Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Динамика развития происходит по следующим линиям: Высшее образование БГПУ

Содержание

Динамика общественного развития — что это, определение и ответ

Общество не всегда было таким, каким мы видим его сейчас. Поэтому, в зависимости от исторического периода времени, выделяют типы общества.

Американским ученым Льюисом Генри Морганом была предложена следующая классификация:

  • Общество дикое (присвоение готовых продуктов природы)

  • Варварство (период введения скотоводства и земледелия)

  • Цивилизация (особый социальный организм, основанный на культуре, период промышленности и искусства)

Французский социолог Клод Леви-Стросс выделял два типа общества:

  • Дописьменное (общество, которое не имеет письменности)

  • Письменное (общество, которое может передавать опыт новым поколениям через письменный язык)

Немецкие ученые Карл Маркс и Фридрих Энгельс выделяли следующие типы общества (формационный подход):

  • Первобытнообщинное общество (отсутствуют классы)

  • Рабовладельческая формация (рабовладельцы и рабы)

  • Феодализм (феодал и зависимые крестьяне)

  • Капитализм (буржуазное общество, буржуазия эксплуатирует пролетариат)

  • Коммунизм (нет классов, общая собственность)

Также выделяют разные типы общества по следующим критериям

по уровню развития:

  • Развитые

  • Развивающиеся

  • Отсталые

по стадии общественного развития:

Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества отличаются по множеству критериев.

Линии сравнения типов общества:

  1. Характерные черты производства

  2. Характер труда

  3. Занятость населения

  4. Социальная структура

  5. Политическая жизнь

  6. Духовная жизнь

Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества отличаются по множеству критериев:

  • характерные черты производства;

  • характер труда;

  • структура занятости населения;

  • социальная структура;

  • политическая жизнь;

  • духовная жизнь и т.д.

Для традиционного (доиндустриального, аграрного) общества характерны:

  1. Ручной труд;

  2. Индивидуальный труд;

  3. Занятость населения: сельское хозяйство ― около 75%;

  4. Социальная структура: сословия, классы, включенность всех в коллектив, замкнутость социальных структур, низкая социальная мобильность;

  5. Политическая сфера: монархические формы правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй;

  6. Духовная сфера: господствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью.

Для индустриального общества характерны:

  1. Широкое применение механизмов, технологий;

  2. Преимущественно стандартная деятельность;

  3. Занятость населения: сельское хозяйство ― около 10%, промышленность ― 85%;

  4. Социальная структура: классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур;

  5. Политическая сфера: провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство;

  6. Духовная сфера: утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов.

Для постиндустриального(информационного) общества характерны:

  1. Автоматизация производства, компьютеризация общества;

  2. Резкое повышение творческого начала в труде;

  3. Занятость населения: сельское хозяйство ― до 3%, промышленность – около 33%, услуги ― около 66%;

  4. Социальная структура: сохранение социальной дифференциации, рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации;

  5. Политическая сфера: политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса»;

  6. Духовная сфера: особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование.

В обществе постоянно происходят изменения.

Социальные изменения — это переход общественных явлений и процессов из одного состояния в другое.

Все происходящие изменения в обществе влияют на направление его развития: либо вперёд, либо назад. Можно выделить два основных пути развития общества – это прогресс и регресс.

Прогресс (произошло от лат. Progressus — движение вперед, успех) — это направление развития человеческого общества, характеризуемое изменениями во всех аспектах жизнедеятельности, в результате которого происходит переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, к более совершенному состоянию общества.

Регресс (произошло от лат. Regressus — обратное движение) ― это направление развития человеческого общества, характеризуемое движением от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным.

О том, как отличить более высокий уровень развития от более низкого, существует множество мнений, но в качестве основных критериев прогресса обычно называют следующие:

1) уровень развития науки и техники;

2) гуманистические критерии: наличие в обществе условий для свободного развития личности, осознание обществом ценности человеческой жизни.

Гуманистические критерии являются частью общих критериев, связаны с человеком, развитием его личности, расширением свободы.

Общие критерии:

  • Развитие производительных сил, включая самого человека

  • Совершенствование нравственности людей

  • Развитие человеческого разума

  • Прогресс науки и техники

  • Возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку

Гуманистические критерии:

  • Отношение к природе

  • Степень соблюдения прав человека

  • Чувство удовлетворенности жизнью

  • Развитие различных сфер культуры

  • Уровень образования

  • Состояние здоровья

  • Детская и материнская смертность

  • Средняя продолжительность жизни человека

Особенности прогресса:

Хотя они подвержены значительным изменениям, но этапы развития этих областей нельзя считать этапами прогрессивного развития от простого к сложному, от менее совершенному к более совершенному. К таким областям относят искусство, религию.

Благодаря социальным сетям мы быстро узнаем новости и представляем, что происходит у наших знакомых. Но зато у нас остается меньше времени для личного общения и других занятий.

Движение общества к наилучшей форме может задерживаться стагнацией.

Стагнация — это период, в процессе которого движение вперед задерживается, останавливается, а способность к восприятию нового, передового существенно ограничивается.

Переход от одного типа общества к другому может происходить путем реформы или революции.

Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) ― это процесс усовершенствования, применимый к ограниченной сфере общественной жизни или институту, проводимый путем постепенных преобразований, не влекущих существенных, фундаментальных изменений в обществе (судебная реформа, налоговая реформа, реформа образования и т.д.).

Виды реформ:

Например: Реформы Александра II – крестьянская, земская, судебная, усовершенствовавшие общественные отношения.

Например: Контрреформы Александра III, которые привели к усилению консерватизма в управлении.

Типы реформ разделяются по сферам общественной жизни:

Например: Либерализация цен, деноминация, приватизация, создание высокотехнологичных предприятий.

Социальная поддержка семей с детьми, ветеранов, инвалидов, граждан, потерявших работу, обеспечение общедоступного образования, здравоохранения и культурного обслуживания населения.

Расширение объема прав и свобод человека и гражданина, принятие поправок к Конституции, изменения в структуре органов государственной власти.

Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) ― это коренное изменение, перелом в движении развития общества, влекущий изменение всех или большинства сторон общественной жизни, сопровождающийся появлением нового общественного режима, политического строя.

Виды революций:

Кратковременные (изменения, приводящие к результату за ограниченный промежуток времени, ход которых доступен для восприятия людей)

Например: Февральская революция 1917 г. в России.

Долговременные (изменения, приводящие к результату за длительный в масштабах истории промежуток времени, ход которых недоступен для восприятия людей, видны только отдельные проявления данного процесса)

Например: Неолитическая революция — 3 тыс. лет; промышленная революция XVII-XVIII вв.

Развитие возрастно-психологического подхода в современной психологии

Учение Л.С. Выготского о структуре и динамике психологического возраста определяет психологический возраст как целостную динамическую структуру, обуславливающую роль и удельный вес каждой частной линии развития. Опережая свое время, Л.С. Выготский исходил из идеи системности: вместо изучения развития отдельных психических процессов и функций (восприятия, внимания, мышления и др.) предложил рассматривать целостные возрастные периоды развития как «макроединицы» развития и основу периодизации детства. В качестве культурно-исторической формы описания «макроединиц» онтогенетического развития был определен психологический возраст — «новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» 1.

Структура психологического возраста включает социальную ситуацию развития и возрастные психологические новообразования. Динамика выступает как чередование кризисов – периодов фундаментальных качественных изменений – и стабильных возрастов.

Каждый возраст, согласно взглядам Л.С. Выготского, характеризуется прежде всего социальной ситуацией развития, уникальными и неповторимыми, специфическими для данного возраста связями и взаимоотношениями ребенка со взрослыми, сверстниками, социальной средой в целом. Социальная ситуация развития определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания. Возрастные психологические новообразования, порождаемые социальной ситуацией развития и в дальнейшем преобразующие ее, Л.С. Выготский описывал как новый тип строения личности и ее деятельности, впервые возникающий на данной возрастной стадии и определяющий сознание ребенка и его отношение к среде, прежде всего социальной.

Социальная ситуация развития задает иерархию видов деятельности, типичных для данного возраста (А.

Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец). Ведущая деятельность определяет становление и развитие новообразований познавательной и личностной сфер, в ней впервые возникают и дифференцируются новые виды деятельности, одна из которых впоследствии на новом возрастном этапе становится ведущей 2. Психологические новообразования являются не только результатом, своеобразным «продуктом» возрастного развития, но и предпосылкой качественной трансформации социальной ситуации развития, вступающей в противоречие с новыми достижениями развития ребенка в ходе разрешения возрастного кризиса. Перестройка социальной ситуации развития приводит к построению новых отношений ребенка, открывающих новые возможности и перспективы для его развития. Таким образом, в рамках культурно-деятельностного подхода структурными компонентами психологического возраста являются социальная ситуация развития, система видов деятельности ребенка во главе с ведущей и возрастные психологические новообразования.

При определении динамики психологического возраста, Л. С. Выготский, как известно, выделял два типа возрастных изменений: количественные, определяющие эволюционный тип развития, и качественные, фундаментальные, быстрые изменения, принимающие форму возрастных кризисов. Динамика возрастного развития представляла закономерное чередование стабильных возрастов и кризисов. Именно такое определение структуры и содержания психологического возраста стало теоретической основой построения периодизации психического развития ребенка (Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович), создания практики возрастно-психологического консультирования и разработки принципов диагностики, профилактики и коррекции психического развития ребенка в рамках возрастно-психологического подхода 3. В определении психологического возраста, по сути, заключена основная методологическая схема возрастного подхода к диагностике и анализу психического развития ребенка. Согласно этой схеме, сущностная характеристика любого возрастного этапа складывается из единства и взаимосвязи триады: характеристики социальной ситуации развития ребенка, анализа типичных видов его деятельности и квалификации уровня развития сознания, познавательных способностей и личности ребенка.

Развитие возрастно-психологического подхода осуществлялось по следующим направлениям:

  • признание социо-культурной природы детства и кризисного характера его развития на современном этапе общественного развития;
  • изменение представлений об объекте развития;
  • переход от познания универсальных законов развития к исследованию индивидуального случая;
  • переход от стратегии констатации хода психического развития к стратегии целенаправленного социального конструирования детства.

Социо-культурная природа детства и кризисный характер его развития в современном обществе

Дискуссии о природе детства, параллели и отождествление детства животных и человека сегодня остались в прошлом. Общепризнанно, что детство меняет не только свою продолжительность, но и структуру в ходе исторического развития общества. Глобализация, рост социальной неопределенности, фундаментальность социо-экономических изменений, становление и развитие информационного цифрового общества, новые виды информационно-коммуникационных технологий порождают новую социальную ситуацию развития ребенка, вызовы и риски развития детства.

Серьезную тревогу вызывает ряд особенностей развития современных детей и подростков. Наблюдается поляризация психического развития детей и подростков по уровню развития: наряду с ростом группы детей, характеризующихся ускоренным развитием, увеличивается удельный вес группы детей с проблемными вариантами и трудностями развития. По-прежнему сильна тенденция форсирования интеллектуального развития детей и подростков в форме искусственной акселерации за счет вымывания типично детских дошкольных видов деятельности (игры, рисования) и замещения их псевдо-учебной деятельностью, стремление как можно скорее «овзрослить» детей. Возникает опасность «перекоса» развития в сторону интеллектуального развития в ущерб личностному развитию. Наблюдается изменение мотивационной сферы ребенка в направлении снижения познавательных мотивов и интересов, любознательности и любопытства и повышения значимости потребительских интересов, изменение ценностного сознания подростков в направлении повышения значимости личного успеха и достижений при ориентации на общественное благосостояние и заботу.

Все чаще обнаруживает себя нарушение эмоциональной привязанности и дефицит эмоционального тепла и любви в детско-родительских отношениях; рост эмоциональной зависимости. Усиливается тенденция обеднения и ограничения реального общения детей и подростков со сверстниками, смещение его в социальные сети и виртуальное пространство, рост явлений одиночества, отвержения, буллинга в школах; низкий уровень коммуникативной компетентности, низкая мотивация общения, сотрудничества и кооперации у значительной части детской и подростковой выборки. Возрастает число деструктивных и асоциальных подростковых и молодежных групп и субкультур, в том числе экстремистского толка, замещающих собой просоциальные институты. В молодежной среде усиливается явление социального эскапизма – ухода молодого человека за пределы традиционных институтов социализации. Эскапизм как бегство от реальности в виртуальный иллюзорный мир, заменяющий реальную жизнь, и становится причиной генезиса аутодеструктивного поведения, роста компьютерной, игровой, эмоциональной и других видов зависимостей, суицидального поведения детей и подростков.
Все большее значение приобретает информационная социализация. Новые виды коммуникации, сетевые сообщества, информационное влияние СМИ приводят к возникновению новой психологической реальности и стиранию границ между реальным и виртуальным мирами. Кардинальным следствием нередко становится утрата подростком чувства необратимости времени и самой жизни, утрата смыслов, приводящие к острому переживанию экзистенциального кризиса и субдепрессивным состояниям.

Рост агрессивности детей и подростков, распространенность явлений буллинга в школах свидетельствуют о проблемном характере развития значительного числа детей и подростков. Трудности формирования гражданской идентичности личности и недостаточный уровень развития социальной, коммуникативной, межкультурной толерантности характерен для значительной части современных детей и подростков 4.

Социальные риски развития нового поколения российского общества связаны с резко выраженной дифференциацией социально-экономических условий жизни значительных групп населения, что неизбежно влечет за собой нарастание различий в траекториях развития детей из разных слоев. Возрастная стратификация, доминирующая в середине и конце прошлого века, уступает лидирующую роль социальной стратификации. Трансформация ценностного сознания общества происходит в направлении как утраты единства и целостности, поляризации ценностных ориентаций населения, так и роста значения ценностей потребления уже в детско-подростковой среде в ущерб ценностям творчества, познания, саморазвития, общественного блага. Высокая социальная неопределенность, обусловливающая трудности профессионального, жизненного и личностного самоопределения и обретения идентичности, выступает фактором риска десоциализации в подростковом и юношеском возрасте. Кризис (перестройка) института семьи (рост разводов, неполных семей, дисфункциональных семей, гражданских браков, девиантного материнства, насилия в семье, «отложенного родительства», рост однодетных семей, депривация общения в семье, дисгармоничность типов семейного воспитания, все более широкое распространение института няней), социальное сиротство – представляют риски, обусловленные уникальной невосполнимой ролью семьи в формировании личности.

Нарушение преемственности ступеней дошкольного и общего образования находит отражение в росте явлений неудовлетворительной готовности ребенка к школе, школьной дезадаптации, размыванию ценностных ориентиров и целей образования и воспитания. Позиционирование СМИ как важнейшего института социализации нового поколения приводит к дополнению, а в ряде случаев и к замещению сложившихся форм социализации информационной социализацией. Сокращение активности детских и подростковых просоциальных групп и общественных организаций, ограниченность доступных и качественных ресурсов для занятий спортивной, эстетической, патриотической, туристической деятельностью приводит к росту деструктивных и асоциальных подростковых и молодежных групп. Замещение просоциальных сообществ асоциальными и экстремистскими сообществами влечет за собой рост ювенальной преступности и виктимности.

Однако нельзя не отметить конструктивные процессы, свидетельствующие о серьезных усилиях общества, направленных на преодоление симптомов кризиса детства. Прежде всего, это развернутая модернизация системы общего и дошкольного образования, за которой стоит изменение парадигмы образования – перенос акцента с задач усвоения знаний, умений, навыков на задачи развития личности, мотивированной на познание и саморазвитие. Вариативность образования как основа построения индивидуальной образовательной траектории открывает новые перспективы учета интересов, потребностей и мотивов обучающихся, полной реализации их потенциала умственного и личностного развития. Трансформация России в постиндустриальное информационное общество, широкий диапазон информационных и образовательных ресурсов открывают новые возможности образования и самообразования личности, управления качеством образования. Воссоздание психологической службы в системе образования позволит компенсировать риски современной социальной ситуации развития. Рост психолого-педагогической компетентности родителей, формирование ценностного отношения к родительству и воспитанию ребенка, активное участие отца в воспитании детей создают прочную основу личностного и познавательного развития ребенка.

Для успешного преодоления кризиса детства необходимо осуществить следующие меры:

  • провести мониторинг и составить «портрет» подрастающего поколения в современном поликультурном цифровом обществе на основе междисциплинарных исследований;
  • разработать научно-обоснованный прогноз развития детства и образования, выявить социальные риски и создать превентивные программы профилактики десоциализации детей и подростков;
  • разработать и внедрить технологии управления социальными рисками развития детства;
  • разработать систему психолого-педагогической, правовой, медико-реабилитационной, социальной поддержки и кризисной помощи детям групп социального риска.

Новое понимание объекта развития в возрастной психологии

Можно говорить о двух основных подходах к пониманию психического развития ребенка в современной психологии. Стадиальный подход рассматривает развитие как универсальный линейный процесс смены последовательных психологических структур (З. Фрейд, А. Гезелл, Ж. Пиаже, Н. Хомский и др.). В рамках этого подхода реализуется традиционное понимание объекта развития, под которым понимается индивид (психика / сознание индивида). Однако уже в теории объектных отношений (А. Фрейд, М. Малер, Д. Винникотт) развитие личности рассматривается через выделение значимого Другого и построения отношений с ним, где развитие личности напрямую связано с развитием отношений с Другим 5.

В отечественной психологии в трудах Л.С. Выготского было заложено новое понимание объекта развития – ребенок/человек в системе социальных связей и отношений. В современной зарубежной психологии в рамках системно-динамического подхода развитие понимается как множественный обоюдный и непрерывный процесс взаимодействия всех уровней системы – от молекулярного до культурного. Системно-динамический подход отрицает полярности прошлого: «наследственность–среда», «индивид–общество», «биология–культура». Утверждается, что процесс изменений может быть понят лишь путем исследования отношений между индивидом и контекстом. Разнообразие контекстов порождает множественность траекторий индивидуального развития ребенка. Предметом исследования становится динамическая система отношений «индивид – среда», изменяющаяся со временем 6. В системно-динамическом подходе обосновываются два основных положения, в значительной степени сближающие позиции современной зарубежной психологии развития и теории психического развития ребенка Л.С. Выготского – А.Н. Леонтьева – Д.Б. Эльконина. Это, во-первых, положение о значимости социальной среды, выступающей в форме социальных контекстов, и усвоения культурного опыта для развития ребенка. Второе положение утверждает значение активности ребенка, включая постановку целей, саморегуляцию, самоэффективность (А. Бандура) 7. Соответственно, рассмотрение ребенка как изолированного индивида в качестве объекта психического развития становится невозможным – развитие ребенка может быть понято и изучено лишь в системе его социальных и межличностных отношений со взрослым и сверстником, в системе социальных контекстов. Это принципиальное изменение представлений об объекте развития выводит на передний план конструкт «социальная ситуация развития» (Л.С. Выготский), ставит проблему развития общения в качестве ключевой для понимания закономерностей психического развития ребенка. Становится понятным, почему одна из авторитетных, признанных и востребованных сегодня теорий – теория привязанности Д. Боулби, поставившая проблему выделения ребенком взрослого и установления с ним отношений привязанности, – сегодня оказывается лидером в выделении детерминант онтогенетического развития психики.

Обозначим лишь некоторые из актуальных проблем, возникающих в связи с новым пониманием объекта развития и признанием особой роли общения и активности в развитии ребенка:

  • Какова роль общения в развитии ребенка? Как влияет «дефицит общения» на психическое развитие ребенка на различных стадиях онтогенеза? Какое влияние оказывают новые «цифровые» формы общения и коммуникации на развитие ребенка?
  • Проблема генезиса потребности в общении и овладения средствами общения (Р. Спитц, Д. Боулби, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина). В современной психологии развития исследователи все больше склоняются к мнению о том, что потребность ребенка в общении не является врожденной, а формируется прижизненно. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что рождение первейшей потребности в общении есть выражение потребности в другом человеке как основном, центральном компоненте условий жизни. Первейшая социогенная потребность – социальная по содержанию и по происхождению – ключ к пониманию психического развития ребенка 8.
  • Как происходит выделение ребенком взрослого как значимого Другого? В теории объектных отношений (А. Фрейд, М. Малер, Д. Винникотт) и теории привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт) была сделана попытка проследить возникновение и динамику развития отношений ребенка с близким взрослым, их роль в формировании личности и самосознания. Однако механизм такого развития, как и в классическом психоанализе З. Фрейда, по-прежнему тесно связывался с врожденными потребностями и интенциями ребенка. Возрастно-психологический подход позволяет рассмотреть развитие общения в онтогенезе, освоение «близких» и «далеких» социальных отношений ребенка через призму структурно-функциональных связей и социальной ситуации развития возрастной стадии, определяющих иерархию контекстов общения и отношений ребенка, задач развития, обуславливающих вектор развития, систему видов деятельности ребенка во главе с ведущей 9.
  • В чем заключается специфика развивающего эффекта общения ребенка со взрослыми и сверстниками? Диапазон мнений о различиях в роли общения ребенка со взрослым и сверстником достаточно широк – от игнорирования роли сверстников до признания доминирующего значения взаимодействия со сверстниками для социализации, начиная с дошкольного и даже с раннего возраста. В возрастно-психологическом подходе предложено решение этой проблемы, суть которого в выделении особой функции для психического развития ребенка каждого из контекстов общения – взрослый вводит в жизнедеятельность ребенка «идеальную форму», а сверстники создают пространство активности, направленное на ее присвоение (Д. Б. Эльконин).

Роль активности в развитии

От представления о развитии как процессе адаптации, уравновешивания субъекта и объекта, где основной функцией активности полагалось движение к равновесию и установлению баланса «организм–среда» (Ж. Пиаже), в возрастно-психологическом подходе развитие стало пониматься как само-преодоление (Д.Б. Эльконин), переход к само-строительству и само-развитию за пределами прагматически-утилитарных задач адаптации. Ключевую роль в этом процессе играет общение как внутренний диалог, интериоризация всей совокупности социальных отношений человека.

Д.Б. Эльконин в «Научных дневниках» писал:

«Человек – всегда два человека… Это человек и его super ego (Фрейд что-то угадал), человек и его совесть и т.п. (Достоевский, Толстой)… Может быть, именно поэтому со-знание? В игре – ребенок и роль, в предметном действии – ребенок и образец. Предметное действие и есть начало со-знание…». И еще: «Человек всегда два человека. В основе духовного движения – «святое недовольство». Всегда «один» недоволен «другим» (например, противоречие между самооценкой и уровнем притязаний; у подростков – взрослость). «Святое недовольство» только в определенные периоды развития… Суть дела в том, что «святое недовольство» направлено на себя, оно требует самоизменения… За всякой задачей, которую ставит себе ребенок по овладению каким-либо предметом, всегда лежит изменение ребенка. За всякой внешней задачей стоит внутренняя задача… Это и есть «самодвижение» и преодоление противоречий…» 10.

От познания универсальных законов развития к исследованию индивидуального случая

Сегодня идеографический подход к изучению психического развития не просто мирно соседствует с номотетическим, но и оказывается все более востребованным как наукой, так и ее практическими приложениями – психологическим консультированием по проблемам развития, обучения и воспитания детей и подростков. Универсализм в понимании развития оказывается недостаточным для перехода от теоретических конструктов к практическим решениям в практике обучения, воспитания, социализации ребенка 11. Возрастание интереса к индивидуальным траекториям развития ребенка требует создания типологии вариантов онтогенетического развития. Все большую актуальность приобретает проблема оснований такой типологии и критериев научной квалификации вариантов развития. Структура и динамика психологического возраста, по нашему мнению, могут составить основу для ее создания. Принцип реконструкции истории развития ребенка, предложенный Л.С. Выготским, является методом исследования индивидуальной траектории развития.

От стратегии констатации хода развития к социальному конструированию детства

Современная психология развития и возрастная психология давно преодолели барьер внедрения научных достижений в практику обучения и социализации ребенка. Ярким примером могут стать образовательные и социальные проекты, реализация которых существенна для определения содержания и динамики психического развития ребенка различного масштаба: от модернизации институтов социализации, проектирования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – до практики возрастно-психологического консультирования. Социальное конструирование детства, все более отчетливо осознаваемое обществом как цель, результат и течение социальных процессов и явлений различных уровней, порождает новый образ будущего детства в нашем обществе, в его преемственности и инновациях.

Методологической основой перехода к стратегии социального конструирования детства является культурно-деятельностная теория развития ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин), обеспечивающая переход от констатации стихийного характера психического развития ребенка к целенаправленному конструированию детства и компенсации рисков его развития. Для реализации новой стратегии необходимо последовательное решение взаимосвязанных задач:

  1. Определение ценностно-целевых социальных установок в отношении детства, другими словами, определение того, каким общество хочет видеть детство и ребенка.
  2. Составление прогноза развития детства как необходимого условия его конструирования с учетом социальных требований и внутренней логики онтогенетического развития ребенка. Прогноз развития детства должен быть условно-вариантным, учитывающим связь ресурсного обеспечения условий развития и его вариантов.
  3. Создание условий, обеспечивающих структуру и содержание детства, отвечающего целевым и ценностным установкам общества. Такими условиями становится создание оптимальной социальной ситуации развития как источника развития с учетом специфической роли каждого из ее контекстов (семьи, школы, группы сверстников) и возрастной стадии; новых форм сообществ и социальных практик для выстраивания связи и преемственности между миром взрослых и миром детей; проектирование и организация различных видов деятельности ребенка, форм посредничества, сотрудничества и совместности, в которых автономия / самостоятельность и свобода выбора согласуются с руководством, направленным на инициирование и реализацию общения и сотрудничества ребенка со сверстниками.

Понимание движений плит [This Dynamic Earth, USGS]

Понимание движений плит [This Dynamic Earth, USGS]

Теперь ученые достаточно хорошо понимают, как движутся плиты. и как такие движения связаны с землетрясением. Большинство движений происходит вдоль узких зон между плитами, где в результате плитотектонических сил являются наиболее очевидными.

Различают четыре типа границ плит:

  • Расходящиеся границы — где новая кора образуется в виде плит оторваться друг от друга.
  • Конвергентные границы — где земная кора разрушается при погружении одной плиты под другой.
  • Преобразование границ — там, где кора не образуется и не разрушается когда пластины скользят горизонтально относительно друг друга.
  • Пограничные зоны плит — широкие пояса, границы которых нечеткие определены, а эффекты взаимодействия пластин неясны.
Иллюстрация основных типов пластин Границы [55k]

Расходящиеся границы

Расходящиеся границы возникают вдоль центров спрединга, где движутся плиты. разошлись, и новая кора образовалась за счет выталкивания магмы из мантии. Картина две гигантские конвейерные ленты, обращенные друг к другу, но медленно движущиеся в противоположных направлениях. направлениях, поскольку они переносят новообразованную океаническую кору от хребта герб

Возможно, самой известной из расходящихся границ является Срединно-Атлантический хребет. Этот затопленный горный массив, который простирается от Северного Ледовитого океана до южная оконечность Африки — всего лишь один сегмент глобального срединно-океанического хребта. система, окружающая Землю. Скорость распространения вдоль Средней Атлантики Гребень в среднем составляет около 2,5 сантиметров в год (см / год), или 25 км на миллион. годы. Эта скорость может показаться медленной по человеческим меркам, но поскольку этот процесс продолжалось миллионы лет, оно привело к движению плит тысяч километров. Распространение морского дна за последние 100-200 миллионов лет привело к тому, что Атлантический океан вырос из крошечного залива воды между континентами Европы, Африки и Америки в огромный океан, который существует сегодня.

Средняя Атлантика Ридж [26 к]

Вулканическая страна Исландия, расположенная по обе стороны Срединно-Атлантического хребта, предлагает ученым естественную лабораторию для изучения на суше процессов также встречается вдоль подводных частей спредингового хребта. Исландия расщепление по спрединговому центру между североамериканским и евразийским Плиты, поскольку Северная Америка движется на запад относительно Евразии.

Карта, показывающая Срединно-Атлантический хребет, разделяющий Исландию и отделяющий Североамериканская и Евразийская плиты. На карте также показан Рейкьявик, столица Исландии, район Тингвеллир и местонахождение некоторых исландских действующие вулканы (красные треугольники), в том числе Крафла.

Последствия движения плит легко увидеть вокруг вулкана Крафла. в северо-восточной части Исландии. Здесь существующие трещины в земле расширились. и новые появляются каждые несколько месяцев. С 1975 по 1984 годы многочисленные эпизоды рифтогенез (поверхностное растрескивание) произошел вдоль трещины Крафла зона. Некоторые из этих рифтогенных явлений сопровождались вулканической активностью; земля постепенно поднималась на 1-2 м, а затем резко опускалась, сигнализируя надвигающееся извержение. Между 1975 и 1984 г., смещения, вызванные рифтогенез составил около 7 м.

Лава Фонтаны, вулкан Крафла [35 k]

Thingvellir Зона разломов, Исландия [80 k]

В Восточной Африке процессы распространения уже оторвали Саудовскую Аравию от остальной части африканского континента, образуя Красное море. активно разделяющая Африканская плита и Аравийская плита встречаются в том, что геологи называют тройной перекресток , , где Красное море встречается с Аденским заливом. новый центр распространения может развиваться под Африкой вдоль Восточно-Африканского разлома Зона. Когда континентальная кора выходит за свои пределы, происходит растрескивание начинают появляться на поверхности Земли. Магма поднимается и протискивается расширяющиеся трещины, иногда извергающиеся и образующие вулканы. Восходящая магма, независимо от того, извергается он или нет, оказывает большее давление на земную кору, чтобы произвести дополнительные разломы и, в конечном счете, рифтовая зона.

Исторически Активные вулканы, Восточная Африка [38 k]

Восточная Африка может быть местом следующего крупного океана Земли. Взаимодействие пластин в регионе дают ученым возможность на собственном опыте изучить, как Атлантика, возможно, начала формироваться около 200 миллионов лет назад. Геологи считают, что если распространение продолжится, три плиты, которые встречаются в край современного африканского континента полностью отделится, что позволит Индийский океан, чтобы затопить этот район и сделать самый восточный угол Африка (Африканский Рог) крупный остров.

Вершинный кратер Эрта ‘Эль [55 тыс.]


Олдоиньо Ленгаи, Восточноафриканская рифтовая зона [38 k]

Сходящиеся границы

Размер Земли существенно не изменился за последние 600 лет. миллионов лет, и, скорее всего, не с тех пор, как вскоре после его образования 4,6 миллиард лет назад. Неизменный размер Земли означает, что кора должна разрушаться примерно с той же скоростью, с какой создается, как Гарри Хесс предположил. Такое разрушение (рециклинг) земной коры происходит по конвергентным границы, где плиты движутся навстречу друг другу, а иногда и одна раковины для плиты (есть подчинил ) под другой. Место, где тонет плиты называется зоной субдукции .

Тип сходимости, который некоторые называют очень медленным «столкновением». — то, что происходит между плитами, зависит от типа задействованной литосферы. Конвергенция может произойти между океанической и в основном континентальной плитами, или между двумя преимущественно океаническими плитами, или между двумя преимущественно континентальными тарелки.

Конвергенция океана и континента

Если бы по волшебству мы могли вытащить пробку и осушить Тихий океан, мы бы увидели поразительное зрелище — ряд длинных узких извилистых траншей тысячи километров в длину и от 8 до 10 км в глубину, врезающуюся в океан пол. Траншеи являются самыми глубокими частями океанского дна и образуются путем субдукции.

У берегов Южной Америки вдоль Перуанско-Чилийского желоба океанический Плита Наска вдавливается и погружается под континентальную часть Южноамериканской плиты. В свою очередь, доминирующая Южно-Американская плита поднимается, создавая возвышающиеся Анды, хребет континента. Сильные, разрушительные землетрясения и быстрое поднятие горные хребты распространены в этом регионе. Несмотря на то, что плита Наска, как все плавно и непрерывно погружается в траншею, самую глубокую часть погружающейся плиты разбивается на более мелкие части, которые замыкаются на месте в течение длительных периодов времени, прежде чем внезапно сместиться, чтобы создать большие землетрясения. Такие землетрясения часто сопровождаются поднятием земли. аж на несколько метров.

Конвергенция Наска и Южноамериканские плиты [65 k]

9 июня 1994 г. землетрясение магнитудой 8,3 произошло примерно в 320 км к северо-востоку. Ла-Пас, Боливия, на глубине 636 км. Это землетрясение в пределах субдукции зона между плитой Наска и Южно-Американской плитой, была одной из самых глубоких и крупнейшие субдукционные землетрясения, зарегистрированные в Южной Америке. К счастью, даже несмотря на то, что это мощное землетрясение ощущалось даже в Миннесоте и Торонто, Канада, он не причинил серьезного ущерба из-за своей большой глубины.

Кольцо Огня [76k]

Конвергенция океанов и континентов также поддерживает многие активные процессы на Земле. вулканы, например, в Андах и Каскадном хребте в Тихом океане Северо-Запад. Эруптивная активность явно связана с субдукцией, но ученые энергично спорят о возможных источниках магмы: является ли магма образовавшийся в результате частичного плавления субдуктивной океанической плиты или вышележащего континентальная литосфера или и то, и другое?

Конвергенция океана и океана

Как и в случае конвергенции океанов и континентов, когда сходятся две океанические плиты, один обычно подводят под другой, и при этом траншея сформировался. Марианская впадина (параллельно Марианским островам), например, отметки, где быстро движущаяся Тихоокеанская плита сходится с более медленно движущейся Филиппинская тарелка. Бездна Челленджера, на южной оконечности Марианских островов. Траншея погружается глубже в недра Земли (почти 11 000 м), чем Гора Эверест, самая высокая гора в мире, возвышается над уровнем моря (около 8854 м).

Процессы субдукции при конвергенции океано-океанических плит также являются результатом при образовании вулканов. За миллионы лет излившаяся лава и вулканические обломки накапливаются на дне океана, пока не появится подводный вулкан. поднимается над уровнем моря, образуя островной вулкан. Такие вулканы обычно растянуты в цепи, называемые островными дугами. Как следует из названия, вулканический островные дуги, которые близко параллельны желобам, обычно изогнуты. Траншеи являются ключом к пониманию того, как островные дуги, такие как Марианские острова, и Алеутские острова образовались и почему они испытывают многочисленные сильные землетрясения. Магмы, образующие островные дуги, образуются в результате частичного плавления нисходящей плиты и/или вышележащей океанической литосферы. Нисходящий пластина также является источником напряжения, так как две пластины взаимодействуют, что приводит к частым умеренным и сильным землетрясениям.

Континентально-континентальная конвергенция

Гималайский горный массив наглядно демонстрирует один из самых заметных и впечатляющие последствия тектоники плит. Когда встречаются два континента в лоб, ни одна из них не субдуцируется, потому что континентальные породы относительно легкие и, как два сталкивающихся айсберга, сопротивляются движению вниз. Вместо, корка имеет тенденцию изгибаться и смещаться вверх или в сторону. Столкновение Индии в Азию 50 миллионов лет назад вызвал смятие Индийской и Евразийской плит вдоль зоны столкновения. После столкновения медленное непрерывное сближение этих двух плит за миллионы лет подтолкнуло Гималаи и Тибетское нагорье до их нынешних высот. Большая часть этого роста произошла в течение последних 10 миллионов лет. Гималаи, возвышающиеся на 8854 м над уровнем моря, образуют самые высокие континентальные горы в мире. Более того, соседнее Тибетское нагорье на средней высоте около 4600 м, выше всех вершин Альп, кроме Монблана. и Монте-Роза, и находится намного выше вершин большинства гор в Соединенных Состояния.


Вверху: столкновение Индийской и Евразийской плит. поднял Гималаи и Тибетское нагорье. Внизу: мультяшный крест сечения, показывающие встречу этих двух пластин до и после их столкновение. Контрольные точки (маленькие квадратики) показывают величину подъема воображаемой точки земной коры во время этого горообразования процесс.



| Гималаи: столкновение двух континентов |

Преобразование границ

Зона между двумя пластинами, скользящими горизонтально относительно друг друга, называется граница преобразования-разлома , или просто граница преобразования . концепция трансформных разломов возникла у канадского геофизика Дж. Тузо. Уилсон, который предположил, что эти крупные разломы или зоны разлома соединяют два спрединговых центра (расходящиеся границы плит) или, реже, траншеи (конвергентные границы плит). Большинство трансформных разломов находится в океане. пол. Обычно они компенсируют активные спрединговые хребты, образуя зигзагообразные формы. края плит и обычно определяются неглубокими землетрясениями. Однако, некоторые из них встречаются на суше, например, в зоне разлома Сан-Андреас в Калифорнии. Этот трансформный разлом соединяет Восточно-Тихоокеанское поднятие, расходящуюся границу на юг, с Южной Горда — Хуан де Фука — хребет Эксплорер, еще один расходящаяся граница на север.

Зоны разломов Бланко, Мендосино, Мюррей и Молокаи являются одними из многих зон разломов (трансформных разломов), которые изрезают океан пол и смещенные коньки (см. текст). Сан-Андреас — один из немногих трансформируемых разломы, обнаженные на суше.

Зона разлома Сан-Андреас протяженностью около 1300 км и местами десятки километров в ширину, прорезает две трети длины Калифорнии. Вдоль него Тихоокеанская плита горизонтально перемалывала северную. Американская плита за 10 миллионов лет со средней скоростью около 5 см/год. Земля на западной стороне зоны разлома (на Тихоокеанской плите) движется в северо-западном направлении относительно земли на восточной стороне р. зона разломов (на Северо-Американской плите).

Сан Андреас разлом [52 k]

Океанические зоны разломов — это долины на дне океана, смещенные по горизонтали. раскидистые гребни; некоторые из этих зон простираются от сотен до тысяч километров в длину и до 8 км в глубину. Примеры этих больших шрамов включают Зоны разломов Clarion, Molokai и Pioneer в северо-восточной части Тихого океана побережье Калифорнии и Мексики. Эти зоны в настоящее время неактивны, но смещения рисунков магнитной полосы свидетельствуют о их предыдущая трансформационно-разломная активность.

Пограничные зоны плит

Не все границы плит так просты, как рассмотренные выше основные типы. В некоторых регионах границы четко не определены, потому что движение плит возникающая там деформация распространяется на широкий пояс (называемый границей плиты). зона ). Одна из этих зон отмечает средиземноморско-альпийский регион между Евразийская и Африканская плиты, внутри которых несколько более мелких фрагментов пластин (микропланшеты) были распознаны. Поскольку плита-граница зоны включают как минимум две большие пластины и одну или несколько микропланшетов, захваченных между ними, они, как правило, имеют сложные геологические структуры и схемы землетрясений.

Скорость движения

Мы можем измерить скорость движения тектонических плит сегодня, но как ученые знаете, какова скорость движения плит в течение геологического времени? океаны содержат одну из ключевых частей головоломки. Потому что дно океана магнитная разметка записывает триггеры в магнитном поле Земли, ученые, зная примерную продолжительность разворота, могут рассчитать средняя скорость движения плит в течение заданного промежутка времени. Эти средние скорость разделения пластин может варьироваться в широких пределах. Арктический хребет имеет самый медленный скорость (менее 2,5 см/год) и Восточно-Тихоокеанское поднятие у острова Пасхи, в южной части Тихого океана, примерно в 3400 км к западу от Чили, имеет самую высокую скорость (более 15 см/год).

Пасха Островной монолит [80 k]

Доказательства скорости движения плит в прошлом также можно получить из геологических источников. картографические исследования. Если горная порода известного возраста — с отличительным составом, структура или окаменелости — нанесенные на карту на одной стороне границы плиты, могут быть сопоставлены с той же формацией на другой стороне границы, затем измеряя расстояние, на которое пласт был смещен, может дать оценку средняя скорость движения плиты. Эта простая, но эффективная техника использовался для определения скоростей движения плит на расходящихся границах, например Срединно-Атлантический хребет, и трансформировать границы, такие как Разлом Сан-Андреас.

GPS Спутниковый и наземный приемник [63 k]

Текущее движение плит можно отслеживать напрямую с помощью наземных или космические геодезические измерения; геодезия это наука размеров и формы Земли. Проводятся наземные замеры обычными, но очень точными геодезическими методами, с использованием лазерно-электронного инструменты. Однако, поскольку движения плит носят глобальный масштаб, они лучше всего измеряется с помощью спутниковых методов. Конец 1970-е годы ознаменовались стремительным рост космической геодезии, термин, применяемый к космическим методам для выполнения точных, повторяющихся измерений тщательно выбранных точек на поверхности Земли разделены сотнями и тысячами километров. три наиболее часто используемых космо-геодезических метода — очень длинная базовая линия интерферометрия (РСДБ), спутниковая лазерная локация (SLR) и глобальное позиционирование Системы (GPS) — основаны на технологиях, разработанных для военных и аэрокосмических целей. исследований, особенно радиоастрономии и спутникового слежения.

Среди трех методов на сегодняшний день наиболее полезным для изучение движений земной коры. В настоящее время работает 21 спутник. на орбите 20 000 км над Землей в составе системы NavStar Министерство обороны США. Эти спутники постоянно передают радио сигналы обратно на Землю. Чтобы определить его точное положение на Земле (долготу, широта, высота), каждый наземный объект GPS должен одновременно принимать сигналы не менее чем с четырех спутников, записывающих точное время и место каждый спутник, когда его сигнал был получен. Многократно измеряя расстояния между конкретными точками геологи могут определить, была ли активная движение по разломам или между плитами. Разделение между сайтами GPS уже регулярно измеряются вокруг Тихоокеанского бассейна. По мониторингу взаимодействие между Тихоокеанской плитой и окружающей ее, в основном континентальной пластины, ученые надеются узнать больше о событиях, предшествующих землетрясениям. и извержения вулканов в околотихоокеанском огненном кольце. Космическо-геодезический данные уже подтвердили, что скорость и направление движения плит, усредненные за несколько лет, хорошо сравнимые с темпами и направлением плиты движение, усредненное за миллионы лет.

«Содержание»

«Активные точки»
Домашняя страница Геологической службы США

Начало этой страницы

URL: https://pubs.usgs.gov/publications/text/understanding.html
Последнее обновление: 15.09.14
Контактное лицо: [email protected]

10.4 Типы метаморфизма и их местонахождение – Физическая геология, Издание Первого университета Саскачевана

Исход метаморфизма зависит от давления, температуры и обилия вовлеченной жидкости, и существует множество условий с уникальными комбинациями этих факторов. Некоторые типы метаморфизма характерны для конкретных тектонических установок плит, а другие нет.

Погребальный метаморфизм происходит, когда отложения погребены достаточно глубоко, так что тепло и давление вызывают перекристаллизацию минералов и рост новых минералов, но не оставляет породе лиственного вида. По мере протекания метаморфических процессов погребальный метаморфизм протекает при относительно низких температурах (до ~300 °С) и давлениях (100 с глубины м). Невооруженным глазом метаморфические изменения могут быть вообще незаметны. Сравните горную породу, известную под коммерческим названием Black Marinace Gold Granite (рис. 10.24), но на самом деле являющуюся метаконгломератом, с метаконгломератом на рис. 10.10. Метаконгломерат, образованный в результате погребального метаморфизма, не имеет каких-либо слоев, которые образовались в метаконгломерате на рис. 10.10.

Рисунок 10.24 Метаконгломерат образовался в результате погребального метаморфизма. Галька в этом образце не выровнена и не вытянута, как в метаконгломерате на рис. 10.10. Источник: Джеймс Сент-Джон (2014 г.) CC BY 2.0 просмотреть источник

Примечание о коммерческих названиях камней

Названия, данные камням, которые продаются в качестве строительных материалов, особенно для столешниц, могут не отражать фактический тип камня. Обычно используются термины гранит и мрамор для описания горных пород, которые не являются ни тем, ни другим. Хотя эти термины могут не давать точной информации о типе породы, они, как правило, позволяют отличить природный камень от синтетических материалов. Примером синтетического материала является материал, называемый кварц , который включает измельченные кристаллы кварца, а также смолу. Если вы находитесь на рынке каменных столешниц и беспокоитесь о том, чтобы получить натуральный продукт, лучше всего задать много вопросов.

Региональный метаморфизм относится к крупномасштабному метаморфизму, подобному тому, что происходит с континентальной корой вдоль сходящихся тектонических окраин (где сталкиваются плиты). Столкновения приводят к образованию длинных горных хребтов, подобных тем, что вдоль западного побережья Северной Америки. Сила столкновения заставляет камни складываться, ломаться и складываться друг на друга, поэтому сжимающая сила возникает не только от столкновения, но и от веса сложенных камней. Чем глубже находятся породы внутри штабеля, тем выше давление и температура и тем выше степень происходящего метаморфизма. Породы, образовавшиеся в результате регионального метаморфизма, вероятно, будут рассланцованы из-за сильного направленного давления сходящихся плит.

Гималаи являются примером того, где происходит региональный метаморфизм из-за столкновения двух континентов (рис. 10.25). Осадочные породы были подняты на большую высоту — почти 9 км над уровнем моря — и погребены на большую глубину. Учитывая, что нормальный геотермический градиент (скорость повышения температуры с глубиной) составляет около 30 °C на километр в земной коре, горная порода, залегающая на глубине 9 км ниже уровня моря, в этой ситуации может находиться на глубине около 18 км ниже поверхности земли. , и разумно ожидать температуры до 500°C. Обратите внимание на последовательность горных пород, начиная со сланца выше, где давление и температура ниже, и заканчивая мигматитом внизу, где температура настолько высока, что некоторые минералы начинают плавиться. Все эти породы покрыты слоями из-за сильной сжимающей силы сходящихся плит.

Рисунок 10.25 Региональный метаморфизм под горным хребтом в результате столкновения континентов. Стрелки показывают силы из-за столкновения. Пунктирные линии представляют температуры, которые существовали бы при геотермическом градиенте 30 ºC/км. Последовательность слоистых метаморфических пород возрастающей степени метаморфизма формируется на увеличивающихся глубинах в пределах гор. Источник: Карла Панчук (2018) CC BY 4.0, изменено по мотивам Steven Earle (2015) CC BY 4.0 посмотреть источник

На океаническом спрединговом хребте недавно образовавшаяся океаническая кора из габбро и базальта медленно удаляется от границы плиты (рис. 10.26). Вода в земной коре вынуждена подниматься в области, близкой к источнику вулканического тепла, втягивая больше воды издалека. В конечном итоге это создает конвективную систему, в которой холодная морская вода втягивается в земную кору, нагревается до 200–300 °C при прохождении через земную кору, а затем снова выпускается на морское дно возле хребта.

Рисунок 10.26 Донный (гидротермальный) метаморфизм пород океанической коры по обе стороны от спредингового хребта. Источник: Карла Панчук (2018) CC BY 4.0, изменено по Стивену Эрлу (2015) CC BY 4.0 посмотреть источник

Прохождение этой воды через океаническую кору при этих температурах способствует метаморфическим реакциям, которые изменяют исходные минералы оливина и пироксена в порода в хлорит ((Mg 5 Al)(AlSi 3 )O 10 (OH) 8 ) и серпентин ((Mg, Fe) 3 Si 2 O 5 (OH) 4 ). Хлорит и серпентин оба являются гидратированными минералами , содержащими воду в форме ОН в своих кристаллических структурах. Когда позже метаморфизованная океанская кора погружается, хлорит и серпентин превращаются в новые неводные минералы (например, гранат и пироксен), а выделяющаяся вода мигрирует в вышележащую мантию, где способствует плавлению.

Метаморфизм низкой степени, происходящий при этих относительно низких давлениях и температурах, может превратить основные изверженные породы в океанской коре в зеленокаменная порода (рис. 10.27), нерасслоенная метаморфическая порода.

Рисунок 10.27 Зеленокаменная порода в результате метаморфизма базальта морского дна, произошедшего 2,7 миллиарда лет назад. Образец взят с Верхнего полуострова штата Мичиган, США. Источник: Джеймс Сент-Джон (2012) CC BY 2.0 посмотреть источник

В зонах субдукции, где литосфера океана вытесняется в горячую мантию, наблюдается уникальное сочетание относительно низких температур и очень высоких давлений. Следует ожидать высоких давлений, учитывая силу столкновения между тектоническими плитами и возрастающее литостатическое давление по мере того, как погружающаяся плита погружается все глубже и глубже в мантию. Более низкие температуры существуют потому, что, хотя мантия очень горячая, литосфера океана относительно холодная и плохо проводит тепло. Это означает, что для нагрева потребуется много времени, она может быть на несколько сотен градусов холоднее, чем окружающая мантия. Обратите внимание, что на рис. 10.28 изотермы (линии равной температуры, пунктирные линии) погружаются глубоко в мантию вместе с погружающейся плитой, показывая, что в более глубоких слоях мантии существуют области с относительно низкой температурой.

Рис. 10.28 Региональный метаморфизм океанической коры в зоне субдукции происходит при высоком давлении, но относительно низких температурах. Источник: Steven Earle (2015) CC BY 4.0 view source

В условиях очень высокого давления, но относительно низкой температуры происходит особый тип метаморфизма, в результате которого образуется амфиболовый минерал, известный как глаукофан (Na 2 ( Mg 3 Al 2 )Si 8 O 22 (OH) 2 ). Глаукофан имеет синий цвет и является основным компонентом породы, известной как голубой сланец . Если вы никогда не видели и даже не слышали о голубых сланцах, это неудивительно. Что удивительно, так это то, что кто-то это видел! Большая часть голубых сланцев, образующихся в зонах субдукции, продолжает подвергаться субдукции. Он превращается в эклогит на глубине около 35 км, а затем в конце концов погружается глубоко в мантию, и его больше никто не видит. Лишь в нескольких местах в мире процесс субдукции был прерван, и частично субдуцированные голубые сланцы вернулись на поверхность. Одним из таких мест является район вокруг Сан-Франциско. Голубой сланец в этом месте является частью комплекса горных пород, известного как францисканский комплекс (рис. 10.29).).

Рисунок 10.29 Синий сланец францисканского комплекса, обнаженный к северу от Сан-Франциско. Синий цвет породы обусловлен наличием амфиболового минерала глаукофана. Источник: Стивен Эрл (2015) CC BY 4.0 просмотр исходного кода

Контактовый метаморфизм происходит при внедрении тела магмы в верхнюю часть земной коры. Тепло важно при контактном метаморфизме, но давление не является ключевым фактором, поэтому при контактном метаморфизме образуются нерасслоенные метаморфические породы, такие как роговики, мрамор и кварцит.

Любой тип магматического тела может привести к контактному метаморфизму, от тонкой дайки до крупного штока. Тип и интенсивность метаморфизма, а также ширина метаморфического ореола , развивающегося вокруг магматического тела, будут зависеть от ряда факторов, в том числе от типа вмещающей породы, температуры внедрившегося тела, размеров тела и летучих соединений в организме (рис. 10.30). Крупная интрузия будет содержать больше тепловой энергии и будет остывать гораздо медленнее, чем малая, а потому даст большее время и больше тепла для метаморфизма. Это позволит теплу распространяться дальше в вмещающую породу, создавая больший ореол. Летучие вещества могут выделяться из проникающего расплава и перемещаться во вмещающую породу, способствуя нагреву и переносу химических компонентов из расплава в породу. Таким образом, ореолы, образующиеся вокруг «влажных» интрузий, имеют тенденцию быть больше, чем ореолы, формирующиеся вокруг их сухих аналогов.

Рисунок 10. 30 Схематический разрез средней и верхней коры, показывающий два магматических тела. Верхнее тело, внедрившееся в прохладную неметаморфизованную породу, создало зону контактового метаморфизма. Нижняя часть тела окружена уже горячей (и, вероятно, уже метаморфизованной) породой, поэтому она не имеет значительного метаморфического ореола. Источник: Steven Earle (2015) CC BY 4.0 просмотреть источник

Контактовые метаморфические ореолы, как правило, довольно малы: от нескольких сантиметров вокруг небольших даек и силлов до 100 м вокруг крупного штока. Контактный метаморфизм может происходить в широком диапазоне температур — примерно от 300 °С до более 800 °С. Различные минералы будут образовываться в зависимости от точной температуры и природы вмещающей породы.

Хотя тела магмы могут образовываться в различных условиях, одно место, где магма образуется в изобилии, и где может иметь место контактный метаморфизм, находится вдоль конвергентных границ с зонами субдукции, где формируются вулканические дуги (рис. 10.31). В этих условиях также имеет место региональный метаморфизм, и из-за дополнительного тепла, связанного с магматической активностью, геотермический градиент в этих условиях обычно более крутой (от ~ 40 до 50 ° C / км). В этих условиях более высокие степени метаморфизма могут иметь место ближе к поверхности, чем в других районах.

Рисунок 10.31 Контактовый метаморфизм (желтая корка) вокруг высокоуровневой коровой магматической камеры и региональный метаморфизм в горном хребте, связанном с вулканической дугой. Штриховыми линиями показаны изотермы. Источник: Карла Панчук (2018) CC BY 4.0, изменено по мотивам Steven Earle (2015) CC BY 4.0 посмотреть источник

Когда внеземные объекты сталкиваются с Землей, возникает ударная волна. В месте удара объекта давление и температура за долю секунды становятся очень высокими. «Мягкий» удар может достигать 40 ГПа и повышать температуру до 500 °C. Давление в нижней части мантии начинается с 24 ГПа (гигапаскалей) и поднимается до 136 ГПа на границе ядра и мантии, так что удар похож на погружение породы глубоко в мантию и ее повторное высвобождение в течение нескольких секунд. Внезапное изменение, связанное с ударным метаморфизмом, сильно отличает его от других видов метаморфизма, которые могут развиваться в течение сотен миллионов лет, начинаясь и прекращаясь по мере изменения тектонических условий.

Двумя особенностями ударного метаморфизма являются ударный кварц и дробящиеся конусы . Кварц, подвергшийся удару (рис. 10.32 слева), относится к кристаллам кварца, которые имеют повреждения в виде параллельных линий по всему кристаллу. Кристалл кварца на рис. 10.32 имеет два набора этих линий. Линии представляют собой небольшое количество стеклообразного материала внутри кварца, образовавшегося в результате почти мгновенного плавления и повторного затвердевания, когда кристалл был поражен ударной волной. Конусы разрушения представляют собой конусообразные трещины в горных породах, также являющиеся результатом ударной волны (рис. 10.32 справа). Трещины вложены друг в друга, как стопка рожков мороженого.

Рис. 10.32 Признаки ударного метаморфизма. Левошоковый кварц с линиями стеклообразного материала из южной ударной структуры Сувасвеси в Финляндии. Справа – конусы осколков из ударного кратера Уэллс-Крик в США. Источники: Left- Martin Schmieder CC BY 3.0 источник просмотра. Right- Zamphuor (2007) Источник просмотра общественного достояния.

Динамический метаморфизм является результатом очень высокого напряжения сдвига, например, в зонах разломов. Динамический метаморфизм происходит при относительно низких температурах по сравнению с другими типами метаморфизма и состоит преимущественно из физических изменений, происходящих с породой, испытывающей напряжение сдвига. Он затрагивает узкую область возле разлома, и близлежащие скалы могут казаться незатронутыми.

При более низких давлениях и температурах динамический метаморфизм будет иметь эффект разрушения и измельчения горных пород с образованием катакластических пород , таких как разломная брекчия (рис. 10.33). При более высоких давлениях и температурах зерна и кристаллы в горной породе могут деформироваться, не разбиваясь на части (рис. 10.34, слева). Результатом длительного динамического метаморфизма в этих условиях является порода, называемая милонитом , в которой кристаллы вытянуты в тонкие ленты (рис. 10.34, справа).

Рисунок 10.33 Разломная брекчия, образующаяся, когда напряжение сдвига вдоль разлома разрушает горные породы. Слева — крупный план брекчии разломов, на которой отчетливо видны темные угловатые фрагменты. Справа — зона разлома, содержащая фрагменты, оторванные от соседних стенок (пунктирные линии). Обратите внимание, что деформация не распространяется далеко за границы зоны разлома. Источник: Карла Панчук (2018 г.) CC BY 4.0. Нажмите на изображение, чтобы увидеть больше атрибуций.

 

Рисунок 10.34 Милонит, горная порода, образовавшаяся в результате динамического метаморфизма. Слева — обнажение, показывающее ранние стадии развития милонита, называемого протомилонитом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *