвета и человеческое содержание. В этот пост включены несколько показательных рисунков детей из исследования, опубликованного в журнале 9.0022 Эмпирические исследования в искусстве.
Наши результаты показали, что общая способность детей рисовать (сочетание всех пяти параметров рисования) улучшилась в течение 8-недельного вмешательства. Хотя изначально умелые рисовальщики улучшились больше, чем дети, которые изначально были менее умелыми, все дети добились успехов. Из трех видов деятельности чтение сборника рассказов было наиболее полезным для общего развития детей в рисовании. Работы детей в группе чтения сборников были оценены выше всего с точки зрения креативности, таланта и пространственной сложности, в то время как детские рисунки из группы сборки кубиков, в которых использовались различные цветные кубики для построения различных структур, были оценены лучше всего с точки зрения использования цвета. В то время как драматические игровые игры не помогали рисованию детей так сильно, как другие занятия, дети в этом вмешательстве были оценены наравне с другими по человеческому содержанию, что, возможно, отражает акцент на человеческих персонажах и ролевых играх, связанных с этим занятием.
Что сделало чтение сборника рассказов самым полезным занятием для детского рисования? Когда мы проанализировали видеоролики об условиях чтения сборника рассказов, мы обнаружили, что инструкторы, ведущие группу, задавали детям много вопросов об иллюстрациях книги. Читая рассказ, они ненадолго остановились, чтобы задать вопросы о цветах, пространственном расположении и элементах сюжета, изображенных на каждой картинке. Затем детям дали возможность дать краткие ответы и обсудить эти элементы. Мы считаем, что, поскольку иллюстрации так важны в детской литературе, а взрослые направляли внимание детей на детали этих иллюстраций, дети смогли еще больше развить свое представление о том, как выглядят искусные рисунки. Затем, внимательно изучив стиль и значение этих высококачественных иллюстраций, дети смогли развить творческий потенциал, сложность и реалистичность своих собственных рисунков. Другими словами, они перешли от наблюдения к созданию!
Источник: Талия Р. Гольдштейн
Поскольку рисование связано с когнитивным, эмоциональным и символическим развитием детей, а также с пространственным обучением и обучением STEM, полезно знать, какие виды деятельности — помимо формальных уроков рисования — могут способствовать его развитию.