Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Духовная основа присущая только морали: Глава 3. Мораль как форма духовной жизни общества

Духовная культура, мораль, моральные ценности и идеалы реферат по биологии | Сочинения Биология

Скачай Духовная культура, мораль, моральные ценности и идеалы реферат по биологии и еще Сочинения в формате PDF Биология только на Docsity! РЕФЕРАТ по курсу «Естествознание» по теме: «Духовная культура, мораль, моральные ценности и идеалы» 1. Духовная жизнь общества: характеристика, структура Духовная жизнь — относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляют специфические виды духовной деятельности и общественных отношений, ее регулирующих. Структура духовной жизни общества включает общественное сознание как содержательную сторону, а также общественные отношения и институты, которые определяют порядок и условия его функционирования. Духовная жизнь общества обязательно должна включать в себя право человека на духовную, свободу, на реализацию своих способностей, удовлетворение духовных потребностей. Духовная жизнь общества должна охраняться законом. Духовная культура — часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. Духовная культура включает в себя нравственность, воспитание; просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию и другие духовные ценности. Духовная культура характеризует внутреннее богатство человека, степень его развитости. Элементами духовной культуры общества являются произведения искусства, философские, этические, политические учения, научные знания, религиозные идеи и т. п. Вне духовной жизни, помимо сознательной деятельности людей культура вообще не существует, так как ни один предмет не может быть включен в человеческую практику без осмысления, без посредства каких-либо духовных компонентов: знаний, навыков, специально подготовленного восприятия. Ни один предмет материальной культуры не может быть создан без сочетания действий «исполняющей руки» и «мыслящей головы». При помощи одной только руки люди никогда не создали бы паровой машины, если бы вместе и наряду с рукой и отчасти благодаря ей не развивался и мозг человека. Духовная культура формирует личность — ее мировоззрение, взгляды, установки, ценностные ориентации. Благодаря ей могут транслироваться Профессиональная культура характеризует уровень и качество профессионального мастерства и подготовки. Политико-правовая культура касается сферы деятельности, связанной с системой властных отношений между классами, нациями, другими социальными группами. Экологическая культура предполагает признание единства системы «человек—природа», причем определяющим является не только воздействие на развитие общества географической среды и народонаселения, но и обратное влияние человека на природную среду. Бытовая культура — это налаженный уклад повседневной жизни человека. Вся сфера внепроизводственной социальной жизни составляет систему бытовой культуры. Физическая культура, в центре которой помещена потребность гармонического развития человеческого тела, основы здоровья членов общества и др. Есть формы культуры, которые понятны и доступны для восприятия любому члену общества и не требуют специальной подготовки, — это массовая культура. Радио, телевидение, современные средства связи способствуют ее распространению. Неотъемлемой частью массовой культуры является реклама. Существует элитарная культура, которая сложна для восприятия и требует специальной подготовки. Произведения, созданные в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом спора среди искусствоведов и критиков. Национальная культура отражает особенности общественной жизни той или иной социально-исторической или этнической общности людей, ее взаимосвязи с природой. Каждая национальная культура неповторима, уникальна. Причинами интернационализации культур выступают НТП, общие тенденции в развитии образования, международное разделение труда, и это способствует взаимообогащению, взаимопроникновению национальных культур. Совокупность непосредственных отношений и связей, складывающихся между различными культурами, их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений и составляют сущность диалога культур. Выделяют следующие уровни диалога культур: 1) личностный, который связан с формированием или изменением человеческой личности под влиянием различных «внешних» по отношению к его естественной культурной среде культурных традиций и норм; 2) этнический, присущий для отношений между различными локальными социальными общностями, зачастую в рамках единого социума; 3) межнациональный, характеризующийся разноплановым взаимодействием различных государственно-политических образований, их политических элит; 4) цивилизационный, базирующийся на встрече принципиально различных типов социальности, систем, ценностей и форм культурного творчества. В процессе диалога культур принято выделять культуру-донора, которая больше отдает, чем получает, и культуру-реципиента, которая выступает принимающей стороной. В течение длительных исторических периодов времени эти роли могут меняться в соответствии с темпами и тенденциями развития каждого из участников. 3. Проблемы развития духовной жизни в современной России Духовная жизнь человека объединяет в себя две сферы: духовно- теоретическую (философия, искусство и литература, наука, религия) и духовно-практическую (нравственность, политическое и правосознание). Понятно, что эти две сферы взаимосвязаны между собой. Содержание реальной духовной (и. бездуховной) жизни находит свое отражение в литературе и в искусстве, мы узнаем окружающую нас действительность на страницах газет и на экране телевизора. Для современной ситуации в духовной жизни России характерен крутой поворот, разрыв с прежними жизненными ценностями и ориентациями. В постсоветской России сохранилась ностальгия по прежним коллективистским ценностям, которые в той или иной степени вели к фетишизации власти и к тоталитарным порядкам, и в то же время становится ясно осознанной необходимость установления приоритетов личности, правового обеспечения деловой и гражданской жизни. Видимо, в переходный период, который наблюдается в нашей стране, необходимо избежать радикализма, поворота любой ценой и в кратчайшие сроки. Речь может идти о тех духовных ценностях, которые были сохранены в России и в предыдущий период. Это, прежде всего нравственные ценности, уважение к собственной культуре и истории. На наших глазах происходит православное духовное возрождение, с ним связывают сохранение нравственных устоев и смысложизненных ценностей. В то же время у нас в стране сложилась мощная образовательно-просветительская традиция, на ее основе достигнуты серьезные результаты в области науки и образования, установлены плодотворные культурные связи с европейской культурой. Развитие как первой, так и второй традиции характеризует развитие духовной жизни в России как в ближайшем, так и в отдаленном будущем. Уровень развития духовной культуры определяется объемом создаваемых в обществе духовных ценностей, размахом их распространения и глубиной освоения людьми, каждым человеком. Оценка уровня духовного прогресса в той или иной стране выражается в количестве университетов, научно-исследовательских институтов, театров, библиотек, музеев, школ, консерваторий, заповедников и т. п. Но количественные показатели — это лишь верхняя часть культурного айсберга, более важно качество духовной продукции — научные открытия, книги, кинофильмы, спектакли, картины, музыкальные произведения и т. д. Цель культуры — формировать умение и способность каждого человека к творчеству, его восприимчивость к самым высоким достижениям отечественной и мировой культуры. Потому важным критерием культурного прогресса общества является степень достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры. Положение в отечественной культуре расценивается как крайне тяжелое и даже катастрофическое. Началось духовное обнищание народных масс, а способным превращать общественные требования и ценности в личностные мотивы поведения. Главнейшим условием для нравственно-прогрессивного развития общества является создание объективных общественных условий для расширения моральной свободы личности, расширения самой возможности для нравственно положительного выбора. Критерием нравственного прогресса является степень духовной зрелости личности, ее способность сделать гуманистические общечеловеческие ценности смыслом собственной жизнедеятельности. 5. Моральные ценности и нормы: гуманизм и патриотизм Простейшими и исторически первыми формами нравственного отражения были нормы и их совокупность, образующая нравственный кодекс. Моральные нормы — это. единичные частные предписания, например, «не лги», «уважай старших», «помогай другу», «будь вежлив» и др. Простота нравственных норм делает их понятными и доступными каждому, а их социальная ценность самоочевидны и не нуждаются в дополнительном обосновании. В то же время их простота не означает легкости исполнения и требует от человека моральной собранности и волевых усилий. Моральные ценности и нормы выражаются в моральных принципах. К ним относятся, гуманизм, коллективизм, добросовестное исполнение общественного долга, трудолюбие, патриотизм и др. Так, принцип гуманизма (человечности) требует от личности следовать нормам доброжелательности и уважения к любому человеку, готовность придти к нему на помощь, защитить его достоинство и права. Коллективизм требует от человека умения соотносить свои интересы и потребности с общими интересами, уважать товарищей, строить отношения с ними на основе дружелюбия и взаимопомощи. Принцип трудолюбия конкретизируется в признании нравственной ценности труда как сферы самореализации человека, уважении любого общественно значимого вида труда, честного и добросовестного работника, а также предполагает бережное отношение к средствам труда и рабочему времени, умение и желание поделиться своими знаниями и умениями с другими. Принцип патриотизма выражает уважение и любовь к своей родине, гордость за достижения народа, его вклад в мировую культуру. Мораль требует от человека развития в себе способностей к выполнению ее требований. В классической этике эти способности личности назывались несколько высокопарно, но весьма точно — добродетели, т. е. способности к деланию добра. В понятиях добродетелей (моральных качеств личности) конкретизируются ценностные представления морального сознания о хорошем и плохом, праведном и грешном в характеристиках самого человека. И хотя в каждом человеке перемешано много и хорошего, и плохого, моральное сознание стремится выделить самые ценные нравственные характеристики человека и объединить их в обобщенном Идеальном образе нравственно совершенной личности. Так в моральном сознании складывается понятие нравственного идеала личности, воплощение идеи морально безупречного человека, сочетающего в себе все мыслимые добродетели и выступающего образцом для подражания. По большей части свое воплощение идеал находит в мифологических, религиозных и художественных образах — Ильи Муромца, Иисуса Христа, Дон-Кихота или князя Мышкина. В то же время осознание зависимости нравственных характеристик человека от условий общественной жизни вызывает, в моральном сознании мечту о совершенном обществе, где будут созданы условия для воспитания нравственно совершенных людей. Поэтому вслед за личным нравственным идеалом в моральном сознаний создается понятие нравственного идеала общества. Таковы религиозные упования на грядущее «царство Божие», литературные и философские утопии («Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Золотая книга об острове Утопия» Т. Мора, теории социалистов-утопистов). Социальное назначение морали заключается в чрезвычайно важной роли в процессе исторического развития общества, в том, что мораль служит средством его духовного сплочения и совершенствования посредством выработки норм и ценностей. Они позволяют человеку ориентироваться в жизни и сознательно служить обществу. Добро и зло наиболее общие понятия морального сознания, служащие для разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, хорошего и плохого. Добро — это все, положительно оцениваемое моральным сознанием при соотнесении с гуманистическими принципами и идеалами, способствующее развитию в человеке и обществе взаимопонимания, согласия и человечности. Зло означает нарушение требования следовать добру, пренебрежение моральными ценностями и требованиями. Первоначально представления о добре формировались вокруг идеи блага, полезности вообще, но с развитием морали и человека эти представления наполняются все более духовным содержанием. Подлинным добром моральное сознание считает то, что служит развитию в обществе и человеке гуманности, искреннему и добровольному единению и согласию между людьми, их духовной сплоченности. Это доброжелательство и милосердие, взаимопомощь и сотрудничество, следование долгу и совести, честность, великодушие, вежливость и тактичность. Все это именно те духовные ценности, которые в отдельных случаях могут казаться бесполезными и нецелесообразными, но в целом составлять единственно прочный духовный фундамент для осмысленной человеческой жизни. Соответственно злом моральное сознание считает все, что препятствует единению и согласию людей и гармонии общественных отношений, направлено против требований долга и совести ради удовлетворения эгоистических побуждений. Это корыстолюбие и алчность, жадность и тщеславие, грубость и насилие, равнодушие и безразличие к интересам человека и общества. Моральная ценность достоинства личности ориентируется не на материальное благополучие и преуспеяние, не на внешние знаки признания (это скорее можно определить как тщеславие и чванство), а на внутреннее уважение личности принципов истинной человечности, свободное добровольное следование им вопреки давлению обстоятельств и соблазнов. Еще одним важнейшим ценностным ориентиром морального сознания является понятие справедливости. Оно выражает идею правильного, должного порядка вещей в человеческих взаимоотношениях, который соответствует представлениям о назначении человека, его правах и обязанностях. Издавна понятие справедливости связывалось с идеей равенства, однако понимание самого равенства не оставалось неизменным. От примитивно-уравнительного равенства и полного соответствия деяния и воздаяния по принципу «око за око, зуб за зуб», через принудительное уравнивание всех в зависимости и бесправии перед властью и государством к формальному равенству в правах и обязанностях перед законом и моралью в демократическом обществе — таков путь исторического развития идеи равенства. Более точно содержание понятия справедливости можно определить как меру равенства, т. е. соответствия между правами и обязанностями людей, заслугами человека и их общественным признанием, между деянием и воздаянием, преступлением и наказанием. Несоответствие и нарушение этой меры оценивается моральным сознанием как неприемлемая для нравственного порядка вещей несправедливость. 6. Проблема смысла жизни Весь комплекс ценностных понятий морального сознания завершают понятия счастья и смысла жизни. Очевидно, что подлинно счастливой в высшем, нравственном, смысле слова может быть только жизнь осмысленная, служащая высоким, благородным целям и общественно значимым идеалам. Ибо только такая жизнь в наибольшей мере соответствует высшей степени духовного удовлетворения человека от переживания полноты самореализации, которая зовется в этике счастьем, или, как говаривали в старину, блаженством. Развитое моральное сознание связывает состояние счастья не с идиллией покоя и тишины, удовлетворенности существующим, а предполагает стремление к лучшему будущему и преодолению преград на этом пути. Присущая морали неудовлетворенность сущим не позволяет развитой моральной личности ограничиться собственным благополучием, а требует от нее развития и использования своих способностей, напряжения сил в творческой деятельности по реализации общественно значимых целей. В то же время не следует сводить понятие счастья только к «борьбе за социальную справедливость и общественный прогресс», к необходимости полной самоотверженности и отказу от стремления к личному благополучию человека. Личное благополучие человека и сознание полноты и осмысленности существования не отрицают друг друга, если являются результатом напряженной и целеустремленной созидательной деятельности, имеющей общественно-ценную направленность и признание. Разумеется, степень удовлетворенности достигнутым на этом пути будет тем выше, чем больше трудностей и препятствий удается преодолеть человеку, проявить себя как достойную и целеустремленную личность. Что. легко достается, то невысоко и ценится, здесь логика ценностного сознания видна особенно ярко. Поэтому под счастьем понимают не просто довольство благополучным течением жизни (так называемое «мещанское счастье»), а редкие минуты высшего взлета духа, отмечающие этапы свершений на жизненном поприще, выдающиеся достижения человека. Либо под счастьем может пониматься некий общий итог жизни, в которой человек свершил свое предназначение и испытал полноту удовлетворения от самореализации. Тем самым понятие счастья оказывается связанным с понятием смысла жизни, дающим человеку сознание значимости собственного существования. В самом общем выражении смысл жизни человека заключается в ее содержательной направленности, тех целях, установках и ценностях, которым она посвящена. Объективно смыслом жизни человека является значение, которое она имеет для окружающих, для общества, для развития культуры. Ключевым здесь является понятие нужности человека другим людям, способность быть полезным, интересным и приятным для них, степень успешности и эффективности служения своему делу. Субъективную сторону смысла человеческой жизни составляет самооценка им характера своей деятельности. Самооценка обязательно должна включать возможность испытать удовлетворение и гордость от свершенного, радость от пережитого. Степень же удовлетворенности от жизни зависит от целей и ценностей человека, которые образуют восходящий ряд и выступают мерилом соответствия между реальной и идеальной, желаемой, жизнью. В случае совпадения человек испытывает чувство субъективного удовлетворения — не зря жил, многого добился, во многом преуспел. В противном случае его настигает сознание бесполезно растраченных сил и потерянных возможностей, чувство сожаления и боли за прожитую впустую жизнь. Сознание бессмысленности жизни может настигнуть человека и тогда, когда он не видит достойных целей, которым стоило бы посвятить жизнь (а не посвятить ее просто невозможно, ибо она утекает вместе с отпущенным на нее временем), либо считает эти цели заранее недостижимыми.

Место морали в духовной жизни общества (Реферат)

Содержание:

  1. Духовные основы морали
  2. Особенности морали как формы духовной культуры
  3. Моральные аспекты социального поведения и личностной активности
  4. Заключение
Предмет:Этика
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:26.07.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по этике на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по этике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Мораль – бесценное достояние человека
Мораль и политика
Мораль и религия
Научно-технический прогресс и нравственность

 

Введение:

Духовная культура неоднородна по своей природе. Следовательно, духовная деятельность человека многогранна: религия, искусство, философия, наука, образование и т. д. Все эти сферы деятельности людей — не что иное, как формы духовной культуры. Мораль является наиболее важной формой (областью) духовной культуры, которая во многом регулирует отношения людей в каждом конкретном обществе.

Особенности такой формы духовной культуры, как нравственность, проявляются во многих отношениях. Мораль имеет определенные характеристики, она характеризуется рядом значимых социальных и культурных функций. Мораль имеет фундаментальное духовное качество, она определяет диапазон приемлемых, признанных, поощряемых обществом или, наоборот, запрещенных принципов человеческого поведения. А моральные нормы — это утвержденные обществом правила поведения людей, которые напрямую зависят от культурных ценностей.

Например, с помощью моральных норм мы бережно относимся к памятникам культуры, к природе, к животным, уважаем старших, толерантно воспринимаем представителей других народов.

А наш моральный долг проявляется любви к Родине или в преданности семейным ценностям. Благодаря этому человек способен на самые благородные поступки. Нигде не записано, что мы должны улыбаться при встрече или уступать место пожилому человеку, но люди нередко поступают так в соответствии с моральными требованиями, которые утвердились в обществе. Рассмотрим особенности морали как духовной формы культуры и ее отличия от прочих подобных форм.

 

Духовные основы морали

 

Мораль как форма духовной культуры — это совокупность требований, условий и оценок поведения людей, выработанных в обществе. Мораль в любом обществе основывается на понятиях добра и зла, а также правильного и неправильного в поведении людей. Мы всегда оцениваем нашу деятельность и оцениваем действия других людей, говоря, что у них все хорошо или, наоборот, плохо. Но кто устанавливает границы для правильного поведения? Они устанавливаются самим обществом.

Однако все моральные критерии являются условными нормами и ценностями. В одном обществе громкий разговор, помахивание руками или радость во время похорон будут очень приемлемы. Тогда как в другом обществе такое поведение вызвало бы выговор. Многое зависит от морали эпохи, национальной культуры, менталитета и т. д. Поэтому мораль, как и другие формы духовной культуры, является условной и зависит от культурных рамок общества (эпоха, нация, образование, субкультура, традиции и т.д.).

Мораль как форма духовной культуры имеет те же характерные свойства, что и другие формы. Мораль характеризуется особой чертой духовности, которая проявляется в стремлении человека улучшить себя и окружающий его мир. Мораль помогает людям преодолеть разобщенность нравов людей и выработать правила общения между людьми на основе гуманных, моральных условий жизни. Мораль позволяет людям объединяться, преодолевать собственные корыстные интересы на общее благо.

 

Мораль — это тот символический код, который говорит нам, как вести себя в конкретной ситуации, что кому сказать («что хорошо, а что плохо?»). Через моральные нормы человек строит новую реальность, дополняет физический мир символическим. Например, это происходит с помощью требований к внешности человека, его отношениям с родителями, детьми и т. д.

Мораль сложна не только потому, что она культурно обусловлена. Кроме того, он имеет глубокую внутреннюю структуру. Для изучения всех аспектов морали существует специальная наука — этика.

 

Особенности морали как формы духовной культуры

 

Первое. Мораль не имеет институциональной (формальной) стороны. Несмотря на то, что данная форма духовности во многом определяет наше поведение, все же у нее не имеется специальных кодексов, ведомств, организаций, учреждений и прочих устоявшихся структур. Этим мораль отличается от других форм культуры (искусства, науки, религии, образования и др.). Сегодня не существует таких должностей, в обязанности которых входила бы разработка и утверждение моральных норм. Мораль неформальна, она возникает и функционирует естественным образом, отражая потребности общества, его взгляды и представления о мире, человеке и обществе.

При этом многие люди косвенным образом воздействуют на формирование моральных норм в школе, дома или на улице: через стихи и фильмы, обращения и молитвы, картины и музыку и т.д.

Второе. Мораль как форма духовной культуры характеризуется своей общественной природой. С одной стороны, моральные нормы характерны для отдельного человека, ведь каждый из нас принимает решение о том, каких из них следуют придерживаться (например, обманывать или нет). Но необходимость морали обусловлена именно общественной природой человека. Для того, чтобы создать благоприятные условия для общения людей, как раз и требуется мораль.

Третье.

Мораль имеет добровольный характер. В отличие права, человек руководствуется в своем поведении моральными нормами добровольно, без принуждения. В праве требуется обязательное соблюдение законодательства и правовых норм, иначе человек может получить наказание. Тогда как моральные нормы не зафиксированы строго в каких-либо документах (хотя есть, например, священные писания, которых многие люди стараются придерживаться). И их выполнение является добровольным. Вместе с тем, нарушение моральных норм может вызвать осуждение в обществе, неприятие или изоляцию человека от общества.

Четвертое. Мораль как форма духовной культуры проявляется в различных моральных категориях. Среди важнейших из них — добро (положительная оценка смыслов окружающего мира) и зло (напротив, отрицательная). Помимо добра и зла, мораль может проявляться в нашей жизни и с помощью других понятий. Вот лишь некоторые, наиболее значимые, из таких понятий:

  • моральный долг;
  • совесть;
  • достоинство;
  • стыд;
  • честь;
  • справедливость.

Пятое. Мораль – это совокупность нравственных норм. Мораль и нравственность чаще всего употребляются в качестве синонимов. Не случайно человека, который нарушает моральные нормы (хамство, ложь, подлость, предательство и пр.), называют безнравственным. Тогда как напротив, тот, кто поступает в соответствии с моральными требованиями, становится для нас высоконравственным человеком. Но все же есть отличия морали от нравственности. Нравственность – это скорее мораль человека (или «человеческое измерение» морали). Ключевой категорией нравственности является понятие «совесть», способствующая нравственному ориентированию человека в окружающем мире. Нравственность проявляется в требованиях человека к себе и к своему поведению.

 

Моральные аспекты социального поведения и личностной активности

 

Основываясь на сочетании ряда особенностей, имеет смысл проводить различие между социальным и индивидуальным поведением, с одной стороны, социальным и антиобщественным, с другой. В первом случае внешним признаком социального поведения является его массивность, своего рода мультисубъективность. Но это только внешний признак. Главное, что термин «общественный» указывает на отношение к социальным нормам, обычаям, традициям и системе ценностей. Во втором случае термин «социальный», как и «антисоциальный», указывает на соответствие или несоответствие поведения объективно существующим системам норм, ценностей, т. е., взятых в положительном или отрицательном смысле слова. Таким образом, социальное поведение относится к таким типичным массовым действиям человека, которые характеризуются социальной значимостью, их отношением к социальным институтам, нормам, моральным ценностям и в то же время определяются определенными экономическими, политическими и другими социальными мотивами.

Если мы сосредоточимся на зависимости общего от индивида, то здесь, прежде всего, бросается в глаза непременная связь между практическими действиями индивидов и их сознанием или его подструктурами: знаниями, убеждениями, чувствами, привычками. Поведение состоит из действий, хотя это верно только в самом общем теоретическом смысле. Что касается массового поведения, то его можно рассматривать как одну из существенных черт конкретного исторического образа жизни.

Довольно часто средства социального контроля и механизмы внутреннего самосознания индивидов разделяются и противопоставляются на том основании, что первый оказывается внешним по отношению к самоопределению человека, ограничивает его свободу и обеспечивает только адаптивно адаптивное поведение. Такая ситуация действительно имеет место, но она не универсальна, особенно в социалистическом обществе.

Что касается социальной активности личности, то она является специфическим свойством формы движения материи; с одной стороны, это общее понятие в отношении деятельности, с другой стороны, оно означает меру интенсивности социальной активности, меру ее фактической реализации.

Чрезвычайно важным условием качественной оценки социальной активности является ее направленность. С этической точки зрения это может быть коллективистская или индивидуалистическая ориентация, которая одновременно служит наиболее общей характеристикой социального поведения и его субъектов.

В целом, моральными мотиваторами общественно-политической деятельности масс, безусловно, являются: сознание общественного долга, чувство ответственности, вера в справедливость.

 

Заключение

 

Моральные ценности, принципы и нормы регулируют отношения между людьми во всех сферах человеческой деятельности. Следовательно, мораль носит всеобъемлющий и универсальный характер. Различные области культуры (политика, экономика, религия, наука, и др.) удовлетворяют многообразные потребности и реализуют различные устремления современного человека.

Философия, обращаясь к проблеме сущности человека и его бытия в мире, фиксирует базовые ориентиры и ценности человеческого существования. Учитывая, что в основе системы ценностей общества в любую эпоху лежат, прежде всего, нравственные ценности, именно мораль является главным воплощением духовной жизни, так как отвечает на «высшие запросы духа» (по А.А. Радугину), — о справедливости, счастье, любви, долге, смысле жизни. Следовательно мораль является ведущей сферой духовной жизни общества.

Мораль | Ответы в Бытие

Из The Last Adam: Enhanced DVD Edition

Вопрос о том, является ли человек по своей природе «добрым» или «злым», вдохновил многих поэтов и философов на создание множества театральных постановок, стихов и сказок. Человеческая природа никоим образом не описывается в Библии как хорошая.

Атеисты говорят нам, что мы должны быть хорошими ради добра, что люди могут быть хорошими и без Бога. Но они не говорят нам, откуда они узнают или как измеряют, что такое «хорошо».

Многие эволюционисты совершенно ясно понимают, что эволюция не обеспечивает основу для морали. Если эволюция верна, то не может быть универсального морального кодекса, которого должны придерживаться все люди.

Моральный стандарт Бога вытекает из Его неизменной природы. Поскольку природа Бога совершенна и свята, Он не может грешить, поэтому Его стандарт объективен.

Для Бога невозможно противоречить Себе или действовать несовместимо со Своей собственной природой.

  • Новости

    Будет ли мораль развиваться через 100 000 лет?

  • Подробная статья

    Эволюция морали

  • Статья отдела журнала

    Можем ли мы быть хорошими без Бога?

  • Определяется ли нравственность своей популярностью?

  • Разоблачение связи: как эволюция влияет на мораль

  • Сексуальная безнравственность становится все более приемлемой, если только это не прелюбодеяние

  • Исследование: разрыв между поколениями в определении морали

  • Рецепт нравственности?

  • Запутанная паутина: наука лжи согласуется со Словом Божьим

  • Статья в журнале

    Атеисты согласны: истина — это вопрос морали

  • Статья в журнале

    Трансгендерная идентичность — отказ от Божьего замысла

  • Есть ли у секуляристов основа морали?

  • Как Евангелие, а не эволюция, может решить проблемы общества

  • Статья в журнале

    Одна нация над Богом

  • Статья отдела журнала

    Ради бога

  • Стабильность — неотъемлемая часть принципа / Христианская наука Sentinel

    Несколько лет назад легкий пассажирский пароход совершал частые экскурсионные рейсы из порта приписки на северном берегу озера Онтарио вниз по реке Святого Лаврентия к живописным Тысячам островов. На этом корабле обязанности экипажа обычно были рутинными, но иногда самые необычные обязанности становились императивными. Всякий раз, когда слишком много пассажиров на верхней палубе перемещались в ту или иную сторону, крен корабля становился чрезмерным, если его не исправить. Но двое членов экипажа катили по главной палубе несколько бочек с мокрым песком. Длинный маятник, подвешенный в центре корабля, указывал, когда равновесие временно восстановилось. Очевидно, что при проектировании и постройке этого корабля не было полностью учтено его равновесие при всех возможных нагрузках.

    Неустойчивость, присущая этому кораблю, была скорректирована по мере необходимости исключительно на основе эффекта, процедура, которая не могла исправить основную ошибку в конструкции. Примерно так же несбалансированные человеческие отношения, будь то личные, национальные или международные, не могут быть постоянно улучшены без учета первопричины, поскольку мысли, вызывающие дисбаланс, должны быть заменены более высоким уровнем моральной целостности и духовного понимания.

    Христианская наука учит, что совершенная устойчивость постоянно существует в Разуме, Боге, и отражается во всех его бесчисленных идеях и во взаимосвязи этих идей. На человеческой сцене все желания и мотивы, поддерживаемые духовным пониманием, в какой-то мере выражают присущую Разуму устойчивость. Это результат действия божественного закона. В Наука и здоровье с ключом к Священному Писанию, Мэри Бейкер Эдди, первооткрыватель и основатель христианской науки, делает поразительное заявление: «Существует только одна первопричина. не может быть реальности ни в чем, что не исходит из этой великой и единственной причины». Наука и здоровье, с. 207

    Закон стабильности является основным; оно лежит в основе того факта, что божественный Принцип, Бог, поддерживает и управляет Своей безграничной вселенной духовных идей. Не может быть ни малейшего отклонения от юрисдикции и действия этого закона. Каждая отдельная идея бесконечного Разума, от высшей идеи человека до наименьшей бесконечно малой идеи, постоянно выражает этот божественный закон стабильности. Чем полнее понято кем-либо, тем больше оно проявляется в его человеческом опыте в меньшем материализме, в более чистой нравственности и в большем одухотворении.

    Все человечество нуждается в стабилизирующей силе и действии Принципа в религии, национальных и мировых делах, моральных кодексах, экономике и семейной жизни. В частности, умственное смятение и неуверенность, страх, уныние, одиночество, дисгармония и тому подобное стираются через осознание того, что человек осознает, восприимчив и послушно выражает только качества, происходящие от Бога Отца-Матери. Миссис Эдди пишет: «Грех, болезни и смерть должны исчезнуть, чтобы уступить место фактам, принадлежащим бессмертному человеку. Узнай это, о смертный, и искренне ищи духовный статус человека, который находится вне всякой материальной самости». стр. 476

    Понимание вечного действия божественного Принципа, Любви, приводит к таким решениям проблем, которые наиболее верны в человеческих ситуациях. Гармония между людьми и даже народами регулируется по закону Принципа, а не ограничивается или извращается человеческими желаниями и планами. Стабильность достигается в той мере, в какой человек понимает, что человек включает в себя только духовные качества, происходящие от Бога, его единственного Отца и Матери. Христос Иисус одновременно подчеркивал важность самоотверженности, которая стабилизирует человеческие отношения, и признавал правление Бога.

    Неисправленное самолюбие часто приводит к отчуждению от других или безразличию к их благополучию. Это большой фактор беспокойства и насильственных потрясений, происходящих сегодня в мире. Но подлинный интерес к ближним движим божественной Любовью. Когда такое мышление сопровождается нравственно и духовно обоснованным действием, оно обеспечивает лучшие отношения. Условия человеческого поведения и жизни, которые раньше считались обусловленными только физическими причинами, теперь признаны результатом психических расстройств, таких как разочарование, несчастье, неуважение, нежелательность и тому подобное. Здесь Христианская Наука представляет всему человечеству нравственные и духовные истины, которые, будучи поняты и применены, привносят в их жизнь предвкушение стабильности, основанной на божественном Принципе.

    В Библии записано моральное и духовное равновесие, проявленное несколькими выдающимися персонажами в трудных человеческих обстоятельствах. Сталкиваясь ли с сомнениями в том, что он обещанный Мессия, или с сопротивлением его учениям, или с полным пренебрежением к его исцеляющим делам, Иисус выражал уравновешенность, проистекающую из бесконечного Принципа, Любви. Поэтому он мог сказать: «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего». Иоанна 14:30 Он учил и демонстрировал, что божественный Разум является единственным источником отраженного человеческого разума и мудрости. Человеческий разум по-прежнему нуждается в стабилизирующем импульсе и руководстве божественного Принципа, ибо таким образом он может избежать путей человеческого познания, ведущих от Духа к материи.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *