Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Духовно нравственные качества личности: Духовно-нравственные качества личности как факторы подготовки их к социальной жизни — NovaInfo 42

Духовно-нравственные качества личности как факторы подготовки их к социальной жизни — NovaInfo 42

NovaInfo 42, с.262-265, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 13
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье освещены вопросы формирования духовно-нравственных качеств воспитанников «Домов милосердия», как средства подготовки их к жизни в обществе, раскрыты понятия «мораль» («нравственность») в различных интерпретациях.

Ключевые слова

ПОДГОТОВКА К ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, САМОВОСПИТАНИЕ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА, МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ, НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Текст научной работы

При подготовке воспитанников «Домов милосердия» к жизни в обществе особое значение придается воспитанию у них духовно-нравственных качеств, так как воспитанники как равноправные члены общества должны соблюдать нормы общественной морали. В чем же заключаются критерии нравственности? Какие духовно-нравственные качества необходимо сформировать у воспитанников «Домов милосердия», исходя из требований сегодняшнего дня? Какого должно быть содержание педагогической деятельности, чтобы реализовать поставленные задачи?

Как только человечество стало осознавать себя, были созданы предпосылки для разделения плохого от хорошего, предприняты попытки для установления отношений между людьми в определенном обществе, разработки правил поведения и критериев нравственности «Мораль» (от латинского «moralis»-нравственный) имеет отношение, в первую очередь, к поведению, поступкам, привычкам. Мораль (нравственность) – это особое свойство, позволяющее регулировать отношения между людьми; правила, принятые обществом. Нравственность — «Одна из форм общественного сознания, которое присуще людям, живущим в каком-либо обществе, оно воплощает в себе определенные правила поведения». В различных источниках нравственность характеризуется как совокупность, присущих каждому человеку этнических ценностей, самовоспитания и самоуправления.

«Нравственность – это неписаные законы» (то есть неофициальные), но это принятые и поддержанные обществом «золотые правила», следуя которым люди проявляют своё отношение друг к другу, к обществу, государству, народному достоянию, семью, средствам производства, продуктам производства. Правила эти образуют систему. [1. 626-c ]

Каким образом и в какой форме проявляются нравственные особенности в межличностных отношениях? В обобщенном виде ответ на данный вопрос в разных источниках представлен в следующих формулировках:

  1. Нравственность регулирует или устанавливает общественные межличностных отношения;
  2. Служит определению содержания межличностных отношений;
  3. Духовно-нравственные нормы (критерии) не систематизированы и не закреплены в письменной форме, как законы или правовые нормы;
  4. Мораль управляется общественной мыслью;
  5. Соблюдение духовно-нравственных критериев определяет отношение личности к духовно-нравственным ценностям, место и роль человека в обществе и в конечном счете – его мировоззрение;
  6. Нравственность выражает важную сторону человеческой личности;
  7. Нравственный человек является неотъемлемой частью общих ценностей общества, это значит, что он понимает и принимает права других субъектов, сосуществует и взаимодействует с ними, хорошо знает свое место в обществе.

Нравственность поведения личности в обществе определяется её нравственным сознанием которое в свою очередь выражается в поступках и отношениях с другими субъектами. Структуру нравственного сознания образуют нравственные чувства, воля, интеллект, интуиция, представления и память.

Исторический опыт и теоретический анализ межличностных отношений, складывающихся на протяжений веков, убеждает в том, что духовно-нравственные качества личности обеспечивают их успешность. Практические действия и теоретические идеи в этом направлении формировались в процессе исторического развития узбекского народа.

Определение критериев нравственности в разные эпохи развития человечества происходило по-разному. Но несмотря на то, что каждой общественной системе были свойственны свои подходы к определению нравственных и этических норм, сохраняются общие позиции по этим вопросам, приемлемые для всех эпох и общественных систем. В обобщенном виде их можно представить следующим образом: разумный подход к объективной реальности, бережное отношение к природе; стремление делать добро людям, непричинение им зла, чувство долга и ответственности за свою деятельность и поступки, забота общественном благе и желание приносить личную пользу, защита Родины, готовность к борьбе за благополучие и счастье народа и отечества.

В священной книге зорастрийской религии «Авесто» основой нравственных качеств признавались добрая мысль, доброе слово, доброе дело. В исламской религии также считается, что основу нравственности составляют чистота души, благодеяние, вера, отсутствие алчности, справедливость, образованность (знания). И в противоположность этому – безверие, дурные поступки, ложь, клевета, легкомыслие, необразованность леность оценивались как грех и недостойные качества. В приведенных в священной книге мусульман «Коран» в Хадисах перечислены наиболее важные моральные качества, которые и на последующих этапах развития общества сохранили свою сущность[ 3. 84 с. ].

Великие мыслители Востока уделяли большое внимание изучению и анализу духовно-нравственных ценностей. В ряду таких ученых, государственных и религиозных деятелей находятся Абу Райхан Беруний, Абу Наср Форобий, Абу Али ибн Сино, Унсурул-Маолий, Кайковус, Ахмад Югнакий, Алишер Навои, Жалолиддин Давоний, Хусайн Воиз Кошифий, Мухаммад Содик Кошкарий, Абдулла Авлони в чьих произведениях создан образ высоконравственной личности.

Древние письменные источники и взгляды выдающихся мыслителей о духовно-нравственных качествах могут быть использованы в процессе подготовки воспитанников «Домов милосердия» к жизни в обществе. Прежде чем проводить педагогическую работу по формированию нравственных качеств воспитанников, следует иметь четкое представление об особенностях этих детей. [ 4. 413c]

Начать надо с того, чтобы избавить или профилактически предупредить воспитанников от дурных привычек и склонностей, имеющихся у многих из них в силу неблагополучных семейных и других обстоятельств и одновременно формировать у них положительные качества, переходя постепенно не вести работу по духовно-нравственному воспитанию, дети не будут считать себя полноценными членами общества, у них не сформируется бережное отношение к окружающим природе. Отсутствие навыков социального общения и взаимоотношений, психологической устойчивости, неосознание необходимости вести здоровый образ жизни, слабая мотивация к трудовой и профессиональной деятельности приведут к тому, что воспитанники будут не готовы к семейной и общественной жизни ни умственно, ни морально, ни психологически и ни физически.

В процессе исследования нами была разработана и апробирована методика формирования нравственных качеств воспитанников «Домов милосердия» с целью подготовки их к общественной жизни. К процессе обучения и воспитания были привлечены методисты-учителя и воспитатели «Домов милосердия», которые должны были проанализировать и оценить результаты работы. В ходе эксперимента были изучены показатели в контрольной и экспериментальной группах.

Критериям оценки была степень готовности воспитанников «Домов милосердия» к социальной жизни по нескольким направлениям.

Уровень сформированности духовно-нравственных качеств воспитанников

Группы, число участников

Показатели уровня

Высокий

Средний

Низкий

Число

Процент

Число

Процент

Число

Процент

Экспериментальная

п1=245

62

25,3

104

42,4

79

32,2

Контрольная

п2 =249

41

16,5

83

33,3

125

50,2

Из показателей таблицы видно, что сформированность духовно-нравственных качеств у респондентов-воспитанников экспериментальной группы на высоком уровне составляет четвертую часть, в то же время показатель низкого уровня сформированности участников контрольной группы достигла 50 с лишним процентов, что свидетельствует о значительном отставании воспитанников контрольных групп от их сверстников из экспериментальных групп.

На основе показателей в соответствии с разработанными критериями можно констатировать преимущество участников экспериментальных групп по следующим направлениям:

  • повышение интереса к получению знаний;
  • реализация нравственных принципов в поведении, в общении с окружающими;
  • оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
  • проявление искренности и доверия к коллективу образовательного учреждения и, в частности, к своим ровесникам;
  • стремление к обогащению своего мировоззрения;
  • проявление уважения к незнакомым людям, гостям;
  • активное участие в общественно-полезном труде;
  • бережное отношение к природным богатствам, к имуществу «Дома милосердия»;
  • осознание в достаточной степени сущности национальной идеи независимости. [ 5. 79 c]

Таким образом, целенаправленная деятельность педагогических коллективов «Домов милосердия» по подготовке воспитанников к жизни в обществе позволит сформировать у детей и подростков положительные нравственные качества и тем самым воспитать достойной поколение граждан своей страны.

Читайте также

Список литературы

  1. Ўзбек тилининг изоҳли луғати. 5 жилдли. Биринчи жилд. А – Д /А.Мадвалиев таҳрири остида. — Тошкент, 2006.
  2. Ҳошимов З., Мўминова М. Бола бўлса бешик топилар // Жаннат макон. — Тошкент, 2008. 3-сон.
  3. Қуръони Карим /Ўзбекчадан изоҳли таржима ва изоҳлар муаллифи А.Мансур. — Тошкент, 1998.
  4. Парфенова О. История развития социального призрения детей-сирот в России XVIII – начала XX века на примере Чувашии.http://www.rl-online.ru/articles/1-04/413.html.
  5. Асқарова У. Меҳрибонлик уйи тарбияланувчиларида ижтимоий ҳаётга тайёрлашга тизими./Монография / Т; Фан 2010 .

Цитировать

Аскарова, У.М. Духовно-нравственные качества личности как факторы подготовки их к социальной жизни / У.М. Аскарова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 262-265. — URL: https://novainfo.ru/article/4965 (дата обращения: 08. 11.2022).

Поделиться

Нравственные качества личности | Статья:

        Нравственные качества личности

        Нравственность — это система внутренних правил человека, определяющих его поведение и отношение к себе и другим людям. Система внутренних правил человека формируется под влиянием многих факторов: семейных, личного опыта, школьного воспитания, общественных отношений и других. 

        Нравственность – это та часть жизни, которая связана с делами человека, его практическим поведением, реальными действиями. Внимательно наблюдая за жизнью, деятельностью, поступками человека, постепенно формируется четко-определенное правило поведения – мораль. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло – это особые нравственные качества личности, которые она должна вырабатывать самостоятельно. Именно норма морали указывает человеку на необходимость трудится, а не жить за чужой счет, осуждает и запрещает воровство, обман. Они превращают в необходимость быть честным, верным дружбе и любви, обязанность проявлять уважение к старшим, воспитывать в себе скромность, тактичность, порядочность. Главная задача нравственных правил, норм – создать образец поведения человека по отношению к другим людям.
        Сила нравственных норм огромна, т.к. основана на силе общественного мнения. Ведь никому небезразлично мнение других людей о себе, радостно и приятно одобрение, тяжело осуждение, невыносимо ненависть.

Причины, которые заставили общество обратиться к воспитанию нравственности на самом раннем этапе образования ребенка следующие:         сегодня, как никогда, наше общество нуждается в широко образованных, высоконравственных гражданах, обладающих не только знаниями, но и выдающимися чертами личности;

в современном мире на маленького ребенка, на его еще только формирующуюся сферу нравственности воздействуют различные источники как позитивного, так и негативного характера;

овладение знаниями о нравственных принципах важно потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, но дают представление о последствиях нарушения этих норм для самого ребенка и для окружающих людей.

        Часто люди задумываются, какими качествами нужно обладать, чтобы стать успешными, знаменитыми или просто добросовестными людьми. Кто-то ищет повод для собственного саморазвития, а кто-то желает воспитать свое чадо в лучших традициях. Попробуем разобраться, какие нравственные качества личности необходимо развивать и для чего это пригодится в жизни.

         Доброта, вежливость, бескорыстие,  тактичность, верность, отзывчивость, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали – все это можно отнести к нравственным качествам личности.

        Доброта — это  душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

        Человеколюбие заключается в его добром расположении к людям, способности проникнуться к ним участием и помочь в сложное время. Не всякий человек готов оказать поддержку и выразить сочувствие даже близким, не говоря о малознакомых людях. Тяжело проявить теплоту и заботу по отношению к окружающим, но еще труднее душевно сострадать и переживать за другого человека.

        Бескорыстие — это духовное качество, которое дает человеку возможность поступить не в своих интересах, а в пользу других людей. Такое действие можно назвать безукоризненным и заслуживающим высокой оценки. Часто бескорыстных людей называют альтруистами. Считается, что подобные поступки всегда возвращаются к деятелю как бумерангом положительными аспектами.

        Верный человек – это высоконравственная личность, так как он всегда выполняет данные им обязательства и постоянен в отношениях. Верность характеризует умение быть дисциплинированным.

        К нравственным качествам личности относится обычная вежливость. Однако именно она позволяет характеризовать человека как гармоничную и интеллектуально развитую особу. Встретив вежливого человека, проявляющего хорошие манеры поведения, окружающие непременно отмечают у него наличие достойного воспитания. Вежливый человек вызывает у людей уважительное и доброжелательное отношение.

        Тактичность — качество, которое трудно развить, оно является внутренним чувством меры. Все же можно научиться контролировать свои эмоции и речь. Человеку, способному осознать грань между избыточностью и достаточностью в разговоре или действиях, непременно легче положительно настраивать людей по отношению к себе. Часто, такт позволяет избежать многих конфликтов.

        Отзывчивость  это когда человек всегда готов прийти на помощь в трудную минуту

        Необходимо бережно относиться к природе. Варварское обращение к деревьям, цветам и животным — не что иное, как показатель первобытности сознания человека и его плохого воспитания. Понимание важности природы в жизни человека, ее влияния на будущее человечества доступно только умственно и морально подготовленному человеку.

        Если каждый человек на планете осознает насколько важно развивать нравственные качества личности, то значительно реже можно будет столкнуться с различного рода преступлениями. Как минимум, человек станет меньше прибегать к грубости и проявлять эгоизм, так как он приобретет интеллектуальную и моральную силу.

Развитие духовно-нравственных качеств учащихся в школе

Реферат

Цель исследования — проанализировать содержание (условия, средства, формы и методы) нравственного воспитания школьников и выявить потенциальные возможности национальной и общечеловеческой культуры способствовать нравственному воспитанию учащихся с учетом конкретных региональных и социальных условиях окружающей их среды путем использования краеведческих, литературных и географических знаний. Изучение личности школьников является необходимым звеном в процессе нравственного воспитания. Изучение личности учащихся в процессе нравственного воспитания представляет собой анализ того, как усвоенные нравственные нормы проявляются в действиях и поведении учащихся. Нормы нравственности находят отражение в отношении учащихся к обществу, Родине, родителям, труду, людям, себе и проявляются в таких ценных качествах, как патриотизм, чувство общности, товарищество, гуманизм, достоинство, уважительное отношение к труду.

, и другие. Эти качества представляют собой союз сознания, разума и чувств и выражаются через личные убеждения, решительность, настойчивость в борьбе с безнравственностью, приверженность высоким нравственным ценностям, способность к состраданию. В статье подчеркивается положение о том, что нравственная направленность личности проявляется не в отдельных поступках, а через ее общую активность. Она оценивается, в первую очередь, через способность личности раскрыть свой взгляд на жизнь. Успешное развитие нравственных качеств у школьников зависит от компетентности педагогов, разнообразия используемых методов воспитания, эмоционального отклика детей.

Ключевые слова: Нравственное развитиенравственное воспитаниенациональная культуранациональная педагогиканациональные традицииморальный кодекс

Введение

Нравственное воспитание учащихся – одна из ключевых проблем, с которыми сталкивается каждый родитель, педагог, образовательное учреждение, общество и страна в целом.

Современное российское и, несомненно, поликультурное дагестанское общество находится в ситуации, в которой остро встала проблема нравственного воспитания. Характерные черты этой ситуации следующие:

  • а отсутствие позитивных жизненных ориентиров у подрастающего поколения;

  • резкое ухудшение нравственного состояния общества;

  • снижение объема культурно-досуговой работы, направленной на молодое поколение;

  • резкое снижение физического здоровья молодого поколения;

  • целенаправленное нравственное воспитание подменяется сиюминутными декларативно-развлекательными мероприятиями и т. д.

Нравственное воспитание обучающихся предполагает необходимость целенаправленной работы, направленной на формирование у обучающихся должной нравственности, мышления, поведения

Постановка проблемы

Целью данного исследования является определение приемов, которые позволят улучшить процесс нравственного воспитания учащихся. Это первое исследование, раскрывающее потенциальные возможности национальной и общечеловеческой культуры по содействию нравственному воспитанию учащихся применительно к конкретным региональным и социальным условиям Республики Дагестан на основе использования краеведческих и литературно-географических знаний.

Исследовательские вопросы

Исследование ставит перед собой задачу ответить, какие приемы могут улучшить процесс нравственного воспитания школьников. Кроме того, исследуется возможность нравственного воспитания учащихся с учетом конкретных региональных и социальных условий среды их обитания путем использования краеведческих, литературных и географических знаний.

Цель исследования

Цель исследования — проанализировать содержание (условия, средства, формы и методы) нравственного воспитания школьников и выявить потенциальные возможности национальной и общечеловеческой культуры. Целью данного исследования является определение приемов, которые позволят усовершенствовать процесс нравственного воспитания учащихся.

Методы исследования

Метод исследования – анализ педагогической литературы и передовых педагогических методов нравственного воспитания учащихся.

Выводы

Исследователи и педагоги-практики, изучая все лучшее, что было создано системой образования нашей страны, всегда преследовали цель воспитания интеллектуально развитых, богатых духовной энергией, физически и нравственно полноценных личностей, необходимых обществу. Работа под названием «Принципы нравственного воспитания» является свидетельством этого стремления; она давно используется в нашей стране и открыто заявляет: «…В образовательном процессе недостаточно ясного изложения нравственных истин: они должны стать еще и целью жизни каждого человека, неотъемлемой частью своих амбиций и личного счастья» (Каирова и Богданова, 1997).

Воспитание молодого поколения – одна из важнейших задач любого народа, стремящегося передать своему потомству социальные и исторические знания. В то же время все человеческое общество включает в себя множество отдельных наций со своими особенностями: отношениями, поступками и методами воспитания, другими словами, «национальными стандартами». Однако единой национальной модели образования не существует: все они неизбежно обладают чертами, общими для многих народов. Одной из таких особенностей является потребность в развитии нравственных качеств у людей, а ее ключевыми понятиями являются нравственность, духовность и ценности.

Огромная роль в нравственном развитии школьников отводится учителям и их компетентности в методах воспитания. В связи с этим большое значение имеет разработка и внедрение педагогами уникальных образовательных программ, занятий и внеурочной деятельности, акцентирующих традиционные, прогрессивные и социально одобряемые нравственно-духовные качества личности. Особое внимание необходимо уделять истинным ценностям родной культуры, региона, страны, поскольку именно эти ценности действительно важны для оптимального развития нравственности, менталитета и поведения учащихся. Воспитателям всегда следует помнить, что «нравственное воспитание люди воспринимают как развитие нравственных качеств, необходимых для жизни и функционирования в обществе: скромности, человечности, честности и искренности, справедливости, дружбы и товарищества, трудолюбия, чувства общности». , храбрость, стойкость, преданность своему народу и Родине» (Алиева, 2003).

Поэтому ключевым понятием в сфере нравственности и духовности является понятие добра. Человек высоких нравственных качеств благожелателен, настроен (в своих намерениях и поступках) на добрые дела через милосердие, совестливость и самосовершенствование. Именно добро, а не зло считается эталоном отношений и поведения в любом обществе. Аристотель говорил, что благо есть причина всякого поступка: для целителя добро — это здоровье, для воина добро — это победа, а для всякого действия — цель, ради которой делается все остальное.

Формирование уважительных отношений является неотъемлемой частью полноценного нравственного воспитания учащихся. В связи с этим целесообразными считаются следующие мероприятия:

  • беседы и дебаты на этические темы;

  • чтение, анализ и классификация моральных идей, взятых из художественной литературы;

  • встречи студентов с деятелями культуры и науки, старейшинами, мудрецами, духовными лидерами нации, опытными педагогами;

  • обсуждение и коллективная оценка различных положительных и отрицательных действий одноклассников.

Другим фактором, который необходимо учитывать, является влияние учителей на детей во время этих занятий.

Нравственное воспитание учащихся должно строиться с учетом духовных и светских аспектов, а внеучебная деятельность должна продолжать работу, начатую в классе. Духовное просвещение составляет неотъемлемую часть нравственного воспитания. Поэтому при разработке программ и содержания нравственно-ориентированной работы педагоги должны учитывать возраст учащихся и контролировать все этапы личностного роста учащихся.

Как неотъемлемую часть духовного воспитания ученые выделяют патриотическое воспитание. Лучше всего этот аспект реализуется через классные собрания, мероприятия, посвященные победе в Великой Отечественной войне, литературные встречи (ярко раскрывающие патриотический потенциал художественной литературы), «Дни духовности и культуры» (включающие встречи с деятелями культуры и науки). , опытные педагоги и люди с немалым жизненным опытом). Студенты могут узнать много интересных фактов о ценных человеческих принципах от старых, мудрых людей. Многому в жизни, в том числе своим первым профессиональным навыкам, дети учатся у своих бабушек и дедушек. Последние помогают детям постичь тонкости межличностных и социальных отношений, тайны растительного и животного мира и многое другое. Бабушки знакомят детей с истоками народной поэзии и учат их родному языку. Самое главное, что эти люди, прожившие долгую и непростую жизнь, учат детей добру. Доброта и любовь, исходящие от взрослых, учат детей подражать им: быть человечными, тактичными и внимательными по отношению к другим людям. Еще одним актуальным аспектом нравственного воспитания является формирование у детей уважительных отношений, формирование у них соответствующих нравственных чувств, сознания и поведения (Магомедова, 2013).

Важным параметром, от которого зависит вхождение детей в социальную и, прежде всего, школьную жизнь, является их психологическая готовность. Под термином «психологическая готовность» понимается определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, а также коммуникативные компоненты готовности ребенка к школьному обучению. Значительное внимание в системе нравственного воспитания уделяется такой необходимой предпосылке развития нравственных норм детей, как взаимодействие с другими детьми. Такое взаимодействие способствует общению, развивает отношения между детьми, дает им возможность впитывать социальный и исторический опыт, понимать себя и своих сверстников, понимать свои способности и возможности. По этой причине учебный процесс должен строиться с учетом как духовной, так и светской составляющих, а внеучебная деятельность должна быть логическим продолжением работы, начатой ​​в классе.

Среди различных форм духовно-нравственного воспитания школьников воспитатели выделяют краеведение. Неслучайно опытные педагоги часто используют краеведение на уроках и во внеурочной деятельности, и такая практика дает результаты.

В этом контексте педагоги могут сослаться на колоссальный опыт Булача Гаджиева, уважаемого краеведа, известного народного педагога, почетного гражданина города Буйнакска, автора более 40 книг, среди которых «Дагестан в История и легенды», «Ворота дагестанских гор», «У подножья Салатау», «Вслед за М. Ю. Лермонтовым через Дагестан», «Пленники гор Дагестана», «У каждого была своя война», «Я Я учитель», «Тайны гор Дагестана», «Дорога на Гуниб», «У подножия Гимринского хребта» и другие.

Однако, проанализировав, как дети изучают природу и развивают устную и письменную речь на занятиях по чтению и русскому языку (которые являются основными предметами), мы пришли к выводу, что дети мало знают о своем родном крае и недостаточно знают прошлое и настоящее своего региона. Более того, даже то немногое, что им известно, является абстрактным. Отсутствие конкретных деталей в знаниях детей вызывает трудности в восприятии и понимании содержания курса. Для повышения познавательного интереса детей к истории родного края, его природе, прошлому, настоящему и будущему педагоги должны провести анализ этой проблемы и определить оптимальные пути привития краеведения в своей школе. Краеведческое обучение является важнейшим условием нравственного, духовного и, тем более, патриотического воспитания детей. Учителя должны давать четкие ответы на вопросы «Зачем детям изучать свой родной край?», «Что им нужно изучать?», «Как учителя должны передавать краеведческие знания своим ученикам?» и т.д.

Не менее или даже более важную роль в обучении краеведению отводят организованным внеурочным и внешкольным занятиям, направленным на личностный рост. Успех этой работы зависит от непосредственной связи с социальной средой (родители, общественные организации, учреждения, которые распространяют знания о культуре села, района и города и могут помочь детям освоить социальную, культурную и природную среду родного края). Многолетний педагогический опыт, накопленный в школах Республики Дагестан (Средняя школа № 5 г. Буйнакска, СШ № 39в Махачкале, Ленинкентском МОУ № 35 и др.) показали, что постоянная краеведческая работа способствует формированию у детей представлений о своем месте в окружающем мире («Я — мой город»), о роли Республики Дагестан в истории России. и культура («Я — мой город, моя область и моя родина»). Такая воспитательная работа не подменяет региональные ценности ценностями всей страны и в то же время способствует нравственной зрелости и развитию гражданственности детей.

Природоведение как школьный предмет дает учителям благодатную почву для развития нравственных качеств у детей. Изучая этот предмет, школьники систематизируют и расширяют знания о своем родном крае, тонкостях взаимодействия человека и природы, расширяют знания о природных условиях и ресурсах, узнают новые сведения о растениях, животных и климате. Занятия по изучению природы должны представлять информацию о домашней природе в разных формах: через экскурсии, творчество, встречи с людьми различных профессий, беседы и др. Именно так школа закладывает у детей основы познавательного интереса к изучению родного города и края (как части окружающего микроклимата), создает условия для развития нравственных качеств. Дети открывают для себя основы уважительного и бережного отношения к природе, учатся взаимодействовать с ней, постигают значимость окружающего мира, что, в свою очередь, способствует развитию детской нравственности и поведения.

Большой потенциал нравственного воспитания школьников кроется в таком предмете, как «Культура и традиции народов Дагестана». Данная дисциплина предоставляет широкие возможности для нравственного воспитания школьников. Она помогает им воспринимать, учитывать и понимать общечеловеческие принципы нравственности и духовности, правила и цели своего и близкородственных народов, их социальную мудрость и опыт. Этот предмет также готовит детей к жизни в многонациональном и поликонфессиональном дагестанском и российском обществе (Мирзоев, 2003).

Комплексный анализ методов обучения, используемых на занятиях «Культура и традиции народов Дагестана», показывает большие возможности для нравственного развития в форме брифингов, круглых столов и, прежде всего, разнопрофильных занятий по таким темам, как «Традиционное почитание старости в дагестанском обществе», «Традиции взаимопомощи», «Этикет дагестанского народа», «Кодекс чести на Кавказе», «Поведение женщин в обществе», «Традиционное почитание стариков в обществе», «Семейная этика и культурное поведение дагестанцев», «Адат и законы шариата», «Досуг дагестанских этносов», «Народные развлечения и игры», «Культура и традиции русскоязычных этносов Дагестана», «Место религии в современное дагестанское общество», «Дружба и любовь», «Образ идеального дагестанского человека», «Образ идеальной женщины Кавказа», «Наследники героических традиций Кавказа», «Религия как часть национальной культура и фактор нравственного воспитания», «Национальный дагестанский менталитет», «Роль национальных традиций в становлении истинной личности», «Традиции мира и согласия», «Намус: национальный нравственный кодекс», «Нравственный кодекс поведения Дагестанские этносы» и другие. Стоит отметить, что на занятиях по теме «Культура и традиции народов Дагестана» учащиеся самостоятельно разрабатывают кодекс чести и совести, делают доклады, представляют работы, проводят небольшие исследования. Такие занятия затрагивают самые актуальные стороны жизни и позволяют каждому школьнику высказать свое мнение по актуальным проблемам духовно-нравственного развития, воспитания, формирования общественно значимого мировоззрения патриота республики и страны.

Заключение

В статье развитие нравственно-духовных качеств (нравственно-духовное воспитание) рассматривается как взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на усвоение системы нравственно-духовных ценностей общества и как акт закрепления этих ценностей в мироощущении человека отношению к себе, другим людям и окружающему миру.

Цель духовно-нравственного воспитания – привить школьникам ценности человечества и существования, помочь им найти свое место в стране и мире.

Процессы, отражающие стремление наций к сохранению своей идентичности («национальное возрождение»), являются результатом попыток стирания этнических границ (в том числе в сфере образования). Крайние их проявления проявляются через межнациональные конфликты в России и мире. Выступая на Первом Собрании русских народов, Р. Гайнутдин (председатель Духовного управления Среднеевропейской России) сказал, что русские народы созданы разными не для того, чтобы воевать или противопоставляться, а для того, чтобы понимать друг друга, что вызывает уважение к национальным чертам народов. другие и объединение ради общих целей. Это делает нашу страну сильной и способной преодолевать любые трудности.

Как российское, так и зарубежное законодательство рассматривает приобщение молодежи к культурным национальным традициям как одно из возможных решений этой проблемы. Согласно Руководящим принципам ООН по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних (1990 г.), особое внимание следует уделять развитию уважения к собственной культурной самобытности и образцам ребенка, к социальным ценностям страны, в которой живет ребенок, и к цивилизации, отличной от собственной ребенка.

Ведущая роль школы в духовно-нравственном воспитании молодежи средствами традиционной культуры закреплена и в региональном законодательстве. Образование является одним из важнейших социальных институтов, пропагандирующих идеи межнационального согласия и патриотизма. Следовательно, должны быть восстановлены этнокультурные и этносоциальные функции школы.

В этом контексте возвращение национальной культуры в сознание школьников становится задачей современного образования. Преследование этой цели сделает родную для многих поколений культуру неотъемлемой частью их личностного развития.

Необходимо отметить, что восстановление традиционных национальных механизмов восприятия, понимания, учета и применения как национальных, так и общечеловеческих культурных ценностей в жизни современного и будущих поколений, безусловно, необходимо и социально важно (Казаренкова, 1999).

В интересах каждого общества сохранить многовековой педагогический и воспитательный опыт и передать его молодому поколению; иначе становится невозможным не только развитие, но даже существование общества. Сохранение и приумножение педагогического опыта и, прежде всего, духовно-нравственного потенциала поколений зависит от системы образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом мировоззренческого и культурного развития российского общества. Ключевой фигурой в решении этой важнейшей проблемы всегда был и остается благородный образ учителя.

Ссылки

  1. Алиева Б.С. (2003). Воспитательный потенциал дагестанской семьи. Вестник ДНЦ РАО, 2, 38-42.
  2. Казаренкова, Т. Б. (1999). Семья и общество: тенденции взаимодействия. Семья в России, 1(2), 61-71.
  3. Каирова И.А. и Богданова О.С. (1997). Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. Учебное пособие для учителей. Москва: Просвещение.
  4. Магомедова З. С. (2013). Педагогическая составляющая в нравственном развитии личности. Педагогическое образование и наука, 1, 132-135.
  5. Мирзоев, С. А. (2003). Культура и традиции дагестанского народа. Махачкала: Издательство НИИ педагогики.
  6. Руководство Организации Объединенных Наций по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, A/RES/45/112 (1990). Получено с http://www.un.org/documents/ga/res/45/a45r112.htm
  7. .

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4. 0 International License.

Об этой статье

Естественные, моральные и духовные состояния человека

Shutterstock | Тео Тарра

Хазрат Мирза Гулам Ахмад (а.с.), Обетованный Мессия и Имам Махди

Обетованный Мессия (а.с.) написал более 80 книг на арабском, урду и персидском языках. Отрывки из его собрания сочинений были переведены на английский язык и систематизированы по темам. Обзор религий рад представить эти выдержки как часть ежемесячной статьи. Здесь Обетованный Мессия (а.с.) разъясняет четыре нравственных состояния человека, которые позволяют ему отказаться от зла. Выдержки из The Essence of Islamic, Vol. III , 13-20. Это вторая часть многосерийного сериала.


Нравственное состояние человека

Моральные качества бывают двух видов. Во-первых, те нравственные качества, которые позволяют человеку отбросить зло, и, во-вторых, те нравственные качества, которые позволяют ему творить добро. Отвержение зла включает в себя те нравственные качества, посредством которых человек старается не причинять своим языком, рукой, глазами или каким-либо другим органом вреда личности, имуществу, чести или жизни другого человека, а также не намереваться причинить какой-либо вред.0143 вред или унижение. Делать добро включает в себя все те нравы, с помощью которых человек пытается принести пользу собственности или чести другого человека своим языком, руками, имуществом, знаниями или другими средствами или даже намеревается сделать это. Или же он упускает из виду, причинил ли ему кто-либо какой-либо вред, за который виновный заслуживал наказания, и таким образом избавляет его от физических мучений или финансовых потерь; или пытается присудить ему наказание, которое на самом деле оказывается скрытым благословением для виновного.

— Ислами Усул ки Философия, Рухани Хазаин, том. 10, стр. 339-340

Нравственные качества, связанные с отбрасыванием зла

Должно быть ясно, что моральные качества, которые Истинный Творец предписал для отбрасывания зла, известны под четырьмя именами на арабском языке, что имеет особое значение. имя для всех человеческих идей, действий и морали.

Первое моральное качество для отказа от зла ​​известно как ихсан . Этот термин обозначает особый вид целомудрия, относящийся к репродуктивной силе мужчины и женщины. Мухсин и мухсинах соответственно означают мужчину или женщину, которые воздерживаются от недозволенного секса
или его предварительных действий, следствием которых для обоих является позор и проклятие в этом мире и мучения в будущей жизни; а для их родственников это довольно вредно, а также является источником позора…

Помните, моральное качество ихсан или целомудрие или половая чистота, может быть названо моральным только тогда, когда человек, способный глазеть или прелюбодействовать удерживает себя от этого. Если человек лишен мужественности из-за незрелости, импотенции, евнуха или из-за преклонного возраста, мы не можем приписать ему это особое нравственное качество, известное как целомудрие…

Всемогущий Бог не только повелел хранить целомудрие, но и предписал пять средств для его защиты, а именно: воздерживаться от взглядов на тех, с кем нам не дозволено видеться, или слышать их голоса, или слушать истории о них, и избегать участия во всех те случаи, которые могут привести к злу, и пост, если человек не женат. Мы можем с уверенностью заявить, что это превосходное учение со всеми его подробностями, изложенное в Священном Коране, свойственно только исламу…

Из различных форм отказа от зла ​​второй является добродетель, известная как аманат и диянат [честность и порядочность], которая представляет собой нерасположение причинять кому-либо вред, озорно и нечестно завладевая его имуществом. Должно быть ясно, что честность и порядочность составляют естественное человеческое состояние. Вот почему ребенок, простой и наивный по натуре и по малолетству еще не приобретший дурных привычек, не любит чужого; настолько, что с большим трудом позволяет незнакомой женщине кормить его грудью. Если кормилица не назначена достаточно рано, другой женщине становится очень трудно кормить ребенка грудью, и в таком случае ребенок страдает так сильно, что подвергается опасности сама его жизнь. Он по природе своей противится молоку другой женщины. В чем секрет этого отвращения? Только то, что у него есть врожденное отвращение оставить свою мать и обратиться к тому, что принадлежит чужому.

Когда мы глубоко размышляем над этой привычкой младенца, становится ясно, что эта черта неприязни к тому, что принадлежит незнакомцу, и даже страдание из-за этого является источником честности и прямоты. Никому нельзя приписать качество честности, если, подобно младенцу, он не разовьет в своем сердце глубокую неприязнь и отвращение к владению чужой собственностью. Но младенец не пользуется этой привычкой по назначению и часто сильно страдает из-за своего невежества. Эта привычка представляет собой естественный способ поведения, проявляющийся непроизвольно; поэтому оно не может составлять часть его морали, хотя в человеческой природе это является первопричиной
моральные ценности честности и добросовестности. Подобно тому, как младенец не может быть назван верным и заслуживающим доверия из-за этой бессознательной привычки, точно так же нельзя сказать, что человек, который не использует это естественное состояние по назначению, обладает этим нравственным качеством.

Быть честным и заслуживающим доверия — очень деликатный вопрос, и человек не может быть честным и заслуживающим доверия, если он не выполняет все его аспекты. В следующих стихах Бог в качестве иллюстрации учит нас, как быть честными:

[1]

[2]

Перевод: «Если среди вас есть богатый человек, который не является психически здоровым, например, сирота или несовершеннолетний, и есть риск, что он растратит свое имущество, причитающееся слабоумию, бери на себя управление имуществом (как придворных подопечных) и не отдавай имущество, которое может быть использовано для торговли и коммерции, слабоумным. Но кормите их и одевайте должным образом, как требуется, и говорите с ними соответствующим образом, то есть учите их тому, что увеличивает их понимание и навыки, пока они не перестанут быть невежественными и неопытными. Если они потомки торговца, научите их торговле, а если их родители принадлежали к другой профессии, обучайте их соответственно. Короче говоря, обучайте их и продолжайте испытывать их, чтобы убедиться, что ваше обучение не напрасно, пока они не достигнут брачного возраста, т. е. 18 лет. Затем, если вы найдете их способными управлять своим имуществом, передайте его их. Не растрачивайте их имущество. И, если на то пошло, вы не должны торопиться потреблять их имущество, опасаясь, что они придут просить его, когда вырастут. Богатый человек не должен брать никакой компенсации за управление имуществом, а нуждающийся может делать это только в той мере, в какой это допускается обычаем». сирот, а директора оставил нетронутым. То же самое в указанном здесь.

Затем сказано: «Когда вы отдаете им их имущество, делайте это в присутствии свидетелей». И если человек умирает, оставив после себя слабых и несовершеннолетних детей, он не должен составлять завещание, которое несправедливо относится к детям. Те, кто поедает имущество сирот несправедливо к сиротам, не пожирают имущество, но поглощают огонь и будут брошены в пылающий огонь».

В этих аятах Всевышний Аллах подробно перечислил все виды нечестности, и ни один вид нечестности не был упущен. Бог не просто запретил красть, чтобы невежде не пришло в голову, что одно только воровство для него противозаконно, а все остальные безобразия дозволены. Объявление всех нечестных действий незаконными — истинная мудрость.

Короче говоря, если человек не обладает качествами порядочности и честности с полным осознанием их последствий, даже если кажется, что он проявляет порядочность и честность в определенных вопросах, такое его поведение не будет считаться нравственным. Вместо этого это будет естественное состояние, лишенное рационального осознания и проницательности.

Третье нравственное качество в контексте отказа от зла ​​называется худна и хаун по-арабски, что означает не причинять никому неправомерных физических страданий, быть безобидным, жить мирно. Миролюбие, несомненно, является высоким нравственным качеством и обязательно для человечества. Естественная способность, соответствующая этому нравственному качеству ребенка, регулирование которой порождает это нравственное качество, есть привязанность, или податливость. В своем естественном состоянии, когда человек лишен разума, он не может понять ни предмета мира, ни понятия ведения войны. В это время обнаруженный в нем импульс привязанности является корнем умиротворения. Но так как оно осуществляется не благодаря разуму, размышлению и выбору, его нельзя назвать нравственным. Моральным оно станет только тогда, когда человек решит быть безобидным и применяет нравственное качество миролюбия в надлежащем случае и воздерживается от применения его неуместно. В этом контексте божественное учение таково:

[3]

То есть: «Старайтесь к согласию между собой».

«Доброта заключается в примирении».

«Если они склоняются к миру, склоняйтесь к нему и вы». Милостивого Господа — это те, кто ходит по земле в мире.»

«Когда им случается услышать что-нибудь дерзкое, предвещающее спор или предвещающее неприятности, они уходят со спокойным достоинством и не вступают в ссоры по пустякам».

Это означает, что, если они не сталкиваются с крайними репрессиями, они не любят протестовать. Это действительно приличия миролюбия, что следует игнорировать мелочи и быть готовым прощать. Срок laghw , согласно арабской лексике, означает определенный вид поведения, например, когда сплетник болтает или причиняет вред, но на самом деле не способен причинить вред или создать проблемы; следовательно, это признак миролюбия — потворствовать такому бессмысленному проступку.

Четвертая форма отказа от зла ​​заключается в рифк и каул-и-хасан [мягкость и вежливость], и естественное состояние, порождающее это качество, называется талакат, или жизнерадостность. Пока ребенок не научится говорить, вместо учтивости и вежливости он проявляет жизнерадостность. Это показывает, что корень вежливости — жизнерадостность. Жизнерадостность — это естественная способность, а вежливость — моральное качество, порождаемое правильным использованием этой способности. В этом контексте учение Всемогущего Бога таково:

Перевод: «Говори людям то, что действительно хорошо». «Пусть один народ не смеется над другим народом; вполне может быть, что
те, над кем смеются, действительно достойны похвалы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *