Основные плюсы и минусы метода наблюдения
Попадая в новый коллектив, обстановку или компанию человек чаще всего не знает, как себя вести, чувствует свои движения скованными, ведет себя менее общительно, чем обычно. Чтобы понять поведение и привычки незнакомого человека мы начинаем наблюдать за ним, стараться понять какой манеры поведения придерживается исследуемое лицо. Данное явление в психологии называется методом наблюдения.
Суть метода наблюдения
Как было сказано выше метод наблюдения используется в психологии для того, чтобы понять манеру поведения незнакомца. Он позволяет понять представляет ли данный объект угрозу, какие намерения имеет при себе, чем интересуется, к чему стремится и т.д. Иными словами можно привести простой пример: когда ребенка впервые приводят в детский сад, он чувствует себя не в своей тарелке. Как и другие дети в силу своей одинокости он быстро находит себе подходящую компанию детей, стараясь понять их. Выбирая себе компанию он заранее понимает из своих наблюдений: кто нравится, кто представляет угрозу для репутации, а кто вовсе уже завоевал внимание и является настоящим другом.
На этом простом примере и строится метод наблюдения. Он является весьма полезным, ведь если человек не будет прислушиваться к своим внутренним чувствам, определять для себя кто друг, а кто враг, он быстро потеряется в этом мире. Каждому человеку необходимо знать по мере изменения условий об их сущности. Это касается не только людей, но и всего интересующего.
Предметом наблюдения может выступать: место, техника, природное явление, предмет и многое другое. Чем больше мы наблюдаем, тем больше информации мы впитываем об объекте, а именно наблюдая мы определяем свои желания и приоритеты. Это сложилось в человеке еще от природы: мы наблюдаем по телевизору хищника, а встретив его в жизни мы заранее знаем, что стоит бежать.
Наблюдение может возникать целенаправленно, например, в силу исследований, проведения анкетирований, статистических измерений или любых других целей и неосознанно, когда мы невольно начинаем наблюдать за интересующим объектом. Так же оно может быть разным по времени:
- Эпизодическим (возникающим кратковременно).
- Длительным (долгосрочное время наблюдения).
Либо может возникать по различным критериям: специально заданному количеству параметров для достижения заданной цели или структурированное по внутренним убеждениям, возникшим без конкретной цели.
Плюсы метода наблюдения
Наблюдая за чем-то или кем-то, мы можем иметь в этом пользу:
- Получение обширных данных исследуемого. Можно изучить объект получив максимально широкое количество информации о нем.
- Отсутствие искажения данных. Чем больше мы вникаем в вопрос самостоятельно, тем меньше есть вероятность о получении ложной информации. Как гласит известная пословица: хотите сделать хорошо, сделайте это сами.
- Личное участие в процессе. Особенно приятно это может быть в том случае, когда исследование волнует наблюдателя.
- Позволяет уловить детали и фиксировать то, что можно упустить.
Минусы метода наблюдения
- Единственная точка зрения. Это может быть, как положительным, так и негативным фактором, но скорее негативным. Это связанно с тем, что одно лицо может иметь предвзятое мнение, либо не заметить важной детали, а значит и данные будут неточными или обособленными в рамках одного лица.
- Его нельзя применить к большому количеству слагаемых. Так как наблюдатель чаще всего один, то и рассматривать объект можно только один или в крайнем случае несколько. Если понадобится большое количество рассматриваемых объектов, то наблюдатель с ними не справится.
- Большие затраты энергии. Для наблюдателя это может быть трудным заданием, так как придется направить все силы, время, созидание на единую цель. Чтобы выполнить такое нужно обладать усидчивостью и здравым смыслом, что не под силу энергичным и моторным личностям.
- Ограничение во времени. Обычно, наблюдателю предоставлено ограниченное количество времени на задание, это может повлиять на точность и корректность получения данных. Такой важный подход к делу должен быть с большим временным ресурсом, что не всегда является возможным.
- Возможно вмешательство со стороны исследователя. Такое может произойти если он слишком увлечен и несет в исследовании личные переживания, интерес, увлеченность данным мероприятием. Это может стать существенным недостатком, так как легко испортить течение событий.
- Психологические и физические особенности наблюдателя. На процесс наблюдения могут сказаться факторы поведения, может быть даже, что у исследователя нет интереса к рассматриваемому объекту, просто необходимо выполнить задание по поручению.
- Изменение наблюдаемого объекта. Факторы, которые могут произойти с наблюдателем уже учтены, а что насчет самого предмета? Всегда может случиться что-то, что не входило в компетенции изучения предмета и произошли его нетипичные изменения, которые не могут позволить изучать его в дальнейшем.
Вывод
Как следствие можно прийти к выводу, что метод наблюдения является полезным способом понять что-либо или кого-либо. Однако не стоит полагаться чисто на наблюдение, ведь иногда то, что мы видим может обманывать нас и следует довериться фактам или словам.
С психологической точки зрения наблюдательность – неплохая черта, которая может пригодиться в трудную минуту и помочь выйти из положения, но не стоит этим сильно злоупотреблять. Ведь если мы будем только смотреть на поверхность, мы можем так и не узнать о том, что скрывается внутри.
3.Достоинства и недостатки метода наблюдения.
Метод наблюдения, как и все другие, имеет ряд достоинств и недостатков.
Главным преимуществом этого метода можно назвать непосредственную связь исследователя с объектом его изучения. Кроме того, очень важным является отсутствие опосредствующих звеньев и оперативность получения информации. Именно этот метод даёт возможность уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода – ещё одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений. И, наконец, относительная дешевизна – важный атрибут, присущий этому методу. Однако, все эти достоинства не исключают и ряда недостатков.
Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе. Оперативность же оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования.
Кроме того, данный метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей и большого количества событий.
Если мы обратимся к анализу включённых наблюдений, то их преимущества будут очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны и основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком «вживается» в свою роль соучастника событий. На эти недостатки обращали внимание и Уайт, и польский социолог К. Доктур, и другие авторы. Итогом включённого наблюдения нередко является эссе, а не строго научный трактат.
Однако, не следует забывать и о нравственной проблеме включённого наблюдения: насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в действительности исследовать их?
Нравственный долг социолога, как и врача, — «не вредить» своими действиями, но, напротив, активно помогать обществу решать возникающие проблемы. Если так и только так он понимает свою позицию, он всегда найдёт нужную форму осуществления наблюдения и займёт правильную нравственную позицию, будь то в качестве «стороннего» или в качестве включённого в гущу событий наблюдателя.
Тем не менее, неточность результатов, полученных методом наблюдения, можно минимизировать, постаравшись избежать распространенных просчетов в его применении, таких как:
o Недостаточная продуманность программы наблюдения, нечеткое определение категорий наблюдения
o Отсутствие органической связи категории наблюдения с гипотезами исследования
o Аморфная формулировка условий наблюдения, что предопределяет трудности регистрации единиц наблюдения
o Преждевременное начало массовых наблюдений, то есть до того, как будет подготовлен весь инструментарий
o Отсутствие должной апробации инструментария
o Не соответствие профессиональной подготовки и личностных качеств наблюдателя тому набору функций, который им реально придется выполнять
o Не соответствие кодировки карточек наблюдения программе обработки данных
o Отсутствие классификатора контент-анализа дневников наблюдателей.
5 ПРЕИМУЩЕСТВА НАБЛЮДЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА СБОРА ДАННЫХ В ИССЛЕДОВАНИЯХ
что такое наблюдение в исследованиях?
Наблюдение – это активное получение информации из первоисточника. У живых существ наблюдение использует органы чувств. В науке наблюдение может также включать запись данных с помощью инструментов.
Термин может также относиться к любым данным, собранным в ходе научной деятельности. Наблюдения могут быть качественными, т. е. отмечают только отсутствие или наличие свойства, или количественными, если наблюдаемому явлению путем подсчета или измерения придается числовое значение.
Наблюдение предлагает исследователю особый способ сбора данных.
Он не зависит от того, что люди говорят, что они делают, или от того, что они говорят, что думают. Это более прямолинейно. Вместо этого он опирается на прямое свидетельство глаз, чтобы стать свидетелем событий из первых рук.
Это более естественный способ сбора данных. Везде, где возможно прямое наблюдение, этот метод является предпочтительным.
Метод наблюдения – это метод, при котором поведение исследования субъектов просматриваются и записываются без прямого контакта.
Включает систематическую регистрацию наблюдаемых явлений или поведения в естественной среде.
Цель методов наблюдения:
- Непосредственный сбор данных.
- Для сбора значительного объема данных за короткий промежуток времени.
- Чтобы получить данные очевидца из первых рук в реальной ситуации.
- Для сбора данных в естественных условиях.
Характеристики наблюдения как инструмента сбора данных:
Необходимо различать наблюдение как научный инструмент и случайное наблюдение за человеком на улице.
Наблюдение со следующими характеристиками будет считаться научным наблюдением.
- Систематически.
- Конкретно.
- Это объективно.
- Количественный.
- Запись наблюдения должна быть сделана немедленно.
- Эксперт-наблюдатель должен наблюдать за ситуацией.
- Результат можно проверить.
виды наблюдения в исследовании
Наблюдение в исследовании может быть классифицировано как участвующее и не участвующее
включенное наблюдение
При включенном наблюдении наблюдатель или исследователь становится более или менее членом группы наблюдения и разделяет ситуации как заезжий незнакомец, внимательный слушатель, нетерпеливый ученик или как полноправный участник-наблюдатель, регистрирующий, записывающий и интерпретирующий поведение группы.
наблюдение без участия
при наблюдении без участия наблюдатель или исследователь наблюдает через односторонний экран и скрытый микрофон. Исследователь остается на расстоянии и смотрит, регистрирует и записывает происходящее. он держит свое наблюдение настолько незаметным, насколько это возможно.
Целью наблюдения без участия является наблюдение за поведением в естественных условиях. Субъект не изменит своего поведения, или респондент не будет осознавать, что кто-то наблюдает за его поведением.
преимущества и недостатки включенного и неучастного наблюдения
Преимущества и недостатки включенного и неучастного наблюдения во многом зависят от ситуации.
Совместное наблюдение полезно при изучении преступной деятельности или ситуаций, которые требуют от исследователя глубоких знаний о группе.
Это дает исследователю лучшее представление о том, как живет группа или респонденты, и, следовательно, дает более достоверный результат.
Недостатком включенного наблюдения является то, что оно отнимает много времени, поскольку исследователь должен развивать отношения с членами группы, и есть вероятность, что исследователь потеряет свою нейтральность, объективность и точность, чтобы оценивать вещи такими, какие они есть.
Наблюдение без участия, с другой стороны, используется в ситуации, когда исследователь не может взаимодействовать с членами наблюдаемой группы.
Этот тип наблюдения позволяет использовать регистрирующие приборы и собирать большие объемы данных.
Наблюдение как инструмент сбора данных имеет следующие преимущества.
- Данные собираются напрямую
- Значительный объем данных может быть собран за относительно короткий промежуток времени.
- Предоставляет предварительно записанные данные и готовые к анализу.
- Надежность наблюдения высокая.
Недостатки наблюдения как инструмента сбора данных в исследованиях
- Установление достоверности затруднено.
- Субъективность тоже присутствует.
- Это медленный и трудоемкий процесс.
- Это затратно как по времени, так и по деньгам.
- Данные могут быть неуправляемыми.
- Возможна погрешность.
Однако наблюдение является научным методом в той мере, в какой оно служит сформулированной исследовательской цели, планируется систематически, а не происходит случайным образом, систематически регистрируется и связано с более общими утверждениями, и подвергается проверкам и контролю в отношении достоверности и надежность.
Мы надеемся, что эта статья оказалась для вас полезной. Если у вас есть какие-либо дополнительные соображения, которыми вы хотели бы поделиться с нами о преимуществах наблюдения в качестве инструмента сбора данных, пожалуйста, добавьте их в комментарии ниже.
ПОДРОБНЕЕ
Нравится:
Нравится Загрузка…
Преимущества и недостатки наблюдательных исследований
Преимущества и недостатки наблюдательных исследований | Каковы преимущества и недостатки исследований с наблюдением по сравнению с опросами? | Методология бизнес-исследований | Неделя 3 DQ1| Уэстклиффский университетСодержание
Вопрос: Каковы преимущества и недостатки исследований с наблюдением по сравнению с опросами?
Преимущества наблюдательных исследований
По сравнению с опросами наблюдательные исследования считаются одним из самых простых и легких способов сбора данных, который происходит в естественных условиях. Сбор данных посредством наблюдения помогает исследователю лучше понять вещи, поскольку люди легко понимают многие вещи, наблюдая за окружающей обстановкой.
Считается и считается, что наблюдение является одним из ключевых факторов для формулирования гипотезы, так как после наблюдения за чем-либо в течение продолжительного периода исследователь хорошо знаком с вещами, которые наблюдались.
По сравнению с опросом исследования с наблюдением дают более точную информацию, поскольку наблюдатель может внимательно наблюдать за поведением респондентов. При других методах сбора данных возможно намеренное или непреднамеренное предвзятое отношение респондентов к предоставлению информации, что приводит к получению недостоверной информации.
- Универсальность
По сравнению с методом опроса, метод сбора данных наблюдения универсален и применяется во всех науках, как физических, так и социальных.
Недостатки наблюдательных исследованийНевозможно наблюдать все, поскольку некоторые социальные явления, такие как любовь, привязанность, чувства и эмоции, носят абстрактный характер.