Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Дистанции в общении: Дистанция общения в психологии

2. Дистанции и зоны общения: анализ ситуаций

Дистанции и зоны – это пространство общения, ярко выраженный знак отношения к партнеру, к ситуации, к своему месту и роли. Каждый человек неосознанно чувствует вокруг себя некоторую свободную зону. Она комфортна, если никто не вторгается в нее без разрешения Чувство своей зоны или своего пространства появляется у человека очень быстро: на второй день какого-либо мероприятия человек стремится сесть на «свое» место и испытывает чувство дискомфорта, если его кто-то занял.

Дистанции и зоны общения принято разделять на интимную, личную, социальную, публичную и открытую. Раскроем их подробнее:

1. Интимная зона. Расстояние тел от соприкосновения до полуметра – это свидетельство близких отношений и абсолютного доверия. Мы добровольно пускаем человека в свою интимную зону только если безусловно доверяем ему.

Интимную зону можно разделить на ближнюю и дальнюю.

Ближняя – до 15 см.

Дальняя – до 0,5 м – общение с близкими друзьями, хорошо знакомыми людьми.

Интимная зона – как бы невидимый кокон, в котором мы чувствуем свою отделенность от всего остального мира. В деловом общении сохранение максимальной интимной зоны или сокращение ее свидетельствует либо о конфиденциальности общения, либо о субординации партнеров. Чем выше статус, тем на большую интимную зону претендует человек. С помощью прикосновений осуществляется проникновение в интимную зону.

2. Личная зона. В своей личной зоне мы добровольно оставляем тех, с кем близки. Сохранение дистанции в пределах личной зоны зависит от статуса, отношений, и психологического состояния партнеров в данный момент.

Также личную зону можно разделить на ближнюю и дальнюю.

Ближняя – 45 – 80 см. Это зона плодотворного делового общения.

Дальняя – до 1,5 м. В нашей культуре – норма делового общения.

Любое изменение позы или расположения партнера в сторону увеличения расстояния между вами означает затруднение в общении. Естественно, следует учитывать степень возможности добровольно выбрать дистанцию.

К примеру, в лифте, в транспорте и других местах расстояние между незнакомыми людьми может оказаться в пределах интимной зоны. В этом случае необходимо придерживаться следующих правил:

  • ни с кем нельзя разговаривать, даже со знакомыми;

  • не смотреть на других в упор;

  • никакого проявления эмоций — лицо должно быть совершенно бесстрастно;

  • если вы держите в руках газету, следует полностью погрузиться в чтение;

  • движения должны быть тем ограниченнее, чем теснее обстановка;

  • в лифте следует смотреть только на указатель этажей над головой или на панель управления.

3. Социальная зона – зона для поверхностных контактов.

Социальная зона тоже делиться на ближнюю и дальнюю.

Ближняя – от 0,5 до 2,0 м. Общение без общения. Незнакомые люди.

Дальняя – от 2 до 2,5 м. – руководители, люди, претендующие на власть.

Социальная зона в реальном деловом общении постоянно меняется. Так, лектор в аудитории или эстрадный певец могут быть максимально удалены или максимально приближены к слушателям, но тем не менее остаются вне личного общения с ними. В транспорте, в кафе, в зале ожидания люди обычно стараются вещами или одеждой оградить себя от возможного соседства с незнакомыми или неприятными людьми. Минимальная социальная зона определяется степенью готовности приблизиться к незнакомому человеку, если ничто не заставляет находиться с ним рядом. Социальная зона в основном определяется ситуацией общения, и в наименьшей степени – субъективными мотивами его участников. В библиотеке, в ресторане человек на подсознательном уровне считает половину стола своей территорией и инстинктивно охраняет ее от соседа.

Средства общения и дистанции

Настоящая жизнь невозможна без общения. Люди во время совместной деятельности могут обмениваться настроением, идеями, чувствами, различными установками и интересами. Каждое общение, каждый процесс обмена информацией имеет свои отличительные признаки.

При изменении поведения одного коммуникатора, другой во время обмена информацией, оказывает психологическое воздействие. По результату воздействия будет оцениваться величина эффективности коммуникации или воздействия.

Во время передачи чистой информации тип отношений не изменяется. А чтобы получить в результате обмена информацией или в процессе ее передачи коммуникативное влияние, нужно иметь сходную систему кодификации. Человека, который направляет информацию, называют отправителем, а принимающего эту информацию, называют получателем. И они оба должны говорить на одном языке. Партнеры получат возможность понимать друг друга только при наличии единой системы значений. В процессе коммуникационной передачи информация всегда получает преломление через барьеры и фильтры.

Общение происходит при помощи двух видов средств. Человеческая речь и слова относятся к вербальным средствам общения. В течения дня человек произносит более 30 тысяч слов.

К невербальным средствам относятся интонация, жест, расстояние между людьми, поза и мимика. С их помощью передается около 80 % всей информации. Интонация всегда передает настоящее отношение к произносимым словам, и собеседник обязательно будет обращать внимание и на речь, и на интонацию с которой ее преподнесли.

Дистанции во время общения

Общение людей происходит на некотором расстоянии, которое называется дистанцией. Каждый человек считает пространство вокруг себя частной собственностью и неприкосновенным для чужих и посторонних людей.
Изучает пространственные и временные знаковые системы общения наука проксемика. Она определяет зоны общения с наибольшей эффективностью, четыре из которых были выделены Э.Холлом, крупнейшим американским специалистом по межкультурным коммуникациям.

Существуют виды дистанций:

  • интимные,
  • личные,
  • социальные и публичные зоны общения.

Правильно выбранная дистанция позволит партнерам чувствовать себя комфортно. Тесные и близкие отношения происходят на интимном расстоянии от 15 до 45 см. В этой зоне происходят негромкие доверительные разговоры и тактильные контакты при помощи прикосновений. Вторжение посторонних людей в интимную зону общения будет восприниматься как угроза. Личная или персональная зона общения находится на расстоянии от 45 до 120 см и позволяет проводить общение путем визуального и зрительного контакта.

Эта дистанция подходит для общения с коллегами, друзьями и знакомыми. Следующая зона общения называется социальной и обозначает дистанцию между людьми на расстоянии от 120 до 400 см, и предназначается для общения во время переговоров, совещаний, административных бесед и официальных встреч. Последняя зона предусматривает общения на расстояниях от 400 см и более. Она называется публичная и позволяет проводить общение во время лекций, на различных массовых мероприятиях, митингах, презентациях и др.

Визуальные контакты

Визуальные контакты

также относятся к важным элементам общения и создают атмосферу взаимопонимания. Каждый взгляд имеет свою индивидуальную специфику и характеризует выражение лица. Прямую встречу со взглядом клиента на протяжении 2/3 времени общения с попеременным чередованием взглядов на посторонние предметы считают самой оптимальной. Дискомфорт в общении вызывает непрерывный визуальный контакт.

Метки: управление персоналом

Связь на расстоянии – как правильно

Блог

Опубликовано 23 апреля 2021 г. , 12:30. Хуайян Чен

Коронавирус распространяется со скоростью лесного пожара. В то время как все ошеломлены новостями или слухами о коронавирусе, компании сталкиваются с более критическими ситуациями. Чтобы избежать значительных рисков для здоровья и при этом сохранить бизнес, многие компании уже попросили своих сотрудников работать из дома.

Во времена подобных кризисов многие люди задаются вопросом: как я могу работать из дома, но при этом эффективно общаться?

Трудно четко и эффективно общаться на расстоянии, если у вас нет плана. Прежде чем начать свой день в домашнем офисе или на диване, просмотрите этот контрольный список и мысленно подготовьтесь к еще одному дню эффективного общения.

1. Окружающая среда – Что вам нужно для удаленного общения?
Ноутбук, хорошо подключенный WIFI и VPN, вероятно, необходимы для вашего общения на расстоянии. Без ИТ-поддержки за углом важно предвидеть и подготовиться к техническим проблемам, прежде чем начинать работу.

Кроме того, имейте в виду, что ваши коллеги будут видеть фон во время видеовстреч, поэтому найдите удобное, но подходящее место!

2. Цель – Зачем вам нужно общение?
Стоимость связи намного выше, когда вы работаете из дома. Прежде чем отправлять электронное письмо, звонить или начинать собрание в Skype, найдите минутку, чтобы подумать о цели вашего общения и ожидаемом результате разговора. Сделайте несколько пунктов или набросайте ментальную карту, чтобы ваше общение было четким и эффективным, что также может помочь вам определить, с кем, что и как вы хотите общаться.

3. Аудитория – С кем вы разговариваете?
Знание того, кто является аудиторией, определяет, является ли это внутренней или внешней коммуникацией. Поскольку в наши дни «хорошее общение» должно быть последовательным и прозрачным, некоторые люди могут возразить, что грань между внутренним и внешним общением стирается. Тем не менее, по-прежнему крайне важно адаптировать ваше общение к вашей аудитории, например, тон, время и предпочитаемую среду, особенно во время кризиса.

4. Канал связи. Какой канал связи лучше всего?
Поскольку кризис, вызванный коронавирусом, быстро ударил по нашему обществу, многим компаниям приходится в кратчайшие сроки развертывать новую коммуникационную платформу. Но новый инструмент не всегда является правильным инструментом. Лучший канал связи должен быть выбран исходя из цели и аудитории вашего общения.

5. Последующие действия – Каковы следующие шаги?
Одна из особенностей виртуальных встреч заключается в том, что мы иногда много обсуждаем и забываем о действиях. Соберите все отличные идеи во время встречи, но также не забудьте поставить задачи и спланировать следующие шаги в конце. Люди, как правило, чувствуют себя менее мотивированными, работая на расстоянии, поэтому, возможно, стоит напомнить себе, что нужно следить и активнее взаимодействовать с коллегами и клиентами.

Коронавирусный кризис требует от каждого человека взять на себя ответственность за все общество, поэтому давайте практиковать социальное дистанцирование, эффективно общаясь дома!

Преодоление барьера расстояния в ваших коммуникациях

Реклама

Выбрано для вас

Реклама

Блог ATD

Пятница, 16 ноября 2018 г. работа из дома часть или все время. Тем не менее, я считаю, что организации все еще придерживаются старых способов общения. По мере того, как мы больше работаем с удаленными сотрудниками, независимо от того, находятся ли они в другом месте или работают из дома, нам необходимо применять другие методы общения — такие, которые включают всех и эффективны для связи на расстоянии. Хотя общаться на расстоянии может быть немного сложнее, это не невозможно! Вам просто нужно быть более преднамеренным в отношении того, когда, как и почему вы общаетесь.

Вот три вещи, которые следует учитывать при общении на расстоянии:

1. Используйте правильный инструмент для правильной ситуации: Нам доступен широкий спектр инструментов — электронная почта, вебинар, видеочат, мессенджер, форумы, телефон и многое другое! Не используйте по умолчанию один и тот же инструмент все время. Подумайте о сообщении, которое вы хотите передать, и используйте для этого правильный инструмент. У вас есть быстрое сообщение или вопрос для кого-то, кто чувствителен ко времени? Телефон или мгновенное сообщение могут быть выходом. У вас есть сообщение, которое потребует ответов от разных людей? Для этого вы можете использовать доску обсуждений, вебинар или групповой видеочат. Помните о том, кто должен быть вовлечен в общение, и подумайте о лучшем инструменте для сообщения.

2. Поговорите со своей командой о том, как вы будете общаться: В команде обсудите, какие методы связи вы будете использовать и когда. Например, будете ли вы использовать доску обсуждений для новостей или электронной почты? А вопросы к команде? Будет ли это распространено на собрании, доске обсуждений или другом форуме? Работая вместе в команде, чтобы определить лучшие методы общения и заранее определить свои ожидания, вы с меньшей вероятностью разочаруете сотрудников. После того, как вы сформулируете соглашение об общении, не забудьте напомнить всем, что это командное соглашение, и все должны нести ответственность друг перед другом. Периодически пересматривайте свое соглашение; вы можете обнаружить, что то, что вы изначально решили, больше не работает для команды.

Реклама

3. Присутствуйте во время общения: Легко отвлечься, когда вы находитесь не в одной комнате с собеседником. Однако это может сильно разочаровать другую сторону. Вы можете подумать, что они не знают, что вы отвечаете на электронное письмо или сообщение, но они знают. Они могут услышать это по паузам в вашем голосе или по тому, как вы растягиваете предложение. Когда это произойдет, ваш удаленный коллега начнет отключаться и будет менее откровенным в текущем разговоре и, возможно, в будущих. Итак, как вы остаетесь сосредоточенным? Попробуйте отвернуться от компьютера или сделать заметки от руки, чтобы уловить то, что говорит человек. Если вы отправляете электронное письмо, когда кто-то звонит вам или отправляет мгновенное сообщение, попросите немного времени, чтобы закончить свою мысль, чтобы уделить им все свое внимание.

Хотя это может показаться дополнительной работой, на самом деле это просто инвестиции в ваши отношения на расстоянии. Это может занять некоторое время на внешнем интерфейсе, но через некоторое время вы просто будете общаться на регулярной основе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *